Научная статья на тему 'Совершенствование методических подходов к планированию деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в рамках региональных ведомственных целевых программ'

Совершенствование методических подходов к планированию деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в рамках региональных ведомственных целевых программ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
80
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИНДИКАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / КРИТЕРИАЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ / НЕПРЕРЫВНЫЙ КОНТРОЛЬ / DEPARTMENTAL SPECIAL-PURPOSE / TARGET INDICES / INDICATIVE INDICES / CRITERION INDICES / CONTINUOUS INSPECTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зайцева Н. В., Шур Павел Залманович, Гусев А. Л.

В статье рассматриваются методические подходы к установлению количественных характеристик зависимости показателей конечного результата от показателей непосредственного результата, зависимости показателей непосредственного результата от показателей деятельности органов и организаций Роспотребнадзора с использованием математического аппарата непрерывного контроля метода вероятностно-статистического анализа, позволяющего не только распознавать критические ситуации для обоснования необходимости принятия управленческого решения, но и оценивать связь показателей непосредственного и конечного результата деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в рамках ведомственных целевых программ с определением приоритетных территорий и объектов для планирования надзорных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Зайцева Н. В., Шур Павел Залманович, Гусев А. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO ROSPOTREBNADZOR AGENCIES ACTIVITY PLANNING ACCORDING TO REGIONAL DEPARTMENT TARGET PROGRAMS

Methodological approaches to establish quality parameters of end result direct result dependence, dependence of direct results parameters from Rospotrebnadzor agencies activity indicators using continuous control mathematical tool (probabilistic-statistical analysis) allows to determine critical situations for management decision making necessity justification and evaluate indicators linkage of Rospotrebnadzor agencies activity direct and end results according to departmental target programs including priority territories and establishments for inspection activity planning are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методических подходов к планированию деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в рамках региональных ведомственных целевых программ»

4

ЗНиСО AHiflPt №1 (214)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ПЛАНИРОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Н.В. Зайцева, П.З. Шур, А.Л. Гусев

IMPROVEMENT OF METHODOLOGICAL APPROACHES TO ROSPOTREBNADZOR AGENCIES ACTIVITY PLANNING ACCORDING TO REGIONAL DEPARTMENT TARGET PROGRAMS

N.V. Zaitseva, P.Z. Shur, A.L. Gusev

ФГУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» Роспотребнадзора

В статье рассматриваются методические подходы к установлению количественных характеристик зависимости показателей конечного результата от показателей непосредственного результата, зависимости показателей непосредственного результата от показателей деятельности органов и организаций Роспотребнадзора с использованием математического аппарата непрерывного контроля — метода вероятностно-статистического анализа, позволяющего не только распознавать критические ситуации для обоснования необходимости принятия управленческого решения, но и оценивать связь показателей непосредственного и конечного результата деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в рамках ведомственных целевых программ с определением приоритетных территорий и объектов для планирования надзорных мероприятий.

Ключевые слова: ведомственная целевая программа, целевые показатели, индикативные показатели, критериальный показатель, непрерывный контроль.

Methodological approaches to establish quality parameters of end result — direct result dependence, dependence of direct results parameters from Rospotrebnadzor agencies activity indicators using continuous control mathematical tool (probabilistic-statistical analysis) allows to determine critical situations for management decision making necessity justification and evaluate indicators linkage of Rospotrebnadzor agencies activity direct and end — results according to departmental target programs including priority territories and establishments for inspection activity planning are considered.

Keywords: departmental special-purpose, target indices, indicative indices, criterion indices, continuous inspection. program

Совершенствование деятельности по эффективному расходованию бюджетных средств, формированию проектов бюджета органов и организаций Роспотребнадзора относится к основным задачам, решаемым Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целях реализации Концепции Административной реформы [2]. Планирование является одним из обязательных видов деятельности управления Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации, направленным на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиту прав потребителей, организацию работы по улучшению состояния здоровья населения и среды его обитания [3]. При планировании деятельно -сти органов и организаций Роспотребнадзора в рамках ведомственных целевых программ (ВЦП) регионального уровня, направленных на решение тактических задач, наиболее сложным являются количественная оценка связи

непосредственного результата с конечным и четкое разграничение «зон ответственности» при определении целевых показателей конечного результата с учетом межведомственного взаимодействия [4]. Вместе с тем, методы установления количественных характеристик зависимости целевых индикаторов от индикаторов непосредственного результата и параметров моделей, описывающих связь показателей деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в регионах с изменением индикаторов непосредственного результата разработаны недостаточно. Методология оценки риска здоровью является одним из наиболее адекватных инструментов для решения задач управления, а показатели риска для здоровья населения с полным правом могут рассматриваться в качестве целевых индикативных показателей характеризующих конечный результат [1]. Однако, существующие форматы информации, ориентированные в соответствии с функциями Роспотребнадзора на оценку

январь №1 (214)

5

соответствия санитарно-эпидемиологической ситуации действующим нормативным документам, не позволяют в полной мере использовать преимущества этой методологии для анализа связи непосредственного результата с конечным и выделения вклада действий органов и организаций Роспотребнадзора в улучшение состояния здоровья населения.

Целесообразно последовательно решать ряд задач, направленных на обоснование способов установления характеристик зависимости показателей конечного результата, в том числе выраженных в виде уменьшения вероятности нарушения здоровья граждан, от показателей непосредственного результата, зависимости показателей непосредственного результата от показателей деятельности органов и организаций Роспотребнадзора.

Применение вероятностно-статистического анализа позволяет не только оценить связь показателей непосредственного и конечного результата деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в рамках ВЦП, например, таких как «Гигиена и здоровье», но и определить приоритетные территории и объекты для планирования надзорных мероприятий. Адекватным для этого является математический аппарат непрерывного контроля — метода вероятностно-статистического анализа, позволяющего распознавать критические ситуации для обоснования необходимости принятия решения.

Этот метод реализуется при помощи следующих процедур: подготовки исходной информации, характеризующей индикативные показатели и показатели здоровья; обоснования критериальных показателей состояния здоровья населения и критериальных индикативных показателей; оценки вероятностных характеристик показателей здоровья и индикативных показателей; определения плана непрерывного контроля по вероятностным характеристикам исходной информации; определения целевых показателей здоровья (показателей предотвращенного индивидуального и популяционного риска здоровью) и целевых индикативных показателей, в том числе с учетом вклада деятельности органов и организаций Роспотребнадзора в достижение непосредственного и конечного результата.

На первом этапе с учетом распределения данных формируются маркерные таблицы, позволяющие оценить вероятности того, что показатели конечного и непосредственного результата (показатели здоровья и индика-

тивные показатели ВЦП) на территориях будет ниже (маркер «0») или выше (маркер «1») среднемноголетней величины по региону. Для расчета критериальных показателей здоровья необходимо вычислить ПЗ 0 — среднее выборочное показателя здоровья и 5"0 — выборочное квадратичное отклонение по территориям, имеющим ранг «0» (показатель здоровья, например заболеваемости, ниже среднего). В качестве критериального показателя здоровья (КПЗ) принимается значение КПЗ = ПЗ о + 450. Аналогично рассчитываются критериальные индикативные показатели КИП = ИП о + 4500, где ИП о — среднее выборочное индикативного показателя ВЦП по территориям, имеющим ранг «0» (индикативный показатель ВЦП ниже среднего), 500 — выборочное квадратичное отклонение по территориям, имеющим ранг «0».

Уровни заболеваемости выше критериальных соответствуют понятию массовой неинфекционной заболеваемости при условии, что абсолютное число зарегистрированных случаев выше 20. Территории, на которых индикативные показатели ВЦП хуже аналогичных критериальных могут рассматриваться как территории санитарного неблагополучия по этим показателям. Этим территориям присваивается маркер «1» по показателям здоровья и санитарного неблагополучия соответственно. Далее производится идентификация территорий санитарного неблагополучия с массовой неинфекционной заболеваемостью по классам болезней, этиологически связанным с показателями, обуславливающими санитарное неблагополучие, для каждой территории рассчитывается вероятность формирования санитарного неблагополучия и соответствующей массовой неинфекционной заболеваемости на следующий временной период (как правило, год). Так, например, в Пермском крае в 2009 г. по критерию санитарного неблагополучия (удельный вес проб воды нестандартных по санитарно-химическим показателям) выделено 16 территорий, по критериям массовой заболеваемости (болезни эндокринной системы) — 10 территорий. При этом совпадение маркеров «1» на одной территории, показывающее вероятность связи этих показателей отмечено на 4 территориях, которые должны быть учтены в первую очередь.

Расчет целевых и индикативных показателей ВЦП производится с использованием непрерывного контроля. Для выбора плана непрерывного контроля санитарно-

6

ЗНиСО ЯНВАРЬ №1 (214)

эпидемиологической ситуации (установления правил остановки контроля для принятия решения) необходимо после расчета оценок вероятности для показателя здоровья и индикативного показателя ВЦП установить число критических ситуаций в общем числе исследованных ситуаций (к). Это число устанавливается экспертно (рекомендуется k = 2). Показатель, определяющий число ситуаций, учитываемых в плане непрерывного контроля (г), устанавливается с учетом выбранного числа и вероятности превышения среднего значения индикативных показателей конечного и непосредственного результата (рекомендованная величина г = 4). При г = 4 правилом остановки контроля являются следующие последовательности маркеров: (1,1), (1,0,1) и (1,0,0,1). Появление одной из этих последовательностей свидетельствует о неблагополучии и непрерывный контроль останавливается для принятия решения. Для выбранного плана непрерывного контроля с памятью считается, что до начала контроля наблюдался маркер «1». После того как определен план непрерывного контроля рассчитывается количество остановок контроля по показателю здоровья (о:), по индикативному непосредственного показателю и количество остановок контроля по показателю здоровья, которые совпали с остановками контроля по индикативному показателю ^3). Если o3 = 0, то взаимосвязь индикативного показателя непосредственного результата и показателя здоровья на данный временной период отсутствует.

Если o3 > 0, то оценка вероятности того, что остановка контроля по показателю здоровья и по индикативному показателю непосредственного результата взаимосвязаны между собой, рассчитывается по формуле р3 = оЦ (о1 о2).

Оценка вероятности p3 — это вероятностная характеристика степени связи превышения критериального показателя здоровья и превышения критериального индикативного показателя непосредственного результата, которая рассматривается как риск возникновения массовой неинфекционной заболеваемости, связанный с неблагоприятной санитарной ситуацией (уровень риска управляемого при помощи индикативного показателя непосредственного результата). Если p3 < 0,05 то вероятность связи индикативного показателя и показателя здоровья за данный период находится на уровне статистической погрешности, что расценивается как отсутствие связи.

Оценка вероятности того, что показатель здоровья будет хуже критериального (р4),

рассчитывается по формуле р4 =-

к1

, где:

N х К

N — количество территорий, К — количество исследованных временных периодов (рекомендуется 5), kl — количество превышений критериальных показателей здоровья на территориях за весь исследуемый период. Эту оценку можно рассматривать как риск массовой неинфекционной заболеваемости в регионе от всех причин.

Фоновый показатель здоровья (ФПЗ), не управляемый в рамках ведомственной целевой программы находится по формуле ФПЗ = ПЗ - УПЗ , где УПЗ — величина (управляемая составляющая), на которую можно изменить показатель здоровья в результате реализации ВЦП:

УПЗ = [(ПЗ + 4БПЗ) - (ПЗ0 + 450)] х р3 х р4.

Для Пермского края фоновый показатель здоровья (болезни эндокринной системы) составил 41,79 %о, управляемый — 1,5 %о. Величину управляемого риска можно рассматривать как риск, который может быть предотвращен в ходе реализации ведомственной целевой программы.

При достижении фонового показателя здоровья (ФПЗ) он не будет связан с индикативными показателями непосредственного результата реализации ВЦП. В случае, если o3 = 0 или p3 < 0,05, вероятность взаимосвязи индикативного показателя и показателя здоровья за данный временной период отсутствует, реализация ВЦП за текущий временной период считается успешной. Аналогично определяются фоновый и управляемый индикативные показатели непосредственного результата. Критерием успешной реализации ВЦП является отсутствие управляемой доли показателя. Например, для региона фоновый удельный вес проб воды, нестандартных по санитарно-химическим показателям составил 5,43 %, управляемый — 10,20 %.

Целевой индикативный показатель непосредственного результата деятельности органов и организаций Роспотребнадзора вычисляется по формуле ЦИП = УИП х р , где в — коэффициент, характеризующий вклад органов и организаций Роспотребнадзора в достижение непосредственного результата (0 < р < 1), который определяется на основании анализа результатов эмпирических исследований. Аналогично для ведомственной целевой программы определяется целевой показатель здоровья.

ШИ №1 (214)

7

В рассматриваемом примере доля управляемого в системе Роспотребнадзора индикативного показателя непосредственного результата ВЦП «Гигиена и здоровье» (управляющие действия — предупреждения юридических лиц, внеплановые мероприятия по контролю) составила 26 % от управляемого уровня этого показателя, и соответственно от управляемого показателя здоровья). Следовательно, в результате действий Роспотребнадзора в рамках ВЦП в 2009 г. предотвращенный популя-ционный риск заболеваний эндокринной системы, связанный с нарушением нормативов санитарно-химических показателей в воде системы хозяйственно-питьевого водоснабжения, составил 166 случаев.

Таким образом, методические подходы к планированию деятельности органов и организаций Роспотребнадзора с использованием комплекса вероятностно-статистических методов позволяют определять управляемые величины индикативных показателей непосредственного и конечного результата ВЦП, а также вклад органов и организаций Роспотребнадзора в достижение непосредственного и конечного результата и осущест-

влять оценку эффективности мероприятий на

отдельных территориях субъекта РФ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основные направления деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на 2010 год. Утверждены приказом Роспотребнадзора от 06.10.2009 № 639.

2. Основы оценки риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду /Г. Г. Онищенко, С.М. Новиков, Ю.А. Рахманин, С.Л. Авалиани, К.А. Буштуева. М.: НИИ ЭЧ и ГОС, 2002.

3. МУ 5.1.2526—09 «Планирование деятельности управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

4. Шестопалов Н.В., Симкалова Л.М., Митрохин О.В. Бюджетирование, ориентированное на результат, для специалистов Роспотребнадзора: Учебное пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. 256 с.

Контактная информация. Шур Павел Залманович, тел.: 8 (342) 238 33 37, e-mail: shur@fcrisk.ru.

Contact information.

Shur Pavel Zalmanovich, phone: 8 (342) 238 33 37, e-mail: shur@fcrisk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.