Научная статья на тему 'МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ГОСПОДДЕРЖКИ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА'

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ГОСПОДДЕРЖКИ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
9
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ АГРОБИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ / МОНИТОРИНГ / ФИНАНСИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Айдинова Анжелика Тагировна

В настоящее время на Ставрополье реализуются две Ведомственные целевые программы, направленные на поддержку малого агробизнеса: ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2015-2017 годы» от 17.10. 2014 г. № 447; ВЦП «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015-2017 годы» от 17.10. 2014 г. № 448. Проведенный мониторинг реализации двух ВЦП в Ставропольском крае на 2012-2014 годы, позволяет сделать вывод о том, что они оказывают на развитие фермерства в регионе, крайне незначительное влияние. Так, итоги трехлетнего периода реализации ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-2014 годы», свидетельствуют о том, что фермерами создано 147 крестьянских (фермерских) хозяйств. Не менее слабой представляется реализация второй ведомственной программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы». По ее результатам было создано всего 55 рабочих мест. Таким образом, эффективность реализации программных мероприятий в АПК зависят не только от объемов финансирования и комплекса экономических мер, но и от серьезных аналитических проработок как на федеральном, так и на региональном уровнях. Решение этих проблем и составляет основу комплекса мер, обеспечивающих развитие современного класса малого аграрного предпринимательства.Currently, in the Stavropol region implemented two departmental programs aimed at supporting small agribusiness : «Support beginning farmers in the Stavropol region in the years 2015-2017» from 17.10. 2014 № 447 ; «Development of family -based livestock farms (peasant) farms in the Stavropol region 2015-2017 » from 17.10. 2014 № 448. The monitoring of the implementation of two departmental programs in the Stavropol region for 2012-2014, leads to the conclusion that they have on the development of farming in the region, had little impact. Thus, the results of the three-year implementation period «Support beginning farmers in the Stavropol region in the years 2012-2014», indicate that farmers created 147 peasant (farmer) households. Not less weak is the implementation of the second departmental program «Development of family -based livestock farms (peasant) farms in the Stavropol region for 2012-2014». According to its results it was created only 55 jobs. Thus, the effectiveness of the implementation of program activities in the agricultural sector depends not only on the volume of financing and complex economic measures, but also by serious analytical design study at both the federal and regional levels. Solving these problems is the basis of a set of measures to ensure the development of modern class of small agricultural enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ГОСПОДДЕРЖКИ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА»

УДК 339:63:338.246.027:005.584.1

Айдинова А. Т.

Aydinova А. Т.

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ГОСПОДДЕРЖКИ МАЛОГО АГРОБИЗНЕСА

MONITORING THE IMPLEMENTATION OF PROGRAMS OF STATE SUPPORT SMALL AGRIBUSINESS

В настоящее время на Ставрополье реализуются две Ведомственные целевые программы, направленные на поддержку малого агробизнеса:

- ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2015-2017 годы» от 17.10. 2014 № 447;

- ВЦП «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015-2017 годы» от 17.10. 2014 № 448.

Проведенный мониторинг реализации двух ВЦП в Ставропольском крае на 2012-2014 годы позволяет сделать вывод о том, что они оказывают на развитие фермерства в регионе крайне незначительное влияние.

Так, итоги трехлетнего периода реализации ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-2014 годы» свидетельствуют о том, что фермерами создано 147 крестьянских (фермерских) хозяйств.

Не менее слабой представляется реализация второй ведомственной программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы». По ее результатам было создано всего 55 рабочих мест.

Таким образом, эффективность реализации программных мероприятий в АПК зависит не только от объемов финансирования и комплекса экономических мер, но и от серьезных аналитических проработок как на федеральном, так и на региональном уровнях. Решение этих проблем и составляет основу комплекса мер, обеспечивающих развитие современного класса малого аграрного предпринимательства.

Ключевые слова: малый агробизнес, государственная поддержка, программы развития, мониторинг, финансирование.

Currently, in the Stavropol region implemented two departmental programs aimed at supporting small agribusiness:

- Support beginning farmers in the Stavropol region in the years 2015-2017» from 17.10.2014 № 447;

- «Development of family-based livestock farms (peasant) farms in the Stavropol region 2015-2017» from 17.10. 2014 № 448.

The monitoring of the implementation of two departmental programs in the Stavropol region for 2012-2014, leads to the conclusion that they have on the development of farming in the region, had little impact.

Thus, the results of the three-year implementation period «Support beginning farmers in the Stavropol region in the years 2012-2014», indicate that farmers created 147 peasant (farmer) households.

Not less weak is the implementation of the second departmental program «Development of family-based livestock farms (peasant) farms in the Stavropol region for 2012-2014». According to its results it was created only 55 jobs.

Thus, the effectiveness of the implementation of program activities in the agricultural sector depends not only on the volume of financing and complex economic measures, but also by serious analytical design study at both the federal and regional levels. Solving these problems is the basis of a set of measures to ensure the development of modern class of small agricultural enterprises.

Key words: small agribusiness, government support, program development, monitoring, funding.

Айдинова Анжелика Тагировна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономической теории и экономики АПК

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 35-64-77

Е-таМ; аа^кту@ rambler.ru

Aydinova Anzhelika Tagirovna -

Ph.D in Economics,

Docent of Department of economic

theory and agriculture economy,

FSBEI HE «Stavropol State Agrarian University»

Stavropol

Xel.: (8652) 35-64-77 Е-mail: aat-kmv@ rambler.ru

Проблемы теоретического обоснования процесса формирования и реализации программ развития малого бизнеса до настоящего времени относятся к вопросам методологически недостаточно проработанным. В результате эмпирический характер построения программ все еще мало подкрепляется оценкой социально-экономической эффективности уже реализованных и прогнозных программ развития. В значительной мере это относится к субъектам малого агробизнеса, несмотря на то, что в новых экономических условиях проблемы совершенствования механизма государственной поддержки крестьянских

(фермерских) хозяйств становятся особенно актуальными, поскольку роль последних в процессе импортозамещения существенно возрастает [8, 10].

Формы и методы экономической поддержки, существующие для сферы малого агробизнеса, в зависимости от уровня развития рыночных механизмов, могут носить централизованный или децентрализованный характер.

В Российской Федерации сложилась двухуровневая система господдержки малого бизнеса в аграрном секторе экономики.

Так, на Федеральном уровне господдержка оказывается по трем направлениям: субсидирование кредитов; развитие лизинговых программ;

естник АПК

Ставрополья

снижение стоимости сельхозтехники за счет прямого субсидирования ее производства.

На уровне регионов РФ основная цель поддержки - субсидирование кредитов, направленных на обеспечение стимулирования применения прогрессивных технологий сельскохозяйственного производства для преодоления технологического отставания.

В Ставропольском крае, по аналогии с федеральным центром, также сформирована

двух уровневая система господдержки. Одна из проблем существующей системы состоит в определённой степени механическом копировании федеральных программ, что мало учитывает специфику региона и отрицательно сказывается на региональных особенностях развития местного агробизнеса. Об этом в частности свидетельствует сложившаяся структура госпрограмм, принятая в регионе (Рисунок 1).

Государственная программа Ставропольского края

Подпрограмма 1

Подпрограмма 1

I

Подпрограмма 1

2 уровень I

I-

1

1

1

Основное Основное Основное Основное Основное Основное

мероприятие мероприятие мероприятие мероприятие мероприятие 1 мероприятие ___

_ Мероприятие 1 Мероприятие 1

4

У _,

р

о

в Мероприятие 2

е н ь

Мероприятие 2

_ ВЦП Мероприятие п

Источник: Составлено автором на основе [1]

Мероприятие 1

Мероприятие 2

_ Мероприятие п

Рисунок 1 - Структура государственных программСтавропольскогокрая

В настоящее время на Ставрополье реализуются следующие Ведомственные целевые программы, направленные на поддержку малого агробизнеса.

ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-2014 годы» - государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Ставропольского края. Программа утверждена приказом Министерства сельского Ставропольского края от 12 апреля 2012 г. № 117 (с изменениями, внесенными приказами Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 21 декабря 2012 г. № 482 и от 28 октября 2013 г. № 498). Цель программы: стимулирование создания на территории Ставропольского края крестьянских (фермерских) хозяйств. Задачи: совершенствование производственной базы начинающих крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края; создание для личных подсобных хозяйств Ставропольского края условий, способствующих образованию ими крестьянских (фермерских) хозяйств; увеличение объемов реализации сельскохозяйственной продукции.

ВЦП «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы» - государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства Ставропольского края. Программа утверждена приказом Министерства сельского Ставропольского края от 12 апреля 2012 г № 118 (с изменениями, внесенными приказами Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 21 декабря 2012 г. № 481 и от 28 октября 2013 г. № 499). Цель программы: создание экономических и технологических условий для развития на территории Ставропольского края семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Задачи: совершенствование производственной базы крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края для создания семейных животноводческих ферм; увеличение объемов производства животноводческой продукции.

Проведенный в исследовании мониторинг показал, все программы развития малого бизнеса были сориентированы на рост его численности. Вместе с тем в крае продолжается процесс

сокращение численности К(Ф)Х. Так, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю, в регионе зарегистрировано 15542 крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, 435 тысяч

личных подсобных хозяйств и 69 сельскохозяйственных потребительских кооперативов [6]. За счет массового сокращения хозяйств увеличилась доля реально работающих К(Ф)Х - в 2014 г. их было - 38,7 %, в то время как в 2009 г. - 31,2 % от общего числа хозяйств (Рисунок 2).

2009

2010

2011

2012

2013

|| Численность зарегистрированныхКФХ н ГШ " Количество работающих ф«рм«рскн& хозяйств н ГШ

2014 Годы

Источник: Составлено автором на основе [11]

Рисунок 2 - Динамика численности К(Ф)Х в Ставропольском крае включая индивидуальных

предпринимателей

Подобная тенденция связана с недостаточностью финансовых ресурсов, которые выделяются на развитие малых форм хозяйствования на селе. Так, достигнув своего максимума всего

в 13,5 % от общего уровня господдержки аграрного сектора Ставропольского края, поддержка малых форм хозяйствования в 2014 г. снизилась до 10,9 % (Рисунок 3).

2009 2010 2011

Источник: Составлено автором на основе [11]

2012

2013

2014

Годы

Рисунок 3 - Динамика изменения уровня господдержки малых форм хозяйствования

к общекраевому объему АПК, %

В определенной степени это соответствует изменению объемов финансирования мероприятия «Поддержка малых форм» в рамках реализуемой в настоящее время госпрограммы.

Проведенный анализ реализации двух ВЦП в Ставропольском крае, позволяет сделать вывод о том, что они оказывают на развитие фермерства крайне незначительное влияние.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В таблице 1 приведены данные об итогах трехлетнего периода реализации ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Ставрополь-

ском крае на 2012-2014 годы», которые свидетельствуют о том, что программа, если не учитывать ее корректировку в соответствии с Дополнительным соглашением № 1 от 7 апреля 2014 г. № 461/17, фактически не выполнена.

Отставание по программе определилось практически с самого начала ее реализации. Так, из 3 плановых мероприятий 2012 года фактически осуществлялось только одно мероприятие «Совершенствование производственной базы К(Ф)Х для создания семейных животноводческих ферм» [7].

Таблица 1 - Выполнение целевых индикаторов ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-2014 годы»

Годы Целевые индикаторы и показатели Программы

Количество крестьянских (фермерских)хозяйств края, осуществляющих производственно-хозяйственную деятельность, единиц Количество крестьянских (фермерских) хозяйств края, осуществляющих проекты создания и развития крестьянских (фермерских) хозяйств с помощью государственной поддержки, человек Количество созданных рабочих мест, единиц

план факт план факт план факт

2012 5 650 5904 50 54 150 52

2013 5 750 6 125 100 53 300 105

2014 5 900 6 165 150/22* 40 450/44* 155

Всего - - 300 147 900 312

*Изменены в соответствии с Дополнительным соглашением № 1 от 7 апреля 2014 г. № 461/17 и объемом выделенных на 2014 год финансовых средств были определены целевые индикаторы 22 КФХ, 44 рабочих места, 5 семейных ферм соответственно.

Источник: Составлено автором на основе следующих источников [2,5]

В целом по итогам трехлетнего периода начинающими фермерами создано 147 крестьянских (фермерских) хозяйств. Всего в процессе осуществления ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-2014 годы» создано 155 рабочих мест, выручка фермеров только за 2014 год составила 93,8 млн. рублей, при этом фонд заработной платы сложился на уровне 7,03 млн. рублей.

За 2014 год начинающими К(Ф)Х было произведено 159,2 тонны мяса, реализовано -143,1 тонны, произведено молока - 1032,4 тонны, произведено и реализовано 3 тонны шерсти.

По данным Министерства сельского хозяйства края участниками программы по созданию и развитию К(Ф)Х приобретено 751 голова крупного рогатого скота молочного направления продуктивности и 932 головы мясного направления продуктивности, 4843 овец и 4,5 тонны малька карпа, 11945 голов птицы, 30 голов кроликов, 330 голов нутрии. Построены 4 объекта по выращиванию овощей защищенного грунта, проведена реконструкция 50 объектов животноводства, модернизация одной бойни. Приобретено 43 единиц техники, 46 единиц навесного оборудования, 11 единиц самоходной техники, 11 единиц грузовых автомобилей, 24 единицы оборудования для переработки молока, 5 единиц оборудования для разведения рыбы.

Не менее слабой представляется реализация второй ведомственной программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы».

В 2012 году программа была профинансирована на 62,8 % от потребностей. При этом средства федерального бюджета поступили в запланированном объеме, свои обязательства выполнил и краевой бюджет, а вот средства из внебюджетных источников составили только 7 % или 6,33 млн. рублей вместо запланированных 90 млн. руб. (Таблица 2).

Не полное привлечение собственных средств участниками программы связано с тем, что в соответствии с Порядком предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края

грантов на развитие семейных животноводческих ферм, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 5 июня 2012 г. № 185-п, грант расходуется участниками программы в течение 18 месяцев со дня поступления гранта на его расчетный счет, открытый в Российской кредитной организации. В таком же порядке привлекаются собственные средства (по мере расходования гранта).

По данным Министерства сельского хозяйства Ставропольского края за время реализации ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы» было создано 55 рабочих мест. За 2014 год выручка фермеров составила 294,8 млн. рублей, фонд заработной платы - 8,3 млн. рублей, сумма уплаченных налогов - 9,5 млн. рублей.

За 2014 год фермерами, реализующими проекты по развитию семейных животноводческих ферм, было произведено 255,5 тонн мяса, реализовано - 219,1 тонн, произведено молока -404,4 тонны, реализовано - 305,0 тонн, произведено и реализовано 11,6 тонны шерсти.

Основная причина неудовлетворительной реализации ведомственных целевых программ связана с бюрократическими проволочками, которые не позволили в установленные сроки провести конкурсные отборы для участия в ведомственных программах.

Внесение изменений в нормативные правовые акты, определяющие порядок предоставления грантов на создание и развитие К(Ф)Х и единовременной помощи на бытовое обустройство и грантов на развитие семейных животноводческих ферм (постановления Правительства Ставропольского края от 05 июня 2012 г. № 186-п и № 185-п) объясняется плохой подготовкой к реализации программ.

Нам представляется, что на результативные показатели программы оказали такие факторы, как слабая конкуренция в секторе переработки сельхозпродукции, в результате чего закупочные цены не обеспечивают необходимой рентабельности сельхозпроизводства.

*Изменены в соответствии с Дополнительным соглашением № 1 от 07 апреля 2014 г № 461/17 и объемом выделенных на 2014 год финансовых средств были определены целевые индикаторы 22 КФХ, 44 рабочих места, 5 семейных ферм соответственно.

Источник: Составлено автором на основе следующих источников [2, 5]

Таблица 2 - Выполнение целевых индикаторов ВЦП «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2012-2014 годы»

Годы Целевые индикаторы и показатели Программы

Строительство и модернизация семейных ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, единиц Валовое производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах тыс. тонн Валовое производство мяса скота и птицы (в живом весе) в крестьянских (фермерских) хозяйствах тыс. тонн Поголовье племенного молодняка крупного рогатого скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах, гол. Количество созданных рабочих мест, единиц

план факт план факт план факт план факт план факт

2012 14 8 26,0 21,6 20,0 16,5 150 150 42 10

2013 13 21 27,5 25,9 21,5 17,6 200 429 39 17

2014 14/5* 12 30,0 34,4 23,0 20,25 250 787 42 28

Всего 41 41 83,5 81,9 64,5 54,35 -600 -1366 123 55

Мониторинг показал, что реализуемые в крае программы поддержки пока не меняют общего тренда в развитии малого бизнеса.

Вместе с тем, в изменившихся экономических условиях, связанных с вынужденным импортозамещением, фермерский сектор в первую очередь должен был получить дополнительную поддержку, однако в крае в процессе предоставления несвязанной господдержки в растениеводстве такую поддержку получают последние два года менее половины крестьянских (фермерских) хозяйств, включенных в реестр господдержки.

Учитывая, что реализация существующих программ господдержки малого бизнеса на селе относится к мерам «зеленой корзины» и не подпадает под ограничения в условиях членства Российской Федерации в ВТО, они не только должны быть продолжены, но и, безусловно, расширены[9]. Вместе с тем утвержденная приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 17 октября 2014 г. № 447 ВЦП «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2015-2017 годы» направлена на создание 22 новых крестьянских (фермерских) хозяйств ежегодно [3].

ВЦП «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015-2017 годы», утвержденная приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 17 октября 2014 г. № 448 предусматривает ежегодный прирост численности семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края всего на 5 единиц [4].

К сожалению, подобный уровень программ развития не может полностью удовлетворить

потребности края. Следует также принимать во внимание, что поддержка малого агробизнеса несет в себе не только экономическую, но и социальную эффективность, связанную с увеличением числа рабочих мест, поддержания крестьянского образа жизни и обеспечение устойчивого развития сельских территорий.

Несмотря на то, что накоплен определенный опыт разработки и реализации государственных программ на региональном уровне, проведенный мониторинг позволил нам, выявить ряд недостатков в подготовке госпрограмм:

- отсутствует механизм независимой экспертной и общественной оценки региональных программ;

- региональные программы, сохраняют громоздкую, нередко дублирующую структуру, не учитывающую региональные особенности хозяйствования;

- существует нечеткая взаимоувязка целей, задач и основных мероприятий программ, что снижает возможности достижения запрограммированных показателей;

- осуществляются частая корректировка и изменения, вносимые в программы в процессе их реализации.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что эффективность реализации программных мероприятий в АПК зависят не только от объемов финансирования и комплекса экономических мер, но и от серьезных аналитических проработок как на федеральном, так и на региональном уровнях. Решение этих проблем и составляет основу комплекса мер, обеспечивающих развитие современного класса малого аграрного предпринимательства.

Литература

1. Ставропольский край. Правительство. О внесении изменений в постановление Правительства Ставропольского края от 14 февраля 2014 г. № 47-п «Об утверждении Методики оценки эффективности реализации государственных программ Ставропольского края» : постановление Правительства Ставропольского края от 16.12.2014 № 496-п. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

2. Ставропольский край. Министерство сельского хозяйства. Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2012-2014 годы» : приказ министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 12.04.2012 № 117 (ред. от 29.07.2014). Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

3. Ставропольский край. Министерство сельского хозяйства. Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2015 - 2017 годы» : приказ Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 17.10.2014 № 447. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

4. Ставропольский край. Министерство сельского хозяйства. Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015 -2017 годы» : приказ Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 17.10.2014 № 448. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс».

5. Агропромышленный комплекс России в 2013 году. М. : Министерство сельского хозяйства, 2014. 669 с.

6. Айдинова А. Т. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на Ставрополье: проблемы и противоречия // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 11. С.56-61.

7. Белкина Е. Н. Формирование системы мониторинга реализации стратегических программ в животноводстве // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2013. № 2 (15). С. 63-66.

8. Трухачев В. И., Куренная В. В. Методологические основы устойчивого развития монопродуктового подкомплекса в аграрном секторе экономики // Вестник АПК Ставрополья. 2015. № 4 (20). С. 351-355.

9. Черепухин Т. Ю., Гунько А. Ю. Государственное регулирование модернизации агропромышленного производства в условиях ВТО // Институциональные преобразования национальных экономиче-

References

1. Resolution of the Government of Stavropol region from 16.12.2014 № 496-p «On amendments to the acting, of the Government of Stavropol region on February 14, 2014 № 47-p» On approval of the Methodology-efficiency assessment of effectiveness of the state programs of the Stavropol region «// Consultant Plus.

2. Order of the Ministry of Agriculture of Stavropol region from 12.04.2012 № 117 (ed. By 07.29.2014) «On approval of the departmental target program» Support of beginning farmers in the Stavropol region for 2012-2014 «» // Consultant Plus.

3. Order of the Ministry of Agriculture of Stavropol region from 17.10.2014 № 447 «On approval of the departmental target program» Support of beginning farmers in the Stavropol region for 2015 - 2017 «» // Consultant Plus.

4. Order of the Ministry of Agriculture of Stavropol region from 17.10.2014 № 448 «On approval of the departmental target program» Development of family-based livestock farms (peasant) farms of Stavropol region for 2015 - 2017 «» // Consultant Plus.

5. Agro-industrial complex of Russia in 2013. - M .: Ministry of Agriculture, of Economy, 2014. - 669 p.

6. A. Aydinova The development of peasant (farmer) farms in the Stavropol region: problems and contradictions // Economics of Agriculture of Russia. 2014. № 11. Pp. 5661.

7. E. Belkina Formation of the system of monitoring the implementation of strategic pro-gram in animal // Economy, labor, management in agriculture. Number 2013. 2 (15). Pp. 63-66.

8. V. Truhachev, V. Kurennaya The methodological basis for sustainable development, single-product sub in the agricultural sector // Agricultural Bulletin Stavropol Region 2015. № 4 (20). Pp. 351355.

9. T. Cherepukhin, A. Gun'ko State regulation of the modernization of agricultural production in the US-ditions WTO // In the collection of the institution-functional transformation of national economies WahGening University (Netherlands), Institute of Agricultural Economics, Belgrade (Serbia), Czech University of Life at-uk (Czech Republic), your country of Stavropol State agricultural University (Russia). 2014. Pp. 265-269.

10. I.Celovalnikov Current status of land resources of the Stavropol region // Agricultural Bulletin Stavropol Region 2011. № 3 (3). Pp. 134135.

11. Territorial body of the Federal State Statistics Service of the Stavropol Territory [electronic

ских систем : сб. науч. тр. / Университет Вагенинген (Нидерланды), Белградский институт аграрной экономики (Сербия), Чешский университет естественных наук (Чехия), Ставропольский государственный аграрный университет (Россия). Ставрополь, 2014. С. 265-269.

10. Целовальников И. К. Современное состояние земельных ресурсов Ставропольского края // Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 3 (3). С. 134-135.

11. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю [Электронный ресурс] : [сайт]. Ставрополь, 1999-2014. -Ши http://stavstat.gks.ru/ (15.01.2016).

^оигсе]: ^еЬ site]. - Stavropol, 1999-2014. - Ши http://stavstat.gks.ru/ (15.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.