Научная статья на тему 'Вопросы экономического развития нефтяной отрасли в России на примере ПАО "Лукойл"'

Вопросы экономического развития нефтяной отрасли в России на примере ПАО "Лукойл" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2180
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЯНАЯ ОТРАСЛЬ / НАЛОГИ / НДД / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА / ПАО "ЛУКОЙЛ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каширина Марина Валентиновна, Вестеровская Вероника Станиславовна

В контексте данной статьи рассмотрены перспективы развития нефтяной отрасли с учетом утвержденных планов правительства, детально проанализированы риски изменения сложившейся системы налогообложения и дана оценка последствий ее изменений в последние годы, кроме того, уделено внимание тому, как они могут повлиять на российские нефтегазовые компании и в частности на ПАО «Лукойл». Также был проведен анализ деятельности компании, ее налоговой политики и перспектив развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы экономического развития нефтяной отрасли в России на примере ПАО "Лукойл"»

УДК 330.3

Каширина Марина Валентиновна

доцент Департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва E-mail: askvm@yandex.ru Вестеровская Вероника Станиславовна Студентка 3 курса финансово-экономического факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Россия, г. Москва E-mail: veronika.vestero@gmail.com

ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ПАО «ЛУКОЙЛ»

Аннотация

В контексте данной статьи рассмотрены перспективы развития нефтяной отрасли с учетом утвержденных планов правительства, детально проанализированы риски изменения сложившейся системы налогообложения и дана оценка последствий ее изменений в последние годы, кроме того, уделено внимание тому, как они могут повлиять на российские нефтегазовые компании и в частности на ПАО «Лукойл». Также был проведен анализ деятельности компании, ее налоговой политики и перспектив развития.

Ключевые слова

Нефтяная отрасль, налоги, НДД, арктическая зона, ПАО «Лукойл».

В связи с сырьевой ориентированностью экономики Российской Федерации и высокой зависимостью государственного бюджета от нефтегазовых доходов, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность в настоящий момент занимают ключевое место в финансовой системе страны. Нефтегазовая промышленность России - это не только добыча ресурсов из недр земли, но и система различных комплексов по очистке топлива и производству продукции [1]. Доходы от нефтегазового сектора включают в себя следующие позиции:

- Доходы от уплаты налога на добычу полезных ископаемых;

- Ввозные таможенные пошлины на нефть сырую;

- Ввозные таможенные пошлины на газ природный;

- Ввозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти [2].

В современной России нефтяная отрасль выполняет системообразующую роль, обеспечивая поступления в бюджетную систему и оказывая огромное мультипликативное воздействие на всю экономику [3]. Любые изменения в этой отрасли: будь то курс иностранной валюты, стоимость самих нефти и газа, ставок НДПИ, отражаются на состоянии рынка. Зависимость от курса валют, а также от мировых цен на нефть и иностранные товары создаёт значительные риски как для нефтегазового сектора, так и для отечественной экономики в целом [4].

Одной из крупнейших вертикально интегрированных нефтегазовых компаний в мире является ПАО «Лукойл», ей принадлежат 12% доказанных запасов нефти, 15% добычи нефти и 15% добычи газа. С учетом того, что в последнее время система налогообложения претерпевает серьезные изменения, и современное развитие России можно охарактеризовать усиленным вниманием к процессу построения эффективной налоговой системы, ПАО «Лукойл» стабильно обеспечивает государственный бюджет поступлениями от добычи минеральных ресурсов.

Россия ставит перед собой амбициозные планы в нефтегазовой сфере, так из Распоряжения

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х правительства от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> мы можем понять, что планируются масштабные проекты в области разработки новых месторождений, реализация перспективных проектов в области нефтепереработки, транспортировки нефти и газа, включая сжиженный природный газ, в том числе с использованием ресурсов Инвестиционного фонда Российской Федерации [5]. Но все же, одним из наиболее перспективных направлений развития по праву считается развитие ресурсной базы на шельфе. Крупнейшие Российские компании уже начали реализацию своих планов в Арктической зоне. Так, по информации вице-премьера Д. Рогозина, в период до 2030 г. в данном регионе будет осуществлено около 150 проектов, на которые будет потрачено до 5 трлн рублей.

Значение Арктических месторождений с каждым годом возрастает. Особенно заметным это становится на фоне сокращения мировых разведанных запасов нефти. Однако проблемы не ограничиваются только добычей и разработкой месторождений, «черное золото» так же нужно отправить на экспорт. Арктическая же логистика имеет свои особенности, которые необходимо учитывать уже сегодня, одновременно с планированием и вводом в промышленную разработку всё новых месторождений в регионе [6].

Эффективность разведки старых месторождений, согласно последним исследованиям Международного энергетического агентства (МЭА), значительно снизилась и это объясняется в большей степени сокращением средств, выделяемых добывающими компаниями в разработку. Кроме того, запасы самой нефти оцениваются всего в 2,4 млрд баррелей, что в четыре раза меньше среднего уровня за 20012016 годы, а вместе с сокращающимся размером углеводородных месторождений на 30%, это выявляет неблагоприятную картину. Ценовой кризис напрямую отразился на нефтяной отрасли, и вряд ли его удастся преодолеть вплоть до 2020 года. Даже несмотря на пролонгацию Венских соглашений о самоограничении добычи вплоть до апреля 2018 г., нефтяные котировки по-прежнему не спешат расти. В связи с чем, даже обещанная Минэнерго прибавка к прошлогодним 253,5 млн т нефтяного экспорта рискует стать последней перед затяжным периодом спада [7]. Подобные подозрения уже неоднократно озвучивались, даже западные специалисты прогнозируют постепенное сокращение объёмов добычи нефти в РФ уже с 2020 г., даже несмотря на ожидаемое введение нового режима налогообложения в отрасли.

Источник: МинЭнерго России, Оценки ПАО «Лукойл», 2017г.

Необходимость расширения горизонтов разведки и добычи нефти уже однозначна и не оставляет сомнений в больших перспективах добычи арктической нефти. Российские нефтяные компании вместе с ведущими зарубежными компаниями из США и Нидерландов начали активное освоение северных

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х пространств. Объем уже разведанных запасов достигает 7,7 млрд тонн по данным Минприроды.

В динамике добыча нефти только за первое полугодие 2016 года на территории основных площадок (Варандей, Приразломное и Арктические ворота) увеличилась вдвое: с 130,3 до 249,6 тыс. барр./сут. Кроме того, в целом по отрасли прирост данного показателя составил 5,9% (до 386,1 млн т), причём собственно сырой нефти было отгружено 228 млн т (+12,8%).

Несмотря на негативные факторы, такие как антироссийские санкций, относительно невысокие цены на нефть и нестабильное состояния со стороны спроса и предложения на рынке, Россия уверенно продолжает свое развитие в Арктическом регионе. В настоящее время там разрабатывается около 600 месторождения.

Среди этого множества особенно стоит выделить три наиболее перспективных площадки: Харьягинское, Приразломное, а также месторождения имени Романа Требса и Анатолия Титова. По оценкам экспертов и уже наблюдаемой динамике развития именно эти три главных месторождения период до 2020 г. должны обеспечить основной прирост добычи нефти в Арктике.

Месторождение им. Р. Требса и А. Титова в Ненецком автономном округе, разработкой которого совместно занимаются ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО АНК «Башнефть» находится на начальном этапе разработки, но запасы углеводородных полей в нем оцениваются почти в 90 млн тонн по категории С1. Предполагается, что до 2019 года добычу удастся увеличить вдвое. Только на подготовительном этапе (2011-2013гг.) было построено свыше 40 км нефтесборных трубопроводов, около 80 км линий электропередач, первая очередь центрального пункта сбора нефти (ЦПС) мощностью до 1,5 млн тонн в год, пункт приема-сдачи нефти (ППСН) с коммерческим узлом учета, напорный нефтепровод ЦПС «Требса» — ППСН «Варандей» протяженностью более 31 км, а также ряд вспомогательных объектов [8].

Ожидается, что к 2050 году проекты на арктическом шельфе будут обеспечивать порядка 20-30% всей российской нефтедобычи. Что делает развитие данного региона необычайно важным вопросом в ресурсной политике страны.

Несомненно, кроме очевидных перспектив в данном направлении, компании также должны учитывать и риски, возникающие в данной связи. Низкая изученность большей части её акватории (более 90%) [9], высокие риски в плане экологии, низкий уровень научных разработок, оборудования и техники для работы в арктической зоне, нестабильный уровень мировых цен на нефть, приводят к удорожанию проектов по разработке и увеличивают капиталоемкость проектов.

Как упоминалось ранее, налоговая система РФ оказывает огромное влияние на развитие нефтегазовой отрасли. С каждым годом налоговый режим заметно усложняется, появляется большое количество льгот для различных видов продукции. В 2015 году на долю льготируемых месторождений приходилось около трети всей российской добычи. При этом механизм предоставления льгот не всегда является прозрачным, что затрудняет процесс планирования инвестиций нефтяными компаниями. Это напрямую влияет на инвестиционный климат, а, следовательно, и на экономику страны. Государство в попытках увеличить финансирование федерального бюджета, совсем забывает, что очень часто принимает решения, которые противоречат основным стратегическим интересам развития нефтяной промышленности, увеличивают налоговую нагрузку и усложняют ведение бизнеса в этой сфере. Так, с 1 января 2016 года в рамках реализации Большого налогового маневра была снижена экспортная пошлина на нефть и повышены акцизы на моторное топливо, что негативно отразилось на нефтяных компаниях. В частности, в отчете о финансовых результатах «Лукойл» обозначает, что изменения законодательства, вступившие в силу с января и апреля 2016 г., негативно повлияли на доходность добычи, переработки и сбыта. В то же время, в 2017 негативной тенденции подверглась лишь доходность переработки и сбыта. В целом же влияние этих изменений на финансовые результаты Группы не было существенным.

Основной задачей, стоящей перед любой нефтедобывающей компанией, является обеспечение достаточного объема свободного денежного потока и адекватного рефинансирования. В условиях современной экономической ситуации сокращение денежных потоков нефтяных компаний несколько компенсируется привязкой налогов отрасли к ценам на нефть марки «Юралс». Это обеспечивает некоторое хеджирование, если этот процесс идет вместе со снижением курса рубля и благоприятно влияет на

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х издержки нефтяных компаний. Тем не менее, компании сталкиваются в своей практике с проблемами в области налогообложения и ценообразования, что напрямую влияет на их финансовые результаты и возможности осуществлять инвестиционные программы. Поскольку постоянное реформирование налогового законодательства затрудняет компаниям принятия решений по инвестициям в новые регионы нефтедобычи [10].

Следует более подробно рассмотреть платежи, составляющие основу налоговой нагрузки и оказывающие наибольшее влияние на финансовые показатели нефтедобывающих предприятий. В первую очередь это налог на добычу полезных ископаемых.

Как уже отмечалось ранее, налоговая ставка НДПИ рассчитывается по формуле, включающей в себя коэффициенты, характеризующие динамику мировых цен на нефть (Кц) и особенности добычи нефти (Дм).

В свою очередь, коэффициент Кц рассчитывается по следующей формуле 1.

р

Кц = Ш-15)* 261, (1)

где:

Ц - средний за налоговый период уровень цен сорта нефти «Юралс», дол. США за баррель;

Р - среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации.

Стоит отметить, что при анализе налоговой нагрузки в экономике для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к ней. В этой связи принято разделять конъюнктурную и структурную составляющие налоговой нагрузки. При расчете коэффициента Кц значительную роль играет именно конъюнктурная компонента, которая обусловлена колебаниями мировых рынков.

Таким образом, можно сделать вывод, что от влияния внешнеэкономических факторов во многом зависят не только доходы государственного бюджета на макроуровне, но и величина ставки по данному налогу, а соответственно и финансовые показатели предприятий на микроуровне. Как уже упоминалось ранее, данный коэффициент препятствует резкому уменьшению денежных потоков нефтяных компаний в период неблагоприятной внешней экономической ситуации.

Коэффициент Дм учитывает множество факторов и особенностей добычи нефти на конкретном месторождении (формула 2) [11].

Дм = Кндпи * Кц * (1 - Кв * К3 * Кд * Кдв * Ккан), (2)

Таким образом, данный коэффициент в зависимости от условий добычи может уменьшать налоговую ставку, что должно способствовать стимулированию разработки труднодоступных месторождений. Следует отметить, что в расчете коэффициента Дм также присутствует корректировка на внешнеэкономические условия в виде коэффициента Кц.

Однако, несмотря на применение данных коэффициентов, в целом существующая налоговая система не является гибкой, поскольку ориентирована на налогообложение высокодебитных месторождений и не учитывает объективного роста издержек добычи по мере уменьшения дебитов скважин и роста обводненности. Этот недостаток особенно заметен, когда цены на нефть в периоды экономических кризисов падают, и производство становится убыточным.

Для того, чтобы поступление от доходов нефтяной отрасли были эффективны, государство применяет инструмент адресных налоговых льгот по НДПИ и экспортной пошлине, которые действуют для целого ряда месторождений в регионах, которые характеризуются непростыми природно-климатическими условиями, отсутствием инфраструктуры или ее недостаточным уровнем развитости, а также месторождений с трудноизвлекаемыми запасами на суше или морском шельфе (месторождения Заполярья, Восточной Сибири, морского шельфа и пр.) [12].

В последнее время нередко можно услышать разговоры и опасения по поводу введения НДД (налог на добавленный доход). Необходимость пересмотра действующей системы налогообложения обусловлена рядом причин:

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

1. Действующая система делает нерентабельным разработку нетрадиционных запасов углеводородного сырья (УВС), таких как месторождений ТРИЗ и новых месторождений со сложными климатическими условиями;

2. Она не способствует повышению извлекаемости (КИН) на выработанных месторождениях;

3. Не учитывается уровень расходов на добычу, что не стимулирует капитальные вложения и не способствует привлечению инвестиций в отрасль;

4. Добывающие компании сосредоточены на разработке только наиболее прибыльных и низкорисковых месторождений, что в перспективе приведет к падению добычи УВС и доходов бюджета.

НДД предполагает собой замену экспортных пошлин. Он будет взиматься не с объемов нефти, а с денежного потока. Планируемая дата запуска проекта планируется с 2018 года и сначала он будет распространяться на пилотные проекты разработки месторождений.

«Лукойл» стала одной из четырех крупнейших компаний, которая поддержала налог на добавленный доход.

Для начала стоит разобрать специфику самого НДД. Реформа предполагает частичную замену традиционного налога на добычу полезных ископаемых НДПИ и экспортных пошлин новым налогом -НДД. Его ставка составит 50%, он будет взиматься с дохода от продажи нефти за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку. НДД должен заработать с 2018 года пока в виде эксперимента для трех групп месторождений объемом до 15 млн т: это новые и зрелые участки в Западной Сибири, а также новые месторождения в Восточной Сибири. Основной целью проекта ставится стимулирование добычи на уже зрелых месторождениях Западной Сибири, где в настоящее время наблюдается снижение объемов добычи. При этом в целом в России добыча растет второй год подряд и в 2017 году, по прогнозу Минэнерго, вырастет на 0,5 млн, до 548 млн т, а в 2018 году — до 553 млн т. Рост добычи нефти в России в последние годы — прямой результат налогового администрирования государства, считает Артем Кончин. Компании получали льготы для конкретных проектов, завершается трехлетний налоговый маневр, который увеличил маржу добычи нефти за счет переработки. «Переход на НДД нужен для того, чтобы уйти от ручного администрирования множества проектов, это также снижает коррупционные риски», -А. Кончин [13].

А. Дюков, генеральный директор "Газпром нефти" сказал: «НДД позволит нам ввести в разработку те запасы, которые, в принципе, рентабельны для разработки до налогового раздела, но соответственно после налогового раздела не является рентабельным для недропользователей. Конечно, переход на НДД позволит, с одной стороны, сделать недропользование более рациональным, а с другой стороны, тому же бюджету получить дополнительные доходы, что важно" [14].

Таким образом на текущий момент мы можем оценить данную инициативу следующим образом:

Плюсы Минусы

• Расходы на капитальные вложения могут быть приняты в полном объеме в момент возникновения • Повышение налоговой эффективности для гринфилдов (степень выработанности <5%): лимит фактических расходов не применяется в течение 7 лет • В предложенной конструкции НДД во многом является модификацией НДПИ: сохраняются элементы рентной системы (регламентированная формула расчета НБ) • Механизмы фиксации бюджетных поступлений: лимит для фактических расходов, расчетные расходы. • Последствия - ограниченный учет экономики проектов, с другой стороны, возможности для «раздувания» расходов до лимита • Выручка при расчете налоговой базы определяется расчетным путем, т.о. факт реализации УВС и цены по договору в расчет не принимается.

С одной стороны, это обеспечит дополнительные поступления в бюджет, так как налогом облагает финансовый результат, но с другой стороны, в интересах компаний будет искусственно увеличивать свои расходы, в целях снижения налоговой базы. С подобной ситуацией столкнулась Великобритания, где действует аналогичный налог, и компании стремятся максимально увеличивать расходы, эта проблема получила название gold plating. Данный фактор, что очевидно, повышает риск снижения бюджетных доходов, по крайней мере, в краткосрочной перспективе, и повышает нагрузку на налоговые органы [15].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х

Особые условия, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации, в значительной мере способствуют улучшению финансовых показателей деятельности предприятий нефтедобывающей промышленности. Однако действующих инструментов стимулирования разработки новых месторождений все же недостаточно. Данный процесс требует значительных инвестиций, которые в связи с большой длительностью проектов сопряжены с высоким уровнем риска. В настоящий момент риск также растет в связи с нестабильной внешнеэкономической ситуацией. Для решения этой проблемы необходимо задействовать большее количество налоговых инструментов, способствующих повышению привлекательности инвестирования.

Также наряду с проблемой стимулирования разработки новых месторождений остро стоит вопрос повышения эффективности и глубины переработки добытой нефти.

На сегодняшний момент, мы можем предварительно оценить состояние и перспективы развития отрасли, в частности компании «Лукойл». Для начала, стоит уточнить, что разведка и добыча нефти и газа являются центральным звеном деятельности Группы «ЛУКОЙЛ» и формируют основную стоимость Компании. Разведку и добычу группа ведет не только на территории России, но и в других странах: Казахстане, Азербайджане, Узбекистане, Румынии, Ираке, Египте, Гане, Норвегии, Камеруне, Нигерии, Мексике. Компания активно развивается в направлении освоения новых месторождений им. В. Филановского и Пякяхинского и увеличения добычи в них. Компания придерживается основных направлений развития отмеченных правительством РФ.

Выручка от реализации за 1-ое полугодие 2017 года выросла на 10,9% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Чистая прибыль, относящаяся к акционерам ПАО «Лукойл» выросла на 90,7%. Кроме того, добыча нефти жидких углеводородов сократилась на 5,5%, в то время как добыча газа выросла на 10,1%. Также незначительно выросли обьемы переработки нефти на НПЗ группы - 1,7%.

На финансовые результаты Группы положительно повлияли увеличение доли высокомаржинальных объёмов в структуре добычи нефти, рост объёмов добычи газа в России и Узбекистане, улучшение структуры выпуска продукции на НПЗ Группы, снижение операционных, коммерческих, общехозяйственных и административных расходов и рост средних мировых цен на углеводороды, который, однако, был существенно нивелирован укреплением рубля и эффектом лага экспортной пошлины в России.

В 2015-2017 гг. Правительством России проводится так называемый налоговый манёвр, подразумевающий снижение экспортной пошлины и увеличение ставок налога на добычу полезных ископаемых и акцизов. Изменения законодательства, вступившие в силу с января и апреля 2016 г., негативно повлияли на доходность добычи, переработки и сбыта. Изменения, вступившие в силу с января 2017 г., положительно повлияли на доходность добычи и негативно - на доходность переработки и сбыта. В целом же влияние этих изменений на финансовые результаты Группы не было существенным.

В следующей таблице (№1) приведен анализ налоговых поступлений из действующих месторождений, разрабатываемых Лукойл.

Таблица 1

Налоговые поступления из действующих месторождения ПАО «Лукойл»)

Экспортная В % от иены на ВДПИ пошлина Этого нефть _(б долл. США за баррель, ja исключением данных в Ii)

Б налоговых условиях 2 017 г.

Стандарт пая станка................................................. 17.5 11,5 29,0 58,1

Ярепжое месторождений........................................... 0.0 1,3 1:3

\Тргтлрл-А-тгрттар ттт.1 Ю к'лрттягсгня 7.3 0.0 14,5

"■Лргтлрл-А-ттенир ттт.1 R 4T--TaHr.RrT.ViTV! 7,5 0,0 15,0

Уснвсиое месторождение (перно-карбоновая

залежь)........................................................................ 7.3 11,5 1S,S 37,5

ГЪилхннское месторождение.................................... 7,3 11,5 13,3 3^5

Месторождение им. В. Виноградова........................ 11,5 2S:S 41,6

УвдсГЕИ не-ф .- ккгря*>уганнпгтып firmst 30% 10.4-17.;" 11,5 21:3-23:G 43,7-53,1

Ноеьк участки кедр с запасами менее 5 млн i........ 11.1-17,5 11,5 22.6-29.Z 45.2-53.1

"юменская свита........................................................ 15,5 11,5 27:S 54,0

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х В растущей фазе добычи находятся недавно запущенные месторождения Р. Требса и А. Титова, Имилорское, Среднеботуобинское, Ярудейское, Приразломное и Новопортовское. В 2016-2017 годах вводятся в эксплуатацию такие крупные месторождения,как им. Филановского, Пякяхинское, им. Шпильмана, Мессояхское, Сузунское, Наульское и Северо-Рогожкинское. На графике № 1 представлена динамика добычи нефти с 2013 года и ее прогнозируемые значения до 2020 года. То есть мы можем заметить, как активно планируется работа на месторождениях, где бурение идет с 2013 года, с пропорциональным сокращением вовлеченности базовой добычи, помимо прочего также прогнозируется небольшое увеличение доли новых месторождений в общем объеме добычи.

Добыча нефти и конденсата в России, млнт

2013 2014 2015 2016 2017 2013 2019 2020 Базовая добыча' ■ Бурение с 2013 года ■ ГТМ ■ Новые месторождения Конденсат

График - 1

Выше уже обсуждалась необходимость изменения вектора развития в направлении арктических месторождений, что подтверждается статистикой снижения добычи нефти в Западной Сибири и Ханты-Мансийском автономном округе. Тем не менее сохранение стабильной добычи в стране в долгосрочной перспективе - задача вполне выполнимая. В сложившихся условиях, на наш взгляд, наиболее экономически эффективным было бы сосредоточить усилия государства и бизнеса на реализации потенциала традиционных регионов добычи с развитой производственной инфраструктурой. Для этого необходимо активизировать работу по нескольким ключевым направлениям: геологоразведка, повышение нефтеотдачи на действующих месторождениях и освоение трудноизвлекаемых запасов (далее - ТрИЗ) [16].

Запланированные на период до 2030 года вводы новых месторождений не компенсируют естественное падение добычи на старых месторождениях.

Давней проблемой российской нефтегазовой промышленности остается низкий уровень КИН. Если среднеотраслевой КИН в России не превышает 25%, то данный показатель на месторождениях с высокой степенью выработанности в Норвегии и США находится в диапазоне 40-50%. Повышение КИН до 44% позволило бы обеспечить прирост извлекаемых запасов в России примерно на 4 млрд т. Без изменения параметров режима налогообложения нефтедобычи Россия будет продолжать оставаться аутсайдером по уровню КИН. Помимо повышения КИН на старых месторождениях, Россия обладает огромным потенциалом по разработке ТРИЗ и нетрадиционных запасов нефти. Параметры налоговой системы постоянно меняются, что негативно сказывается на инвестиционном климате в отрасли. Сохранение действующей системы налогообложения приведет к тому, что добыча нефти в стране начнет сокращаться с 2019 года. Ухудшение макроэкономических условий в России привело к пересмотру оценок перспектив российского авторынка. По мере восстановления роста российской экономики возобновится рост потребления моторных топлив. Несмотря на корректировку планов компаний по вводу новых конверсионных мощностей, в России ожидается увеличение профицита светлых нефтепродуктов.

КИН в России и в других крупных нефтедобывающих странах, %

60

4 млрд т извлекаемых запасов

50

традиционной нефти'

40

38 [Проектный КИН)

конкурентный КИН

„44

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[достигнутый КИН)

" 50 (достигнутый КИН)

30

20

10

о

Россия

США

Норвегия

Со ссылкой на выступление Владимира Путина на форуме «Россия зовет!» президент делает упор на то, что зависимость федерального бюджета от нефтяной конъюнктуры заметно снижается. К примеру, если в 2014 году доля нефтегазовых доходов составляла 51,3%, то в текущем году - 39%. А в перспективе на ближайшие три года только треть федерального бюджета будет формироваться из нефтегазовых поступлений, при этом общий объем доходов бюджета также будет расти. Сокращается не нефтегазовый дефицит бюджета, так к 2019 году ожидается его снижение с 8,5% до 5,9% ВВП, что, несомненно, отразиться на стабилизации макроэкономических условий. Таким образом, мы можем сделать вывод, о том, что Россия делает заметные успехи в преодолении кризисной ситуации в экономике, улучшая свои показатели, а так же, что немало важно, снижает свою зависимость от нефтегазовых поступлений в бюджет.

Тем не менее, нефтяная отрасль это огромный источник поступлений для государства, в связи с чем, мы обязаны думать о ее дальнейшем развитии и модернизации. Так разработка арктических месторождений, которые в перспективе к 2050 году смогут обеспечить 20-30% нефтедобычи в России, должна стать одним из приоритетных направлений. Такой же стратегии придерживаются ПАО «Лукойл», начав осваивать вместе с ОАО АНК «Башнефть» месторождение им. Р. Требса и А. Титова в Ненецком автономном округе. Подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что нефтяная отрасль в России развивается в соответствии с намеченными планами правительства, что уже дает заметные результаты в экономических показателях. Россия с каждым годом уменьшает свою зависимость от нестабильности на сырьевых рынках, что позволяет укреплять экономику страны, выводя ее на уровень выше.

Список использованной литературы:

1. Каширина М.В., Головина Е.Д. «Татнефть» - экономические показатели и проблемы группы компаний, Гуманитарные научные исследования. 2017. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http: //human.snauka. ru/2017/04/23241.

2. Каширина М.В., Сергеева С.А. Тенденции экономического развития и налогообложения при добыче нефти, Научно-практический журнал "Московский экономический журнал", №2, 2017 г.

3. Каширина М.В., Будкина Е.С. Актуальные вопросы налогообложения нефтяного сектора в России, Инновации и инвестиции, № 4, 2015 г. - М., с. 75-80.

4. Каширина М.В., Палювина А.С. Современные проблемы развития налогообложения нефтяного сектора в России, Налоги и налогообложение, научно-практический журнал, №2, 2016 г. М. МГЮА им. Кутафина, с. 170-178.

5. Распоряжение правительства от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/2989f14707bc73e4dda75a21462f4961d9d32eb6/ (дата обращения 29.10.2017)

6. Джалиев А. Арктические терминалы для российской нефти. Нефть России,2017, № 5-6 URL: http://www.neftrossii.ru/content/arkticheskie-terminaly-dlya-rossiyskoy-nefti (дата обращения 29.10.2017)

7. Добыча нефти в РФ вырастет в 2016 году на 2,5% URL: http://tass.ru/ekonomika/3892837 (дата обращения 29.10.2017)

8. ОАО «ЛУКОЙЛ» И ОАО АНК «БАШНЕФТЬ» ОПРЕДЕЛИЛИ ПЛАНЫ РАЗВИТИЯ ДВУХ СОВМЕСТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

URL: http://www.lukoil.ru/PressCenter/Pressreleases/Pressrelease?rid=53805 ( дата обращения 25.10.2017)

9. Савинов Юрий Анатольевич, Ганжинова Софья Андреевна Перспективы российских шельфовых проектов в Арктике // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-rossiyskih-shelfovyh-proektov-v-arktike (дата обращения: 29.10.2017).

10. Каширина М.В., А.С. Палювина Совершенствование системы налоговых льгот при расчете НДПИ в РФ, «Финансовое право и управление», №3 (13), 2016 г., М. с. 241-246.

11. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая):[от 05.08.2000 N 117-ФЗ] // Собрание законодательства РФ.- 2003.- № 32, Cr. 342.

12. Каширина М.В., Сычева О.О. Практические вопросы налогообложения добычи нефти на Месторождениях ПАО «Лукойл», Экономика и управление: проблемы и решения, М. 2017 г, № 4, т.3, стр. 73-83.

13. Минэнерго решило сэкономить нефтяникам 100 млрд руб. URL: http://www.rbc.ru/business/29/03/2017/58da3bdd9a79470160cdb126 (дата обращения: 29.10.2017).

14. "Газпром нефть", "СНГ" и "ЛУКойл" поддержали НДД 03.03.2017г http://www.vestifinance.ru/articles/82119 (дата обращения: 29.10.2017)

15. П. Приходько Налог на добавленный доход: причины и последствия. 2017 URL: http://провэд.рф/economics/business/44306-nalog-na-dobavlennyy-dohod-ppichiny-i-posledstviya.html (дата обращения: 29.10.2017)

16. URL: http://www.lukoil.ru/FileSystem/PressCenter/84523.pdf (дата обращения: 29.10.2017)

© Каширина М. В., Вестеровская В. С., 2018

УДК 330

Князева Юлия Григорьевна

магистрант 2 курса, экономическое отделение Набережночелнинский институт Казанского (Приволжского)

федерального университета Россия, г. Набережные Челны

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ПРИБЫЛИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА: РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению подходов к формированию и распределению прибыли предприятия. В статье рассмотрены формулы по нахождению видов прибыли; исследованы особенности формирования и распределения прибыли предприятия в современных условиях; изучены характеристики процесса формирования и распределения прибыли с позиции бухгалтерского подхода: российской и международной практики.

Ключевые слова

Чистая прибыль; Доходы организации; Расходы организации; Фонды целевого назначения; Экономическая эффективность; Международные стандарты финансовой отчетности; Положения по бухгалтерскому учету.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.