УДК 378.146
УЗКАЯ Маргарита Валентиновна, заведующая отделом качества, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Северного государственного медицинского университета. Автор 25 научных публикаций, в т.ч. одного учебно-методического пособия
ВАСИЛЬЕВА Елена Юрьевна, доктор педагогических наук, доцент, проректор по качеству, заведующая кафедрой педагогики и психологии Северного государственного медицинского университета. Автор 112 научных публикаций, в т.ч. 5 монографий и 7 учебно-методических пособий
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ
В статье дается определение образовательной среды вуза, раскрывается ее структура и педагогический потенциал. Приводятся результаты эмпирической валидации концепции системного мониторинга развития образовательной среды вуза на примере мониторинга качества студентов. Цель данного мониторинга заключается в том, чтобы обеспечить эффективное управление вузом на основе объективного отражения состояния его образовательной среды.
Образовательная среда, вуз, мониторинг, субъекты образовательной среды вуза, студенты
Феномен образовательной среды занимает одно из важных мест в общей педагогике. Основные модели образовательной среды, разработанные российскими учеными, систематизированы в работе В.И. Панова, где выделены эколого-личностная (В.А. Ясвин), коммуникативно-ориентированная (В.В. Рубцов), антропо-лого-психологическая (В.И. Слободчиков) и психодидактическая модели (В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.А. Ясвин и др.)1.
Анализируя имеющийся тезаурус, отметим, что большинство ученых находят нецелесообразным рассматривать образовательную среду как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу».
Оптимальным считается подход, согласно которому образовательная среда - это разнообразное поликультурное пространство, индивидуальное для каждого обучающегося, среда для построения собственного «Я», обеспечива-
ющая создание условий для актуализации внутреннего мира обучающегося, его личностного роста, самореализации, становления его самосознания.
Образовательная среда вуза отличается от среды школы, лицея или других видов образовательных учреждений следующими особенностями:
1) целями образования: вузы готовят специалистов определенной профессиональной направленности;
2) уровневой и профессиональной дифференциацией;
3) опорой на самостоятельную работу, которая в вузах является главным видом учебной деятельности, занимающим от 50 до 100% учебного времени;
4) мотивацией: у студентов вузов наблюдается устойчивая внутренняя профессиональная и познавательная мотивация;
5) уровнем подготовки субъектов образования: в вузах глубже связь с наукой, более высококвалифицированные преподаватели; студенты отличаются от учащихся других образовательных учреждений сформированностью познавательных навыков, широтой кругозора, развитостью восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций и чувств и т.д.;
6) формами образования: классно-урочную сменяет лекционно-семинарская и др.; наблюдается большее разнообразие форм;
7) уровнем социальной зрелости обучающихся: студент отличается повышенным уровнем инициативы, ответственности и самостоятельности, которые не рекомендуется искусственно ограничивать; у студентов значительно выше интерес к моральным проблемам - образу и смыслу жизни, долгу, ответственности;
8) наличием у обучающихся компенсаторной системы: на основе опоры на те способности, которые являются наиболее развитыми и компенсации за их счет имеющихся недостатков, у студентов формируется индивидуальный стиль деятельности;
9) Я-концепцией: уровнем осознания обучающимися своей индивидуальности, неповторимости, развитостью самосознания и навыков рефлексивной деятельности, сформированностью образа «Я»2.
На наш взгляд, образовательная среда вуза представляет собой упорядоченную целостную совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обусловливают наличие у образовательного учреждения выраженной способности создавать условия и возможности для целенаправленного и эффективного использования педагогического потенциала среды в интересах развития личности всех ее субъектов.
Педагогический потенциал образовательной среды вуза складывается из таких отдельных (частных) ее свойств, как:
- способность выдвигать и обосновывать цель улучшения качества образовательной среды вуза;
- способность достоверно определять уровень качества образовательной среды и ее субъектов;
- способность обеспечивать условия в максимальной степени благоприятные для стимулирования самореализации и самоутверждения преподавателей, студентов и учебно-вспомогательного персонала;
- способность интегрировать усилия субъектов образовательной среды, сделать их взаимодействие наиболее эффективным;
- способность осуществлять научно обоснованный анализ полученных результатов оценки качества образовательной среды вуза;
- способность переводить измеряемые характеристики в управляемые и формировать программы управления и т.д.
Более полная характеристика сущности образовательной среды, включающая описание ее характерных черт, внутреннего строения, связей с окружающей средой, этапов ее развития представлена в работе Сидорова П.И., Васильевой Е.Ю.3
В соответствии с нашей точкой зрения, в состав основных компонентов образовательной среды вуза необходимо включить следующие ее составляющие: субъектно-объектный, функционально-целевой, технологический и диагнос-тико-результативный.
Образовательная среда - это не только феномен педагогической действительности, которому свойственен высокий уровень динамичности в развитии, но и объект совершенствования, потребность в котором возникает с появлением необходимости в решении соответствующей познавательной или управленческой задачи. В случае, когда образовательная среда выступает в качестве объекта совершенствования, его предметом становятся: состояние системы, ее компоненты, внешние и внутрисистемные связи, процесс функционирования и развития. В качестве управленческого инструмента, на наш взгляд, целесообразно использовать системный мониторинг образовательной среды.
Цель системного мониторинга состоит в том, чтобы обеспечить эффективное информационное отражение состояния данной среды и на основе обобщенного анализа полученных результатов дать руководству обоснованный прогноз ее раз-
вития. Кроме того, агрегируя разнообразную информацию мониторинга, можно вынести научно обоснованное суждение о качестве образовательной среды вуза в целом и при этом выявить реперные точки, позволяющие определить, чем «болеет» тот или иной объект или субъект среды, а также выстроить систему предупреждающих и корректировочных мероприятий, направленных на совершенствование среды.
К сожалению, следует констатировать, что мониторинг качества образовательной среды вуза законодательно не определен, а методологически и методически не достаточно полно разработан. Отсюда наш повышенный интерес к созданию адекватного научного инструментария и соответствующего организационного сопровождения мониторинга, которое было оформлено в виде концепции4. В данной статье мы не будем останавливаться на теоретических положениях концепции, а попытаемся отразить главным образом некоторые результаты ее эмпирической валидации.
Системный мониторинг включает в себя совокупность трех мониторингов: условий, возможностей и субъектов образовательной среды. В свою очередь, каждый из трех включает мониторинги различного плана, имеющие собственные задачи. Исходя из того, что качество среды во многом предопределяется качеством ее основных субъектов - преподавателей и студентов, то особое значение для совершенствования среды имеет осуществление мониторинга их качества.
Системный мониторинг качества студентов и выпускников вуза включает мониторинги: качества подготовки студентов первого курса к обучению в вузе; качества студентов (Ш-1У курс обучения); качества выпускников; мотивации студентов и выпускников; социальной компетенции студентов и выпускников; профессионально-личностного потенциала выпускников; терминальных ценностей студентов и выпускников; удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников; востребованности выпускников.
Для каждой составляющей системного мониторинга были разработаны авторские ориги-
нальные методики, успешно внедренные в Северном государственном медицинском университете. Опыт показал, что они могут быть тиражированы для осуществления мониторинга качества студентов образовательной среды в других вузах. На рис. 1-4 и в табл. 1, 2 приводятся конечные данные обработки данных, представляемые высшему руководству вуза, ректорату, а также деканам, заведующим кафедрами и преподавателям для принятия решений, направленных на совершенствование образовательной среды вуза.
Мониторинг качества подготовки студентов I курса к обучению в вузе позволяет выявить их образовательный потенциал и уровень мотивации к обучению в вузе. На основании анализа полученных данных деканы факультетов получают возможность определять направления работы по повышению качества подготовки студентов (рис. 1).
Мониторинг качества студентов и выпускников вуза предполагает развертывание таких входящих в него мониторингов, как индивидуальные мониторинги качества и развития каждого студента в течение всего периода обучения в вузе; мониторинги качества студентов по каждой специальности и направлению подготовки в вузе: мониторинг качества студентов и выпускников вуза в целом.
Данный вид мониторинга позволяет определить не только меру реализации федерального государственного образовательного стандарта, но и степень проявления у обучающихся базовой, специальной, ключевой и социальной компетенций, а также профессиональной мотивации, необходимых при выполнении профессиональных функций будущих врачей как на промежуточном этапе обучения в вузе, так и на заключительном {табл. 1).
Проведение мониторинга социальной компетентности студентов необходимо с целью совершенствования воспитательной среды вуза. Объектом мониторинга здесь является активность студентов в сферах политической, общественно-полезной, спортивно-оздоровительной и творческой деятельности. Эти сферы выступают в качестве действенного средства
Мониторинг профессионально-личностного потенциала будущих врачей позволяет составить развернутый психологический портрет «среднего» выпускника факультета на основе характеристики индивидуальных особенностей. Составляющими этого портрета и одновременно объектами мониторинга являются: социальные навыки, степень принятия/сопротивления социальным нормам, ориентация на достижение в сфере интеллектуальной деятельности, особенности личностного стиля будущих врачей (табл. 2).
Данные используются для составления рекомендаций, предназначенных выпускникам и преподавателям и направленых на развитие профессионально-личностного потенциала студентов.
Мониторинг терминальных ценностей студентов и выпускников позволяет ответить на вопрос, каковы ценности будущих врачей, определяющие их отношение к основным сферам жизни: профессиональной, обучения и образования, семейной и общественной, а также сфере увлечений {рис. 2).
Таблица 1
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ СГМУ
Критерии Итоговый индекс качества по 3-балльной шкале
2005-06 гг. 2006-07 гг. 2007-08 гг.
Студенты Выпуск- ники Студенты Выпуск- ники Студенты Выпуск- ники
1. Базовая компетентность 1,92 2,25 2,00 1,75 2,00 2,00
2. Специальная компетентность 1,39 2,00 2,67 2,00 2,67 2,33
3. Ключевые компетентности 1,31 1,50 1,25 1,75 1,25 1,50
4. Социальная компетентность 1,50 1,50 1,67 2,67 2,67 2,33
5. Мотивация обучения в вузе 2,11 2,33 2,33 2,00 2,00 2,66
Средний итоговый индекс 1,65 1,92 1,98 2,03 2,12 2,14
Индекс соответствия J 0,406 0,46 0,49 0,52 0,56 0,58
2.5 2
1.5 1
0,5
0
I I I I
А1 А2 АЗ А4
2005
2006
Рис. 1. Мониторинг качества абитуриентов СГМУ: А1 - качество подготовки к обучению в вузе, А2 - качество подготовки к УИРС, АЗ - качество владения персональным компьютером и иностранным языком, А4 - мотивация обучения в вузе
воспитания и развития личности студента. Поэтому активность студентов в данных сферах мы рассматриваем как показатель, отражающий уровень их социальной компетентности.
Такие данные могут послужить основанием для серьезной корректировки администрацией содержания воспитательной работы и обновления материально-технической базы внеучебной работы со студентами.
Таблица 2
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫПУСКНИКОВ (2007-2008 гг.)
Объекты мониторинга Юноши, баллы Девушки, баллы Средний балл Результат
1. Социальные навыки 54,3 52,0 53,2 в пределах среднего
2. Степень принятия/ сопротивления социальным нормам 48,4 48,8 48,6 ниже среднего
3. Ориентация на достижение в сфере интеллектуальной деятельности 52,3 51,3 51,7 в пределах среднего
4. Особенности личностного стиля и ориентации 49,3 45,4 47,4 ниже среднего
Сферы
профессиональной
жизни
Сферы обучения и образования
Сферы семейной жизни
Сферы
общественной
жизни
Сферы увлечений
^ Собственный престиж Ш Высокое материальное положение = Креативное
II Активные социальные контакты Ш Развитие себя
■ Достижение
■ Духовное удовлетворение
I Сохранение собственной индивидуальности
Рис. 2. Мониторинг терминальных ценностей в основных жизненных сферах выпускников
232323485348534853485353482348
Мониторинг удовлетворенности работодателей демонстрирует ориентацию вуза на клиента, к тому же эта позиция является основным принципом в системе менеджмента качества стандартов 180. Мониторинг удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников - один из главных обобщающих показателей эффективности деятельности системы обеспечения качества подготовки специалистов в вузе. Он строится на основе разработанного и утвержденного в вузе стандарта, в котором определены процедура и механизм реализации оценки удовлетворенности работодателей и ответственность сотрудников за ее проведение. Критериями и показателями удовлетворенности работодателей являются виды профессиональной деятельности, к которым должен быть подготовлен специалист, и перечень профессиональных умений, сформулированных в Квалификационной характеристике ГОС-2 {рис. 3). Целесообразно создать общий банк критериев и показателей удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников по всем реализуемым в вузе специальностям, что позволяет не разрабатывать заново критерии и показатели по конкретной специальности, а выбирать из имеющегося депозитария.
Уровень востребованности выпускников -один из показателей удовлетворенности работодателей качеством их подготовки. Он определяется как процент выпускников медицинских специальностей, заключивших договор с работодателями до окончания вуза. Анализ показателей за три года свидетельствует, что востребованность выпускников со стороны работодателей очень высокая {рис. 4).
Использование показателя «удовлетворенность потребителя» позволяет установить обратную связь, ценную для выявления сильных и слабых сторон в организации образовательного процесса, а также определить в какой-то мере социальную эффективность работы вуза.
Проведение системного мониторинга в СГМУ носит модельный характер, опыт подобных исследований может быть использован другими вузами и регионами, поскольку позво-
А1
Рис. 3. Удовлетворенность работодателей качеством подготовки выпускников по видам профессиональной деятельности: А1 - диагностическая деятельность; А2 -лечебная деятельность; АЗ - профилактическая деятельность; А4 - организационно-управленческая деятельность; А5 - владение иностранным языком; А6 - адаптация сотрудника в коллективе; А7 - уровень профессиональной коммуникативной культуры
ляет значительно улучшить оперативность управления качеством образовательного учреждения высшего образования и, следовательно, совершенствовать качество образовательной среды вуза.
Рис. 4. Мониторинг востребованности выпускников СГМУ
Примечания
1 Панов В.И. Одаренность и образовательная среда: моногр. Астана, 2006.
2Кулюткин Ю.НОбразовательная среда и развитие личности. М., 2000.
3 Сидоров П.И., Васильева Е.Ю. Системный мониторинг образовательной среды. Архангельск, 2007.
4 Там же.
Uzkaya Margarita, Vasilieva Elena
IMPROVEMENT OF UNIVERSITY EDUCATIONAL ENVIRONMENT ON THE BASIS OF QUALITY MONITORING
The article presents the definition of the university educational environment, discloses its structure and pedagogical potential. The empirical validation results of the system monitoring concept of the university educational environment development by the example of the students’ quality monitoring are adduced. The aim of the given monitoring is to provide the efficient university management on the basis of the objective reflection of the educational environment condition.
Контактная информация: Узкая Маргарита Валентиновна e-mail\ [email protected] Васильева Елена Юрьевна e-mail', [email protected]
Рецензент - Флотская Н.Ю., доктор психологических наук, профессор, декан факультета коррекционной педагогики Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова