Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
102
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / АРКТИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ложкина Ольга Александровна, Шуваева Мария Александровна

В настоящее время трудно переоценить роль Арктической зоны, как важнейшей ресурсной и стратегической базы Российской Федерации, ее значение для социально-экономического развития, международного сотрудничества и национальной безопасности государства. Сложная многоуровневая правовая система, обеспечивающая функционирование и стимулирование арктического предпринимательства, в России очень молода, еще окончательно не сформировалась и имеет значительное количество проблем. Данная статья призвана раскрыть некоторые из этих проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF REGULATORY AND LEGAL SUPPORT OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

At present, it is difficult to overestimate the role of the Arctic zone as the most important resource and strategic base of the Russian Federation, its importance for socio-economic development, international cooperation and national security of the state. The complex multi-level legal system that ensures the functioning and stimulation of Arctic entrepreneurship is imperfect and has a significant number of problems. This article will help address these issues

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 346

Ложкина Ольга Александровна Шуваева Мария Александровна Тюменский государственный университет Институт государства и права Россия, Тюмень olia.lozhkinaa@mail.ru shuvaevamasha@gmail. com Lozhkina Olga Shuvaeva Mariia University of Tyumen Institute of State and Law Russia, Tyumen

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Аннотация: в настоящее время трудно переоценить роль Арктической зоны, как важнейшей ресурсной и стратегической базы Российской Федерации, ее значение для социально-экономического развития, международного сотрудничества и национальной безопасности государства. Сложная многоуровневая правовая система, обеспечивающая функционирование и стимулирование арктического предпринимательства, в России очень молода, еще окончательно не сформировалась и имеет значительное количество проблем. Данная статья призвана раскрыть некоторые из этих проблем. Ключевые слова: Арктическая зона Российской Федерации, предпринимательство, правовое регулирование, арктическое

предпринимательство, нормативно-правовое обеспечение.

225

IMPROVEMENT OF REGULATORY AND LEGAL SUPPORT OF BUSINESS ACTIVITIES IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation: at present, it is difficult to overestimate the role of the Arctic zone as the most important resource and strategic base of the Russian Federation, its importance for socio-economic development, international cooperation and national security of the state. The complex multi-level legal system that ensures the functioning and stimulation of Arctic entrepreneurship is imperfect and has a significant number of problems. This article will help address these issues.

Key words: Arctic zone of the Russian Federation, entrepreneurship, legal regulation, Arctic entrepreneurship, regulatory and legal support for entrepreneurship.

В настоящее время отношения, связанные с осуществлением и развитием предпринимательской деятельности в Арктической зоне, регламентируются целым комплексом нормативно-правовых актов, принимаемых на различных уровнях. В силу специфических особенностей данного региона правовое регулирование дифференцируется по юридической силе, источнику, территории действия. Данное обстоятельство привело к образованию разрозненной, многоуровневой и сложной правовой системы, регулирующей предпринимательские отношения в Арктике. Поскольку Арктика является особым явлением в правовом регулировании, необходим особый подход юридического закрепления и регламентации предпринимательской деятельности, учитывающий административно-правовой режим данной территории [11, с. 16].

На современном этапе арктическое законодательство характеризуется медленной динамикой развития, отсутствием системы, единства. Е.Ф. Гладун, О.В. Захарова, А.О. Левкина считают, что арктическое законодательство не

имеет в своей основе глобального подхода к устойчивости и делает особый акцент на региональный уровень [9, с. 43].

Арктическое предпринимательство является важным институтом социального развития, который создает новые материальные и нематериальные блага для общества в суровых климатических, инфраструктурных и экономических условиях [10]. Нормативно-правовое обеспечения предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации, как и все остальное арктическое законодательство, должно строится на основе принципов территориальной специфичности, вариативности и адаптационной изменчивости, подстраиваясь под конкретные условия, время, внешние факторы. Современная система нормативно-правовых актов обеспечения развития арктического предпринимательства не отвечает данным требованиям, в силу чего не может являться эффективным методом управления системными изменениями, происходящими в Арктике.

Основополагающий и действующий на всей территории Арктической зоны Российской Федерации Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-Ф3 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» регулирует общие вопросы данной территории и осуществляемой на ней предпринимательской деятельности [3]. Значительное внимание уделяется крайне важным аспектам: вопросам управления Арктической зоной, правового положения ее резидентов, мерам государственной поддержки. Глава 2 данного Федерального закона устанавливает в качестве органов управления Арктической зоны уполномоченный федеральный орган, управляющую компанию и общественный совет. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2012 г. № 664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики» уполномоченным федеральным органом является Минвостокразвития [4], а управляющей компанией - Акционерное

227

общество «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», что закреплено в Постановлении Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. № 432 «Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению Арктической зоной Российской Федерации, а также территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Арктической зоне Российской Федерации и свободным портом Владивосток» [6]. Координационным органом является Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, положение о которой было утверждено Постановлением Правительства РФ от 14.03.2015 № 228 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» [5]. Таким образом, законодателем была выстроена многоуровневая система государственного управления Арктической зоной. Такое государственное управление представляется избыточным и нарушающим конституционные положения в части распределения сфер ведения между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав.

Представляется неправильным сложившейся на сегодняшний в исследуемой сфере подход законодателя, представляющий собой во многом шаблонное копирование опыта развития Дальневосточного региона в Арктике. Расширение полномочий и сфер влияния Минвостокразвития, в ведении которого раньше находилась исключительно территория Дальнего Востока, не означает повышение эффективности управления, а наоборот, приводит к заимствованию опыта управления и регулирования качественно различных территорий, что снижает действенность осуществляемой политики. Арктической зоне нужна своя уникальная система управления. Необходимо разделить Минвостокразвития, создав два обособленных федеральных органа управления.

Помимо этого, сам Федеральный закон от 13.07.2014 № 193-ФЗ частично дублирует положения многих документов, регулирующих деятельность на Дальнем Востоке России. Сравнивая положения Федерального закона от 13.07.2020 № 193-ФЗ с Федеральным законом от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» [2], можно заметить, как законодатель использует однотипную форму и содержание статей. Например, статья 28 Федерального закона от 13.07.2020 № 193-ФЗ является буквально калькой статьи 33 Федерального закона от 29.12.2014 № 473-ФЗ. Такой подход представляется некорректным, а уравнивание в этом плане двух регионов нецелесообразным, поскольку Арктике необходимы качественно новые и революционные решения при осуществлении государственного регулирования и поддержки предпринимательства и инвестиционной деятельности.

В настоящее время складывается практика, при которой крупные

компании - резиденты Арктической зоны в целях расширения и наращивания

экономической мощности создают обособленные подразделения в других

регионах России. В этой ситуации для таких компаний существуют

ограничения на получение льгот по налогу на прибыль. Данное правило

закреплено в подпункте 2 пункта 1 статьи 284.4 Налогового кодекса

Российской Федерации и подробно разъясняется в Письме Департамента

налоговой политики Минфина России от 4 февраля 2021 г. № 03-03-06/1/7143

«Об особенностях применения резидентами Арктической зоны РФ пониженных

налоговых ставок по налогу на прибыль Налогового кодекса Российской

Федерации» [7]. Однако данное положение негативно отражается на развитии

предпринимательства в Арктике, препятствуя укрупнению и развитию бизнеса,

несмотря на то, что организация фактически является резидентом Арктической

зоны, которой полагается ряд льгот и преференций. Данное положение

противоречит целям экономического развития территорий Арктической зоны

229

Российской Федерации, для достижения которой был принят Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ. Необходимо внести поправки в действующее законодательство, исключив требование об отсутствии обособленных подразделений, расположенных за пределами Арктической зоны, в качестве обязательного для получения налоговой льготы.

На данный момент актуален кейс, когда один крупный инвестиционный проект претендует сразу на несколько форм государственной поддержки. Например, когда компания использует одну из мер государственной поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне и планирует заключить соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Ни Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ, ни другие нормативно-правовые акты на данный момент не урегулировали вопрос о согласовании применения одновременно нескольких мер государственного стимулирования развития бизнеса. При таких обстоятельствах возникает необходимость разработки законодательной базы, направленной на согласование налоговых режимов, синхронизацию порядка предоставления и использования двух и более мер государственной поддержки предпринимательства и инвестиционной деятельности.

Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ содержит немало

отсылочных норм и по ряду вопросов делегирует нормотворческие полномочия

федеральным органам исполнительной власти и уполномоченным

организациям. Многие положения, конкретные меры государственной

поддержки не раскрываются в данном Федеральном законе, а должны быть

конкретизированы Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Например, виды предпринимательской деятельности, при осуществлении

которых не применяются отдельные меры государственной поддержки (статья

4), особенности организации и осуществления государственного контроля

(надзора) и муниципального контроля в Арктической зоне (статья 13)

устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской

230

Федерации. В связи с этим совершенно справедливо Т.Я. Хабриева и ряд других ученых-правоведов признают актуальной проблему преобладания подзаконных актов над законами в современной России [8, с. 90]. Такой подход, при котором почти любая норма или конкретная мера поддержки могут быть в упрощенном порядке изменены или исключены актом Правительства РФ, свидетельствует о нарушении принципа стабильности и предсказуемости законов. При таких обстоятельствах роль Федерального закона от 13.07.2020 № 193-ФЗ может быть охарактеризована во многом как формальная и декларативная.

Система деления субъектов арктического предпринимательства на «резидентов» и «нерезидентов» несовершенна. Законодательная конструкция, касающаяся порядка и оснований приобретения статуса «резидента Арктической зоны», изначально ставит индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, длительное время ведущих традиционное хозяйство и природопользование, в неравное положение по отношению к новым предпринимателям, который даже не имеют опыта работы в условиях вечной мерзлоты. Конструкция статьи 9 Федерального закона от 13.07.2020 №193 -ФЗ в качестве одного из критерия отбора кандидатов в «резиденты» требует, чтобы реализуемый проект был новым либо для самого кандидата, либо для Арктики. Такой подход существенно ущемляет права и законные интересы местных предпринимателей, лишает их доступа к получению государственной поддержки и тем самым ставит субъектов в заведомо неравное конкурентное положение.

Помимо этого, установленный вышеуказанной статьей к претендентам на «резиденство» финансовый критерий минимального объема капиталовложений в размере одного миллиона рублей вряд ли является обоснованным. Непонятна природа происхождения и расчет данной величины, которая сама по себе

представляется значительной для субъектов малого предпринимательства.

231

Сложившаяся ситуация имеет важное социальное значение, поскольку она провоцирует конфликт интересов и возбуждает социальную напряженность в обществе. Одним из последствий становится недоверие местного коренного населения к государственным действиям и мерам поддержки [13]. Такая дифференциация на «резидентов» и «нерезидентов», регламентируемая Федеральным законом от 13.07.2020 №193-ФЗ, неоправданна и противоречит конституционным принципам равноправия и социального государства.

Местная власть Крайнего Севера, исходя из объема выполняемых работ, существенно отличается от той власти, которая осуществляется в несеверных муниципальных образованиях. Органам местного самоуправления трудно ориентироваться в новой, динамично развивающейся законодательной базе, регулирующей предпринимательские отношения. Например, муниципальное образование «Городское поселение Диксон», площадь которого составляет более 218 тысяч квадратных километров, имеет в штате Администрации 12 сотрудников и всего одного юриста. С точки зрения скорости реализации инвестиционных проектов местные власти играют особую роль в данной системе, осуществляя целый комплекс тактических задач: они разрешают многие земельные вопросы, осуществляют деятельность, связанную с выдачей разрешительной документации. Необходима системная работа региональных и местных «команд». На данный момент ни один правовой акт детально не регулирует порядок и формы взаимодействия государства с муниципалитетами по вопросам совместной реализации государственных программ и проектов поддержки предпринимательства. Данное направление, как приоритетное, должно быть регламентировано в конкретных законодательных актах, в которых необходимо определить формы, порядок взаимодействия властей различных уровней, например, в виде обучения, взаимных консультаций, обмена опытом.

Таким образом, нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации на современном этапе несовершенно, имеет значительный объем проблем и правовых коллизий. Указанные в статье проблемы возможно решить только при условии последовательного подхода к разработке законодательной базы и мер государственной поддержки. Качественная нормативно-правовая основа определяет эффективность государственного управления предпринимательской деятельностью. Совершенствование законодательства, действующего в области предпринимательства, поможет решить многие социально-экономические проблемы арктической зоны [12, с. 99]. Данное направление должно стать приоритетным, поскольку закон - это основа осуществления и развития бизнеса, и соответственно, всей экономики в целом. Поэтому можно сделать вывод о том, что существующая нормативно-правовая база регулирования и поддержки предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации требует дальнейшей доработки и совершенствования с учетом особенностей данной территории.

Список литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.

2. Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 1 (часть I). Ст. 26.

3. Федеральный закон от 13.07.2020 № 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской

Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 29. Ст. 4503.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 664 «О Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 28. Ст. 3898.

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.03.2015 № 228 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 13. Ст. 1928.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2015 № 432 «Об управляющей компании, осуществляющей функции по управлению Арктической зоной Российской Федерации, а также территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, Арктической зоне Российской Федерации и свободным портом Владивосток» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2015. № 19. Ст. 28-36.

7. Письмо Департамента налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации от 04.02.2021 № 03-03-06/1/7143 «Об особенностях применения резидентами Арктической зоны РФ пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль» [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400193960/ (дата обращения: 14.02.2022).

8. Абрамова А. И., Авхадеев Р.В., Андриченко Л. В. и др. Арктическое право: концепция развития / отв. ред. Т.А. Хабриева // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Москва: ИД «Юриспруденция», 2014. 152 с.

9. Гладун Е.Ф., Захарова О.В., Левкина А.О. Правовое моделирование для опорных зон развития в Арктике как способ достижения задач устойчивого развития территорий / Формирование современной модели государственного управления: перспективы и вызовы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с иностранным участием, г. Тюмень, 18-19 октября 2019 г. Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета. 2019. С. 42-47.

10. Григорьева А.А. Актуальные вопросы развития предпринимательства в арктических регионах России // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2016, № 26. С.114-119.

11. Никитина А.С. Административно-правовой режим Арктической зоны Российской Федерации: курс на поддержку предпринимательской деятельности / Скиф. Вопросы студенческой науки, 2021. № 5 (57). С. 14-17.

12. Жура С. Е., Маркин В. В. Особенности развития предпринимательства в российской Арктике // Социально-политические исследования. 2020, № 3 (8). С. 97-109.

13. Ошибка с «резидентом». Почему отвергается разумная альтернатива конструкции законопроекта о государственной поддержке предпринимательства в Арктике» [Электронный ресурс] // URL: https://www.arctic-today.ru/index.php/arkticheskoe-zakonodatelstvo/280-oshibka-s-rezidentom-pochemu-otvergaetsya-razumnaya-alternativa-konstruktsii-zakonoproekta-o-gosudarstvennoj-podderzhke-predprinimatelstva-v-arktike (дата обращения: 14.02.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.