Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крылова Татьяна Валентиновна, Казначеева Светлана Николаевна, Климова Елена Зуферовна

В статье авторами охарактеризована необходимость ориентации педагогов на новые требования, внедрение инноваций в образовательную деятельность, повышение активности в организации взаимодействия образовательных учреждений, социальных партнеров, семьи. В результате исследования были выявлены основные компоненты модели управления педагогическим персоналом, к которым относятся организационно-содержательный, технологический и профессионально-кадровый компоненты. Рассмотрена сущность и классификация методов управления педагогическими кадрами. В рамках научного исследования были изучены методы управления педагогическими кадрами одного из нижегородских дошкольных учреждений. Выявлены особенности и основные проблемы их применения. Разработаны основные рекомендации по совершенствованию экономических и социально-психологических методов управления персоналом дошкольного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крылова Татьяна Валентиновна, Казначеева Светлана Николаевна, Климова Елена Зуферовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF PRESCHOOL PERSONNEL MANAGEMENT METHODS

In the article, the authors describe the need for teachers to focus on new requirements, the introduction of innovations in educational activities, increased activity in the organization of interaction between educational institutions, social partners, and families. As a result of the research, the main components of the pedagogical personnel management model were identified, which include organizational and content, technological and professional personnel components. The essence and classification of methods of management of pedagogical personnel are considered. As part of the scientific research, the methods of managing the teaching staff of one of the Nizhny Novgorod preschool institutions were studied. The features and main problems of their application are revealed. The main recommendations for improving the economic and socio-psychological methods of personnel management of preschool institutions have been developed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»

Литература:

1. Ильин, И.И. Использование современных цифровых технологий в преподавании биологии / И.И Ильин, Ю.А. Ющенко // Студенческая наука Подмосковью: Сборник материалов Международной научной конференции молодых ученых. - Орехово-Зуево: ГГТУ, 2022. - С. 269-274

2. Недосекина, И.И. Из опыта использования ряда информационных технологий при дистанционном обучении биологии / О.В. Хотулёва, Ю.А. Ющенко // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2022. - № 76-2. -С. 215-218

3. Хотулёва, О.В. Методы и технологии формирования специальных компетенций на уроках биологии / О.В. Хотулёва, Г.В. Егорова // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2018. - № 61-2. - С. 224-227

Педагогика

УДК 377.6

кандидат педагогических наук, доцент Крылова Татьяна Валентиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат экономических наук, доцент Климова Елена Зуферовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Аннотация. В статье авторами охарактеризована необходимость ориентации педагогов на новые требования, внедрение инноваций в образовательную деятельность, повышение активности в организации взаимодействия образовательных учреждений, социальных партнеров, семьи. В результате исследования были выявлены основные компоненты модели управления педагогическим персоналом, к которым относятся организационно-содержательный, технологический и профессионально-кадровый компоненты. Рассмотрена сущность и классификация методов управления педагогическими кадрами. В рамках научного исследования были изучены методы управления педагогическими кадрами одного из нижегородских дошкольных учреждений. Выявлены особенности и основные проблемы их применения. Разработаны основные рекомендации по совершенствованию экономических и социально-психологических методов управления персоналом дошкольного учреждения.

Ключевые слова: система управления персоналом, методы управления педагогическими кадрами, дошкольное учреждение.

Annotation. In the article, the authors describe the need for teachers to focus on new requirements, the introduction of innovations in educational activities, increased activity in the organization of interaction between educational institutions, social partners, and families. As a result of the research, the main components of the pedagogical personnel management model were identified, which include organizational and content, technological and professional personnel components. The essence and classification of methods of management of pedagogical personnel are considered. As part of the scientific research, the methods of managing the teaching staff of one of the Nizhny Novgorod preschool institutions were studied. The features and main problems of their application are revealed. The main recommendations for improving the economic and socio-psychological methods of personnel management of preschool institutions have been developed.

Key words: personnel management system, methods of pedagogical personnel management, preschool institution.

Введение. Решение задач по обеспечению конкурентоспособной системы образования требует наличия в ней кадров с новыми компетенциями и с высокой мотивацией. Это объясняет принятие кардинальных решений по формированию базовых профессиональных компетенций педагогов, по привлечению талантливых и успешных людей в сферу образования. На фоне ключевых изменений в российском образовании существует необходимость ориентации педагогов на новые требования, внедрение инноваций в образовательную деятельность, повышение активности в организации взаимодействия образовательных учреждений, социальных партнеров, семьи.

Изучением методов управления педагогическими кадрами в образовательных учреждениях занимались Мальцева Т.И., Сапунова В.М., Кузива А.П., Кучина О.В. и другие.

Отличительной особенностью педагогических кадров является то, что они в первую очередь занимаются интеллектуальной деятельностью. Главной целью их работы выступает не получение прибыли, а передача знаний молодому поколению. В связи с этим применение стандартных методов управления не принесет необходимый результат, и даже может снизить интерес педагогических работников к работе, поэтому при выборе методов управления руководителям образовательных учреждений следует учитывать разноплановость их работы [1].

Мальцева Т.И. выделяет 3 основных компонента управления педагогическими кадрами (рис. 1).

Компоненты управления

Рисунок 1. Модель управления педагогическим персоналом [5]

Организационно-содержательный компонент включает в себя цели деятельности, критерии ее эффективности, а также объекты управления. Технологический компонент содержит педагогические условия управления персоналом образовательного учреждения, стиль управления, а также система работы с персоналом в целом. Профессионально-кадровый компонент состоит из управленческого состава образовательного учреждения, условий повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

Под методами управления понимаются способы осуществления управляющего воздействия и реализации целей управления. Методы управления педагогическими кадрами делятся на организационно-распорядительные, организационно-педагогические, экономические, социально-психологические (таблица 1) [3].

Таблица 1

Методы управления педагогическими кадрами

Методы Характеристика

организационно-распорядительные нормативно-правовые акты (устав образовательного учреждения, положения, приказы, докладные и служебные записки)

организационно-педагогические словесные, наглядно-демонстрационные, практические

экономические заработная плата, использование премиальных фондов

социально-психологические умение убеждать подчиненных в необходимости принятых решений

Главной задачей организационно-управленческих методов является разработку и исполнение учебных планов и графика учебного процесса на текущий год. Организационно-педагогические методы используют при изложении организационных требований и закрепления содержания требований. Экономические методы управления зачастую играют важную роль в воздействии на педагогические кадры. Они несут не только материальное удовлетворение, но и моральное. Использование социально-психологических методов способствует созданию благоприятного климата в педагогическом коллективе, а периодическое оповещение о результатах работы стимулирует кадры педагогического коллектива на работу [4].

Грамотное использование методов управления позволяет выстраивать четкую структуру управления образовательным учреждением, определять служебные обязанности педагогических кадров, а также тщательно разрабатывать план работы как на краткосрочный, так и долгосрочный период.

Эффективность управленческого воздействия обусловлена комплексными мерами, сочетающими методы административного, экономического, социально-психологического воздействия [2].

Изложение основного материала статьи. В рамках данного научного исследования был проведен анализ применения методов управления персоналом, которые использует руководство одного из дошкольных учреждений г. Нижнего Новгорода.

Рассмотрим более подробно административные методы, используемые для поддержания трудовой дисциплины. Администрацией детского сада установлены нормы дисциплинарной ответственности за следующие нарушения:

- за отступление своих должных обязанностей (отражается в издании приказов, отдача распоряжений и указаний);

- за нарушение трудовой дисциплины (отражается в проведении бесед с нарушителями, в случае систематического нарушения составляются протоколы, а также лишение стимулирующих выплат вплоть до увольнения).

В данном учреждении документы оформляются вручную, на бумажных носителях. Документация входящая и исходящая заносится в журнал регистрации. Административно-организационные методы управления персоналом влияют на развитие системы ДОУ, создание благоприятных условий для работы воспитателей и младших воспитателей в детском саду.

Следует отметить, что прямые влияния заведующей способствуют укреплению пассивности подчиненных, а иногда и к скрытому неповиновению. А косвенные методы влияния и создания стимулирующих условий, являются самыми эффективными методами управления сотрудниками.

В детском саду утверждены следующая нормативная документация:

- устав МБДОУ Детский сад;

- коллективный договор МБДОУ Детский сад;

- штатное расписание МБДОУ Детский сад;

- положение о премировании МБДОУ Детский сад;

- должностные инструкции работников МБДОУ Детский сад;

- Положение о правилах внутреннего распорядка для воспитанников и их родителей (законных представителей);

- Правила внутреннего трудового распорядка.

Штатное расписание дошкольного учреждения соответствует российскому законодательству. Оплата труда руководителя сотрудникам организации производится согласно штатному расписанию.

Представим в таблице количество распорядительных документов создаваемых руководством детского сада за последние 3 года (таблица 2).

Таблица 2

Количество распорядительных документов

Наименование документов 2020 2021 2022

Приказы по основной деятельности 20 25 24

Приказы по кадрам 15 16 17

Распоряжение за нарушение трудовой дисциплины 3 2 1

В среднем количество распорядительных документов в год составляет 35 документов. Это число не большое, что обусловлено деятельностью рассматриваемого объекта исследования.

Рассматривая экономические методы дошкольного учреждения, следует под данной разновидностью методов понимать методы, основанные на материальной мотивации сотрудников МБДОУ Детский сад.

Заведующая МБДОУ Детский сад со своей стороны за качественную и добросовестную работу - отмечает сотрудников стимулирующими выплатами. Рассмотрим основные мероприятия, за которые воспитателей и музыкального руководителя, руководство МБДОУ Детский сад поощряет (таблица 3).

Таблица 3

Мероприятия, подразумевающие стимулирующие выплаты

Мероприятие Размер выплат, руб.

Проведение открытого занятия 7000

Подготовка групп к началу учебного года 10000

Оформление территории к летне-оздоровительному периоду От 5000 до 10000

Участие: - в международных конкурсах («В солнечном царстве, в Космическом государстве», «От весны до зимы», «Чудеса природы», «Декоративно-прикладное творчество», «Подарок для мамы» и др.); - во всероссийских конкурсах («По улицам родного города» и др.); - в областных конкурсах («Зимняя фантазия»и др.); - в районных конкурсах («Поющие капельки»и др.). От 5000 до 10000 От 3000 до 6000 От 3000 до 6000 От 2000 до 5000

Из таблицы 3 видно, что размер стимулирующих выплат зависит от уровня конкурса. В среднем стимулирующая выплата составляет 5000-6000 рублей.

В МБДОУ Детский сад работает профсоюзная организация. В коллективном договоре детского сада п. 7.4 прописана материальная помощь оказываемая сотрудникам детского сада.

Из профсоюзного бюджета выделяются средства на проведение культурно-массовой работы среди работников учреждения. Также за счет средств данного бюджета членам Профсоюза осуществляются выплаты:

- на похороны близких родственников (отец, мать, муж, жена, брат, сестра) в размере 2000 рублей;

- пострадавшим от стихийных бедствий, пожара и пр. в размере 2000 рублей.

В МБДОУ Детский сад существуют также и нематериальные методы стимулирования труда:

- благодарственные письма от руководителя МБДОУ Детский сад;

- вывешивание фотографии сотрудника на доску почета детского сада.

Социально-психологические методы МДОУ Детский сад подразделяются на:

1. социальные методы управления, подразумевающие социально-психологические приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития коллектива;

2. психологические методы управления, направленные на регулирование взаимоотношений благодаря эффективному подбору, расстановке персонала.

Административным составом учреждения в МДОУ Детский сад организуются корпоративные вечера (Новый год, 8 марта, День воспитателя), годовщины учреждения и другие мероприятия. Это отличный способ сплочения коллектива.

С целью выявления эффективности использования различных методов управления персоналом дошкольного учреждения, был проведен опрос, в котором приняло участие 35 респондентов в возрасте от 30 до 50 лет. Некоторые результаты данного опроса представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты опроса

Вопрос Варианты ответов Количество ответивших, чел.

Устраивают ли вас применяемые административные методы управления A) полностью Б)частично B) нет 14 21 0

Устраивают ли вас социально-психологические методы управления A) полностью Б)частично B) нет 13 7 15

Устраивают ли вас экономические методы управления A) полностью Б)частично B) нет 12 15 8

В ходе опроса было установлено, что:

- 60% опрошенных сотрудников частично согласны с тем, что их устраивают административные методы управления в ДОУ;

- с применением социально-психологическх методов согласны не все опрашиваемые сотрудники. Почти 50% (15 человек) не устраивают применяемые методы управления;

- экономические методы управления применяемые руководством детского сада устраивают 34% опрошенных сотрудников. Но также есть сотрудники которые считают, что существующие экономические методы управления не соответствуют объему выполняемой ими работы.

На основе проведенного исследования методов управления персоналом дошкольного учреждения были сделаны выводы о необходимости проведения следующих мероприятий:

1) в рамках совершенствования экономических методов управления персонала:

- внедрение материальных методов управления персоналом (открытие дополнительных услуг по образовательной деятельности детей);

- внедрение нематериальных методов управления персоналом (организация спортивных мероприятий).

2) в рамках социально-психологических методов управления персонала:

- оборудование релакс-комнаты для психологической разгрузки.

Рассмотрим более подробно каждую из предлагаемых рекомендаций.

В рамках совершенствования экономических методов управления персонала предлагается внедрение дополнительных стимулирующих надбавок за реализацию дополнительных услуг по образовательной деятельности детей. В таблице 5 представлены предлагаемые надбавки за проведение новых кружков.

Таблица 5

Надбавки за проведение кружков

Наименование кружка Количество детей, чел. Размер надбавки, руб.

«Мир сенсорики» от4 до 6 4000

«Азбука общения» от 5 до 10 5000

«Математические ступеньки» от 4 до 6 4000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«От А до Я» от 4 до 6 5000

«Музыкальная палитра» от 8 до 10 4000

Наличие дополнительных образовательных услуг не только поднимет в будущем престиж учреждения, но и послужит дополнительным стимулятором трудовой деятельности воспитателей и отдельных специалистов (музыкальный руководитель и воспитатели.), ведь получив дополнительную нагрузку, они смогут в значительной степени увеличить свой доход.

Второй рекомендацией в рамках совершенствования экономических методов управления нематериального характера, предлагается проведение внутриорганизационных спортивных соревнований «Спортивная спартакиада» (таблица 6).

Таблица 6

Перечень спортивных соревнований в рамках «Спортивная спартакиада»

Мероприятия Время проведения

Кубок МБДОУ Детский сад по пионерболу Июнь-Август

Кубок МБДОУ Детский сад по шахматам Февраль- Апрель

Кубок МБДОУ Детский сад по шашкам Сентябрь- Ноябрь

Предлагаемые спортивные соревнования можно проводить в тихий час, меняя друг друга во время их проведения.

По окончании спортивных праздников лучшим участникам предлагается вручение дипломов и ценных призов.

Если данные мероприятия вызовут интерес со стороны сотрудников детского сада, то их можно будет перенести на следующий уровень, например привлечь к соревнованиям воспитатителей из соседних детских садов.

Профессия воспитателя достаточно сложная в психологическом плане, поэтому необходимо создавать условия для эмоциональной разгрузки. С целью совершенствования социально-психологических методов управления персонала было предложено создание кабинета релаксации.

Данный кабинет необходим для снятия психологического и эмоционального напряжения воспитателей и младших воспитателей. Это место, где можно расслабиться и отдохнуть, восстановить свою работоспособность.

Оснащение данного кабинета будет осуществляться в рамках договорных отношений с одной из специализирующихся компаний г. Нижнего Новгорода, которая является ведущим производителем оборудования для кабинетов релаксации. Данная компания напрямую сотрудничает с производителями аудио-визуальных и массажных комплексов, релаксационных интерьерных решений и специализированного оборудования. Будет приобретено следующее оборудование:

- кресло «Релакс»;

- сенсорный уголок с двумя колоннами и подсветкой;

- диски CD для релаксации;

Комната релаксации позволит снизить уровень конфликтности среди персонала, а также повысить трудоспособность коллектива.

Выводы. Эффективное применение методов управления педагогическими кадрами дошкольного учреждения позволяет выстраивать четкую структуру управления образовательным учреждением, определять служебные обязанности педагогических кадров, а также тщательно разрабатывать план работы как на краткосрочный, так и долгосрочный период.

С целью совершенствования методов управления педагогическими кадрами МБДОУ Детский сад были разработаны следующие рекомендации:

1) в рамках экономических методов управления персонала:

- внедрение материальных методов управления персоналом (открытие дополнительных услуг по образовательной деятельности детей);

- внедрение нематериальных методов управления персоналом (организация спортивных мероприятий).

2) в рамках социально-психологических методов управления персонала:

- оборудование релакс-комнаты для психологической разгрузки.

Таким образом, практическая значимость разработанных рекомендаций по совершенствованию методов управления педагогическими кадрами рассматриваемого дошкольной организации определяется оригинальными и применимыми мероприятиями не только в рамках МБДОУ Детский сад, но и в других дошкольных учреждениях региона.

Литература:

1. Бахмурова, А.В. Специфика системы управления персоналом образовательной организации на современном этапе / А.В. Бахмурова, О.В. Кучина // Проблемы современной науки и образования. - 2019. - №5 (138). - С. 39-41

2. Бичева, И.Б. Формирование эстетической направленности педагога дошкольного образования / И.Б. Бичева, С.Н. Казначеева // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 5.

3. Крылова, Т.В. Управление развитием педагогического кадрового потенциала / Т.В. Крылова, С.Н. Казначеева, А.В. Лелекова // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 72-2. - С. 132-134

4. Малыгин, Д.В. Трансформация педагогических условий в факторы развития инициативы в трудовом коллективе / Д.В. Малыгин // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 1. - С. 8.

5. Мальцева, Т.И. Система управления персоналом образовательного учреждения / Т.И. Мальцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 43-44

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Кубеков Энвер Аджимуратович

Карачаево-Черкесский государственный книверситет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Аннотация. Настоящая работа раскрывает важные аспекты базовой подготовки боксера, который начинает с высоких результатов, для чего была отобрана выборка из 12 школьников-боксеров категории 13-14 лет. Используя для этого исследования, наблюдение, интервью, анкетирование, тест на коммуникабельность среди прочего, демонстрируя необходимость развития психологических навыков, гарантирующих эмоциональный контроль на тренировках и соревнованиях, что является важным элементом в рамках психологической подготовки указанных школьников, которые начать заниматься этим видом спорта.

Ключевые слова: базовая подготовка боксерской школы, психологические навыки, эмоциональный контроль.

Annotation. This work reveals important aspects of the basic training of a boxer who starts with high results, for which a sample of 12 schoolchildren-boxers of the 13-14 years category was selected. Using for this research, observation, interviews, questionnaires, a test of sociability, among other things, demonstrating the need to develop psychological skills that guarantee emotional control during training and competitions, which is an important element in the psychological preparation of these schoolchildren who start to engage in this sport.

Key words: basic training of boxing school, psychological skills, emotional control.

Введение. Бокс, как и другие виды спорта, является прекрасным средством содействия развитию социального воспитания. Среди важнейших задач в развитии социального воспитания через занятия этим видом спорта необходимо указать вклад в органическое и функциональное развитие человека, направленное на укрепление здоровья, овладение двигательными действиями, воспитание качеств нравственных, волевые и социальные навыки взаимодействия.

Это обучение и совершенствование, которые даются боксеру при выполнении движений и действий и которые составляют элементы для проведения тренировок и ведения поединков. Исполнение, согласно техническим основам бокса, имеет прямое отношение к физической и тактической подготовке и соответствует характеристикам каждого из них. Техническая подготовка делится на общую и специальную. Целью общетехнической подготовки является систематическое расширение общетехнической подготовки боксера и его знаний в области общих основ техники упражнений. Также пополнить арсенал двигательных навыков и навыков, полезных в жизни и в спорте (во время подготовки можно использовать технические элементы из других видов спорта).

Изложение основного материала статьи. При подготовке боксера предусмотрена физическая, техническая, тактическая подготовка, а также теоретическая и психологическая подготовка.

Общая физическая подготовка создает основу для специальной подготовки, так как обеспечивает многократное развитие силы, скорости, сопротивления, гибкости и ловкости, которые являются необходимыми предпосылками для обучения и совершенствования технико-тактических основ бокса, и обеспечивает специальная физическая подготовка - это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.