Научная статья на тему 'Актуальные нововведения для бухгалтера'

Актуальные нововведения для бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН / БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ / НАЛОГОВЫЙ КОДЕК РФС / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дементьева Н.М.

В статье сделан обзор основных изменений в законе о бухгалтерском учете и в части первой Налогового кодекса РФ, вводимых с января 2014 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные нововведения для бухгалтера»

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА

Н. М. ДЕМЕНТЬЕВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов Новосибирский государственный университет экономики и управления

В начале года стало традицией делать обзоры нововведений в бухгалтерском учете и налогообложении. Изменения в налоговом законодательстве происходят ежегодно, что не означает нестабильность законодательства, а скорее — его мобильность. Нормативные акты по бухгалтерскому учету также уточняются периодически, не избежал этого и новый закон о бухгалтерском учете.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) действует с января 2013 г. За этот период в него внесены редакционные правки, дополнения шестью федеральными законами. Рассмотрим уточнения, которые действуют с января 2014 г.

В статью 10 Закона № 402-ФЗ введены новые понятия «мнимый и притворный объект бухгалтерского учета». В частности, в п. 2 данной статьи сказано, что «под мнимым объектом бухгалтерского учета понимается несуществующий объект, отраженный в бухгалтерском учете лишь для вида (в том числе неосуществленные расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учета понимается объект, отраженный в бухгалтерском учете вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки)». Не могут быть мнимыми объектами бухгалтерского учета резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

Кроме того, в ст. 9 внесено следующее уточнение: «Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных

сделок», т. е. не все первичные документы могут быть приняты к учету.

Указанные дополнения позволяют не принимать к бухгалтерскому учету и для исчисления налогов те документы, которые формально оформлены правильно, но можно доказать отсутствие реальных операций с «фирмами-однодневками». Однако не все так однозначно, потому что другое дополнение в этой же статье закона «успокаивает» бухгалтеров: они не несут ответственности за оформление первичных документов другими лицами. Часть 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ дополнена следующим положением: «...лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни».

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться не только на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, но также на основе информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 1 ст. 13 Закона 402-ФЗ). То есть после утверждения федеральных стандартов можно будет определить, какую информацию надо использовать для составления годовой отчетности.

Также изменена редакция ч. 10 ст. 13 Закона № 402-ФЗ, устанавливающая общие требования к

бухгалтерской отчетности. Из этой нормы исключены положения о предоставлении бухгалтерской отчетности, которая подлежит обязательному аудиту. Теперь в этой норме указано, что в случае опубликования данной отчетности она должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

Уточнен порядок предоставления аудиторского заключения в органы государственной статистики, а именно: аудиторское заключение предоставляется либо вместе с такой отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но до 31 декабря (включительно) года, следующего за отчетным годом.

Кроме того, в ноябре 2013 г. вступила в силу новая редакция ч. 4 ст. 6 Закона 402-ФЗ, в которой расширен перечень экономических субъектов, имеющих право вести бухгалтерский учет, составлять отчетность в упрощенном порядке.

Это право предоставлено некоммерческим организациям, у которых поступления денежных средств и иного имущества за предшествующий отчетный год не превысили 3 млн руб., за исключением таких некоммерческих организаций (НКО), как коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, адвокатских палат, нотариальных палат, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, кредитных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, организаций государственного сектора, государственных корпораций, государственных компаний, политических партий, их региональных отделений или иных структурных подразделений, саморегулируемых организаций, некоммерческих организаций, включенных в предусмотренный п. 10 ст. 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N° 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В связи с указанным уточнением закона возникли вопросы по применению упрощенной формы бухгалтерской отчетности НКО, ибо Минфином России формы утверждены только для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных организаций (приложения № 5 и 6 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н). Используя норму ст. 30 Закона № 402-ФЗ, организации вправе до утверждения новых документов по бухгалтерскому учету использовать действующие. Поэтому НКО могут применять приложение 6 к

приказу Минфина России № 66н «О формах бухгалтерской отчетности».

В недалеком будущем всех бухгалтеров ожидают нововведения, которые могут быть в новых федеральных стандартах бухгалтерского учета, в отраслевых стандартах. Вероятно, недалеко и то время, когда все экономические субъекты должны приступить к разработке своих стандартов после утверждения федеральных стандартов.

В плане мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование налогового администрирования», утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 № 162-р, среди целей «дорожной карты» названа цель: сближение правил налогового и бухгалтерского учета, реализация которой позволит достигнуть упрощения правил ведения бухгалтерского и налогового учета и повышения прозрачности правоприменения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Этот план составлен на 2014—2015 гг., но многие мероприятия должны быть реализованы в 2014 г.

В плане основные мероприятия предусмотрены по таким направлениям, как:

— сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности налогоплательщиком;

— сближение налогового и бухгалтерского учета;

— упрощение налогового учета;

— устранение положений, препятствующих использованию в целях определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций, правил, аналогичных правилам бухгалтерского учета;

— совершенствование документооборота, в том числе электронного, между организациями.

Согласно этому плану в июне 2014 г. должны быть внесены изменения в приказ Минфина России от 11.03.2013 № 26н, предусматривающие публикацию в открытом доступе новых стандартов бухгалтерского учета не менее чем за 6 мес. до даты начала отчетного периода, за который составляется годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность по новому стандарту (за исключением случаев добровольного более раннего применения стандарта).

В июне 2014 г. намечено внести изменения в НК РФ, определяющие нормы о несущественности ошибок в первичных документах для целей налогообложения.

В декабре 2014 г. должен быть утвержден Минфином России и ФНС России нормативный правовой документ, выполнение которого позволит сократить количество документов, сопровождающих хозяйственную операцию, в 2 раза.

В этом же периоде планируется принятие нормативного документа, разрешающего использование счета-фактуры в качестве первичного документа (по желанию налогоплательщика) при указании в счете-фактуре дополнительных реквизитов, предусмотренных Законом № 402-ФЗ.

Кратко рассмотрим новые положения, введенные в часть первую НК РФ с 01.01.2014, которые свидетельствуют о стремлении законодателей совершенствовать основы налогового законодательства.

С 1 января 2014 г. применяется обязательный досудебный порядок обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ). Предусмотрены два исключения из общего порядка: 1) могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде ненормативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб, в том числе апелляционных; 2) только в суде могут быть обжалованы ненормативные акты ФНС России и действия (бездействие) ее должностных лиц (ст. 138 НК РФ).

С начала 2014 г. применяются дополнительные основания для истребования у налогоплательщика пояснений при проведении камеральной проверки. Соответствующие изменения были внесены в ст. 88 НК РФ, а именно: при камеральной проверке уточненной декларации налоговый орган вправе потребовать пояснения по уменьшению налога к уплате в бюджет в течение пяти рабочих дней. Такое же право предоставлено налоговым органам по камеральным проверкам, если в декларации налогоплательщик указывает убыток. К пояснениям налогоплательщик вправе дополнительно предоставлять в налоговый орган выписки из регистров налогового или бухгалтерского учета, иные документы, которые подтверждают достоверность данных, внесенных в декларацию.

Начиная с января 2014 г. все налоги необходимо исчислять в полных рублях, сумма налога менее 50 коп. отбрасывается, а 50 коп. и более — округляется до полного рубля (ст. 52 НК РФ). Ранее в НК РФ данное требование указывалось только для некоторых налогов (НДФЛ, ЕНВД).

В случае приостановки операций по счету налогоплательщика в одном банке другим банкам запрещено открывать новые счета данному лицу (п. 12 ст. 76 НК РФ). До этого такой запрет был только для того банка, в котором был заблокирован счет налогоплательщика. ФНС России по согласованию с Банком России утвердят порядок инфор-

мирования банков о блокировке счета конкретного налогоплательщика.

С 1 июля 2014 г. банки обязаны сообщать в налоговую инспекцию по месту своего нахождения информацию об открытии или закрытии счета, изменении его реквизитов не только организациями и предпринимателями, но и физическими лицами, которые не являются предпринимателями. Это же касается и открытия или закрытия вкладов (депозитов).

Здесь важно знать, что такие справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) у физических лиц, не являющихся предпринимателями, справки об остатках денежных средств на их счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на их счетах, по их вкладам (депозитам), справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств такими лицами налоговый орган вправе запросить у банка только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России. Сделать соответствующий запрос возможно исключительно в случаях проведения налоговых проверок в отношении таких физических лиц или истребования у них документов (информации) согласно п. 1 ст. 93.1 НК РФ.

Кроме того, с 1 июля 2014 г. вступит в силу новая редакция п. 2 ст. 86 НК РФ, в котором урегулирован порядок предоставления банком справок о наличии счетов, вкладов (депозитов), об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах) организаций и предпринимателей.

С 1 января 2014 г. уточнен состав правонарушений за непредоставление в установленный срок налоговой декларации, внесены изменения в ст. 119 НК РФ, в которой определена ответственность за непредоставление в установленный срок налоговой декларации. По этому основанию могут быть оштрафованы и налоговые агенты, т. е. не только налогоплательщики, что было спорным до этого уточнения. Суды считали, что налоговых агентов нельзя оштрафовать по ст. 119 НК РФ. Теперь оштрафовать по ст. 119 НК РФ можно и лиц, не являющихся плательщиками НДС, в случае выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога. До этой даты вопрос о привлечении их к ответственности также являлся спорным.

Уточнен вопрос о разграничении ответственности по ст. 126 и 129.1 НК РФ при непредоставлении документов и информации контрагентом проверяемого налогоплательщика в порядке ст. 93.1

НК РФ. С указанной даты вступили в силу уточнения п. 6 ст. 93.1 НК РФ. Теперь согласно п. 6 ст. 93.1 НК РФ штраф по ст. 126 НК РФ будут взимать за непредоставление истребованных документов (непредоставление в установленные сроки), а по ст. 129.1 НК РФ — за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации. С января 2014 г. к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ можно привлекать не только организации, но и физических лиц (в том числе предпринимателей), чего не было раньше.

Размер штрафа для предпринимателей составляет такую же сумму, как и для организаций — 10 тыс. руб., а для физических лиц, не являющихся предпринимателями, — 1 тыс. руб. Исключено из ст. 120 НК РФ указание на субъект правонарушения. Раньше по этой статье оштрафовать можно было только организацию. Теперь к ответственности можно привлечь предпринимателей, нотариусов и адвокатов.

С начала 2014 г. вступили в силу изменения, внесенные в НК РФ для создания благоприятных налоговых условий в целях осуществления инвестиционной деятельности и поддержки создания новых промышленных предприятий и высокотехнологичных проектов, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа. Дополнено понятие регионального инвестиционного проекта в гл. 3.3 НК РФ, которое должно удовлетворять ряду условий (ст. 25.8 НК РФ). В связи с этим введена новая категория налогоплательщиков: налогоплательщики — участники региональных инвестиционных проектов (ст. 25.9 НК РФ), такой статус организация получает после включения ее в специальный реестр, при этом должны быть

соблюдены требования, указанные в НК РФ. Определены особенности проведения налоговых проверок участников региональных инвестиционных проектов (камеральных и выездных проверок), а также особенности признания контролируемыми сделок, заключенных участниками региональных инвестиционных проектов (ст. 105.14 НК РФ).

С 2014 г. установлены особенности налогообложения для недропользователей морских месторождений углеводородного сырья по ряду налогов: НДС, налогу на прибыль организаций, НДПИ, налогу на имущество организаций и транспортному налогу. В данной статье не рассматриваем эти особенности в связи с немногочисленной категорией налогоплательщиков — операторов нового морского месторождения углеводородного сырья (ст. 25.7 НК РФ).

С 1 января 2014 г. введено новое основание для признания сделки между взаимозависимыми лицами контролируемой при соблюдении указанных в ст. 105.14 НК РФ условий.

Все перечисленные уточнения, изменения, введенные в действие с января текущего года, подтверждают стремление законодателей четко определить все основные понятия, необходимые для налогового администрирования.

Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.

2. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

3. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.