2007
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы
№ 118
УДК 656.7
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ ПРОЦЕССА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АВИАПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ В ЧАСТИ ЭТАПА АНАЛИЗА И ДИАГНОСТИКИ
В.Б. МАРИНИЧЕВ
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Фридляндом А.А.
В статье представлена разработанная отраслевая методика экономического анализа деятельности авиапредприятия, основанная на сопоставлении достигнутых значений сформированного ограниченного набора наиболее информативных показателей с соответствующими базовыми значениями, обоснованными в результате проведения специального статистического исследования.
Результаты оценки финансово-экономического состояния российских авиапредприятий показали, что удельный вес финансово неустойчивых, ограниченно платежеспособных и не полностью соответствующих установленным требованиям к финансовому состоянию авиапредприятий составляет около 35-40% в среднем по отрасли. Основная проблема авиапредприятий в финансовой сфере состоит в недостаточности располагаемых финансовых ресурсов в условиях обострения конкуренции и необходимости ускоренного обновления парка ВС.
Важной задачей является совершенствование методической базы процесса повышения эффективности управления деятельностью авиапредприятия в условиях кризисного развития в части этапа анализа и диагностики.
Диагностика базируется на результатах сбора, обработки и анализа отчетностатистической, финансовой и управленческой информации предприятий и включает процессы распознавания нарушений в экономических, финансовых и управленческих механизмах работы предприятия. Диагностика предназначена для определения целей корректировки функционирования хозяйствующего субъекта, способов их достижения, выявления проблем и выбора вариантов их решения, принятия экономически и социально обоснованных корректирующих управленческих решений в условиях меняющейся внешней среды.
Анализ существующих подходов и методик проведения диагностики финансовоэкономического состояния предприятий выявил их существенные недостатки: как правило, отсутствует учет отраслевой специфики, что резко снижает объективность и ценность аналитических выводов, нет обоснований состава используемых показателей и конкретных целевых значений (ориентиров) экономических показателей, к которым предприятия, с учетом специфики их бизнеса, должны стремиться. Желание детализировать анализ часто приводит к разработке и поверхностному использованию чрезмерного (избыточного) количества экономических показателей, большинство из которых при этом тесно взаимосвязаны (функционально и/или статистически взаимозависимы). Это обусловило необходимость разработки новой методики экономического анализа деятельности авиапредприятия, объективно учитывающей отраслевую специфику авиатранспортного бизнеса. Разработанная отраслевая методика экономического анализа деятельности авиапредприятия основана на сопоставлении достигнутых (фактических) значений ограниченного набора наиболее информативных показателей с соответствующими базовыми значениями, обоснованными в результате проведения специального отраслевого статистического исследования. Структура проведенного исследования представлена на рис. 1.
Этап 1. Постановка целей исследования и плана сбора исходной статистической информации
Основной целью исследования является отбор (обоснование списка) наиболее информативных экономических показателей состояния авиапредприятия и обоснование их базовых значений, учитывающих отраслевую специфику и достижения успешных авиапредприятий
Этап 2. Формирование первоначального (широкого) состава показателей деятельности авиапредприятий на основе анализа научно-методической литературы по теме исследования. Сбор исходных статистических данных по показателям деятельности авиапредприятий
Этап 3. Статистическая обработка данных
3.1. Анализ резко выделяющихся (нетипичных) наблюдений («выбросы»)
3.2. Определение (отбор) совокупности наиболее информативных показателей финансовоэкономического состояния авиапредприятий:
♦ ранжирование показателей, наилучшим образом различающих (по формализованным критериям) группы авиапредприятий, отличающихся по устойчивости их финансовоэкономического состояния;
♦ отбор наименее коррелированных (устранение дублирующих) показателей из ранжированного на предыдущем этапе списка показателей.
3.3. Обоснование базовых значений показателей Этап 4. Подведение итогов исследования
Рис. 1. Структура и этапы статистического исследования показателей экономического состояния авиапредприятий
Проведенное статистическое исследование основывалось на информационной базе финансово-экономической отчетности 123 российских авиапредприятий (в том числе авиакомпании и объединенные авиаотряды), формирующих более 95% рынка российских авиаперевозок и авиаработ, по состоянию на начало 2004 года. В процессе анализа «нетипичных» наблюдений (выбросов) из статистики были исключены 14 авиапредприятий, в основном, находящихся в процедурах банкротства или хозяйственная деятельность, которых строится не на рыночной основе.
На основе анализа литературных (общеэкономических и отраслевых) источников, содержащих перечень наиболее существенных для исследования показателей анализа финансовоэкономической деятельности предприятий, была отобрана исходная совокупность из 55 показателей, характеризующих, в соответствии с общепринятыми подходами, эффективность деятельности, эффективность использования ресурсов и капитала, финансовую устойчивость, ликвидность и платежеспособность.
Для определения совокупности наиболее информативных показателей экономического состояния в нашем исследовании последовательно были применены два подхода.
Все авиапредприятия, на основе характеристики (заключений) «Росавиации», проводящей регулярный профессиональный (экспертный) мониторинг финансово-экономического состояния авиапредприятий в рамках действующих процедур сертификации и лицензирования авиаперевозчиков, были разделены на три группы (выборки):
I - соответствует установленным требованиям (стабильная платежеспособность, банкротство маловероятно), либо дефицит финансовых ресурсов относительно незначителен;
II - не полностью соответствует установленным требованиям, имеют место дефицит долгосрочных источников обеспечения деятельности и прогнозируются кризисные явления в финансово-экономической сфере (убытки или дефицит капитала, нестабильность в обеспечении финансовыми ресурсами текущей производственной деятельности и т.п.), нарастают кризис платежеспособности и угроза банкротства, что требует принятия адекватных мер в сфере производства, маркетинга и финансов (однако реальной угрозы быстрого банкротства еще нет);
III - не соответствует установленным требованиям существенный дефицит долгосрочных финансовых источников обеспечения деятельности и глубокий кризис платежеспособности, без кардинальных реорганизационных и/или санационных мер (реструктуризации) предприятие не сможет избежать банкротства либо требуется неотложное осуществление интенсивной и долгосрочной финансовой поддержки со стороны государства или иных кредиторов (без этих мер авиапредприятие не сможет избежать банкротства).
Реальное соотношение между количеством авиапредприятий, входящих в соответствующие группы, в настоящее время составляет: I группа - 61%; II группа - 27%; III группа - 12%.
Далее из исходных 55 отбирались показатели, наилучшим образом различающие указанные выше три выборки. Исключались показатели, для которых значение Т-критериальной статистики Краскала-Уоллиса было меньше критического значения 1;, а также нарушалась монотонность изменения значений средней и/или медианы при последовательном переходе от группы I к II и далее к III группе авиапредприятий. В результате список показателей был сокращен до 34, способных обеспечить различение трех групп авиапредприятий. Использование критерия Краскала-Уоллиса также позволило проранжировать отобранные финансово-экономические показатели по степени информативности (относительной способности различения групп авиапредприятий - по отношению Т к 1).
Далее, с применением корреляционного анализа, состав показателей был дополнительно сокращен в целях исключения тесной корреляционной зависимости между ними. Это связано со следующим: а) анализируемые показатели могут характеризовать одну и ту же сторону явления или процесса; б) показатели могут являться составляющими элементами друг друга; в) показатели по экономическому смыслу могут дублировать друг друга. В итоге были отобраны 17 наиболее информативных показателей, наименьшим образом коррелированных между собой (исключались «дублирующие» показатели при коэффициенте корреляции г > 0,75, при этом учитывался присвоенный им ранее с использованием Т-критериальной статистики Крас-кала-Уоллиса ранг).
Отобранные показатели представлены в таблице и характеризуют все 4 основные направления анализа финансово-экономических показателей, обладают высокой информативностью, позволяющей на их основе проводить экспресс-анализ основных финансовых и экономических показателей авиапредприятия в рамках внутрифирменного управления.
Для применения в аналитических целях (сравнительного сопоставления показателей, выявления наличия и причин кризиса и разработки соответствующих целевых мер, программ, планов) необходимо, с учетом отраслевой специфики российского авиатранспортного рынка, обосновать по каждому из отобранных выше показателей соответствующие базовые значения. В нашем исследовании, в качестве целевых ориентиров при анализе и планировании деятельности авиапредприятий, входящих во II и III группы (см. выше), в качестве базовых значений (базовое значение 1 - табл.) показателей принято значение медианы распределения значений соответствующих показателей I группы авиапредприятий.
Таблица
Рекомендуемые для проведения экспресс-анализа авиапредприятий показатели
и их базовые значения
Название показателя Базовое значение 1 Базовое значение 2
1 2 3
Показатели ликвидности и платежеспособности
Коэффициент текущей ликвидности 1.30 1.98
Коэффициент быстрой (абсолютной) ликвидности 0.08 0.30
Показатели финансовой устойчивости
Коэффициент покрытия внеоборотных активов собственным капиталом и долгосрочными обязательствами 1.32 2.36
Уровень обеспеченности оборотных активов собственными оборотными средствами 0.13 0.53
Соотношение собственного капитала и краткосрочных обязательств 0.95 2.70
Уровень задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды по отношению к среднемесячной выручке, мес. 0.13 0.03
Показатели эффективности использования ресурсов и капитала
Период оборота краткосрочных обязательств, дней 60.80 28.24
Коэффициент отдачи собственного капитала 3.61 *
Период оборота краткосрочной дебиторской задолженности (<12 мес.) и прочих оборотных активов, дней 55.75 17.49
Относительные или удельные показатели эффективности деятельности
Доходность, % 2.75 9.56
Рентабельность внеоборотных активов по балансовой прибыли, % 7.72 *
Рентабельность оборотных активов по производственной (эксплуатационной) прибыли, % 10.75 *
Рентабельность внеоборотных активов по производственной (эксплуатационной) прибыли, % 14.35 *
Рентабельность собственного капитала и долгосрочных обязательств (долгосрочных источников средств предприятия) по балансовой прибыли, % 5.95 *
Комплексные показатели
Уровень наличия (дефицита) финансовых ресурсов 0.92 2.75
Индекс перспективной платежеспособности 4.24 6.01
Коэффициент Бивера 0.08 0.38
* Базовые значения 2 для авиатранспортного бизнеса по отмеченным показателям не устанавливаются, т.к. высокие значения соответствующих показателей, в основном, связаны не с эффективностью деятельности и менеджмента авиакомпаний, а характерны лишь для небольшой группы авиакомпаний, не занимающих устойчивого положения на рынке и функционирующих без реального капитала и собственных основных средств.
В качестве целевых ориентиров при анализе и планировании деятельности авиапредприятий I группы (базовые значения 2 - табл.) приняты значения нижней границы интервала значений показателей для 6%-й группы наиболее успешных (по уровню соответствующего показателя) авиапредприятий. Указанная граница (6%) основана на результатах, опубликованных в научной литературе исследований в отношении лидерства (успешности) как в бизнесе, так и в других конкурентных видах человеческой деятельности.
Рост размера негативных отклонений показателей в динамике от их базовых значений позволяет диагностировать нарастание кризисных явлений в финансово-экономической сфере авиапредприятия, что позволяет обоснованно разрабатывать соответствующие корректирующие меры.
В результате проведенного исследования разработана отраслевая методика экономического анализа деятельности авиапредприятия, основанная на сопоставлении достигнутых значений сформированного ограниченного набора наиболее информативных показателей с соответствующими базовыми значениями, обоснованными в результате проведения специального статистического исследования. Рекомендованные показатели представляют (характеризуют) все основные направления анализа финансово-экономических показателей авиапредприятий, обладают высокой информативностью, позволяющей на их основе проводить экспресс-анализ основных финансовых и экономических показателей авиапредприятия в рамках внутрифирменного управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авиатранспортное обозрение, № 66, 2006.
2. Дондуков А. Н. Антикризисное управление и реструктуризация. - М.: Издательский Дом "Грааль", 2001.
3. Шмойлова Р. А. Теория статистики. - М.: Финансы и статистика, 2005.
INCREASE OF OPERATING EFFICIENCY OF AIR COMPANY'S ACTIVITY IN THE STAGE OF ANALYSIS AND DIAGNOSTIC
Marinichev V.B.
This article contains branch methods of economic analysis of air company's activity on the basis of comparison reached significances for set of most informative ratios with bases significances.
Сведения об авторе
Мариничев Владимир Борисович, 1977 г.р., окончил МГТУГА (1999), аспирант кафедры финансов МГТУ ГА, автор 7 научных работ, область научных интересов - реструктуризация авиапредприятий в условиях рыночных реформ на ВТ.