Научная статья на тему 'Об особенностях налогово-контрольных мероприятий в рамках защиты интересов публичных образований в сфере налогообложения'

Об особенностях налогово-контрольных мероприятий в рамках защиты интересов публичных образований в сфере налогообложения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
374
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЕСЫ ПУБЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / THE INTERESTS OF PUBLIC ENTITIES / ЗАЩИТА / PROTECTION / НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ / TAX CONTROL MEASURES / TAX BODIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов Василий Валерьевич, Тришина Елена Геннадьевна

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с проведением мероприятий налогового контроля налоговыми и правоохранительными органами в целях защиты интересов государства в сфере налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Попов Василий Валерьевич, Тришина Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Peculiarities of the Tax Control Measures Within the Framework of Protection of Interests of Public Entities in the Sphere of Taxation

The article deals with urgent issues related with the implementation of measures of tax control the tax and law enforcement bodies in order to protect the interests of the state in the sphere of taxation.

Текст научной работы на тему «Об особенностях налогово-контрольных мероприятий в рамках защиты интересов публичных образований в сфере налогообложения»

ФИНАНСОВОЕ, БАНКОВСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО

В.В. Попов, Е.Г. Тришина ОБ ОСОБЕННОСТЯХ

НАЛОГОВО-КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ЗАЩИТЫ ИНТЕРЕСОВ ПУБЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с проведением мероприятий налогового контроля налоговыми и правоохранительными органами в целях защиты интересов государства в сфере налогообложения.

Ключевые слова: интересы публичных образований, защита, налоговые органы, правоохранительные органы, мероприятия налогового контроля.

V.V. Popov, E.G. Trishina

ABOUT THE PECULIARITIES OF THE TAX CONTROL MEASURES WITHIN THE FRAMEWORK OF PROTECTION OF INTERESTS OF PUBLIC ENTITIES IN THE SPHERE OF TAXATION

The article deals with urgent issues related with the implementation of measures of tax control the tax and law enforcement bodies in order to protect the interests of the state in the sphere of taxation.

Keywords: the interests of public entities, protection, tax bodies, law enforcement agencies, tax control measures.

Статья 57 Конституции РФ устанавливает: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы...». Это связано с тем, что налоги выступают как необходимое условие существования государства, одним из специфических признаков признания государства как особой организации власти1. Таким образом, взыскание налога представляет собой законное изъятие части имущества налогоплательщика, исходя из его конституционной публично-правовой обязан-ности2. С публично-правовым характером налога и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.

© Попов Василий Валерьевич, 2014

Доктор юридических наук, профессор кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: vpopov1970@rambler.ru

© Тришина Елена Геннадьевна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского процесса (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: 06yana@bk.ru

Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П3 «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции"» подтвердил, что обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Это соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права4. Выражающие интересы государства, налоговые органы5 полномочны действовать властно-обязывающим образом в отношении налогообязанных субъектов в пределах закрепленных полномочий, включая сферу налогового контроля, с целью выявления и пресечения правонарушений в области налогообложения6.

Налоговый контроль занимает одно из важнейших мест в налоговой деятельности любого государства, что обусловлено его содержанием и порядком проведения. Так, согласно данным Службы внутренних доходов США систематическое и всестороннее проведение проверок приводит к добросовестному отношению налогоплательщика к исполнению своих обязанностей. Итогом является то, что 83% причитающихся налогов в США уплачивается добровольно7.

Согласно ст. 82 Налогового кодекса (далее -НК РФ) налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли). К числу основных форм налогового контроля отнесены: выездная и камеральная налоговые проверки (ст. 87-89 НК РФ)8. При осуществлении налогового контроля налоговые органы взаимодействуют с органами внутренних * дел9, которые по запросам налоговых органов участвуют в проводимых ими вы? ездных налоговых проверках. При этом органы внутренних дел не могут самоа. стоятельно осуществлять налоговый контроль посредством реализации форм, §| закрепленных НК РФ. Необходимость такого взаимодействия с правоохрани-

1 тельными органами вызвана тем, что оно позволяет «скрыть финансовую базу, | в которой возникают и функционируют преступность и коррупция (так, в на-| логовые органы налогоплательщики умышленно не представляют налоговую | отчетность в 40% случаев). Среди выработанных практикой методов подобного | взаимодействия можно назвать: обмен оперативной информацией о нарушениях

2 законодательства о налогах и сборах; оказание налоговым органам помощи в ° изъятии документации, проведение совместных проверок по сохранности де-« нежных сумм и материальных ценностей на проверяемых объектах»10.

| Статья 36 НК РФ конкретизирует участие правоохранительных органов в

0 осуществлении мероприятий налогового контроля. Согласно положениям дан-

1 ной статьи по мотивированному запросу налоговых органов органы внутренних

° дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых ими выездных наго _

3 логовых проверках. При этом запрос может быть направлен как перед началом I налоговой проверки, так и в процессе ее проведения11. Также при выявлении I обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям

налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения12. В свою очередь налоговые органы не позднее 10 дней с даты поступления материалов направляют уведомление в органы внутренних дел, приславшие материалы, о принятом по ним решении: 234 назначении выездной налоговой проверки или о планируемом проведении каме-

В.В. Попов, Е.Г. Тришина • Об особенностях налогооо-контрольных мероприятий

ральной налоговой проверки; об отказе в проведении мероприятий налогового контроля. В этом случае, если материалы свидетельствуют о нарушениях законодательства о налогах и сборах, влекущих уголовную ответственность, налоговые органы одновременно с уведомлением о принятом решении о назначении выездной налоговой проверки направляют также запрос об участии в выездной или при наличии на то оснований в повторной выездной налоговой проверке13.

Правовой основой взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел являются: НК РФ, Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»14 . Конкретизация такого взаимодействия закреплена в Соглашении о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной налоговой службой», утвержденном МВД России № 1/8656, ФНС России № ММВ-27-4/11 13 октября 2010 г.15.

Предметом Соглашения является организация взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел в вопросах предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений, выявления и расследования преступлений, а также в вопросах повышения налоговой дисциплины в сфере экономики и обеспечения своевременности и полноты уплаты налогов и сборов в бюджеты и государственные внебюджетные фонды. Среди форм взаимодействия следует назвать в т.ч.: планирование и проведение как совместных, так и самостоятельных мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ и предотвращение нарушений законодательства РФ; взаимный информационный обмен и др. ш

Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных нало- н говых проверках на основании мотивированных запросов налоговых органов. С

а

В качестве общих оснований направления таких запросов выступают: т

о

а) наличие у налоговых органов данных, свидетельствующих о возможных к

о

нарушениях налогообязанными субъектами законодательства о налогах и о' сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием сотрудников | органов внутренних дел; о

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на осно- н

о

вании материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направ- Ю ленных органами внутренних дел в налоговые органы, для принятия по ним и

решения; с

к

в) необходимость привлечения сотрудников органов внутренних дел для участия а в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (вы- д

е

емка документов, проведение исследования, опроса, осмотра помещений и т.д.); |

г) необходимость содействия должностным лицам налоговых органов, про- № водящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, 29 а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья ука- 22 занных лиц, при исполнении ими должностных обязанностей16. 4

Письмо ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»17 закрепляет дополнительные основания обязательного привлечения сотрудников органов внутренних дел к выездным налоговым проверкам (подп. 1.2 п. 1):

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата 235

иного налога) или признаков необоснованного предъявления НДС, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных ст. 198-199.2 УК РФ;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика18.

Необходимо учитывать, что участие в совместной выездной налоговой проверке не препятствует самостоятельности налоговых органов и органов внутренних дел при выборе предусмотренных методов осуществления контрольных мероприятий в рамках их компетенции, но только при согласованности реализуемых действий.

Следует указать, что в ходе выездной налоговой проверки могут применяться иные формы налогового контроля, закрепленные НК РФ как самостоятельные мероприятия. Так, может осуществляться выемка документов, если проверяемый налогообязанный субъект отказывается представить запрашиваемые документы или не представляет их в установленный срок, а также если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены. В этом случае при необходимости также могут привлекаться сотрудники правоохранительных органов. Наряду с выемкой широко применяются: осмотр территорий и помещений, которые используются для осуществления предпринимательской деятельности и получения дохода, инвентаризация имущества налогоплательщика с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для проверки, и т.д.19 ^ Важным условием реализации данных мероприятий сотрудниками органов

5 внутренних дел является их осуществление только в рамках выездной налого-§ вой проверки для учета собранных материалов в качестве доказательственной g базы в суде при рассмотрении вопроса о нарушении законодательства о налогах i и сборах, о чем свидетельствует судебная практика. В частности, Федеральный | арбитражный суд Центрального округа в своем постановлении от 30 октября i 2012 г. № А35-104/201220 указал, что протокол обследования (осмотра) помеще-§ ний, сооружений, зданий, участков местности, транспортных средств и изъятия | документов, проведенного вне рамок выездной налоговой проверки, не может | быть принят судом в качестве доказательства события совершенного налогопла-'I тельщиком правонарушения, т.к. в соответствии с ч. 3 ст. 64 и 68 Арбитражного | процессуального кодекса РФ является недопустимым доказательством21.

| В целом осуществление совместных налогово-контрольных мероприятий на-

6 логовыми и правоохранительными органами в целях защиты интересов публичных образований в сфере налогообложения имеет положительную динамику, но

g при строгом соблюдении законности их проведения.

га а га

U

1 1 См., например: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и

Ö доп. М., 2005. С. 53.

со 2 См.: Попов В.В., Тришина Е.Г. Особенности реализации налогоплательщиками права на защиту //

Вестник Саратовской государственной академии права. 2008. № 6 (64). С. 91-95.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. № 1, ст. 197.

4 См., например: Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. 5 апр.

5 Часть первая Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3824; 2013. № 30, ч. I, ст. 4081; Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» // Ведомости ВС и СНД РФ. 1991. № 15, ст. 492; Собр. законодательства

236 Рос. Федерации. 2013. № 26, ст. 3207; Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное По-

А.С. Алимбекова, А.С. Мишин • Оценка обоснованности налоговой выгоды

становлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. № 40, ст. 3961; 2013. № 12, ст. 1342.

6 См., например: Попов В.В., Соколов А.Ю. Мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: понятие и признаки // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. № 6 (89). С. 72-79; Их же. Административный порядок разрешения налоговых споров // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 1 (90). С. 58-62.

7 См.: Линовицкий Ю.А. Практика налогового контроля в зарубежных странах // Налоги и налогообложение. 2009. № 11.

8 См.: УткинВ.В. Правовое регулирование налоговых проверок в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2004. С. 8-21.

9 См.: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900; 2013. № 27, ст. 3477.

10 ГрушкоД.Е. Налоговые органы как основной субъект административно-процессуальной деятельности по регулированию налога на добавленную стоимость в Российской Федерации // Налоги (журнал). 2008. № 1.

11 См.: Письмо ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» (подп. 1.2 п. 1) // Официальные документы (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»). 2013. № 28-32.

12 См. п. 2 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной приказом МВД России № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. (с изм. и доп. от 14 ноября 2011 г.) // Российская газета. 2009. 16 сент.; 2011. 28 дек.

13 См.: Там же. п. 5.

14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33, ст. 3349; 2013. № 26, ст. 3207.

15 Документ не опубликован. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

16 См.: Приказ МВД РФ № 495, ФНС России № ММ-7-2-347 от 30 июня 2009 г. «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений (в ред. Приказа МВД РФ № 1144, ФНС РФ № ММВ-7-2/774@ от 14 ноября 2011 г.) // Российская газета. 2009. 16 сент.; 2011. 28 дек.

17 См.: Письмо ФНС России от 25 июля 2013 г. № АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» // Официальные документы (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»). 2013. № 28-32.

18 См.: Письмо ФНС России от 24 августа 2012 года № АС-4-2/14007@ «Об участии органов внутренних дел в выездных налоговых проверках». Доступ из справ-правовой системы«КонсультантПлюс».

19 См.: Смирнова Е. Налоговая проверка по налогу на имущество организаций // Налоговый вестник. 2012. № 8. С. 71-82.

20 Постановление ФАС ЦО от 30 октября 2012 г. № А35-104/2012. Документ не опубликован. Доступ из справ.-правовой «КонсультантПлюс».

21 См.: Попов В.В., Тришина Е.Г. О проблематике применения понятия «добросовестность» при защите налогообязанными субъектами своих прав // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. № 2 (20). С. 72-79; Их же. Об отдельных аспектах судебного обжалования нормативных правовых актов налоговых органов // Налоги (журнал). 2014. № 2. С. 35.

А.С. Алимбекова, А.С. Мишин

ОЦЕНКА ОБОСНОВАННОСТИ НАЛОГОВОЙ ВЫГОДЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ

В статье рассматриваются проблемные вопросы, возникающие в процессе взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков в рамках реализации последними прав на налоговую выгоду. Анализируются возможные варианты решения поставленной проблемы; рекомендуемые мероприятия профилактического характера в отношении контрагентов налогоплательщика, снижающие риски отказа в получении налоговой выгоды. Обосновывается авторское предложение по созданию соответствующего ведомственного рекомендательного акта Федеральной налоговой службы РФ.

Ключевые слова: судебная практика, применение налоговых норм, налоговый контроль, налоговые споры, налоговая выгода.

© Алимбекова Анастасия Сергеевна, 2014

Кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового, банковского и таможенного права (Саратовская государственная юридическая академия)

© Мишин Александр Сергеевич, 2014

Студент (Саратовская государственная юридическая академия)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.