Научная статья на тему 'Совершенствование норм налогового права как парадигма оптимизации налогообложения'

Совершенствование норм налогового права как парадигма оптимизации налогообложения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
249
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ / TAX / NORM OF THE TAX RIGHT / ЧАСТНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / PRIVATE INTERESTS / ПУБЛИЧНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / PUBLIC INTERESTS / ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / PRIVATE AND PUBLIC LAW / НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / TAX POLICY / НОРМА НАЛОГОВОГО ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цымлянская Ольга Афанасьевна

В статье рассматриваются проблемы совершенствования норм налогового права. Автор делает вывод о том, что по отношению к разным категориям налогоплательщиков необходимо проведение правовой регламентации и выявление барьеров, препятствующих налоговому администрированию и реализации идеологии «налогового партнерства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE TAX LAW AS A PARADIGM OF TAX OPTIMIZATION

In article problems of improvement of norms of the tax right are considered. The author draws a conclusion that in relation to different categories of taxpayers carrying out a legal regulation and identification of the barriers interfering tax administration and realization of ideology of "tax partnership" is necessary.

Текст научной работы на тему «Совершенствование норм налогового права как парадигма оптимизации налогообложения»

Современное российское государство существует в рамках социально ориентированной рыночной модели экономики. Подобная модель требует создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предоставление ему ряда гарантий, что определено в Конституции Российской Федерации как один из важнейших принципов деятельности государства. Реализация этого принципа невозможна без имущественной основы, опирающейся на отношения налогообложения.

Уплата обязательных платежей (налогов и сборов) создает базу для формирования доходной части бюджета и расширяет использование публичной собственности, стимулирует создание общественных благ и увеличивает возможности удовлетворения потребностей всех членов общества. Однако требование об уплате налоговых платежей порождает необходимость создания правовых оснований в области ограничения прав частного собственника посредством возложения на него общественных обязанностей.

Между основными участниками налоговых отношений - государством и налогоплательщиками -складываются противоречивые отношения по поводу справедливого и обоснованного распределения доходов. Государственные власти стремятся к увеличению налогов, население - к уменьшению их. Доля, изымаемая на государственные нужды, широко варьируется на разных исторических этапах, зачастую с нарушением баланса интересов, обеспечивающих устойчивое существование общества.

Поэтому, как отметил еще в XVIII в. французский просветитель и правовед Шарль Луи Монтескье (1689-1755): «Ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им».

Возникает необходимость оптимизации налогообложения, позволяющей решить проблему экономического роста и стимулирования производства при отсутствии значительного бюджетного дефицита.

Налоги, будучи продуктом социальной системы, основаны на неформальных нормах, а также законодательстве, создающем механизм внешнего властного принуждения к исполнению обязательств публичного характера. Поэтому управление налоговыми отношениями организуется государством как управляющим субъектом и гарантом соблюдения формальных норм поведения хозяйствующих субъектов.

Принудительный, императивный характер взимания налогов определяет основу взаимодействия участников налоговых отношений в целях обеспечения поступлений доходов в бюджеты всех уровней [1].

Необходимо установление баланса публичных и частных интересов в области налоговых правоотношений.

Первичным элементом, призванным регулировать правовые отношения в системе налогообложения, являются нормы налогового права. Нормы налогового права - разновидность правовых норм, под которыми понимается общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. Приведенное определение нормативной правовой нормы содержится в постановлении Государственной Думы от 11.11.1996 № 781-11 ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» [2].

Если придерживаться наиболее общепринятого положения, по которому налоговое право - это подотрасль финансового права, то налоговые нормы, соответственно являются разновидностью финансово-правовых норм и реализуют, прежде всего, публичные, а не частные интересы. Это обусловлено принадлежностью налогового права к финансовому праву как праву публичному. Нормы налогового права, как и финансово-правовые нормы в целом, являются средством реализации интересов всего общества, государства, муниципальных образований. Этим они отличаются от норм частного права (гражданского, семейного и др.).

Рыночная экономика подразумевает приоритет свободы выбора и предпринимательства, опирающийся на извлечение максимального дохода при минимизации издержек любым правомерным способом, в том числе минимальной уплаты налогов. Хозяйствующие субъекты, отдельные домохозяйства и предприятия, таким образом, реализуют свой частный интерес.

Частные интересы удовлетворяются с помощью судебной системы, и государство, если возникает такая необходимость, должно защищать любые не нарушающие закон частные интересы.

Под частным в праве понимается совокупность норм, которые регулируют имущественные и неимущественные общественные отношения с интересом отдельных физических и юридических лиц, а также отношения, в которых государство выступает не как носитель публичной власти, а как субъект гражданских правоотношений, где лица равны в своих правах, а их интересы осуществляются и охраняются исключительно по собственной инициативе [3]. Частные интересы можно также определить как охраняемые правом интересы, которые принадлежат отдельным лицам или социальным группам [4, с. 74].

Противоположной дефиницией частного интереса выступает публичный интерес. Существуют различные трактовки публичного интереса. Например, под публичным интересом понимаются взаимообусловленные интересы общества и государства, которым в конкретный исторический момент времени придается нормативное содержание [5, с. 65].

Признаками публичного интереса как правовой категории называют соответствие потребностям, целям всего общества или значительной его части; неперсонифицированность носителя интереса: им может быть гражданин, группа граждан, общество в целом, государство; защита со стороны специализированных субъектов (государства, общественных объединений и т. д.); законность: публичный интерес закрепляется в законодательстве и соответствует ему; недопустимость ограничения публичного интереса, но публичный интерес может ограничивать частный [6].

Проблема разграничения частного и публичного интереса заключается в том, что один и тот же интерес может быть и публичным, и частным. Все, что предусмотрено законодателем, отвечает одновременно и публичным, и частным целям.

Однако, например, Ю. Тихомиров видит существующие противоречия между частными и публичными интересами [7, с. 4-11].

Противоречия и неясности целесообразно в этом случае нивелировать, используя Конституцию, хотя в ней нет непосредственного определения публичного интереса. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ закрепляет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, может быть осуществлен конституционный контроль и баланс частных и публичных интересов.

Приоритеты Правительства РФ на период 2014-2016 гг. в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности [8].

В ходе рассмотрения основных направлений налоговой политики были выявлены следующие проблемы:

- Минфин предложил резко повысить акциз и поднять пошлину на мазут. Однако правительство, чтобы не допустить взлета цен на бензин, одобрило лишь мягкое повышение акциза (на 6-12 %). Ранее власти установили более низкие акцизы на топливо четвертого и пятого классов, что стимулировало его выпуск. Доля такого бензина выросла с 30 % до 70 %, что привело к сокращению сбора акцизов, наполняющих дорожные фонды;

- сигаретный акциз рос на 30-40 % в год, но после создания Таможенного союза РФ пообещала Казахстану и Беларуси приостановить рост, поскольку в этих странах акцизы намного ниже. Правительство РФ поднимет акциз в 2016 г. на 28 %;

- с 2016 г. ставка страховых взносов должна была вернуться на прежний уровень в 34 %, однако правительство РФ, вопреки позиции социального блока, готово сделать постоянной ставкой 30 %. Одновременно предложено не продлевать действующие льготные ставки взносов (для малого бизнеса, ГГ-сектора, СМИ и пр.);

- проблемы вызвало введение налога на недвижимое имущество физических лиц. Из-за претензий к качеству проведенной массовой оценки объектов у властей возникли сомнения в возможности его введения в 2014 г.

Все вышеуказанные проблемы требуют закрепления в налогово-правовых нормах. И здесь возникают трудности, в том числе связанные с тем, что в Российской Федерации правовые отношения зачастую заменяются персональными.

Помимо этого, оптимизация правовых налоговых норм требует однозначного толкования нормы налогового законодательства с точки зрения лексико-стилистических и морфологических требований. Речь идет о так называемых нормах-дефинициях и нормах-принципах. Они устанавливают исходные начала (принципы) либо общие определения для налогового права, не формулируют деталей налогово-правового регулирования, а содержащиеся в них правила поведения не находят четкого выражения в налогово-правовом акте. Однако они имеют значительный практический вес, например, замена понятия «одинокий родитель» на понятие «единственный родитель» и его неоднозначная трактовка в определении лиц, обладающих правом на удвоение стандартного вычета по НДФЛ, вызвали неопределенность в его предоставлении.

Необходимо использовать правила применения институтов, понятий и терминов гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе РФ. Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ указанные институты, понятия и термины применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Важнейшее место принадлежит конституционным основам и общим принципам налогообложения РФ, т. е. норм-принципов.

Конституция РФ закрепляет положение, по которому каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57). Это позволило КС РФ сформулировать ряд правовых позиций, занимающих наиболее важное место в системе налоговых отношений. КС РФ в своих решениях неоднократно указывал, что для признания налога законно установленным необходимо сформировать в законе его полноценную структуру путем определения всех существенных элементов налогообложения, т. е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе всех существенных элементов налогообложения (см.: Постановления КС РФ от 18.02.1997 № 3-П, от 11.11.1997 № 16-П и от 28.03.2000 № 5-П). Реализуя конституционные принципы в сфере налогообложения, НК РФ предусматривает, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги (п. 1 ст. 3), и вводит перечень подлежащих обязательному установлению и раскрытию в законе элементов налогообложения (п. 1 ст. 17).

Как следует из буквального толкования ст. 57 Конституции РФ, принцип законного установления подлежит распространению не только на налоги, но и на сборы. Поэтому законодательство Российской Федерации предусматривает существование налоговых сборов и неналоговых сборов. Налоговые сборы входят в систему налогов и сборов, они перечислены в ст. 12-15 НК РФ, к их числу относятся сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и государственная пошлина. Неналоговые сборы существуют за рамками НК РФ, к ним, в частности, относятся таможенные пошлины и плата за загрязнение окружающей природной среды. При этом в решениях КС РФ обе категории указанных сборов именуются фискальными сборами.

В законодательстве России нет четкого определения понятия «сбор».

КС РФ в своих решениях определяет фискальный сбор как обязательный индивидуально-возмездный платеж, внесение которого является одним из условий совершения государственными органами определенных действий в отношении плательщиков (в том числе предоставление определенных прав и выдача разрешений), предназначенный для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти (Постановление КС РФ от 17.07.1998 № 22-П).

Конкретизируя применительно к сборам неналогового характера (т. е. платежам, не определенным в качестве сборов в НК РФ) критерии правомерности фискальных платежей, КС РФ указал следующее. Если предусмотренные законом обязательные платежи в бюджет не обладают признаками, присущими налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, а относятся к неналоговым фискальным сборам, то вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель с учетом природы данного сбора [9].

Если это прямо указано федеральным законом, возможно ограниченное участие Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти в определении существенных элементов налогов и сборов (Постановления КС РФ от 28.02.2006 № 2-П и от 14.05.2009 № 8-П).

Как уже говорилось ранее, по-прежнему актуальна проблема страховых взносов во внебюджетные фонды. Формальное выведение этих платежей из налоговой системы не изменило их правовой природы. Конструкция взносов, механизмы взимания и администрирования остаются схожими для налоговых платежей, предусмотренных НК РФ, считает М. Ф. Ивлиева. Причем передача администрирования взносов в фонды оказалась крайне неэффективной.

Сказанное касается и таможенной пошлины, которая давно выведена из налоговой системы и переведена в состав неналоговых доходов федерального бюджета. Тема сборов, их правового регулирования, порядка установления, законности и конституционности выступает на первый план и актуальна несмотря на то, что, казалось бы, несколько лет назад была решена [10].

Оптимизация налогообложения требует логически верной интерпретации нормы налогового права, устранения противоречий внутренней структуры нормы. Например, согласно абз. 4 п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» [11], налоговые органы вправе предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам. Однако ряд исследователей полагают, что данная норма не должна применяться. Общая позиция сводится к тому, что права налоговых органов ограничены Налоговым кодексом РФ и в других нормативно-правовых актах не могут содержаться, поскольку в п. 2 ст. 31 НК РФ установлено буквально следующее: «Налоговые органы осуществляют также другие права, предусмотренные настоящим Кодексом». Соответственно Закон Российской Федерации «О налоговых органах Российской Федерации» в отношении прав налоговых органов не применяется [12]. Систематический способ толкования означает, что норма права должна толковаться не изолированно, а в контексте других норм, в частности, регулирующих смежные, однородные отношения.

Для правильного понимания общего смысла нормы имеет значение ее относимость к той или иной отрасли права, институту; местоположение в отдельном акте (главе, разделе). При данном способе толкования упор делается не на внутреннее содержание нормы, а на внешние связи. Систематический прием помогает выявить и устранить коллизии между различными предписаниями, найти нужную норму при применении аналогии закона, осмыслить налоговое законодательство в его единстве.

Государство несет значительные издержки исполнения налогового законодательства вследствие неэффективности сложившегося механизма налогового администрирования, связанного с офшорными конструкциями. Они наносят прямой ущерб общественным интересам, способствуя расширению криминализированных форм ведения бизнеса.

Однако в ходе борьбы с коррупционными проявлениями может возникнуть конфликт частного и общественного интереса, поэтому следует учесть то, что не должны пострадать законные деловые интересы, обусловленные подлинным желанием вести бизнес в международном масштабе.

В настоящее время происходит ужесточение отдельных налоговых норм и трактовок налогового законодательства налоговой службой и судами, осуществляется реформа поимущественного налогообложения граждан, усиление налогового контроля, налогообложение престижного потребления и т. д.

Развитие получают взаимосогласительные процедуры в налоговых отношениях, а именно в целях создания благоприятных условий для налогоплательщиков по урегулированию споров без обращения в суд, обеспечения последовательности досудебной и судебной стадий разрешения налоговых споров Правительством Российской Федерации был внесен в Государственную Думу проект федерального закона, направленный на совершенствование установленного законодательством Российской Федерации о налогах и сборах порядка досудебного рассмотрения налоговых споров.

Планируется, что в результате работы отделов по досудебному урегулированию споров до суда будет доходить 10-20 % споров. Речь идет о тех делах, в которых ситуация методологически не урегулирована, и нужно, чтобы суд разрешил спор по толкованию и практике применения нормы.

Например, вопрос о применении соглашений об избежании двойного налогообложения, создании схем вывода капитала и ухода от налогообложения. Все остальные споры можно и нужно

рассматривать в рамках налоговой системы и самостоятельно отменять необоснованные решения, устранять незаконные действия или бездействие инспекций [13].

В целом следует отметить, что необходимо продолжение курса реформ в налоговой сфере. Реализация работы по совершенствованию норм налогового права должна способствовать укреплению налогового потенциала и доходной базы бюджетов, обеспечению результативности налогового контроля.

Эффективное функционирование налоговой системы невозможно без последующего обеспечения безусловного исполнения законодательно установленных норм как со стороны обязанных лиц, так и со стороны государственных органов, что позволит обеспечить баланс частного и публичного интересов, а также оптимальное социально-экономическое развитие общества.

В настоящее время настолько многочисленными становятся поправки в действующий кодекс, что он становится непонятным даже специалистам. Следовательно, необходим документ, простой для исполнения и администрирования. При этом налоговая политика в целом должна остаться стабильной, налоговое бремя не должно увеличиваться. Налог должен стимулировать компании вкладывать деньги в развитие производства, работать прозрачно, с осуществлением всех необходимых платежей [14].

Максимизация общественного благосостояния и обеспечение устойчивых темпов экономического роста во многом зависят от того, насколько адекватны изменения налоговых отношений и механизмы их правового обеспечения.

Необходимо проведение правовой регламентации для дифференциации налогового администрирования по отношению к разным категориям налогоплательщиков, а также для выявления барьеров, препятствующих налоговому администрированию и реализации идеологии «налогового партнерства».

Литература

1. Артеменко Д. А. Налоговое администрирование в России: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Ростов н/Д, 2011.

2. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный суд Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 49, ст. 5506.

3. Венедиктова И. Частный интерес как критерий определения частного права // Юрист. 2012. № 1.

4. Курбатов А. Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М., 2001.

5. Дорохин С. В. Деление права на публичное и частное: конституционно-правовой аспект. М., 2008.

6. Ломаев А. Ю. Публичный интерес как правовая категория: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2012.

7. Тихомиров Ю. А. Интерес в публичном и частном праве: согласование и противоборство // Интерес в публичном и частном праве: сб. статей. М., 2002.

8. Основные направления налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 гг. URL: // http://www.minfin.ru

9. Васькова Е. П., Храмова Т. М. Соотношение публичных и частных интересов при разрешении споров экономического характера: сравнительно-правовое исследование опыта судебного правотворчества РФ и США // Петербургский правовой квартал. URL: //http://ppt.ru/news/123334

10. Налоговед. URL: //http://www.nalogoved.ru/art/1394

11. Федеральный закон о налоговых органах Российской Федерации (в ред. Законов РФ от 24.06.1992 № 3119-1, от 28.06.2013 № 134-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 15.07.1999 № 11-П, определением Конституционного суда РФ от 05.07.2001 № 130-0) // СПС КонсультантПлюс.

12. Приемы толкования налогового законодательства и проверки юридической силы налоговой нормы. URL: // http://taxnomen.ru/index.php/nalogovaia-analitika/chitat/62-dva-zakonoproekta-kotorye-osnovatelno-pomenyayut-nalogovyj -kodeks-rf-v-blizhaj shie-dni

13. Голова И. Начали с себя. Налоговые органы готовы к пересмотру собственных решений // Российская газета. 2013. 5 октября.

14. Шмелева Е. Интервью с заместителем председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку А. Аксаковым // Российская Бизнес-газета - Налоговое обозрение. 2012. № 855.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.