Научная статья на тему 'Совершенствование методики проведения камеральных налоговых проверок по НДС в отношении субъектов малого и среднего бизнеса'

Совершенствование методики проведения камеральных налоговых проверок по НДС в отношении субъектов малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
555
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / TAX ADMINISTRATION / TAX CONTROL / DESK TAX AUDIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мурзина Е.А., Ванюхина А.М.

Статья посвящена проблемам налогообложения НДС субъектов малого и среднего бизнеса. Основное внимание уделено специфике проведения камеральных проверок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For enhancing the cameral tax audits of VAT against small and medium business

The article deals with the problems of VAT taxation of small and medium-sized businesses. The main attention is paid to the specifics of desk audits.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методики проведения камеральных налоговых проверок по НДС в отношении субъектов малого и среднего бизнеса»

Новый университет

Экономика и право 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

УДК 330

Е.А. Мурзина , А.М. Ванюхина

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПРОВЕДЕНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ПО НДС В ОТНОШЕНИИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА

Статья посвящена проблемам налогообложения НДС субъектов малого и среднего бизнеса. Основное внимание уделено специфике проведения камеральных проверок.

Ключевые слова: налоговое администрирование, налоговый контроль, камеральная налоговая проверка.

Наибольший интерес для всех уровней власти и бизнеса на сегодняшний день представляет совершенствование процедур проведения камеральных налоговых проверок.

В целях обеспечения соблюдения налогоплательщиками соблюдения законодательства о налогах и сборах налоговые органы осуществляют мероприятия налогового контроля. Усовершенствование существующих процедур налоговых проверок является основным фактором, способствующим повышению эффективности контрольной работы налоговых органов. Создание действенной системы налогового контроля влечёт за собой увеличение доходов бюджета без ущемления законных прав и интересов добросовестных налогоплательщиков. Признаками такой системы являются:

1) использование эффективных форм и методов налоговых проверок, основанных на установленном порядке их проведения, а также на прочной законодательной базе;

2) использование системы оценки работы налоговых инспекторов для рационального распределения нагрузки;

3) рациональная система отбора для проведения выездных проверок организаций.

В настоящее время проделана большая работа по совершенствованию системы налогового администрирования, в рамках которой были введены следующие положения:

1) упрощение процедур заполнения и подачи налоговых деклараций в налоговые органы;

2) введение системы сдачи налоговых деклараций в электронной форме;

3) использование Центров обработки данных для обработки налоговой отчётности;

4) развитие системы досудебного урегулирования налоговых споров;

5) внедрение форм и методов информационно-разъяснительной работы с налогоплательщиками;

6) введение с 1 января 2015 г. новой формы налоговой декларации по НДС, содержащей сведения из книги продаж и покупок. Данная форма декларации была введена с целью упрощения процедуры проведения камеральной проверки.

В связи с тем, что одним из наиболее сложных налогов является налог на добавленную стоимость, он вызывает большое количество проблем и вопросов, как при исчислении, так и при проведении налоговой проверки. Данная ситуация вызывает необходимость совершенствования как порядка исчисления НДС, так методики проведения камеральной проверки по НДС. Остановимся подробнее на втором вопросе. * *

© Мурзина Е.А., Ванюхина А.М., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.6

* Мурзина Елена Александровна - кандидат экономических наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет.

Ванюхина Алина Михайловна - студент, Поволжский государственный технологический университет.

30

New university

Economics & Law 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

Установленная методика проведения камеральных налоговых проверок по НДС, запрещающая истребование документов, не предусмотренных Налоговым кодексом РФ, при проведении проверок по НДС, в которых не заявлено возмещение налога из бюджета, облегчает порядок проведения таких проверок.

Изменение порядка проведения камеральных налоговых проверок по НДС, в которых заявлено право на возмещение налога из бюджета, напрямую связано с изменением принципов взимания самого налога, установленных Налоговым кодексом РФ.

Решение данного вопроса состоит в рациональном преодолении следующей проблемы: необходимо построение такого механизма исчисления и уплаты НДС, при котором государственный бюджет не теряет поступления денежных средств в связи с неправомерным возмещением налога из бюджета.

На наш взгляд, для решения указанной проблемы необходимо в ст. 31 НК РФ закрепить право налоговых органов «на продление срока камеральной налоговой проверки по НДС, в том случае если налогоплательщик заявил к возмещению из бюджета сумму налога свыше 1 млн. руб. и у налогового инспектора имеются сомнения, в том, что организация заявила право на возмещение налога незаконно». Продлевать срок камеральной проверки рекомендуется не более чем на 2 месяца. Таким образом, выходом из этой ситуации было бы установление увеличенных сроков проведения камеральной проверки при возмещении НДС.

В связи с тем, что организации пользуются все более новыми способами для возмещения НДС, таких как использование современной техники, позволяющей подделывать счета-фактуры и иные документы, ничем не отличающихся от оригиналов, создание «фирм-однодневок» и т. д., разграничить налогоплательщиков на добросовестных и недобросовестных на практике бывает очень сложно. Поэтому прежде чем приступить к проверке декларации налоговому инспектору необходимо провести детальный анализ схем «лжеэкспорта» с целью неправомерного возмещения из бюджета НДС, в том числе с истребованием у налогоплательщика оригиналов документов.

Для повышения качества, а соответственно и методики проведения камеральной налоговой проверки необходимо формирование единой государственной информационной базы данных, источниками которых является как внешние, так и внутренние источники. К внутренней информации относится информация о налогоплательщике, полученная работниками налоговых органов в процессе осуществления налогового контроля. К ней относятся:

1) информация, полученная при постановке налогоплательщика на налоговый учёт (учредительные документы, размер уставного капитала, наличие обособленных подразделений и т.д.);

2) информация, полученная при проведении камеральных проверок (налоговые декларации по налогам, бухгалтерская отчётность, документы, подтверждающие налоговые льготы и т.д.);

3) информация о проведённых ранее выездных налоговых проверках в отношении данного налогоплательщика;

4) информация о наличии недоимки, полноты расчётов с бюджетом, предоставленной рассрочки или рассрочки, возвратах из бюджета сумм налогов.

Внешняя информация включает информацию, полученную о налогоплательщике налоговыми органами от других государственных органов (контролирующих, правоохранительных), банков, нотариальных контор, органов государственного и местного самоуправления и иных источников. Данная информация, главным образом, содержит сведения о нарушении законодательства о налогах и сборах. В целях достижения эффективности работы налоговых органов необходимо развитие системы электронного обмена информацией с данными внешними источниками. Особое внимание необходимо уделить развитию системы обмена информацией с подразделениями Федерального казначейства, что в свою очередь приведёт к уменьшению сроков взыскания недоимки, позволит оперативно реагировать на нарушение сроков уплаты налогов налогоплательщиками. Поступление данной информации на бумажных носителях увеличивает трудоёмкость работы налоговых инспекторов. Необходимо также совершенствование системы электронного обмена информацией с налоговыми и таможенными органами иностранных госу-

31

Новый университет

Экономика и право 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

дарств. Данная мера влечёт за собой уменьшение возможности ухода от налогообложения недобросовестными налогоплательщиками при осуществления операций по экспорту товаров за границу.

Использование единой государственной информационной базы данных приведёт к повышению проведений мероприятий налогового контроля, а также уменьшению схем ухода налогоплательщиков от налогообложения в связи с тем, что использование данной системы повышает возможность обнаружения нарушения законодательства о налогах и сборах. Единая государственная информационная база данных должна отвечать следующим обязательным критериям, повышающим её эффективность:

1) обеспечение полноты и достоверности представляемой информации;

2) непрерывность обновления поступающей в налоговый орган информации;

3) обеспечение систематизации информации по заданным критериям с целью проведения сравнительного предпроверочного анализа с аналогичными налогоплательщиками.

Таким образом, создание эффективной единой государственной информационной базы данных приведёт к упрощению проведения процедуры камерального налогового контроля.

Камеральная налоговая проверка проводится с помощью АИС «Налог», которая позволяет осуществлять арифметическую проверку представленных деклараций. Данная система не предусматривает проведение углублённого анализа налоговых деклараций на основании имеющейся у налоговых органов информации. Для улучшения методики проведения налоговых проверок необходима разработка автоматизированной системы контрольных соотношений, позволяющей проверить соотношения и взаимоувязку налоговой и бухгалтерской отчётности, связь между показателями отчётных показателей налоговой отчётности, сопоставление отчётных показателей с показателями предыдущих отчётных периодов, оценить данные бухгалтерской отчётности и налоговых деклараций с точки зрения соответствия финансовохозяйственной деятельности налогоплательщика имеющейся у налогового органа информации.

Одним из направлений совершенствования администрирования НДС, а также методики проведения камеральных налоговых проверок, является введение обязательной электронной отчётности плательщиков НДС. С 1 января 2015 г. налогоплательщики в связи с утверждением новой формы декларации по НДС обязаны представлять их в налоговый орган электронно. На наш взгляд, в Налоговом Кодексе необходимо закрепить обязанность налогоплательщиков представлять и документы, истребуемые для подтверждения правомерности вычетов по НДС, в том числе первичные документы, только в электронном виде.

Это позволит свести человеческий фактор к минимуму, ограничится непосредственный контакт работников налоговых органов с налогоплательщиками, исключится возможность корректировки отчётности в нарушение законодательства о налогах и сборах.

Учитывая ограниченность срока камеральной проверки и инструментария для ее проведения, в Налоговом Кодексе с целью совершенствования методики проведения камеральной проверки целесообразно было бы конкретизировать вопросы, которые могут и должны проверяться при их проведении, а также закрепить исчерпывающий перечень документов, которые могут запросить налоговые органы при проведении проверки по НДС.

Для повышения качества проведения камеральных проверок, на наш взгляд, в НК РФ целесообразно было бы предусмотреть в НК РФ понятие «углублённая камеральная проверка» и установить основания для ее проведения, а также регламентировать процедуру проведения такой проверки. О ее проведении необходимо выноситься решение руководителя налоговой инспекции и с этим решением нужно ознакомить налогоплательщика.

Необходимо в статье 88 НК РФ закрепить правовые основы проведения мероприятий повторной камеральной налоговой проверки предприятий, которые допустили сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Повторной камеральной налоговой проверкой будет признаваться проверка налоговых деклараций, осуществляемая вышестоящими налоговыми органами в порядке контроля за нижестоящими налоговыми органами.

Пресечение злоупотреблений при возврате НДС достигается следующими методами:

1) формированием определённого списка критериев, означающих отказ в немедленном возмещении НДС и повышенные меры контроля со стороны налогового органа;

32

New university

Economics & Law 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

2) ужесточением проверок организаций, которые соответствуют какому-либо из нижеуказанных критериев. В "чёрный" список попадают:

а) организации, осуществляющие экспорт товаров в первый раз;

б) организации, замеченные в каких-либо нарушениях налогового законодательства;

в) организации, заявляющие право на возмещение налога в крупном размере.

г) организации, в отношении которых поступила информация о предполагаемом нарушении законодательства [1].

Несмотря на постоянные поправки, вносимые в законодательные акты, объем вопросов, касающихся НДС, не уменьшается.

Суть заключается в том, что методика взимания налога на добавленную стоимость предполагает исчисление налога, подлежащего уплате в бюджет, и налога, возмещаемого из бюджета. Это и предопределяет основную проблему в отношении НДС, которая выражается в необоснованном занижении налога к уплате в бюджет, в том числе и при помощи манипуляций с ценами на реализуемые товары (работы, услуги).

Для предотвращения данной ситуации необходимо провести ряд усовершенствований и улучшений общей системы налогообложения и в частности налога на добавленную стоимость.

В связи с этим можно было бы предусмотреть изменения налоговой базы по НДС с соответствующей отменой зачётной формы исчисления суммы налога, подлежащей взносу в бюджет. В этих целях предлагается использовать так называемый прямой метод, при котором налогом облагается та стоимость, которая была добавлена на конкретном этапе производства. В этом случае налоговой базой станет именно добавленная стоимость. Однако реализация данного предложения, на наш взгляд, имеет и свои недостатки:

Во-первых, в существенной мере усложнится администрирование налога на добавленную стоимость;

Во-вторых, увеличится объем учётной работы налогоплательщиков;

В-третьих, перед налогоплательщиком, реализующим товар, облагаемый по разным налоговым ставкам, может встать серьёзная проблема: как разделить добавленную стоимость на разные категории товаров? Такая же проблема возникнет и у организаций, реализующих произведенную продукцию как внутри страны, так и за пределы российской таможенной территории. Решение указанной проблемы конечно же можно найти, но необходимо учесть, что это существенным образом усложнит бухгалтерский и налоговый учёт.

Вместе с тем данного метода имеются и серьёзные преимущества против действующего. И самым главным из них является отмена зачёта и возврата сумм НДС, уплаченных поставщику, с ликвидацией огромных потерь федерального бюджета.

В настоящее время возникла необходимость применения корректировки налогового законодательства с целью повышения налогового администрирования НДС, а именно:

1) отменить норму законодательства, при которой плательщик имеет право при перечислении предоплаты в счёт предстоящих поставок товара принять налог на добавленную стоимость к вычету. Отмена данной нормы необходима в связи с применением налогоплательщиками схемы ухода от уплаты налога, заключающейся в получении налогового вычета без осуществления последующих поставок товара;

2) установить обязанность юридических лиц проверять своих контрагентов через ресурсы, представленные на сайте Управления федеральной налоговой службы. Например, сервис «Проверь себя и контрагента» позволяет узнать сведения о юридических лицах, внесённых в ЕГРЮЛ, сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, сообщения о ликвидации, реорганизации, уменьшении уставного капитала, сведения о недействующих лицах, юридических лицах, в состав которых входят дисквалифицированные лица и иные сведения;

3) исключить на законодательном уровне возможность регистрировать на 1 физическое лицо более 3 организаций. Кроме того, необходимо усилить контроль за физическими лицами, на чьё имя зарегистрированы два и более предприятия за счёт увеличения налоговых проверок. Данное предложение осуществляется за счёт проверки по базам данных ЕГРЮЛ, сколько организаций зарегистрировано на 1 физическое лицо;

33

Новый университет

Экономика и право 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

Проблема возмещения НДС из бюджета требует немедленного разрешения.

Наиболее рациональным способом решения данной проблемы является введение «НДС -счетов», на которые будут производиться зачисления полученных от покупателей суммы НДС. Предполагается, что денежные средства на данных счетах могут использоваться исключительно в целях уплаты поставщику, а также бюджету причитающейся суммы НДС. Сложность и повышение трудоемкости ведения бухгалтерского и налогового учета в связи с данным нововведением окупается положительным эффектом внедрения данного механизма, позволяющего осуществлять контроль за движением сумм налога на добавленную стоимость, что в свою очередь приведёт к уменьшению применения схем ухода от уплаты НДС с целью получения незаконного возмещения.

Введение механизма НДС-счетов приведёт к следующим последствиям:

1) сокращение срока возмещения НДС из бюджета в связи с тем, что сократится срок проверки обоснованности предъявленного права на возмещение. Данный механизм позволит ввести заявительный порядок возмещения налога для всех налогоплательщиков, в связи с облегчением ведения налогового контроля налоговыми органами. Ведение денежных операций по НДС на едином счёте с отражением их движения позволит отменить такую обеспечительную меру, как банковская гарантия;

2) введение механизма не требует изменения существующего порядка проведения мероприятий налогового контроля;

3) снижение возможности ухода от налогообложения и сокрытия денежных средств приводит к наличию возможности государства снизить ставку НДС, что в свою очередь приведёт к расширению производства отечественными товаропроизводителями и повышению конкурентоспособности продукции;

4) увеличение налоговых доходов бюджета за счёт снижения применения «серых» схем ухода от налогообложения недобросовестными налогоплательщиками.

Для повышения эффективности контроля за возмещением НДС необходимо закрепить в НК РФ право налоговых органов проводить мероприятия предварительного контроля, направленные на получение информации уже в тот момент, налогоплательщик готовится совершить экспортную операцию, поскольку срок камеральной проверки составляет всего три месяца с момента представления экспортёром в налоговый орган документов на возмещение налога для принятия решения по его возмещению. Для того чтобы собрать доказательства, подтверждающие неправомерность возмещения НДС, этого срока бывает недостаточно.

Немаловажным аспектом в процессе совершенствования форм и методов проведения камеральных налоговых проверок по НДС является развитие правосознания и добросовестного отношения налогоплательщиков к обязанности по уплате налогов. По итогам рассмотрения материалов налоговых органов в части проведения камеральных налоговых проверок прослеживается тенденция к уменьшению количества налоговых проверок по НДС, выявивших нарушения (в 2012 г. - 6,75%, в 2013 г. - 4,19%, в 2014 г. - 3,02%). Это говорит о положительном влиянии работы налоговых органов в части проведения различных мероприятий (семинаров, дней открытых дверей) по повышению правосознания граждан, а также проведения работ по разъяснению налогового законодательства, предоставлению консультационных услуг.

Достижение эффективной системы работы налоговых органов в целом, а также в части проведения камеральных налоговых проверок по НДС возможно только при реализации комплекса мероприятий, затрагивающего все элементы существующей в настоящее время налоговой системы. Совершенствование налогового законодательства, налогового правосознания налогоплательщика, внедрение современных информационных продуктов и систем в совокупности приведёт к созданию эффективной налоговой системы.

Библиографический список

[1] Шипилова А.В. Проблемы совершенствования законодательного механизма возмещения налога на добавленную стоимость / А.В. Шипилова // Международный бухгалтерский учет. - 2011. -№ 30.

34

New university

Economics & Law 2015. № 6 (52)

ISSN 2221-7347

[2] Шемякина М.С. Налогооблагаемые ресурсы как элемент архитектоники налогового потенциала // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2015. № 2 (48). С. 27-30.

[3] Шемякина М.С. Индикативное планирование в системе оценки налогового потенциала: построение «дерева целей» // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2014. № 9 (43). С. 19-21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[4] Блюменталь О.И., Шемякина М.С. Совершенствование системы налоговых вычетов и регулирование налоговой ставки как способы повышения эффективности налогового администрирования поступлений НДФЛ // Новый университет. Серия: Экономика и право. 2013. № 9 (31). С. 10-16.

[5] Шемякина М.С. К вопросу о факторах, влияющих на налоговый потенциал // Налоги и налогообложение. 2015. № 3. С. 196-206.

[6] Шемякина М.С. Оценка налогового потенциала в системе обеспечения налоговой безопасности региона // Национальная безопасность / nota bene. 2015. № 2. С. 304-311.

***

UDC 330

E.A. Murzina, A.M. Vanyuhina

FOR ENHANCING THE CAMERAL TAX AUDITS OF VAT AGAINST SMALL AND MEDIUM BUSINESS

The article deals with the problems of VAT taxation of small and medium-sized businesses. The main attention is paid to the specifics of desk audits.

Keywords: tax administration, tax control, a desk tax audit.

35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.