Научная статья на тему 'Формирование критериев качества транспортных производственных процессов при реализации грузовых перевозок'

Формирование критериев качества транспортных производственных процессов при реализации грузовых перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
698
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / БИЗНЕСПРОЦЕСС / ПРОСТОЕ / СЛОЖНОЕ / ИНТЕГРАЛЬНОЕ КАЧЕСТВО / TRANSPORT PRODUCTION / BUSINESS PROCESS / IDLE TIME / COMPLEX / INTEGRATED QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бражникова C. B.

Рассмотрен экономический механизм в управлении качеством транспортного производства, проведена формализация параметров качества транспортных производственных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бражникова C. B.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming criteria for the quality of transport production process implementation of freight transportation

An economic mechanism in the management of vehicle production quality is considered, carried out the formalization of quality parameters in business processes on the railway transport

Текст научной работы на тему «Формирование критериев качества транспортных производственных процессов при реализации грузовых перевозок»

подразумевается максимально возможная сумма налоговых поступлений на данной территории за определенный промежуток времени, исчисленных в условиях действующего законодательства [1]).

Библиографический список

1. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение. М.: Юнити, 2007.

655 с.

2. Медведев Д.А. Выступление на V Красноярском экономическом форуме, 15.02.2008 г.

3. Паскачев А.Б., Кашин В.А., Бобоев М.Р. Большой толковый словарь налоговых терминов и норм. М.: Гелиос АРВ, 2002. 775 с.

4. Сердюков А.Э., Вылкова Е.С., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение. СПб.: Питер, 2005. 752 с.

5.N.Alekhin

Tax system in modern conditions of Russia

Development of concept of tax system is considered, proved, that to the primary goal facing to tax bodies of Russia, increase of adaptibility in relation to categories of tax bearers, which participation in tax process essentially variously now is.

Key words: taxes and tax collections, the budget, legal base, tax administration, tax system, tax revenues.

УДК 656.2

C.B. Бражникова, аспирант, 8-951-544-59-44, svetanet80@rambler.ru, (Россия, Москва, РОАТ МИИТ)

ФОРМИРОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРОЦЕССОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК

Рассмотрен экономический механизм в управлении качеством транспортного производства, проведена формализация параметров качества транспортных производственных процессов.

Ключевые слова: транспортный производственный процесс, бизнес-процесс, простое, сложное, интегральное качество.

Качество — одно из сложных экономических, технических, социально-политических и философских категорий. Понятие «качество» многообразно и более полная смысловая наполняемость данного термина

зависит от того, к какой категории оно отнесено: продукции, услуге, информации, процессу, обучению, управлению или жизни в целом.

Экономическая основа качества заложена в потребительной стоимости товара. Качество характеризует степень той потребительной стоимости товаров, работ или услуг, которая может удовлетворить общественные потребности.

Актуальным моментом совершенствования экономического механизма управления транспортным производством является развитие теоретических основ изменения качества и методологии управления качеством транспортного производства, которое включает

эксплуатационную работу в грузовом и пассажирском движении, транспортную продукцию — перевозку грузов и пассажиров, транспортное обслуживание грузовладельцев и населения, транспортное обеспечение производства, населения страны и ее регионов. Развитие и согласование в условиях рыночной экономики взаимоувязанных функций и методов управления качеством транспортного производства должно быть направлено на выявление и использование резервов улучшения качества и повышения эффективности транспортного производства (соотношение результата и затраченных ресурсов), разработку методов экономической оценки и стимулирования (мотивации) повышения качества транспортного производства.

Транспортное производство заключается в осуществлении транспортных производственных процессов, от качества которых, по сути, зависят характеристики результата данного производства — транспортной продукции, т. е. законченной перевозки грузов или пассажиров. Особенностью основных функциональных (горизонтальных) процессов на транспорте является участие в одном и том же процессе различных подразделений и хозяйств. Этот факт определяет сложный механизм взаимодействия и определения критериев качества основных бизнес-процессов, а также адресной ответственности за выполнение качественных показателей транспортного процесса. Для обеспечения рационального использования имеющихся ресурсов, установления эффективных связей между подразделениями транспорта важно следовать одному из основных постулатов TQM (Total management quality — система всеобщего управления качеством), который декларирует, что производственные отношения между подразделениями, а также между персоналом организации должны рассматриваться и строиться как отношения потребителя и поставщика; весь без исключения персонал должен участвовать в управлении качеством. Реализация данного подхода позволит активизировать мотивационную составляющую трудовых коллективов подразделений хозяйств в повышении качества транспортного производства в целом.

Другая особенность транспортного производства состоит в следующем: каждый из регламентированных бизнес-процессов,

выделенных постановлением Правительства № 871 от 29 декабря 2004 г. «О формировании отчетности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по видам деятельности в ОАО "РЖД"» для железнодорожного транспорта, может включать в себя несколько производственных процессов. Поэтому именно параметры качества производственных процессов, образующих соответствующий вид деятельности, определяют совокупность качественных характеристик конкретного бизнес-процесса.

При определении критериев качества продукции либо процесса следует учитывать количество характеризуемых свойств качества. Согласно этому критерию показатели качества классифицируют как простые или единичные, сложные (комплексные) и интегральные.

Простые (единичные) показатели качества выражают какое-либо одно свойство продукции, услуги, процесса при условном абстрагировании от других свойств.

Сложные (комплексные) показатели можно получить сведением воедино простых показателей качества с помощью коэффициентов, учитывающих удельный вес конкретного простого показателя, либо с помощью математической зависимости. Д. э. н. профессор В.Л. Белозеров отмечает следующее: «Сложные показатели характеризуют

потребительную стоимость продукции или процесса при условном абстрагировании от стоимостных показателей, выражающих затраты на производство и потребление продукции или выполнение работы. Например, для характеристики качества работы подвижного состава используют обобщающие натуральные показатели — производительность вагона и производительность локомотива, в которых находят отражение свои натуральные показатели простого качества: нагрузки вагонов, среднесуточные пробеги и коэффициенты порожнего пробега, масса поезда, среднесуточные пробеги локомотивов и коэффициенты их вспомогательного пробега. Для характеристики качества транспортной продукции (перевозок) может быть использована система таких натуральных показателей, как время или скорость доставки грузов, уровень их сохранности, степень бесперебойности (регулярности), равномерности или ритмичности, экологичности перевозок, надежности технических средств и др.» [4]

Интегральные показатели качества определяются отношением потребительной стоимости продукции, работы (процесса) к стоимости затрат на ее производство (на осуществление процесса) и потребление. В знаменателе этого отношения может быть себестоимость, фондоемкость, материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость и т. п. Показатели интегральной группы качества учитывают всю совокупность технических,

эксплуатационных и стоимостных характеристик и в наибольшей степени обладают объективными свойствами, определяющими уровень качества явления.

Учитывая вышеперечисленные особенности, а также показатели простого, сложного и интегрального качества [4], рассмотрим более подробно один из основных бизнес-процессов на железнодорожном транспорте — грузовые перевозки.

В рамках бизнес-процесса «грузовые перевозки» можно выделить следующие производственные процессы, формирующие данный вид деятельности: обслуживание локомотивами поездов, формирование

поездов различных категорий, маневровая работа, проведение погрузо-разгрузочных работ, ремонт подвижного состава, текущее содержание и ремонт устройств инфраструктуры, обработка поездной информации и оформление перевозочной документации. Каждому производственному процессу соответствуют определенные показатели качества — простого, сложного, интегрального (таблица).

Квалиметрия качества открывает возможность экономической оценки данной категории и проведения факторного анализа параметров качества, влияющих на экономическую эффективность транспортного процесса. Поиск оптимального соотношения эффекта от повышения качества транспортной работы и затрат, которое находит свое отражение в интегральных показателях качества, позволит принимать верное в экономическом плане решение.

Отнесение качественных показателей реализации перевозочного процесса по хозяйствам позволит сформировать основанный на экономическом взаимодействии механизм адресной ответственности подразделений хозяйств за результаты своей работы, поднимет мотивационную составляющую трудовых коллективов подразделений транспорта. Для оценки эффективности работы соответствующих хозяйств необходимо применять принцип перехода количественных параметров, например количество отказов технических средств, в качественные, выраженные экономическими характеристиками качества, в данном случае — величиной экономического ущерба вследствие отказов технических средств.

Обеспечивая качество транспортных производственных процессов на соответствующем экономически обоснованном уровне, существует объективная возможность повысить эффективность основных бизнес-процессов компании, применить новые конкурентные преимущества на рынке перевозок.

Формирование показателей качества бизнес-процесса «грузовые перевозки»

Вид деятельности (вид бизнеса) Процесс, формирующий данный вид деятельности Показатели качества Ответственные подразделения транспорта

простые сложные интегральные

1 и Л со 1 Он ЁГ Обслуживание локомотивами поездов 1. Вес поезда брутто. 2. Среднесуточный пробег локомотива 3. Участковая и техническая скорости движения. 1. Оборот локомотива 2. Производительность локомотива Отношение эффекта, полученного вследствие улучшения простых или сложных показателей качества (увеличения веса поезда брутто, среднесуточного пробега локомотива, повышение участковой и технической скоростей, сокращение оборота локомотива, увеличение производительности локомотива), к затратам, связанным с згимулучшением. Дирекция тяги (локомотивное хозяйство). Дирекция управления движением (хозяйство перевозок).

Формирование поездов различных категорий Количество поездов своего формирования Количество поездов, сформированных в соответствии с ПТЭ и планом формирования. Условная доходность поезда. Дирекция управления движением (хозяйство перевозок).

Маневровая работа 1. Рабочий парк маневровых локомотивов. 2. Полезное время использования маневровых локомотивов. Производительность маневрового локомотива Отношение эффекта, полученного от увеличения производительности маневрового локомотива, к затратам, связанным с увеличением производительности маневрового локомотива Дирекция управления движением (хозяйство перевозок).

Погрузо- разгрузочные работы ¡.Количество погруженных, выгруженных и рассортированных тонн груза 2. Статическая нагрузка вагона Коэффициент сдвоенных операций. Отношение эффекта, полученного от увеличения статической нагрузки вагона, уплотненной погрузки грузов, к затратам, вызванным увеличением статической нагрузки или уплотненной погрузкой Дирекция терминально- складского хозяйства

Окончание

Вид деятельности (вид бизнеса) Процесс, формирующий данный вид деятельности Показатели качества Ответственные подразделения транспорта

простые сложные интегральные

Ремонт подвижного 1. Периодичность 1. Среднесуточный остаток Отношение эффекта ог использования Дочерние зависимые

состава проведения неисправных вагонов. исправного подвижного состава к общества по ремонгу

соответствующего 2. Процент неисправных трансфертной цене соответствующего вида подвижного состава

вида ремонта вагонов или локомотивов по ремонта Дирекция по ремонгу

2. Соблюдение норм виду ремонта локомотивов.

простоя подвижного Дирекция по ремонгу

составав вагонов.

соответствующем вцде

ремонта

Текущее содержание и ¡.Количество 1. Сводный показатель 1. Отношение эффекта ог повышения Дирекция

1 ремонт устройств неудовлетворительных балльности нфраструктуры= качества текущего содержания пути, инфраструктуры

Я инфраструктуры (пути, километров туги го Балльность пуги*Удельный искусственных сооружений, средств (путевое хозяйство,

& искусственных д анным вагона- вес показателя+Балльность автоматики и телемеханики, средств хозяйство

£ сооружений средств дефектоскопа сети энергоснабжения * электрификации и электроснабжения к автоматики и

СО £ автоматики и 2. Количество браков в Удельный вес показателя+ затратам на содержание и ремонт д анных телемеханику

£ Сн телемеханику средств работе и отказов Количество отказов устройств устройств. хозяйство

электрификации и технических средств ЖАТ * Уд. вес показателя. 2. Размер экономического ущерба от отказов электроснабжения).

электроснабжения). технических средств, браков в работе по

вине соответствующего хозяйства

Обработка поездной Количество единиц 1. Количество разьединений Отношение эффекта ог информатизации Региональный центр

информации и оформленной грузов и документов. процессов обработки документации и связи.

оформление документации, 2. Несвоевременность информации кзагратам на внедрение

перевозочной гигабайты поступления информации. информатизации.

документации. обработанной

информации.

Библиографический список

1. О формировании отчетности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» по видам деятельности в ОАО «РЖД»: Постановление Правительства № 871 от 29 декабря 2004 г.

2. Функциональная стратегия управления качеством в ОАО «РЖД»: от 15.01.2007 г. № 46р.

3. Шкурина Л.В., Маскаева Е.А. Управление качеством

эксплуатационной работы в условиях реализации антикризисных мер // Экономика железных дорог. 2009. № 6. С. 51-59.

4. Экономика железнодорожного транспорта: учеб. для вузов ж.-д. транспорта / Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков и др.; под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. М.: УМЦ ЖДТ, 2006.

5.V. Brazhnikova

Forming criteria for the quality of transport production process implementation of freight transportation

An economic mechanism in the management of vehicle production quality is considered, carried out the formalization of quality parameters in business processes on the railway transport.

Key words: transport production, business - process, idle time, complex, integrated

quality.

УДК 338.26

В.Д. Дудка, канд. техн. наук, проф., (4872) 56-84-36, admin@region.tula.ru, (Россия, Тула, Администрация Тульской области)

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДИНАМИКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрены основные аспекты, связанные с построением модели устойчивости технологической динамики экономического развития региона. Тульская область выбрана автором как объект исследования благодаря тому, что является индустриально развитым регионом, расположенным в Центральном федеральном округе.

Ключевые слова: экономика, модель, динамика, устойчивость, регион, развитие.

На основании методических подходов к оценке экономикотехнологической системы региона [1, 2] рассмотрим зависимость роста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.