Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
402
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая доступность продовольствия / агропродовольственный комплекс / реальные доходы населения / конкурентная среда / оптовые продовольственные рынки / государственно-частное партнерство / малый агробизнес / economic availability of food / agro-food complex / real income of the population / competitive environment / wholesale food markets / public-private partnership / small agribusiness.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Решетникова Елена Геннадиевна

Достижение такого важного критерия продовольственной безопасности, как экономическая доступность продовольствия для всех групп населения в ситуации падения в последние годы реальных располагаемых доходов и сжатия платежеспособного спроса, усложненной экономическими последствиями пандемии Covid-19, должно опираться на развитие инструментов повышения доходов населения и рыночных механизмов формирования доступных цен на продовольствие. Цель проведенного исследования заключалась в обосновании направлений совершенствования процесса реализации продовольственной продукции на основе расширения конкурентной среды национального продовольственного рынка, упрощения условий для входа на рынок малого агробизнеса. Это возможно путем оптимизации структуры оптовой торговли продуктами питания посредством создания крупных оптовых продовольственных рынков по опыту стран с развитой рыночной экономикой. Формирование современного оптового звена торговли продуктами питания нацелено на обеспечение экономической доступности продовольствия для всех доходных групп населения за счет снижения издержек обращения товаров, осуществления оперативной доставки в сетевые магазины, магазины шаговой доступности и предприятия общественного питания свежей продукции местных производителей. Потребление продовольствия относится к первоочередным потребностям человека, удовлетворение которых на нормативном уровне способствует развитию всей системы потребностей. Для реализации цели статьи систематизированы различные подходы к определению понятия «личное потребление». Торговля продовольствием рассмотрена как важная часть третьей сферы агропродовольственного комплекса (АПК), проанализированы возможные тренды платежеспособного спроса на продукцию АПК в условиях действия нового глобального вызова. Показана роль оптовой торговли в формировании доступных цен на продовольственную продукцию, обобщен опыт организации оптовых продовольственных рынков в Испании и Франции. Отмечено, учитывая мировой опыт организации оптовых продовольственных рынков, что приоритет должен принадлежать механизму государственно-частного партнерства. Рассмотрены институциональные аспекты создания системы оптовых продовольственных рынков вокруг крупных городов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Решетникова Елена Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF WHOLESALE TRADE OF FOOD PRODUCTS AS A FACTOR OF ENSURING THE ECONOMIC AFFILIATION OF FOOD

Achieving such an important criterion of food security as the economic affordability of food for all groups of the population in a situation of falling real disposable income in recent years and shrinking effective demand, complicated by the economic consequences of the Covid-19 pandemic, should be based on the development of tools to increase household income and market mechanisms for the formation of affordable prices for food. The purpose of the study was to substantiate the directions for improving the process of selling food products based on expanding the competitive environment of the national food market, simplifying the conditions for entering the small agribusiness market. This is possible by optimizing the structure of wholesale food trade by creating large wholesale food markets based on the experience of countries with developed market economies. The formation of a modern wholesale link in the food trade is aimed at ensuring the economic accessibility of food for all income groups of the population by reducing the costs of circulation of goods, providing prompt delivery to chain stores, convenience stores and catering establishments of fresh produce from local producers. Food consumption is one of the primary human needs, the satisfaction of which at the normative level contributes to the development of the entire system of needs. To achieve the goal of the article, various approaches to the definition of the concept of "personal consumption" are systematized. Food trade is considered as an important part of the third sphere of the agro-food complex, possible trends in effective demand for agricultural products in the context of a new global challenge are analyzed. The role of wholesale trade in the formation of affordable prices for food products is shown, the experience of organizing wholesale food markets in Spain and France is summarized. It was noted, taking into account the world experience of organizing wholesale food markets, that the priority should belong to the mechanism of public-private partnership. The institutional aspects of creating a system of wholesale food markets around large cities are considered.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ»

УДК 338.242.4

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ DOI: 10.24412/2587-6740-2021-1-69-73

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИЕЙ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

Е.Г. Решетникова

ФГБУН Институт аграрных проблем Российской академии наук, г. Саратов, Россия

Достижение такого важного критерия продовольственной безопасности, как экономическая доступность продовольствия для всех групп населения в ситуации падения в последние годы реальных располагаемых доходов и сжатия платежеспособного спроса, усложненной экономическими последствиями пандемии соу№-19, должно опираться на развитие инструментов повышения доходов населения и рыночных механизмов формирования доступных цен на продовольствие. Цель проведенного исследования заключалась в обосновании направлений совершенствования процесса реализации продовольственной продукции на основе расширения конкурентной среды национального продовольственного рынка, упрощения условий для входа на рынок малого агробизнеса. Это возможно путем оптимизации структуры оптовой торговли продуктами питания посредством создания крупных оптовых продовольственных рынков по опыту стран с развитой рыночной экономикой. Формирование современного оптового звена торговли продуктами питания нацелено на обеспечение экономической доступности продовольствия для всех доходных групп населения за счет снижения издержек обращения товаров, осуществления оперативной доставки в сетевые магазины, магазины шаговой доступности и предприятия общественного питания свежей продукции местных производителей. Потребление продовольствия относится к первоочередным потребностям человека, удовлетворение которых на нормативном уровне способствует развитию всей системы потребностей. Для реализации цели статьи систематизированы различные подходы к определению понятия «личное потребление». Торговля продовольствием рассмотрена как важная часть третьей сферы агропродовольственного комплекса (АПК), проанализированы возможные тренды платежеспособного спроса на продукцию АПК в условиях действия нового глобального вызова. Показана роль оптовой торговли в формировании доступных цен на продовольственную продукцию, обобщен опыт организации оптовых продовольственных рынков в Испании и Франции. Отмечено, учитывая мировой опыт организации оптовых продовольственных рынков, что приоритет должен принадлежать механизму государственно-частного партнерства. Рассмотрены институциональные аспекты создания системы оптовых продовольственных рынков вокруг крупных городов. Ключевые слова: экономическая доступность продовольствия, агропродовольственный комплекс, реальные доходы населения, конкурентная среда, оптовые продовольственные рынки, государственно-частное партнерство, малый агробизнес.

Введение

Особое значение в структуре потребностей человека занимают потребности в питании, относящиеся к жизненно необходимым, без удовлетворения которых на нормативном уровне невозможен переход к более сложным видам потребностей. Удовлетворение потребностей в питании на нормативном уровне представляет собой один из критериев продовольственной безопасности страны. Продовольственная безопасность может быть достигнута при таком состоянии экономики, которое обеспечивает продовольственную независимость страны, а также экономическую, физическую и территориальную доступность продовольствия для всего населения в количестве, дающем возможность активной и здоровой жизни. Однако в настоящее время население страны в силу негативной динамики реальных доходов в полной мере не обеспечено объемами питания на уровне рациональных норм потребления. Определенная часть населения (около 10%) пребывает в состоянии продовольственной бедности, для которого характерно потребление основных продуктов на уровне ниже минимальных норм прожиточного минимума.

Большая роль в обеспечении продовольственной безопасности отводится торговле продовольственными товарами, относящейся к третьей сфере агропродовольственного комплекса (АПК), в состав которой входят переработка, заготовка, хранение, транспортировка и реализация конечной продукции агропродовольствен-ного комплекса. Предприятия отраслей третьей сферы АПК доставляют готовую продукцию к местам хранения и реализации. Именно с функ-

© Решетникова Е.Г., 2021

Международный сельскохозяйственный журнал, 2021,

ционированием торговых предприятий часто связана неоправданная многозвенность товародвижения, которая влияет на рост цен на продовольственную продукцию. В экономической литературе неоднократно высказывалась идея трансформации существующей системы сбыта продукции агропродовольственного комплекса, совершенствования оптового сегмента торговли на основе государственной поддержки малых форматов торговли и агробизнеса, упрощения попадания их на продовольственный рынок [1, 2].

Неблагоприятная ситуация с динамикой реальных доходов населения в последние 5 лет, усиленная социально-экономическим положением в условиях пандемии, осложняет решение задачи достижения экономической доступности продовольствия всеми группами населения. Совершенствование оптового звена торговли продовольственной продукцией является существенным фактором рыночного регулирования цен за счет расширения конкурентной среды продовольственного рынка, направлено на обеспечение экономической доступности продовольствия для всего населения.

Методы проведения исследования

Осуществленное исследование основывается на таких методах познания, как монографический и абстрактно-логический методы, метод сравнения, использование которых дало возможность обосновать направления совершенствования оптового звена торговли продовольственными товарами как важного условия обеспечения экономической доступности продовольствия для всех доходных групп населе-

том 64, № 1 (379), с. 69-73.

ния. Исследование направлений обеспечения экономической доступности продовольствия предполагает внесение терминологической четкости в понятийный аппарат, связанный со сферой потребления.

Наиболее важными аспектами исследования категории «потребление» в экономической теории на современном этапе является рассмотрение его как инновационного процесса, а также изучение факторов, влияющих на потребительское поведение, выявление возможности прогнозирования основных параметров потребления. Обобщая подходы классической экономической теории, маржинализма, отечественной экономической школы по вопросу о сущности потребления, следует рассматривать потребление как процесс удовлетворения комплекса личных потребностей посредством использования полезности того или иного блага. Интересен подход к личному потреблению как к сфере инновационных практик и к сфере самовыражения человека, что определяется усложнением потребительских процессов, существованием различных разновидностей товара, удовлетворяющего определенную потребность [3].

Проблемы развития сферы потребления тесно связаны с вопросами рационального потребительского выбора в условиях ограниченности денежных и других видов ресурсов, с вопросами формирования платежеспособного спроса населения, с обеспечением экономической доступности продовольствия. Проблема рационального потребительского выбора является предметом научных обсуждений на протяжении длительного времени. Для мар-

жиналистов было характерно понимание экономической рациональности потребителя как максимизации полезности в условиях полной информации. Позднее понимание важности учета фактора неопределенности при осуществлении рационального выбора предопределило возникновение теории ожидаемой полезности в структуре неоклассической теории. В современных исследованиях для претворения в жизнь рациональной модели потребительского выбора учитываются такие качества потребителя, как привычки, психологические особенности личности, уровень культуры [4, 5]. Возникновение поведенческой экономики способствовало разработке новой модели потребительского выбора, дающей его междисциплинарное обоснование.

В условиях негативной динамики реальных доходов населения основное значение при формировании платежеспособного спроса на продовольственную продукцию играют уровень доходов и цен. Доступные цены являются результатом развитой конкурентной среды продовольственного рынка, на котором представлены рыночные агенты различных организационно-правовых форм собственности. Как свидетельствует мировая практика, наряду с агрохолдингами и торговыми сетями на продовольственном рынке должны быть представлены предприятия малого агробизнеса и малые форматы торговли продовольствием. Это необходимо для формирования доступных цен, развития сельских территорий, своевременности доставки потребителю свежей продовольственной продукции, реализации экологически чистой продукции и др.

Например, в странах Европейского Сообщества (ЕС) важнейшая роль в продовольственном обеспечении принадлежит фермерам, доля мелких сельскохозяйственных производителей, с площадью менее 50 га, составляет 93% всех фермерских хозяйств, с площадью менее 5 га — около 60% [6]. В статье 39 Римского договора о создании ЕС одной из целей данной организации в области единой сельскохозяйственной политики провозглашено обеспечение разумных потребительских цен на продовольственные товары [7].

Важным инструментом реализации данной цели является создание оптовых продовольственных рынков, позволяющих занять достойное место на продовольственном рынке малому агробизнесу.

Эмпирическая база

Основными факторами, влияющими на достижение экономической доступности продовольствия, то есть возможности приобретения основных продуктов питания на уровне рациональных норм потребления, являются уровень доходов населения и цен на продовольствие. Степень реализации данного критерия продовольственной безопасности в полярных доходных группах населения РФ представлена в таблице 1.

Как видно из данных таблицы 1, ситуация с экономической доступностью продовольствия является достаточно сложной у первой доходной группы с минимальными доходами особенно по таким продуктам, как молоко, фрукты, овощи, рыба. Для малообеспеченных групп населения (первая-третья децильные доходные группы) характерна ситуация, когда уровень фактического потребления ряда продуктов пи-

тания находится ниже норм потребительской корзины прожиточного минимума (овощи, молоко и др.) (табл. 2). Наибольшая дифференциация в потреблении полярных доходных групп была характерна для фруктов и рыбных продуктов: коэффициенты фондов составили, соответственно, 2,4 и 1,96 раза.

В условиях пандемии ситуация осложнилась. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы в третьем квартале 2020 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года снизились на 4,8% [8]. Сократилась и покупательная способность среднедушевых денежных доходов по основным продуктам питания. В январе-сентябре 2020 г. по сравнению с январем-сентябрем 2019 г. она снизилась по говядине на 5,1 кг в месяц на человека, по молоку питьевому — на 24,4, рыбе мороженой — на 8,1, маслу подсолнечному — на 6,7, хлебу ржаному и ржано-пшеничному — на 45,6, маслу сливочному — на 4,8 кг [9].

Вместе с тем, если в первом квартале 2020 г. реальные располагаемые доходы населения России составили 75,7% к уровню предыдущего периода, то в третьем квартале 2020 г. по срав-

нению со вторым кварталом 2020 г. — 105,2% [8]. Потребительский «Индекс Иванова», отражающий уровень потребительской уверенности россиян со средними доходами, во втором квартале 2020 г. вырос на 5 процентных пунктов, повысившись до минус 31% по сравнению с минус 36% в мае [10].

В условиях существенного негативного влияния нового глобального вызова на динамику реальных доходов населения России, необходимости поддержания потребительского спроса были реализованы меры государственной поддержки различных категорий граждан, в частности семей с детьми и безработных. В настоящее время в России разработан Общенациональный план действий по нормализации деловой жизни, восстановлению занятости, доходов граждан и роста экономики. Одним из важнейших показателей, который нужно достичь к концу 2021 г., является устойчивый рост реальных денежных доходов населения, для этого планируется обеспечить повышение реальной заработной платы на уровне не менее 2,5% в год, сокращение доли бедного населения по сравнению с 2019 г. [11].

Таблица 1

Соотношение фактического уровня потребления основных продуктов питания и рациональной нормы в полярных доходных группах населения РФ в 2017-2018 гг., %

Продукты питания 2017 г. 2018 г.

10% группа с минималь ными доходами 10% группа с максималь ными доходами 10% группа с минималь ными доходами 10% группа с максималь ными доходами

Хлеб и хлебные продукты 95,6 101,1 95,0 98,0

Картофель 60,1 66,3 58,4 64,9

Овощи и бахчевые 48,1 92,4 50,3 93,3

Фрукты и ягоды 38,8 101,9 42,0 100,7

Мясо и мясные продукты 76,8 151,9 80,7 151,4

Молоко и молочные продукты 53,4 99,5 53,9 98,6

Яйца 65,8 106,5 67,3 105,4

Рыба и рыбные продукты 61,8 121,8 64,5 126,4

Сахар и кондитерские изделия 104,6 142,5 106,3 141,7

Масло растительное и другие жиры 75,8 97,5 78,3 91,7

Рассчитано на основе данных Росстата (https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_101/Main.htm) и рациональных норм потребления, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19.08.2016 г. № 614.

Таблица 2

Соотношение фактического уровня потребления основных продуктов питания и норм потребительской корзины прожиточного минимума в малообеспеченных группах населения РФ в 2018 г., %

Продукты питания Первая 10% доходная группа Вторая 10% доходная группа Третья 10% доходная группа Коэффициент фондов, раз

Хлеб и хлебные продукты 72,1 73,3 74,9 1,03

Картофель 52,4 55,1 56,6 1,11

Овощи и бахчевые 61,4 72,2 92,0 1,86

Фрукты и ягоды 70,0 89,5 102,2 2,40

Мясо и мясные продукты 100,5 122,7 132,4 1,88

Молоко и молочные продукты 60,4 73,0 80,0 1,83

Яйца 83,3 94,3 101,4 1,57

Рыба и рыбные продукты 76,8 88,6 101,6 1,96

Сахар и кондитерские изделия 107,1 116,8 123,5 1,33

Масло растительное и другие жиры 85,5 92,7 94,5 1,17

Рассчитано на основе данных Росстата (https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b19_101/Main.htm) и норм потребительской корзины, утвержденных Федеральным законом РФ от 03.12.2012 г. № 227-ФЗ.

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 (379) / 2021

www.mshj.ru

В настоящее время в России имеет место достаточно высокий абсолютный уровень цен, который негативно влияет на величину и структуру потребительского спроса и потребления населения. Президент Российской Федерации В.В. Путин 9 декабря на совещании с правительством по экономическим вопросам отметил, что «у людей денег недостаточно для приобретения определенных продуктов по тем ценам, которые мы наблюдаем на рынке» [12]. Он отметил, что рост цен на базовые продукты питания нельзя списывать на пандемию и потребовал от правительства принятия конкретных мер, подчеркнув, что все принимаемые меры по стабилизации цен должны быть тщательно изучены и сбалансированы с учетом влияния на бизнес [13].

Экономическая доступность продовольствия для всего населения является одним из важнейших стратегических приоритетов обеспечения продовольственной безопасности РФ, устойчивого функционирования национального агро-продовольственного комплекса и может быть достигнута путем реализации целого комплекса мер, включая расширение конкурентной среды национального продовольственного рынка.

Ход исследования

Важным направлением развития структуры национального продовольственного рынка является формирование системы оптовых продовольственных рынков вокруг крупных городов. Отсутствие такой системы замедляет товародвижение продовольственной продукции, негативно влияет на качество продуктов, издержки обращения и розничные цены. Малые и средние предприниматели испытывают трудности в процессе доведения своей продукции до потребителя, в приобретении которой заинтересованы как покупатели, так и предприятия общественного питания несетевого формата.

Анализ мирового опыта показывает, что проблема обеспечения свежей продукцией местных производителей предприятий несетевого формата торговли и общественного питания решается посредством создания оптовых продовольственных рынков. Например, во Франции доля оптовых продовольственных рынков в оптовом обороте фруктов и овощей составляет 50%. В Японии доля оптовых продовольственных рынков в оптовом обороте рыбы равняется 75%, морепродуктов — 85%, здесь принят закон об обязательном создании оптовых продовольственных рынков в городах с числом жителей свыше 200 тыс. за счет средств муниципалитетов [14].

При существовании системы оптовых продовольственных рынков складываются короткие цепи поставки с минимальным участием посредников. Оптовый продовольственный рынок по своей сути является торговым предприятием, располагающим необходимым торговым оборудованием и обеспечивающим необходимые условия по закупке сельскохозяйственной продукции и продовольствия по определенным правилам [15]. Задачей оптового продовольственного рынка является предоставление широкого спектра услуг, таких как ветеринарный и санитарный контроль, обслуживание информационного, логистического характера и др. Велика роль оптовых продовольственных рынков в поддержке малого агробизнеса, обеспечении безопасности продовольствия и уменьшении теневого оборота за счет использования безналичных расчетов.

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Таблица 3

Структура оборота оптовой торговли по видам деятельности организаций оптовой торговли (без субъектов малого предпринимательства) в 2018-2019 гг., %

£

Показатели 2018 г. 2019 г.

Организации, осуществляющие торговлю оптовую, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 100 100

В том числе, осуществляющие торговлю оптовую:

пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями, из них: 18,7 19,8

мясом и мясными продуктами 2,3 2,2

молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами и жирами 1,6 1,6

Источник: Структура оборота оптовой торговли по видам деятельности организаций оптовой торговли. URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/wholesale/#

Оптовые продовольственные рынки за рубежом являются либо полностью государственными, либо со значительной долей участия государства в деятельности этих рынков. Например, акционерами системы оптовых рынков Mercasa в Испании являются Министерство сельского хозяйства (FEGA) (49%) и Министерство финансов (SEPI) (51%). Испанская Компания Mercasa, владеющая 23 оптовыми рынками, включая мадридский оптовый рынок Mercamadrid, занимающий площадь 230 га, осуществляет разнообразные программы государственной поддержки малого бизнеса в сфере торговли и общественного питания. Рынки Mercamadrid в Мадриде и Mercabarna в Барселоне имеют развитую социальную инфраструктуру, в частности детские сады для детей работников рынка.

Примером государственно-частного партнерства в управлении оптовыми продовольственными рынками является Франция. Среди акционеров государственно-частной компании Semmaris, занимающейся управлением рынка национального значения Парижского региона, в настоящее время доля государства составляет 33,3%, доля города Парижа -33,3%. Во Франции в основе создания системы оптовых продовольственных рынков лежит Декрет от 30 сентября 1953 г. № 53-959 «Об организации сети рынков национального значения». В настоящее время в Федерацию оптовых рынков Франции входят 20 продовольственных рынков, из них только три (в городах Лион, Ренн и Тур) не имеют статуса рынка национального значения. Принятый в 2000 г. Коммерческий кодекс Франции определяет понятие рынка национального значения, порядок присвоения и лишения рынков этого статуса, содержит ключевые положения об управлении рынком национального значения и о контрольном периметре.

В пределах контрольных периметров вокруг рынков национального значения запрещалась оптовая торговля продуктами питания. Это давало конкурентное преимущество рынкам перед крупными торговыми сетями, способствовало формированию справедливых цен. В последние годы ряд институциональных аспектов функционирования системы оптовых продовольственных рынков претерпел определенные изменения, был отменен полный запрет на оптовую торговлю внутри контрольных периметров, перечень так называемой защищенной продукции изменен. В результате некоторые торговые сети получили возможность размещать свои магазины в тех районах, где раньше они это делать не могли.

В настоящее время оборот Парижского оптового рынка составляет 8,8 млрд евро, он объединяет 1200 предприятий с более 11 тыс. работников. Рынок раскинулся на площади 234 га.

Площадь контрольного периметра рынка национального значения Париж — Рэнжис равняется 3149 кв. км, что составляет 26% от общей площади Парижского региона (Иль-де-Франс) [16].

В России есть проблемы с функционированием оптового звена торговли продовольствием. По имеющимся оценкам, издержки оптовой и розничной торговли при реализации плодоовощной продукции в России в 2 раза выше, чем в европейских странах. Создание оптовых продовольственных рынков, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, позволит сократить издержки товародвижения. Однако прибыльными оптовые продовольственные рынки становятся не сразу, в связи с этим так важна для их функционирования роль государства. В июле 2019 г. оборот оптовой торговли в России равнялся 6897,2 млрд руб., удельный вес субъектов малого предпринимательства составил 36,9% оборота оптовой торговли [17]. На долю организаций, осуществляющих оптовую торговлю пищевыми продуктами, приходится приблизительно пятая часть оптового оборота, в 2018-2019 гг. имел место рост их доли на 1,1 п.п. (табл. 3).

Следует отметить, что в России есть примеры создания оптовых продовольственных рынков по опыту стран с развитой рыночной экономикой — агрокластер «Максимиха» в Подмосковье на площади 300 га и оптовый продовольственный рынок под Петербургом в районе Пулково на площади около 150 га. Но потребности агро-продовольственной сферы в данном вопросе далеко не удовлетворены.

Результаты и обсуждение

В Стратегии развития торговли в Российской Федерации до 2025 года содержатся концептуальные основы формирования системы оптовых продовольственных рынков в России [15]. Предлагается применять механизм концессий, государственно-частного партнерства или использования средств частных инвесторов. На наш взгляд, учитывая мировой опыт организации оптовых продовольственных рынков, приоритет должен иметь механизм государственно-частного партнерства. Создание оптовых продовольственных рынков положительно скажется и на восстановлении кооперации малого агробизнеса. Федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» в рамках Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» аккумулирует в себе мероприятия по созданию системы поддержки фермеров и развитию сельской кооперации [18]. Целесообразно выделение средств Национального проекта на создание системы оптовых продо-

- 71

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (379)/ 2021

вольственных рынков вокруг крупных городов. Создание системы оптовых продовольственных рынков будет способствовать упрощению попадания на рынок малого агробизнеса, снижению цен, повышению устойчивости сферы потребления продовольствия в условиях пандемической ситуации.

Оживление экономической активности, имевшее место в сентябре 2020 г., замедлилось из-за второй волны пандемии. В данной ситуации важно поддерживать экономическую активность бизнеса и потребительский спрос, поскольку низкий спрос представляет собой серьезный сдерживающий фактор экономического роста. Современные вызовы свидетельствуют о необходимости трансформации институциональной среды агропродовольственного комплекса, развития действующих и трансплантации новых институтов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности и повышение конкурентоспособности национального агропродовольственного комплекса в условиях восстановления экономики и перехода к активному экономическому росту. Новый глобальный вызов, такой как пандемия соуи-19, требует обоснования комплекса мер по восстановлению и дальнейшему росту платежеспособного спроса населения, обеспечению условий для выполнения важнейших критериев продовольственной безопасности.

Создание системы оптовых продовольственных рынков позволит смягчить прогнозируемые трансформации структуры платежеспособного спроса населения. По мнению аналитиков, в современной социально-экономической ситуации сократится спрос на продовольственные товары премиум-сегмента: на дорогие виды мяса и сыра. Для спроса на продовольственные товары растительного происхождения будут характерны два тренда: с одной стороны, снижение платежеспособного спроса на скоропортящиеся и экзотические продукты; с другой стороны, рост спроса на муку и крупы, а также на овощи так называемого «борщового набора» (капуста, свекла, морковь, картофель) [19]. В сложившихся условиях повышается спрос на продукты питания местных производителей при условии их невысокой цены. Ценятся продовольственные товары в индивидуальной упаковке в силу необходимости соблюдения санитарных требований.

Данные тенденции изменения количественных и качественных характеристик спроса на продовольствие будут наблюдаться до улучшения санитарно-эпидемиологической и социально-экономической ситуации. Следует отметить,

Об авторе:

что агропродовольственная сфера в начале пандемии испытала беспрецедентное давление ажиотажного спроса на ряд продовольственных товаров (гречка, макаронные изделия, консервированная продукция, сахар, растительное масло). Следует отметить, что производственная составляющая и торговая инфраструктура АПК справились с этим «девятым валом» ажиотажного спроса за счет продуманной логистики и значительных товарных запасов данных продуктов. Но решение проблемы экономической доступности продовольствия предполагает как повышение реальных доходов населения, так и развитие рыночных механизмов формирования доступных цен на пищевые продукты, которое напрямую зависит от создания современной системы оптовых продовольственных рынков.

Заключение

Логичным этапом развития взглядов экономической теории на проблему формирования платежеспособного спроса населения, его потребительских предпочтений явилось возникновение поведенческой экономики, позволяющей значительно расширить круг факторов потребительского выбора, прежде всего, за счет учета когнитивных ограничений потребителя. Однако в условиях кризисного состояния экономической системы основное влияние на величину и структуру спроса потребителей оказывают реальные доходы населения и цена товаров. Одним из инструментов воздействия на формирование справедливых доступных цен является развитие конкурентной среды продовольственного рынка за счет создания цивилизованной системы оптовых продовольственных рынков. Такая система снижает издержки обращения и обеспечивает круглогодичное снабжение населения качественными продуктами питания по разумным ценам. Создание системы оптовых продовольственных рынков в России на основе механизма государственно-частного партнерства будет способствовать обеспечению продовольственной безопасности страны, формированию реальных рыночных цен, ускорению товародвижения и денежного обращения, своевременному и эффективному контролю за качеством товаров, созданию рабочих мест, достижению экономической доступности продовольствия для всего населения.

Литература

1. Романенко ЮД. Совершенствование механизма системы сбыта сельхозпродукции // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2016. № 2. С. 82-91.

2. Нуралиев С.У. Конкурентоспособность отечественного продовольствия в условиях монополизации каналов сбыта // Пищевая промышленность. 2018. № 2. С. 8-11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Радаев В.В. Социология потребления: основные подходы // Социологические исследования. 2005. № 1. С. 3-16.

4. Автономов В.С. Постоянная и переменная рациональность как предпосылка экономической теории // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 1. С. 142-146.

5. Капелюшников Р.С. Статус принципа рациональности в экономической теории: прошлое и настоящее // Журнал Новой экономической ассоциации. 2017. № 1. С. 162-166.

6. В ЕС мелкие семейные фермы исчезают с высокой скоростью. URL: http://agroportal.ua/news/mir/v-es-melkie-semeinye-fermy-ischezayut-s-vysokoi-skorostyu/

7. Договор об утверждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). URL: https://ppt.ru/newstext. phtml?id=26343/

8. Реальные располагаемые денежные доходы населения РФ. URL: https: //rosstat.gov.ru/folder/13397

9. Покупательная способность среднедушевых денежных доходов. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13397

10. Потребительский «индекс Иванова» возвращается к норме. URL: https://rg.ru/2020/07/24/indeks-potrebitelskoj-uverennosti-rossiian-vyros-na-5-procentov.html

11. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения (Одобрен Правительством РФ 23.09.2020, протокол № 36, раздел VII) (№ П13-60855 от 02.10.2020). URL: http://docs. cntd.ru/document/565876227

12. Путин призвал не допустить нехватки у населения денег на продукты. URL: https://news.mail.ru/ politics/44488584/?frommail=1

13. Путин заявил о недопустимости оправдания роста цен на продукты пандемией. URL: https://news.mail.ru/ economics/44490258/?frommail=1

14. Отечественный и зарубежный опыт функционирования оптовых продовольственных рынков. URL: https://poisk-ru.ru/s21770t15.html/

15. Стратегия развития торговли в Российской Федерации до 2025 года. URL: http://www.kgo66.ru/str-eco/ str-eco-news/12295-strategii-razvitiya-torgovli-v-rossijskoj-federatsii-do-2025-goda

16. Франция: рынки национального значения. URL: http://www.aorr.ru/ru/news-association-aorr/975-france-markets-of-national-importance.html

17. Оборот оптовой торговли в июле 2019 года. URL: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/enterprise/wholesale/

18. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). URL: http://base.garant.ru/72185938/

19. Как пандемия коронавируса влияет на сельское хозяйство. URL: https://rynok-apk.ru/articles/actual/ pandemiya-kv/

Решетникова Елена Геннадиевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая лабораторией стратегии развития институциональной среды АПК, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6261-3596, Scopus ID: 57205193629, [email protected]

IMPROVEMENT OF WHOLESALE TRADE OF FOOD PRODUCTS AS A FACTOR OF ENSURING THE ECONOMIC AFFILIATION OF FOOD

E.G. Reshetnikova

Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Science, Saratov, Russia

Achieving such an important criterion of food security as the economic affordability of food for all groups of the population in a situation of falling real disposable income in recent years and shrinking effective demand, complicated by the economic consequences of the Covid-19 pandemic, should be based on the development of tools to increase household income and market mechanisms for the formation of affordable prices for food. The purpose of the study was to substantiate the directions for improving the process of selling food products based on expanding the competitive environment of the national food market, simplifying the conditions for entering the small agribusiness market. This is possible by optimizing the structure of wholesale food trade by creating large wholesale food markets based on the experience of countries with developed market economies. The formation of a modern wholesale link in the food trade is aimed at ensuring the economic accessibility of food for all income groups of the population

72 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 1 (379) / 2021 www.mshj.ru

АГРАРНАЯ РЕФОРМА И ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

by reducing the costs of circulation of goods, providing prompt delivery to chain stores, convenience stores and catering establishments of fresh produce from local producers. Food consumption is one of the primary human needs, the satisfaction of which at the normative level contributes to the development of the entire system of needs. To achieve the goal of the article, various approaches to the definition of the concept of "personal consumption" are systematized. Food trade is considered as an important part of the third sphere of the agro-food complex, possible trends in effective demand for agricultural products in the context of a new global challenge are analyzed. The role of wholesale trade in the formation of affordable prices for food products is shown, the experience of organizing wholesale food markets in Spain and France is summarized. It was noted, taking into account the world experience of organizing wholesale food markets, that the priority should belong to the mechanism of public-private partnership. The institutional aspects of creating a system of wholesale food markets around large cities are considered.

Keywords: economic availability of food, agro-food complex, real income of the population, competitive environment, wholesale food markets, public-private partnership, small agribusiness.

References

1. Romanenko, Yu.D. (2016). Sovershenstvovanie me-khanizma sistemy sbyta sel'khozproduktsii [Improving the mechanism of the sales system for agricultural products]. Izvestiya Timiryazevskoi sel'skokhozyaistvennoi akademii [Iz-vestiya of Timiryazev agricultural academy], no. 2, pp. 82-91.

2. Nuraliev, S.U. (2018). Konkurentosposobnost' otechestvennogo prodovol'stviya v usloviyakh monopo-lizatsii kanalov sbyta [Competitiveness of domestic food products in the context of monopolization of distribution channels]. Pishchevaya promyshlennost' [Food industry], no. 2, pp. 8-11.

3. Radaev, V.V. (2005). Sotsiologiya potrebleniya: os-novnye podkhody [Sociology of consumption: basic approaches]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies], no. 1, p. 3-16.

4. Avtonomov, V.S. (2017). Postoyannaya i peremennaya ratsional'nost' kak predposylka ehkonomicheskoi teorii [Constant and variable rationality as a prerequisite of economic theory]. Zhurnal Novoi ehkonomicheskoi assotsiatsii [Journal of the New economic association], no. 1, pp. 142-146.

5. Kapelyushnikov, R.S. (2017). Status printsipa ratsional'nosti v ehkonomicheskoi teorii: proshloe i nastoyas-hchee [The status of the principle of rationality in economic theory: past and present]. Zhurnal Novoi ehkonomicheskoi assotsiatsii [Journal of the New economic association], no. 1, pp. 162-166.

6. Agroportal (2019). V ES melkie semeinye fermy ischezayut s vysokoi skorost'yu [Small family farms are disappearing at a high rate in the EU]. Available at: http:// agroportal.ua/news/mir/v-es-melkie-semeinye-fermy-ische-zayut-s-vysokoi-skorostyu/

7. PPT-RU (2020). Dogovor ob utverzhdenii Evropeisk-ogo ehkonomicheskogo soobshchestva (EEHS) [European

Economic Community (EEC) approval treaty]. Available at: https://ppt.ru/newstext.phtml?id=26343/

8. Rosstat (2020). Real'nye raspolagaemye denezhnye dokhody naseleniya RF [Real disposable cash income of the population of the Russian Federation]. Available at: https: // rosstat.gov.ru/folder/13397

9. Rosstat (2020). Pokupatel'naya sposobnost' sredn-edushevykh denezhnykh dokhodov [The purchasing power of per capita money income]. Available at: https: //rosstat. gov.ru/folder/13397

10. Mentyukova, S. (2020). Potrebitel'skii «indeks Ivanova» vozvrashchaetsya k norme [Ivanov's consumer index returns to normal]. Available at: https://rg.ru/2020/07/24/ indeks-potrebitelskoj-uverennosti-rossiian-vyros-na-5-pro-centov.html

11. Obshchenatsional'nyi plan deistvii, obespechivay-ushchikh vosstanovlenie zanyatosti i dokhodov naseleniya, rost ehkonomiki i dolgosrochnye strukturnye izmeneniya (Odobren Pravitel'stvom RF 23.09.2020, protokol № 36, razdel VII) (№ P13-60855 ot 02.10.2020) [A national action plan to ensure employment and income recovery, economic growth and long-term structural change Approved by the Government of the Russian Federation on 23.09.2020, protocol No. 36, section VII) (No. P13-60855 dated 02.10.2020)]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/565876227

12. Kommersant (2020). Putin prizval ne dopustit' nekh-vatki u naseleniya deneg na produkty [Putin urged not to allow the population to lack money for food]. Available at: https://news.mail.ru/politics/44488584/?frommail=1

13. Izvestiya (2020). Putin zayavil o nedopusti-mosti opravdaniya rosta tsen na produkty pandemiei [Putin said it was inadmissible to justify the rise in food prices by a pandemic]. Available at: https://news.mail.ru/ economics/44490258/?frommail=1

14. Poisk-ru.ru (2020). Otechestvennyi i zarubezhnyi opyt funktsionirovaniya optovykh prodovol'stvennykh rynkov [Domestic and foreign experience in the functioning of wholesale food markets]. Available at: https://poisk-ru.ru/ s21770t15.html/

15. Internet gazeta "Glas-naroda" (2019). Strategiya raz-vitiya torgovli v Rossiiskoi Federatsii do 2025 goda [Trade development strategy in the Russian Federation until 2025]. Available at: http://www.kgo66.ru/str-eco/str-eco-news/12295-strategii-razvitiya-torgovli-v-rossijskoj-federat-sii-do-2025-goda

16. AORR (2021). Frantsiya: rynki natsional'nogo znacheniya [France: markets of national importance]. Available at: http://www.aorr.ru/ru/news-association-aorr/975-france-markets-of-national-importance.html

17. Rosstat (2020). Oborot optovoi torgovli v iyule 2019 goda [Wholesale turnover in July 2019]. Available at: http://old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/enterprise/wholesale/

18. Pasport natsional'nogo proekta «Maloe i sred-nee predprinimatel'stvo i podderzhka individual'noi predprinimatel'skoi initsiativY» (utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam (protokol ot 24 dekabrya 2018 g. № 16) [ Passport of the national project "Small and medium enterprises and support for individual entrepreneurial initiatives" (approved by the Presidium of the Council under the President of the Russian Federation for strategic development and national projects (Minutes of December 24, 2018 No. 16)]. Available at: http://base.garant.ru/72185938/

19. Rynok APK (2020). Kak pandemiya koronavirusa vli-yaet na sel'skoe khozyaistvo [How the coronavirus pandemic is affecting agriculture]. Available at: https://rynok-apk.ru/ articles/actual/pandemiya-kv/

About the author:

Elena G. Reshetnikova, doctor of economic sciences, professor, head of the laboratory for development of the institutional environment of the agro-industrial complex, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6261-3596, Scopus ID: 57205193629, [email protected]

[email protected]

ЖУРНАЛЫ ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЭЛЕКТРОННАЯ НАУКА»

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

«StudNet»

TOM 1, выпуск 2

4

ч

Научно-образовательный журнал «StudNet» для аспирантов, студентов, молодых ученых и преподавателей.

■ Цитирование РИНЦ, КиберЛенинке, Google Scholar.

■ Научным публикациям присваивается международный цифровой индикатор DOI.

Контакты: https://stud.net.ru, [email protected]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 1 (379) / 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.