Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / ВЫРУЧКА / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РАЙОНЫ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ЗЕМЛИ / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаренко А.Н.

исследование направлено на решение задачи по совершенствованию методики распределения средств местных бюджетов на финансирование расходов в агропромышленном комплексе Республики Беларусь. Предложенные изменения на основе дифференцированного подхода распределения позволят перенаправить государственную поддержку в регионы с наиболее неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства, что позволит сохранить и развить инфраструктуру, повысить уровень жизни населения в регионах, сохранить земельные ресурсы и социально-культурные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»

3. Краткосрочные прогнозы ВВП сделаны в предположении о том, что в

ближайшие четыре года поведение ВВП остается таким же, как было за последние 13

лет.

Список литературы

1. Бородин С.А. Эконометрика. Мн.: Новое знание, 2001. 408 с.

2. Давлятова Б.Д. Введение в эконометрику. Бишкек: ИЦ «Текник, 2012. 122 с.

3. Maddala G.S. Introduction to Econometrics. USA, 2012. 231 с.

4. Доугерти К. Введение в эконометрику. Москва: Инфра-М, 1997. 401 с.

5. Базилевский М.П. Исследование новых критериев для обнаружения автокорреляции остатков первого порядка в регрессионных моделях // «Математика и математическое моделирование», 2018. № 03. С. 13-15.

6. Кыргызстан в цифрах. Бишкек, 2005. С. 321. [Электронный ресурс]. Режим доступа: nsc_mail@stat.kg/ (дата обращения: 23.07.2021).

7. Кыргызстан в цифрах. Бишкек, 2010. С. 334. [Электронный ресурс]. Режим доступа: nsc_mail@stat.kg/ (дата обращения: 23.07.2021).

8. 6. Кыргызстан в цифрах. Бишкек, 2015. С. 341. [Электронный ресурс]. Режим доступа: nsc_mail@stat.kg/ (дата обращения: 23.07.2021).

9. Кыргызстан в цифрах. Бишкек, 2020. С. 365. [Электронный ресурс]. Режим доступа: nsc_mail@stat.kg/ (дата обращения: 23.07.2021).

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СРЕДСТВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ РАСХОДОВ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Шаренко А.Н.

Шаренко Александр Николаевич - магистр экономических наук, заведующий сектором,

сектор финансов, Республиканское научное унитарное предприятие Институт системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь

Аннотация: исследование направлено на решение задачи по совершенствованию методики распределения средств местных бюджетов на финансирование расходов в агропромышленном комплексе Республики Беларусь. Предложенные изменения на основе дифференцированного подхода распределения позволят перенаправить

государственную поддержку в регионы с наиболее неблагоприятными условиями для ведения сельского хозяйства, что позволит сохранить и развить инфраструктуру, повысить уровень жизни населения в регионах, сохранить земельные ресурсы и социально-культурные ценности.

Ключевые слова: бюджет, расходы, распределение, выручка, дифференцированный коэффициент, неблагоприятные районы, сельскохозяйственные земли, методика.

УДК 336.512

Мировой опыт свидетельствует, что рост конкурентоспособности сельскохозяйственного производства и обеспечение продовольственной безопасности в настоящее время предопределяется главным образом уровнем и мерами государственной поддержки. Нерациональное ее сокращение может привести к финансовой неустойчивости сельскохозяйственной отрасли, росту обязательств и как следствие падения уровня производства и качества продукции [1]. В то же время, сокращение для неблагоприятных регионов приведет к критическим последствиям для них: падению уровня дохода и жизни сельских работников, сокращению населения данных регионов, ухудшению качества земельных ресурсов и др.

За период с 2012 по 2019 г. государственная поддержка сельского хозяйства Республики Беларусь значительно снизилась относительно полученной валовой добавленной стоимости в отрасли, что вызвало ряд негативных последствий, которые необходимо учитывать при установлении уровня государственной поддержки при проведении переговоров по присоединению Беларуси к ВТО. В настоящий момент она предоставляется как посредством прямых, так и косвенных мер. Прямые меры реализуются через финансирование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, а также за счет средств внебюджетных фондов [4].

В целях развития агропромышленного комплекса и совершенствования механизмов оказания государственной поддержки субъектам, осуществляющим деятельность в области агропромышленного производства, был издан Указ №347 от 17.07.2021 «О государственной аграрной политике» (далее - Указ 347) [2].

Указ 347 определяет существующую методику распределения расходов местных бюджетов на реализацию мероприятий в агропромышленном комплексе, которую использует Министерством финансов Республики Беларусь, и предполагает следующий порядок распределения денежных средств: 50% пропорционально площади сельскохозяйственных угодий с учетом кадастровой оценки земель и 50% пропорционально выручке от реализации сельскохозяйственной продукции с учетом неблагоприятных для производства сельскохозяйственной продукции районов ориентирован на повышение мотивации регионов на получение наибольшего дохода в виде выручки и наращивания интенсификации производства, в том числе и в неблагоприятных районах. Вместе с тем действующий механизм в недостаточной степени учитывает неблагоприятные условия ведения сельского хозяйства и социальный уровень жизни населения [2].

Необходимо отметить, что непосредственная поддержка неблагоприятных регионов в полной мере соответствует международной практике и означает возможность использования дополнительных мер поддержки, не запрещенных правилами Всемирной торговой организации

По результатам выполненных исследований выявленные следующие тенденции и закономерности:

1. Доля сельскохозяйственных земель, приходящаяся на районы неблагоприятные для производства сельскохозяйственной продукции по областям, существенно отличается (в Витебской и Гомельской областях эти земли составляют более 80% от общего размера сельскохозяйственных земель, а в других мене 50%).

2. В расчете на 1 га сельскохозяйственных земель в неблагоприятных районах размер выручки по областям существенно отличается (наименьшая выручка в

неблагоприятных районах Витебской и Минской областях, а наибольшая - Брестской и Гомельской).

3. Значимые отличия в отклонении (в разрезе областей) выручки полученной в благоприятных землях от неблагоприятных в расчете с 1 га (в Брестской, Могилевской и Гомельской отклонение не значительное, в Витебской и Минской более 190%).

4. Нагрузка на одного занятого сельскохозяйственного работника (по данным 2019 года) наибольшая в районах Могилевской (в 3 районах меньше 30 га/чел, в 14 -более 40 га/чел) и Витебской (в 5 районах меньше 30 га/чел, а в 7 более 40 га/чел) области, а наименьшая в Брестской (только в 2 районах больше 30 га/чел, в остальных значительно меньше) и Гродненской (в 10 регионах меньше 30 га/чел, в остальных 7 -30-40 га/чел) области.

Все это свидетельствует о необходимости применения поправочных критериев для методики распределения средств местных бюджетов, которые будут учитывать уровень не благоприятности условий ведения аграрного производства. Это связано с тем, что государственная поддержка сельского хозяйства в неблагоприятных районах играет ключевую роль при сохранении инфраструктуры, земельных ресурсов и уровня жизни населения (научными исследованиями доказано, что при высокой доле бюджетного финансирования в структуре расходов региона экономические системы способны к сравнительно быстрому восстановлению и развитию).

В настоящий момент в соответствии с Указом 347 база распределения в неблагоприятных районах в соответствующей области увеличивается на 10%. Что не позволяет в полной мере учесть особенности регионов и более эффективно спланировать распределения консолидированного бюджета между ними.

В связи, с чем предлагается использовать дифференцированный коэффициент увеличения базы распределения средств мясным бюджетам (выручки от реализации сельскохозяйственной продукции) в зависимости от менее или боле благоприятных условий осуществления сельскохозяйственного производства.

Порядок расчета дифференцированного коэффициента: I. Определяется годовая среднереспубликанская выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, относящимся к сельскому хозяйству в расчете на 1 га сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения (СВ) (формула 1).

СВ = В / П (1)

где, В - совокупная выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, относящимся к сельскому хозяйству в целом в республики в отчетном году, тыс.руб.;

П - площадь сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в целом по республике на 1 января года следующего за отчетным годом, га.

В 2019 году в соответствии с формулой (1) среднереспубликанская выручка составила 1,8 тыс. руб. в расчете на 1 га.

II. Для каждого района, вошедшего в перечень неблагоприятных, определяется выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, относящимся к сельскому хозяйству в расчете на 1 га земель сельскохозяйственного назначения (формула 2).

СВр^нб) = Вр^нб) / Пр^нб) (2)

где, СВр^нб) - выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, относящимся к сельскому хозяйству, полученная на 1 гектар сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в ьом районе, отнесенном к неблагоприятным, тыс. руб./га;

Вр^нб) - совокупная выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, относящимся к сельскому хозяйству в отчетном году в ьом районе, отнесенном к неблагоприятным, тыс. руб.;

25

Пр^нб) - площадь сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения на 1 января года следующего за отчетным годом в ьом районе, отнесенном к неблагоприятным, га.

III. Определяется дифференцированный коэффициент для ьго района (из

перечня неблагоприятных) исходя из объема выручки полученной на 1 гектар сельскохозяйственных земель в целом по республике и в неблагоприятных районах (формула 3).

Кт = СВ / СВр^нб) (3) где, Кт - дифференцированный коэффициент для ьго района отнесенного к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции.

Порядок применение дифференцированного коэффициента и расчета базы распределения:

I. Определяется откорректированная совокупная выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, относящимся к сельскому хозяйству в неблагоприятных районах j-ой области (сокращенно - ОВр^нб)]) согласно формуле (4).

ОВр^нб)] = Е (Вр^нб) х Кт) (4) Поправочный коэффициент к району применяется только в случае, если выручка на 1 га сельскохозяйственных земель в неблагоприятном районе ниже, чем выручка в среднем по республике (Таблица 1). Это позволит устранить не совершенствование действующей методики, где в ряде неблагоприятных районов производственные показатели выше, чем в районах, не попавших в перечень неблагоприятных. Это более объективный (справедливый) подход применения поправочного коэффициента.

II. Определяется совокупная выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, относящимся к сельскому хозяйству в благоприятных районах ]-ой области (сокращенно - Вр^бл)]) согласно формуле (5).

Вр^бл)] = Е Вр^бл) (5) где, Вр^бл) - совокупная выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, относящимся к сельскому хозяйству в отчетном году в ьом районе, отнесенном к благоприятным, тыс.руб.

I. Определяется откорректированная совокупная выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, относящимся к сельскому хозяйству по всем районам ]-ой области (сокращенно -ОВ]) согласно формуле (6).

ОВ] = ОВр^нб)] = Вр^бл)] (6) II. Определяется совокупная откорректированная выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, относящимся к сельскому хозяйству в целом по республике (сокращенно - ОВрб) согласно формуле (7).

ОВрб = ЕОВ] (7) III. Определяется доля откорректированной выручки с учетом дифференцированных коэффициентов для ]-ой области, которая служит базой для распределения расходов местных бюджетов (консолидированный бюджет областей) на реализацию мероприятий в агропромышленном комплексе (сокращенно - ДВ]) согласно формуле (8).

ДВ] = ОВ] / ОВрб (8)

Таблица 1. Перечень неблагоприятных районов, к которым следует применить дифференцированный коэффициент (по данным 2019 года)

Неблагоприятные районы, для которых применяется дифференцированный коэффициент (выручка в районе меньше чем в среднереспубликанская в расчете на 1 га сельскохозяйственных земель) Неблагоприятные районы, для которых не применяется дифференцированный коэффициент (выручка в районе больше чем в среднереспубликанская в расчете на 1 га сельскохозяйственных земель)

Область Перечень районов Значение дифференцир ованного коэффициент а Перечень районов Знач ение диф фере нцир ован ного коэф фиц иент а

Брестская Ганцевичский, Пинский 1,1 - 1,9 Ивановский, Лунинецкий, Столинский 0,70,9

Витебская Бешенковичский, Браславский, Глубокский, Городокский, Докшицкий, Лиозненский, Миорский, Полоцкий, Поставский, Россонский, Сенненский, Толочинский, Ушачский, Чашникский, Чашникский, Шумилинский. 1,3 - 5,5 Витебский 0,2

Гомельская Брагинский, Ветковский, Добрушский, Ельский, Житковичский, Калинковичский, Кормянский, Лельчицкий, Лоевский, Наровлянский, Октябрьский, Петриковский, Речицкий, Рогачевский, Светлогорский, Хойникский, 1,1 - 3,1 Буда-Кошелевский, Гомельский, Мозырский, 0,3 -0,7

Чечерский

Гродненская Дятловский, Ивьевский, Свислочский 1,5 - 2,1 х х

Минская Березинский, Вилейский, Воложинский, Крупский, Логойский, Мядельский, Стародорожский 1,2 - 3,5 х х

Могилевская Белыничский, Бобруйский, Быховский, Глусский, Дрибинский, Климовичский, Костюковичский, Краснопольский, Славгородский, Хотимский, Чаусский, Чериковский 1,8 - 5,2 Могилёвский, 0,4

Примечания: Неблагоприятные районы в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 2019 г. № 800 [3].

Таким образом, усовершенствованный методики распределения расходов местных бюджетов (консолидированный бюджет областей) на финансирование агропромышленного комплекса предусматривает следующий подход распределения:

50% - пропорционально площади сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения соответствующей области с учетом их кадастровой оценки на 1 января текущего года (в соответствии с существующей методикой).

50% - пропорционально выручке от реализации продукции, товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, относящимся к сельскому хозяйству, с учетом увеличения такой выручки на дифференцированный коэффициент в районах соответствующей области, которые отнесены к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции, за предыдущий календарный год (отличие от существующей методики заключается в замене увеличения выручки на 10% на увеличение ее на дифференцированный коэффициент).

Предложенный подход совершенствования методики распределения расходов местных бюджетов на финансирование агропромышленного комплекса Республики Беларусь, основанный на использовании дифференцированных коэффициентов, позволит перераспределить консолидированный бюджет по областям (увеличит долю расходов бюджета для Витебской, Гомельской, Могилевской области, и уменьшит -Брестской, Гродненской и Минской) в целях перераспределения поддержки в пользу неблагоприятных районов для производства сельскохозяйственной продукции, и повышения уровня жизни сельского населения в этих районах.

Список литературы

1. Шаренко А.Н. Влияние государственной поддержки на уровень просроченных обязательств сельскохозяйственной отрасли / А.Н. Шаренко // Экономические вопросы развития сельского хозяйства Беларуси, 2020. № 48 (48). С. 223-229.

2. О государственной аграрной политике. [Электронный ресурс]: Указ Президента Респ. Беларусь, 17 июля 2014 г. № 347: в ред. от 09.07.2020 № 262 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006-2021.

3. Об определении перечня районов, относящихся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции. [Электронный ресурс]: постановление Сов. М-в Респ. Беларусь, от 27 ноября 2019 г. № 800 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2006-2021.

4. Шаренко А.Н Рекомендации по совершенствованию мер поддержки сельского хозяйства в целях повышения его конкурентоспособности в условиях ЕАЭС и последующего вступления в ВТО / А.Н. Шаренко и др. // Научные принципы регулирования развития АПК: предложения и механизмы реализации, 2021. № 1. С. 54-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.