Научная статья на тему 'Совершенствование организации инновационного цикла через развитие инфраструктуры'

Совершенствование организации инновационного цикла через развитие инфраструктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
101
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Совершенствование организации инновационного цикла через развитие инфраструктуры»

№ 2(21), 2010 г.

17. Анаева Е.А. Прокуратура - субъект публичного права //Право. Законодательство. Личность: Сборник научных трудов. Выпуск 3. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2008. - С. 77-83;

18. Богданова И. О перспективах использования категории «юридическое лицо публичного права» в российском законодательстве//Хозяйство и право. 2008. №1. - С. 68-72;

19. Чаптурия Л.Л. Юридические лица публичного права: их место в гражданском праве и особенности правового регу-лирования // Государство и право. 2008. - № 3. - С. 38-45;

20. Чиркни В.Е. Юридическое лицо публичного права. - М.: Норма, 2007.

21 Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания РФ из числа членов Совета Федерации, трое - Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое- Президентом РФ, трое - Правительством РФ. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.

22. СЗРФ. 1995. - №3. Ст. 167.

23. Грачева Е.Ю. Развитие бюджетного контроля как одного из видов финансового контроля // Финансовая система России: опыт и перспективы правового регулирования: Материалы междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 4-5 сентября 2008 г. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - С. 61.

24. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право / Отв. ред. Н.И. Химичева. - М.: Норма, 2005. С. 149 (автор главы - Н.И. Химичева).

25. Манохин В.М., АдуижинЮ.С., Бикиишев З.А. Российское административное право. - М.: Юристъ, 1996. - С. 212.

26. Величко А.Ю. Контрольно-надзорная деятельность государства: система и ее элементы // Государство и право. 2008. - № 1. - С. 100.

27. БородинаН.М. Правовое регулирование деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд юрид. наук. Саратов, 2000. - С. 20;

28. Рыбакова С.В. Правовое регулирование надзора Банка России за деятельностью кредитных организаций: Автореф. дисс. ... канд юрид. наук. Саратов, 2001. - С. 8.

29. СтуденикинаМ.С. Государственный контроль в сфере управления. - М.: Юридическая литература, 1974.- С. 17.

30. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004г. №278) // СЗ РФ. 2004. - № 25. Ст. 2561.

31. Положение о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506)//СЗ РФ. 2004. №40. Ст. 3961.

32. СЗРФ. 1998. - №31. Ст. 3824.

33. Малъко А.Б. Правовая политика в условиях правовой реформы современной России // Правовая политика России: теория и практика: Монография / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М.: Проспект, 2006. - С. 54.

34. Химичева Н.И. Конституционные основы финансового права и проблемы его развития // Научные труды. Российская академия юридических наук. Выпуск 4: В 3-х т. Т. 3. М.: Юрист, 2004. - С. 668;

35. ПлотниковаЮ.А. Правовые основы финансового контроля представительных (законодательных) органов государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2008. -С. 15.

КОРТУНОВА В.С.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ЦИКЛА ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

В современных условиях инновации выступают мощным рычагом, с помощью которого многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку и насыщают рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов приводят к росту объемов производства, занятости, инвестиций, внешнеторгового оборота, улучшению качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, совершенствованию организации

25

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

производства и повышению его эффективности. Все это предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшает социальноэкономическую ситуацию в стране. Поэтому во всем мире развитие инновационной деятельности рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики.

В научный оборот понятие инновации как экономической категории ввел в 1912 г. австрийский ученый-экономист Й. Шумпетер, который трактовал инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

В соответствии с международными стандартами инновация представляет собой конечный результат интеллектуальной деятельности (научно-технических исследований, научно-технических открытий и изобретений, научных идей) в виде некоторого нового объекта (системы, технологии, оборудования, товаров и услуг) или в виде объекта, качественно отличного от предшествующего аналога [1,с.5].

Однако согласно Ф. Никсону, инновация - это совокупность не только технических и производственных, но и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования [2,с.57].

Б.Твисс развивает эту идею, определяя инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание [2,с.57].

Б.Санто понимает под инновацией общественный-технический-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших своими свойствами изделий, технологий, и в случае, когда они сориентированы на экономическую выгоду, на прибыль, их появление на рынке может принести дополнительный доход [3,с.83].

Ю.М.Бажал очерчивает инновацию довольно четко - это коммерческое внедрение новой продукции или новых средств производства [4,с.40].

Инновации воплощаются в экономическую жизнь как в материализованном (новые или улучшенные изделия, технологии, оборудование, материалы, источники энергии и т.п.), так и в нематериализованном виде (улучшение организации труда и управления экономикой, повышение квалификации работников).

Обязательными признаками, диалектическое единство которых образует объект, характеризующийся понятием «инновация», являются наличие коммерческого эффекта и новизны. Если отсутствует первый признак, речь может идти только о нововведении, если отсутствует второй - о традиционном товаре. Инновация является констатацией факта успешной коммерческой реализации новой идеи или разработки.

Таким образом, инновация охватывает весь спектр видов деятельности от исследований и разработок до маркетинга. Инновация - это не просто объект (научно-техническая разработка, идея или ноу-хау), созданный и внедренный в производство, а успешно внедренный, и результатом данного рыночного внедрения является получение прибыли от реализации.

Следовательно, коммерциализация инноваций как деятельность, во время которой научный результат или технологическая разработка реализуются с получением коммерческого эффекта, являясь экономической составляющей инновационного процесса, выступает ключевым вопросом инновационной экономики, поскольку инновация не может считаться успешно реализованной, если она не приносит ожидаемой выгоды.

Традиционными субъектами инновационной сферы деятельности являются авторы (собственники) научно-технических разработок (в т. ч. незавершенных), организации, которым необходимы инновации для совершенствования и развития своей деятельности, инвесторы и государство.

Английский экономист Г. Бэннок в начале 1980-х гг. доказал, что из 70 важнейших изобретений ХХ в. более половины были сделаны малыми фирмами и самостоятельными изобретателями [5, с. 69]. Действительно, именно малые фирмы, отдельные предприниматели и независимые изобретатели, как правило, представляют собой первичный источник технических идей и инноваций, лежащих в основе бурного роста мировой промышленно развитой экономики.

Инновационная деятельность малых предприятий является одним из важнейших факторов экономического развития государства. При этом роль малого бизнеса в формировании интерфейса производства с наукой достаточно существенна — он определенным образом передает научному сообществу информацию о рыночном спросе на новые технологии, материалы и продукты. Тем самым проявляется двойной интерес: с одной стороны - малый инновационный бизнес придает импульс науке для изменения приоритетов в области прикладных исследований и разработок, с другой - доводит до коммерческого результата деятельность научных организаций [6, с. 82-83].

Под инновациями обычно принято понимать разработку и внедрение самых различных новшеств. Поэтому логическая схема «стадия^результат» инновационного цикла изображается следующим образом (рис. 1.1).

26

№ 2(21), 2010 г.

Фундамен-

тальные

исследования

СТАДИЯ

Прикладные

исследования

V

Опытно-конструкторские работы

Научное

открытие

Лицензирование и

сертификация

Теоретичес-

кая

Внедрение в промышленное

производство

Рыночное

внедрение

(коммерческая

реализация)

Опытный

образец

Новинка/

Новшество

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕН ИЯ СТАДИЙ

у разработка у (прототип, у изобрете-

ние)

Нововведе-

ние

Инновация

Рис. 1.1. Структурное поэтапное рассмотрение организации инновационного цикла Источник: сост. авт.

Как видно из рисунка, каждая функциональная стадия характеризуется своим результатом, наличие которого является необходимым условием для перехода к следующей стадии. Процесс начинается с появления в результате поисковых научных работ научного открытия, объективно объясняющего ранее неизвестные закономерности и явления. В ходе прикладных исследований формируется теоретическая разработка, определяющая механизм практического применения научного открытия (типичной формой воплощения являются рабочие чертежи). Посредством опытно-конструкторских работ, включающих в себя выполнение работ по эскизно-техническому проектированию, разработке рабочей конструкторской документации, изготовлению и экспериментальному испытанию опытных образцов (прототипов) инновационной продукции, демонстрируется техническая возможность практической реализации теоретической разработки (первоначальной новаторской идеи) в виде действующей модели. Далее в результате официального документального признания государственными учреждениями, т.е. прохождения всех официальных процедур испытания, регистрации, сертификации и лицензирования, исследовательский образец подготавливается к стадии промышленного использования и получает статус новинки, которая, благодаря созданию и введению мощностей по массовому производству инновационной продукции на основе экономически выгодной технологии, трансформируется в нововведение. Посредством успешного рыночного внедрения нововведение превращается в инновацию, приносящую положительный коммерческий эффект.

Для успешного прохождения через каждую стадию процесса реализации инновационного проекта необходимо иметь различные информационные, материальные, финансовые и другие ресурсы. При этом очень часто перед изобретателями встает ряд непреодолимых собственными силами барьеров.

Чтобы проверить техническую возможность реализации новаторской идеи и воплотить ее в форме работающего прототипа, авторам идеи необходимо иметь средства для аренды помещения, выплаты зарплаты обслуживающему персоналу, а также доступ к производственным мощностям по изготовлению и испытанию прототипа. Для успешной разработки технологического процесса массового производства разработчикам необходимо иметь доступ к опытным производственным мощностям и финансовые ресурсы для покупки материалов, оплаты использования производственных мощностей и выплаты заработной платы участникам работ. Однако, в первую очередь проблема организации и финансирования касается начальных этапов создания инновации.

Фундаментальная наука, направленная на получение новых научных знаний и выявление наиболее существенных закономерностей безотносительно к их конкретному использованию, выступает в качестве генератора идей, открывает прорывы в новые области. Прикладные научно-исследовательские работы направлены на исследование путей практического применения открытых ранее явлений и процессов. Однако типичный масштаб времени для получения коммерчески выгодного открытия и его внедрения в массовое производство - 15-25 лет от начала финансирования научного направления. При этом не все научные

27

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

исследования ведут к появлению коммерчески выгодных открытий. Частота успеха составляет от 1:10 до 1: 100, т.е. только одно из 10 или одно из 100 научных исследований ведет к коммерческим привлекательным открытиям [7, с. 38].

Высокие риски ведения научно-исследовательских работ и их значительная временная продолжительность приближают коммерческий эффект данного процесса в лучшем случае к нулевой отметке.

Поскольку инновационные проекты являются наиболее рискованными, для них невозможно получить финансирование от таких общепринятых источников, как, например, банковский кредит или ссуда.

Фундаментальные научные исследования исключительно важны для долгосрочного повышения благосостояния общества в целом, обеспечения устойчивого положения государства и других общественных институтов на мировом рынке и международной политической арене. Поэтому во всем мире основным источником финансовых ресурсов для осуществления поисковых научно-исследовательских работ выступает бюджет государства.

Частный капитал, для которого определяющими потребностями являются обеспечение выживания предприятия, максимизация прибыли и завоевание лидирующего положения на рынке, как правило, не финансирует поисковые работы напрямую, а привлекается за счет создания налоговых льгот для частных предприятий, делающих финансовые взносы в общественные фонды поддержки научных исследований. Таким образом, компенсируется недостаточность общественных фондов для научных исследований путем привлечения частного капитала.

Прямое государственное участие в финансировании используется только на самых первых стадиях. На последующих стадиях ввиду ограниченности государственного бюджета и невысокой эффективности и недостаточной гибкости государственного аппарата при управлении множеством сложных и небольших проектов, прямое государственное участие в финансировании имеет скорее ограниченный характер. Гораздо в большей степени применяются различные формы косвенной государственной помощи через льготное налогообложение и поддержку финансового лизинга.

Маркетинговые исследования потенциального рынка необходимы для определения будущей рыночной востребованности инновации. Они могут либо опровергнуть, либо подтвердить потребность в данной инновации, выявить конкретных будущих потребителей, действительных и потенциально возможных конкурентов. Кроме того, целью маркетингового исследования инновационного проекта является не только оценка спроса, но и оценка примерного объема продаж, который будет обеспечен в результате выпуска товара или услуги. Причем данная оценка имеет очень большое значение, так как объем продаж - это конечный показатель успеха проекта.

Сбор информации связан с затратой дополнительных средств и времени, которых у разработчика не бывает в избытке. Значительны и информационные, и рекламные затраты, направленные на инициирование первичного спроса на новый продукт. Все это обуславливает необходимость поиска нужных средств.

Инновационные проекты наиболее рискованные, поэтому для них невозможно получить финансирование от общепринятых источников (например, банковский кредит или ссуда). В связи с этим возникает потребность привлечения венчурного финансирования.

Хотя и считается, что одной из функций венчурного бизнеса является поиск перспективных инноваций на уровне идей или начальных разработок, финансирование процессов исследований и разработок вплоть до конечного результата в виде нового продукта, на самом деле в большинстве случаев венчурный капитал начинает финансировать инновационный процесс только на «внедренческих» стадиях, которые характеризуются относительно короткой временной продолжительностью и частотой успеха от 1:3 до 1:10 [7, с. 38]. Подобный масштаб времени и относительно низкие риски ведения внедренческих работ довольно привлекательны для частного капитала.

Однако и в общении между изобретателем и инвестором тоже возникают проблемы.

Потенциальные инвесторы и партнеры при отборе инновационных проектов для финансирования хотят видеть четкое и лаконичное резюме: что есть у новатора, где это можно использовать, каковы ожидаемый результат и стоимость внедрения. Однако неосведомленность относительно юридических вопросов оформления прав на объекты интеллектуальной собственности и особенностей их купли-продажи приводит к тому, что разработчики не дают информацию о своей идее и не представляют ее на экспертизу, так как опасаются потерять авторские права на разработку при раскрытии ее технологических характеристик перед инвесторами.

Недостаток экономического образования, проявляющийся в неумении составить бизнес-план и оценить коммерческий потенциал работы, приводит к тому, что разработчики обращаются к инвесторам, имея на

28

№ 2(21), 2010 г.

руках сырой продукт, сырой бизнес-план или вообще не имея ничего, кроме разработок, и поэтому они не готовы ответить на вопросы, где и как именно их творческие находки могут быть применены.

Некоторые авторы утверждают, что их разработка гениальна и изменит мир, поэтому они имеют тяготение к определенной гигантомании и требуют инвестирования в огромных объемах без четкого экономического обоснования. При этом они не знают или не учитывают ситуацию на рынке, которая сегодня может быть такова, что даже исключительная разработка может оказаться невостребованной: или она стоит слишком дорого, или вообще не нужна.

Поэтому инвесторы отказываются вкладывать в разработчика, который имеет смутное представление о модели бизнеса и цели привлечения инвестиций, не хочет признавать за инвестором и приглашенными менеджерами право на бизнес-решения, и при этом наделен непомерными амбициями.

Иногда материализация новых идей и открытий не получается, поскольку значительные препятствия на пути коммерциализации инноваций создает недооценка учеными и инженерами роли менеджмента. Как правило, коммерциализацией научных исследований занимаются те же специалисты, которые их разрабатывают. В действительности же опыт коммерциализации в развитых странах показывает, что ученый не обязан быть хорошим организатором и руководителем, причем в сфере, существенно отличающейся от научной.

Таким образом, специфика сферы инновационного предпринимательства, выражающаяся в высоком риске, долгом пути от идеи до ее реализации в виде коммерческого продукта, низкой выживаемости новых инновационных фирм, объективно требует функционирования разветвленной инфраструктуры его поддержки.

При исследовании сущности инновационной инфраструктуры необходимо определить ее миссию, цель и функции в инновационной сфере. Миссией инновационной инфраструктуры является повышение эффективности и уменьшение продолжительности инновационного процесса на основе обеспечения и оптимизации процессов функционирования и взаимодействия его составных элементов. Целью инновационной инфраструктуры является предоставление услуг и уменьшение стоимости взаимодействия субъектов научно-технической и инновационной деятельности путем оформления взаимосвязей инновационной системы в специализированные организационные формы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечают Б. Преображенский и Т Наролина, инновационная инфраструктура является одним из основных инструментов и механизмов развития инновационной экономики. Исходя из этого, они определяют инновационную инфраструктуру как совокупность взаимосвязанных, взаимодополняющих производственнотехнических систем, организаций, фирм и соответствующих организационно-управленческих систем, необходимых и достаточных для эффективного осуществления инновационной деятельности и реализации инноваций [8, с. 18].

Основной целью функционирования инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства является содействие субъектам предпринимательской деятельности на всех этапах развития инновационного предприятия или инновационного проекта.

Среди функций инновационной инфраструктуры можно выделить следующие:

- обеспечение и поддержка взаимосвязей между субъектами научно-технической и инновационной сфер;

- содействие распространению специализации в инновационной сфере;

- информационная, производственно-техническая, финансовая и консультативная поддержка инновационной сферы;

- юридическое и общественное регулирование инновационной деятельности;

- селекция субъектов инновационной деятельности;

- страхование инновационных проектов;

- подготовка кадров для инновационной деятельности;

- сертификация и стандартизация инновационной продукции и т.п.

Каждая из указанных функций должна быть подкреплена организационно-экономическим механизмом ее реализации, который предусматривает существование организационных форм, преимущественно в виде специализированных организаций, которые будут оптимизировать затраты обмена субъектов инновационной сферы.

На рис. 1.2 представлены подсистемы инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства.

29

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

о

U

о

X

к

о

к

иг

ей

ю

о

X

к

к

о

1-4

о

ч

ей

к

и

*

л

к

ч

ч

о

с

ей

Он

и

л

н

о

ей

Он

X

S_

ей

Ю

н

о

л

S

£

S

к

к

к

Он

с

ч

о

Он

с

Рис. 1.2. Подсистемы инфраструктуры поддержки инновационного предпринимательства Источник: сост. авт.

Как видно из рис. 1.2, инфраструктура поддержки малого инновационного предпринимательства состоит из совокупности взаимосвязанных и взаимодополняющих производственных и организационных подсистем, необходимых для эффективного осуществления инновационной деятельности.

Производственно-технологическая подсистема инфраструктуры инновационной деятельности формирует услуги для предпринимателей и делает старт для малого бизнеса более простым и менее затратным. Благодаря ее элементам можно получить доступ ко многим ресурсам, в том числе и к выстраиванию партнерских отношений.

Финансовая подсистема нацелена на привлечение свободных финансовых средств для обеспечения инновационного процесса оборотными средствами и, после завершения проекта, на возвращение этих финансовых средств для финансирования новых проектов. Оборотный капитал позволяет привлечь необходимые кадры, арендовать помещение, закупить необходимое исследовательское или промышленное оборудование и сырье. Поэтому финансово-кредитные институты как элемент инновационной инфраструктуры обеспечивают аккумуляцию ресурсов и их распределение по субъектам инновационной деятельности, а также осуществляют финансовую поддержку перспективных проектов.

Подсистема информационного обеспечения предназначена, в первую очередь, для получения сведений о последних достижениях науки. Она, как часть инфраструктуры инновационной деятельности, поддерживает ее функционирование в условиях непрекращающихся внутренних и внешних изменений, которые затрагивают не только количественные характеристики инновационных потоков информации, но и условия, и скоординированные правила движения новшества по стадиям жизненного цикла.

К задачам экспертно-консалтинговой подсистемы относится не только рыночная оценка технологий, интеллектуальной собственности, ноу-хау, но и анализ сравнительного эффекта от внедрения, прогноз конкурентоспособности в мирохозяйственном масштабе. Кроме того, осуществляется контроль над ходом выполнения проекта и экспертная оценка степени выполнения намеченного плана работ и готовности проекта для дальнейшего использования, а также проведение специальных процедур, удостоверяющих соответствие проекта заданным требованиям и условиям.

30

№ 2(21), 2010 г.

Кадровая подсистема инновационной инфраструктуры готовит персонал, свободно ориентирующийся в способах решения задач создания и развития экономики, основанной на знаниях. При этом главная цель повышения квалификации состоит в том, чтобы сделать более эффективной работу механизма передачи знаний от научных организаций промышленным фирмам. Кроме того, в данную подсистему входят различные формы обучения предпринимателей предпринимательским привычкам и основам ведения бизнеса в инновационной сфере.

Опыт развитых стран мира подтверждает, что конкурентными преимуществами обладают те из них, которые имеют развитую инфраструктуру создания и реализации инноваций, владеют наиболее эффективным механизмом осуществления инновационной деятельности.

Сегодня инновационная инфраструктура пополняется субъектами хозяйствования, которые непосредственного не участвуют в создании объектов интеллектуальной собственности, а берут на себя при реализации этапов инновационного цикла роль координирующего организатора.

Данные субъекты анализируют научно-технические тенденции, состояние рынка интеллектуальной собственности и структуры деловой активности, и на основе собранной и обработанной информации осуществляют координационно-юридическую помощь собственникам новых разработок, венчурным фондам и потребителям инновационной продукции в защите интересов и максимизации эффективности их деятельности.

Из-за высокой сложности и объемности информационного рынка разработчику чрезвычайно трудно и дорого вести самостоятельный поиск и анализ необходимой информации по новой продукции и потенциальному рынку. Для повышения эффективности доступа разработчика к объектам интеллектуальной собственности на информационном рынке формируется особый вид субъектов информационного рынка - фирмы, специализирующиеся на предоставлении соответствующих информационно-консультационных услуг.

Информационная помощь предприятиям предоставляется уже на стадии учреждения и регистрации. Через систему информационных бизнес-центров при торгово-промышленных палатах молодые предприятия имеют возможность получить качественную и недорогую консультационную помощь в получении необходимых лицензий, анализе нормативных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в отрасли, организационную помощь в поиске партнеров, клиентов и т.д.

Поиск потенциальных сфер применения инноваций является слабоструктурированным, творческим процессом, который может опираться на методы мозгового штурма, метод аналогов, широкий отраслевой поиск, анализ бизнес-систем в перспективных отраслях и т.д. Но в любом случае требуются широкий кругозор, определенная проницательность и информированность, опыт подобной работы, наличие связей в деловой среде, коммуникабельность, навыки делового общения и другие качества, которыми не всегда владеет исследователь.

Следовательно, поиск потенциальных рынков - это специализированный вид деятельности, в котором может участвовать создатель инновации, но организовать эту деятельность призваны другие специалисты -инновационные менеджеры.

Данные субъекты анализируют научно-технические тенденции, состояние рынка интеллектуальной собственности и структуры деловой активности, и на основе собранной и обработанной информации осуществляют координационно-юридическую помощь собственникам новых разработок, венчурным фондам и потребителям инновационной продукции в защите интересов и максимизации эффективности их деятельности.

Инновационные менеджеры обеспечивают возникновение связей между потенциальными покупателями и инноваторами, способствуют значительному увеличению скорости прохождения разработки всех стадий инновационного цикла. Это выражается в формировании горизонтальных связей между научными организациями, малыми инновационными предприятиями и крупным бизнесом, а также вертикальных связей между муниципальным, региональным и федеральным уровнями управления инновационной деятельностью.

Коммерциализация технологий полностью отсутствовала в прошлой экономике и в опыте образовательной подготовки. Поэтому одной из самых важных и актуальных задач в деле подготовки специалистов, готовых к работе в условиях инновационного процесса, оказывается выпуск следующих специалистов:

- предпринимателей и менеджеров в области исследований и разработок;

- специалистов в области мониторинга инновационных проектов и их отбора;

- профессионалов-менеджеров для фондов венчурного капитала и венчурных компаний [9, с. 228].

Все это определяет высокие требования к подготовке инновационных менеджеров: они должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-экономическими знаниями, качествами традиционного менеджера и ученого-исследователя, быть квалифицированными экономистами, способными оценить эффективность нововведений.

31

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА

Рынок инноваций интенсивно пополняется новыми игроками, следствием чего стал быстрый рост количества выдаваемых патентов. Поэтому для современной компании актуальна проблема управления принадлежащими ей объектами интеллектуальной собственности, в частности оценка их текущей и будущей стоимости, выявление возможностей взаимодействия разработок собственных и других компаний, а также возможных будущих направлений исследований. Все это также обуславливает необходимость включения инновационных менеджеров в процесс управления инновационным проектом.

В результате оптимизации процесса коммерциализации научно-технических разработок происходит:

- сокращение времени от момента принятия решения о коммерциализации до выхода на рынок новой разработки;

- сокращение затрат на поиск и анализ научно-технической и рыночной информации;

- повышение успешности реализации инновационных проектов (уменьшение количества обанкротившихся проектов);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение эффективности инвестиций в инновационный проект;

- увеличение прибыли автора (собственника) от продажи собственной научно-технической разработки.

Коммерческая реализация научно-технической разработки собственными силами ученых и изобретателей

оказывается в среднем в 3-5 раз менее эффективной, чем выполнение данного процесса через систему инновационного посредничества, предоставляющую услуги профессионального инновационного менеджмента. В некоторых случаях данное расхождение может достигать нескольких сот процентов, не учитывая тот факт, что большое количество инновационных проектов вообще никогда бы не достигло стадии рыночной реализации без участия инновационного менеджера.

Для осуществления инновационной деятельности в условиях рыночного хозяйствования возникают объемные децентрализованные потоки информации по вопросам производственных технологий, авторских прав (интеллектуальной собственности), анализом рыночной конъюнктуры и др. Информационные и сервисные услуги, предоставляемые торгово-промышленными палатами и специализированными консультационными фирмами, позволяют снизить риски ведения предпринимательской инновационной деятельности, связанные с неполной или неверной интерпретацией полученной информации о новой продукции и рынках. Следовательно, благодаря лучшей информированности уменьшается число ошибок при организации бизнеса, находятся наиболее эффективные пути ресурсного обеспечения и, таким образом, значительно снижается риск банкротства участников инновационного процесса и обеспечивается его непрерывность.

Таким образом, в инновационной инфраструктуре в полном объеме проявляется системообразующая роль инновационного посредничества по совершенствованию организации инновационного цикла: именно субъекты инновационного посредничества обеспечивают общую цель формирования и развития инновационной инфраструктуры благодаря тому, что в совокупности образуют с ее составными частями структуру, которая состоит из внутренних и взаимодействующих с внешней средой подмеханизмов и функционирует на основе структурных и функциональных законов и закономерностей.

1. Гамидов Г. С. Основы инноватики и инновационной деятельности [Текст] / Г. С. Гамидов, В. Г. Колосов, Н. О. Османов. - СПб.: Политехника, 2000. - 323 с.

2. Давыдова Л. В. Инновации как фактор экономического роста [Текст] / Л. В. Давыдова, С. А. Ильминская // Финансы и кредит. - 2005. - № 17. - С. 56-61.

3. Санто Б. Инновация как средство экономического развития. - Г.: Прогресс, 1990. - 296 с.

4. Бажал Ю. М. Экономическая теория технологических изменений. Учебное пособие. - Киев.: «Завещание», 1996. - 238 с.

5. Bannok G. The economics of small firms. Return from the Wilderness. - Basil Blackwell Publisher, Oxford, 1981. - 130 p.

6. Нестеренко Ю. Малые инновационные предприятия в институциональной структуре «новой экономики» / Ю. Нестеренко // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 11. - С. 78-86.

7. Гаврилов К. Л. Механизм обновления: Концепция развития национальной инновационной системы России [Текст] / К. Л. Гаврилов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. - 144 с.

8. Преображенский Б. Создание инфраструктуры поддержки малого инновационного предпринимательства [Текст] /Б. Преображенский, Т Наролина // Предпринимательство. - 2007. - № 4. - С. 18-24.

9. Голиченко О. Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития [Текст] / О. Г. Голиченко. - М.: Наука, 2005. - 396 с.

32

№ 2(21), 2010 г.

ДОРОНКИНА Е.П.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

Усиливающееся в последнее время воздействие процессов глобализации и регионализации на деятельность экономических субъектов различных уровней создает предпосылки для обострения конкурентной борьбы между ними. Конкурентное противостояние на уровне национальных экономик, муниципальных образований и предприятий выражается, в первую очередь, в стремлении создать и реализовать количественные и качественные условия устойчивого развития данного фактора.

Взаимодействие и взаимозависимость экономических процессов в рамках государства обуславливает важность достижения высокой конкурентоспособности регионов для национальной экономики. Высокое положение региона в иерархии конкурентоспособности объясняется тем, что именно на данном уровне ставятся и осуществляются цели и задачи, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения, создание благоприятной среды для эффективной экономической деятельности. В этом смысле регион является самостоятельным хозяйствующим субъектом, формирующим и реализующим свои конкурентные преимущества.

Несмотря на наличие обширного теоретического и методологического материала в данной области, единого понятия конкурентоспособности и конкурентных преимуществ и подхода к их оценке до сих пор выработано не было.

Концепцию конкурентоспособности и конкурентных преимуществ экономического субъекта принято связывать с трудами М. Портера. Однако предпосылки ее создания восходят к трудам А. Смита, Д. Рикардо и А. Маршалла. В частности, А. Смит отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров» [1]. В неоклассической теории содержание конкуренции определяется как борьба за редкие экономические блага. Так, в трудах американского экономиста П. Хайне, «конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам» [2].

С развитием экономической теории понимание конкурентоспособности углублялось и расширялось. В зарубежной регионалистике вопросам конкуренции посвящены труды Г. Амстронга, Р Ричардсона, Дж. Тейлора, Дж. Тиссе, Х. Хотеллинга, где главенствующая роль отведена пространственным характеристикам региональных рынков.

Характер самостоятельной теоретической и практической проблемы регионального развития теория конкурентоспособность приобрела в работах М. Кламута, А. Классика, Э. Малески, П. Нижкампа. Концепция конкурентоспособности М. Портера включает два аспекта: факторный и результирующий. С позиции факторной оценки конкурентоспособности М. Портер рассматривает страны и регионы как среду, обеспечивающую конкурентоспособность фирм. Основные факторы «среды» М. Портер представил в виде ромба (рис. 1).

Рис. 1 - Факторы региональной конкурентоспособности в модели М. Портера.

В представлении М. Портера, конкурентоспособность территориального образования развивается по следующим четырем стадиям: конкуренция на основе факторов производства; конкуренция на основе инвестиций; конкуренция на основе инноваций; конкуренция на основе богатства. Первые три стадии связаны с экономическим ростом, последняя - с застоем и спадом [4].

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.