УДК 658.1
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АНАЛИЗА БЮДЖЕТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Н.А. КАЗАКОВА,
доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой анализа хозяйственной деятельности и аудита E-mail: [email protected]
Е.А. ФЕДЧЕНКО,
кандидат экономических наук, доцент кафедры анализа хозяйственной деятельности и аудита E-mail: [email protected] Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Рассмотрены методы анализа, базирующегося на концепции бюджетной эффективности. Сформулированы принципы проведения комплексного анализа бюджетной эффективности, предложены подходы к формированию системы показателей оценки бюджетной эффективности, что позволит оценивать результативность использования ресурсов на основе количественных критериев.
Ключевые слова: бюджетная эффективность, комплексный анализ, система показателей, источники информации, моделирование
Понятие бюджетной эффективности
Понятие бюджетной эффективности заложено в принципах формирования бюджетной системы РФ и заключается прежде всего в сбалансированности бюджетов и эффективности использования бюджетных средств [2]. Проблемы эффективного использования бюджетных средств, их источников, направлений и показателей оценки занимают особое место среди направлений учета, анализа и контроля. Эффективность относится к целевым характеристикам экономического субъекта, и многие исследователи занимались ее оценкой. В то же время полной ясности в определении понятия бюджетной эффективности до сих пор не достигнуто.
Бюджетная эффективность представляет собой относительный показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к затратам, обеспечившим его получение. Бюджетная эффективность оценивается по требованию органов государственного или регионального управления. В соответствии с этими требованиями бюджетная эффективность может определяться для бюджетов различных уровней или консолидированного бюджета. Показатели бюджетной эффективности рассчитываются на основании определения потока бюджетных средств.
Современная концепция бюджетной эффективности основывается на управлении результатами использования бюджетных средств, которые формируются как многокритериальный показатель, учитывающий экономическую (коммерческую), социальную, научную, экологическую и другие компоненты эффективности расходования бюджетных средств. Кроме того, этот многокритериальный показатель оценивает эффективность самого государственного (муниципального) управления или бюджетной организации.
В экономической науке обстоятельно разработаны категории экономической эффективности и соответствующие критерии ее оценки, относящиеся прежде всего к коммерческим организациям с учетом их отраслевой1 специфики. В государственном секторе эти понятия находятся на этапе разработки и формулирования ввиду неоднозначности и многогранности различных аспектов и целей управления государственными средствами [1-3].
Таким образом, совершенствование методического обеспечения бюджетного анализа требует уточнения как самого понятия эффективности использования бюджетных средств, так и определения показателей для ее достоверной оценки, методов анализа и источников информации.
В Большом экономическом словаре эффективность представлена как результат деятельности, программ и мероприятий, характеризуемый отношением полученного экономического эффекта к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости. Там же социальная эффективность рассматривается как отношение полученных благоприятных социальных результатов к затратам на их достижение2.
Анализ и обобщение существующих подходов к оценке бюджетной эффективности позволили выделить целевую и затратно-результативную составляющие понятия эффективности, которые должны конкретизироваться с учетом специфики бюджетного процесса в различных областях экономики. В результате авторами было уточнено понятие бюджетной эффективности как обобщающего, критериального и приоритетного показателя оценки и контроля за бюджетной политикой, характеризующего состояние и отражающего тенденции формирования доходной части бюджета во взаимосвязи с его расходами на основе установленных количественных и качественных показателей-индикаторов оценки эффективности использования бюджетного потенциала и мер по его государственному и региональному управлению.
1 В действующей международной классификации видов экономической деятельности под отраслью понимается укрупненная категория, которая включает совокупность (объединение) однородных видов деятельности. Отсюда понятие отраслевой специфики, отраслевых рынков (сегментов) является актуальным до сих пор.
2 Большой экономический словарь: под ред. А.Б. Борисова. М.: Книжный мир, 2009.
Показатели и методы оценки бюджетной эффективности
В практике работы органов государственного контроля эффективность характеризуется соотношением между результатами использования государственных средств и затратами на их достижение, для измерения и оценки которого могут использоваться относительные показатели экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств.
Обобщая международный опыт в области анализа бюджетного процесса, применяемые показатели для оценки эффективности бюджетных услуг можно классифицировать как ведомственные, экономические и социальные.
В то же время показатели оценки бюджетной эффективности должны отражать ее цели, быть специфическими, поддаваться количественному измерению. Например, индикаторы деятельности бюджетного учреждения, предоставляющего государственные услуги, должны отражать объем оказанных услуг (количество обработанных дел); производительность (среднее количество единиц выпуска на одного человека); издержки (средние издержки на единицу оказанных услуг, отражающие объем требуемых и потребленных ресурсов); затраты времени (период, необходимый для выполнения каждого вида работ или оказания услуг); спрос на услуги (виды, частота и объем услуг с учетом сезонной составляющей); доступность услуг (спектр спроса на оказываемые услуги); результаты (виды ожидаемых результатов, их распределение во времени и воздействие на общий набор целей организации) [1].
Измерение эффективности различных направлений деятельности необходимо, чтобы определить, отвечает ли достигнутый уровень эффективности принятому стандарту или потенциалу (максимально или оптимально возможному показателю), а также для сравнения с ранее достигнутыми результатами.
Для оценки эффективности расходования ресурсов должны быть четко сформулированы набор индикаторов, характеризующих достижение поставленных целей; нормативные значения контрольных индикаторов; шкала для численной оценки полученных результатов, предполагающая единый алгоритм оценки отклонения достигнутых показателей от нормативного значения. Это позволит количественно и качественно оценивать степень достижения поставленных целей, а также обеспечит сравнение эффективности расходо-
вания бюджетных средств между различными субъектами - участниками бюджетного процесса.
В настоящее время распространены методы балльно-рейтинговой оценки. При измерении результативности бюджетных расходов как одной из составляющих бюджетной эффективности наиболее часто применяется эталонное тестирование. Оно включает в себя сравнение ключевых индикаторов выполнения с установленными показателями или нормативными или с аналогичными показателями других организаций. Измерение же социальных эффектов как одной из составляющих общей эффективности представляется возможным с использованием различных методов экспертных оценок.
Различные цели оценки эффективности разными категориями пользователей требуют применения интерпретации результатов оценки по данному набору показателей. Так, с точки зрения бюджетополучателей, ответственных за осуществление прямых бюджетных расходов, информация должна использоваться в целях планирования их собственной деятельности, постановки задач и обеспечения более эффективного распределения ресурсов. А для органов государственного финансового контроля целями могут быть проверка эффективности расходования бюджетных средств, достижение поставленных задач и выполнение возложенных на получателя бюджетных средств функций. Если же организация - получатель бюджетных средств станет объектом проверки эффективности использования государственных средств, то на этапе планирования и осуществления своей деятельности по расходованию государственных средств ей необходимо идентифицировать показатели оценки и критерии эффективности, используемые в подобных проверках.
Одной из основных целей деятельности бюджетной организации в процессе исполнения бюджетов является достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с определенного бюджетом объема средств. Деятельность бюджетного учреждения можно рассматривать как систему, состоящую из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов (персонала, оборудования, помещений и т.п.); процесса оказания услуги; выполнения работы и видов работ, услуг в соответствии с уставными целями.
Таким образом, систему показателей эффективности деятельности бюджетополучателей можно разбить на три группы: показатели достижения социальных результатов, показатели деятельности по оказанию
услуг и показатели эффективности использования ресурсов.
Первая группа показателей - целевая. При оценке достижения социально-экономических результатов используются различные подходы к оценке деятельности бюджетополучателей, так как предоставление общественных услуг бюджетополучателям - это деятельность, которая удовлетворяет многим критериям, иногда взаимоисключающим, что требует поиска компромисса. Поэтому результат деятельности может быть по-разному определен, измерен и оценен в зависимости от сферы и целей функционирования бюджетополучателя.
Вторая группа - показатели достижения прямых результатов деятельности. Следует определить актуальность первоначально заявленных целей, а также, насколько осуществляемые действия направлены на их достижение. Только на основе анализа результатов деятельности, полученных путем измерения, можно судить о том, насколько обоснованно был определен объем необходимых ресурсов, а также насколько успешно осуществлялось управление бюджетным процессом.
Третья группа - показатели эффективности использования ресурсов. При оценке эффективности использования ресурсов, необходимых бюджетополучателям при осуществлении деятельности за счет бюджетных средств, одним из ключевых показателей является эффективность использования активов. Итогом формирования системы показателей становится интегральный показатель, расчет которого может выполняться разными способами - от простого сложения значений показателей до интеграла от функции. Формула расчета выбирается в зависимости от количества показателей, разносторонности деятельности бюджетополучателей и прочих факторов.
Примерные варианты показателей, которые могут быть использованы при формировании системы обобщающих показателей эффективности деятельности бюджетополучателей (в ходе осуществления финансового контроля со стороны главного распорядителя бюджетных средств), приведены в таблице.
Для анализа и контроля за выполнением показателей бюджетной эффективности, а также формирования рейтинга должна быть разработана система внутриведомственного контроля, включающая стандарты результативности, стандарты качества предоставляемых бюджетных услуг, нормы расходования бюджетных средств и другие нормативные критерии оценки.
Источники информации для анализа бюджетной эффективности
Источники показателей для бюджетного анализа можно разделить на учетные и внеучетные.
Приказ Минфина России от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» способствовал
Система обобщающих показателей эффективности деятельности бюджетополучателей
Достижение социальных результатов
Достижение прямых результатов деятельности по предоставлению государственных услуг
Эффективность использования ресурсов/бюджетных затрат
Интегральные показатели
Удовлетворенность населения услугами, оказанными бюджетополучателями, % от числа опрошенных.
Уровень выполнения государственного заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг.
Соответствие результативности предоставляемых бюджетных услуг стандартам результативности.
Доход бюджета в расчете на один рубль вложенных бюджетных средств.
Индекс превышения среднедушевого объема платных услуг относительно прожиточного минимума.
Доступность для населения результатов деятельности бюджетополучателей.
Оценка отклонений качества оказанных бюджетных услуг от стандартов качества бюджетной услуги.
Информация о соблюдении стандартов качества используется в следующих случаях:
- при определении порядка ранжирования бюджетных учреждений и иных организаций, предоставляющих бюджетные услуги;
- при формировании и размещении государственного заказа на данные бюджетные услуги;
- при принятии мер воздействия (или мер ответственности)
в отношении руководителей и исполнителей бюджетных учреждений и иных организаций, допускающих отклонения от установленных стандартов качества при предоставлении бюджетных услуг
Доступность ресурсов для потребителей результатов деятельности за счет бюджетных средств. Средняя продолжительность оказания услуг бюджетополучателям за счет бюджетных средств. Доходность использования имущества
П = Д / БС 100%, где Да - доходы от аренды имущества казны, тыс. руб.;
БС - общая балансовая стоимость имущества казны, тыс. руб. Объем незавершенных работ, услуг за счет предоставленных бюджетополучателю средств. Расчет среднеарифметического показателя оптимальных значений оценочных показателей стандарта качества с учетом максимально допустимых отклонений по каждой бюджетной услуге, предоставляемой бюджетным учреждением:
*=х
100 - тах D
где п - количество показателей стандарта качества бюджетной услуги; тах Б - максимально допустимое отклонение от оценочного показателя стандарта качества предоставления бюджетной услуги по норме, %
Уровень обеспеченности ресурсами.
Уровень использования активов, приобретенных за счет бюджетных средств. Удельный вес потерь ресурсов в процессе доведения их до потребителей. Доля объема инвестиций в основной капитал в общей сумме полученных бюджетных средств. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников проверяемого бюджетополучателя к среднемесячной заработной плате работников, занятых в соответствующей сфере экономики. Доля работников, имеющих доступ к информационным ресурсам. При определении объема финансирования бюджетополучателей учитывается стимулирующая надбавка (скидка) за качество оказания соответствующих услуг по ГРБС: СН = Ф1 - Ф2, где Ф1 - объем бюджетных средств на предстоящий финансовый год, рассчитанный с учетом показателя качества; Ф2 - объем бюджетных средств на предстоящий финансовый год, рассчитанный без учета показателя качества.
Уровень соблюдения норм расходования ресурсов, установленных регламентирующими документами
ЭД = Х КП, где ЭД - интегральный показатель эффективности деятельности бюджетополучателя;
К. - весовой коэффициент; П. - сводный показатель каждой группы (П1 - уровень достижения целей деятельности; П2 - уровень выполнения процесса деятельности; П3 - уровень объема использования ресурсов).
п Т^
я = У—,
т N х Р
где Я - сводная оценка; К - значение оценочного показателя стандарта качества по факту, % N - оценочный показатель стандарта качества по норме, %;
Р - приоритетность каждого оценочного показателя качества бюджетной услуги в общей оценке показателей стандарта качества по бюджетной услуге
п
сближению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и коммерческих организациях. Если ранее отчетность бюджетных организаций предназначалась в основном для контроля за равномерностью расходования бюджетных и внебюджетных средств, то реформирование государственного сектора требует усиления мотивации участников бюджетного процесса к постоянному поиску резервов и повышению эффективности деятельности. В связи с этим возрастает роль отчетности как информационного обеспечения системы комплексного анализа и диагностики бюджетного процесса, а также поиска резервов повышения его эффективности.
Данные бюджетной отчетности по многим показателям теперь формируются одинаково с отчетностью коммерческой организации, что позволяет с высокой степенью точности оценить, что государству выгоднее: выполнять государственные задачи, заключая договоры с коммерческими организациями, или решать эти задачи через бюджетные учреждения.
К учетным источникам информации относятся бухгалтерский учет и отчетность; налоговый учет и отчетность; статистическая отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные. Согласно п. 3 ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетная отчетность включает отчет об исполнении бюджета, баланс исполнения бюджета, отчет о финансовых результатах деятельности, отчет о движении денежных средств, пояснительную записку.
Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении его по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований на первый и последний дни отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета. Отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам классификации операций сектора государственного управления. Отчет о движении денежных средств отражает операции по счетам бюджетов по кодам классификации операций сектора государственного управления. Пояснительная записка содержит анализ исполнения бюджета и бюджетной отчетности, а также сведения о выполнении государственного (муниципального) задания
и (или) иных результатах использования бюджетных ассигнований главными распорядителями (распорядителями, получателями) бюджетных средств в отчетном финансовом году.
Главными распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств) могут применяться ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие детализацию финансовой информации с соблюдением единой методологии и стандартов бюджетного учета и бюджетной отчетности.
К внеучетным источникам информации относится директивная информация; нормативно-плановая в виде бизнес-планов, нормативов, прейскурантов, справочников; материалы ревизий, инвентаризаций, проверок банков и налоговых инспекций; объяснительные и докладные записки; переписка с финансово-банковскими органами; статьи в газетах, журналах, бюллетени бирж и т.д.
Кроме официальной отчетности хозяйствующие субъекты могут разрабатывать управленческую отчетность, необходимую для осуществления полномочий органов государственной власти.
Методика организации и проведения бюджетного анализа
Методика бюджетного анализа, с одной стороны, базируется на общих подходах, принципах и методах экономического анализа, с другой стороны, отражает специфику бюджетного процесса. В методах бюджетного анализа выделяют макроуровень и микроуровень. Под макроэкономическим анализом эффективности деятельности учреждений и организаций сектора государственного управления выступает анализ достижения социальной и экономической эффективности функционирования бюджетной системы в целом в ведомственном, территориальном и программном разрезах. Микроэкономический анализ предполагает анализ эффективности деятельности бюджетных учреждений, которым рыночная экономика дает большую самостоятельность в определении вида оказываемых услуг на основе изучения рынка, выбора партнеров и формирования государственных заказов.
Анализ эффективности деятельности бюджетных учреждений должен проводиться на комплексной основе и включать:
- предварительный обзор обобщающих показателей и внешних условий деятельности субъектов государственного сектора управления;
- углубленный анализ всех показателей по блокам в их взаимосвязи;
- обобщающую комплексную оценку эффективности и социальной значимости хозяйственной деятельности.
Разработка методики организации и проведения бюджетного анализа основывалась на рекомендациях таких известных ученых в области экономического анализа, как А.Д. Шеремет, М.И. Баканов, М.В. Мельник и др. Их разработки были обобщены, систематизированы и сформированы в виде научных подходов и концептуальных принципов проведения бюджетного анализа:
- комплексный подход к исследуемой проблеме;
- поэтапность проведения бюджетного анализа;
- установление приоритета целей и специфики исследуемых экономических субъектов;
- разработка системы показателей и критериев их оценки для всех стадий бюджетного процесса и уровней бюджетной системы;
- группировка показателей по наиболее значимым направлениям;
- выделение главных компонент и взаимосвязей между показателями;
- использование методов факторного анализа и моделирования бюджетного процесса;
- базовый подход к бюджетному анализу через формирование единого информационного пространства из учетной и внеучетной информации, позволяющего многократно использовать первичные показатели для различных видов анализа (ведомственного, тематического и др.);
- консолидация результатов анализа, разработка предложений по устранению проблем и повышению эффективности бюджетного процесса. Содержание научных подходов и концептуальных принципов проведения бюджетного анализа раскрывается по нескольким этапам.
На первом этапе (целевом) объект исследования представляется как система, для которой определяют цели и условия функционирования. Для этого сначала выделяются отдельные части объекта, которые могут рассматриваться как элементы системы. Кроме того, на этом этапе должна быть сформулирована цель развития системы, задачи, которые она решает, связь с другими системами, взаимосвязи между отдельными элементами, функционирование каждого элемента и системы в целом.
На втором (параметрическом) этапе бюджетного анализа необходима разработка общих крите-
риев и показателей эффективности формирования и использования бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса и уровнях бюджетной системы.
На третьем (модельном) этапе составляется общая схема (модель) системы, устанавливающая ее главные компоненты, функции, взаимосвязи, разрабатывается схема подсистем, показывающая соподчинение этих элементов.
На основе информационной модели деятельности бюджетной организации составляется общая блок-схема бюджетного анализа, классифицируются факторы и показатели, формализуются связи между ними.
На четвертом (факторном) этапе выявляются все основные взаимосвязи и факторы, дающие количественные характеристики. Взаимосвязь показателей разных блоков носит, как правило, схоластический характер (каждому значению факторного признака соответствует множество значений результативного признака).
Показателей внешних условий, технико-организационного уровня и других условий предоставления услуг в государственном секторе управления много. Но из-за разнообразия направлений деятельности бюджетных организаций обобщающего показателя нет.
Прямую связь этих показателей с показателями внутриорганизационной эффективности использования производственных ресурсов трудно выявить, хотя определенная зависимость показателей интенсификации ресурсов от показателей внутриор-ганизационной эффективности и других условий производства и предоставления товаров и услуг существует. Для количественной характеристики этой зависимости следует применять методы корреляционно-регрессионного анализа.
Для анализа выполнения программ развития и смет по внебюджетной деятельности лучше использовать детерминированный факторный анализ, так как взаимосвязь его входных и выходных показателей (средняя величина нефинансовых активов; выход услуг на 1 руб. финансовых активов (фондоотдача); стоимость потребленных при оказании услуг предметов труда (материалоотдача); средняя численность работающих (персонала) и производительность их труда) может быть четко формализована. Для факторного моделирования могут использоваться известные факторные модели. На практике ограничиваются рассмотрением конеч-
ного числа факторов, которое зависит от субъекта, который проводит анализ, от задач самого анализа и технических и информационных возможностей.
Объем услуг определяется ресурсом с минимальным потенциалом, обычно это стоимость нефинансовых и непроизведенных активов и иных материальных объектов, используемых в деятельности бюджетной организации при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации. На использование предоставленных бюджетной организации кадровых, материальных, информационных и иных ресурсов воздействует внутриорганизационный уровень профессиональной деятельности через интенсивные и экстенсивные факторы, определяющие элементарные аналитические показатели потребления ресурсов.
Моделирование эффективности бюджетных расходов
Согласно ст. 34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности (и экономности) использования бюджетных средств заключается в использовании наименьшего объема средств для достижения заданного результата или достижения наилучшего результата при фиксированном объеме бюджетных средств [2]. Поэтому факторы, влияющие на процесс выполнения работ и оказания услуг, оцениваются с учетом соблюдения данного принципа, а также с позиции их влияния на обобщающие показатели, характеризующие степень выполнения функций бюджетной организации. Но при этом необходимо учитывать и обратную связь, т.е. влияние этих результативных показателей на показатели, характеризующие отдельные стороны работы бюджетной организации.
Для оценки эффективности бюджетных расходов возьмем три ключевых показателя:
- прямой (непосредственный) результат (бюджетная услуга и ее объем);
- затраты на предоставление бюджетной услуги;
- конечный социальный результат, с помощью которого можно измерить качество бюджетной услуги. Оценка эффективности бюджетных
расходов в данном случае будет основана на расчете показателей эффективности:
- экономической эффективности (соотношение показателя бюджетной услуги и затрат на ее предоставление);
- результативности (соотношение показателя конечного результата и показателя бюджетной услуги);
- эффективности бюджетных расходов (соотношение показателя конечного результата и затрат на предоставление бюджетной услуги). Взаимосвязь указанных показателей можно
представить в виде двухфакторной мультипликативной модели (см. рисунок).
Факторный анализ позволяет увидеть пути повышения эффективности бюджетных расходов:
- повысить экономическую эффективность при сохранении результативности, сокращая расходы на предоставление бюджетных услуг без ухудшения качества услуги и конечного результата;
- повысить результативность при сохранении экономической эффективности, повышая качество услуги без увеличения расходов на ее предоставление.
На пятом (расчетно-аналитическом) этапе бюджетного анализа апробируют построенные на предыдущих этапах факторные модели взаимосвязей показателей и формируют информационно-аналитическую базу бюджетного процесса.
Методы горизонтального, вертикального, трендового анализа, сравнительного анализа финансовых коэффициентов, рекомендуемые МСФО, позволяют представить картину эффективности (неэффективности) деятельности бюджетной организации по сравнению с международной практикой. Это позволяет анализировать показатели в динамике, а также плановые и прогнозные показатели.
Информатизация процесса бюджетного анализа позволяет работать с моделью многократно, определять, как изменение одного показателя влияет
Показатели конечного результата Р
Показатели бюджетной услуги и ее объема У
Затраты на предоставление бюджетной услуги 3
Показатель результативности R = Р / 3
Экономическая эффективность Э = У/3
Эффективность бюджетных расходов Эб.Р= R х Э = Р / 3
Схема факторного моделирования показателя эффективности бюджетных расходов
на другие, сравнивать дополнительное вложение бюджетных средств для улучшения одного показателя с повышением эффективности этих вложений, отражаемой в других показателях.
Шестой (оценочный) этап бюджетного анализа включает обобщение результатов анализа для объективной оценки эффективности и социальной значимости деятельности бюджетной организации, а также выявления резервов повышения бюджетной эффективности.
Приоритетным принципом проведения анализа эффективности бюджетной организации являются системный подход к анализу, анализ взаимосвязи и взаимной обусловленности каждого этапа анализа, их выход на обобщающие показатели эффективности.
В условиях реформирования государственного (общественного) сектора, проводимого в России, создание адекватной системы оценки бюджетного процесса и разработка современных комплексных методов анализа использования бюджетных средств будут способствовать повышению бюджетной эффективности, основанному на высоком качестве инструментальных средств и профессионализме работников
бюджетной сферы и контрольно-счетных органов.
Разработка комплексной методики направлена на развитие унифицированного подхода к контрольно-диагностическим мероприятиям, внедрение в систему государственного финансового контроля аналитических процедур, что упростит сравнение эффективности расходования государственных средств между отдельными бюджетными учреждениями и между различными муниципальными образованиями и регионами.
Список литературы
1. Белякова Э. И., Казакова Н.А., Федченко Е.А. Актуальные направления совершенствования государственного контроля // Финансы и кредит. 2012. № 19. С. 35-41.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
3. Казакова Н.А., Федченко Е.А. Анализ и контроль бюджетной эффективности в условиях реформирования государственного сектора // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 3. С. 10-18.
Methods of analysis
IMPROVEMENT OF METHODS OF ANALYSIS OF BUDGET EFFICIENCY
Nataliia A. KAZAKOVA, Elena A. FEDCHENKO
Abstract
The article deals with the methods of analysis based on the concept of budget efficiency. The research work defines the principles of the integrated analysis of budget efficiency; it proposes the approaches to formation of budget-efficiency assessment-indicators system that will assess gaining of greater effectiveness of use of resources on the basis of quantitative criteria.
Keywords: budget efficiency, comprehensive analysis, system of indicators, information sources, simulation
References
1. Beliakova E. I., Kazakova N.A., Fedchenko E.A. Aktual'nye napravleniia sovershenstvovaniia gosudarst-vennogo kontrolia [The topical directions of improvement of the government control]. Finansy i kredit -Finance and credit, 2012, no. 19, pp. 35-41.
2. RF Federal Law "The Budgetary Code ofthe Russian Federation" of July 31, 1998 № 145-FZ. (In Russ.)
3. Kazakova N.A., Fedchenko E.A. Analiz i kontrol' biudzhetnoi effektivnosti v usloviiakh reformirovaniia gosudarstvennogo sektora [Analysis and control of budget efficiency in conditions of public-sector reforming]. Fin-ansovaia analitika: problemy i resheniia - Financial analytics: problems and solutions, 2013, no. 3, pp. 10-18.
Nataliia A. KAZAKOVA
Plekhanov Russian University of Economics,
Moscow, Russian Federation
Elena A. FEDCHENKO
Plekhanov Russian University of Economics,
Moscow, Russian Federation