Научная статья на тему 'Планирование градостроительного освоения подземного пространства г. Москвы'

Планирование градостроительного освоения подземного пространства г. Москвы Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1537
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ПОДЗЕМНОЕ ГРАДОУСТРОЙСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ПОДЗЕМНАЯ УРБАНИСТИКА / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / UNDERGROUND URBAN PLANNING / DEVELOPMENT OF THE UNDERGROUND SPACE / SYSTEMIC SAFETY

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Беляев Валерий Львович

Рассмотрена актуальная проблема градостроительного освоения подземного пространства крупнейших городов. На основе сравнительного анализа мирового опыта показано отставание г. Москвы в развитии подземной урбанистики, вскрыты системные причины этого. Для исправления ситуации предложена новая модель эффективного государственного управления развиваемыми территориями. В ее основе лежит функция комплексного планирования развития территории, включая ее подземную часть.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Беляев Валерий Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLANS FOR DEVELOPMENT OF THE UNDERGROUND SPACE OF MOSCOW

Cities tend to widely employ their underground space whenever selection of the model of compact spatial development is under discussion. There’s been growth in the complexity of approaches (“underground cities” of Canada and Japan), their planning, validity, consistency of implementation (master plans of underground areas of cities in Finland, the Netherlands, China, Singapore, etc.).Moscow still lags behind in terms of the scale and complexity of its “Urban Underground Space”, although the city has everything in place to transfer its engineering and transportation facilities, social, scientific and industrial infrastructure under the ground. Initial steps have already been made (The Concept for the Underground Space Development and Principal Trends for the Underground Development of Moscow, parts of the City Master Plan for the period up to 2025 provide for the planned goals in the underground development of each functional area).However, new political and economic realities require a systemic consideration of the problem and improvement of conceptual approaches, as the underground space is an integral part of the developed area. In this regard, substantial reform of the public administration in this area is necessary, first of all, in the field of spatial planning, as well as coordination of the underground planning with the adjacent sectors of the economic activity, adequate development of the system of legal, information and other types of support, urban regulation and engineering research, primarily on the federal level. Successful fundraising needs an adequate mechanism of assessment of the social and economic efficiency of development of the underground space of cities.Even if new territories are annexed to Moscow, the issue of underground development remains of vital importance. This is a rare opportunity to address the ambitious task of creating a unique comfortable environment for Muscovites to assure the sustainable development of the territory according to the Urban Planning Code of the Russian Federation. Therefore, any amendment into the Master Plan of the city needs a differentiated assessment of expediency of any underground construction project in each area under consideration, including the assessment of planning options and further selection of the most reasonable ones.

Текст научной работы на тему «Планирование градостроительного освоения подземного пространства г. Москвы»

УЕБТЫНС

мвви

УДК 69.035.4

В.Л. Беляев

ФГБОУВПО «МГСУ»

ПЛАНИРОВАНИЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ ПОДЗЕМНОГО ПРОСТРАНСТВА г. МОСКВЫ1

Рассмотрена актуальная проблема градостроительного освоения подземного пространства крупнейших городов. На основе сравнительного анализа мирового опыта показано отставание г. Москвы в развитии подземной урбанистики, вскрыты системные причины этого. Для исправления ситуации предложена новая модель эффективного государственного управления развиваемыми территориями. В ее основе лежит функция комплексного планирования развития территории, включая ее подземную часть.

Ключевые слова: подземное градоустройство, планирование освоения подземного пространства, система обеспечения, подземная урбанистика, развитие территории.

Руководящие международные принципы устойчивого пространственного развития, стремление уменьшить зависимость горожан от автомобилей ориентируют на создание компактных городов, сохранение исторического наследия [1]. Это во многом определяет необходимость более эффективного и разнообразного использования городами своего «третьего измерения».

Сегодня серьезных успехов в подземном строительстве добились крупные и крупнейшие города Канады, США, Японии, Германии, стран Скандинавии, Франции, Великобритании, Австралии, Италии, Испании. Ряд достижений на этот счет имеется в городах Аргентины, Греции, Чили, Индии, Швейцарии, Украины, Южной Кореи и других стран. Отдельно необходимо отметить прогресс Китая (Пекин, Шанхай, Гонконг) и города-страны Сингапура [2].

Невзирая на повышенные в среднем на треть капитальные затраты, подземное строительство признается эффективным и окупаемым в силу своих стратегических преимуществ (возможности скрыть под землей объекты, которые нельзя или затруднительно расположить на поверхности, обеспечения гарантированного объема услуг в пределах нормируемого радиуса доступности, экономии энергетических и иных эксплуатационных затрат, снижения негативного экологического воздействия).

В крупнейших городах наблюдается тенденция комплексного развития, когда появляются целые «подземные города» (в Монреале, Торонто, Токио, Осаке) [2]. Их создание особо актуально в холодном климате, поскольку независимо от погоды обеспечиваются комфорт и доступность обслуживания, так как наиболее крупные подземные здания и сооружения (далее — ПЗС) объединяются сетью подземных транспортно-пешеходных сетей (тоннелей, аллей, проходов). Например, монреальцы, которые работают и живут в центре, зимой почти не выходят на поверхность, потому что из подземного города можно без

1 По материалам доклада, заявленного на Международный конгресс КОСАКР (14—16 сентября 2012 г, г. Пермь).

проблем попасть более чем в 60 зданий различного назначения. Необходимо отметить, что понятие комплексности предполагает также гармоничное развитие надземного пространства с созданием и над землей эстакад или переходов.

Другой тенденцией является рост уровня плановости, обоснованности, системности реализации подходов и проработок (мастер-планы подземных территорий городов в Финляндии, Нидерландах, Китае, Сингапуре и др.) [3]. Ярким примером и своего рода эталоном считается разработка мастер-плана использования подземного пространства г. Хельсинки. В 2007 г. для центральной части города он был одобрен властями с доработкой в целом по городу в ближайшее время (рис. 1). Управление разработкой проекта осуществлялось на высоком национальном уровне. Важно и то, что разработке плана предшествовал комплекс изысканий и исследований, совершенствование законов, норм и структуры управления, а реализация решений, как и в ряде других стран, успешно осуществляется по модели государственно-частного партнерства.

Рис. 1. Мастер-план развития подземного пространства г. Хельсинки

Одобренный мастер-план центральной части города как законодательный акт предписывает специально отведенное пространство для размещения государственных, важных частных сооружений на подземных территориях центральной части города, а также подходящие места для расположения подземных сооружений (границы их выделены на карте) на срок до 2025 г. План также рассматривает систему управления (включая организационное, правовое, информационное обеспечение) и контроля над подземным строительством. Согласно этому документу появится настоящий подземный Хельсинки со своими

магистралями и центрами торговли, а исторический центр города будет сохранен для туристов.

В России данная проблема наиболее актуальна для мегаполисов, прежде всего Москвы и Санкт-Петербурга. В то же время с ее решением сталкиваются и крупнейшие города, осуществляющие в частности развитие сетей метрополитена (Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород), а также другие крупные города (Пермь, Ярославль, Владивосток).

Пока Москва, а тем более другие российские города значительно отстают по масштабам и комплексности своего подземного градостроительства, мировой опыт функционирования схожих с Москвой городских агломераций показывает, что оптимальные условия для устойчивого развития территорий достигаются при доле подземных сооружений от общего числа построенных объектов не менее 20...25 %. В «Старой Москве» этот показатель составляет около 8 %. Не смотря на технологические достижения в подземном строительстве и интересные предпроектные и новые проектные разработки, подземные здания и сооружения в Москве чаще всего не связаны между собой, решая утилитарные задачи. Доля комплексного освоения подземного пространства невелика, относительно мала и глубина выработок [4].

Пока еще низки темпы метростроения. Например, плотность сети метрополитена в Москве в 10 раз ниже, чем в Париже. В то же время интенсивность его эксплуатации самая высокая в мире. Объем тоннелестроения существенно отстает от потребности (более 50 % транспортных пересечений перегружены). Обеспеченность в подземных пешеходных переходах также составляет не более 40 % от нормативной [4]. Большинство объектов, в т.ч. коммерческого назначения, по разным причинам (упразднение московских территориальных норм, расширение практики гаражного строительства в первых этажах жилых домов и др.) строится без использования подземного пространства для устройства гаражей и автостоянок.

Все это говорит об отсутствии единого стратегического подхода и малоэффективной системе государственного управления в области градостроительного развития подземного пространства столицы. На наш взгляд, причины такого отставания достаточно глубокие. Они в условиях «безграничных российских просторов» кроются в недостаточном пока уровне развития общественного сознания и национальной урбанистической культуры, отсутствии ориентации на эффективное использование реально пригодных и дефицитных пространственных ресурсов.

Проблема имеет концептуально-методологический и организационно-управленческий аспект. Первый обусловлен той особенностью, что градостроительная деятельность по созданию ПЗС как объектов капитального строительства должна связываться с образованием и застройкой не только земельных участков, но формально, согласно законодательству о недрах, и участков недр (по крайней мере, для проектирования ПЗС, заглубляемых на 5 и более метров) [5]. Однако четкое разграничение и увязка градостроительства, недропользования и землепользования отсутствуют. Второй аспект связан с нарушением основополагающего кибернетического принципа: развитие системы государственного управления в данной области не соответствует уровню сложности

управляемой природно-технической системы геологическая среда — сооружение. Отсутствует и адекватная система правового, информационного, кадрового и иного обеспечения такого управления. Отсюда недоиспользование пространственного потенциала российских городов, потеря комплексности и устойчивости их развития, серьезные планировочные ошибки, допущенные в т.ч. и при развитии Москвы [3].

Впрочем, в Москве, несмотря на непростые инженерно-геологические условия, имеются предпосылки размещения под землей большинства объектов инженерно-транспортной, социальной, научно-производственной инфраструктуры. Считается, что даже без учета присоединенных территорий в их число могут входить до 70 % от общего объема гаражей, 80 % складов, половина архивов и хранилищ, до 30 % предприятий сферы обслуживания, зрелищных и спортивных сооружений. Дополнительной мотивацией для российских условий является то, что сохранение госсобственности на недра позволяет избежать юридических сложностей, возникающих при подземной городской застройке за рубежом (получение согласований, споры, суды по поводу компенсаций и др.) [3].

Первые системные шаги в данном направлении сделаны. В 2007 г. правительство Москвы одобрило Концепцию освоения подземного пространства и основные направления развития подземной урбанизации г. Москвы. В 2008 г. была принята трехлетняя городская программа подготовки к комплексному освоению подземного пространства Москвы [4]. Она в частности намечала размещение подземных сооружений в составе многофункциональных центров и транспортно-посадочных узлов (Т ПУ) (рис. 2). К сожалению, многие мероприятия программы в условиях финансового кризиса оказались невыполненными.

Рис. 2. Зоны планируемого размещения подземных сооружений в составе многофункциональных центров и ТПУ Москвы

В Генеральном плане города на период до 2025 г., являющемся законом города Москвы, освоение подземного пространства предусмотрено для решения планировочных задач сохранения как открытых пространств, так и исторической застройки, обеспечения доступности объектов обслуживания, мест приложения труда и хранения автотранспорта, интенсификации использования производственных территорий, развития инженерной и транспортной инфраструктуры. Для реализации этого, в частности, в состав мониторинговых показателей Генплана включены специальные параметры расчетных совокупных объемов подземной и наземной застройки, планируемой в каждой функциональной зоне2 [6]. Данный аспект также раскрыт в ряде иных (отраслевых) направлений Генплана в увязке с предшествующими решениями (см. рис. 2). Отдельные положения на этот счет включены в проект региональных нормативов градостроительного проектирования (РНГП).

С 2012 г. в Москве осуществлен переход на систему финансирования бюджетных строек в соответствии со среднесрочными государственными программами. В настоящее время разработаны 16 таких городских программ. Ряд из них предусматривает строительство подземных объектов. Так, в программе «Развитие транспортной системы на 2012—2016 годы» запланировано масштабное строительство сооружений метрополитена (с доведением протяженности его линий почти до 400 км), автомобильных тоннелей, подземных парковок и переходов, а также ТПУ.

Однако особую, связующую роль играет новая государственная программа «Градостроительная политика города Москвы на период 2012—2016 года», предусматривающая ряд мероприятий по развитию подземной урбанистики [7]. Безусловно, она должна основываться на новых положениях Генплана города Москвы, подлежащего актуализации в связи с принятием административного решения о значительном расширении территории города.

Новые политические и экономические реалии требуют системного взгляда на проблему. При этом совершенствование концептуальных подходов целесообразно осуществлять, исходя из представления подземного пространства как неотъемлемой части развиваемой территории [3]. В этой связи необходимо существенное реформирование системы государственного управления в данной области, прежде всего территориального планирования, увязка подземного градоустройства со смежными областями хозяйственной деятельности, адекватное развитие системы правового, информационного и иного обеспечения, градостроительного нормирования и инженерных изысканий, причем прежде всего на федеральном уровне. Для привлечения инвестиций необходимо создать современный механизм оценки социально-экономической эффективности освоения городского подземного пространства.

Даже в варианте присоединения новых территорий подземный вектор пространственного развития остается актуальным. Это предоставит редкую возможность решения амбициозной задачи по созданию уникальной комфортной среды жизнедеятельности москвичей и будет отвечать принципу устойчивого развития территории, установленному Градостроительным кодексом РФ. По-

2 Дальнейшая задача состоит в обосновании и выделении доли подземной застройки в структуре данного показателя.

этому при актуализации Генерального плана города в рамках обосновывающих материалов необходимо выполнить дифференцированную оценку благоприятности территории для подземного строительства с оценкой планировочных вариантов и последующим выбором наиболее рационального из них.

В то же время необходима комплексная подземная застройка существующих территорий, прежде всего в центральной зоне Москвы, с объявлением ее, исходя из необходимости сохранения исторической уникальности градостроительной среды и приближения объектов обслуживания, зоной подземного территориального развития. Это откроет возможность разработки соответствующей территориальной схемы (по аналогу г. Хельсинки), ряда отраслевых схем, а также проектов планировки и межевания территории (рис. 3).

Рис. 3. Вариант развития подземных общественных пространств на территории центральной части г. Москвы

Несмотря на объявленную территориальную «прирезку» Москвы в условиях постоянно дорожающих земельных ресурсов и земельного дефицита, данный вопрос крайне актуален и для Москвы. В этой связи в Генплане города освоение подземного пространства (ОПП) рассматривается как ключевой способ решения планировочных задач сохранения исторической застройки и общественных пространств [6]. Реализация этого направления потребует рассмотрения «территории» ее как некого ограниченного по вертикали пространства, включающего недра, системного совершенствования всего инструментария ОПП (подземной урбанистики). Прежде всего данное направление должно найти отражение при разработке новой градостроительной политики, стратегии социально-экономического развития столицы, законов и нормативов градостроительного проектирования города [7]. Только таким образом оно может получить эффективное развитие при грядущей актуализации Генплана

города, составлении новой городской государственной программы ОПП, при доработке правил землепользования и застройки города (далее — ПЗЗ), подготовке территориальных и отраслевых схем, проектов планировки и межевания территорий.

В определенной степени такой системный подход прослеживался в составе трехлетней городской программы подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства г. Москвы, утвержденной постановлением правительства Москвы от 18.11.2008 г. N° 1049-ПП. Однако из-за экономического кризиса, организационных перестроек и ряда других причин большинство мероприятий программы не было выполнено.

Кроме того, программа не раскрыла перспективу ОПП центра города. В то же время выполненные в развитие программы экспериментальные проработки ЦНИИП градостроительства РААСН и других организаций показывают эффективность реализации предпосылок ОПП именно в центральной зоне столицы, где наблюдается недостаточная обеспеченность объектами обслуживания, инфраструктуры, зелеными насаждениями наряду с высоким градостроительным потенциалом территории [2]. Поэтому взамен точечного использования подземного пространства для строительства объектов торгово-развлекательно-го назначения (его объем должен быть оптимизирован), паркингов, транспортных и инженерных сооружений здесь целесообразно создание единой сети комплексных общественных пространств с взаимно увязанным развитием как наземной, так и подземной части территорий площадей, улиц, скверов и бульваров, а также единой сети подземных пешеходных связей-галерей, оборудованной траволаторами (см. рис. 3).

Решение рассматриваемой проблемы требует повышения эффективности управления развиваемыми подземными территориями. В числе основных функций управления обычно выделяют планирование, учет, контроль, мониторинг, а также мотивацию и координацию. В градостроительстве наиболее значима функция территориального планирования (ТП), сочетающаяся с градостроительным проектированием и градостроительным зонированием. Весь инструментарий градоустройства, прежде всего планирования, должен быть окончательно приспособлен к специфике решения задач подземного строительства (освоения недр). Для этого на примере Москвы может быть предложена следующая модель [3].

При разработке городской градостроительной политики в составе стратегии развития города (целеполагание при подготовке генерального плана) ориентируются на более активное использование подземного пространства. В составе материалов по обоснованию проекта Генплана города дается прогноз развития подземной урбанистики, оценка изменений вследствие этого условий жизнедеятельности. Этот аспект учитывается при обосновании планировочных вариантов и основных показателей Генплана (показатель объема возможной подземной застройки территории функциональной зоны и др.). Проработки основываются на учете требований законодательства, в т.ч. норм безопасности (для чего на федеральном уровне принимается специальный

«планировочный» технический регламент), стратегии, результатах инженерных изысканий и разведки недр, проведенных в последние годы и проводимых научных исследованиях, анализе условий и факторов, определяющих закономерности освоения подземного пространства. Результаты оценки существующего и прогнозируемого использования территории, включая ее подземную составляющую, данных геологических карт, а также результатов специального инженерно-геологического районирования отображаются на карт-материалах (в г. Москве в 2008 г. разработаны 12 таких карт и предпринята попытка выполнения оценочного районирования). Районирование оценивает благоприятность территории по условиям освоения подземного пространства, дифференцированно по видам функциональных зон и видам ПЗС городского значения. Также осуществляется градостроительная оценка ограничений, риска возникновения чрезвычайных ситуаций, в т.ч. связанных с ПЗС (метрополитен, опасные производства и др.). Ставится задача управления риском. Аналогичное районирование выполняется при обосновании совместной подготовки документов территориального планирования (ст. 27 Градостроительного кодекса) для гармонизации размещения ПЗС федерального, регионального и местного значения в пригородной зоне столицы как зоне особого управления развиваемыми территориями (депо, водозаборы, полигоны, объекты энергетики и пр.). Районирование детализируется при планировке территории.

Обязательно учитываются результаты разработки федеральной схемы территориального планирования в части размещения в г. Москве ПЗС федерального значения, например крупнейших транспортных тоннелей и ТПУ. В частности используются возможности развития городской подземной транс-портно-инженерной инфраструктуры под федеральными землями (полосы отвода федеральных железных дорог, русла рек и др.). Прорабатывается развитие подземного парковочного пространства.

При подготовке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования по опыту некоторых зарубежных стран (например, Германии) выделяются области общего, универсального и особого, подземного, нормирования (как правило, в этой части сегодня нормативы содержат пробелы). Нормативы в частности сориентированы на повышение комфортности проживания за счет комплексности застройки, размещения подземных общественных пространств, подземных парковок (увеличение пропускной способности улично-дорожной сети), гаражей-стоянок, объектов социально-культурного, торгового и другого назначения в пределах пешеходной доступности.

Методы освоения подземного пространства обусловливаются общей нормой об учете при планировании совокупности социально-экономических, экологических и иных факторов и баланса интересов (ст. 9 ГрК РФ [8]), а также тремя взаимосвязанными задачами по установлению: 1) функциональных зон; 2) параметров интенсивности использования территорий в них (например, показатели соотношения площадей наземной и подземной части застройки в функциональной зоне); 3) планируемого размещения «публичных» объектов

капитального строительства (необходимых для реализации государственных нужд и исполнения иных полномочий города).

В качестве основного метода градостроительного проектирования служит усовершенствованный метод пространственного зонирования совокупно «по горизонтали» и «по вертикали», основанный на принципе глубинно-пространственного формирования застройки, сравнительном анализе характера и потребительской ценности территории.

Разрабатываются механизмы решения данных вопросов в составе «мероприятий по реализации генплана города» с обоснованием критериев приоритетности освоения подземного пространства (дефицит обслуживания, инвестиционная привлекательность, социально-экономическая эффективность решений и др.). При проведении мониторинга реализации генплана отслеживаются негативные тенденции в части выполнения запланированных мероприятий и достижения показателей (индексов) по строительству ПЗС. В рамках информационных градостроительных систем обеспечивается информационный обмен с данными государственных мониторингов в области охраны окружающей природной среды, земель и использования недр. По итогам строятся соответствующие прогнозы и даются предложения по внесению изменений и дополнений в генплан города.

Совершенствуется система обеспечения управления, прежде всего наиболее сложная ее составляющая — правовое обеспечение, состояние которого сегодня резко снижает уровень инвестиционной привлекательности подземного строительства (пробелы, коллизии). Общие нормы градостроительного законодательства в универсальном порядке распространяются на создание ПЗС, но с дополнением ГрК РФ необходимым объемом специальных норм, касающихся специфики подземного градостроительства. Правовые отношения в области подземного градоустройства эффективно регулируются путем развития и гармонизации норм законодательства о градостроительной деятельности, о недрах, земельного и гражданского законодательства (соответствующий проект федерального закона в настоящее время подготовлен при участии автора настоящей статьи в правительстве Москвы).

Чтобы планировочные и проектные решения каждого уровня были максимально точными и безопасными, они основываются на результатах специальных комплексных инженерных изысканий как основе оценки благоприятности подземных территорий для того или иного вида строительного использования с прогнозом изменения природно-техногенных условий, оценки геологической опасности и рисков.

Уже сегодня ориентируются на создание цифровых трехмерных моделей геологической среды и подземных сооружений (рис. 4). Создание и ведение этих моделей в увязке с системой формируемого Государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий в итоге позволяет оптимизировать объем изысканий в рамках геотехнической модели. В то же время учитываются традиции и багаж отечественной школы инженерных изысканий в части системного и комплексного проведения их для подземного строительства.

- контуры ограждающих конструкции котлована

Рис. 4. Трехмерное изображение подземного пространства района территории ММДЦ «Москва-Сити»

Несмотря на исключительную сложность рассмотренных проблем, появляется надежда на их решение. В частности реализация государственной программы [7] предусматривает развитие соответствующей нормативной правовой и «нормативно-технической» базы и разработку новой программы градостроительного освоения подземного пространства столицы. Хотелось бы верить, что это даст импульс развитию подземной урбанистики, а значит и устойчивому территориальному развитию не только в столице, но и в других крупнейших городах страны, где эта проблема также стала актуальной.

Библиографический список

1. Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. соелйЛ^4/ cultureheritage/heritage/cemat/VersюnPrinripes/Russe.pdf. Дата обращения: 29.10.2012.

2. Коротаев В.П. Москва: градостроительный потенциал подземного пространства // Градо: журнал о градостроительстве и архитектуре. 2011. № 2. С. 71—81.

3. БеляевВ.Л. Основы подземного градоустройства. М. : МГСУ, 2012. 198 с.

4. Постановление Правительства Москвы от 19.11.2009 г. № 1049-ПП «О городской программе подготовки к комплексному градостроительному освоению подземного пространства города Москвы на период 2009—2011 гг.».

5. Закон РСФСР от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах». Режим доступа: http://www. consultant.ru/popular/nedr/. Дата обращения: 29.10.2012.

6. Закон города Москвы «О Генеральном плане города Москвы». Режим доступа: http://www. mka.mos.ru/mka/mka.nsf/va_WebPages/Genplan_2010-17zmRus. Дата обращения: 29.10.2012.

7. Постановление Правительства Москвы от 03.10.2011 г. № 460-1III «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Градостроительная политика» на 2012—2016 гг.» Режим доступа: http://www. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=MLAW;n=134756. Дата обращения: 29.10.2012.

8. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Режим доступа: http://www. base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=12279. Дата обращения: 29.10.2012.

Поступила в редакцию в ноябре 2012 г.

Об авторе: Беляев Валерий Львович — кандидат технических наук, докторант, доцент кафедры городского строительства и экологической безопасности, ФГБОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (499) 188-94-54, vbelyaev2011@mail.ru.

Для цитирования: Беляев В.Л. Планирование градостроительного освоения подземного пространства г. Москвы // Вестник МГСУ. 2013. № 1. С. 35—46.

V.L. Belyaev

PLANS FOR DEVELOPMENT OF THE UNDERGROUND SPACE OF MOSCOW

Cities tend to widely employ their underground space whenever selection of the model of compact spatial development is under discussion. There's been growth in the complexity of approaches ("underground cities" of Canada and Japan), their planning, validity, consistency of implementation (master plans of underground areas of cities in Finland, the Netherlands, China, Singapore, etc.).

Moscow still lags behind in terms of the scale and complexity of its "Urban Underground Space", although the city has everything in place to transfer its engineering and transportation facilities, social, scientific and industrial infrastructure under the ground. Initial steps have already been made (The Concept for the Underground Space Development and Principal Trends for the Underground Development of Moscow, parts of the City Master Plan for the period up to 2025 provide for the planned goals in the underground development of each functional area).

However, new political and economic realities require a systemic consideration of the problem and improvement of conceptual approaches, as the underground space is an integral part of the developed area. In this regard, substantial reform of the public administration in this area is necessary, first of all, in the field of spatial planning, as well as coordination of the underground planning with the adjacent sectors of the economic activity, adequate development of the system of legal, information and other types of support, urban regulation and engineering research, primarily on the federal level. Successful fundraising needs an adequate mechanism of assessment of the social and economic efficiency of development of the underground space of cities.

Even if new territories are annexed to Moscow, the issue of underground development remains of vital importance. This is a rare opportunity to address the ambitious task of creating a unique comfortable environment for Muscovites to assure the sustainable development of the territory according to the Urban Planning Code of the Russian Federation. Therefore, any amendment into the Master Plan of the city needs a differentiated assessment of expediency of any underground construction project in each area under consideration, including the assessment of planning options and further selection of the most reasonable ones.

Key words: underground urban planning, development of the underground space, systemic safety.

References

1. Osnovopolagayushchie printsipy ustoychivogo prostranstvennogo razvitiya Evropey-skogo kontinenta [Founding Principles for Sustainable Development of the European Continent]. Available at: http://www.coe.int/t/dg4/cultureheritage/heritage/cemat/VersionPrincipes/ Russe.pdf. Date of access: 29.10.2012.

2. Korotaev V.P. Moskva: gradostroitel'nyy potentsial podzemnogo prostranstva [Moscow: Urban Development Potential of the Underground Space]. Grado: zhurnal o gradostroitel'stve i arkhitekture [Grado: Magazine of Urban Development and Architecture]. 2011, no. 2, pp. 71—81.

3. Belyaev V.L. Osnovy podzemnogo gradoustroystva [Fundamentals of the Underground Development of Cities]. Moscow, MGSU Publ., 2012, 198 р.

4. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 19.11.2009 no. 1049-PP «O gorodskoy programme podgotovki k kompleksnomu gradostroitel'nomu osvoeniyu podzemnogo prostranstva goroda Moskvy na period 2009—2011 gg.». [Resolution of the Government of Moscow of 19.11.2009 no. 1049-pp "On the Urban Programme for the Integrated Development of the Urban Underground Space of the City of Moscow for the Period between 2009 and 2011].

5. Zakon RSFSR ot 21.02.1992 N 2395-1 «O nedrakh» [Law of the Russian Federal Soviet Socialist Republic of 21.02.1992 no. 2395-1 «On Subsoils»]. Available at: http://www. consultant.ru/popular/nedr/. Date of access: 29.10.2012.

6. Zakon goroda Moskvy «O General'nom plane goroda Moskvy» [Moscow City Law "On the Master Plan of the City of Moscow]. Available at: http://www. mka.mos.ru/mka/mka.nsf/ va_WebPages/Genplan_2010-17zmRus. Date of access: 29.10.2012.

7. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy ot 03.10.2011 № 460-PP «Ob utverzhdenii Gosu-darstvennoy programmy goroda Moskvy «Gradostroitel'naya politika» na 2012—2016 gg.» [Resolution of the Government of Moscow of 03.10.2011 no. 460-pp "On Approval of the State Urban Programme of Moscow "Urban Policy" for 2012-2016]. Available at: http://www. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MLAW;n=134756. Date of access: 29.10.2012.

8. Gradostroitel'nyy kodeks Rossiyskoy Federatsii [Urban Planning Code of the Russian Federation]. Available at: http://www. base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;(n)= 12279. Date of access: 29.10.2012.

About the author: Belyaev Valeriy L'vovich — Candidate of Technical Sciences, doctorate student, Associate Professor, Department of Urban Development and Environmental Safety, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; vbelyaev2011@mail.ru; +7 (499) 188-94-54.

For citation: Belyaev V.L. Planirovanie gradostroitel'nogo osvoeniya podzemnogo prostranstva g. Moskvy [Plans for Development of the Underground Space of Moscow]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 1, pp. 35—46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.