Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ПЛЕМЕННЫЕ ХОЗЯЙСТВА / ОБЛИГАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манжосова Инна Борисовна

Проведен анализ реальной производственной базы на основе выборочной совокупности сельскохозяйственных организаций Ставропольского края, способной генерировать соответствующий финансовый поток от производимого сельскохозяйственного сырья и агропродовольствия; предложена схема участия корпорации развития Северного Кавказа и гарантийного фонда в финансировании инвестиций в модернизацию племенных хозяйств Ставропольского края.The analysis of the real production base based on the total sample of agricultural organizations of Stavropol Territory, capable of generating the corresponding cash flow produced from agricultural raw materials and agro-food; the scheme of participation of the North Caucasus Development Corporation and Guarantee Fund in the financing of investments in the modernization of breeding farms of Stavropol Territory.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ»

в

естник АПК

Ставрополья

УДК 330.322:338.43

= № (4)20/1, 2015:

Актуальные вопросы

35

Манжосова И. Б.

Mаnzhosovа I. B.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПРИВЛЕЧЕНИЯ КАПИТАЛА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

IMPROVEMENT OF MECHANISMS FOR RAISING CAPITAL TO IMPLEMENT THE MODERNIZATION OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF RUSSIA

Проведен анализ реальной производственной базы на основе выборочной совокупности сельскохозяйственных организаций Ставропольского края, способной генерировать соответствующий финансовый поток от производимого сельскохозяйственного сырья и агропродовольствия; предложена схема участия корпорации развития Северного Кавказа и гарантийного фонда в финансировании инвестиций в модернизацию племенных хозяйств Ставропольского края.

Ключевые слова: модернизация агропромышленного производства, конкурентоспособность хозяйствующего субъекта, инвестиционные институты, племенные хозяйства, облигации.

The analysis of the real production base based on the total sample of agricultural organizations of Stavropol Territory, capable of generating the corresponding cash flow produced from agricultural raw materials and agro-food; the scheme of participation of the North Caucasus Development Corporation and Guarantee Fund in the financing of investments in the modernization of breeding farms of Stavropol Territory.

Keywords: modernization of agricultural production, the competitiveness of the economic entity, investment institutions, breeding farms, bonds.

Манжосова Инна Борисовна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского управленческого учета ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный аграрный университет» Тел.: (8652) 35-71-99 E-mail: i.manzhosova@yandex.ru

Manzhosova Inna Borisovna -

Candidat of Economics,

docent of department

of accounting management accounting,

Stavropol State Agrarian University

Tel.: (8652) 35-71-99

E-mail: i.manzhosova@yandex.ru

В современных условиях развития агропромышленного производства и предприятий перерабатывающей промышленности одним из решающих факторов повышения эффективности функционирования хозяйствующих субъектов является рост производительности труда, который можно обеспечить только на основе применения передовых достижений научно-технического прогресса и других инноваций в области организаций производства, труда, управления, маркетинга и других сфер бизнеса. Расширение их применения напрямую определяется механизмами и инструментами привлечения долгосрочного капитала для реализации модернизации агропромышленного производства, обуславливаемые складывающимися макроэкономическими условиями и инвестиционной привлекательностью различных секторов экономики народного хозяйства страны.

Необходимо отметить, что модернизация агропромышленного производства охватывает не только технику и технологию, а с 2015 года развитие инновационных технологий и биотехнологий, но и применение или переход на перспективные формы организации аграрного бизнеса, управления, системы маркетинга, современных методов и механизмов финансирования и других составляющих современной системы хозяйствования и ведения аграрного бизнеса. Это предполагает необходимость вложения капитала для проведения указанных мероприятий и

постоянного их соответствия складывающимся условиям, обеспечивающим конкурентоспособность хозяйствующего субъекта. Тогда как, государственная поддержка модернизации охватывает преимущественно только первые четыре направления, и объем средств, которые выделяются из федерального бюджета недостаточны для обеспечения перевода аграрной экономики на инновационный путь развития.

Важнейшим направлением проведения модернизации является стимулирование привлечения частного капитала на решение проблем обновления всей составляющей аграрного бизнеса в комплексе. Это предполагает не только стимулирование вложений собственных средств хозяйствующими субъектами, но и в значительной мере выработку мер, побуждающих вкладывать институциональных инвесторов в российскую экономику, в том числе в аграрную сферу страны. Для решения этой ключевой проблемы необходимо выработать целостную концепцию модернизации агропромышленного производства страны, в которой можно было бы сохранить основные составляющие инвестиционной привлекательности, состоящей из инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.

Прежде всего, ключевыми ориентирами для инвесторов выступают, как известно, количественные параметры - сельскохозяйственные угодья, пашня, среднегодовое поголовье основного стада сельскохозяйственных животных, а также объем генерированной нераспределенной прибыли (таблица).

36

,,„ „„„„, щ ^ Ставрополья

научно-практическии журнал

Таблица — Группировка сельскохозяйственных организаций Ставропольского края

по численности работников

Группировка по числу работников Количество хозяйств в группе Средние значения основных количественных параметров крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций

Сельскохозяйственные угодья, га Пашня, га Среднегодовое поголовье коров, гол Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) на начало года, тыс. руб.

16-115 104 3795 3029,1 17 5501,9

116-215 96 8383 6481,7 33 10512,2

216-315 44 11762 8592,0 87 15312,9

316-415 27 20921 12526,0 122 30651,0

416-515 20 19392 14434,4 151 59166,6

516-615 12 22950 16556,3 168 88792,5

616-715 10 22243 16817,4 301 80604,0

716-815 3 19202 17100,3 350 162457,7

816-915 3 45017 38357,7 310 -5253,3

Из приводимой группировки, построенной на основе выборочной совокупности сельскохозяйственных организаций в количестве 319 хозяйств, проведенной методом сплошной выборки, по признаку числа работников видно, что применение форм и методов привлечения инвестиций для проведения модернизаций необходимо дифференцировать исходя из наличия реальной производственной базы, способной генерировать соответствующий финансовый поток от производимого сельскохозяйственного сырья и агропродовольствия.

Наличие (или отсутствие) в хозяйствах подразделений переработки выращенной или произведенной продукции в значительной степени расширяет (или сужает) возможности аграрных товаропроизводителей, но, как видно из группировки, в крупных формированиях наблюдался убыток в рассматриваемый период, что явилось результатом организационных преобразований в этой группе хозяйств, связанной с трансформацией агропромышленных интегрированных объединений, которые в значительной степени оттягивали финансовые ресурсы, формируемые в аграрном подразделений на иные нужды. Всё же, наличие сельскохозяйственных угодий площадью свыше 45 тыс. га, в том числе пашни -38,3 тыс. га, свидетельствует о возможностях наращивания кормовой базы для обеспечения поголовья сельскохозяйственных животных кормами, а следовательно об имеющемся потенциале генерировать прибыль в этих хозяйствах.

На 01.01.2014 г. в сельскохозяйственных организациях по данным сводного годового отчета насчитывалось 117,4 тыс. гол крупного рогатого скота, свиней 174,3 тыс. гол, овец - 453,4 тыс. гол. В крестьянских (фермерских) хозяйствах края насчитывалось голов КРС 36,2 тыс., свиней - 2,53 тыс. гол., овец и коз - 1,06 млн. голов. Но, такое количество сельскохозяйственных животных не достигает численности поголовья дореформенного периода. А, возможности аграрных товаропроизводителей их закупать ограничены вследствие недостаточных объемов инвестиций, направляемых на приобретение животных и пополнения основного стада в хозяйствах для увеличения объемов производства мяса. Это

предопределяет необходимость выработки механизма финансирования инвестиций в обновление стада. Такой механизм очень важен вследствие недостаточно высоких темпов обновления стада животных, прежде всего племенным скотом. Изменение племенного поголовья сельскохозяйственных животных требует выработки адекватного механизма финансирования инвестиций в воспроизводство в племенных хозяйствах, которое невозможно без участия государства и частного бизнеса в рамках государственно-частного партнерства, о котором будет сказано в следующем разделе. Здесь отметим, что посредством такого долгового инструмента как облигации племенные хозяйства могут аккумулировать финансовые ресурсы для проведения племенной работы и выведения чистопородного скота. Механизм финансирования может быть представлен в виде, представленном на рисунке.

Средства от приватизации государственных предприятий

Рисунок - Схема участия корпорации развития и гарантийного фонда в финансировании инвестиций в модернизацию племенных хозяйств Ставропольского края

в

естник АПК

Ставрополья

= № (4)20/1, 2015:

Актуальные вопросы

37

Племенные хозяйства выпускают долговые обязательства - облигации - под гарантии краевых и (или) федеральных (окружных) органов власти, которые предназначены для институциональных инвесторов, заинтересованных в получении для использования высокопродуктивного скота, а также других инвесторов, которым предлагаемая доходность представляется обоснованной. На полученные ресурсы проводится племенная работа, результаты которой реализуются аграрным товаропроизводителям животноводческой продукции. В свою очередь, за счет более высокой продуктивности, сельскохозяйственные организации имеют возможность получать большую массу прибыли и, соответственно, выплачивать племенным хозяйствам, либо часть дохода от прибыли, либо паушальные платежи за использование племенного скота. При этом, возможным источником уменьшения рисков и покрытия разницы при снижении доходности облигаций вследствие не благоприятной рыночной конъюнктуры могут быть средства, которые государство получает, например, от продолжающейся приватизации. Только за период 2000-2010 гг. бюджетами различных уровней было получено 539,48 млрд. руб. от приватизации государственного и муниципального имущества, которые были распределены по бюджетам в пропорции следующим образом: федеральный - 24,48%, региональный - 34,7%; муниципальный -40,82%. Данные средства идут на различные нужды, связанные с расходной частью данных бюджетов. Но, представляется возможным и необходимым направление указанных средств на формирование или пополнение бюджетов развития, которые можно и нужно использовать на финансирование различных региональных программ регионов. В частности, на финансирование бюджета региональной корпорации развития, созданных во многих субъектах Российской Федерации и средства которых могут быть предназначены для расширения программ стимулирования инвестиций для модернизации агропромышленного производства республик, краев и областей страны.

Учитывая, что корпорации развития создаются за счет финансовых средств регионов, то пополнение их бюджета за счет реализации федеральной, региональной и муниципальной собственности окажется весьма значимым. При этом, вопрос стоит не столько в том, чтобы аккумулированные в них ресурсы были направлены на развитие, например, инфраструктуры народного хозяйства субъекта России, сколько в том, чтобы эти средства могли быть доступны для товаропроизводителей именно материального производства. Это предполагает не предоставление их в виде кредитов, а в виде вложения в уставный капитал различных акционерных компаний, обществ с ограниченной ответственностью и другим участникам

хозяйственной деятельности, в том числе на селе.

Поэтому, в системе финансирования инвестиций модернизации агропромышленного производства в Ставропольском крае корпорация развития в части реализации механизма привлечения долгосрочных ресурсов играет ключевую роль. Цифрами 1,11 обозначены стадии движения денежных средств и подключения гарантийного фонда к компенсации инвесторам процентной доходности по инвестиционным облигациям. На первой стадии (I) инвестор приобретает долговые обязательства сельскохозяйственных товаропроизводителей - племенных хозяйств и формирует денежный поток М0. По истечении определенного периода времени инвестор предъявляет облигации к погашению и получает денежный поток в размере М0 + доход. Этим завершается вторая стадия (II). На этих стадиях участие гарантийного регионального фонда не предусматривается, поскольку товаропроизводители обеспечили объявленную доходность по своим долговым обязательствам.

В случае, если фактическая доходность облигации ниже объявленной, то для удовлетворения интересов инвесторов подключается паевой инвестиционный кооператив. При этом аграрный товаропроизводитель передает право распоряжения (и имеющиеся денежные активы) АИФ для того, чтобы он имел возможность действовать от своего имени в интересах владельца облигаций. В свою очередь АИФ формирует полный денежный поток (основная сумма + проценты) за счет средств, поступающих от товаропроизводителя, и имеющихся финансовых резервов или страховых фондов.

В случае недостаточности средств сельскохозяйственного предприятия и резервов АИФ в отношения вступает стабилизационный фонд, из средств которого возмещается разница между объявленной и фактической доходностью облигаций.

Если верхний предел компенсационных процентных платежей из гарантийного фонда ограничивается объявленной доходностью, то нижний уровень устанавливается на уровне доходности государственных казначейских облигаций или иных долговых инструментов государства или региона.

В случае невозможности выплат основной суммы и процентных платежей в полном объеме средства из гарантийного фонда доходности аграрных долговых обязательств выплачиваются на минимально допустимом уровне процентных платежей по предъявленным к погашению облигациям. При этом с инвесторами проводится работа на предмет реструктуризации или отсрочки выплат основного долга и процентов. Средствами, привлеченными путем размещения облигационных займов, могут также финансироваться мероприятия под модернизацию недвижимости - производственных комплексов.

38

'L

"" — — Jj Стапршшлья

научно-практическии журнал

Литература

1. Российская Федерация. Законы. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Дебелый Р. В., Ельчанинова О. В., Бобры-шев А. Н. Мониторинг и диагностика финансового состояния сельскохозяйственных организаций Ставропольского края // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 9. С. 26-30.

3. Кибиров А. Я., Губернаторова Л. В. Инвестиционная деятельность сельскохозяйственных организаций в условиях мирового финансового кризиса // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве.

2011. № 1. С. 31-34.

4. Кулов А. Р., Гуззитаева М. Э. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в аграрной сфере экономики зарубежных стран // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 7. С. 82-84.

5. Кулов А. Р., Дзгоева Т. Б. Государственная поддержка инновационных процессов в агропромышленном производстве // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. 2012. № 37 (37). С. 21.

6. Семина Л. А. Развитие инвестиционноин-новационной деятельности в сельском хозяйстве: теория, методология, практика : автореф. дис. ...д-ра экон. наук. Москва,

2012. 43 с.

7. Старченко В. М. Сельскохозяйственные организации: состояния и основные направления развития. Москва, 2010.

8. Трухачев В. И., Костюченко Т. Н. Проблемы воспроизводства оборотных средств сельскохозяйственных предприятий ставропольского края // Агропромышленный комплекс: состояние, проблемы, перспективы : сб. науч. тр. по материалам VIII Междунар. науч.-практ. конф. 2012. С. 142-145.

9. Ушачев И. Г. Стратегические подходы к реализации инновационной модели развития сельского хозяйства // Модернизация и инновационная деятельность -стратегические направления развития агропромышленного комплекса : сб. науч. тр. / ООО «НИПКЦ «Восход-А». Москва, 2012. С. 3-4.

References

1. The Russian Federation. Laws. On investment activity in the Russian Federation in the form of capital investments [electronic resource]: Feder. Ros law. Federation of February 25, 1999 № 39-FZ. Access from sprav. legal system «Consultant Plus»

2. Debeli R. V., Elchaninova O. V., Bobrishev A. N. Monitoring and diagnostics of the financial condition of the agricultural organizations of Stavropol Territory. // The economic analysis: theory and practice. 2010. № 9. P. 26-30.

3. Kibirov A. J., Gubernatorova L. V. Investment activity of the agricultural organizations in the world financial crisis // Economy, labor, management in agriculture. 2011. № 1. P. 31-34.

4. Kulov A. R., Guzzitaeva M. E. State regulation of investment activity in the agricultural sector of the economy of foreign countries // Economics of agricultural and processing enterprises. 2011. № 7. P. 82-84.

5. Kulov A. R., Dzgoeva T. B. State support of innovation processes in agricultural production // Management of economic systems: an electronic scientific journal. 2012. № 37 (37). P. 21.

6. Semina L. A. Development of investment and innovation activity in agriculture: theory, methodology, practice : avtoref. dis. ... d-ra ekon. sciences. Moscow, 2012. 43 p.

7. Starchenko V. M. Agricultural Organizations: Status and trends of development. Moscow, 2010.

8. Trukhachev V. I., Kostyuchenko T. N. Problems of reproduction of circulating assets of the agricultural enterprises of Stavropol Territory // Agriculture: Status, Problems and Prospects VIII International Scientific and Practical Conference. 2012. P. 142-145.

9. Ushachev I. G. Strategic approaches to implementing an innovative model of development of agriculture // Modernization and innovation - strategic directions of development of agriculture: Sat. scientific. tr. / OOO «NIPKTS» Voskhod-A. Moscow, 2012. P. 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.