Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫМ СОСТЯЗАНИЯМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫМ СОСТЯЗАНИЯМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ / ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫМ СОСТЯЗАНИЯМ / ВОЕННЫЙ ВУЗ / ВОЕННО-УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР ПРИ УНИВЕРСИТЕТЕ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магин Владимир Алексеевич, Ярычев Насруди Увайсович

В статье предлагается эффективный, на взгляд авторов, путь совершенствования процесса подготовки обучающихся к военно-прикладным состязаниям. Соответствующая ему методика может быть реализована с использованием ресурсов современных военных вузов и военно-учебных центров, функционирующих при университетах. Перед началом её рассмотрения раскрываются основные особенности текущей стадии развития человеческого общества. На этом основании доказывается необходимость внесения изменений в содержание и методологию обучения студентов физической культуре, в т.ч. в ходе подготовки к военно-прикладным состязаниям. Далее демонстрируются наиболее характерные черты методики, разработанной авторами настоящей статьи. Приводятся положительные результаты её внедрения в соответствующий процесс, говорящие об определённой эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магин Владимир Алексеевич, Ярычев Насруди Увайсович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFECTION METHODS OF PREPARING STUDENTS FOR MILITARY-APPLIED COMPETITIONS IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

The article suggests an effective, in the authors' opinion, way to improve the process of preparing students for military-applied competitions. The corresponding methodology can be implemented using the resources of modern military universities and military training centers operating at universities. Before starting its consideration, the main features of the human society current development stage are revealed. On this basis, authors prove the necessity of making changes to the teaching physical culture content and methodology, including in preparation for military-applied competitions. Further, the most characteristic features of the methodology developed by the authors are demonstrated. The positive results of its implementation in the corresponding process are presented. They indicating a certain efficiency of such methodology.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫМ СОСТЯЗАНИЯМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

компетенции обучающихся по сравнению с результатами предварительного тестирования, так, было выявлено увеличение среднего показателя более, чем в два раза, что свидетельствует об эффективности применения ТИН.

Основными преимуществами применения ТИН является сведением к минимуму факторов, препятствующих развитию коммуникационной компетенции, таких как скованность, отсутствие идей, невысокая мотивация, боязнь страха, а также отсутствие у обучающихся инструментов, необходимых для успешной реализации поставленной задачи (функциональные экспоненты, лексические единицы, и т.д.). Тем не менее, необходимо отметить и определенные трудности в процессе имплементации ТИН, такие как существенное увеличение временного ресурса в процессе подготовки, тщательный отбор и обработка информации, детальная проработка постановки задачи.

Перманентная имплементация данной технологии в образовательный процесс позволит в значительной степени повысить как уровень знаний обучающихся, так и эффективность самого образовательного процесса, а также приблизит к достижению основной цели изучения иностранного языка - свободному владению всеми языковыми навыками. На взгляд автора, применение данной технологии необходимо внедрять во всех образовательных учреждениях, это позволит вывести уровень знания обучающихся на качественно новый уровень, улучшит результаты обучающихся при сдаче как государственных выпускных экзаменов, так и при получении международных сертификатов, подтверждающих наличие определенного уровня владения языком.

Литература:

1. Банарцева, А.Ф. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку / А.Ф. Банарцева // Вестник Самарского государственного технического университета. Психолого-педагогические науки. - 2017. - №1. - С. 22-27

2. Соловова, Е.Н. Методика изучения иностранного языка. Базовый курс лекций. 3-е издание / Е.Н. Соловова. -Москва, Просвещение, 2005.

3. Cambridge English Language Assessment (2017 a/b). Young Learners English tests, Volumes 1 and 2. - Cambridge, UK: University of Cambridge.

4. Common European Framework of Reference for Languages (CEFR). Council of Europe. -https://www.coe.int/en/web/common-european-framework-reference-languages

5. Harmer, J. How to teach English: An introduction to the practice of English language teaching / J. Harmer. - Harlow, UK: Longman, 1998. ISBN-13: 978-1405853095

6. Kayi, H. Teaching Speaking: Activities to promote speaking in a second language / H. Kayi // The Internet TESL Journal. -Vol. XII, No. 11, November 2006. - http://iteslj.org/Techniques/Kayi-TeachingSpeaking.html [last accessed 05.09.20221

7. Neu, H. Parle-moi un peu! Information gap activities for beginning French classes / H. Neu, T. Reeser. - World languages, 1st edition, 1997. - ISBN 9780838457115

8. Newton, J. Teaching ESL/EFL: Listening and Speaking / J. Newton // I.S.P. Nation Routledge. - Taylor and Francis, 2011. - ISBN 9780367195533

9. Richards, J.C. Communicative language teaching today / J.C. Richards. - Cambridge University Press, 2016. - ISBN-13 978-0-521-92512-9

10. Ur, P. A course in Language Teaching: Practice and Theory / P. Ur. - Cambridge university press, 1996. - ISBN 9783125332027

11. Weir, C. Understanding and developing language tests / C. Weir. - US, New York, Prentice, 1993. - ISBN 9780139475320

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой образовательных технологий физической культуры и спорта Магин Владимир Алексеевич ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); доктор педагогических наук, доктор филологических наук, профессор, проректор по учебной работе Ярычев Насруди Увайсович

ФГБОУ «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВОЕННО-ПРИКЛАДНЫМ СОСТЯЗАНИЯМ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Аннотация. В статье предлагается эффективный, на взгляд авторов, путь совершенствования процесса подготовки обучающихся к военно-прикладным состязаниям. Соответствующая ему методика может быть реализована с использованием ресурсов современных военных вузов и военно-учебных центров, функционирующих при университетах. Перед началом её рассмотрения раскрываются основные особенности текущей стадии развития человеческого общества. На этом основании доказывается необходимость внесения изменений в содержание и методологию обучения студентов физической культуре, в т.ч. в ходе подготовки к военно-прикладным состязаниям. Далее демонстрируются наиболее характерные черты методики, разработанной авторами настоящей статьи. Приводятся положительные результаты её внедрения в соответствующий процесс, говорящие об определённой эффективности.

Ключевые слова: военно-прикладные состязания, подготовка учащихся к военно-прикладным состязаниям, военный вуз, военно-учебный центр при университете, студент, преподаватель.

Annotation. The article suggests an effective, in the authors' opinion, way to improve the process of preparing students for military-applied competitions. The corresponding methodology can be implemented using the resources of modern military universities and military training centers operating at universities. Before starting its consideration, the main features of the human society current development stage are revealed. On this basis, authors prove the necessity of making changes to the teaching physical culture content and methodology, including in preparation for military-applied competitions. Further, the most characteristic features of the methodology developed by the authors are demonstrated. The positive results of its implementation in the corresponding process are presented. They indicating a certain efficiency of such methodology.

Key words: military-applied competitions, preparation of students for military-applied competitions, military university, military training center at the university, student, teacher.

Введение. Современный период истории человеческого общества, в т.ч. на территории РФ, характеризуется динамичным и разноплановым развитием сложных отношений социокультурного взаимодействия. В полной мере сказанное относится к области образования [2-3; 6; 11; 15]. В новых условиях стратегической задачей образовательного процесса

является не только профессиональное обучение представителей молодежи, но и развитие у них личностных качеств и компетенций [1; 9-10; 14; 18].

В частности, освоение студентами академической дисциплины «Физическая культура» должно способствовать целостному развитию у них культуры личности. Как обязательная составная часть профессиональной подготовки молодежи на протяжении всего периода обучения, она нацелена на формирование у обучающихся общечеловеческих потребностей и ценностей [4; 8; 13; 16]. К таковым относятся:

- осознанная потребность в ведении здорового образа жизни и физическом самосовершенствовании;

- психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям, могущим возникнуть в условиях современного общества с его непредсказуемой динамикой;

- система нравственно-волевых и эстетических качеств, необходимых конкурентноспособному члену общества будущего [1; 8-9; 11; 15].

Далее, в пространстве военно-учебных заведений и военно-учебных центров, функционирующих при университетах, физическая культура является одним из ключевых слагаемых процесса учебно-боевой деятельности. При этом содержание физподготовки ориентировано на успешное решение обучающимися учебных, а в дальнейшем и боевых задач [2; 6; 9-10]. По этой причине в неё входят специальные физические упражнения, технические и тактические приемы [3, С. 60]. Объективная оценка результатов физической подготовки может осуществляться в самых различных формах. Одной из них является соревновательная [2; 11].

В виду вышеизложенного становится понятной ситуация, при которой на современном этапе развития отечественной системы образования необходимо совершенствование процесса формирования у обучающихся системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выступления на военно-прикладных состязаниях. Один из возможных путей реализации возможностей, существующих для этого в пространстве российских вузов, продемонстрирован в данной статье.

Изложение основного материала статьи. В апробации разработанной нами инновационной методики подготовки обучающихся к военно-прикладным состязаниям приняли участие лица, обучающиеся в Военном учебном центре г. Ставрополя. Их количество составило 22 чел., возраст - 19-22 лет. Было проведено ранжирование участников эксперимента на экспериментальную и контрольную группы. Численность каждой группы - 11 чел., включая 9 основных и 2 запасных. Их члены прошли курс подготовки к участию в военно-прикладных состязаниях [5; 17-18].

За основу методики подготовки членов как контрольной, так и экспериментальной групп к военно-прикладным состязаниям было взято выполнение различных физических упражнений.

Например, подготовка к преодолению дистанции в 3000 м. выглядела следующим образом (Табл. 1).

Таблица 1

Структура подготовки участников эксперимента к преодолению дистанции в 3000 м.

Контрольная группа Экспериментальная группа

Общеразвивающие упражнения. Ускорения на 30 м. и 10 м., а также на 100 м. по 5-7 повторений до полного восстановления.

Кроссовая подготовка умеренной интенсивности от 30 до 40 минут [3; 7-8]. Челночный бег 10 по 10 м.

Кроссовая подготовка с изменением скорости движения «Фартлек». Специальные упражнения на совершенствование техники бега [11-12; 16].

Далее, упражнения, проводимые в целях подготовки обучающихся к сдаче норматива на 100 м., также определённым образом различались (Табл. 2). Таблица 2 Особенности процесса подготовки экспериментальной и контрольной групп к сдаче норматива на 100 м.

Контрольная группа Экспериментальная группа

Соревновательные забеги на 100 м. Ускорения на короткие отрезки (10-50 м.) из различных исходных положений и по неожиданному сигналу.

Общеразвивающие упражнения и беговые упражнения. Серии прыжковых упражнений.

Челночный бег 10 по 10 м. Игровые упражнения на развитие скорости и быстроту реакции [7; 12; 16].

В целях эффективной подготовки обучающихся экспериментальной группы к скоростному прохождению полосы препятствий была разработана тренировочная программа. Её основу составил комплекс упражнений, регулируемый в зависимости от степени подготовленности обучающихся [12; 17]. В рамках данного сегмента подготовки к военно-прикладным состязаниям занятия состояло из трех частей.

В первую, подготовительную входила суставная разминка, выполнение общеразвивающих упражнений, а также бег в умеренном и комфортном темпе.

Следующая, основная часть, включала рассказ и показ правил преодоления препятствий для наиболее эффективного и быстрого их прохождения в дальнейшем. Эта часть также включала выполнение комплекса упражнений. В последний входили:

- приседания;

- бег в среднем темпе на дистанцию 100 м.;

- подтягивания с выходом на прямые руки в верхней точке;

- подъём ног из виса на высокой перекладине [2-3; 7].

Далее в зависимости от степени адаптации, добавлялись повторения упражнений в сочетании с бегом и метанием учебных гранат массой 600 г. Между упражнениями был предусмотрен отдых по самочувствию.

В заключительной части проводились:

- анализ прохождения препятствий;

- количество попаданий гранатами в указанный коридор (траншею) [12-13].

После этого проводились упражнения на расслабление и проверка самочувствия.

На рассматриваемых занятиях упражнения подбирались по принципу развития основных физических качеств: силы, ловкости и выносливости, необходимых для быстрого и рационального преодоления полосы препятствий.

Теперь представим результаты контрольных нормативов, отражающие уровень физической подготовленности обучающихся, входящих в контрольную и экспериментальную группы (Табл. 3).

Таблица 3

Результаты контрольных нормативов членов контрольной и экспериментальной групп

Группа Результаты

S о Контрольная 161,95 ± 12,70

=Я о о m Экспериментальная 182,04 ± 13,50

я я й н S Контрольная 188,01±13,80

Л с о я О Экспериментальная 200,01±14,10

« я 5S S ав Контрольная 9,301±3,01

m ос лт о g С ^ р п Экспериментальная 9,5 ±3,10

Как видим, вследствие внедрения предлагаемой методики в практику подготовки учащихся к военно-прикладным состязаниям фиксируются существенные различия между результатами, продемонстрированными экспериментальной группой с одной стороны и контрольной - с другой.

В этой связи также следует отметить, что, хотя определённое улучшение результатов продемонстрировали члены обеих групп, в экспериментальной улучшения выражены сильнее.

Теперь необходимо подвести итоги работы.

Выводы. Завершая наше исследование, в первую очередь необходимо отметить, что современная фаза исторического пути России и мира характеризуется динамичным и разноплановым развитием сложных отношений социокультурного взаимодействия.

Такие особенности развития человеческого общества не могут не сказаться на развитии системы образования. Стратегической задачей этой, последней является не только профессиональное обучение представителей молодежи, но и развитие у них личностных качеств и компетенций.

Так, освоение студентами дисциплины «Физическая культура» должно способствовать целостному развитию у них культуры личности. Как обязательная составная часть профессиональной подготовки молодежи на протяжении всего периода обучения, она нацелена на формирование у студентов общечеловеческих потребностей и ценностей.

В военно-учебных заведениях и военно-учебных центрах, функционирующих при университетах, физическая культура представляет собой одно из ключевых слагаемых процесса учебно-боевой деятельности. Её содержание ориентировано на успешное решение обучающимися учебных, а в дальнейшем и боевых задач. При этом оценка результатов физической подготовки может осуществляться в самых различных формах. Одной из них является соревновательная.

Соответственно, на современном этапе развития отечественной системы образования необходимо совершенствование процесса формирования у обучающихся системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выступления на военно-прикладных состязаниях.

С учётом ситуации в данном сегменте отечественной системы ВО авторами настоящей статьи была разработана методика подготовки обучающихся к военно-прикладным состязаниям. За её основу было взято выполнение различных физических упражнений. Последние носили обязательный характер для членов как контрольной, так и экспериментальной групп.

При этом применительно к обучающимся экспериментальной группы подготовка к различным видам испытаний включала упражнения, разработанные на основе передовых достижений в области теории и практики физподготовки.

Анализ результатов, продемонстрированных участниками эксперимента, наглядно демонстрирует, что внедрение предлагаемой методики в практику подготовки учащихся к военно-прикладным состязаниям поспособствовало существенному улучшению результатов, продемонстрированных экспериментальной группой.

И хотя определённое улучшение результатов также характерно для обучающихся, составивших контрольную группу, в экспериментальной улучшения выражены сильнее.

Литература:

1. Арон, И.С. Развитие субъектности студентов технического вуза в процессе изучения психологических дисциплин / И.С. Арон // Труды Поволжского государственного технологического университета. Серия: Социально-экономическая. -2019. - № 7. - С. 51-58

2. Баранов, А.В. Развитие мотивации курсантов к спортивной деятельности средствами профессионально-прикладной физической культуры / А.В. Баранов // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы. - Челябинск: УралГУФК, 2017. - С. 3-5

3. Боброва, Г.В. Военно-прикладная подготовка, как компонент структуры непрерывного военнопрофильного образования кадет / Г.В. Боброва, А.В. Иванов // Современное образование. - 2019. - № 2. - С. 58-64

4. Ермакова, Е.Г. Анализ системы физической культуры в вузах / Е.Г. Ермакова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - Вып. 6. - С. 79-80

5. Жафяров, А.Ж. Модели и критерии для мониторинга качества образования / А.Ж. Жафяров // Science for Education Today. - 2021. - № 4. - С. 136-154

6. Зуб, И.В. Становление физической подготовки на флоте и появление комплексных соревнований по военно-прикладным видам спорта / И.В. Зуб, В.А. Курысь, А.В. Акименко // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 4(71). -С. 48-50

7. Капустин, А.Г. Развитие физических качеств средствами игровой деятельности / А.Г. Капустин // Физическая культура в школе. - 2016. - №1. - С. 15-19

8. Компетентностная направленность реализации двух дисциплин по физической культуре и спорту в рамках новых ФГОС ВО / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. -№ 2(144). - C. 9-14

9. Кундозерова, Л.И. Компетентностная модель профессиональной подготовки обучающихся / Л.И. Кундозерова // Теория и практика социогуманитарных наук. - 2019. - № 4(8). - С. 38-52

10. Кундозерова, Л.И. Образование в интересах устойчивого развития личности и общества / Л.И. Кундозерова // Теория и практика научных исследований: психология, педагогика, экономика и управление. - 2018. - № 4(4). - С. 51-64

11. Максимов, В.Н. Факторы, определяющие необходимость использования средств физической подготовки для формирования военно-профессиональной направленности у кадетов суворовских училищ / В.Н. Максимов, О.Е. Пискун // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4(146). - С. 112-115

12. Мирзаев, Д.А. Взаимосвязь тренировок на выносливость и силовых тренировок в их сравнительном анализе / Д.А. Мирзаев // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - № 2(5). - С. 127-135

13. Образовательная роль физической культуры в вузе / Е.А. Усманова, Н.Р. Утегенова, В.Г. Ряузов, И.Ф. Нуруллин // Вестник КАЗГУКИ. - 2019. - №1. - С. 173-176

14. Петрухина, С.Р. Методические возможности психологических технологий в формировании социальноличностных компетенций студентов вуза / С.Р. Петрухина, И.С. Арон // Мир науки. Педагогика и психология. - 2022. - Т. 10. - № 1. -С. 1-11

15. Родионов, А.С. Информационные технологии в физической подготовке курсантов военного вуза / А.С. Родионов // Вестник спортивной науки. - 2019. - № 1. - С. 81-85

16. Физическая культура в вузе. Что это? / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова [и др.] // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 3(193). - С. 11-18

17. Rezgui, K. Ontology-based e-Portfolio modeling for supporting lifelong competency assessment and development / K. Rezgui, H. Mhiri, K. Ghedira // Procedía Computer Science. - 2017. - Vol. 112. - Pp. 397-406

18. Slepcevic-Zach, P. E-Portfolio as a tool for reflection and self-reflection / P. Slepcevic-Zach, M. Stock // Reflective Practice. - 2018. - № 2. - Pp. 1-17

Педагогика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 371

кандидат педагогических наук Мазанюк Елена Фёдоровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРИМЕНЕНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ШКОЛАХ РФ: ПЕРСПЕКТИВЫ И НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются новые векторы развития школьного образования в России в связи с внедрением элементов искусственного интеллекта. В настоящей работе обобщены результаты новейших научных исследований в этой области и их воздействий на сферу образования. Искусственный интеллект стал глобальной тенденцией последних лет. Акцентируется внимание на возможных проблемах в образовательном пространстве в связи с активным внедрением возможностей искусственного интеллекта. Рассматриваются вопросы отсутствия правового регулирования и этических норм, границ использования результатов «работы» искусственного интеллекта.

Ключевые слова: искусственный интеллект, школьное образование, образовательное пространство, образовательные технологии, информационные технологии.

Annotation. The article discusses new vectors of the development of school education in Russia in connection with the introduction of elements of artificial intelligence. This paper summarizes the results of the latest scientific research in this field and their impact on the field of education. Artificial intelligence has become a global trend in recent years. Attention is focused on possible problems in the educational space in connection with the active introduction of artificial intelligence capabilities. The issues of the lack of legal regulation and ethical standards, the boundaries of the use of the results of the «work» of artificial intelligence are considered.

Key words: artificial intelligence, school education, educational space, educational technologies, information technologies.

Введение. Искусственный интеллект в последнее время привлекает большое внимание в связи с его огромными потенциальными возможностями применения в областях науки, образования, культуры, искусства, медицины, обороны, вычислительной техники и, в целом, во всех сферах человеческой деятельности. Технологии искусственного интеллекта посвящены задачам изучения и применения алгоритмов, систем и программ, имитирующих человеческое мышление и поведение. Всё больше людей используют искусственный интеллект даже в своей повседневной жизни, например в управлении машинами, переводе с иностранных языков и даже для уголовных расследований.

Искусственный интеллект может произвести революцию во многих отраслях, в том числе в образовании. Несмотря на то, что образовательное пространство является одной из самых консервативных сфер, внедрение цифровых образовательных технологий становится жизненно необходимым в сложившихся современных условиях.

Одной из первостепенных задач современного социума в наши дни стала разработка и внедрение новейших образовательных технологий. Решение этого вопроса в значительной степени зависит от грамотного внедрения методов обучения на основе искусственного интеллекта. Образованию в России традиционно придают большое значение и считают важной частью стратегического развития. На первый план выходит повышение уровня цифровой компетентности всех субъектов образования в школах Российской Федерации. Все более востребованными становятся специалисты, обладающие знаниями, умениями и навыками в области современных цифровых технологий. С этим связана особая актуальность нашего исследования: попытка осмысления перспектив и возможных неоднозначных последствий применения искусственного интеллекта в отечественной школе.

Изложение основного материала статьи. Обзор последних исследований в данном контексте открывает широкий спектр проблем. Так, особую значимость приобретают новые научные ракурсы, например, этические аспекты цифрового благополучия общества (аналитический обзор в этом аспекте выполнен И.А. Асеевой [1]), в работе В.П. Логвиненко [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.