Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РФ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ В РФ»

Джагинова Л.Р. студент 4 курса экономический факультет Джагинова И.Р. студент 4 курса экономический факультет Бортникова И.М., к. э.н. научный руководитель, доцент ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет»

Российская Федерация, пос. Персиановский СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

В РФ

На современном этапе времени вопросы совершенствования налоговой системы являются первоочередной задачей проводимой политики государства, которая направлена как на укрепление страны, так и на защиту рядового гражданина. Если несколько лет назад становления и функционирования налоговой системы первоочередными целями являлись становление упорядоченного налогового законодательства и снижение налоговой нагрузки, то на данный момент происходит изменение целевых ориентиров в сторону качественного улучшения, повышения эффективности налоговой системы и отношений. Одной из наиболее острых проблем совершенствования налоговых отношений является повышение эффективности налогового администрирования. Решение этой проблемы является приоритетным направлением налоговой политики государства.

Следует отметить, что термин «Налоговое администрирование» прочно вошло в терминологию налогообложения. Однако существует диссонанс в трактовке данного определения. Так, современный экономический словарь трактует администрирование как «преобладание в управлении формальных, чисто административных, приказных форм и методов». Более современно определение, данное А. Файолем: «Администрировать - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, руководить, контролировать»[1]. Иными словами однозначно можно сказать, что налоговое администрирование представляет собой процесс управления налоговыми отношениями.

Первый осмысленный взгляд на вопрос сущности налогового администрирования дал М.Т.Оспанов в работе "Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений". Налоговое администрирование определяется как осуществление налоговой администрацией в пределах ее компетенции функций и полномочий, установленных ей государством и налоговым законодательством^].

В итоге, можно сказать, что налоговое администрирование в широком смысле — это система управления налоговым процессом в целом, в более узком смысле — управление деятельностью налоговых органов по осуществлению налогового контроля и сбору налогов.

В настоящее время совершенствование и оптимизация налогового администрирования происходит в соответствии с Дорожной картой «Совершенствование налогового администрирования», которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р. План мероприятий («дорожная карта»), направлен на совершенствование и оптимизацию системы налогового администрирования с созданием благоприятных условий взаимодействия налогоплательщиков и органов государственной власти в части процедур подачи и формирования налоговой отчетности, а также усовершенствования принципов документооборота^].

Данная «Дорожная карта» состоит из пяти разделов. Первый раздел направлен на сокращение времени на подготовку налоговой отчетности. Снижение трудоемкости по данному направлению будет достигнуто за счет увеличения числа налогоплательщиков, осуществляющих подачу налоговых деклараций в электронном виде. Также в тексте законопроекта, внесенного в Госдуму, обязанность по предоставлению налоговых деклараций в электронной форме возлагается на организации с количеством работников от 50 человек, однако сейчас порогом является действующая численность, равная 100 сотрудникам[3]. Сроки предоставления налоговой отчетности в электронном виде увеличиваются на 10 дней, в бумажной форме - на 5 дней. Изменения правил ведения бухгалтерского учета обязаны быть опубликованными за 6 месяцев до даты вступления в силу данных изменений. Обязательным будет являться опубликование вводимых форм и форматов налоговой отчетности за 2 месяца до их введения. Предписывается унифицировать коды отчетного периода в налоговых декларациях. Запрещается повторный запрос документации, уже предоставленной налоговым органам.

Второй раздел направлен на оптимизацию взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. Предполагается активизация использования интернет-технологий, направленная на возможность проведения сверок расчетов в режиме онлайн, упрощение правил предоставления первичной документации, получение

налогоплательщиками документов в рамках налоговых правоотношений, обеспечение налогоплательщиков сведениями о переплаченных суммах налоговых платежей, появление института «предварительного налогового разъяснения».

Третий раздел направлен на сближение бухгалтерского учета с налоговым. Серьезные изменения коснутся налога на прибыль организаций. Предусматривается формирование реестра постоянных и временных разниц. Вводится самостоятельное дополнение налогоплательщиками регистров бухгалтерского учета с целью формирования налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организации.

Четвертый раздел формирует условия упрощения документооборота. Планируется сокращение в два раза документооборота по сопровождению сделок, упрощение учета по НДС, возможность предоставления сводного

корректирующего счета-фактуры по итогам месяца, формирование архивов документов в электронном виде, основанных на международном опыте, унификация форматов представляемых в налоговые органы электронных документов.

Пятый раздел направлен на рассмотрение специальных налоговых режимов, снижение налоговой нагрузки для данного сегмента, упрощение деятельности малого бизнеса в регионах.

Необходимо отметить, что разработаны все запланированные рассматриваемой "Дорожной картой" проекты федеральных законов, ряд из которых уже был принят в 2014-2016г. Также Законодатели не останавливаются на достигнутом и продолжают совершенствовать систему налогового администрирования. Так уже в 2017г. налогоплательщиков ждут кардинальные изменения налогового законодательства. Самые существенные изменения касаются новых правил администрирования и отчетности по страховым взносам. С 1 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов вновь будут возложены на налоговые органы и будут относится относиться к налоговым платежам, и соответственно к ним будут применяться правила, установленные законодательством о налогах (п. 1 ст. 2 НК РФ в редакции Закона № 243-Ф3)[5].

Также, будут и другие существенные изменение, касающиеся порядка и срока сдачи отчетности, условий для перехода на УСНО, а также обновление коснется и классификации основных средств по амортизационным группам.

Таким образом, Реализация мероприятий, направленных на оптимизацию и совершенствование налогового администрирования в РФ, позволит улучшить позиции РФ, повысить долю субъектов бизнеса, оценивающих положительно процедуры формирования и предоставления налоговой отчетности в соответствующие государственные органы, а также значительно сократить трудозатраты на подготовку и сдачу налоговой отчетности. Данные изменения способны повысить качество предоставляемых госуслуг в целом, увеличить прозрачность процессов в рамках взаимодействия государства и бизнеса, что создаст условия для появления благоприятных макроэкономические последствий для экономики РФ.

Использованные источники:

1. Белых О. И. Совершенствование налогового администрирования: очередной этап // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 266-269.

2. Евдокимова Ю.В. Совершенствование налогового администрирования в РФ // Экономика и менеджмент инновационных технологий - 2014. - № 1-С.32-39

3. Куклина Т.В.Теоретические основы и классификация налогового администрирования // Вестник Томского государственного университета -2013. - №4. - С. 136-112

4. Дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: Официальный

сайт Агентства стратегических инициатив

http://www.asi.ru/npi/more.php?ID=2516 (дата обращения 10.12.2016) 5. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minfin.ru/ (дата обращения: 10.12.2016).

Джагинова И.Р. студент 4 курса экономический факультет Джагинова Л.Р. студент 4 курса экономический факультет Поддубская Н.А., к. с. -х.н. научный руководитель, доцент ФГБОУ ВО «Донской государственный аграрный университет» ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО

КОМПЛЕКСА РФ Агропромышленный комплекс в любом государстве является важнейшей составной частью экономики, так как в нем сосредоточено производство жизненно важной для общества продукции. И как любая другая отрасль, АПК имеет свои особенности и проблемы развития, обусловленные политической, исторической, культурной, демографической, технологической и иными причинами, позволяющими разделять страны на экономически развитые и развивающиеся.

Следует отметить, что АПК России в настоящее время находится в кризисном состоянии. Основными проблемами АПК являются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, что произошло в результате неустойчивости производственно - хозяйственных связей, инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственного финансирования, сокращение государственного финансирования, снижения покупательской способности потребителей сельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями и диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительное состояние сельскохозяйственных земель.

Следует обратить внимание на спад посевных площадей, пастбищных угодий, что ведет к недостатку кормовой базы - ключевого фактора животноводства (табл.1).

Продолжается отток квалифицированной, экономически активной части населения в города. Во многом это обусловлено недостаточным уровнем предоставляемых социальных услуг. Выявлено, что дальнейшее снижение производства в аграрном секторе экономики, разрушение общественного производства тесно связано с качеством жизни сельского населения, одним из показателей которого является уровень денежных доходов сельскохозяйственных работников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.