изоляционного промежутка с включением.
В соответствии со схемой замещения напряженность электрического поля во включении: Ев = •-•Е0, где Св — емкость включения, С0— емкость толщины почвы между поверхностью
Св+С0 d
включения и электродом, d — толщина газового включения, b — толщина изоляции.
Таким образом частичные разряды могут быть использованы для диагностики плодородия почвы. Для этого надо будет сформировать алгоритм анализа диагностических параметров и сделать заключения о возможностях и сроках дальнейшей эксплуатации объекта измерения. В основу анализа надо положить сравнение полученных при диагностике значений параметров, в частности, кажущегося заряда, с его предельными значениями.
Рассматривая общий механизмов протекания физических и химических процессов в почве при частичных разрядах можно будет составить дорожную карту рекультивации почвы.
Принцип действия измерителей (в частности: PD/TD 94, портативная система для локализации частичных разрядов AQUILA TECHIMP, портативная система для локализации частичных разрядов Smart PDBOX и др.) основан на электрическом методе измерения характеристик частичных разрядов (ЧР) -измерении кажущегося заряда импульсов ЧР с помощью конденсатора связи, детектора частичных разрядов и цифрового осциллографа. Импульсы ЧР с конденсатора связи поступают на детектор, где происходит их аналого-цифровое преобразование. Затем данные в цифровом виде передаются по интерфейсу USB в персональный компьютер (ПК), где происходит обработка информации и заполнение базы данных. Текущие характеристики частичных разрядов в виде графиков, диаграмм, таблиц отображаются на дисплее ПК. По результатам измерений составляется протокол. Список использованной литературы:
1. Грачев А.С. Влияние частичных разрядов на микрофлору почв при прохождении тока. ISSN 2410-700X МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 5-1-3 / 2024, С. 96-97.
2. Е. В. Кислякова Частичные разряды в диагностике изоляционных систем высоковольтного оборудования [Текст] // Современные тенденции технических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 36-38. — URL https://moluch.ru/conf/tech/archive/74/3875/
3. В.Н. Шаламов. Электризация почвы и урожай. Уральский садовод № 22, 3 июня 2015. Источник: http://sadisibiri.ru/elektrizacia-pochvi.html.
© Грачев А.С., 2024
УДК 62
Гурбанов М.,
доцент, кандидат технических наук. Туркменский государственный университет имени Махтумкули.
Ашхабад, Туркменистан.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ХИМИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ»
Аннотация
Современные требования к подготовке специалистов с высшим образованием по химической технологии требует внедрения инновационных методов и технологии в системе высшего образования.
Ключевые слова:
техника, технология, методы, программа, компьютера, электронного учебника, интерактивной доски.
Gurbanov M.,
associate professor, candidate of technical sciences.
Magtymguly Turkmen State University.
Ashgabat, Turkmenistan.
IMPROVING METHODS OF TEACHING THE SUBJECT «CHEMICAL TECHNOLOGIES»
Abstract
Modern requirements for the training of specialists with higher education in chemical technology require the introduction of innovative methods and technology in the higher education system.
Key words:
equipment, technology, methods, program, computer, electronic textbook, interactive whiteboard.
Книги Национального Лидера туркменского народа, Председателя Халк Маслахаты Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова [2,3] и Уважаемого Президента Туркменистана Сердара Бердымухамедова [1] служили главным руководством при написании этой статьи.
Современные требования к подготовке специалистов с высшим образованием по химической технологии требует внедрения инновационных методов и технологии в системе высшего образования.
Такими методами и технологиями являются программированное, алгоритмизированное и проблемное обучение. Программированное обучение - это технология, при которой учебный материал усваивается по заранее разработанной обучающей программе с использованием аппаратов цифровых технологий (компьютера, электронного учебника, интерактивной доски). При алгоритмизированном обучении составляется алгоритм - правило, предписывающее последовательность элементарных действий (операций). Под проблемным обучением понимается организация учебных занятий, которая предполагает создание проблемных ситуаций под руководством преподавателя и активную самостоятельную «деятельность студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение предметными знаниями, умениями, навыками и развитие творческих способностей.
Цель этих современных технологий заключаются в том. чтобы повысить эффективность обучения с использованием метода моделирования, системного и кибернетического подходов. При обучении студентов по предмету «Химической технологии» учебный материал был разделен на такие части: общая теория, энергетика, сырьё, водоподготовка, экология химического производства и технология производства важнейших химических продуктов. При проведении семинаров и лабораторных работ по химической технологии составлены новые алгоритмы с использованием методики программированного обучения и создания проблемных ситуаций.
В первой части изложены обобщенные теоретические знания химической технологии и во второй части полученные эти знания успешно применяются для изучения важнейших видов химического производства. Теоретические знания первой части по курсу химической технологии целесообразно довести до студентов собирая достаточного количества теоретических и экспериментальных материалов по физико-химическим закономерностям протекания процессов при этом необходимо особое внимание уделить к химическим процессам. В структуре первой части химической технологии излагаются такие общие вопросы химических производств как промышленная подготовка сырья и воды, а также энергетика.
Ядром второй части химической технологии являются изложение физико-химических основ и технология важнейших типовых производств, а также охрана окружающей среды. Охрана окружающей среды и здоровья обслуживающего персонала многих химических и нехимических производств достигается химико-технологическими методами.
При обучении химической технологии, наиболее естественным является использование компьютера, исходя из особенностей химической технологии как химической науки. Например, для моделирования химико-технологических процессов и явлений, лабораторного использования компьютера в режиме интерфейса, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения. Моделирование химико-технологических явлений и процессов на компьютере -необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в химической лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счете, ведет к лучшему усвоению материала. Студент может исследовать явление, изменяя параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. Список использованной литературы:
1. Serdar Berdimuhamedow. Ya§lar Watanyn dayanjy.-A.: Turkmen dowlet ne§iryat gullugy, 2023.
2. Gurbanguly Berdimuhamedow. Omrumin manysynyn dowamaty.-A.: Turkmen dowlet ne§iryat gullugy. 2023.
3. Gurbanguly Berdimuhamedow. Arkadag §aheri-geljegin §aheri.-A.: Turkmen dowlet ne§iryat gullugy, 2023.
4. Gurbanow M. Himiyadan gyl§yrymly meseleleri gozmegin matematiki-kompyuter usullary.//Bilim.-2017.-№3.
© Гурбанов М., 2024
УДК 62
Джомартов М.,
Преподаватель,
Международный университет нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева,
Ашхабад, Туркменистан Агаджанов Э., Студент,
Международный университет нефти и газа имени Ягшыгелди Какаева,
Ашхабад, Туркменистан
МЕТОДЫ И ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПОДЗЕМНОЙ ДОБЫЧИ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
Аннотация
Подземная добыча полезных ископаемых (ПИ) является одним из важнейших методов извлечения природных ресурсов из недр земли. Она используется для добычи различных видов ПИ, включая уголь, руды цветных и черных металлов, неметаллические материалы, строительный камень и другие.
Ключевые слова: добыча полезных ископаемых, окружающая среда, гидродобыча, пневмодобыча, электродобыча, подземная добыча.
Существует несколько основных методов подземной добычи ПИ, каждый из которых имеет свои особенности и применяется в зависимости от геологических условий месторождения, свойств залежи и других факторов.
1. Шахтный метод:
- Наиболее распространенный метод подземной добычи, используемый для разработки