Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ФЕРМЕРА: ОЦЕНКА И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК И УСЛОВИЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ'

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ФЕРМЕРА: ОЦЕНКА И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК И УСЛОВИЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕСТЬЯНСКИЕ (ФЕРМЕРСКИЕ) ХОЗЯЙСТВА / АНКЕТИРОВАНИЕ / ЭКСПЕРТНЫЙ ОПРОС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КООПЕРАЦИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС НА СЕЛЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Адуков Рухман Хасаинович, Айдинова Анжелика Тагировна

В статье проведен анализ результатов экспертного опроса глав крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края. В настоящем исследовании обобщены и представлены предложения фермеров, касающиеся господдержки, развития села, совершенствования каналов сбыта произведенной продукции, кредитования, потребительской кооперации в условиях импортозамещения для субъектов малого бизнеса на селе. В исследовании на примере Ставропольского края предпринята попытка создать социально-экономический портрет современного фермера, осуществляющего деятельность в нынешних непростых условиях, обосновать некоторые пути развития экономики данной формы хозяйствования на селе. С этой целью в работе был проведен опрос руководителей К(Ф)Х региона. Исследование проводилось в форме заочного анкетного опроса, для чего была разработана достаточно подробная анкета, которую респонденты заполняли самостоятельно, в удобное для них время. Это дало возможность включить в круг респондентов достаточно большую совокупность фермеров во всех 26 районах Ставропольского края. Всего в опросе приняли участие 182 человека, представляющих около 4,0% крестьянских (фермерских) хозяйств региона. Достоверность полученной информации обеспечивалась за счет соблюдения методики опроса, полноты и достоверности источника информации. Результаты проведенного анкетирования были обработаны с использованием программного продукта, предназначенного для анализа социологических опросов IBM SPSS (Statistical Package for Social Science). Как показали результаты экспертного опроса, в Ставропольском крае имеются хорошие потенциальные возможности для развития фермерских хозяйств. Однако для реализации этих резервов необходима выработка согласованной с аграриями государственной земельной политики, ибо лишь такой подход способен обеспечить экономическую состоятельность крестьянских хозяйств, как особого и неотъемлемого уклада жизни на селе.In the article the analysis of the results of the expert survey of heads of peasant (farmer) farms of the Stavropol territory. In the present study are summarized and presented the proposals of the farmers, concerning the state support of rural development, improvement of distribution channels of manufactured goods, lending, consumer cooperatives in conditions of import substitution for small businesses in rural areas. In a stady on the example of Stavropol region attempted to create a socio-economic portrait of the modern farmer, operating in the current difficult conditions, to justify a certain kind of development of the economy of the farms. With this in mind, the work was a survey of leaders of peasant farms of the region. The study was conducted in the form of a letter and a questionnaire survey, which was developed fairly detailed questionnaire that the respondents filled in on their own, in convenient time. This gave the opportunity to include in the circle of respondents a fairly large set of farmers in all 26 districts of Stavropol region. In total the survey was attended by 182 people, representing about 4.0% peasant farms in the region. The accuracy of the information was ensured through compliance with the methodology of the survey, the completeness and accuracy of the information source. The results of the survey were processed using the software designed for analysis of sociological surveys IBM SPSS (Statistical Package for Social Science). As shown by the results of the expert survey in Stavropol region has good potential for development of farms. However, the implementation of these reserves is necessary to elaborate harmonized with the farmers of the state land policy, because only this approach can ensure the economic viability of farms, as a special and an integral way of life in rural areas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ФЕРМЕРА: ОЦЕНКА И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК И УСЛОВИЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ»

4

,,„ „„„„, Jj Ставрополья

научно-практическии журнал

УДК 342.542.5:316.728

Адуков Р. Х., Айдинова А. Т.

Adukov R. H., Aydinova А. Т.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ФЕРМЕРА: ОЦЕНКА И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК И УСЛОВИЙ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

SOCIO-ECONOMIC PORTRAIT OF MODERN FARMER: EVALUATION AND WAYS OF IMPROVING PERFORMANCE AND BUSINESS ENVIRONMENT

В статье проведен анализ результатов экспертного опроса глав крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края. В настоящем исследовании обобщены и представлены предложения фермеров, касающиеся господдержки, развития села, совершенствования каналов сбыта произведенной продукции, кредитования, потребительской кооперации в условиях импортозамещения для субъектов малого бизнеса на селе.

В исследовании на примере Ставропольского края предпринята попытка создать социально-экономический портрет современного фермера, осуществляющего деятельность в нынешних непростых условиях, обосновать некоторые пути развития экономики данной формы хозяйствования на селе.

С этой целью в работе был проведен опрос руководителей К(Ф)Х региона. Исследование проводилось в форме заочного анкетного опроса, для чего была разработана достаточно подробная анкета, которую респонденты заполняли самостоятельно, в удобное для них время. Это дало возможность включить в круг респондентов достаточно большую совокупность фермеров во всех 26 районах Ставропольского края. Всего в опросе приняли участие 182 человека, представляющих около 4,0 % крестьянских (фермерских) хозяйств региона.

Достоверность полученной информации обеспечивалась за счет соблюдения методики опроса, полноты и достоверности источника информации.

Результаты проведенного анкетирования были обработаны с использованием программного продукта, предназначенного для анализа социологических опросов IBM SPSS (Statistical Package for Social Science).

Как показали результаты экспертного опроса, в Ставропольском крае имеются хорошие потенциальные возможности для развития фермерских хозяйств. Однако для реализации этих резервов необходима выработка согласованной с аграриями государственной земельной политики, ибо лишь такой подход способен обеспечить экономическую состоятельность крестьянских хозяйств, как особого и неотъемлемого уклада жизни на селе.

Ключевые слова: крестьянские (фермерские) хозяйства, анкетирование, экспертный опрос, государственная поддержка, кооперация, малый бизнес на селе.

In the article the analysis of the results of the expert survey of heads of peasant (farmer) farms of the Stavropol territory. In the present study are summarized and presented the proposals of the farmers, concerning the state support of rural development, improvement of distribution channels of manufactured goods, lending, consumer cooperatives in conditions of import substitution for small businesses in rural areas.

In a stady on the example of Stavropol region attempted to create a socio-economic portrait of the modern farmer, operating in the current difficult conditions, to justify a certain kind of development of the economy of the farms.

With this in mind, the work was a survey of leaders of peasant farms of the region. The study was conducted in the form of a letter and a questionnaire survey, which was developed fairly detailed questionnaire that the respondents filled in on their own, in convenient time. This gave the opportunity to include in the circle of respondents a fairly large set of farmers in all 26 districts of Stavropol region. In total the survey was attended by 182 people, representing about 4.0 % peasant farms in the region.

The accuracy of the information was ensured through compliance with the methodology of the survey, the completeness and accuracy of the information source.

The results of the survey were processed using the software designed for analysis of sociological surveys IBM SPSS (Statistical Package for Social Science).

As shown by the results of the expert survey in Stavropol region has good potential for development of farms. However, the implementation of these reserves is necessary to elaborate harmonized with the farmers of the state land policy, because only this approach can ensure the economic viability of farms, as a special and an integral way of life in rural areas.

Key words: peasant (farmer's) economy, surveys, expert interviews, government support, cooperation, small businesses in rural areas.

Адуков Рухман Хасаинович -

доктор экономических наук, профессор, врио директора ФГБНУ ВНИОПТУСХ г. Москва

Тел.: 8(495)700-06-71 Е-mail: r@adukov.ru

Айдинова Анжелика Тагировна -

кандидат экономических наук, доцент кафедры

экономической теории и экономики АПК

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

аграрный университет»

г. Ставрополь

Тел.: 8(8652) 35-64-77

Е-mail: aat-kmv@ rambler.ru

Adukov Rukhman -

Doctor of Economic Sciences, Professor, Interim Director

General Labor and Governance (VNIETUSH)

Moscow

Тel.: 8(495)700-06-71 Е-mail: r@adukov.ru

Aydinova Anzhelika -

Ph.D in Economics,

Docent of Department of economic

theory and agriculture economy,

Stavropol State Agrarian University

Stavropol

Тel.: 8(8652) 35-64-77 Е-mail: aat-kmv@ rambler.ru

в

5

В марте текущего года депутаты Думы Ставропольского края в первом чтении приняли проект закона Ставропольского края от 31.03.2016 № 648-5 «О внесении изменений в статьи 32 и 34 Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 г. № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» [1]. Согласно этому документу, выйти из хозяйства и воспользоваться своими земельными паями аграрии смогут, если у них не менее 2500 га сельскохозяйственных угодий. Ранее, чтобы отделиться и начать свое дело, достаточно было иметь 30 га земли [1, 9], что позволяло создать К(Ф)Х большей части желающих хозяйствовать самостоятельно.

Авторы названного проекта убеждены, что это изменение позитивно скажется на экономике сельского хозяйства, так как позволит сохранить крупные сельхозпредприятия региона. Однако парламентарии не учитывают одно крайне важное обстоятельство - подобное решение негативно отразится на развитии малых форм агробизнеса, без которого село не может выполнять многие из своих ключевых социально-экономических функций [4, 5]. Поэтому упомянутый документ вызвал недоумение у самих владельцев паев, фермеров, экспертов и общественных деятелей региона.

Наши исследования показывают, что несовершенство правовой базы, определяющей условия функционирования фермерских хозяйств Ставропольского края, тормозит подъем их экономики, препятствуя тем самым улучшению их основных характеристик [6, 7].

С целью определения социально-экономического портрета современного фермера, нами был проведен экспертный опрос руководителей К(Ф)Х Ставропольского края. Исследование проводилось в форме заочного анкетного опроса, для чего была разработана достаточно подробная анкета, которую респонденты заполняли самостоятельно, в удобное для них время. Это дало возможность включить в круг респондентов достаточно большую совокупность фермеров во всех 26 районах Ставропольского края. Широкий спектр вопросов, внесенных в анкету, обеспечил комплексный характер исследования и многогранность собранной информации.

Для получения объективных оценок сложившейся ситуации, помимо вопросов о фермерском хозяйстве респондента, в анкете была предусмотрена возможность для опрашиваемого оставить любой свой комментарий по поводу состояния фермерства в России и регионе, а также предложения по его развитию.

Достоверность полученной информации обеспечивалась за счет соблюдения методики опроса, полноты и достоверности источника информации.

Результаты проведенного анкетирования были обработаны с использованием программного продукта, предназначенного для анализа социологических опросов IBM SPSS (Statistical Package for Social Science).

Всего в опросе приняли участие 182 человека, представляющих около 4,0 % крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края. Структура участников опроса по различным показателям (в % отношении к общему количеству опрошенных) приведена в таблице 1.

Эксперты по полу и возрасту распределились следующим образом: мужчины - 90,5 %, женщины - 9,5 %. Молодых фермеров (в возрасте до 30 лет) среди опрошенных (из числа ответивших) оказалось 15,9 %.

Большая часть респондентов (38 %) были в возрасте 41-50 лет. Группа в возрасте 3140 лет составила 19,0 %, 51-60 лет - 25,1 %, выше 60 лет - 2,0 %. Самому молодому фермеру - 28 лет, самому старшему - 63 года. Средний возраст всех опрошенных фермеров - от 40 до 50 лет.

В опросе приняли участие четыре респондента, которые занялись фермерским трудом, уже будучи на пенсии.

Результаты анкетного опроса свидетельствуют, что доля представителей категории, «имеющие высшее и неполное высшее образование» составила 56,1 %, «среднее и начальное профессиональное образование» - 26,7 %, «общее среднее и ниже» - 17,2 %. Это говорит о высоком уровне профессиональной подготовки респондентов, а также об их высоком социальном статусе в сельском сообществе.

Одной из наиболее важных составляющих социального статуса является финансовое положение человека. Проведенное нами анкетирование показало, что только 2 % опрошенных считают свой доход более высоким относительно уровня жизни на селе, 54 % - средним, 29,4 % (практически треть) - низким, 2,0 % - затруднились дать определенную оценку.

Рассматривая острый для Ставрополья вопрос о земле, ответы респондентов распределились следующим образом: у 27,5 % фермеров земля находится в собственности, 69,8 % указали, что не привлекали землю в аренду. При этом сдавали в землю в аренду только 2,5 % из опрошенных глав К(Ф)Х.

Примечательно, что вопрос «Надежно ли в Вашем районе защищены права собственности

Таблица 1 - Структура участников опроса

Пол (в %) Образование (в %) Возраст (в %)

муж жен Высшее и неполное высшее Среднее и начальное профессиональное Общее среднее и ниже До 30 лет 31-40 41-50 51-60 Старше 60 лет

90,5 9,5 56,1 26,7 17,2 29 34 69 46 4

6

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

В

фермеров?» вызвал затруднение почти у 40,0 % респондентов. При этом 28,3 % опрошенных полагают, что их собственность защищена достаточно надежно, однако почти треть фермеров (31,8 %) не уверены в надежности защиты их права собственности.

Из общего количества опрошенных респондентов производственной деятельностью в 2015 г. занимались 98,9 %, прекратили или приостановили свою деятельность - 1,1 % К(Ф)Х. Подавляющее большинство К(Ф)Х - 87,0 % - занимается производством зерна.

В животноводстве наблюдается следующая картина: овцеводство присутствует в 15,4 % К(Ф)Х, мясное скотоводство - в 13,2 %, молочное скотоводство - в 5,5 %, поголовье свиней -в 0,5 %, птицеводство - в 1,6 %. При этом никто из числа опрошенных фермеров пчеловодством не занимается.

Согласно данным нашего исследования, основу фермерского движения в крае составляют семейные хозяйства. Так, почти 60 % фермерских хозяйств преимущественно или полностью базируется на труде членов семьи, то есть фактически являются семейными фермами (рисунок 1).

При этом, как свидетельствуют ответы респондентов, из тех К(Ф)Х, которые привлекают наемную рабочую силу, 41,9 % используют ее

сезонно. Таким образом, более половины фермерских хозяйств, привлекающих наемную рабочую силу, используют ее постоянно.

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос

об использовании наемного персонала в крестьянских(фермерских)хозяйствах, в %

Для выявления экономических характеристик современного фермера, в опросе был предусмотрен вопрос относительно финансового состояния К(Ф)Х. Из ответов респондентов следует, что, на первый взгляд, финансовое положение ставропольских фермеров достаточно хорошее (рисунок 2).

Рисунок 2 - Оценка респондентами финансового состояния К(Ф)Х

Однако, несмотря на то, что подавляющее большинство опрошенных не имеет просроченной задолженности и фактически являются прибыльными хозяйствами, 48,4 % из них отметили, что не обладают возможностью брать краткосрочные кредиты, а долгосрочные ссуды доступны лишь 69,0 % крестьянских хозяйств.

При этом, как и ожидалось, основной причиной сказанного является не плохое финансовое состояние или неудовлетворительная кредитная история, а высокий процент по кредиту и сложности с оформлением документов. При ответе на вопрос «Каковы причины невозможности получения кредита?», респонденты имели возможность выбрать несколько вариантов ответа, а также предложить свой вариант. Среди

предложенных вариантов наиболее часто респондентами помечено: «Россельхозбанк должен быть более доступным фермерам, с точки сокращения сроков рассмотрения документов по кредиту, так как финансовые средства необходимы до уборочной компании».

Несмотря на популярность целевых программ, в госпрограмме «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 20152017 годы» участвует всего 7,7 % респондентов, в программе «Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х Ставропольского края на 2015-2017 годы» - 4,4 % [2, 3]. В итоге вполне закономерно, что лишь 5,4 % опрошенных оценивают влияние господдержки на развитие своего хозяйства как «существенное и

в

7

положительное», большинство считает его «незначительным» (рисунок 3).

□ Существенное положительное □ Незначительное

□ Не оказывает влияния □ Затрудняюсь ответить

Рисунок 3 - Распределение ответов на вопрос: «Вы оцениваете влияние господдержки

на развитие Вашего хозяйства как ...», в %

В процессе своих исследований мы спрашивали фермеров о том, в какой поддержке со стороны государства и местных органов власти они нуждаются. Полученные ответы свидетельствуют о четком понимании главами фермерских хозяйств, какую поддержку и на каком уровне они должны получать. Так, от региональных и федеральных властей крестьяне ждут в первую очередь реальной финансовой помощи [10].

Большинство опрошенных считает наиболее актуальной «погектарную поддержку в объеме не менее 2-3 тыс. руб. на 1 га» и поддержку в расчете на голову скота.

В качестве других важных направлений господдержки были названы необходимость обеспечения стабильных справедливых цен на сельхозпродукцию, снижение цен или субсидирование закупки материально-технических ресурсов (техники, ГСМ, удобрений и т. п.).

Значительно меньше, чем ожидалось, было получено ответов о необходимости поддержки фермеров в процессе реализации произведенной продукции. На финансовую помощь государства в этом вопросе рассчитывают только четыре (2 %) респондента.

Отдельный блок в процессе исследования составили вопросы об импортозамещении. Отвечая на вопрос о том, что изменилось в их фермерском хозяйстве с момента введения Россией продовольственного эмбарго, 72,6 % опрошенных заявили об отсутствии каких-бы то ни было изменений, 6,1 % отметили рост цен, 1,1 % -появление новых каналов сбыта, 10,1 % - затруднились ответить. Примечательно, что только 5,6 % фермеров говорят о конкретных планах увеличения производства продукции, связанных с процессом импортозамещения. Среди других ответов фермеры назвали рост затрат на производство продукции и отсутствие доступных кредитов.

Проведенное исследование показало, что авторитет потребительской кооперации на Ставрополье в данное время не очень высок. Так, на

вопрос анкеты: «Какова, по Вашему мнению, роль потребительской кооперации в процессе импортозамещения» чуть менее 14,0 % опрошенных назвали ее существенной, почти 13,0 % считают возможности потребкооперации в процессе развития импортозамещения невысокими, почти 73,0 % опрошенных фермеров затруднились ответить на этот вопрос.

В то же время значительная часть респондентов имеет конкретные предложения по совершенствованию формирования и функционирования системы потребкооперации в крае.

Как показали опросы, российским крестьянам характерны высокая степень патриотизма и оптимистичность. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, более 80,0 % фермеров планируют в ближайшие 5 лет увеличить объем производства сельхозпродукции. Приостановить свою деятельность планируют лишь 3,2 % опрошенных, а ликвидировать свое хозяйство -около 1 % крестьян (рисунок 4).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 4 - Распределение ответов на вопрос «Что Вы планируете делать в ближайшие 2-5 лет?»

Ответы на этот вопрос в значительной мере коррелируют с мнением респондентов по поводу имеющегося потенциала для развития фермерства в России: 62,9 % опрошенных ответили на этот вопрос положительно, 6,7 % - отрицательно, 24,2 % указали, что развитие фермерства зависит от государства, 6,2 % не смогли дать определенный ответ на этот вопрос.

При этом интересно отметить, что перспективы своего собственного К(Ф)Х респонденты оценивают более позитивно. Нам представляется это крайне важным, поскольку свидетельствует о хорошем потенциале конкретных фермерских хозяйств, несмотря на общую менее позитивную оценку.

При определении основных факторов, усложняющих их деятельность, фермеры в большинстве своем указывают на диспаритет цен (73,1 %), нехватку земли (34,6 %) и недостаточность поддержки государства (30,8 %) (рисунок 5).

8

Ежеквартальный

научно-практический

журнал

в

Рисунок 5 - Распределение ответов на вопрос «Что больше всего мешает Вам эффективно работать и развиваться?» (респондентам была предоставлена возможность выбора более

одного варианта ответов)

Изложенные результаты экспертного опроса дают возможность в обобщенном виде представить следующие социально-экономические черты, характерные современному фермерству на Ставрополье:

1. Средний возраст опрошенных фермеров составляет 40-50 лет, при этом, в числе опрошенных 2,1 % являются пенсионерами. Таким образом, можно утверждать, что современное крестьянство в регионе представлено преимущественно опытными аграриями, профессионально-квалификационный состав которых позволяет говорить о высоком социальном статусе участников опроса в сельском сообществе. Более половины опрошенных фермеров отнесли себя к среднему классу относительно уровня жизни на селе.

2. Основу фермерского движения в крае составляют семейные хозяйства. Почти 60,0 % фермерских хозяйств базируются на труде членов семьи и фактически являются семейными фермами. Доминирующей отраслью является растениеводство, в частности, подавляющее большинство (87,0 %) хозяйств занимается зернопроизводством.

3. Финансовое состояние ставропольских фермеров достаточно высокое. Из ответов респондентов следует, что 88,7 % фермерских хозяйств являются прибыльными. В то же время большая часть опрошенных отмечает, что дальнейшее развитие их хозяйств сдерживается недостаточно благоприятными правовыми и иными условиями функционирования.

4. Перспективы развития своего крестьянского (фермерского) хозяйства для большинства фермеров достаточно однозначны. Так, преимущественное большинство из них планируют в ближайшие 5 лет увеличить объемы производства сельхозпродукции.

5. Крестьянские (фермерские) хозяйства испытывают значительные трудности, связанные с низким уровнем государственной поддержки. Особое недовольство фермеров связано с процессом отбора хозяйств для участия в целевых программах. При этом фермеры предлагают конкретные направления улучшения методов поддержки.

6. Для эффективной работы К(Ф)Х опрошенные считают целесообразным усиление государственной помощи для села, обеспечение стабильных справедливых цен на сельхозпродукцию, снижение цен на материально-технические ресурсы (технику, ГСМ, удобрения и т.п.) или более существенное субсидирование перечисленных закупок.

7. Большая часть фермеров пока не проявляет интереса к участию в кооперации. В частности, не рассматривает возможность совместной деятельности с другими предприятиями. Среди причин, сдерживающих развитие кооперации в регионе, фермеры назвали слабую материально-техническую базу, несовершенство законодательства в этой области, недостаточный профессионализм кадров, недостаточную защиту прав собственности.

8. Рассматривая актуальный для Ставрополья вопрос о земле, почти треть фермеров отметили, что не уверены в надежности защиты их права собственности на сельскохозяйственные угодья. В этой связи было бы целесообразно краевым парламентариям, прежде чем вносить изменения в Закон Ставропольского края от 9 апреля 2015 г. № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», учесть пожелания крестьян в вопросах кооперации и прав собственности на землю.

в

9

В заключение важно отметить, что, как показали результаты экспертного опроса, в Ставропольском крае имеются хорошие потенциальные возможности для развития фермерских хозяйств. Однако для реализации этих резервов необходима выработка согласованной с

аграриями государственной земельной политики, ибо лишь такой подход способен обеспечить экономическую состоятельность крестьянских хозяйств, как особого и неотъемлемого уклада жизни на селе.

Литература

1. О внесении изменений в статьи 32 и 34 Закона Ставропольского края 9 апреля 2015 г. № 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» : постановление Думы Ставропольского края от 31.03.2016 № 648-5. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

2. Об утверждении ведомственной целевой программы «Поддержка начинающих фермеров в Ставропольском крае на 2015-2017 годы» : приказ Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 17.10.2014 № 447. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

3. Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств Ставропольского края на 2015-2017 годы» : приказ Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 17.10.2014 № 448. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4. Адуков Р. Х., Адукова А. Н. Государственно-частное партнерство в сфере развития села: целесообразность и риски // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2012. № 4 (13). С. 29-32.

5. Адуков Р. Х. Рекомендации по развитию местного самоуправления на селе. М. : РАКО АПК, 2008. 97 с.

6. Айдинова А. Т. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств на Ставрополье: проблемы и противоречия // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 11. С. 56-61.

7. Айдинова А. Т. Консультационное обеспечение малого бизнеса на селе: организационные и правовые аспекты // Бизнес в законе. 2014. № 5. С. 210-213.

8. Кусакина О. Н. «Портрет» предпринимателя в агробизнесе // Институциональные преобразования национальных экономических систем : сб. науч. тр. / Университет Вагенинген (Нидерланды), Белградский институт аграрной экономики (Сербия), Чешский университет естественных наук (Чехия), Ставропольский государственный аграрный университет (Россия). Ставрополь, 2014. С. 156-161.

9. Целовальников И. К. Современное состояние земельных ресурсов Ставропольского края // Вестник АПК Ставрополья. 2011. № 3 (3). С. 134-135.

10. Черепухин Т. Ю. Государственно-частное партнерство как составной элемент экономического механизма государственной поддержки АПК // Вестник Института дружбы народов Кавказа. Теория экономики и управления народным хозяйством. 2014. Т. 3. № 31. С. 20.

References

1. Resolution of the Duma of Stavropol territory from 31.03.2016 № 648-5 «On amendments Article 32 and 34 of the Law of Stavropol Territory on Aprel 9, 2015 № 36-o «On some issues of regulation of land relations» // Consultant Plus.

2. Order of the Ministry of Agriculture of Stavropol Territory from 17.10.2014 № 447 «On approval of the departmental target program» Support of beginning farmers in the Stavropol region for 2015-2017»» // Consultant Plus.

3. Order of the Ministry of Agriculture of Stavropol Territory from 17.10.2014 № 448 «On approval of the departmental target program» Development of family-based livestock farms (peasant) farms of Stavropol region for 2015-2017»» // Consultant Plus.

4. R. Adukov, A. Adukova Public-private partnership in the field of rural development: feasibility and risks // Economy, labor, management in agriculture. 2012. № 4 (13). Pp. 29-32.

5. R. Adukov Recommendations for the development of local government in rural areas // RACO APK. 2008. P. 97.

6. А. Aydinova The development of peasant (farmer) farms in the Stavropol region: problems and contradictions // Economics of Agriculture of Russia. 2014. № 11. Pp. 56-61.

7. А. Aydinova Consulting providing small businesses in rural areas: organizational and legal aspects // Business-in-law. Economics and Law Journal. 2014. № 5. Pp. 210-213.

8. О. Kusakina «Portrait» entrepreneur in agribusiness / in the collection: Institutional transformation of national economies Wageningen University (Netherlands), the Belgrade Institute of Agrarian Economics (Serbia), Czech University of Life Sciences (Czech Republic), Stavropol State Agrarian University (Russia). 2014. Pp. 156-161.

9. I. Celovalnikov Current status of land resources of the Stavropol region // Agricultural Bulletin Stavropol Region 2011. № 3 (3). Pp. 134-135.

10. T. Cherepukhin Public-private partnerships as an integral element of the economic mechanism of state support of AIC / Journal of the Institute of Caucasus Peoples' Friendship theory of economics and economic management. 2014. T. 3. № 31. Pp. 20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.