Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕНАЛОГОВЫМИ ДОХОДАМИ БЮДЖЕТОВ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕНАЛОГОВЫМИ ДОХОДАМИ БЮДЖЕТОВ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСАМИ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магницкий Никита Дмитриевич

В статье представлен анализ содержания и особенностей подходов к оценке эффективности управления неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований в соответствии с порядком проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента. Автором осуществлен статистический анализ поступлений доходов от пользования лесами. Кроме того, составлен прогноз доходов от указанных платежей в соответствии с законами о бюджетах субъектов Российской Федерации. В результате исследования автором предложены методические рекомендации по совершенствованию подходов к оценке эффективности управления неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований на примере доходов в виде природной ренты в рамках платы за пользование лесами, которые в соответствии с отечественным бюджетным законодательством относятся к неналоговым платежам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING METHODOLOGICAL APPROACHES TO ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF MANAGING NON-TAX REVENUES OF THE BUDGETS OF PUBLIC LAW ENTITIES

The article presents an analysis of the content and peculiarities of approaches to assessing the effectiveness of managing non-tax revenues of the budgets of public-law entities in accordance with the procedure for monitoring the quality of financial management by the Ministry of Finance of the Russian Federation. The author carried out a statistical analysis of revenues from the forest exploitation. In addition, a forecast of revenues from these payments has been drawn up in accordance with the laws on the budgets of the constituent entities of the Russian Federation. As a result of the study, the author offered methodological recommendations to improve approaches to assessing the effectiveness of management of non-tax revenues of budgets of public-law entities on the example of revenues in the form of natural rent as part of the fees for forest exploitation, which in accordance with domestic budget legislation refer to non-tax payments.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ НЕНАЛОГОВЫМИ ДОХОДАМИ БЮДЖЕТОВ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ»

Общество: политика, экономика, право. 2023. № 4. С. 101-106. Society: Politics, Economics, Law. 2023. No. 4. P. 101-106.

Научная статья УДК 336.13

https://doi.org/10.24158/pep.2023.4.14

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности управления неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований

Никита Дмитриевич Магницкий

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, magnitskiy.nikita@gmail.com

Аннотация. В статье представлен анализ содержания и особенностей подходов к оценке эффективности управления неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований в соответствии с порядком проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента. Автором осуществлен статистический анализ поступлений доходов от пользования лесами. Кроме того, составлен прогноз доходов от указанных платежей в соответствии с законами о бюджетах субъектов Российской Федерации. В результате исследования автором предложены методические рекомендации по совершенствованию подходов к оценке эффективности управления неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований на примере доходов в виде природной ренты в рамках платы за пользование лесами, которые в соответствии с отечественным бюджетным законодательством относятся к неналоговым платежам.

Ключевые слова: неналоговые доходы, платежи за пользование лесами, финансовый менеджмент, управление доходами

Благодарности: автор выражает благодарность своему научному руководителю Юлии Габдраши-товне Тюриной (u_turina@mail.ru), доктору экономических наук, доценту, профессору Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Для цитирования: Магницкий Н.Д. Совершенствование методических подходов к оценке эффективности управления неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований // Общество: политика, экономика, право. 2023. № 4. С. 101-106. https://doi.org/10.24158/pep.2023A14.

Original article

Improving Methodological Approaches to Assessing the Effectiveness of Managing Non-Tax Revenues of the Budgets of Public Law Entities

Nikita D. Magnitskiy

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, magnitskiy.nikita@gmail.com

Abstract. The article presents an analysis of the content and peculiarities of approaches to assessing the effectiveness of managing non-tax revenues of the budgets of public-law entities in accordance with the procedure for monitoring the quality of financial management by the Ministry of Finance of the Russian Federation. The author carried out a statistical analysis of revenues from the forest exploitation. In addition, a forecast of revenues from these payments has been drawn up in accordance with the laws on the budgets of the constituent entities of the Russian Federation. As a result of the study, the author offered methodological recommendations to improve approaches to assessing the effectiveness of management of non-tax revenues of budgets of public-law entities on the example of revenues in the form of natural rent as part of the fees for forest exploitation, which in accordance with domestic budget legislation refer to non-tax payments.

Keywords: non-tax revenues, payments for the forests exploitation, financial management, income management

Acknowledgments: The author acknowledges her supervisor Yulia Gabdrashitovna Tyurina (u_tu-rina@mail.ru), D.Phil. in Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Public Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation.

For citation: Magnitskiy, N.D. (2023) Improving Methodological Approaches to Assessing the Effectiveness of Managing Non-Tax Revenues of the Budgets of Public Law Entities. Society: Politics, Economics, Law. (4), 101-106. Available from: doi:10.24158/pep.2023.4.14 (In Russian).

В условиях макроэкономической нестабильности и одновременной необходимости обеспечения сбалансированности бюджетов, постоянной модификации антикризисных мер ввиду их

© Магницкий Н.Д., 2023

краткосрочной эффективности, высокой степени неопределенности распределения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, наличия постоянных рисков снижения налоговой базы бюджетов публично-правовых образований, применения широкого спектра налоговых расходов, льгот и преференций (Васюнина, 2020» Шмиголь, 2020) решение проблемы управления неналоговыми доходами является важным направлением сферы общественных финансов. Именно от качественных характеристик управления ими во многом зависит реализация целей и задач государственной финансовой политики (Магницкий, 2022).

Низкое качество управления неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований не способствует не только результативному выполнению стратегических задач и реализации полномочий органов публично-правовых образований, в том числе по повышению качества жизни населения и экономической активности, но и формированию и исполнению сбалансированного бюджета соответствующего публично-правового образования (Понкратов, Бондаренко, 2021).

По нашему мнению, небольшая доля неналоговых доходов в экономически развитых странах по сравнению с частью налоговых доходов, их специфика и разнородность для конкретных стран, которая приводит к невозможности проведения межстранового анализа, «незначительность» неналоговых платежей по отношению к бюджетно-налоговой политике привели к отсутствию теоретических и практических исследований среди научного сообщества, посвященных развитию методологических подходов к оценке эффективности управления неналоговыми доходами публично-правовых образований. В связи с этим требуются уточнение методологических основ управления такими доходами, оценка его качества, а также разработка и реализация научно обоснованного комплекса практических мер, направленных на повышение качества управления неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований. Данные шаги приобретают особое значение в условиях необходимости увеличения бюджетных расходов при обеспечении государственного (муниципального) долга бюджетов публично-правовых образований и при решении проблем достижения устойчивых темпов социально-экономического развития и макроэкономической стабильности в стране (Солянникова, Раковский, 2016).

В отечественной практике качество оценки финансового менеджмента главных администраторов доходов федерального бюджета в части управления неналоговыми доходами регулируется Порядком проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента1. Он в том числе содержит основные подходы к организации оценки эффективности управления неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований.

Комплексная оценка в обозначенной сфере формируется по пяти показателям в разрезе по органам управления финансами, при этом их можно классифицировать следующим образом (таблица 1)2.

Таблица 1 - Показатели качества управления доходами бюджета

отдельных главных администраторов доходов федерального бюджета за 2021 г.3

Главный администратор средств федерального бюджета Итоговая оценка по доходам Качество планирования поступлений доходов Качество управления просроченной дебиторской задолженностью Эффективность управления дебиторской задолженностью по доходам Доля возвратов (возмещений) из федерального бюджета излишне уплаченных сумм Наличие утвержденной методики прогнозирования поступлений доходов

Вес

0,3 0,2 0,2 0,2 0,1

Минпромторг России 43,65 0,12 1,00 0,00 1,00 0,00

Росприроднадзор 43,14 0,11 1,00 0,00 0,99 0,00

Роснедра 7,37 0,25 0,00 0,00 0,00 0,00

1. Качество подходов к прогнозированию неналоговых платежей (общий вес 0,4). К указанному показателю относится наличие у органа управления финансами методики прогнозирования

1 Об утверждении Порядка проведения Министерством финансов РФ мониторинга качества финансового менеджмента [Электронный ресурс] : Приказ Минфина России от 18 июня 2020 г. № 112н : в ред. от 8 апр. 2022 г. : зарегистрировано в Минюсте России 26 авг. 2020 г. № 59471. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 Там же.

3 Составлено авторам на основе данных: Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] : официальный сайт. URL: https://minfin.gov.ru (дата обращения: 22.03.2023).

поступлений доходов в бюджеты публично-правовых образований, а также качество прогнозирования поступлений неналоговых доходов, предусматривающего отклонение фактического поступления неналоговых платежей от предполагаемой суммы.

2. Качество подходов к управлению дебиторской задолженностью по неналоговым доходам (совокупный вес 0,4), в том числе просроченной дебиторской задолженностью по неналоговым платежам, и приростом объемов дебиторской задолженности по доходам к фактическому поступлению соответствующего неналогового платежа.

3. Качество администрирования неналоговых доходов, в том числе доля возвратов (возмещений) из федерального бюджета излишне уплаченных (взысканных) сумм (вес 0,2).

Анализ действующего мониторинга качества финансового менеджмента позволяет сделать следующие выводы.

1. Наличие методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты публично-правовых образований у органа управления финансами не может являться критерием качества подходов к прогнозированию неналоговых платежей. Теоретический и практический анализ прогнозирования доходов свидетельствует, что отклонение фактического поступления неналоговых платежей от прогнозируемой суммы обусловлено некорректными методологическими подходами к прогнозированию таких доходов.

2. Рассматривая показатель просроченной дебиторской задолженности, который имеет тенденцию к снижению, и показатель дебиторской задолженности на забалансовых счетах, имеющий тенденцию к увеличению, у отдельных органов управления финансов, отметим, что темпы снижения просроченной дебиторской задолженности по отдельным органам управления финансами в 2021 г. относительно данных 2019 г. ниже, чем темпы возрастания задолженности, учитываемой на забалансовых счетах по показателю «сомнительная задолженность». Таким образом, при списании просроченной дебиторской задолженности с балансового учета уменьшается ее значение на конец отчетного периода, что положительно влияет на показатель финансового управления просроченной дебиторской задолженностью.

3. Оценивая показатель эффективности управления дебиторской задолженностью, отметим, что предлагаемый алгоритм расчета зависит от суммы поступлений в имущественные доходы, в частности части прибыли унитарных предприятий, а также дивидендов от обществ с участием публично-правовых образований. Эта сумма должна быть перечислена в доход бюджета публично-правового образования в отчетном финансовом году и нивелирует иные неналоговые платежи, в том числе плату пользователей радиочастотного спектра, ожидаемые к взысканию штрафы и т. д.

4. Отношение объема дебиторской задолженности к поступлениям доходов неналогового характера в краткосрочном периоде не является показательным и не отражает эффективность работы с ней. Оценку эффективности управления дебиторской задолженностью необходимо проводить как минимум в среднесрочной перспективе, а в идеале - с момента ее возникновения.

Таким образом, в рамках действующего финансового менеджмента главных администраторов доходов федерального бюджета применяются показатели, которые не отражают качество финансового менеджмента (методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты публично-правовых образований у органа управления финансами; отклонения фактического поступления неналоговых платежей от прогнозируемой суммы и т. д.). В связи с этим представляется целесообразным разработать комплексную методику качества прогнозирования неналоговых доходов бюджетов публично-правовых образований.

Нами была изучена статистика платежей за пользование лесами всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочном периоде (2014-2022 гг.) либо с момента начала поступления неналоговых платежей. В целях объективного подхода к анализу управления неналоговыми платежами публично-правовых образований была сформирована статистика о поступлении и прогнозе доходов в консолидированные бюджеты субъектов Федерации, связанных с доходами за пользование лесами1. Для лучшего выявления основных тенденций были включены данные за 2022 г.

На основании статистических сведений сформирован график, который отражает долю отклонения прогнозируемой суммы доходов в виде природных ресурсов, связанных с доходами от пользования лесами, от их фактического поступления (рисунок 1). По оси абсцисс представлена информация о доле доходов в виде платы за пользование лесами в разрезе по всем бюджетам публично-правовых образований от их суммарного поступления в 2014-2022 гг., по оси ординат -соответствующая доля отклонения фактического поступления от их прогнозного значения. Желтым пунктиром обозначено допустимое пороговое значение, которое в соответствии с действующей методикой2 не превышает 15 %.

1 Федеральное казначейство [Электронный ресурс] : официальный сайт. URL: https://roskazna.gov.ru (дата обращения: 23.03.2023).

2 Об утверждении Порядка проведения ...

100 % :j # • •

Допустимое пороговое

-80 % •

-100 % •

2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.

Рисунок 1 - Соотношение прогнозируемого размера доходов в виде платы за пользование лесами от их суммарного поступления

Анализ рисунка 1, на котором представлена динамика поступлений доходов в виде платы за пользование лесами, а также их прогнозирования в долгосрочной перспективе в части доходов консолидированных бюджетов субъектов публично-правовых образований, привел к следующим выводам.

- Во-первых, большинство субъектов Российской Федерации на протяжении последних 10 лет превышают прогнозные значения от фактического поступления. При этом при увеличении доли доходов в виде платы за пользование лесами происходит сокращение доли отклонения фактического поступления от их прогнозного значения.

- Во-вторых санкции, введенные в 2022 г., не оказали влияния на поступление доходов в консолидированные бюджеты субъектов публично-правовых образований в виде платы за пользование лесами за указанный период в связи повышением потребления лесной продукции промышленными предприятиями;

- В-третьих, изменения нормативных правовых актов, предусматривающих необходимость формирования методик прогнозирования доходов главными администраторами доходов бюджетов бюджетной системы страны, способствовали снижению отклонения фактических поступлений от прогнозируемого значения. Если в 2017 г. отклонение не превышало 20 % у 20 субъектов Российской Федерации, то в 2020 г. это количество возросло до 32.

В целях сокращения доли отклонения фактического поступления от прогнозного значения нами были изучены методики прогнозирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Их анализ в части доходов в виде платы за пользование лесами позволил сделать выводы, что в рамках финансового менеджмента целесообразно учитывать стоимостные и количественные показатели, которые влияют на прогноз доходов бюджетов публично-правовых образований, в частности:

- размер ставок платы за единицу объема древесины;

- коэффициенты к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (древесины);

- объем древесины, подлежащий заготовке по договорам купли-продажи лесных насаждений;

- средний темп повышения (снижения) объема древесины;

- объем дебиторской задолженности (недоимки) по договорам купли-продажи лесных насаждений;

- площадь лесных участков, находящаяся в собственности публично-правовых образований.

На основании представленных индикаторов предлагаем следующую методику оценки качества управления доходами бюджета в части доходов при пользовании природными ресурсами (таблица 2). Максимальная итоговая оценка, которую может получить орган управления финансами в рамках мониторинга оценки качества управления доходами бюджета в части доходов при пользовании природными ресурсами, составляет единицу, минимальная - ноль. По итогам оценок формируется рейтингование органов управления финансами.

Таблица 2 - Пример мониторинга оценки качества управления доходами бюджета в части доходов при пользовании природными ресурсами_

Вид бюджета субъекта Российской Федерации Итоговая оценка Доля отклонения прогнозируемых значений от фактических, %

Размер ставок платы за единицу объема древесины Коэффициент к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов (древесины) Прогнозируемый объем древесины, подлежащий заготовке по договорам купли-продажи лесных насаждений Объем дебиторской задолженности (недоимки) по договорам купли-продажи лесных насаждений Площадь лесных участков, находящаяся в собственности публично-правовых образований

Вес 0,2 0,2 0,2 0,2 0,2

Субъект РФ 1 п1*а + п2Ь + + п3с + + n4d + п5е п1 п2 п3 п4 п5

Субъект РФ 2 п6а + п7Ь + + п8с + + n9d + п10е п6 п7 п8 п9 п10

* Показатели п1...п10 < 100 %.

К преимуществам применения представленного мониторинга оценки качества управления доходами бюджета в части доходов при пользовании природными ресурсами следует отнести:

- наглядность и интерпретируемость результатов;

- простоту вычислительных алгоритмов;

- выявление зон рисков на этапе составления бюджета в рамках бюджетного процесса при прогнозировании доходов при пользовании природными ресурсами.

К недостаткам данного метода можно отнести:

- субъективный характер выбора вида конкретных показателей;

- отсутствие объяснительной функции определенных отклонений (затруднения в объяснении причинно-следственной связи).

Представляется, что на базе обозначенных индикаторов, которые оказывают влияние на методологические и правовые основы управления неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований, по нашему мнению, целесообразно разработать комплекс мер, реализация которых будет способствовать повышению качества оценки и результативности финансового менеджмента в области управления неналоговыми доходами бюджетов публично-правовых образований.

Таким образом, в данной статье выполнены следующие задачи:

- во-первых, рассмотрен действующий финансовый менеджмент главных администраторов доходов федерального бюджета;

- во-вторых, выявлены недостатки оценки качества действующей методики прогнозирования неналоговых доходов бюджетов публично-правовых образований;

- в-третьих, предложена новая модель мониторинга оценки качества управления доходами бюджета на примере доходов при пользовании природными ресурсами.

Список источников:

Васюнина М.Л. Об управлении бюджетными рисками // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020. № 22 (502). С. 2-13.

Магницкий Н.Д. Факторы, обуславливающие изменения механизма управления и тренда развития неналоговых доходов бюджетов публично-правовых образований // Аудиторские ведомости. 2022. № 4. С. 143-147. https://d0i.0rg/10.17686/17278058_2022_4_143.

Понкратов В.В., Бондаренко Н.О. Анализ опыта эмиссии инфраструктурных облигаций для финансирования масштабных инфраструктурных проектов // Финансовая жизнь. 2021. № 3. С. 77-80.

Солянникова С.П., Раковский И.Д. Концептуальные подходы к оценке качества управления региональными бюджетами // Инновационное развитие экономики. 2016. № 4 (34). С. 164-172.

Шмиголь Н.С. Международный опыт применения мер и инструментов бюджетной политики для стимулирования экономического роста // Финансовая жизнь. 2020. № 3. С. 78-81.

References:

Magnitskiy, N.D. (2022) Factors that cause changes in the management mechanism and trends in the development of non-tax revenues of the budgets of public finance. Auditorskie Vedomosti. (4), 143-147. Available from: doi:10.17686/17278058_2022_4_143. (In Russian)

Ponkratov, V.V. & Bondarenko, N.O. (2021) Analysis of the experience of issuing infrastructure bonds to finance large infrastructure projects. Financial Life. (3), 77-80. (In Russian)

Shmigol, N.S. (2020) International experience in applying fiscal policy measures and tools to stimulate economic growth. Financial Life. (3), 78-81. (In Russian)

Solyannikova, S.P. & Rakovsky, I.D. (2016) Conceptual Approaches to Assessing the Quality of Regional Budget Management. Innovative Development of Economy. (4), 164-172. (In Russian)

Vasyunina, M.L. (2020) On Budget Risk Management. Bukhgalterskii Uchet v Byudzhetnykh i Nekommercheskikh Organi-zatsiyakh. (22), 2-13. (In Russian)

Информация об авторе Н.Д. Магницкий - аспирант финансового факультета Департамента общественных финансов Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.

Information about the author N.D. Magnitskiy - PhD student, Faculty of Finance, Department of Public Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 28.03.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.