УДК 656.2
C.B. Бражникова, аспирант, ассистент кафедры экономики, финансов и управления на транспорте, 89515445944, [email protected]. (Россия, Москва, РОАТМИИТ)
КАЧЕСТВО ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ
КАК МЕХАНИЗМ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Предложен механизм экономически ориентированного взаимодействия структурных подразделений и хозяйств железнодорожного транспорта с целью обеспечения «гарантированного качества» транспортного производства.
Ключевые слова: функциональные процессы транспорта, постулаты TQM, «владелец процесса», управление качеством.
В осуществление любого бизнес-процесса транспортной компании вовлечены различные группы заинтересованных сторон. Ими могут быть потребители, персонал исполняющей организации, поставщики, представители государственных, общественных и коммерческих структур, собственники (акционеры, учредители). Достижение баланса интересов — сложная задача, но особенно важным в условиях конкуренции представляется полное и своевременное удовлетворение потребностей потребителей услуг железнодорожного транспорта. В этом случае транспортной компании следует четко представлять те требования, которые видятся значимыми для потребителя, а также провести параллели с необходимыми параметрами качества внутренних производственных процессов, позволяющими удовлетворить эти требования. Разрыв между достигнутыми показателями качества и требуемыми должен быть по возможности минимален во избежание обращения потенциального потребителя к конкурентам и утраты конкурентоспособности.
Особенностью основных функциональных (горизонтальных) процессов на транспорте является участие в одном и том же процессе различных подразделений и хозяйств. Этот факт определяет сложный механизм взаимодействия и определения критериев качества основных бизнес-процессов, а также адресной ответственности за выполнение качественных показателей транспортного процесса. Для обеспечения рационального использования имеющихся ресурсов и установления эффективных связей между подразделениями транспорта важно следовать одному из основных постулатов TQM, который декларирует, что производственные отношения между подразделениями, а также между персоналом организации должны рассматриваться и строиться как отношения потребителя и поставщика. В этом случае требуется идентификация «владельца процесса», т. е. того
подразделения (либо хозяйства), которое непосредственно осуществляет тот или иной производственный процесс в рамках соответствующего бизнес-процесса. «Владелец процесса» имеет полномочия, нормативную, трудовую и техническую базу для осуществления соответствующего производственного процесса, необходимые инструменты для управления им (изменения хода производственного процесса), несет ответственность за качество процесса не только перед конечным потребителем, но и перед «внутренними потребителями», т. е. смежными подразделениями (хозяйствами) на основе финансово-денежных потоков. Такой подход позволяет строить отношения на основе мотивированного стремления функциональных подразделений к максимально положительным результатам работы всей компании.
Существует функциональная взаимосвязь подразделений и хозяйств в рамках основных бизнес-процессов компании (таблица).
Идентификация «владельца процесса» по основным видам деятельности ОАО «РЖД»
Наименование бизнес-процесса Производственный процесс «Владелец процесса»
Грузовые перевозки Обслуживание поездов локомотивами и локомотивными бригадами. Дирекция тяги (локомотивное хозяйство).
Формирование поездов различных категорий. Дирекция управления движением (хозяйство перевозок).
Маневровая работа. Дирекция управления движением (хозяйство перевозок); Дирекция тяги.
Погрузка, выгрузка, сортировка грузов. Дирекция по управлению терминально-складским комплексом.
Ремонт подвижного состава. Дочерние общества по ремонту вагонов; Дирекция по ремонту локомотивов.
Текущее содержание и ремонт устройств инфраструктуры (пути, искусственных сооружений, средств автоматики и телемеханики, средств электрификации и электроснабжения). Дирекция инфраструктуры (путевое хозяйство, хозяйство автоматики и телемеханики, хозяйство электроснабжения).
Обработка поездной информации и оформление перевозочной документации. Региональный центр связи.
Предоставление услуг инфраструктуры Текущее содержание и ремонт пути, искусственных сооружений. Дирекция инфраструктуры.
Текущее содержание и ремонт
средств автоматики и телеме-
249
ханики.
Текущее содержание и ремонт средств электрификации и электроснабжения.
Предоставление услуг локомотивной тяги Обслуживание локомотивами поездного движения. Дирекция тяги (локомотивное хозяйство).
Маневровая работа локомотивов. Дирекция тяги (локомотивное хозяйство).
Ремонт и текущее обслуживание локомотивов. Дочерние зависимые общества по ремонту тягового подвижного состава; Дирекция по ремонту локомотивов.
Пассажирские перевозки в дальнем следовании Обслуживание локомотивами пассажирских поездов. Дирекция тяги.
Формирование пассажирских поездов. Федеральная пассажирская компания.
Перевозка и обслуживание пассажиров. Федеральная пассажирская компания; Дирекция железнодорожных вокзалов.
Текущее содержание и ремонт устройств инфраструктуры (пути, искусственных сооружений, средств автоматики и телемеханики, средств электрификации и электроснабжения). Дирекция инфраструктуры (путевое хозяйство, хозяйство автоматики и телемеханики, хозяйство электроснабжения).
Ремонт подвижного состава Дочерние зависимые общества по ремонту подвижного состава; Федеральная пассажирская компания.
Обработка и оформление поездной документации, информации. Региональные центры связи, ФПК.
Пассажирские перевозки в пригородном сообщении Перевозка и обслуживание пассажиров в пригородном сообщении. Дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении или акционерные общества в области пригородных пассажирских перевозок.
Текущее содержание и ремонт устройств инфраструктуры (пути, искусственных сооружений, средств автоматики и телемеханики, средств электрификации и электроснабжения). Дирекция инфраструктуры (путевое хозяйство, хозяйство автоматики и телемеханики, хозяйство электроснабжения).
Ремонт подвижного состава. Дочерние зависимые общества по ремонту подвижного состава;
Дирекция по обслуживанию пас-^^^ сажиров в пригородном сообще-
НИИ.
Обработка и оформление поездной документации, информации. Региональные центры связи.
Как следствие такой тесной взаимосвязи различных подразделений транспорта в производственных процессах любое транспортное событие (происшествие) накладывает отпечаток на нормальное функционирование нескольких подразделений. Так, например, событие (происшествие), произошедшее по вине подразделения хозяйства автоматики и телемеханики, может отразиться на работе не только Дирекции инфраструктуры в части других хозяйств, но и ряда других подразделений: Дирекции управления движением, Дирекции тяги. Вполне возможно, что для устранения последствий потребуется задействовать Дирекцию по ремонту локомотивов и Дирекцию по ремонту вагонов. Таким образом, непроизводительные расходы возникают не только у виновника, допустившего нарушение, но и у смежных подразделений.
Следующий немаловажный принцип TQM — «весь без исключения персонал должен участвовать в управлении качеством». Реализация данного подхода позволит активизировать мотивационную составляющую трудовых коллективов подразделений хозяйств в повышении качества транспортного производства в целом. Действительно, достижение высоких результатов в ведении бизнеса, обеспечение высокого качества процессов представляется трудным без высококвалифицированного и профессионально грамотного персонала. Поэтому важным моментом является подготовка и развитие кадрового потенциала Компании. Развитие системы качества предполагает активное вовлечение всех работников ОАО «РЖД» в работу по обеспечению безопасности движения. Качество призвано стать фундаментом корпоративной культуры в Компании. Повышение заинтересованности работников в результатах своего труда — одно из направлений эффективного управления трудовым потенциалом железнодорожной отрасли. Мотивация персонала к качественному труду и участию в процессах непрерывного повышения качества перевозочного процесса есть реализация одного из принципов TQM в железнодорожной отрасли. Предлагается организовать труд таким образом, чтобы интересы работника (личный карьерный рост, достойный уровень заработной платы, наличие социальных гарантий) имели тесную взаимосвязь с вкладом каждого конкретного работника в достижение общекорпоративных интересов. В рамках этого формирование мотивационного фонда — действенный рычаг экономического взаимодействия подразделений различного уровня.
В 2010 г. в компании были разработаны единые принципиально новые подходы к системе премирования работников за основные результаты деятельности, позволяющие в наибольшей степени объединить интересы
компании и потребности работников. Основная задача новой системы премирования с учетом трехуровневого подхода — вовлечение каждого работника в решение корпоративных задач путем создания механизмов материальной заинтересованности и ответственности всех работников. Размер премии каждого поставлен в зависимость как от общих результатов деятельности филиала, структурного подразделения, так и от его индивидуальной работы. В новой системе реализуется единый, но гибкий подход в организации премирования рядовых работников филиалов с правом филиалов самостоятельно определять показатели в зависимости от приоритетности задач производственно-хозяйственной деятельности в конкретный период [1].
При реализации такого подхода прямо прослеживается взаимосвязь результатов труда с качеством работы подразделений транспорта, т. е. качественные трудовые процессы способствуют формированию качественных характеристик работы всей компании.
Исходя из изложенного выше, в работе внутренних звеньев компании для обеспечения «гарантированного качества» транспортного производства желательно соблюдение следующих принципов:
- постоянное обеспечение качества внутренних производственных процессов;
- вовлеченность всех звеньев транспортной компании в процесс обеспечения «гарантированного уровня качества»;
- организация взаимоотношений подразделений и хозяйств как отношений потребителя и поставщика;
- мотивация персонала к результатам труда;
- осуществление контроля за уровнем качества транспортных производственных процессов;
- анализ отклонений и своевременная диагностика проблем;
- распределение ответственности конкретных работников, подразделений и хозяйств за неудовлетворительный уровень качества горизонтальных процессов на основе их экономической оценки.
Библиографический список
1. Доклад вице-президента ОАО°«РЖД» Д.°С.°Шаханова // Железнодорожный транспорт. 2010. № 6.
2. Шкурина Л.В., Маскаева Е.А. Совершенствование экономических взаимоотношений участников перевозочного процесса // Экономика железных дорог. 2010. № 4. С. 44.
3. Ротачев А.Г. Система менеджмента качества, порядок создания и внедрения // Экономика железных дорог. 2010. № 12. С. 34.
S. V. Brazhnikova
Quality of production processes as a mechanism for economic cooperation between divisions on the railway transport
Economically oriented interaction mechanism for railway departments and enterprises in order to ensure "quality assured" transport production is proposed.
Keywords: functional processes of transport, TQM postulates, "process owner", quality management.
УДК [338. 45: 656.2]: 330.322.5
Е.В. Полякова, ведущий экономист финансовой службы Московской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», аспирант РОАТ МИИТ, (Россия, Москва)
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИРОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ
Посвящена вопросам экономической эффективности инвестирования на железнодорожном транспорте. Получили свое отражение результаты исследования условий развития инвестиционной деятельности в сфере железнодорожных перевозок; зарубежного опыта и российской практики построения систем анализа эффективности инвестиционной деятельности.
Ключевые слова: железнодорожный транспорт, железнодорожные перевозки, стратегия развития железнодорожного транспорта ОАО «РЖД», скоростное движение, скоростные железнодорожные перевозки, инвестиции, инвестиционная деятельность, привлечение инвестиций, эффективность инвестиционной деятельности, управление инвестициями, инвестиционные проекты, методы оценки инвестиционного проекта, экономическая эффективность инвестиций, срок окупаемости.
Рост совокупного социально-экономического потенциала транспортного комплекса предполагает эффективное использование инструментов и механизмов инвестиционной деятельности.
Экономическая эффективность инвестирования на железнодорожном транспорте определяется внешними (политическая ситуация в стране, общеэкономическая ситуация, состояние финансового рынка, надежность контрагентов и др.) и внутренними (выбранная инвестиционная стратегия, обеспеченность инвестиционными ресурсами, квалификация кадров, существующая система управления и др.) факторами, определяющими возможности решения задач по повышению эффективности инвестиций, снижению рисков и т. д. Причем в каждом конкретном случае система управления инвестициями должна учитывать способность транспортной компании реализовать имеющийся экономический потенциал.