Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПРОДУКТОВЫЙ РИТЕЙЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исакова А.А.

В статье рассматриваются особенности рынка продуктового ритейла, а также предлагается разработка системы экспертно-потребительской оценки конкурентоспособности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF METHODS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE IN THE FIELD OF FOOD RETAIL

The article discusses the features of the food retail market, and also suggests the development of a system of expert-consumer assessment of the competitiveness of the enterprise.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА»

УДК 330

Исакова А.А. студент магистратуры Уральский федеральный университет Россия, г. Екатеринбург

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ПРОДУКТОВОГО РИТЕЙЛА

Аннотация: в статье рассматриваются особенности рынка продуктового ритейла, а также предлагается разработка системы экспертно-потребительской оценки конкурентоспособности предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность предприятия, методы оценки конкурентоспособности, продуктовый ритейл.

Isakova A.A. student

Ural Federal University Russia, Yekaterinburg

IMPROVEMENT OF METHODS FOR ASSESSING THE COMPETITIVENESS OF AN ENTERPRISE IN THE FIELD OF FOOD

RETAIL

Annotation: the article discusses the features of the food retail market, and also suggests the development of a system of expert-consumer assessment of the competitiveness of the enterprise.

Keywords: enterprise competitiveness, methods of assessing competitiveness, grocery retail.

Продажа продуктовых товаров (как оптовых, так и розничных) является одним из самых древних видов торговли. В настоящее время данный" рынок называется рынком продуктового ритеила. Рынок продуктового ритеила играет важную роль в экономике государства, а также в социально-экономическом развитии территории. Рынок продуктового ритеила характеризуется рядом особенностей Так, помимо основном цели любого коммерческого предприятия - извлечение максимально возможной коммерческой прибыли, предприятия продуктового ритеила удовлетворяют спрос населения в продуктах питания.

Продуктовый ритеил характеризуется следующими особенностями:

1. Доступность.

2. Большая нормативная и регулятивная база

3. Особое ценообразование

4. Большой ассортимент

5. Наличие разных форматов торговли

Кроме этого, можно выделить 4 основных вида продуктового ритеила, доступных современному покупателю:

- стрит-ритеил - формат магазинов «у дома», зачастую такие магазины обслуживают и удовлетворяют локальныи спрос на продукты питания и товары ежедневного пользования и располагаются в нижних этажах жилых домов, либо в отдельных зданиях;

- сетевои-ритеил - наиболее популярным формат продуктового ритеила: все товары распространяются через сеть представителен (сеть розничных магазинов), которые сами организуют процесс доставки товаров, их хранение, продвижение и торговлю;

- онлаин-ритеил - формат торговли продуктами питания через сеть Интернет;

- мобильныи ритеил - формирующийся рынок торговли продовольственными товарами и товарами повседневного спроса через мобильные приложения в телефонах (данныи рынок очень схож с рынком онлаин-торговли и пользуется теми же каналами доставками товаров).

В настоящее время рынок продуктового ритейла России состоит из игроков-владельцев продуктовых сетеи. Оценка конкурентоспособности сетевого продуктового ритеила имеет ряд особенностеи в виду специфики рынка. В целом, для оценки факторов внешнеи и внутреннеи среды могут быть использованы такие матричные методы как SWOT-анализ и РББТ-анализ. Кроме этого, модель 5 сил Портера также может дать комплексную оценку конкурентоспособности предприятии" сетевого ритеила.

Оценка конкурентоспособности предприятии" продуктового ритеила ввиду особенностей рынка должна в большеи степени базироваться на мнениях потребителеи-жителеи территории, на которои располагаются магазины розничнои продуктовои сети. Практически каждыи человек ежедневно приобретает продукты питания, выбирая сеть магазинов по ряду причин. Очень часто магазины различных продуктовых сетеи-конкурентов располагаются в непосредственной близости, имеют одних и тех же поставщиков продукции, одну и ту же целевую группу потребителеи и относительно одинаковые доли рынка.

В связи с этим для повышения информативности оценки конкурентоспособности предприятии" продуктового ритеила предлагается разработать систему экспертно-потребительскои оценки, состоящеи из 5 групп показателеи, которые будут оцениваться экспертами-потребителями по пятибалльнои шкале. Предлагаемая система показателеи экспертнои оценки представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Предлагаемая система показателей" экспертно-потребительскои оценки конкурентоспособности предприятии" на рынке продуктового ритеила.

Наименование группы показателен Показатели

1) Экономические показатели предприятия 1.1 Ценовая политика (уровень цен в магазинах)

1.2 Наличие оптово-розничного подразделения (пример сеть магазинов Metro)

2) Эргономические показатели магазинов сети продуктового ритеила 2.1 Фирменныи стиль магазинов 2.2 Качество потребительского оборудования (тележки, ручная кладь, электронная проверка стоимости товаров, использование QR-кодов и пр.) 2.3 Количество кассовых узлов (5-10, 10-20, 20-30, 30- 40, 50 и более) 2.4 Вид обслуживания (самообслуживание, экспресс- обслуживание, комбинированное обслуживание) 2.5 Качество обслуживания

3) Маркетинговые показатели 3.1 Ассортиментная политика магазинов продуктовои сети 3.2 Наличие программы лояльности, системы скидок 3.3 Лояльность потребителеи к сети продуктового ритеила

4) Уровень цифровизации магазинов 4.1 Доступность доставки товаров на дом из магазинов продуктовои" сети 4.2 Наличие приложения торговои сети 4.3 Наличие онлаин-формы обратнои связи 4.4. «Современность» магазинов сети продуктового ритеила (кассы самообслуживания, «умные» тележки)

5.1 Наличие собственнои марки продуктов питания и товаров

повседневного спроса

5) Показатели развития

5.2 Наличие собственного производственного отдела (например, бакалея)

сети магазинов

продуктового ритеила 5.3 Наличие парковки у части магазинов

5.4 Коллаборации торговои сети с известными брендами

5.5 Наличие эксклюзивных товаров

Большинство игроков продуктового ритеила имеют схожие показатели качества не только соответствия параметров организации, но и качества реализуемых товаров и предоставляемых услуг. В этом и заключается особенность продуктового ритеила - при реализации одних и тех же товаров, разные розничные сети могут иметь абсолютно разные показатели деятельности и разный уровень лояльности со стороны потребителей. Поэтому краине важно отоити от экономико-финансовых показателеи" оценки конкурентоспособности и сконцентрироваться на отношении потребителеи" к магазинам тои" или инои" розничнои" сети. Экспертно-потребительская оценка может позволить определить уровень конкурентоспособности компании в сознании потребителеи", выделить недостатки реализуемои" маркетинговои" Разработанная система показателеи" экспертно-потребительскои" оценки конкурентоспособности позволит определить лояльность потребителя и сформированным" в его сознании уровень конкурентоспособности сети продуктового ритеила.

Использованные источники:

1. Розничная торговля продуктами питания : итоги 2019 года. - Текст : электронныи" // Ритеилеру и поставщику : [саит]. - URL: https://www.retail.ru/articles/roznichnaya-torgovlya-produktami-pitaniya-itogi-2020-i-prognozy/ (дата обращения: 13.11.2020)

2. Стрикленд, Дж. Стратегическии" менеджмент: концепции и ситуации для анализа / пер. с анг., 12-е издание. - Москва : Издательство Вильямс, 2015 -928 с. . - ISBN 978-5-213-54629-5. - Текст : непосредственный

3. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслеи" и конкурентов / пер. с англ. - Москва: Альпина Паблишер, 2012 - 387 с. - ISBN 978-5-213-3519-5. - Текст : непосредственный

4. Попов, С. А. Концепция актуального стратегического менеджмента для современных россииских компании" / С.А. Попов - Москва: Юраит. - 2019. -224 с. - ISBN 978-5-213-54629-5. - Текст : непосредственный

5. Продуктовыи" ритеил глазами аналитиков. - Текст : электронныи" // Рамблер финансы : [саит]. - URL: https://finance.rambler.ru/other/43712772-produktovyy-riteyl-glazami-analitikov/ (дата обращения: 10.11.2020)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.