Научная статья на тему 'ВОСПРОИЗВОДСТВО УГЛЕВОДОРОДОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

ВОСПРОИЗВОДСТВО УГЛЕВОДОРОДОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ / НОВАЯ АРКТИКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РФ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО / УГЛЕВОДОРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / НАЛОГОВЫЕ ПРЕФЕРЕНЦИИ / РАСШИРЕНИЕ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ УГЛЕВОДОРОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щеголькова Ася Александровна

В работе представлен анализ нормативных документов, действие которых направленно на институциональное и законодательное оформление процессов стратегического развития Арктической Зоны РФ, что даст возможность данным территориям стать крупнейшей в мире экономической зоной с единым набором административных, налоговых и инвестиционных преференций, позволит противостоять современным вызовам в Арктике, обеспечить её устойчивое развитие, как основы национальной экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Щеголькова Ася Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REPRODUCTION OF HYDROCARBONS IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION: INSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT

The article presents an analysis of regulatory documents, the action of which is aimed at institutional and legislative registration of the processes of strategic development of the Arctic Zone of the Russian Federation, which will enable these territories to become the world's largest economic zone with a single set of administrative, tax and investment preferences. It will make it possible to resist modern challenges in the Arctic and ensure their sustainable development as the basis of Russia's national economic security.

Текст научной работы на тему «ВОСПРОИЗВОДСТВО УГЛЕВОДОРОДОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

ВОСПРОИЗВОДСТВО УГЛЕВОДОРОДОВ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РФ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Аннотация. В работе представлен анализ нормативных документов, действие которых направленно на институциональное и законодательное оформление процессов стратегического развития Арктической Зоны РФ, что даст возможность данным территориям стать крупнейшей в мире экономической зоной с единым набором административных, налоговых и инвестиционных преференций, позволит противостоять современным вызовам в Арктике, обеспечить её устойчивое развитие, как основы национальной экономической безопасности России.

Ключевые слова. Арктическая зона РФ, Новая Арктика, Стратегия развития Арктической зоны РФ, институционально-правовое пространство, углеводородные ресурсы, Северный морской путь, налоговые преференции, расширение ресурсной базы углеводородов.

Shchegol'kova A.A.

REPRODUCTION OF HYDROCARBONS IN THE ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION: INSTITUTIONAL AND LEGAL ASPECT

Abstract. The article presents an analysis of regulatory documents, the action of which is aimed at institutional and legislative registration of the processes of strategic development of the Arctic Zone of the Russian Federation, which will enable these territories to become the world's largest economic zone with a single set of administrative, tax and investment preferences. It will make it possible to resist modern challenges in the Arctic and ensure their sustainable development as the basis of Russia's national economic security.

Keywords. Arctic Zone of the Russian Federation, New Arctic, Development strategy of the Arctic Zone of the Russian Federation, institutional and legal space, hydrocarbon resources, Northern Sea Route, tax preferences, expansion of hydrocarbon resource base.

Введение

В последние годы глобальный рынок энергоресурсов находится в постоянной трансформации своих фундаментальных основ в соответствии с текущими возможностями и возрастающими потребностями, становясь все более сложным и гибким. Рост мирового потребления углеводородных ресурсов, развитие конъюнктуры энергетических рынков предполагают активизацию деятельности, направленной на экономическое освоение регионального пространства и укрепление регионального присутствия России в Арктике. Эта деятельность имеет фундаментальное геополитическое значение, так как обеспечивает устойчивость и экономическую безопасность для арктических регионов, обладающих уникальным природно-ресурсным и инфраструктурным потенциалом.

ГРНТИ 06.61.33 © Щеголькова А. А., 2021

Ася Александровна Щеголькова - кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института экономических проблем им. Г.П. Лузина - обособленного подразделения Федерального исследовательского центра «Кольский научный центр Российской академии наук» (г. Апатиты, Мурманской области). Контактные данные для связи с автором (Щеголькова А.А.): 184200, г. Апатиты Мурманской обл., ул. Ферсмана, д. 24а (Russia, Apatity, Fersmana str., 56a). Тел.: +7 911 305-13-09. Е-mail: szfmgei@mail.ru. Статья поступила в редакцию 23.04.2021. DOI: 10.24411/2311-3464-2021-10002

Необходим выбор эффективных инструментов государственной политики с целью создания условий для воспроизводства минерально-сырьевой базы страны и развития Арктической зоны (АЗ) РФ, обеспечения технологической независимости в сфере геологического изучения и добычи нефти и газа в условиях сложившейся геополитической ситуации, стимулирования инвестирования ресурсодобывающих компаний в разработку новых технологий и оборудования, а также проведение геологоразведочных работ на шельфе и целый ряд иных задач, тесно связанных с перечисленными.

Национальные интересы России в Арктике требуют формирования принципиально новой модели экономического освоения этих территорий, включающей создание единого институционально-правового пространства АЗ РФ. Это позволит решить проблему согласования действий государства, регионов, бизнеса и получить максимальный синергетический эффект, повысить эффективность социальных преобразований в арктическом регионе и стране в целом [1]. Именно поэтому ключевым условием успешного социально-экономического развития арктических территорий является формирование эффективных инструментов институционального и правового регулирования процессов освоения Арктики, что и определяет актуальность выбранной темы. Формирование институционально-правового пространства Новой Арктики

Освоение углеводородных ресурсов является одним из главных драйверов развития экономики Арктической зоны России. Так, по данным, представленным Комитетом Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, «Арктическая зона вносит существенный вклад в развитие экономики Российской Федерации (11% ВВП, 20% объема экспорта, 10% инвестиций в основной капитал, 10% российской нефти и 80% российского газа)» [2]. На сегодняшний день стратегическое развитие арктических регионов России осуществляется в двух основных направлениях: комплексного освоения минерально-сырьевого потенциала и развития системы арктических коммуникаций, в первую очередь - Северного морского пути (СМП).

В последние годы в российской Арктике под действием глобального изменения климата отмечено существенное улучшение ледовых условий в акватории СМП, что создает благоприятные возможности в освоении углеводородных ресурсов и развитии арктических коммуникаций, увеличивает возможность реализации амбициозных задач по добыче углеводородного сырья в арктической зоне и повышает их эффективность. Антропогенная трансформация арктической зоны под воздействием климатических изменений формирует облик «Новой Арктики» - глобального пространства массового освоения. Понятие «Новой Арктики» введено в научный оборот сравнительно недавно - в 2010-х гг. -и характеризует совершенно новое состояние арктического пространства в условиях текущей циклической стадии потепления. Этот период отмечается улучшением природно-климатических и экологических условий, увеличением доступа к арктическим коммуникациям и ресурсам [3, с. 27].

Особенности Новой Арктики создают благоприятные и сравнительно комфортные условия для экономического освоения арктического пространства и требуют изменения тактики и стратегии развития арктических регионов, при этом учитывая внешний санкционный фактор. В целях выполнения основных задач стратегического развития АЗ РФ, включающих «объединение мероприятий, заложенных в национальных проектах и государственных программах, инвестиционных планов инфраструктурных компаний, программ развития арктических регионов и городов» [1], а также обеспечения национальной безопасности, в 2020 году Президентом РФ был подписан ряд указов: «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» [4], а также «О стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» [5].

Последний документ определяет стратегические цели в Арктике, которые в первую очередь обусловлены вопросами национальной безопасности, а также способы их достижения с указанием целевых показателей реализации Стратегии. В данных документах освоение Арктической зоны России определено в качестве приоритетной задачи, в числе прочего, выражена заинтересованность в стратегическом развитии и государственной поддержке предпринимательской деятельности нефтегазовой отрасли в Арктическом регионе.

Институциональное и законодательное оформление процессов стратегического развития АЗ РФ Реализация Стратегии дала толчок формированию благоприятной законодательной базы, определяющей порядок использования природных ресурсов, условия лицензирования и аренды участков недр,

льготы в сфере налогообложения, административные преференции, кредитное регулирование, экспорт углеводородов Арктической зоны и пр., что позволит многократно нарастить объемы добычи, переработки, транспортировки, в том числе на внешние рынки, углеводородов и сформировать стратегическое присутствие в Арктическом регионе. В таблице 1 представлена информация о пакете документов, направленных на институциональное и законодательное оформление процессов стратегического развития Арктического региона, в том числе создание условий для наращивания добычи и переработки углеводородов, активизации инвестиционных проектов по разработке шельфовых запасов в российской Арктике, развития нефтехимического кластера.

Таблица 1

Нормативные документы, направленные на активизацию инвестиционной и предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ

Нормативные документы Цели регулирования/Меры поддержки

Федеральный закон № 193-ФЗ от 13 июля 2020 года «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» Направлен на: экономическое развитие АЗ РФ; активизацию инвестиционной и предпринимательской деятельности в АЗ РФ; создание экономической основы для опережающего социального развития и улучшения качества жизни в АЗ РФ. Определяет: 1. Статус резидента АЗ РФ (данный режим неприменим для проектов по добыче полезных ископаемых, производству СПГ и продукции газо- и нефтехимии). 2. Правовой режим, порядок осуществления предпринимательской деятельности и меры господдержки в АЗ РФ: возможность применения процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ) на обустроенных и оборудованных участках резидентов АЗ РФ; возможность проведения проверок в отношении резидентов АЗ РФ только по согласованию Минвостокразвития России и в сокращенные сроки; предоставление резидентам АЗ РФ земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности без торгов; одновременно осуществление экологической и государственной экспертизы проектно-сметной документации; возможность применения льгот по федеральным налогам и возмещения части расходов по уплате страховых взносов для резидентов АЗ РФ

Федеральный закон № 194-ФЗ от 13 июля 2020 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» Вносит изменения в соответствующие федеральные законы с целью установления в АЗ РФ специальных правил, целевых правовых режимов, определяет особенности: осуществления отдельных полномочий органов государственной власти субъекта РФ в АЗ РФ; организации местного самоуправления в АЗ РФ; осуществления государственного контроля (надзора) в АЗ РФ; предоставления земельных участков в АЗ РФ; осуществления градостроительной деятельности в АЗ РФ; предоставления земельных участков резидентам АЗ РФ; таможенного регулирования и контроля в АЗ РФ

Федеральный закон № 195-ФЗ от 13 июля 2020 года «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» Устанавливается особый режим налогообложения для резидентов АЗ РФ в отношении: уплаты налога на прибыль; применения налогового вычета из суммы платежа по Налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) при добыче твердых полезных ископаемых (кроме угля) на новом участке недр; ставки НДС для работ (услуг) по перевозке грузов за пределы РФ морским транспортом, для услуг по ледокольной проводке морских судов, осуществляющих перевозку грузов за пределы РФ

Федеральный закон от 18 марта 2020 года № 65-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» Предусматривает создание налоговых условий для стимулирования деятельности, направленной на осуществление поиска и оценки месторождений углеводородного сырья, а также по разведке, добыче, хранению и транспортировке углеводородного сырья, расположенных на отдельных территориях АЗ РФ

Окончание табл. 1

Нормативные документы Цели регулирования/Меры поддержки

Федеральный закон № 137-ФЭ от 24.04.2020 г. «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «Об экспорте газа» Основная цель - расширение ресурсной базы, создание условий для экспорта с перспективных СПГ-проектов

Постановление Правительства РФ № 1338 от 2 сентября 2020 года «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате страховых взносов, возникающих у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Арктической зоны Российской Федерации» Утверждает правила, устанавливающие порядок предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение затрат по уплате страховых взносов, возникающих у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами АЗ РФ

Постановление Правительства РФ от 21.12.2020 г. № 2186 «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным резидентам Арктической зоны Российской Федерации для реализации инвестиционных проектов на территории Арктической зоны Российской Федерации, и о внесении изменений в пункт 7 Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики» Утверждает правила субсидирования процентной ставки по кредитам, выданным резидентам АЗ РФ для реализации инвестиционных проектов на территории АЗ РФ

Постановление Правительства РФ от 30.03.2021 г. № 484 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации"» Цель программы - увеличение экономического вклада АЗ РФ в экономику страны, обеспечение устойчивого развития Арктических регионов, привлечение новых инвесторов. Программа включает: снятие инфраструктурных ограничений, раскрытие потенциала территорий опережающего развития, совершенствование инструментов господдержки для резидентов АЗ РФ, мероприятия помощи коренным малочисленным народам Севера (КМНС).

Составлено автором.

Меры государственной поддержки экономического освоения арктических месторождений углеводородов

В целях успешной реализации инвестиционных проектов на отдельных территориях АЗ РФ по осуществлению поиска и оценки месторождений углеводородов, разведке, добыче, переработке и транспортировке углеводородного сырья, государством, в рамках реализации Стратегии развития АЗ РФ, предусмотрены налоговые преференции. Установлены более привлекательные налоговые условия разработки новых морских месторождений, которые позволят обеспечить рентабельную добычу для ряда арктических проектов. В таблице 2 представлена информация о налоговых преференциях, закрепленных Федеральным законом № 65-ФЗ от 18 марта 2020 г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» [6].

Налоговые преференции являются одним из ключевых инструментов государственной поддержки для экономического освоения арктического пространства и наряду с другими мерами могут оказать благоприятное воздействие на инвестиционный климат и способствовать развитию нефтегазовой отрасли в АЗ РФ. Так, с целью расширения ресурсной базы арктических территорий и наращивания объемов производства и экспорта сжиженного природного газа (СПГ) до 140 млн тонн в год, был принят Федеральный закон № 137-ФЗ от 24.04.2020 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «Об экспорте газа» [7].

Таблица 2

Налоговые преференции

Суть налоговой преференций Территория предоставления

Нулевая ставка НДПИ на 250 млрд м3 в отношении природного газа и 20 млн т газового конденсата, переработанных в СПГ и (или) в продукцию нефтехимии, на новых производственных мощностях, впервые введенных в эксплуатацию с 01.01.2022 г. в течение 12 лет с отгрузки первой партии СПГ и (или) реализации продукции нефтехимии На участках недр, полностью расположенных севернее Северного полярного круга, в границах Архангельской обл., Ненецкого АО, Республики Коми, Ямало-Ненецкого АО, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского АО

Вычет по НДПИ при добыче нефти организациям, лицензия на право пользования которым предоставлена до 01.01.2019 г., либо перешедшее от организаций начиная с 01.01.2019 г. право пользования в порядке, установленном законодательством РФ, на сумму налогового вычета, связанного с созданием объектов внешней инфраструктуры (дорожной, транспортной, энергетической, инженерной и пр.) в течение 10 лет На участках недр, расположенных полностью в границах Красноярского края, полностью или частично севернее 67° N и южнее 69° N

Льготные налоговые условия разработки морских месторождений углеводородного сырья: расширяется перечень видов деятельности по освоению участков недр, на которые распространяется действие налога на дополнительный доход от добычи углеводородов (НДД), предусмотрена 5-я группа участков с правом добровольного перехода на НДД; льготный коэффициент Кг* к НДПИ в режиме НДД: 0 на 12 лет с начала промышленной добычи, далее 5 лет ежегодный прирост на 0,2 до достижения 1; льготная ставка налога на прибыль в режиме НДД (при принятии субъектом РФ регионального закона) На новых участках недр (выработанность запасов равна или ниже 0,001 либо запасы нефти поставлены на госбаланс ЗПИ после 01.01.2019), расположенных полностью или частично севернее 70° N полностью в границах Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Чукотского АО

Льготные ставки НДПИ для новых морских месторождений углеводородного сырья: ставка НДПИ на нефть 5% на 15 лет с момента промышленной добычи; ставка НДПИ на природный газ 1% на 15 лет с момента промышленной добычи На морских месторождениях, расположенных на 50% и более в Карском море, северной части Баренцева моря (на и севернее 72° №), восточной Арктике (в море Лаптевых, Восточно-Сибирском море, Чукотском море, Беринговом море), а также для месторождений, дата начала промышленной добычи углеводородного сырья приходится на период после 1 января 2020 года, расположенных на 50% и более в Белом море, Печорском море, Охотском море, южной части Баренцева моря (южнее 72° N

Составлено автором.

Нормы данного закона направлены на вовлечение в производство СПГ ресурсной базы новых арктических месторождений, расположенных на полуостровах Ямал и Гыданский, монетизация которых другими способами, кроме как производство и экспорт СПГ, нецелесообразна. В целях реализации стратегических задач по увеличению производства и экспорта СПГ поправками к закону предусмотрено расширение права на экспорт СПГ для двух категорий - тех, которые уже имеют исключительное право на поставки СПГ за рубеж в соответствии с ФЗ «Об экспорте газа», и расширяют свою ресурсную базу для наращивания производства, а также для ряда компаний, входящих в группу лиц с компаниями, уже имеющими лицензию на экспорт СПГ.

Законодательная поддержка государства в вопросах расширения ресурсной базы для экспорта СПГ позволит начать эксплуатацию проекта «Арктик СПГ 2» и приступить к реализации проекта «Обский СПГ» (три линии мощностью порядка 1,6 млн тонн в год каждая), а также вовлечь в произ-

водство СПГ месторождения, принадлежащие НОВАТЭКу - Западно-Сеяхинское, Верхнетиутейское, Солетско-Ханавейское и Штормовое с суммарными ресурсами более 1,5 трлн м3 природного газа.

Расширение ресурсной базы создаст кумулятивный эффект, который будет направлен не только на увеличение производства и экспорта российского СПГ, но и будет способствовать: увеличению грузооборота СМП (предполагается, что СПГ к 2030 г. составит порядка 70 млн тонн загрузки); строительству новых терминалов по перевалке СПГ на Камчатке и в Мурманской области; газификации арктических территорий; развитию отечественного судостроения; расширению научно-технической базы, т.к. предполагается, что СПГ-проекты в Арктике будут на 80% обеспечены российским оборудованием и технологиями; созданию порядка 90 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест; росту налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты и пр.

Выводы

На сегодняшней день наблюдается переход от фрагментарного к комплексному регулированию социально-экономической деятельности в АЗ РФ как самостоятельного объекта государственной политики. Пакет документов, принятый во исполнение Стратегии развития Арктической зоны России, не только оформил базовый контур нормативного поля АЗ РФ, но и даст возможность арктическим территориям стать крупнейшей в мире экономической зоной с единым набором административных, налоговых и инвестиционных преференций, а также является геополитическим инструментом для укрепления регионального присутствия России в Арктике [8; 9].

Это позволит противостоять современным экономическим и политическим вызовам в Арктике, обеспечить устойчивое развитие арктических территорий, как основы национальной экономической безопасности России посредством:

• активизации инвестиционной и предпринимательской деятельности при помощи создания преференциальных условий для инвестпроектов, реализуемых в АЗ РФ;

• стратегического усиления экономического присутствия на основе нормализации социально-демографической ситуации и прекращения стихийного оттока населения, в первую очередь квалифицированных трудовых ресурсов [10];

• введения преференциального налогового режима для реализации арктических проектов добычи углеводородов на Западно-Арктическом шельфе;

• усиления конкурентных преимуществ отечественных производителей углеводородного сырья в условиях глобализации посредством налоговых и иных преференций, снятия инфраструктурных ограничений;

• диверсификации поставок углеводородов на глобальный рынок, в первую очередь, используя морские коммуникации;

• возрождения отечественного судостроения с целью обеспечения крупномасштабных перевозок углеводородов СМП;

• развития правовых основ арктического мореплавания, повышения инвестиционной привлекательности северных транспортных коридоров, создание режима наибольшего благоприятствования для развития арктических портов;

• инновационного развития в АЗ РФ, в том числе с позиций соблюдения экологических норм и требований.

Благодарности

Статья выполнена в рамках НИР № 0226-2019-0028 ИЭП «Взаимодействие глобальных, национальных и региональных факторов в экономическом развитии Севера и Арктической зоны Российской Федерации» по государственному заданию ФИЦ КНЦ РАН.

ЛИТЕРАТУРА

1. Путин В. В. Стенографический отчёт о пленарном заседании V Международного арктического форума «Арктика - территория диалога», 19 апреля 2019 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.krem-lin.ru/events/president/news/60250 (дата обращения 11.03.2021).

2. Рекомендации парламентских слушаний на тему: «О законодательном обеспечении опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики», организованные Комитетом Государственной

Думы Федерального Собрания Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока 14 ноября 2019 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elprof.ru/upload/ iblock/390/Reshenie-Komiteta-GD.pdf (дата обращения 11.03.2021).

3. Агарков С.А., Козьменко С.Ю., Щеголькова А.А. Эпоха глобального потепления: перспективы экономического взаимодействия в «Новой Арктике» // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2019. № 1 (63). С. 26-36. DOI: 10.25702/КБС.2220-802Х.1.2019.63.26-36

4. Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года».

5. Указ Президента РФ от 26 октября 2020 г. № 645 «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».

6. Федеральный закон № 65-ФЗ от 18 марта 2020 г. «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

7. Федеральный закон № 137-ФЗ от 24.04.2020 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «Об экспорте газа».

8. Козьменко С.Ю., Селин В.С., Щеголькова А.А. Геоэкономические вызовы морской политики в Российской Арктике // Морской сборник. 2012. № 6 (1983). С. 33-42.

9. Селин В.С. Третья парадигма развития Российской Арктики // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 21. С. 17-25.

10. Селин В.С. Стратегические вызовы национальным интересам Российской Федерации в Заполярье: взгляд из Арктики // Вестник Московского университета. Сер. 25. Международные отношения и мировая политика. 2011. № 2. С. 158-179.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.