Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Естественные и точные науки»

CC BY
49
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отрасль / рынок / продукты / экономический потенциал / механизм / прогресс / конкурентоспособность / ресурс / мотив / предприятие / сектор / улучшение

Аннотация научной статьи по естественным и точным наукам, автор научной работы — Рухсора Расулжон Кизи Хасанова

Роль промышленных предприятий в мировой экономике имеет высокое значение. Все развитые и развивающиеся страны стараются укрепить свою экономическую мощь разнообразием промышленных предприятий, способных производить продукцию, способную удовлетворить все их сегменты рынка. Очевидно, что наращивание экономического потенциала промышленных предприятий-это процесс, который не может быть безболезненным. Но ясно, что шаги, направленные на постепенное развитие, могут стать движущей силой решения этой цели. Во всех развитых странах промышленные предприятия также изначально сталкивались с различными трудностями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по естественным и точным наукам , автор научной работы — Рухсора Расулжон Кизи Хасанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Рухсора Расулжон кизи Хасанова

Студент бухгалтерского учета и аудита, Ферганский государственный

университет

АННОТАЦИЯ

Роль промышленных предприятий в мировой экономике имеет высокое значение. Все развитые и развивающиеся страны стараются укрепить свою экономическую мощь разнообразием промышленных предприятий, способных производить продукцию, способную удовлетворить все их сегменты рынка. Очевидно, что наращивание экономического потенциала промышленных предприятий-это процесс, который не может быть безболезненным. Но ясно, что шаги, направленные на постепенное развитие, могут стать движущей силой решения этой цели. Во всех развитых странах промышленные предприятия также изначально сталкивались с различными трудностями

Ключевые слова: отрасль, рынок, продукты, экономический потенциал, механизм, прогресс, конкурентоспособность, ресурс, мотив, предприятие, сектор, улучшение

Введение. Промышленные предприятия являются одним из основных факторов государственного развития. Расширение производства удовлетворяет спрос на продукцию внутри страны, кроме того, производство различных продуктов в разных секторах приводит к росту рабочих мест внутри страны, а также к увеличению доли сектора услуг. Для каждого государства, способного экспортировать свою продукцию за рубеж в конкурентном состоянии, также актуален рост мощных промышленных предприятий с экономикой. Чтобы промышленные предприятия всегда могли производить продукцию в соответствии с текущим рыночным спросом, необходимо, чтобы их экономический потенциал также постоянно рос.

В Узбекистане также ведется важная работа, способствующая росту экономического потенциала промышленных предприятий. Осуществляются такие выгодные реформы, как повышение эффективности использования природных ресурсов, рациональное использование финансовых и трудовых ресурсов, чтобы могли возникнуть все факторы, необходимые для повышения экономического потенциала промышленных предприятий. В рамках этой точки зрения, в

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=22257

соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 9 июня 2021 года № ПФ-6244 "О дополнительных мерах по повышению промышленного потенциала регионов" ускоренное развитие местной промышленности было определено как приоритетное направление [1]. Кроме того, в рамках новой стратегии развития Узбекистана на 2022-2026 годы, направленной на обеспечение устойчивого развития национальной экономики и обеспечение высоких темпов роста, была поставлена цель увеличить производство промышленной продукции в 1,4 раза, продолжая промышленную политику, направленную на обеспечение стабильности национальной экономики и увеличение доли промышленности в валовом внутреннем продукте [1].

Анализ. Прежде чем мы осветим тему, нам нужно понять природу слова потенциал. Именно в переводе термин" потенциал "является альтернативой латинскому слову "потенциал". С другой стороны, латинское слово" потенциал " означает скрытую возможность.

P. A. Игнатовский рассматривает категорию экономического потенциала как "современные машинные системы и другие орудия труда, весь научно-производственный Арсенал, запасы установленного и добытого сырья и энергии, ресурсы труда, большой производственный опыт".

Из приведенных выше соображений мы можем сказать, что мы можем выразить термин "экономический потенциал" в различных интерпретациях. При рассмотрении в узком смысле под этим термином понимается годовой объем производства (ВВП), а при подходе в широком смысле-экономическая система высокого уровня. Исходя из этого, экономический потенциал выражает уровень развития отраслей экономики (в том числе производственного и сферы услуг).

Экономический потенциал зависит от максимальной производственной мощности отраслей и от того, насколько эффективно они могут быть использованы. В то время как наращивание производственного потенциала, ресурсное обеспечение, инновационный и технологический прогресс для эффективного использования ресурсов, правильный маркетинговый подход предприятий, инновационная привлекательность предприятий отрасли являются важными факторами.

Каждая страна должна быть в постоянном движении, чтобы сделать свою продукцию конкурентоспособной на мировом рынке. Конкурентоспособность продукта является одним из важнейших факторов экономического потенциала, а его рыночная конкурентоспособность в своем сегменте. А в качестве компонентов экономического потенциала мы можем представить совокупность отраслей народного хозяйства, производящих научно - техническую, производственную, сельскохозяйственную и социальную, строительную продукцию. Полноценное

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

развитие экономического потенциала возможно только путем разработки компонентов, представляющих вышеуказанный экономический потенциал.

Рыночная экономика требует постоянной конкуренции. Поэтому за счет наращивания экономического потенциала появляется возможность развития увеличения доли экспорта страны на мировом рынке.

Результаты и обсуждение. В этой связи мы сочли необходимым проанализировать уровень развития промышленности в нашей республике за период с января по декабрь 2020-2021 годов. По предварительным данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике за январь -декабрь 2021 года предприятиями республики получено 451,6 трлн рублей. произведено промышленной продукции в сумме, индекс физического объема промышленного производства за январь - декабрь 2020 года составил 108,7%.

07% Sanoat ishlab chiqarishi

6.8% ■ Ishlab chiqaradigan sanoat

9.5% ■ Tog'-kon sanoati va ochiq konlarni

ishlash-

1 Elektr, gaz: bug' bilan ta'mmlaEili

va have ill konditsiyalash

■ Suv bilan ta'mmlash;

ВЗ^ь kanalizatsiya tiziniL clnqindilaim

yig'ish va utilizatsiya qilish

Рисунок 1. Доли отраслей промышленности по основным видам экономической деятельности промышленного производства [2]

В 2021 году наибольшая доля в структуре промышленного производства приходилась на долю обрабатывающей промышленности, доля которой в общем объеме промышленного производства составила 83,0%. Следующее место занимали горнодобывающая промышленность и разработка карьеров (Рис. 1).

Промышленное производство по основным видам экономической деятельности, ПИИ (индекс физического объема промышленного производства-относительный показатель, характеризующий изменение объема произведенной продукции (работ, услуг) в сопоставимые периоды) в % (табл. 1). [2]

Таблица 1

Основные виды экономической деятельности 2020 год январ-декабр 2021 год январ-декабр

Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров 78,00% 110,70%

SCIENTIFIC PROGRESS

VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

Обрабатывающая промышленность 107,90% 108,20%

Электро -, газо -, пароснабжение и 106,80% 113,00%

кондиционирование воздуха

Водоснабжение; канализация, сбор и 99,10% 82,30%

утилизация отходов

Основным фактором роста физического объема всего промышленного производства стал рост горнодобывающей промышленности и добычи полезных ископаемых-на 10,7%, обрабатывающей (обрабатывающей) промышленности-на 8,2%, а также электроснабжения, газоснабжения, парообразования и кондиционирования воздуха-на 13,0%.

В общей структуре обрабатывающей промышленности доля отрасли по производству, ремонту и монтажу машин и оборудования, производству автотранспортных средств, полуприцепов и других готовых изделий - 17,6 % (индекс физического объема по отношению к январю-декабрю 2020 г. - 105,4%), доля металлургической промышленности -25,7 % (январь - декабрь 2020 г.)индекс физического объема по отношению к декабрю 108,1 %), доля производства текстиля, одежды, кожаных изделий - 17,8% (индекс физического объема по отношению к январю-декабрю 2020 г.-118,5%), доля производства продуктов питания, напитков и табачной продукции-16,8% (индекс физического объема по отношению к январю-декабрю 2020 г.-106,2%), доля производства химической продукции, изделий из резины и пластмасс-9,4 % (Индекс физического объема за январь - декабрь 2020 года составил 104,6%).

В обрабатывающей промышленности за январь-декабрь 2021 года произведено 1105,8 тыс. тонн автомобильного бензина (рост на 8,8% по сравнению с январем -декабрем 2020 года), 709,0 тыс. тонн пряжи (рост на 29,5%), 232,7 млн. были произведены литры пивоваренной продукции (рост на 0,1%), а также 1813,4 тыс. тонн муки мягкой пшеницы и спельты (снижение на 6,9%) с высокими темпами роста.

Объемы промышленного производства в разрезе территорий Республики Узбекистан.

В разрезе регионов наибольшая доля промышленного производства в общем объеме республики приходится на город Ташкент-19,1%, также Ташкентская область-18,4%, Навоийская область-16,3% и Андижанская область-8,0%. По Республике Узбекистан в 2019 году 322 535,8 млрд. долл. сумов, в 2020 году 368 740,2 млрд. сумов, в 2021 году-451 633,9 млрд. произведено продукции на сумму.

Заключение повышение инвестиционной привлекательности промышленных предприятий в развитии экономического потенциала, развитие факторов

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

привлечения иностранных инвесторов; дальнейшее расширение законодательства, способствующего экспортной деятельности промышленных предприятий, достигающих экспортного потенциала; поддержка их деятельности, направленной на развитие инновационной деятельности в производственных секторах; ускоренное внедрение технологий цифровой экономики во всех отраслях промышленности; поддержание оптимального баланса между социально-экономическими целями промышленного развития (социальными положениями промышленной политики) и

др.

Литература

1. Указ Президента Республики Узбекистан Ш.М.Мирзиеева от 9 июня 2021 года № ПФ-6244 "О дополнительных мерах по повышению промышленного потенциала регионов".

2. Сформулировано автором на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

3. Олимова, Н. Х., Абдурахимов, М. Т., Каримова, Г. И. (2022). Экономический потенциал предприятий реального сектора и возможности выбора их стратегии управления. Cognitio rerum, (1), 55-57.

4. Тешабаева, О. Н. (2019). Развитие семейного предпринимательства как фактор повышения занятости населения. In Наука и образование в обеспечении устойчивого развития региона в условиях перехода к цифровой экономике (pp. 190-193).

5. Тешабаева, О. Н. (2022). Ахрли молиявий саводхонлиги усишининг тадбиркорлик фаолияти ва даромадлар даражасининг ошишига таъсири. Gospodarka i Innowacje., 29, 348-355.

6. Тешабаева, О. Н. (2020). Ах,оли даромадларини оширишда оилавий тадбиркорликни ривожлантириш муаммолари. Scientific-technical journal of FerPI, 201-203.

7. Юлчиев, А., Эрматов, Р., & Мохинур, Ж. (2022). Мамлакатимизда кичик бизнес ва тадбиркорликни ривожлантириш ва ах,оли бандлигини таъминлаш. Research and Education, 1(2), 104-111.

8. Teshabaeva, O., & Yulchiev, A. (2022). Innovative marketing strategy aimed at maximizing the development of the tourist industry in Uzbekistan. Asia pacific journal of marketing & management review issn: 2319-2836 Impact Factor: 7.603, 11(05), 1-6.

9. Асилжон Ортикали Угли Юлчиев, & Дилмурод Нуманович Зайлобиддинов (2022). Вопросы цифровизации банковской системы в узбекистане. Academic research in educational sciences, 4 (Issue 1), 91-100.

SCIENTIFIC PROGRESS VOLUME 4 I ISSUE 4 I 2023 _ISSN: 2181-1601

Scientific Journal Impact Factor (SJIF 2022=5.016) Passport: http://sjifactor.com/passport.php?id=222ff7

10. Jamoliddinova, M. D. (2023). Strategy for the development of innovative tourism services in the field of marketing in Uzbekistan. Publishing House "Baltija Publishing".

11. Юлчиев, А. О. (2022). Узбекистан ик;тисодиётини ривожлантиришда бюджет ташкилотларини молиялаштириш. Modern scientific research achievments, 1, 6-11.

12. Тешабаева, О. Н., & Юлдашева, Д. А. (2022). Узбекистонда банк хизматлари бозори бош;аруви ва ривожланишининг хусусиятлари. Results of National Scientific Research International Journal, 1(3), 91-97.

13. Ergashovna, A. O., & Eshmuhammadovna, S. D. (2022). Efficiency of using modern management methods in management of enterprises. Eurasian Journal of Law, Finance and Applied Sciences, 2(2), 107-114.

14. Тешабаева, О. Н. (2019). Эффективное развитие рекламной маркетинговой деятельности в современном бизнесе. In Тенденции развития мировой торговли в XXI веке (pp. 116-119).

15. Teshabaeva, O., Abdullaeva, M., & Aminjonova, V. (2022). The role and importance of entrepreneurship and small business in the national economy. International journal of social science & interdisciplinary research issn: 22773630 Impact factor: 7.429, 11, 183-191.

16. Nasridinovna, T. O. (2022). The role of tourism in the development of the economy and increasing its attractiveness in the republic of Uzbekistan. Asia pacific journal of marketing & management review issn: 2319-2836 Impact Factor: 7.603, 11(01), 14-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.