Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА СОТРУДНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Вадим Алексеевич, Осипов Иосиф Вячеславович, Купавцев Тимофей Сергеевич, Тяпков Александр Дмитриевич

В условиях новых вызовов и угроз безопасности граждан Российской Федерации предъявляются высокие требования к профессионализму сотрудников МВД России, в т.ч. высокие требования к готовности и надежности действовать результативно в ситуациях пресечения противоправных деяний с применением мер принуждения (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия). Организация огневой и физической подготовки должна носить характер опережающей подготовки сотрудников к действиям в новых условиях, а также же решать задачи своевременного восполнения дефицитов указанной компетенции. В настоящем исследовании методическое обеспечение огневой и физической подготовки представляет собой средство обеспечения соответствия подготовленности сотрудника МВД России требованиям правоохранительной практики посредством выбора средств обучения сотрудников в системе огневой и физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов Вадим Алексеевич, Осипов Иосиф Вячеславович, Купавцев Тимофей Сергеевич, Тяпков Александр Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL ASSISTANCE OF SHOOTING AND PHYSICAL TRAINING IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

In the context of new challenges and threats to the security of citizens of the Russian Federation, high demands are placed on the professionalism of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, including in terms of readiness to act effectively in situations of the use of physical force, special means and firearms. The organization of shooting and physical training should solve the tasks of both advanced training of employees to act in new conditions, and the tasks of timely filling the deficits of this competence. In this study, methodological assistance in shooting and physical training acts as a means of ensuring that the preparedness of an employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia meets the requirements of law enforcement practice by choosing appropriate ways to train employees in the system of shooting and physical training.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Соревновательные групповые композиции сильнейших команд на чемпионатах мира 2017-2019 годов включают в себя большое количество разнообразных построений и перестроений. Все они ориентированы таким образом, чтобы иметь наиболее удачный ракурс для зрителей и судей. Команды высокой квалификации успевают выполнять большое количество перестроений: от 3 до 5 раз за 20 секунд. При этом время перемещений спортсменов по площадке превышает время без перемещений. Спортсмены могут перемещаться как все вместе, так и по группам. В 2019 году процентный показатель времени перемещения спортсменов по площадке составил в среднем 61% относительного общей продолжительности композиции. Проанализировав видеозаписи выступлений сильнейших команд мира, можно сделать вывод о том, что лучше чередовать различные типы построений и перестроений, так как композиция в этом случае выглядит более интересной и позволяет дольше удерживать внимание зрителей. Все построения и перестроения должны иметь четкий и понятный рисунок.

Контактная информация: speedy-@mail.ru

Статья поступила в редакцию 01.04.2022

УДК 37.032

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОГНЕВОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Вадим Алексеевич Степанов, Иосиф Вячеславович Осипов, кандидат юридических наук, Тимофей Сергеевич Купавцев, кандидат педагогических наук, доцент, Академия управления МВД России, г. Москва; Александр Дмитриевич Тяпков, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоград

Аннотация

В условиях новых вызовов и угроз безопасности граждан Российской Федерации предъявляются высокие требования к профессионализму сотрудников МВД России, в т.ч. высокие требования к готовности и надежности действовать результативно в ситуациях пресечения противоправных деяний с применением мер принуждения (физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия). Организация огневой и физической подготовки должна носить характер опережающей подготовки сотрудников к действиям в новых условиях, а также же решать задачи своевременного восполнения дефицитов указанной компетенции. В настоящем исследовании методическое обеспечение огневой и физической подготовки представляет собой средство обеспечения соответствия подготовленности сотрудника МВД России требованиям правоохранительной практики посредством выбора средств обучения сотрудников в системе огневой и физической подготовки.

Ключевые слова: методическое обеспечение, организация огневой и физической подготовки, профессиональная подготовка, развитие профессионализма сотрудника.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p407-411

METHODICAL ASSISTANCE PERFECTION OF SHOOTING AND PHYSICAL TRAINING IN THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Vadim Alekseevich Stepanov, Iosif Vyacheslavovich Osipov, the candidate of legal sciences, Timofey Sergeevich Kupavtsev, the candidate of pedagogical sciences, docent, Management Academy of the Ministry of the Interior ofRussia, Moscow; Aleksandr Dmitrievich Tyapkov, Volgograd Academy Ministry of Internal affairs of Russia, Volgograd

Abstract

In the context of new challenges and threats to the security of citizens of the Russian Federation, high demands are placed on the professionalism of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia, including in terms of readiness to act effectively in situations of the use of physical force, special means

and firearms. The organization of shooting and physical training should solve the tasks of both advanced training of employees to act in new conditions, and the tasks of timely filling the deficits of this competence. In this study, methodological assistance in shooting and physical training acts as a means of ensuring that the preparedness of an employee of the Ministry of Internal Affairs of Russia meets the requirements of law enforcement practice by choosing appropriate ways to train employees in the system of shooting and physical training.

Keywords: methodical assistance, organization of shooting and physical training, professional training, development of professionalism of the employee.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях, в связи с изменениями в структуре противоправных деяний на территории Российской Федерации, повышением уровня организованности преступных сообществ, в целом в связи с «повышением профессионализма» преступников, не утрачивает актуальности вопрос повышения уровня профессиональной подготовленности сотрудников МВД России, их готовности и надежности при осуществлении действий в условиях применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Система профессиональной подготовки модернизируется, претерпевают изменения в содержании и методиках подготовки сотрудников, находя свое выражение в новых (инновационных) подходах к организации занятий по огневой и физической подготовке. В частности, широкое распространение получают такие формы совершенствования методического обеспечения как инструкторско-методические занятия [1], проведение учебных сборов (семинаров), в т. ч. с судейским корпусом в видах спорта, имеющих служебно-прикладную направленность [4], проведение спортивных соревнований по указанным видам спорта [2]. Тем не менее, с повестки дня не уходи вопрос о совершенствовании методического обеспечения деятельности в сфере организации огневой и физической подготовки в системе МВД России. Как показывает проведенное исследование в настоящее время методическое обеспечение деятельности в сфере организации огневой и физической подготовки еще не вышло на уровень, позволяющий оперативно «перестраивать» процесс огневой и физической подготовки под изменяющиеся задачи профессионально-служебной деятельности подразделений. Проведенное исследование показывает, что одной из главных причин складывающейся обстановки является строгость и статичность действующих нормативных правовых актов в сфере организации профессиональной подготовки в части выбора средств обучения сотрудников, а также слабая подготовленность должностных лиц в системе огневой и физической подготовки в части реализации педагогических задач.

Принимая во внимание, что огневая и физическая подготовка как целенаправленный образовательный процесс является неотъемлемой частью многолетней профессионально-служебной деятельности сотрудника, очевидно, вопросы методического обеспечения огневой и физической подготовки требуют внимания субъектов управления не только на этапах институционально оформленных ступеней непрерывного образования, но и в процессе выполнения профессиональных задач в повседневных условиях.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве методологической основы исследования определен ситуационно-средовой подход (Н.В. Ходякова) [5] и концепция педагогической поддержки личностного саморазвития (Т.С. Купавцев) [3]. Ситуационно-средовой подход обеспечивает плановость, последовательность и преемственность в приращениях профессионально-личностного опыта сотрудника, позволяет проследить динамику приращений развития личностных функций и опыта деятельности в сфере огневой и физической подготовки. Концепция педагогической поддержки предусматривает совместность проектировочной активности педагогического субъекта (руководителя учебной группы, инструктора) и самого сотрудника, оставляя за последним свободу выбора средств преобразования про-

фессиональной среды тем самым обеспечивая реализации личностных функций целепо-лагания, смыслопоиска и свободного творчества. Информационной основой для проведения исследования явились результаты ситуационного анализа случаев применения огнестрельного оружия и иных мер принуждения сотрудниками МВД России в ситуациях профессионально-служебной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основной целью методического обеспечения деятельности в сфере организации огневой и физической подготовки являются повышение и постоянное совершенствование уровня подготовленности сотрудников МВД России по указанным направлениям служебной деятельности. Сочетание целесообразных, правомерных и обоснованных действий при выполнении профессионально-служебных задач, умелое применение всего арсенала средств принуждения в деятельности сотрудника МВД России, обеспечивает высокую эффективность решения поставленных задач в процессе профессионально-служебной деятельности.

В системе МВД России в настоящее время принята система подготовки сотрудников, демонстрирующая преемственность методик и технологий, содержащая в себе ряд обучающих методик, положительно зарекомендовавших себя в практике. Однако в современных условиях действующие обучающие методики демонстрируют свою недостаточную эффективность, не отвечают современным тенденциям личной безопасности сотрудников, в ситуациях требующих оперативности и слаженности при борьбе с правонарушителями. В сложившейся ситуации остро стоит вопрос о применении в образовательном процессе методик, позволяющих выполнять многократно действия в типовых ситуациях по защите себя и других сотрудников, задержанию правонарушителей, оказанию взаимопомощи при осуществлении коллективных действий и т. д.

Способность сотрудников, реализовать поставленную задачу в кратчайшие сроки, напрямую зависит от полученных навыков в процессе подготовки, обстоятельств, складывающихся в момент их применения, а также от осведомленности о подготовленности противника. Совершенствование процесса обучения сотрудников МВД России (в территориальных органах) в сфере организации огневой и физической подготовки, несомненно приведет к значительному повышению результативности применения инновационных форм и методов подготовки, своевременному получению новых знаний и опыта деятельности в новых, незнакомых и стихийно возникающих ситуациях, что позволяет говорить о существенном прогрессе в профессиональной подготовке сотрудников. Методики, основанные на ситуационно-средовом проектировании профессионально-служебной деятельности [5], моделирующие значимые пространственно-временные и предметно-коммуникативные характеристики профессионально-служебной активности сотрудников при соответствующих средовых условиях позволяет не только достигать существенного развития профессионально-служебных компетенций, но прежде всего планомерно выстраивать систему подготовки, прогнозировать возможные затруднения сотрудников, создавать условия для получения сотрудниками нового опыта коммуникации, деятельности, поведения в различных условиях обстановки.

Анализ средовых условий подготовки сотрудников МВД России на этапах формально организованных образовательных сред (в институционально оформленных средах непрерывного образования), а также в условиях повседневного осуществления профессиональных функций (в информальных образовательных средах) показывает, что преобладающий объем профессионального и личностного опыта сотрудниками осваивается в рамках практического выполнения действий и упражнений, в связи с чем возрастает значение избираемых методических подходов к организации занятий. Одним из значимых элементов методического обеспечения является целостность процесса огневой и физической подготовки, что достигается подбором оптимальной (целесообразной) комбинации

технического, тактического, психологического, физического и правового компонентов исходя из подготовленности и возможностей сотрудников, а также в зависимости от особенностей профессионально-служебной деятельности. При этом методическое обеспечение огневой и физической подготовки не должно быть направлено только на усвоение оптимальных алгоритмов деятельности. Каждый алгоритм (норма приказа) может быть не более чем ориентировочной основой профессиональной и личностной активности сотрудника в среде, своеобразной координационной сеткой, которая обеспечивает во всей полноте многообразие возможных траекторий решения возникающей профессионально-служебной задачи. Выбор способа решения профессионально-служебной задачи всегда за сотрудником, в то время как цель деятельности - всегда неизменна. В конечном счете совершенствование методического обеспечения огневой и физической подготовки имеет целью подбор педагогических средств, форм и методов, позволяющих должностным лицам в системе огневой и физической подготовки вариативными способами достигать инвариантной цели - обеспечение высокого уровня готовности сотрудника к действиям по применению мер принуждения и высокой надежности в их реализации.

ВЫВОДЫ

Обобщая изложенное целесообразно акцентировать внимание на повышающихся требованиях к профессиональной компетентности специалистов в системе МВД России. В этих условиях возрастает потребность в совершенствовании методического обеспечения огневой и физической подготовки. В связи с изложенным не утрачивает актуальности поиск новых подходов к организации профессиональной подготовки сотрудников МВД России, основанных на ситуационно-средовом проектировании образовательного процесса, предусматривающих последовательное наращивание профессионально-личностного опыта деятельности и коммуникации в ситуациях применения мер принуждения. Применение методов и технологий, основанных на ситуационном моделировании, позволяет не только приближать образовательный процесс к практике деятельности, но в первую очередь позволяет обеспечивать индивидуальный подход, «адресно» устранять имеющиеся предметно-деятельностные (инструментальные) и личностные дефициты сотрудника тем самым обеспечивая его готовность действовать правомерно и эффективно (надежно) в профессионально-служебных ситуациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Инструкторско-методические занятия по огневой и физической подготовке: методические рекомендации / Т. С. Купавцев, А.Р. Косиковский, [и др.]. - Москва : Академия управления МВД России, 2022. - 104 с.

2. Ковалев В.В. Об опыте в подготовке и проведении соревнований Всероссийского уровня по стрельбе из боевого ручного стрелкового оружия в Барнаульском юридическом институте МВД России в 2018-2020 гг. / В.В. Ковалев, С.А. Ульрих, А.А. Моисеенко // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2021. - № 21-1. - С. 196-199.

3. Купавцев Т.С. Концепция педагогической поддержки саморазвития личности сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании : монография / Г.С. Купавцев. - Москва : Академия управления МВД России, 2022. - 168 с.

4. Купавцев Т.С. Современные подходы к организации физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России / Г.С. Купавцев // «Модернизация высшей школы: обеспечение качества профессионального образования» : материалы научно-практической конференции, 22-23 октября 2004 г. - Барнаул: ААЭП, 2004. - С. 63-68.

5. Ходякова Н.В. Личностно-ориентированные стратегии обучения сотрудников полиции // Вестник Уфимского юридического института МВД России. - 2021. - № 4 (94). - С. 189-194.

REFERENCES

1. Kupavtsev, T.S., Kosikovsky, А. R. et al. (2022), Instructor-methodical classes in shooting and physical training, methodological recommendations, Publishing house Academy of Management of

the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow.

2. Kovalev, V.V., Ulrikh, S.A. and Moiseenko, A.A. (2021), "About the experience in the preparation and holding of All-Russian level competitions in shooting from combat hand-held small arms at the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2018-2020", Materials of the "Actual problems of combating crimes and other offenses " conference, Barnaul, pp. 196-199.

3. Kupavtsev, T.S. (2022), The concept of pedagogical facilitation of self-development of the personality of an officer of the Ministry of Internal Affairs of Russia in continuing education, monograph, Publishing house Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow.

4. Kupavtsev, T.S. (2004), "Modern approaches to the organization of physical training of cadets of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Materials of the "Modernization of higher education: ensuring the quality of vocational education " conference, Barnaul. pp. 63-68.

5. Khodyakova, N.V. (2021), "Person-centered strategies for educating police officers", Bulletin of Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, No. 4 (94). pp. 189-194.

Контактная информация: kupavzev22@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 28.03.2022

УДК 796.011.3

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ ВУЗА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Евгений Александрович Суханов, старший преподаватель, Владимир Борисович Вальков, старший преподаватель, Евгений Александрович Мамаев, старший преподаватель, Кемеровский государственный медицинский университет, Кемерово

Аннотация

В данной статье рассматривается педагогический контроль функциональной системой организма студентов вуза в процессе занятий физической культурой и спортом с помощью ортостатиче-ской пробы и раскрывается проблема влияния физических упражнений на сердечно-сосудистую систему человека и на весь организм, в целом. Приводятся статистические данные Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) о случаях смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, которые составляют показатель в 31% от всего числа смертности и 57,1%, в частности на территории РФ, а также данные социологических исследований о факторах и причинах учащения сердечнососудистых заболеваний, одними из которых является неблагоприятные условия жизни современного социума и гиподинамия как основной фактор. Вследствие этого, социологические исследования демонстрируют неутешительные данные о средней продолжительности жизни в России: 73 года у женщин и 57 лет у мужчин. Цель исследования: проверить на практике влияние физических упражнений на состояние сердечно-сосудистой системы. Предмет исследования: влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую систему. Методологической основой нашего исследования явились научные труды, анализ научной литературы, электронные ресурсы, педагогический контроль. Область применения результатов: педагогический контроль в процессе занятий физической культурой и спортом. Практическая значимость: апробировано применение ортостатической пробы как один из методов педагогического контроля за состоянием кардиореспираторной системы обучающихся.

Ключевые слова: педагогический контроль, физические упражнения, здоровье, организм человека, продолжительность жизни, сердце, сосуды, двигательная активность, физическая нагрузка, работоспособность, ортостатическая проба.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.4.p411-415

PEDAGOGICAL CONTROL OF THE FUNCTIONAL SYSTEM OF THE BODY OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION AND

SPORTS

Evgeny Alexandrovich Sukhanov, the senior teacher, Vladimir Borisovich Valkov, the senior teacher, Evgeny Alexandrovich Mamaev, the senior teacher, Kemerovo state medical Univer-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.