Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Генеральный план города / территориальное планирование / город / подземное пространство / City master plan / territorial planning / city / underground space

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В.Л. Беляев

Предметом исследования, результаты которого положены в статью, являлось определение основных направлений трансформации (приспособления) системы обоснования и подготовки Генерального плана крупного города (городского округа) к условиям развития городского подземного пространства. Подземный вектор развития городских территорий в мире рассматривается как неотъемлемый элемент устойчивого пространственного развития. В России этому препятствует целый рад проблем, одна из которых обозначена выше как предмет исследования. На основе анализа передовых практик, нормативных документов и научной литературы и при системном взгляде на проблему наработаны предложения по решению основных (проблемных) задач. Такие решения могут быть использованы в новой модели территориального планирования, приспособленной для целей развития городского подземного пространства. Намечены также отдельные пути дальнейших предметных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE TERRITORIAL PLANNING MODEL FOR THE DEVELOPMENT OF URBAN UNDERGROUND SPACE

The study results in the article determine the main directions of transformation (adaptation) of the system of justification and preparation of the Master Plan of a large city (urban district) to the conditions of urban underground space development. The underground vector of urban development in the world is considered as an integral element of sustainable spatial development. In Russia, this is hampered by a number of problems, one of which is indicated above as the subject of research. Based on the analysis of best practices, regulatory documents and scientific literature and with a systematic view of the problem, proposals have been developed to solve the main (problematic) tasks. Such solutions can be used as the basis for a new territorial planning model adapted for the development of urban underground space. Separate ways of further subject research are also outlined.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА»

О

i-^

X

X с

X X

CD

УДК 711 DOI: 10.24412/1816-1863-2023-4-72-79

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОДЕЛИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА

§ В. Л. Беляев, канд. техн. наук, доцент, кафедра «Градостроительство», Национальный

исследовательский Московский государственный строительный университет, vbelyaev2011@mail.ru, г. Москва, Россия

и о х

X

^ -

и Предметом исследования, результаты которого положены в статью, являлось определение ос-^ новных направлений трансформации (приспособления) системы обоснования и подготовки Геи нерального плана крупного города (городского округа) к условиям развития городского подзем-О ного пространства. Подземный вектор развития городских территорий в мире рассматривается ^ как неотъемлемый элемент устойчивого пространственного развития. В России этому препятст-О вует целый рад проблем, одна из которых обозначена выше как предмет исследования. На основе s анализа передовых практик, нормативных документов и научной литературы и при системном g взгляде на проблему наработаны предложения по решению основных (проблемных) задач. Такие ^ решения могут быть использованы в новой модели территориального планирования, приспо-с собленной для целей развития городского подземного пространства. Намечены также отдельные

О^ пути дальнейших предметных исследований. m

и The study results in the article determine the main directions of transformation (adaptation) of the system of justification and preparation of the Master Plan of a large city (urban district) to the conditions of ur-к ban underground space development. The underground vector of urban development in the world is considered as an integral element of sustainable spatial development. In Russia, this is hampered by a number iX of problems, one of which is indicated above as the subject of research. Based on the analysis of best prac-u tices, regulatory documents and scientific literature and with a systematic view of the problem, proposals have been developed to solve the main (problematic) tasks. Such solutions can be used as the basis for О a new territorial planning model adapted for the development of urban underground space. Separate ways of further subject research are also outlined.

Ключевые слова: Генеральный план города, территориальное планирование, город, подземное пространство.

Keywords: City master plan, territorial planning, city, underground space.

1

Введение

Со времен Екатерины II города в России создавались и развивались не иначе как по плану (позднее — генеральный план). В современной структуре градостроительной деятельности территориальный план согласно [1] занимает ключевое место, а структуру «градостроительства» применительно к городу несколько упрощенно можно представить как генеральный план городского округа (Генплан города) и его реализация путем подготовки документов градостроительного (территориального) зонирования и документации по планировке территории. Актуальность вопросов создания и развития российских городов подчеркнута в обоих главных документах стратегического планирования, касающихся градостроительства [2, 3]. Однако в них должным образом не отра-

72

1 https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/ 2576?ysclid=lq5imqr4u8628870519

жена значимость фактора развития подземной части территории городов. В то же время данному вектору пространственного развития уже на этом уровне уделяется значительное внимание государства. Например, в Нидерландах разработана Национальная стратегия планирования подземного пространства (81гис1иит81е Опёе^гопё, 2016), Муниципальная стратегия развития подземной инфраструктуры Ротердама (УМеёосишеМ Опёе^гопёве ШТ^гисШиг, 2018), в Сингапуре с 2010 года разработка подземного пространства включена в долгосрочную экономическую стратегию правительства. Такое внимание к этому вопросу не случайно, если иметь в виду, что освоение подземного пространства и в частности развитие городского подземного пространства объективно носит стратегический характер (демонстрирует безусловные положительные эффекты, но несколько отдаленные по времени). К таким эффектам относят,

прежде всего, экономию наиболее дорогих и, как правило, дефицитных земельных ресурсов городов, приближение городских сервисов и услуг (а значит — экономию ресурса времени потребителей, дополнительное удобство), повышение комфорта и безопасности (как минимум экологической), сохранение исторической среды городов и др. [4]. Все это, безусловно, повышает уровень устойчивости развития городов, в том числе устойчивости их пространственного развития.

Кроме того, наличие таких стратегических установок определяет характер специальных планов развития городского подземного пространства (ГПП)2, либо специальные разделы городских планов. В целом следует отметить положительную тенденцию роста уровня плановости в освоении ГПП.

Другим мировым трендом является повышение комплексности освоения ГПП. При этом принцип интегральности (метод «Глубокий город»3 и др.) начинает ставиться во главу угла уже начиная с уровня территориального планирования (практика обоснования планов городов Сучжоу в КНР, Сан-Антонио в штате Техас, США и др.).

Города России существенно проигрывают в уровне плановости развития своего подземного пространства, тем более в аспекте его интегральности. Значительную роль в этом отставании играет, во-первых, отсутствие должных стратегических установок. Многие зарубежные города в русле ориентации на концепцию обеспечения своего устойчивого развития приняли и реализуют такие современные урбанистические модели своего развития, как «Компактный город», «Зеленый город», в которых важная роль отводится развитию ГПП. К сожалению, в России градостроительных общепризнанных установок на этот счет не существует (например, относительно недавние попытки ученых РААСН принять национальную градостроитель-

2 См., например, «подземные» планы и мастер-планы Хельсинки, Сингапура, Шанхая и других городов.

3 //www.researchgate.net/publication/

273656361_An_Integrated_Planning_Concept_for _the_Emerging_Underground_Urbanism_Deep_ City_Method_Part_2_Case_study_for_resource_s upply_and_project_valuation

ную доктрину успехом не увенчались, https://stroi.mos.ru/builder_science/grado-stroitelnaya-doktrina-rossiiskoi-federacii-v-poiskah-osnovani).

Кроме того, налицо слабая степень приспособленности к специфике развития ГПП самого инструментария территориального планирования (ТП) как одного из основных элементов государственного и муниципального управления. Основная причина видится в том, что этот инструментарий по своему определению рассчитан на 2 D-пространство территории (по сути земли), а в случае развития ГПП к этому добавляется и третье измерение — подземное пространство недр. При этом недра представляют собой не только иную, особую физическую среду, но они имеют и иной аспект, механизм публичного (государственного) управления ими, в частности — иную юрисдикцию [4]. В этой связи проблема видится в том, что с одной стороны продекларирована целевая ориентация ТП на обеспечение устойчивого развития территорий [1], однако такой эффективный для этого способа, как развитие ГПП, не используется. Проблема, безусловно, требует новых научных знаний в части решения таких целевых задач как выделение и описание принципов, специфики процедуры (технологии), планирования развития ГПП, обоснование форматов соответствующих документов и учет особенностей их согласования (включая новый формат Единого документа территориального планирования), учет особенностей правового и информационного обеспечения, а также стандартизации подготовки таких документов. Исследование, результаты которого представлены в настоящей статье, следует рассматривать как первый шаг в этом направлении.

Материалы и методы

Исследование опиралось на материалы нормативных правовых актов, некоторых предметных документов по стандартизации, результаты отдельных прикладных научных исследований. Объектом исследования являлась система ТП на уровне крупного города (городского округа), а ее предметом — направления ее трансформации (приспособления) применительно к развитию ГПП. Применяемые методы различны: метод системного подхода в

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

73

О

IX

X с

X

X

ф

с

ф

и о

X

X ^

и

ф

и

о ^

О ^

X

о

о

т

I-

и

Ф

IX

о

I-

и о а

о ^

анализе системы планирования (подсистемы «традиционного» генпланирования и планирования развития ГПП), критический анализ нормативной и научной литературы, оценка возможности транслирования отдельных положительных примеров мировой практики, а также синтез, обобщение полученных знаний. В качестве гипотетического предположения выдвинуто, то, что изучение особенностей планирования развития ГПП позволит в итоге обогатить механизм подготовки Генплана города путем включения в него положений, касающихся развития ГПП (системная трансформация механизма традиционного генпланирования)

Результаты исследования

Объективно направление освоения ГПП в России актуально для крупнейших городов, и прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга (в мире оно реализуется и для менее крупных городов). Генпланы данных городов федерального значения не содержат специальных разделов в части освоения ГПП. Более того, в Генплане Санкт-Петербурга данный аспект по сути нивелирован, несмотря на наличие предшествующих концептуальных и программных проработок (Ьир8://ипёе^гоипёех-рей.тГоДззкёоуашуа-ЫеЬпо^И/паиеЬпуе-stati/p1anirovanie-razvitiya-podzemnogo-pro-1я3уМу^8266421174). Препятствием для развития ГПП некоторые исследователи считают то, что исторический центр города взят под охрану ЮНЕСКО и формально любое новое, включая подземное, строительство там запрещено (на наш взгляд, такая позиция ошибочна).

Несколько иная ситуация сложилась с Генпланом города Москвы. Осознавая актуальность вопроса, Правительство Москвы предприняло попытку разработки концепции освоения ГПП, которая легла в основу специальной городской программы, включающей необходимую систему

74

4 Показательно, что последующие предложения ведущих специалистов (на них приведена данная ссылка) призывают к подготовке нового Генплана города с включением в него «Генеральной схемы планировочной организации и использования подземного пространства», однако только после того, как будут внесены изменения в градостроительное законодательство.

мер и мероприятий, в том числе рассматриваемые ниже нормативные аспекты проблемы. Отдельные положения из этой программы были включены в Генплан города (некоторые рассмотрены ниже), но, к сожалению, большинство из них остается нереализованными [4]. Это во многом объясняется осуществленным масштабным расширением территории Москвы, хотя проблема освоения ГПП и его планирования остается актуальной (как минимум для центральной части города).

В целом радикальным вариантом может быть системная трансформация всей модели госуправления развиваемым ГПП (подземное градоустройство). Весь градостроительный инструментарий (территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, ИИ, архитектурно-строительное проектирование и др.) и соответствующую систему обеспечения его реализации необходимо приспособить к учету специфики освоения ГПП [4]. Шаги в этом направлении в части правового обеспечения и стандартизации предприняты, в частности за бюджетные средства города Москвы выполнены НИР по обоснованию внесения изменений и д ополнений в [1] и иные ФЗ, принят также специальный Свод правил 473.1325800.2019 «Здания, сооружения и комплексы подземные. Правила градостроительного проектирования» (СП 473), содержащий в том числе требования к подготовке Генплана города5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует признать, что существует ряд общесистемных проблем ТП на муниципальном городском уровне управления. Некоторые пути их решения предложены, например, в проекте методических рекомендаций по разработке документов ТП на этом уровне, выполненном по заказу Минэкономразвития России (Рекомендации МЭР), https://www.giprogor.ru/news/ 1457-na-mezhdunarodnom-festiva1e-zodche-stvo-2023-institut-giprogor-predstavi1-kon-tseptsiyu-novykh-metodicheskikh-podkhodov-k-razrabotkedokumentov-territoritoria1nogo-p1anirovaniya.

5 С учетом законодательства о стандартизации [5] эти требования носят рекомендательный характер, а главное, что они могут применяться только при соответствующем развитии законодательства (реализации результатов отмеченных НИР).

Генплан города, как и иной документ территориального планирования (ДТП), должен основываться на соответствующих целеполагающих документах стратегического планирования (ДСП): стратегиях, программах социально-экономического развития, развития города [1, 6]. Рекомендациями МЭР предлагается расширение состава и дополнительная гармонизация показателей планирования Генплана города и муниципального ДСП. При таком расширении показателей в их число целесообразно включить и соответствующие показатели-индикаторы в части развития ГПП (общий и удельный объем освоенного подземного пространства, плотность его использования, балансовые показатели и др.), как это осуществляется в мире [7]. При этом показатели в составе ДСП должны основываться на принципе рассмотрения развития ГПП как неотъемлемого и равноценного стратегического элемента, а далее включаться в систему подготовки и мониторинга реализации Генплана города, приобретая «сквозной» характер6. Однако вначале в составе ДСП необходимо принятие обоснованных стратегических установок (курс на сбалансированное развитие как наземной, так и подземной части территории, преодоление краткосрочного мышления в части развития ГПП с разрушением мифа о ее сверхдороговизне, адаптация метода «Глубокий город» и др.).

Для последующей реализации таких установок потребуется изменение подходов в градостроительном проектировании, прежде всего, в ТП (уход от модели экстенсивного роста территории, интегральное и комплексное использование градостроительного потенциала подземного ресурса, развитие «умной» транспортной и инженерной подземной инфраструктуры и др.)7.

С целью приспособления инструментария ТП к задачам развития ГПП (условия крупнейшего и крупного города) может

6 Пробел в части осуществления такого мониторинга в составе [1], безусловно, требует скорейшего устранения.

7 Без этого, как и без учета приводимых ниже положений, реализовать указание СП 473 о том, что «планировка и застройка подземного

пространства городского населенного пункта должны отражаться в генеральных планах», будет крайне проблематично.

быть предложена следующая модель. В составе материалов по обоснованию проекта Генплана города дается прогноз совокупного градостроительного потенциала ГПП, оценка изменений вследствие этого условий жизнедеятельности. Данный аспект учитывается при обосновании планировочных вариантов и основных показателей Генплана (вводится показатель объема возможной подземной застройки территории функциональной зоны). Проработки основываются на учете требований законодательства, в том числе норм безопасности (для чего на федеральном уровне инициируется принятие специального «планировочного» технического регламента), положениях ДСП, результатах инженерных изысканий8, разведки недр и научных исследований, анализе условий и факторов, определяющих закономерности освоения ГПП. Также анализируются данные новейших геологических карт с выполнением специального инженерно-геологического районирования территории по условиям освоения ГПП (благоприятности для этого применительно к видам функциональных и иных зон и к размещению «публичных» объектов, то есть объектов местного значения). Основные требования к такому районированию: стадийность, системность и конкретность, типологизация, вероятностный и прогнозный характер, дифференциация по ярусам глубин, учет результатов ИИ и разведки недр, ориентация на формат 3D. Положительные примеры выполнения такого районирования известны (например, в КНР). Также целесообразна градостроительная оценка ограничений, риска возникновения ЧС, в том числе связанных с самими подземными объектами (метрополитен, опасные производства и др.).

В целом согласно СП 473 целесообразность «формирования» ГПП определяется из возможности освобождения наземных территорий, требований сохранения исторической среды, увеличения пассажиро-оборота, наличия крупных объектов концентрации населения...». Отметим, что в общем случае материалы по обоснованию

тз а ш

о г>

-I

тз

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

8 Для их легитимного и эффективного выполнения требуется включение дополнений в [1] по аналогии с тем, как это было сделано применительно к уровню планировки территории с участием автора настоящей статьи.

75

О

I-

н

у

п

н

н

Ш ^

Ф

с

О

н

X ^

с

ш

с

о ^

т О СР X

н

о

о

т

I-

с

Ш

IX

о

СР

I-

с

о а о

76

должны обеспечить не только подготовку планировочных вариантов, но и выбор лучшего из них, а также осуществление прогноза реализации планировочных решений. Кроме того, при реализации предлагаемого Рекомендациями МЭР включения в состав материалов по обоснованию формата «Концепции» («Мастер-плана») указанные проработки могут быть интегрированы в состав этих новых форматов.

При подготовке основной, утверждаемой части Генплана города, необходимо учитывать специфику и возможности развития ГПП при решении трех основных задач генпланирования: определения характера и границ функциональных зон, интенсивности строительного использования (закрепления параметра упомянутого выше объема подземной застройки в каждой из функциональных зон) и размещения отмеченных выше «публичных» подземных объектов.

При решении первой задачи следует учесть особое свойство «трансграничнос-ти» размещения под землей подземных зданий и сооружений (ПЗС). Это определяется увеличением возможности пересечения ими пределов красных линий и границ земельных участков, причем во многом вследствие значительно меньшего объема планировочных ограничений в зонах с особыми условиями использования территории.

При выборе типа функциональных зон должен быть учтен характер подземного ресурса. Например, территории с ресурсами подземных вод, пригодных для питьевого использования, следует по возможности не застраивать, установить рекреационную функцию их использования. В то же время градостроительная оценка ГПП не является в данном случае определяющей в силу отмеченного выше фактора трансграничности. В отличие от наземных объектов капстроительства сами ПЗС в итоге могут успешно пересекать природные и искусственные разделители, по которым в основном предлагается устанавливать границы функциональных зон (реки, улицы, дороги). В этом отношении развитие ПП значительно легче интегрируется с установлением зон функционального режима смешанного использования, тенденция к которому сейчас наблюдается в РФ.

При выборе параметров планируемого развития функциональных зон следует стремиться не только к установлению суммарной поэтажной площади наземной и подземной части застройки в зоне, как это сделано, например, в Генплане Москвы, но и разграничивать этот параметр с выделением составляющей использования именно ГПП. Однако, надо понимать, что это возможно только при достаточной изученности градостроительного потенциала ГПП, причем в идеале оценка этого потенциала должна учитывать и его качество (потребительскую ценность), а также предполагать учет и иных (кроме традиционного пространственного) ресурсных возможностей ГПП (см. модель «Глубокий город»).

Основным методом может служить метод пространственного зонирования совокупно «по горизонтали» и «по вертикали», основанный на принципе глубинно-пространственного формирования застройки. В основу горизонтального зонирования и установления строительной интенсивности могут быть положены рекомендации нормативно-технических документов (СП 473 и др.) и нормативно-методических документов (РААСН, НОСТРОЙ и др.). Они различны для тех или иных функциональных и планировочных зон и учитывают, что ПЗС, за исключением частично загубленных, могут размещаться на территории большинства функциональных и территориальных зон. Исходя из этого, решается и третья задача — определения мест планируемого размещения «публичных» ПЗС, которая в определенном смысле взаимосвязана с установлением функционального зонирования.

Особым и новым инструментом является зонирование ГПП по вертикали. В составе СП 473 рекомендуется функциональное распределение ГПП по четырем уровням глубины:

— 1-й уровень (малозаглубленный — до 5 м): пешеходные зоны, предприятия розничной торговли, торгово-бытового обслуживания, подземные помещения жилых и общественных зданий, защитные сооружения ГО и др.;

— 2-й уровень (среднего заглубления — свыше 5 до 15 м): транспортные тоннели, ТПУ, стоянки (парковки), гаражи, складские помещения, грузовые дворы, служебные коммуникации и т. п., сооруже-

ния с кратковременным пребыванием неограниченного количества людей;

— 3-й уровень (повышенного заглубления — свыше 15 до 30 м): тоннели, сооружения метрополитена, резервуары, сооружения предприятий промышленности и энергетики с длительным пребыванием ограниченного количества персонала;

— 4-й уровень (особо глубокий — свыше 30 м): инженерные коммуникации, сооружения метрополитена, спецсооружения, эксплуатируемые без пребывания людей или при их кратковременном пребывании9.

В целом такой подход отвечает м ировой практике (например, в Сингапуре подобные нормы приняты, но что исключительно на законодательном уровне). Однако надо понимать, что любое требование документации о стандартизации требует обоснования и подтверждения практикой (верификации)10.

Еще в большей степени необходимым является обоснование и верификация нормативного перечня групп видов разрешенного использования (ВРИ) объектов капитального строительства с рекомендациями по возможности их строительства под землей, которая предложена в СП 473. Применительно к уровню генпланирова-ния уже сейчас наблюдается рассогласованность функционального зонирования и ВРИ земельных участков и объектов недвижимости, и эта тема стала еще более актуальной в связи с новеллой о подготовке Единого документа ТП и градостроительного зонирования [1].

Тема совершенствования (приспособления) инструментария градостроительного зонирования для целей развития ГПП требует дополнительных серьезных исследователей, прежде всего правового характера [4]. Учитывая это, мы в настоящей статье ограничимся предположением того, что введение возможности использования функциональной зоны для объектов, не противоречащих основной функции, и разработка кросс-таблиц взаимосвязей

ВРИ земучастков и функциональных зон, которые предложены в Рекомендациях МЭР, должны также касаться и соответствующих ПЗС (в первую очередь тех, которые создаются открытым способом с предоставлением для этого соответствующих прав на использование земельного участка).

Касаясь вопросов обеспечения генпла-нирования, отметим вновь, что наибольшую сложность, актуальность и первосте-пенность имеют вопросы развития правового регулирования. Без этого, как уже отмечено, нивелируются в ч астности м но-гие правильные требования (рекомендации) СП 473, которые предлагают, например, вычленение из состава Генплана города специальных форматов документов по планированию развития ГПП. Представляется, что результаты упомянутой выше НИР требуется дополнить другими исследованиями в части расширения как охвата мирового опыта (с дополнением актуальной информацией), так и включения в рассмотрение объектов метрополитена и иных ПЗС. При этом задание на выполнение таких НИР должно предусматривать сопровождение их практической реализации (межведомственное согласование законопроектов и пр.). Параллельно целесообразно выполнить мониторинг реализации СП 473 с целью внесения в него изменений и дополнений11. Отдельной задачей правового регулирования и стандартизации является обеспечение реализации комплексного (интегрального) подхода (см. выше), уточнение типологии ПЗС и их комплексов с расширением перечня таких объектов12, а также онтологическая увязка применяемой терминологии в части развития ГПП.

Продолжая (в расширенном смысле и в градостроительном аспекте) тему нормирования, можно считать, что оно осуществляется также путем подготовки и утверждения региональных и местных нормативов градопроектирования. Они применя-

9 Отметим, что за рубежом, например, в Сингапуре, подобные нормы приняты на законодательном уровне, так же как и нормы о мониторинге реализации Генплана в части освоения ГПП.

10 https://link.springer.com/chapter/10.1007/ 978-3-031-21219-2 272.

11 Его проведение по нашему предложению включено, например, в проект плана работы Комитета по архитектуре и градостроительству НОПРИЗ на 2024 год.

12 Например, при снятии или смягчении запретов санитарно-гигиенического характера на подземное размещение объектов с учетом инновационных решений (в том числе при передаче солнечного света под землю).

ТЗ

а ш

О г>

-I

тз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

-I

а>

О-

Г> -I 03

о

п

а л

X

ТЗ

О

03 ^

а

с

а>

О-

Г> ^

X н

а

г> а>

а> т т

у

-I

о

03

77

О

i-^

X

X с

X X

CD С CD U О

X

X ^

и

CD U

О ^

m

О

СР

X

X

о

о

m

I-

U

CD

IX

О СР

I-

и о а о

СР

ются для подготовки Генплана города, устанавливая предельные значения показателей доступности «публичных» объектов и обеспеченности ими. Отдельные параметры этих нормативов могут касаться и ПЗС, что должно быть установлено на этапе их обоснования, который является обязательным13.

Основными направлениями совершенствования информационного обеспечения является взаимоувязка ФГИС ТП, ГИСОГД14 Единого государственного реестра недвижимости, государственных ИС в области недропользования и других ИС, в том числе фигурируемых в рамках осуществляемого создания Национальной системы пространственных данных. В широком смысле к информационному сегменту обеспечения относится также выполнение инженерных изысканий (см. выше).

В части совершенствования кадрового обеспечения можно отметить продолжение подготовки соответствующих стандартов профессиональной д еятельности15, соответствующее дополнение образовательных стандартов и т. д. В части научного обеспечения целесообразно, на наш

13 Впрочем, вопрос требует дополнительного обоснования, как минимум его рассмотрения в увязке с аспектом стратегирования (подготовки ДСП и их содержания).

14 Соответственно федеральная государственная информационная система территориального планирования и государственные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности.

15 Например, в состав утвержденного в 2023 году Минтрудом России профстандарта «Градостроитель» по предложению автора настоящей статьи включены необходимые требования к компетенциям в части развития ГПП.

взгляд, также обеспечить внесение дополнений и изменений в соответствующие паспорта научных специальностей ВАК.

Выводы

В проведенном исследовании вскрыта актуальная проблемная ситуация, касающаяся несовершенства, однобокости традиционной модели городского ТП в части развития ГПП, и обозначена «смежная» проблематика. Путем системного рассмотрения технологии обоснования и порядка подготовки Генплана города, результатов анализа нормативной и научной литературы, предварительной оценки возможной трансляции лучших мировых практик предложены основные направления трансформации (приспособления) модели ТП на уровне города применительно к развитию ГПП. Важно, что при этом учтены основные правовые новеллы и самые современные тренды, касающиеся совершенствования национальной модели ТП на муниципальном уровне.

Как результат в статье названы отдельные направления для дальнейших исследований в рассматриваемой области. Итоги работы подтверждают необходимость продолжения и детализации исследований в данном направлении, которые дадут более полную картину в части выявления особенностей планирования развития генеральных планов городов. Их учет позволит совершенствовать, обогатить инструментарий их подготовки, нацелить его также на эффективное развитие подземной части территории, что в итоге должно положительно сказаться на уровне устойчивости территориально-пространственного развития многих российских городов.

Библиографический список

78

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 04.08.2023). — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/, дата доступа 20.10.2023.

2. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 30.09.2022) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=428211&cacheid=6439F703D 60DD622709372555F0D5BD2&mode=splus&rnd=EqAsjzTaqDclRm7s#v0gujzTtQSiQFlF7, дата доступа 20.10.2023.

3. Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р (ред. от 29.11.2023) «Об утверждении Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года». — URL: https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=463230&cacheid=863136F05A3665DC88D39D647EC353B9& mode=splus&rnd=EqAsjzTaqDclRm7s#eZGujzT9xsIpEZP5, дата доступа 20.10.2023.

4. Беляев В. Л. Основы подземного градоустройства: монография. — М.: МГСУ, 2012. — 255 с.

Space Technol. — 2016. - № 55. - P. 40-51.

5. Федеральный закон от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (ред.

от 30.12.2020). — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n= р 372899&dst=1000000001&cacheid=9E32F1FCBFD2DCD02D2790378E4E4A0F&mode=splus&rnd=E Q qAsjzTaqDclRm7s#FLDvjzTGGp8txT981, дата доступа 20.10.2023. О

6. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «О стратегическом планировании Q в Российской Федерации». — URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= О LAW&n=439977&cacheid=CC32A173A2E91186B6F6F91D2C7DD461&mode=splus&rnd=EqAsjzTaq Т DclRm7s#XFXvjzTA1zdcl7z71, дата доступа 20.10.2023. Л

7. Bobylev N. Underground space as an urban indicator: Measuring use of subsurface // Tunn. Undergr. с

т О

- п

IMPROVEMENT OF THE TERRITORIAL PLANNING MODEL FOR THE DEVELOPMENT Q

OF URBAN UNDERGROUND SPACE р

О

03

V. L. Belyaev, Ph. D. (Technical Sciences), associate professor, Urban planning department, а

с

и

Literature х

National Research Moscow State University of Civil Engineering, vbelyaev2011@mail.ru, Moscow, Russia

т

Q

Г)

03

1. Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 No. 190-FZ [Urban Planning Code of the Russian Federation No. 190-FZ dated 12/29/2004]. URL: https://www.consultant.ru/document/ ^ cons_doc_LAW_51040/, access date 20.10.2023 [in Russian]. H

2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 13.02.2019 No. 207-r "Ob utverzhdenii Strategii prostranstvennogo raz- H vitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda" [Order of the Government of the Russian Federation dated 02/13/2019 No. 207-r "On approval of the Spatial Development Strategy of the Russian Federation for the period up to 2025"]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= H LAW&n=428211&cacheid=6439F703D60DD622709372555F0D5BD2&mode=splus&rnd=EqAsjzTaq t DclRm7s#vOgujzTtQSiQFlF7, access date 20.10.2023 [in Russian]. O

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 31.10.2022 No. 3268-r "Ob utverzhdenii Strategii razvitiya stroitel'noj otrasli i zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda s prognozom do 2035goda" [Decree of the Government of the Russian Federation dated 10/31/2022 No. 3268-r "On approval of the Strategy for the development of the construction industry and housing and communal services of the Russian Federation for the period up to 2030 with a forecast up to 2035"]. URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=463230&cacheid=863136F05A3665D C88D39D647EC353B9&mode=splus&rnd=EqAsjzTaqDclRm7s#eZGujzT9xsIpEZP5 access date 20.10.2023 [in Russian].

4. Belyaev V. L. Osnovy podzemnogo gradoustrojstva [Fundamentals of underground urban planning]. M.: MGSU, 2012. 255 p. [in Russian].

5. Federal'nyj zakon ot 29.06.2015 No. 162-FZ "O standartizacii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 162-FZ dated 06/29/2015 "On Standardization in the Russian Federation"]. URL: https:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=372899&dst=1000000001&cacheid= 9E32F1FCBFD2DCD02D2790378E4E4A0F&mode=splus&rnd=EqAsjzTaqDclRm7s#FLDvjzTGGp8t xT981, access date 20.10.2023 [in Russian].

6. Federal'nyj zakon ot 28.06.2014 No. 172-FZ (red. ot 17.02.2023) "O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii" [Federal Law No. 172-FZ dated 06/28/2014 "On Strategic Planning in the Russian Federation"] . URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=439977&cac-heid=CC32A173A2E91186B6F6F91D2C7DD461&mode=splus&rnd=EqAsjzTaqDclRm7s#XFXvjzTA1 zdcl7z71 access date 20.10.2023 [in Russian].

7. Bobylev N., Underground space as an urban indicator: Measuring use of subsurface. Tunn. Undergr. Space Technol. 2016. № 55. P. 40-51.

79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.