Научная статья на тему '«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ ЗА НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПРЕКУРСОРАМИ В УЗБЕКИСТАНЕ»'

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ ЗА НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПРЕКУРСОРАМИ В УЗБЕКИСТАНЕ» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наркоситуация / противодействие / наркотические средства / психотропные вещества / прекурсоры. / drug related situation / opposition / narcotic drugs / psychotropic substances / precursors.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Азизбек Асилбекович Эркабоев

в данной статье рассматриваются вопросы совершенствования механизмов государственного контроля за наркотиками и противодействия их незаконному обороту в Узбекистане с учетом складывающейся наркоситуации и на основе международных норм в этой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"IMPROVEMENT OF CONTROL MECHANISMS FOR NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND PRECURSORS IN UZBEKISTAN"

in this article considered issues of improving the mechanisms of state control over drugs and countering their illegal trafficking in Uzbekistan taking into account the current drug situation and based on international norms in this area.

Текст научной работы на тему ««СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ ЗА НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПРЕКУРСОРАМИ В УЗБЕКИСТАНЕ»»

Scientific Journal Impact Factor

«СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ КОНТРОЛЯ ЗА НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ, ПСИХОТРОПНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ И ПРЕКУРСОРАМИ В УЗБЕКИСТАНЕ»

Азизбек Асилбекович Эркабоев Начальник международного отдела Национального информационно-аналитического центра по контролю за наркотиками при Кабинете Министров Республики Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы совершенствования механизмов государственного контроля за наркотиками и противодействия их незаконному обороту в Узбекистане с учетом складывающейся наркоситуации и на основе международных норм в этой сфере.

Ключевые слова: наркоситуация, противодействие, наркотические средства, психотропные вещества, прекурсоры.

IMPROVING THE MECHANISMS OF CONTROL OVER NARCOTIC DRUGS, PSYCHOTROPIC SUBSTANCES AND PRECURSORS IN

UZBEKISTAN

Azizbek Asilbekovich Erkaboev Head of the International Department of the National Information and Analytical Center for Drug Control under the Cabinet of Ministers of the Republic of

Abstract: in this article considered issues of improving the mechanisms of state control over drugs and countering their illegal trafficking in Uzbekistan taking into account the current drug situation and based on international norms in this area.

Key words: drug related situation, opposition, narcotic drugs, psychotropic substances, precursors.

За последние годы в Узбекистане приняты комплексные меры по обеспечению выполнения международных обязательств республики в области контроля за наркотиками.

Разработаны действенные механизмы комплексной оценки наркоситуации, реализованы последовательные шаги по развитию

Uzbekistan

ВВЕДЕНИЕ

Scientific Journal Impact Factor

сотрудничества с международными и региональными структурами в сфере противодействия распространению наркотиков и профилактики наркомании.

Вместе с тем, проводимые в республике широкомасштабные реформы обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования механизмов контроля за наркотиками, эффективной реализации международных обязательств в этой сфере.

Анализ нынешней ситуации показывает наличие ряда системных проблем, препятствующих эффективной реализации антинаркотической стратегии государства для стабилизации наркоситуации в стране.

В частности, на фоне появления новых видов т.н. «дизайнерских» или синтетических психоактивных веществ наряду с распространением «традиционных» для стран ЦА наркотических средств прогнозируется дальнейшего ухудшение наркоситуации. Вызывает тревогу стремительное распространение за последние годы злоупотребление различными лекарственными препаратами.

В целях обеспечения реализации единой государственной политики, позволяющей установить эффективный контроль за наркоситуацией в стране на современном этапе необходимо решение следующих задач:

1) совершенствование государственной системы мониторинга и оценки состояния наркоситуации в Республике Узбекистан, позволяющей определять масштабы распространения злоупотребления наркотиками в стране с учетом латентных характеристик, выявление и прогнозирование его негативных последствий;

2) укрепление антинаркотического иммунитета населения через совершенствование государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков совместно с институтами социальной сферы и гражданского общества;

3) расширение международного и регионального сотрудничества в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими.

Наркомания и наркобизнес долгое время были глубоко чужды региону Центральной Азии. На современном этапе развития антинаркотического законодательства в Узбекистане предусмотрено образование трех нижеследующих фундаментальных основ национальной политики в этой сфере:

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР И МЕТОДЫ

Scientific Journal Impact Factor

1) разработка и принятие пакета антинаркотических законопроектов (Закон Республики Узбекистан "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 19 августа 1999 г.);

2) создание межведомственного органа, способного координировать исследуемую деятельность государства на межведомственном и междисциплинарном уровнях (постановлениями Кабинета Министров от 29.04.1994г. №229 и от 07.11.1996г. №382 созданы Государственная комиссия Республики Узбекистан по контролю за наркотиками и Национальный информационно-аналитический центр по контролю за наркотиками при Кабинете Министров, соответственно);

3) подготовка и утверждение целевых комплексных антинаркотических Программ (принята и реализована национальная Программа комплексных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2016-2020 годы). На современном этапе развития антинаркотического законодательства в Узбекистане основополагающим документом является Программа комплексных мер противодействия незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими на 2021-2025гг.

Точкой отсчета развития государственных органов, осуществляющих борьбу с незаконным оборотом наркотиков, можно назвать 1996г., когда в системе правоохранительных органов усилены самостоятельные подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Укреплена материально-техническая база, а также и выделена дополнительная штатная численность подразделениям МВД, СГБ и ГТК, непосредственно осуществляющими борьбу с незаконным оборотом наркотиков [1].

Государственная комиссия Республики Узбекистан по контролю за наркотиками является межведомственным органом по вопросам координации борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, разработки и реализации эффективных мер по пресечению распространения наркотиков как на национальном, так и на региональных уровнях, выполнения международных обязательств по контролю за наркотиками [2].

Следует отметить, что предпосылкой создания Госкомиссии и Центра также явилась угроза наркотрафика из Афганистана и ее непосредственное влияние на обстановку в Центральноазиатском регионе.

Scientific Journal Impact Factor

По данным Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) объемы производства опия в Афганистане в 1996г. составляли 2248 тн, а площади посевов опийного мака - 56,8 тыс. га [3].

Дальнейшее ухудшение наркоситуации в регионе прогнозируется увеличением наркопроизводства в ИРА - в 2018 году площади посевов увеличились до 263 тыс. га, объем производства опия-сырца - 6400 тн (в 2017г. - 9000 тн, 328 тыс. га), а также появлением новых видов т.н. «дизайнерских» или синтетических психоактивных веществ [4].

Вызывает тревогу стремительное распространение за последние годы в мире и в стране в целом т.н. «аптечной наркомании».

В условиях меняющейся наркообстановки, задачи и функции Госкомиссии и Центра, определенные с момента их создания и оставшиеся неизменными, не в полной мере отвечают своевременным требованиям по реагированию на складывающуюся ситуацию.

Исследование ситуации показывает наличие ряда системных проблем, препятствующих эффективной реализации антинаркотической стратегии государства на современном этапе:

1. Недостаточная координация деятельности в сфере контроля за наркотиками ввиду несоответствия некоторых функций Госкомиссии и Центра текущему развитию наркоситуации.

Современные вызовы наркоугрозы характеризуются стремительными изменениями в структуре наркоситуации в мире и стране, появлением новых психоактивных веществ и синтетических наркотиков, не входящих в подконтрольные списки, а также распространение наркотиков с использованием современных информационных коммуникационных технологий. Решение данных вопросов требует активизации антинаркотической деятельности государства с широким внедрением ^-технологий и тесного международного сотрудничества.

Так, по данным НИАЦКН, наркоситуация в Республике Узбекистан, как и во всем мире продолжает оставаться сложной на фоне расширения незаконного оборота наркотиков, роста немедицинского потребления психотропных и сильнодействующих веществ, а также активизации прежних и формирования новых каналов транзита афганских опиатов по «Северному маршруту».

РЕЗУЛЬТАТЫ

Scientific Journal Impact Factor

При этом, глобальный кризис, связанный с пандемией СОУГО-19 внес существенные коррективы в действия не только правительственных структур, но и преступного мира.

Основными факторами, влияющими на развитие наркоситуации в Республике Узбекистан продолжают оставаться:

- непрекращающий поток афганских опиатов и каннабиноидов по «Северному маршруту»;

- рост контрабанды синтетических наркотиков и сильнодействующих веществ;

- использование Интернет и почтовых отправлений для распространения наркотических средств, и психотропных веществ.

В результате принятых организационно-практических и оперативно-профилактических мер, правоохранительными органами республики в 2020г. выявлено 6032 (5026) или на 20% больше преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Из общего числа выявленных наркопреступлений, 1814 (1701 или +6,6%) составляют преступления связанные со сбытом наркотиков, 304 (395 или -23,0%) с контрабандой, 1521 (1064 или +43,0%) с незаконным культивированием наркосодержащих растений, 49 (43 или +14,0%) с содержанием наркопритонов и 2344 (1823 или +28,6%) - прочие наркопреступления.

В 2020 году из незаконного оборота изъято 1 тн 542,3 кг (1 тн 200,5 кг) наркотических средств (на 28,5% больше). При общем снижении изъятий «тяжёлых» наркотиков, как героин на 88% и опий на 48,5%, наблюдался рост изъятий гашиша в два раза (100,6%), кукнара более чем в пять раз (415,3%) и синтетических наркотиков почти в семь раз (687,4%) [5].

Прогнозируется дальнейшего ухудшение наркоситуации на фоне появления новых видов т.н. «дизайнерских» или синтетических психоактивных веществ наряду с распространением «традиционных» для стран ЦА наркотических средств. В Узбекистане первый случай выявления наркотического средства «спайс» (синтетический каннабиноид) был зарегистрирован в 2015г. [6], в незаконном обороте обнаружено 8 «новых» видов веществ. В регионе ЦА уже выявлено более 60 различных видов синтетических наркотиков. Их относительная дешевизна, сложность обнаружения и идентификации, вариативность видов и форм представляют

Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 4

educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423

серьезную угрозу для здоровья и благополучия населения, прежде всего молодежи.

Согласно официальным статистическим сведениям об эпидемиологической ситуации, связанной с потреблением наркотических средств и психотропных веществ, в республике на протяжении более 10 лет наблюдается положительная динамика и значительное сокращение основных показателей злоупотребления наркотиков. Вместе с тем, данные об изъятиях из незаконного оборота крупных партий лекарственных препаратов, обладающих психоактивным действием, мониторинг контента популярных социальных сетей и СМИ, а также растущие показатели распространения алкоголизма говорят о наличии достаточно высокого спроса на немедицинское потребление веществ, обладающих психоактивным действием, а также так называемой «латентной», то есть неучтенной наркомании. Для получения реальной картины об уровне распространения наркопотребления и выработки адекватных мер реагирования необходимо проведение социологического исследования. Комплексный подход наряду с правоохранительными мерами должен включать широкую разъяснительную работу как среди населения, так и среди профессиональных сообществ (фармацевтов, медицинского персонала, педагогов и др.), а также разработку и реализацию мер по повышению доступности и обращаемости за специализированной наркологической помощью.

Вызывает тревогу стремительное распространение за последние годы злоупотребления различными лекарственными препаратами на фоне уменьшения потребления опиатов, вследствии усиления правоохранительных мер по пресечению афганского наркотрафика.

До 2018 года основными лекарственными препаратами, используемыми в немедицинских целях для достижения психоактивного эффекта, являлись опиоидные анальгетики трамадол, налбуфин, а также психотропные медикаменты зопиклон и баклосан. Однако, после включения их в списки наркотических средств и психотропных веществ (Список II и III), подлежащих государственному контролю, участились случаи злоупотребления лекарственными препаратами прегабалин, залеплон, тропикамид, которые вызывают зависимость, при этом по химической структуре и прямому фармакологическому действию не относятся к наркотическим средствам и психотропным веществам.

Scientific Journal Impact Factor

В целях предупреждения дальнейшего распространения немедицинского потребления указанных препаратов подписано Постановление Президента Республики Узбекистан от 06.09.2019г. №1111-4438 «Об усилении мер по предотвращению незаконного оборота лекарственных средств» на основании которого было принято постановление Кабинета Министров от 27.09.2019г. №818 «О регулировании оборота сильнодействующих веществ в Республике Узбекистан». Данным постановлением определен перечень из 78 сильнодействующих веществ, являющихся лекарственными средствами, а также утвержден состав межведомственной экспертной группы при НИАЦКН по подготовке предложений по внесению изменений и дополнений в перечень сильнодействующих веществ.

Кроме того, диверсификация экономики страны, в частности ее сельскохозяйственного сектора, предусматривающего создание агропромышленных кластеров по культивированию подконтрольного наркотикосодержащего растения каннабис требует совершенствования механизмов контроля за наркотиками и эффективной реализации международных обязательств в этой сфере.

(В соответствии со статьей 211 Закона Республики Узбекистан «О наркотических средствах и психотропных веществах», культивирование, ввоз (вывоз), переработка, хранение, реализация (отпуск), приобретение и перевозка растения каннабис с содержанием наркотического средства тетрагидроканнабинол до 0,2 процента в промышленных целях, не связанных с производством или изготовлением наркотических средств и психотропных веществ, разрешается юридическим лицам на основании лицензии на данный вид деятельности, выданной в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан [7].

Вместе с тем, согласно требованиям ратифицированной Республикой Узбекистан международной Единой Конвенции ООН о наркотических средствах 1961 года, государства, выращивающие растение каннабис должны принять соответствующие меры по предупреждению злоупотребления его листьями и их незаконного оборота [8, ст.28]).

Необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере государственного контроля за наркотиками предполагает создание соответствующего гармонизированного правового механизма. В этих целях

ОБСУЖДЕНИЕ

Scientific Journal Impact Factor

целесообразно широкое привлечение граждан к участию в нормотворческом процессе [9, 349-353], наладить согласование разрабатываемых проектов нормативно-правовых актов с заинтересованными государственными органами и другими организациями, в том числе и с институтами гражданского общества[10, 46].

В целях адекватного реагирования на угрозу наркотрафика как из Афганистана, так из региона «Золотого треугольника» (территории Таиланда, Мьянмы и Лаоса), в ряде государств указанного региона и граничащих с ИРА созданы специализированные органы, наделенные широкими полномочиями по выработке, координации и реализации антинаркотической деятельности страны.

Справочно: в указанных странах созданы самостоятельные структуры, координирующие антинаркотическую деятельность государства: Министерство по борьбе с наркотиками Афганистана, Штаб по борьбе с наркотиками при Президенте Ирана, Министерство по борьбе с наркотиками Пакистана, Бюро по борьбе с наркотиками Индии, Агентство по контролю за наркотиками при Президенте Таджикистана, Бюро по борьбе с наркотиками Таиланда, Национальное агентство по контролю за наркотиками Камбоджи и др.

Международная практика показывает обоснованность модели специализированного (самостоятельного) госоргана, ответственного за сбор данных из различных источников для анализа и своевременного реагирования на складывающуюся наркоситуацию.

На 59-й встрече Европейского центра мониторинга наркотиков и наркозависимости в 2017г. (г.Лиссабон), директор данного Центра А.Гудсен, обобщая международный опыт отметил, что наиболее эффективный контроль за наркоситуацией и координацией предпринимаемых усилий достигается при функционировании независимых межведомственных органов наркоконтроля.

Управление по борьбе с наркотиками (Drug Enforcement Administration, DEA) - агентство в составе Министерства юстиции США, занимающееся борьбой с наркоторговлей, является одним из примеров эффективности самостоятельного органа наркокотроля. В полномочия DEA входит не только борьба с наркотрафиком внутри США, но и пресечение производства этих веществ в иностранных государствах, а также антинаркотическая пропаганда среди населения.

Scientific Journal Impact Factor

Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. устанавливает возможность стороне, которая считает, что это целесообразно для защиты здоровья населения, вводить у себя более суровые меры. В статье 36 документа указано: «Независимо от каких-либо постановлений настоящей Конвенции ничто не препятствует или не может считаться препятствием сторонам принимать более строгие или более суровые меры контроля, чем те, которые предусматриваются настоящей Конвенцией». При этом присоединившаяся сторона может выйти из Конвенции или она может также быть отменена. Все противоречия должны разрешаться Международным судом [11, 48].

Исследование проблем обеспечения эффективного государственного контроля за наркотиками позволяет выработать ряд рекомендаций, в частности, предлагается:

• рассмотрть сушествующие структуры, отвечающие за оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. При этом, предусмотреть расширение состава Государственной комиссии по контролю за наркотиками, а также функции и задачи Национального информационно-аналитического центра по контролю за наркотиками.

• принять Антинаркотическую стратегию Республики Узбекистан, определяющую государственную политику в сфере противодействия распространению наркомании и незаконного оборота подконтрольных веществ на ближайшие годы;

• принять новую редакцию Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

• внести соответствующие изменения в Уголовный Кодекс и Кодекс об административной ответственности, предусматривающие ответственность за незаконное изготовление, перемещение, перевозку и хранение лекарственных средств, содержащих сильнодействующие вещества, а также рекламу наркотиков.

2. Выработать и осуществить совместные меры по выявлению незаконных каналов поставки наркотических средств и подконтрольных медицинских препаратов из-за рубежа. Организовать мероприятия по пресечению деятельности преступных группировок и лиц, наладивших реализацию наркотиков и психоактивных препаратов с использованием сети Интернет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Scientific Journal Impact Factor

3. Усилить разъяснительную работу с причастными министерствами и ведомствами во взаимодействии с общественными, негосударственными организациями и инопартнерами с использованием передовых практик и методик профилактики наркомании среди населения, особенно молодежи.

1. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 07.11.1996г. № 382, п.5

2. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 30.04.1994г. № 229, п.1

3. Обзор производства опия в Афганистане в 1996 году, Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности (Кабул),

4. Всемирный доклад УНП ООН о наркотиках. 2020г., г.Вена

5. Информация о наркоситуации в Республике Узбекистан. НИАЦКН, 2021г.

6. Информационный бюллетень о наркоситуации в Центральной Азии. НИАЦКН, 2016г.

7. Закон Республики Узбекистан "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 19 августа 1999 г.

8. Единая Конвенция ООН о наркотических средствах 1961 года.

9. Юлдошев А. Э. Онлайн-перспективы общественных обсуждений законодательных предложений в Республике Узбекистан //Информационные технологии и право: Правовая информатизация-2018. - 2018. - С. 349-353.

10. Юлдошев А. Состояние и перспективы согласования актов законодательства с институтами гражданского общества в Узбекистане // Review of law sciences, vol. 3, no. Спецвыпуск, 2020. - C. 46.

11. Ерышев О.Ф. Наркомания: проявления, лечение, профилактика. - СПб.,

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1997г.

2005. - с. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.