СЛОВО МОЛОДЫМ УЧЕНЫМ
УДК 336.02
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА
Краснова аспирант кафедры экономической теории и предпринимательства, Ольга Южно-Российский институт управления - филиал
Игоревна Российской академии народного хозяйства
и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматривается вопрос налогообложения субъектов малого предпринимательства. Анализируется федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Налоговый кодекс РФ, направленные на совершенствование специальных налоговых режимов (ЕСХН, УСН, ЕНВД) и стимулирование развития малого бизнеса. Рассматриваемый закон упрощает налогообложение индивидуальных предпринимателей. Одно из самых заметных поправок - это выделение в отдельную главу патентной системы налогообложения.
Ключевые слова: единый налог на вмененный доход, патентная система налогообложения, специальные налоговые режимы, субъекты малого бизнеса.
Вопрос налогообложения субъектов малого предпринимательства рассматривается особенно активно в последние годы современной России. Данный факт связан в основном с развитием рыночной экономики, а как следствие, и с увеличением предпринимательской активности.
К концу XX века экономическое развитие большинства стран столкнулись с рядом серьезных трудностей, и одним из приоритетных направлений выхода из сложившейся ситуации явилось расширение сферы и масштабов деятельности малого предпринимательства во всех формах и видах [1].
Деятельность субъектов малого бизнеса зависит от множества как внешних, так и внутренних факторов: политической ситуации в стране, стоимости производства товаров, работ, услуг, конкуренции, сложившейся в определенной рыночной нише и др. Ключевым же фактором воздействия на предпринимательскую рыночную активность является налогообложение субъектов малого бизнеса. От того, насколько приемлемым на данном этапе современных экономических отношений станет режим налогообложения, будет зависеть прибыль самих предпринимателей, а также поступления налоговых доходов в бюджетную систему России. Если налоги будут нести слишком большое бремя предстоящих расходов, то предприниматели уйдут в теневой бизнес, что повлечет за собой сокрытие реальных доходов, серые заработные платы, отсутствие пенсионного и медицинского обеспечения работников, снижение ВВП. Таким образом, на сегодняшний день перед государством стоит задача разработки новых и укрепления действующих эффективных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы - действенный рычаг налогового воздействия со стороны государства - представляют собой очень гибкий инструмент государственной антикризисной политики, поскольку обеспечивают эффективность экономики, налоговые доходы бюджета без обращения к жестким мерам налоговой политики [2].
Наметившиеся в России тенденции завершения налоговой реформы, направленные на формирование новой налоговой системы, основными целями которой являются, с одной стороны, обеспечение повышения эффективности экономики, а с другой - обеспечение социальной налоговой справедливости, столкнулись с вызовами мирового экономического кризиса [3].
В Основных направлениях налоговой политики одна их задач состоит в том, что патентная система налогообложения должна постепенно заменить единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД). После введения патентного налогового режима в 2012 г. предприниматель стал самостоятельно вправе выбирать между упрощенной системой налогообложения, ЕНВД и патентной системой. Однако вместе с введением патентной системы налогообложения была упразднена часть налогового кодекса Российской Федерации, отвечающая за особенности применения упрощенной налоговой системы индивидуальными предпринимателями на основе патента. Необходимо отметить, что лишь некоторые субъекты РФ успели воспользоваться действием этого прообраза патентной системы. Основная проблема введения и использования статьи 346.25.1 заключалась в том, что органы субъектов РФ не могли точно установить годовой доход, получаемый субъектами малого предпринимательства. Причина такой осторожности также заключалась в том, что федеральный законодатель не дал никаких ориентиров для установления годового дохода индивидуальных предпринимателей. Однако при установлении патентной системы налогообложения все изменилось. Теперь же в патентной системе налогообложения имеется широкий диапазон для установления размера потенциального дохода субъектов малого бизнеса (от 100 тыс. до 1 млн руб.).
Как показывает анализ практики применения специальных налоговых режимов на территории Российской Федерации, начиная с момента их введения, интерес к ним со стороны субъектов предпринимательства постоянно растет [4].
Субъекты РФ стали ограничены в выборе дифференциации доходов:
- в сторону увеличения не более, чем в три (услуги технического обслуживания, ритуальные, транспортные услуги, медицинская деятельность и т.д.);
- в сторону увеличения не более, чем в пять (все виды деятельности в городах - мил-лионниках);
-- в сторону увеличения не более, чем в десять (для рантье).
Такие виды деятельности, как сдача в аренду жилых и нежилых помещений, земельных участков, дач; услуги общественного питания; розничная торговля, теперь дают возможность регионам устанавливать размер потенциального дохода в зависимости от средней численности наемных работников, количества обособленных объектов, количества транспортных средств.
Вышеуказанный узкий список критериев дифференциации регионами - одна из главных проблем в нововведенном патентном режиме налогообложения.
Критерий зависимости годового дохода индивидуального предпринимателя от численности наемных работников приведет к занижению численности работников, так как действие ЕНВД показало высокую неэффективность при использовании такого критерия, как количество наемных работников.
Крайне неэффективным представляется критерий установления годового дохода индивидуального предпринимателя от количества обособленных объектов при сдаче в аренду недвижимого имущества. Жилые помещения на сегодняшний день преимущественно сдаются без какого-либо письменного оформления сделки. Так что бюджеты смогут пополняться лишь в случае регистрации арендодателей в качестве индивидуальных предпринимателей и прозрачного оформления сделок по сдаче жилых помещений в аренду. Не менее сомнительным представляется пополнение бюджета государства от сдачи недвижимого нежилого имущества. Так, сегодня большая часть арендодателей уплачивает УСНО при
сдаче недвижимых нежилых помещений. Размер же налогов при использовании патентной системы налогообложения при точно такой же сдаче имущества в аренду гораздо меньше.
Критерий установления потенциального дохода индивидуального предпринимателя при розничной торговле и услугах общественного питания от количества обособленных объектов также экономически нецелесообразен, так как не учитывает целую совокупность факторов, непосредственно влияющих на ведение предпринимательской деятельности (например, площадь торговых помещений, территориальную расположенность и т.д.).
Таким образом, если не брать во внимание совокупность факторов, влияющих на ведение предпринимательской деятельности, то субъекты малого бизнеса становятся равными перед налоговым бременем, что также негативно скажется на поступлениях налоговых доходов в бюджеты субъектов РФ. Из-за «уравниловки» индивидуальных предпринимателей перед законодателем, несмотря на их территориальную расположенность, муниципалитеты также не заинтересованы в развитии субъектов малого бизнеса.
Сегодня достаточно трудно рассчитать эффективность деятельности малых предприятий на региональном уровне, так как не рассчитываются показатели доли МП в валовом региональном продукте, довольно сложно оценить роль налоговых поступлений от малого бизнеса по уровням бюджета, так как в статистике поступлений субъекты малого предпринимательства отдельно не выделяются [5].
Основными принципами, влияющими на эффективное развитие системы малого бизнеса, являются:
- защита конкуренции. Данный принцип связан с честным распределением налогового бремени между субъектами малого бизнеса, работающими в одной сфере товаров, работ, услуг. Субъекты малого бизнеса должны конкурировать между собой, в том числе используя одинаковые режимы налогообложения. Однако законодатель дал возможность использовать патентую систему налогообложения лишь индивидуальным предпринимателям;
- занятость, увеличение числа рабочих мест, социальные гарантии. Данный принцип направлен на увеличение числа крупных холдингов, корпораций посредством слияния, в том числе малых организаций, индивидуальных предпринимателей. Однако новая патентная система, наоборот, мотивирует субъектов малого бизнеса к разделению на отдельные индивидуальные предприниматели с целью уменьшения налоговой нагрузки;
- целесообразность, экономическая обоснованность, дифференциация налоговой бремени по каждому виду предпринимательской деятельности, учитывающие все особенности ведения предпринимательской деятельности в зависимости от различных факторов.
Таким образом, законодателю необходимо «изменить в корне» специальные налоговые режимы. Также рассмотреть необходимость отмены ЕНВД. Законодатель указывает на первопричину отмены ЕНВД - снижение налоговых обязательств. Действительно, анализируя налоговое бремя субъектов малого бизнеса, использующих ЕНВД, можно прийти к выводу, что при общей системе налогообложения индивидуальные предприниматели платили бы гораздо больше налогов. Это говорит о либеральности ЕНВД. Но данный факт можно изменить, усовершенствовав нормативную базу ЕНВД.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на неэффективность применения ЕНВД:
1. Разница между реальными доходами налогоплательщиков и размером вмененного дохода. В ранее действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации размер базовой доходности для определения вмененного налога для отдельных видов предпринимательской деятельности значительно колебался в связи с установлением указанного размера органами субъектов РФ. Сегодня же федеральный законодатель установил фиксированный размер базовой доходности для определенных видов предпринимательской деятельности. Но, как оказалось на практике установленный размер не компенсирует налоги общей системы налогообложения. Представляется необходимым переходить на определен-
ные методики, позволяющие объективно оценить базовую доходность, так как от объективности установления данного параметра напрямую зависит размер уплачиваемого предпринимателями налога [6].
2. Ограниченность в возможности дифференциации размера ЕНВД в зависимости от условий осуществления предпринимательской деятельности субъектами малого бизнеса. В налоговом кодексе РФ в части ЕНВД предусмотрено использование коэффициента К2 (от
0.005.до 1), корректирующего базовый размер вмененного дохода в зависимости от условий осуществления предпринимательской деятельности (например, территориальная расположенность). Данный коэффициент вправе применять муниципалитеты РФ. Однако на практике данный коэффициент не достаточно используется. В частности в Ростовской области данный коэффициент сравнялся с единицей, что сказывается на эффективности системы налогообложения единым налогом на вмененный доход.
3. Недостаточный налоговый контроль за применением ЕНВД. Многие субъекты малого бизнеса, стремясь максимизировать прибыль, умеренно предоставляют ложную информацию для перехода на данный режим налогообложения. Например, автотранспортные организации занижают такой выбранный физический показатель, как количество посадочных мест на транспорте. Также сомнительным представляется использование такого физического показателя, как количество наемных работников. Наиболее прозрачным для налоговых проверок является использование такого физического показателя по использованию ЕНВД, как площадь торговых залов, помещений, информационного поля. Данный факт связан с тем, что для подтверждения площади достаточно договора аренды, ренты и др.
На наш взгляд, на сегодняшний день назрела проблема реформирования специальных налоговых режимов. Безусловно, необходимо пересматривать ставки налогообложения в сторону их увеличения. Вместе с тем органы местного самоуправления должны в полной мере использовать рычаги дифференциации отдельных видов предпринимательской деятельности в зависимости от условий осуществления таковой, чтобы обеспечить экономический рост в муниципальных образованиях и регионе, в целом [7].
В отличие от упрощенной системы налогообложения система в виде уплаты ЕНВД является обязательной [8, 9]. Перечень видов деятельности, попадающих под данный режим, установлен налоговым кодексом РФ. Также представительные органы городских округов субъектов федерации, муниципальных районов устанавливают окончательный перечень видов деятельности, использующих ЕНВД.
Необходимо при реформировании ЕНВД:
- увеличить размеры базовой доходности;
- в зависимости от условий осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, муниципалитетам более широко использовать коэффициент К2;
- пересмотреть физические показатели, которые невозможно в полной мере контролировать;
- включить в виды перечня ЕНВД патентную систему [10].
Таким образом, ЕНВД может стать платформой для создания единого налога для субъектов малого бизнеса с использованием особенностей ведения такового вида предпринимательской деятельности в различных территориальных условиях. С одной стороны, данный режим призван быть удобным для самих налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, с дугой стороны - в полной мере пополнять местные бюджеты.
Литература
1. Павлюшкевич Т.В. Специальные налоговые режимы и принципы их построения // Эконо-
мика. Право. Печать. Вестник. КСЭИ. 2013. № 4. С. 48-54.
2. Громов В.В. Специальные налоговые режимы как инструмент государственной антикризис-
ной политики // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 3. С. 87-91.
3. Филобокова Л.Ю. Специальные налоговые режимы как инструмент трансформации мало-
го предпринимательства к инновационному типу развития // Дайджест-финансы. M: ООО «Издательский дом Финансы и кредит». 2009. № 8. С. 40-44.
4. Шацило Г.В. Проблемы исчисления единого налога по социальным налоговым режимам
и пути их решения // Бухгалтер и закон. 2007. № 8. С. 24-32
5. Солодова Е.П. Специальные налоговые режимы для субъектов малого предприниматель-
ства как источник формирования местных и региональных бюджетов // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2010. № 1. С. 84-88.
6. Гребенникова В.А., Свиргун Е.Н. Специальные налоговые режимы как форма государст-
венной поддержки малого бизнеса // Экономика: теория и практика. 2009. № 2. С. 50-52.
7. Игнатова Т.В., Черкасова Т.П. Бюджетно-налоговый инструментарий реализации механизма
инициализации инновационного роста в России // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2011. № 2. С. 178-186.
8. Жураковский А. С. Специальные налоговые режимы в помощь малому бизнесу // Вестник
Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. №3. С. 92-96.
9. Федеральный закон от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
10. Анненкова Е. Патентная система налогообложения в 2013 году. Электронный инсточник: www.klerk.ru.
Krasnova Olga Igorevna, graduate of Cathedra of Economic theory and Entrepreneurship, the South-Russia Institute of Management - branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected].
IMPROVEMENT OF THE TAX REGIMES FOR SMALL BUSINESSES
Abstract
The article discusses the issue of taxation of small businesses. Analyzed Federal law dated 25.06.2012 № 94-FZ "On amendments to parts one and two of the Tax code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation " introduced amendments to the Tax code of the Russian Federation aimed at the improvement of the special tax regimes (UAT, USN, UTII) and stimulation of development of small business. Consider the law simplifies the taxation of individual entrepreneurs. One of the most notable amendments are to give a separate Chapter to the patent system of taxation.
Keywords: unified tax on imputed income, the patent system of taxation, a special tax regimes, subjects of small business.
References
1. Pavljushkevich T.V. Special'nye nalogovye rezhimy i principy ih postroenija // Jekono-mika. Pravo. Pechat'. Vestnik. KSJel. 2013. № 4. S. 48-54.
2. Gromov V.V. Special'nye nalogovye rezhimy kak instrument gosudarstvennoj antikrizisnoj politiki // RISK: Resursy, informacija, snabzhenie, konkurencija. 2010. № 3. S. 87-91.
3. Filobokova L.Ju. Special'nye nalogovye rezhimy kak instrument transformacii malogo predprinimatel'stva k innovacionnomu tipu razvitija // Dajdzhest-finansy. M: OOO «Izdatel'skij dom Finansy i kredit». 2009. № 8. S. 40-44.
4. Shacilo G.V. Problemy ischislenija edinogo naloga po social'nym nalogovym rezhimam i puti ih
reshenija // Buhgalter i zakon. 2007. № 8. S. 24-32.
5. Solodova E.P. Special'nye nalogovye rezhimy dlja sub#ektov malogo predprinimatel'stva kak istochnik formirovanija mestnyh i regional'nyh bjudzhetov // Jekonomika i upravlenie: novye vyzovy i perspektivy. 2010. № 1. S. 84-88.
6. Grebennikova V.A., Svirgun E.N. Special'nye nalogovye rezhimy kak forma gosudarstvennoj podderzhki malogo biznesa // Jekonomika: teorija i praktika. 2009. № 2. S. 50-52.
7. Ignatova T.V., Cherkasova T.P. Bjudzhetno-nalogovyj instrumentarij realizacii mehanizma inicializacii innovacionnogo rosta v Rossii // Kaspijskij region: politika, jekonomika, kul'tura. 2011. № 2. S. 178-186.
8. Zhurakovskij A.S. Special'nye nalogovye rezhimy v pomoshh' malomu biznesu // Vestnik Tambovskogo universiteta. Serija: Gumanitarnye nauki. 2012. №3. S. 92-96.
9. Federal'nyj zakon ot 25.06.2012 № 94-FZ «O vnesenii izmenenij v chasti pervuju i vtoruju Nalogovogo kodeksa Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii».
10. Annenkova E. Patentnaja sistema nalogooblozhenija v 2013 godu. Jelektronnyj instochnik: www.klerk.ru.
УДК 329
ИНСТИТУЦИОНАЛЬ НЫЕ АСПЕКТЫ ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИИ
аспирант кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70). E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье проводится обзор процессов партийного строительства в России в период с конца 1980-х до начала 2010-х гг. Выявляются институциональные аспекты данного феномена. Описывается роль и степень воздействия административных методов на формирование политической среды РФ.
Ключевые слова: партийная система, политические партии, политическая конкуренция, электоральный процесс, институциональное строительство, партийное строительство.
Развитие партийной системы в России, начиная с ее становления в период перестройки и до настоящего времени, проходит сложным, неровным путем. В процессе реализации демократического принципа многопартийности политическими акторами применялся весь спектр приемов и методов: от анархистского до административного. Такая турбулентность характерна для любого современного государства в период его реформирования. Рефлексия политических событий, определявших жизнь россиян в предыдущие десятилетия, делает возможным и актуальным анализ современных методов партийного строительства с целью определения возможных направлений и стратегии развития российской партийной системы. Необходимо отметить: принцип многопартийности в России закреплен законодательно на конституционном уровне, но институционализация многопартийности с началом демократических реформ осуществлялась по решениям «сверху». И если в начальный период этот метод оправдывал себя, то в настоящее время административное давление власти тормозит процессы развития партийной системы.
Политические реформы сфер общественной жизни во второй половине 80-х годов XX века вызвали к жизни революционный пересмотр ценностей россиян. Возросший уровень политической активности населения после отмены Ст. 6 Конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС породил множество партий и политических движений.
Орешкина
Жанна
Юрьевна