Научная статья на тему 'Методические подходы к определению вклада органов и организаций Роспотребнадзора в управление риском здоровью населения'

Методические подходы к определению вклада органов и организаций Роспотребнадзора в управление риском здоровью населения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-ND
48
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИНИМИЗАЦИЯ РИСКОВ ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ / КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / МЕТОД НЕЛИНЕЙНОГО МАТРИЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ВКЛАД ДЕЙСТВИЙ ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА / HEALTH RISK REDUCTION / CASCADE MANAGEMENT MODEL / NONLINEAR MATRIX PREDICTION / INSTITUTIONS AND SERVCES CONTRIBUTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайцева Н. В., Шур П. З., Бабушкина Е. В., Гусев Андрей Леонидович

В статье предложена каскадная модель управления, включающая последовательный анализ зависимости уровня риска здоровью от состояния среды обитания, объектов надзора, действий органов и организаций Роспотребнадзора. Количественная характеристика вклада действий органов и организаций Роспотребнадзора в управление риском здоровью населения устанавливается методом нелинейного матричного прогнозирования. В результате апробации методических подходов установлено, что вклад действий Роспотребнадзора в снижение риска для здоровья населения. составляет от 5,8 до 24,7 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зайцева Н. В., Шур П. З., Бабушкина Е. В., Гусев Андрей Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL APPROACHES TO DETERMINING THE CONTRIBUTION OF INSTITUTIONS AND SERVICES OF THE FEDERAL STATE SERVICE FOR SURVEILLANCE IN THE SPHERE OF CONSUMERS PROTECTION AND HUMAN WELL-BEING TO HEALTH RISK MANAGEMENT

In order to substantiate the activity of the Federal Service aimed at health risk reduction, we propose a cascade management model including a step-by-step analysis of the dependence of health risk levels from environmental conditions, objects of inspection, the activity of institutions and services of the Federal Service. A quantitative characteristic of the contribution of such institutions and services to health risk management is determined by nonlinear matrix prediction. The application of the methodical approaches shows that the contribution of the Federal Services activity to environmental quality management comprises from 5.8 to 24,7 %.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к определению вклада органов и организаций Роспотребнадзора в управление риском здоровью населения»

НОЯБРЬ №11 (212) ЗНиСО

11

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВКЛАДА ОРГАНОВ И ОРГАНИЗАЦИЙ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ ЗДОРОВЬЮ НАСЕЛЕНИЯ

Н.В. Зайцева, П.З. Шур, Е.В. Бабушкина, А.Л. Гусев

METHODICAL APPROACHES TO DETERMINING THE CONTRIBUTION OF INSTITUTIONS AND SERVICES OF THE FEDERAL STATE SERVICE FOR SURVEILLANCE IN THE SPHERE OF CONSUMERS PROTECTION AND HUMAN WELL-BEING TO HEALTH RISK MANAGEMENT

N.V. Zaitseva, P.Z. Shur, Ye.V. Babushkina, A.L. Gusev

ФГУН «Федеральный научный центр медико-профилактических технологий управления рисками здоровью населения» г. Пермь

В статье предложена каскадная модель управления, включающая последовательный анализ зависимости уровня риска здоровью от состояния среды обитания, объектов надзора, действий органов и организаций Роспотребнадзора. Количественная характеристика вклададействий органов и организаций Роспотребнадзора в управление риском здоровью населения устанавливается методом нелинейного матричного прогнозирования. В результате апробации методических подходов установлено, что вклад действий Роспотребнадзора в снижение риска для здоровья населения. составляет от 5,8 до 24,7 %.

Ключевые слова: минимизация рисков здоровью населения, каскадная модель управления, метод нелинейного матричного прогнозирования, вклад действий органов и организаций Роспотребнадзора

In order to substantiate the activity of the Federal Service aimed at health risk reduction, we propose a cascade management model including a step-by-step analysis of the dependence of health risk levels from environmental conditions, objects of inspection, the activity of institutions and services of the Federal Service. A quantitative characteristic of the contribution of such institutions and services to health risk management is determined by nonlinear matrix prediction. The application of the methodical approaches shows that the contribution of the Federal Service's activity to environmental quality management comprises from 5.8 to 24,7 %.

Keywords: health risk reduction, cascade management model, nonlinear matrix prediction, institutions and servces contribution.

Для обоснования деятельности в системе Роспотребнадзора по минимизации рисков здоровью населения была предложена каскадная модель управления, включающая последовательный анализ зависимости уровня риска здоровью от состояния среды обитания, объектов надзора, действий органов и организаций Роспотребнадзора. Каждое звено каскадной модели представляет собой воздействие управляющих факторов на соответствующие отклики. В качестве исходной информации для данной модели на первом этапе целесообразно использование показателей, которые агрегируются в системе социально-гигиенического мониторинга и используются как индикативные показатели в ведомственных целевых программах [1]. Задачи установления взаимосвязей между большинством звеньев каскадной модели и идентификации области управления могут быть решены с помощью вероятностно-статистических методов, наиболее адекватными из которых являются методы непрерывного контроля. Однако, одна из наиболее важных задач — выделение вклада действий Роспотребнадзора в управление качеством среды обитания существующими методами не может быть решена в полной мере. В связи с этим применение метода нелинейного матричного прогнозирования, позволяющего учитывать взаимозависимости факторов модели и устанавливать оптимальные функции моделирования, является актуальным.

Для применения метода нелинейного матричного прогнозирования необходима пред-

варительная подготовка информации. На основе базы данных об индикативных показателях, характеризующих качество среды обитания (ИП/) на г-й территории субъекта РФ за у-й год (временной рекомендуемый период 6 5 лет) рассчитывается средний индикативный показатель ИП для выявления территорий с показателями меньше него. По значению ИП 0 — среднего индикативного показателя на выявленных территориях идентифицируются территории по критерию ИП/ > ИП0 .

Информация об индикативных показателях, характеризующих качество среды обитания и факторах управления (действиях Роспотребнадзора (X} ^, ,..., Xfj) на идентифицированных территориях является основным для применения метода нелинейного матричного прогнозирования, который состоит из пяти основных этапов.

I этап. Оценка влияния факторов управления действий Роспотребнадзора на ответы (индикативный показатель {ИП) с линеаризацией взаимосвязей через набор стандартных функций, основываясь на увеличении коэффициентов корреляции.

II этап. Комбинирование факторов управления и построение набора многомерных нелинейных первого рода моделей управления.

III этап. Нахождение параметров построенных многомерных моделей управления последовательно по годам за рекомендуемый временной период для оценки их устойчивости с учетом временного эффекта.

12

ЗНиСО НОЯБРЬ №11 (212)

IV этап. Выбор наиболее устойчивой модели для определения вклада действий органов и организаций Роспотребнадзора в управление качеством среды обитания. Для этого вычисляются информационные расстояния между парами матриц IB B и амплитудный коридор Acor для каждой модели управления [2; 3]:

Wf 1 til

i=1 j=1 (n + 1)m

t (1 Bt,Bt +1 -I)2

Acor = ■

G - 2 f=í

I = ■

I

1 G-1

G -

71 Ib

1 t=1

, где

(1)

, где (2)

(3)

В1 — матрица управления размером т х (я+1); ^ = \ G - 1; < — некоторая метрика, определяющая ' разницу между соответствующими элементами матриц В1 и В

V этап. Нахождение а — вклада действий органов и организаций Роспотребнадзора в управление качеством среды обитания, который равен коэффициенту детерминации модели управления.

Далее, после вычисления а методом нелинейного матричного прогнозирования, вычисляется УИП — количественная часть индикативного показателя, управляемого в системе Роспотребнадзора:

УИП = ах(ИП -ИП0) .

(4)

Для оценки результативности действий Роспотребнадзора вычисляется управляемая доля индикативного показателя (УДИП):

100%

УДИП =

УИП ИП

(5)

Коэффициент результативности действий Роспотребнадзора за последний год находится по формуле:

KR = УДИП7 - УДИП 2 , где

(6)

УДИП1 — управляемая доля индикативного показателя за предшествующий год, УДИП2 — управляемая доля индикативного показателя за текущий год.

Если КЯ > 0, то действия Роспотребнадзора проводились эффективно, ситуация улучшилась УДИП, - УДИП2

на

+ х100 %.

УДИП,

Если КВ.= 0, то действия Роспотребнадзора сохранили ситуацию на уровне предыдущего года.

Если КЯ < 0, то действия Роспотребнадзора проводились неэффективно, ситуация ухудши-

УДИП2 - УДИП,

лась на -

-X100%.

УДИП,

Апробация методических подходов на примере Пермского края показала, что вклад действий органов и организаций Роспотребнадзора в управление качеством среды обитания составляет по показателю удельного веса замеров искусственной освещенности, не соответствующих гигиеническим нормативам — 16,3 %, удельного веса замеров шума, не соответствующих гигиеническим нормативам — 5,8 %, удельного веса замеров вибрации, не соответствующих гигиеническим нормативам — 24,7 %, удельного веса нестандартных проб воды по микробиологическим показателям — 9,5 %, удельного веса нестандартных проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям — 7,7 %, удельного

80%

К. B

t>~t +1

1

t^t +1

60% 40%

20%

0%

1

2 3 4 5 6

Рис. 1. Вклад действий органов и организаций Роспотребнадзора в управление качеством среды обитания, %

(1 — удельный вес замеров искусственной освещенности, не соответствующих гигиеническим нормативам; 2 — удельный вес замеров вибрации, не соответствующих гигиеническим нормативам; 3 — удельный вес замеров шума, не соответствующих гигиеническим нормативам; 4 — удельный вес нестандартных проб воды по микробиологическим показателям; 5 — удельный вес нестандартных проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям; 6 — удельный вес нестандартных проб воды по санитарно-химическим показателям)

НОЯБРЬ №11 (212) ЗНиСО

13

веса нестандартных проб воды по санитарно-химическим показателям — 16,9 % (рис. 1).

В качестве управляющих действий в системе Роспотребнадзора, участвующих в управлении качеством среды обитания и, как следствие, в управлении риском здоровью можно выделить составление территориальным органом Роспотребнадзора протоколов об административном правонарушении, вынесение вопросов на рассмотрение, выдача предписаний об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства, выступлений в СМИ с участием должностных лиц Роспотребнадзора, наложение административного штрафа на юридических лиц, составление протоколов об административном правонарушении, обеспечение постановлений прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, внеплановые мероприятия по контролю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. О порядке использования социально-гигиенического мониторинга в целях бюджетирования, ориентированного на результат. М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2007.

2. Балюкина Л.А., Гусев А.Л., Зайцева Н.В., Шур П.З. Планирование выбора модели для управления рисками здоровью населения в системе Роспотребнадзора //Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Научные основы и медико-профилактические технологии обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»: Сборник статей. Пермь, 2009. С. 230—234.

3. Гусев А.Л., Пенский О.Г., Зайцева Н.В., Шур П.З. Сравнительная оценка математических моделей управления рисками здоровью населения //Материалы IV Международной научно-технической конференции «Аналитические и числовые методы моделирования естественнонаучных и социальных проблем»: Сборник статей. Пенза, 2009. С. 193—194.

Контактная информация.

Гусев Андрей Леонидович, тел./факс: 8 (342) 237-2534, e-mail: gusev@fcrisk.ru.

Contact information.

Gusev Andrey Leonidovich, phone/fax: 8 (342) 237 25 34, e-mail: gusev@fcrisk.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.