Научная статья на тему 'Совершенствование методики расчета ответственности за передачу некачественной продукции (услуг) между основными хозяйствами железнодорожного транспорта'

Совершенствование методики расчета ответственности за передачу некачественной продукции (услуг) между основными хозяйствами железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / RAIL TRANSPORT / РЕФОРМИРОВАНИЕ / REFORM / МЕТОДИКА / METHOD / КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ / PRODUCT QUALITY / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / QUALITY MANAGEMENT / ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / FINANCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Подгорнова Евгения Станиславовна

В результате реформы железнодорожного транспорта произошли значительные изменения в структуре управления отраслью. В то же время организация процесса перевозки грузов не претерпела значительных изменений. Отсутствие достаточной нормативной базы по регулированию отношений подразделений железнодорожного транспорта в новых условиях оказывает негативное влияние на общие результаты работы. Статья посвящена проблеме взаимодействия подразделений с позиций качества продукции (услуг). Автором рассматриваются виды документов, регламентирующих взаимодействие подразделений. Отмечается отсутствие документов, содержащих пункты об ответственности подразделений-поставщиков за низкое качество продукции, и утвержденной методики расчета ответственности в стоимостном выражении. На основе проведенного анализа хозяйственных взаимосвязей между подразделениями, а также ранее предложенной методики расчета ответственности между основными производственными подразделениями вносятся предложения по совершенствованию методики. Методика дополняется формулами расчета ответственности по ряду подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Подгорнова Евгения Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELABORATION OF THE METHOD FOR CALCULATING FINANCIAL RESPONSIBILITY FOR LOW QUALITY OF PRODUCTS (SERVICES) BETWEEN MAIN DIVISIONS OF RAIL TRANSPORT

During the reform of rail transport the structure of industry's management has been significantly changed. Withal, organization of rail transportation had no important changes. Lack of sufficient regulatory base on controlling the relations of divisions of railway transport in new conditions has negative impact on the general results of work. The article is devoted to the problem of divisions' interactions on quality of products (services). The author considers types of the documents regulating interactions of divisions. Absence of the documents containing points on responsibility of inner suppliers for low quality of products and the approved method for financial responsibility calculating is noted. On the basis of the conducted research and the method of calculating responsibility between divisions, earlier offered, some suggestions are made. The method is supplemented with formulas for calculating responsibility for a number of divisions.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики расчета ответственности за передачу некачественной продукции (услуг) между основными хозяйствами железнодорожного транспорта»

УДК 621.879 Подгорнова Евгения Станиславовна,

аспирант кафедры «Экономика и управление на железнодорожном транспорте», Иркутский государственный университет путей сообщения, тел. 89834007630, e-mail: e.podgornova@gmail.com

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПЕРЕДАЧУ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ (УСЛУГ) МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ ХОЗЯЙСТВАМИ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

E. S. Podgornova

ELABORATION OF THE METHOD FOR CALCULATING FINANCIAL RESPONSIBILITY FOR LOW QUALITY OF PRODUCTS (SERVICES) BETWEEN MAIN DIVISIONS

OF RAIL TRANSPORT

Аннотация. В результате реформы железнодорожного транспорта произошли значительные изменения в структуре управления отраслью. В то же время организация процесса перевозки грузов не претерпела значительных изменений. Отсутствие достаточной нормативной базы по регулированию отношений подразделений железнодорожного транспорта в новых условиях оказывает негативное влияние на общие результаты работы.

Статья посвящена проблеме взаимодействия подразделений с позиций качества продукции (услуг). Автором рассматриваются виды документов, регламентирующих взаимодействие подразделений. Отмечается отсутствие документов, содержащих пункты об ответственности подразделений-поставщиков за низкое качество продукции, и утвержденной методики расчета ответственности в стоимостном выражении.

На основе проведенного анализа хозяйственных взаимосвязей между подразделениями, а также ранее предложенной методики расчета ответственности между основными производственными подразделениями вносятся предложения по совершенствованию методики. Методика дополняется формулами расчета ответственности по ряду подразделений.

Ключевые слова: железнодорожный транспорт, реформирование, методика, качество продукции, управление качеством, финансовая ответственность.

Abstract. During the reform of rail transport the structure of industry's management has been significantly changed. Withal, organization of rail transportation had no important changes. Lack of sufficient regulatory base on controlling the relations of divisions of railway transport in new conditions has negative impact on the general results of work.

The article is devoted to the problem of divisions' interactions on quality of products (services). The author considers types of the documents regulating interactions of divisions. Absence of the documents containing points on responsibility of inner suppliers for low quality of products and the approved method for financial responsibility calculating is noted.

On the basis of the conducted research and the method of calculating responsibility between divisions, earlier offered, some suggestions are made. The method is supplemented with formulas for calculating responsibility for a number of divisions.

Keywords: rail transport, reform, method, product quality, quality management, financial responsibility.

Введение

Железнодорожная отрасль более десяти лет находится в процессе поэтапно реализуемой структурной реформы. Одной из целей реформирования является повышение качества предоставляемых услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития [5]. Однако, несмотря на то, что основополагающим элементом реформы является изменение структуры управления, до настоящего времени оно не завершено [4].

Изменение структуры управления

В сформировавшейся в ходе реформы структуре управления можно выделить два уровня: центральный и территориальный. В соответствии с Моделью управления по видам бизнеса, являющейся целевой для ОАО «РЖД», на центральном уровне происходит формирование бизнес-блоков по основным направлениям деятельности компании (пассажирские перевозки и сервис, грузовые перевозки и логистика, инфраструктура, международный инжиниринг и транспортное строительство, социальный блок).

На территориальном уровне предполагается снижение роли местных органов, однако, в силу широкой географии функционирования железных дорог России, не исключается их наличие. Напротив, на железные дороги, с 1 октября 2012 года преобразованные в региональные центры корпоративного управления (РЦКУ), возложен ряд обязанностей в области координации деятельности бизнес-единиц на определенной территории. Стоит отметить тот факт, что с момента образования перечень полномочий РЦКУ, его органов и должностных лиц в сфере регулирования отношений территориальных бизнес-единиц постепенно расширяется.

К элементам структуры управления подразделениями ОАО «РЖД» в границах РЦКУ в модели управления по видам бизнеса относятся подразделения дочерних и зависимых обществ, дирекции центрального подчинения филиалов ОАО «РЖД», структурные подразделения ОАО «РЖД» и его филиалов, дирекции дорожного подчинения, а также подразделения указанных единиц.

В реализации процесса перевозки грузов наиболее активное участие принимают дирекции центрального подчинения филиалов ОАО «РЖД», в том числе Дирекция инфраструктуры, Дирекция управления движением и Дирекция тяги [3].

При этом изменения в структуре управления процессом грузовых перевозок на территориальном уровне привели к тому, что железные дороги, ранее включавшие подразделения перечисленных дирекций, лишились полномочий по управлению их хозяйственной деятельностью. Так, корректировка планов по доходам и расходам бизнес-единиц службой экономики и финансов РЦКУ напрямую невозможна. Внесение предложений по корректировке планов подразделений ОАО «РЖД» на территории железной дороги со стороны РЦКУ возможно на заседании бюджетного комитета.

Таким образом, каждая дирекция оказалась заинтересованной в выполнении исключительно собственных целевых параметров и не несет ответственности за снижение качества продукции технологически связанных с ней подразделений в результате передачи некачественной продукции.

Вместе с тем хозяйственные связи, налаженные между подразделениями различных хозяйств железнодорожного транспорта на территории РЦКУ, остались практически неизменными.

Документы, регламентирующие хозяйственные взаимоотношения подразделений

Мерой, направленной на урегулирование данной проблемы, явилось подписание между дирекциями регламентов взаимодействия [7]. Также в IV квартале 2012 года началась разработка внутреннего перечня продуктов (услуг) ОАО «РЖД» [1]. Кроме того, в ОАО «РЖД» осуществляется переход на единую систему формирования и контроля исполнения работ филиалами (дирекциями) на основе соглашений и наряд-заказов.

Таким образом, регламент взаимодействия является основой взаимодействия дирекций и устанавливает порядок и технологию работ, ежегодные соглашения и наряд-заказы - объемные и стоимостные параметры в различных временных границах, в то время как акты сдачи-приемки выступают средством контроля исполнения обязательств по объему и цене. Контроль качества в существующей системе взаимодействия не предусмотрен. Подразделение - потребитель продукции (услуги) не имеет возможности для компенсации непроизводительных расходов, вызванных низким качеством продукции (услуги) подразделения-поставщика. Соответствующие формы документов также не разработаны.

Следовательно, на сегодняшний день у дирекций отсутствует возможность предъявления ответственности в стоимостном выражении к внутреннему поставщику продукции (услуги) низкого качества. Ни регламенты взаимодействия, ни соглашения не содержат пунктов, предусматривающих предъявление финансовых санкций. При этом ответственность за конечный результат работы дирекций - перевозку грузов - оказывается размытой и выражается в наложении дисциплинарных взысканий на руководителей подразделений, допустивших серьезные нарушения в работе.

Ввиду того, что в сдаче качественной продукции (услуги) смежным дирекциям должен быть заинтересован каждый работник подразделения, а также необходимости наделения дирекций полномочиями по предъявлению претензий внутренним поставщикам для компенсации потерь от несоответствий, требуется разработка методики определения ответственности внутренних поставщиков в стоимостном выражении.

Методика расчета ответственности

Такая методика, основанная на применении единичных и укрупненных расходных ставок, была предложена Г.В. Силичевой и Н.С. Устиновым для расчета санкций за нарушения в работе между Дирекцией управления движением, Дирекцией тяги и основными службами Дирекции инфраструктуры (службой пути, службой автоматики и телемеханики, службой электрификации и электроснабжения и службой вагонного хозяйства) [6].

В процессе перевозок грузов также принимают участие ряд прочих подразделений, взаимосвязанных с перечисленными выше.

В развитие существующей методики автор предлагает следующее:

- включить в перечень дирекций, рассмотренных в методике, прочие, принимающие непосредственное участие в процессе грузовых перевозок;

- использовать в методике понятия поставщика и заказчика услуг (продукции).

Рассмотрим хозяйственные связи, в которых участвуют прочие подразделения.

Вагонная ремонтная компания (ВРК) является поставщиком услуги капитального ремонта вагонов для службы вагонного хозяйства (В). Возникновение ответственности вагонной ремонтной компании возможно в случае нарушения сроков выполнения ремонта вагонов либо при нарушении технологии выполнения ремонта вагона, вызвавшем увеличение времени обслуживания вагона службой вагонного хозяйства. Ответственность в данном случае может быть рассчитана по формуле 1 :

Информатика, вычислительная техника и управление

ш

ДЭ = Ev„ *

Z Nt

дХ Nt,

(1),

где Еs

К

- количество остановок поезда из-за

- укрупненная расходная ставка на

один поездо-час простоя, руб.; А^ N1 - поездо-часы простоя, ч.

С деятельностью вагонной службы также тесно связана Дирекция по управлению терминально-складским комплексом (ДМ), осуществляющая погрузо-разгрузочные работы, а также очистку, промывку и дезинфекцию вагонов и контейнеров. В результате нарушения Дирекцией по управлению терминально-складским комплексом норм времени на обработку вагонов, погрузку грузов, при некачественной очистке вагонов, некачественном закреплении грузов вагонная служба имеет право на предъявление претензии. Размер ответственности в стоимостном выражении также будет определен по формуле 1.

Оказание услуги ремонта локомотивов всех видов и технического обслуживания для Дирекции тяги (ДТ) ранее осуществляла Дирекция по ремонту тягового подвижного состава (ДРТ), с 1 июля 2014 года данные функции переданы в ООО «ТМХ-Сервис». Необходимо отметить, что несмотря на то, что ООО «ТМХ-Сервис» для ОАО «РЖД» будет являться сторонним поставщиком услуги, включение его в методику необходимо в связи с высокой значимостью результатов работы данного контрагента для качества грузовых перевозок. Кроме того, ООО «ТМХ-Сервис» нельзя считать в чистом виде сторонним поставщиком, так как ООО «ТМХ-Сервис» является подразделением ЗАО «Трансмашхолдинг», среди владельцев которого - ОАО «РЖД» [2]. В то же время в перечень дочерних и зависимых обществ, представленных на сайте ОАО «РЖД», ЗАО «Трансмаш-холдинг» не входит.

Ответственность перед Дирекцией тяги со стороны ООО «ТМХ-Сервис» может возникнуть в случаях:

- нарушения сроков капитального ремонта и технического обслуживания локомотивов (формула 1);

- несоблюдения технологии выполнения работ, вызвавшего остановку поезда.

Во втором случае помимо величины расходов, связанных с увеличением времени хода поезда, ООО «ТМХ-Сервис» необходимо будет компенсировать расходы на остановку поезда (формула 2):

АЭ = Е * К * N (2),

ост ост V /?

где Еост - укрупненная расходная ставка на остановку поезда, руб.;

отказов устройств, шт.;

N - количество остановленных поездов, шт.

Качество выполнения работ Дирекцией по ремонту пути (ДРП) напрямую влияет на возникновение необходимости в проведении внеплановых работ службой пути (П). При несоблюдении технологии выполнения ремонта пути, вызвавшем остановку поезда, ответственность Дирекции по ремонту пути будет определена по формулам 1 и 2.

Рассмотренные выше виды нарушений и формулы для расчета ответственности при выявлении соответствующих нарушений объединены в табл. 1. В соответствии с ранее данным предложением, в таблице также введены понятия заказчика и поставщика продукции (услуги).

Заключение

Усовершенствованная методика позволит:

- создать условия для предъявления ответственности в стоимостном выражении тем подразделениям ОАО «РЖД» в границах РЦКУ, которые допустили нарушения в процессе организации грузовых перевозок;

- определять величину ответственности в стоимостном выражении, предъявляемой к виновным подразделениям, с использованием утвержденных единичных и укрупненных расходных ставок, а также фактических данных программных комплексов, связанных с движением поездов;

- снизить непроизводительные расходы, вызванные низким качеством продукции (услуг) внутренних поставщиков;

- повысить мотивацию руководителей, коллективов и отдельных сотрудников подразделений в целях обеспечения нормативного качества выполнения работ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вьюгин И. Увязанные бюджеты. Новая модель расчетов между подразделениями снизит затраты на производственные нужды // Гудок. 2012. № 219. С. 4

2. О компании [Электронный ресурс] // Официальный сайт ЗАО «Трансмашхолдинг», 2004-2012. URL: http://www.tmholding.ru/ about_us/ (Дата доступа 20.10.2014).

3. Подгорнова Е.С. Формирование качества грузовых перевозок в условиях структурной реформы железнодорожной отрасли // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы третьей всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. 13-17 мая 2013 г., г. Иркутск. Иркутск, 2013. т. 2. с. 207-216

4. Президиум Правительства РФ рассмотрел ход структурной реформы железнодорожного транспорта России [Электронный ресурс] : официальный сайт ОАО «РЖД». URL: http://press.rzd.ru/news/ pub-

ИРКУТСКИМ государственный университет путей сообщения

Т а б л и ц а 1

Формулы для расчета величины ответственности в стоимостном выражении прочим внутренним

Заказчик Поставщик Вид нарушения Формула для расчета ответственности в стоимостном выражении

ДТ ООО «ТМХ-Сервис» нарушение сроков выполнения ремонта и технического обслуживания локомотивов АЭ = ЕТ Nt * АХ Nt

несоблюдение технологии выполнения ремонта, вызвавшее остановку поезда АЭ=ЕХ Nt * АХ Nt АЭ = Еост * Кост * N

В ВРК нарушение сроков выполнения ремонта вагонов АЭ=ЕХ Nt * АХ Nt

несоблюдение технологии выполнения ремонта, вызвавшее увеличение времени обслуживания вагона АЭ=ЕХ Nt * АХ Nt

В ДМ нарушение норм времени на обработку вагонов, погрузку грузов, некачественная очистка вагонов, некачественное закрепление грузов АЭ=ЕХ Nt * АХ Nt

П ДРП возникновение дефекта в результате несоблюдения технологии выполнения ремонта пути, вызвавшее остановку поезда АЭ=ЕХ ш * АХ Nt АЭ = Еост * Кост * N

lic/ru?STRUCTURE_ID=654&layer_id=4069&id=762 26. (Дата доступа 16.09.2014).

5. Программа структурной реформы на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс] : официальный сайт ОАО «РЖД» - URL: http://doc.rzd.ru/doc/public/ru?STRUCTURE_ID=704 &layer_id=5104&id=3996#5416. (Дата доступа 17.09.2014).

6. Силичева Г.В., Устинов Н.С. Подходы к созданию финансово-экономических взаимоотношений Дирекции управления движением с другими подразде-

лениями // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы второй межвуз. науч.-практ. конф. Т. 2. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2011. С. 172177.

7. Силичева Г.В. Подходы к управлению качеством перевозок в условиях реформирования отрасли // Совершенствование хозяйственного механизма управления транспортом в условиях его реформирования : сб. науч. тр. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2012. С. 122-127.

УДК 621.311: 621.331 Закарюкин Василий Пантелеймонович,

д. т. н., профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, e-mail: zakar49@mail.ru

Крюков Андрей Васильевич,

д. т. н., профессор, Иркутский государственный университет путей сообщения, e-mail: and_kryukov@mail.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ КРОСС-ТРАНСФОРМАТОРОВ В ФАЗНЫХ КООРДИНАТАХ

V. P. Zakaryukin, A V. Kryukov

MODELLING OF CROSS-TRANSFORMERS IN PHASE COORDINATES

Аннотация. Рассмотрены вопросы применения кросс-трансформаторных технологий в многоуровневых электрических сетях, питающих тяговые подстанции железных дорог переменного тока. Кросс-трансформаторы представляют собой фа-зосдвигающие устройства с фиксированным угловым сдвигом, выполненные на основе автотрансформатора с соединением обмоток в зигзаг. На основе решетчатых схем замещения из RLC-элементов предложены модели кросс-трансформаторов в фазных координатах. Модели реализованы в комплексе программ Fazonord.

Для оценки эффективности кросс-трансформаторных технологий проведено моделирование перспективной схемы электроснабжения одной из железных дорог Восточной Сибири, предполагающей ввод в действие воздушной линии электропередачи 500 кВ параллельно двухцепной ЛЭП 220 кВ. В схеме с кросс-трансформатором линия 220 кВ заметно разгружается как по потоку активной мощности - с 55 % до 31 % от суммарного потока, так и по току, который в схеме с кросс-трансформатором снижается на 29 %. Суммарные потери в анализируемых линиях 220 кВ и 500 кВ уменьшаются на 26 %, а в системе тягового электроснабжения заметно снижаются уравнительные токи.

Таким образом, на основе кросс-трансформаторной технологии может быть решена задача рационального распределения потоков мощности в многоуровневой сети, питающей тяговые подстанции электрифицированной железной дороги переменного тока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.