Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ АДМИНИСТРИРОВАНИИ НАЛОГОВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ АДМИНИСТРИРОВАНИИ НАЛОГОВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НАЛОГОВ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ РАСПРЕДЕЛЕННОГО РЕЕСТРА / НЕОСНОВАТЕЛЬНОЕ ОБОГАЩЕНИЕ / PERSONAL PROPERTY TAX / LAND TAX / UNIFIED STATE REAL ESTATE REGISTER / ADMINISTRATION OF TAXES / INTERAGENCY INFORMATION INTERACTION / DISTRIBUTED LEDGER TECHNOLOGY / UNJUST ENRICHMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ветошкин Дмитрий Николаевич, Стегниенко Елена Сергеевна, Чернов Александр Викторович

В статье проанализирована существующая модель межведомственного информационного взаимодействия в сфере администрирования имущественных налогов. Выявлены основные причины неполноты/некорректности взимания имущественных налогов на основе результатов работ по инвентаризации земель г. Новосибирска. Предложены мероприятия по совершенствованию механизмов информационного взаимодействия при администрировании налогов на недвижимое имущество, приведены ожидаемые результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ветошкин Дмитрий Николаевич, Стегниенко Елена Сергеевна, Чернов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF INFORMATION INTERACTION IN THE PROCESS OF REAL ESTATE TAX ADMINISTRATION

The article analyzes the existing model of interagency data exchange in the field of real property taxation in the Russian Federation. The main conclusions, concerning incomplete and incorrect of real property taxation, are based on the results of the land inventory project implemented in Novosibirsk city in 2018-2019. As the results of research and measures improving the mechanisms of information exchange are considered.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ АДМИНИСТРИРОВАНИИ НАЛОГОВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО»

УДК 347.2/.3:336.2

DOI: 10.33764/2411-1759-2019-24-4-219-231

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРИ АДМИНИСТРИРОВАНИИ НАЛОГОВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

Дмитрий Николаевич Ветошкин

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, советник при ректорате, e-mail: dmitry.vetoshkin@gmail.com

Елена Сергеевна Стегниенко

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (952)937-72-57, e-mail: es.st@inbox.ru

Александр Викторович Чернов

Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, старший преподаватель кафедры кадастра и территориального планирования, тел. (913)743-09-79, e-mail: avch-1011@mail.ru

В статье проанализирована существующая модель межведомственного информационного взаимодействия в сфере администрирования имущественных налогов. Выявлены основные причины неполноты/некорректности взимания имущественных налогов на основе результатов работ по инвентаризации земель г. Новосибирска. Предложены мероприятия по совершенствованию механизмов информационного взаимодействия при администрировании налогов на недвижимое имущество, приведены ожидаемые результаты.

Ключевые слова: налог на имущество физических лиц, земельный налог, Единый государственный реестр недвижимости, администрирование налогов, межведомственное информационное взаимодействие, технология распределенного реестра, неосновательное обогащение.

Введение

Одной из определяющих функций системы налогообложения является фискальная функция - обеспечение деятельности государства, которая реализуется посредством поступления налоговых доходов в бюджет соответствующего уровня. Имущественные налоги (земельный налог и налог на имущество физических лиц) причисляются Налоговым кодексом Российской Федерации [1, 2] к местному уровню, а средства от них представляют собой значимую часть финансовых поступлений в местные бюджеты.

В целях обеспечения полноты и корректности начисления и взимания налогов необходимы достоверные сведения обо всех объектах налогообложения (земельных участках (ЗУ), зданиях, строениях, сооружениях, помещениях и других объектах капитального строительства (ОКС)), зарегистрированных правах и субъектах прав на недвижимое имущество, основным источником которых выступает Единый государственный реестр недвижимости (АИС «ЕГРН»).

Выполнение требований налогового законодательства по уплате налогов (налоговая дисциплина) обеспечивается системой налогового контроля над субъектами налогообложения. Контроль полноты и корректности определения налогооблагаемой базы и начисления налогов требует реализации отдельного вида процедур - мониторинга полноты, корректности и актуальности используемых сведений о земельных участках и объектах капитального строительства.

Существующая система межведомственного информационного взаимодействия в сфере администрирования имущественных налогов

Действующая в Российской Федерации процедура администрирования налогов на недвижимое имущество базируется на межведомственном информационном взаимодействии (обмене) между информационными системами федеральных, региональных и муниципальных органов власти и ведомств, в том числе: ФНС России (АИС «Налог-3», ФИАС) [3, 4], Росреестра (АИС «ЕГРН», в отдельных субъектах АИС «ГКН» и АИС «ЕГРП») [5], МВД России (информационные системы учета граждан по месту пребывания), Федеральной миграционной службы (регистрация иностранных граждан по месту пребывания), региональных управлений по делам записей о гражданском состоянии (ФГИС «ЕГРЗАГС») [6], органов местного самоуправления (информационные системы управления муниципальным имуществом (САУМИ) и (или) информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД)) [7]. Укрупненная модель информационного взаимодействия и передаваемые данные представлены на рис. 1.

Действующая система информационного взаимодействия призвана обеспечить налоговые органы всеми необходимыми сведениями об объектах недвижимости, правах и субъектах прав, налоговых ставках и льготах по налогам на недвижимое имущество [8]. Однако, как показывают результаты работ по инвентаризации земель г. Новосибирска, частью которых является проверка полноты, корректности и взаимного соответствия сведений об объектах недвижимого имущества, представленные в составе информационных систем ФНС России и Росреестра, на практике имеют место серьезные недочеты в системе информационного обеспечения администрирования налогов с недвижимого имущества, в том числе в части идентификации объектов и субъектов налогообложения, актуальности, корректности, полноты и взаимного соответствия сведений [9-11], группировка которых представлена в табл. 1.

Наличие обозначенных выше проблем приводит к существенному недополучению муниципалитетом доходов от налогов на недвижимое имущество, а значит и к недостаточному финансированию статей расходов, предусмотренных муниципальным бюджетом [12, 13]. Их решение требует реализации комплекса мероприятий по совершенствованию механизмов учета и информационного обмена в отношении объектов недвижимого имущества [14, 15] и субъектов прав, а также по применению мер правового воздействия на правообладателей земельных участков.

Рис. 1. Укрупненная модель информационного взаимодействия в рамках администрирования земельного налога:

1 - Базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (сведения о физических лицах - гражданах РФ); 2 - Единый государственный реестр записей о гражданском состоянии (сведения о рождении и смерти граждан); 3 - Государственная информационная система миграционного учета (сведения о физических лицах - иностранных гражданах); 4 - Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности (сведения о присвоении адресов земельным участками и объектам капитального строительства); 5 - Системы управления муниципальным имуществом (сведения о ставках и льготах по налогам на недвижимое имущество); 6 - АИС «Единый государственный реестр недвижимости» (сведения об объектах недвижимого имущества, зарегистрированных правах и правообладателях); 7 - Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей; Единый государственный реестр юридических лиц; 8 - Федеральная информационная адресная система (сведения об адресах объектов недвижимого имущества)

Таблица 1

Основные причины (факторы) неполноты и (или) некорректности взимания налогов с недвижимого имущества

№ п/п Причины неполноты взимания имущественных налогов с объектов недвижимого имущества Доля от общего числа ЗУ/ОКС

1 Отсутствие государственного кадастрового учета и (или) регистрации прав на фактически существующие объекты недвижимого имущества

1.1 Отсутствие в АИС «ЕГРН» сведений о фактически существующих объектах недвижимого имущества, в том числе: - земельных участках; - объектах капитального строительства 5 % / 26 %

1.2 Отсутствие государственной регистрации прав в отношении учтенных в АИС «ЕГРН» объектов недвижимого имущества, в том числе: - земельных участков; - объектов капитального строительства 2 % / 27 %

Окончание табл. 1

2 Несоответствие фактических и учетных характеристик земельных участков (нарушения земельного законодательства)

2.1 Несоответствие фактического местоположения границ и фактической площади земельных участков сведениям АИС «ЕГРН» (самозахват земель государственной собственности) 24 %

2.2 Несоответствие фактического и разрешенного видов использования земельных участков (нецелевое использование земельных участков) 4 %

3 Проблемы идентификации объектов недвижимости в учетно-регистрационных системах

3.1 Несоответствие кадастровых номеров земельных участков в информационных системах АИС «Налог-3» и АИС «ЕГРН» (невозможность идентифицировать земельный участок по кадастровому номеру) 12 %

3.2 Несоответствие структуры адресного описания земельных участков в АИС «Налог-3» требованиям ФИАС (невозможность идентифицировать земельный участок по адресу) 21 %

3.3 Несоответствие адресного описания земельных участков в информационных системах АИС «Налог-3» и АИС «ЕГРН» 14 %

3.4 Невозможность взаимной идентификации земельных участков и расположенных в их границах объектов строительства (по кадастровым номерам или адресу) 57 %

3.5 Несоответствие номеров регистрации прав в информационных системах «Налог 3» и АИС «ЕГРН» (невозможность идентифицировать корректность сведений о правах и правообладателях - плательщиках налогов) 29 % / 41 %

4 Отсутствие в АИС «Налог-3» сведений об объектах недвижимого имущества, учтенных и зарегистрированных в АИС «ЕГРН»

4.1 Отсутствие в АИС «Налог-3» сведений об объектах недвижимого имущества, учтенных в АИС «ЕГРН» 9 % / 33 %

4.2 Отсутствие в АИС «Налог-3» сведений об объектах недвижимого имущества, права на которые зарегистрированы в АИС «ЕГРН» 29 % / 56 %

5 Несоответствие основных (базовых) характеристик земельных участков в информационных системах АИС «Налог-3» и АИС «ЕГРН»

5.1 Расхождения в сведениях АИС «ЕГРН» и АИС «Налог-3» о величине кадастровой стоимости земельных участков (некорректное определение налогооблагаемой базы) 7 %

5.2 Расхождения в сведениях о зарегистрированных правах на земельные участки (некорректное определение плательщиков налогов) 5 %

5.3 Отсутствие в АИС «ЕГРН» сведений о кадастровой стоимости земельных участков (невозможность определить налогооблагаемую базу) 0,08 %

Мероприятия по совершенствованию механизмов информационного взаимодействия при администрировании налогов

на недвижимое имущество

Проведенные работы по инвентаризации земель г. Новосибирска показали их достаточно высокую эффективность в вопросах выявления несоответствий между фактическими и учетными характеристиками земельных участков. Вме-

сте с тем полученные результаты указывают на существенные изъяны как в системе информационного взаимодействия, так и непосредственно в самих системах учета и идентификации субъектов и объектов налогообложения, которые требуют соответствующих решений. К ним можно отнести:

- обеспечение единого координатно-адресного пространства (координатной и адресной привязки объектов недвижимости) во всех государственных и муниципальных реестрах и информационных системах;

- обеспечение уникальной идентификации и единства сведений о физических лицах - субъектах прав на недвижимое имущество;

- совершенствование механизмов информационного взаимодействия, обеспечение доступа к сведениям, их актуальности и устранение возможности возникновения противоречий. Перечень предлагаемых мероприятий, их описание и ожидаемые результаты представлены в табл. 2.

Ключевым предложением по совершенствованию механизмов информационного взаимодействия (обмена) является переход на современную технологию хранения и обмена данными, в том числе пространственными, - технологии распределенного реестра - базы данных, которая распределена между несколькими сетевыми узлами или вычислительными устройствами, где каждый узел (подключенный к сети сервер или компьютер с установленным программным обеспечением, отвечающий определенным техническим требованиям) получает данные из других узлов и хранит полную копию реестра.

Таблица 2

Мероприятия по совершенствованию механизмов информационного взаимодействия при администрировании налогов на недвижимое имущество

№ п/п Цель / Мероприятия Ожидаемые результаты

1 Обеспечение уникальной идентификации и характеристик субъектов и объектов налогообложения

1.1 Передача полномочий по регистрации всех физических лиц, находящихся в юрисдикции РФ, в ведение ФНС РФ -создание единого государственного реестра физических лиц (ЕГРФЛ) по аналогии с регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Обеспечение уникальной идентификации и корректности сведений о субъектах прав и налогообложения

1.2 Передача полномочий по ведению ФИАС Росреестру. Дополнение ФИАС дежурными адресными планами с обязательным пространственным позиционированием объектов адресации (земельных участков, зданий и др.), в том числе и не поставленных на кадастровый учет Обеспечение адресной и координатной идентификации всех объектов недвижимого имущества

1.3 Проведение мероприятий по верификации адресов и позиционирования (координат центроидов) объектов адресации с использованием материалов ДЗЗ, открытых спра-вочно-навигационных систем (Яндекс, 2ГИС и др.), в том числе с применением технологий и инструментов крауд-сорсинга Верифицированная пространственно-привязан-ная единая адресная система

Окончание табл. 2

№ п/п Цель / Мероприятия Ожидаемые результаты

2 Создание распределенного реестра сведений об объектах налогообложения, правах и субъектах прав (налогообложения)

2.1 Создание распределенного реестра сведений об адресах, объектах недвижимого имущества, правах и субъектах прав (физических лиц, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей) Обеспечение единой идентификации сведений о субъектах и объектах налогообложения

2.2 Подключение к распределенному реестру органов государственной власти, органов местного самоуправления, банков и других учреждений с установлением полномочий на ввод и изменение данных по принципу: «видишь все, меняешь только то, что разрешено» Обеспечение взаимного соответствия и неизменности характеристик субъектов и объектов налогообложения

3 Актуализация и верификация информации в информационных ресурсах

3.1 Систематическое проведение работ по инвентаризации земель и объектов капитального строительства с полным использованием результатов работ: адресация объектов Обеспечение актуальности и полноты сведений об объектах недвижимого имущества

3.2 Разработка программных систем и алгоритмов мониторинга корректности (верификации) сведений в информационных ресурсах (соответствие кадастровой стоимости разрешенному и фактическому режиму использования земель) Автоматизированный мониторинг корректности сведений об объектах недвижимого имущества

Обновление данных в узлах происходит независимо друг от друга и выполняется автоматически. При необходимости внесения сведений в реестр, каждый узел составляет и записывает обновления в соответствующий раздел реестра и действует независимо от других узлов. Затем узлы голосуют за обновления, чтобы удостовериться, что большинство из них согласно с окончательным вариантом. Голосование и достижение согласия в отношении одной из копий реестра называется консенсусом, этот процесс выполняется автоматически с помощью алгоритма консенсуса. Как только консенсус достигнут, распределенный реестр обновляется, и последняя согласованная версия реестра сохраняется в каждом узле [16]. Модель информационного взаимодействия в рамках администрирования налогов на недвижимое имущество, основанная на технологии распределенных реестров, представлена на рис. 2.

Важнейшим преимуществом технологии распределенных реестров является обеспечение участников актуальными и достоверными сведениями с одновременным распределением и закреплением за каждым участком полномочий (ролей) по изменению определенных для него видов сведений. При этом объем таких сведений и перечень пользователей распределенных реестров может неограниченно расширяться за счет подключения иных органов власти, учреждений и соответствующих информационных ресурсов (например, многофункциональных центров или региональных учреждений, уполномоченных на проведение кадастровой оценки объектов недвижимого имущества).

Рис. 2. Модель информационного взаимодействия в рамках администрирования налогов на недвижимое имущество на основе

распределенного реестра:

1 - сведения о физических, юридических лицах, индивидуальных предпринимателях, находящихся в юрисдикции Российской Федерации; 2 - сведения об адресах, объектах недвижимого имущества и зарегистрированных правах, налоговых ставках и льготах, статусе и адресе регистрации физических лиц; 3 - сведения о регистрации граждан по месту пребывания; 4 - сведения реестра физических лиц, сведения об адресной системе; 5 - сведения миграционного учета о регистрации иностранных граждан; 6 - сведения об адресной системе, объектах недвижимого имущества, правах и правообладателях; 7 - сведения реестра записей гражданского состояния; 8 - сведения реестра физических лиц; 9 - сведения адресной системы, сведения об учтенных в АИС «ЕГРН» объектах недвижимого имущества, зарегистрированных правах и правообладателях; 10 - сведения о физических, юридических лицах, индивидуальных предпринимателях; 11 - сведения о присвоении адресов объектам недвижимого имущества, налоговых ставках и льготах; 12 - сведения об адресной системе, учтенных в АИС «ЕГРН» объектах недвижимого имущества, сведения о физических и юридических лицах, правах и правообладателях, начисленных и поступивших налогах и др.

Меры правового воздействия на правообладателей объектов недвижимости в целях устранения неполноты взимания имущественных налогов

Комплекс мер по устранению несоответствия фактических и регистрационных характеристик земельных участков и объектов недвижимого имущества [17] (самовольный захват земель государственной собственности, самовольное

строительство, отсутствие регистрации прав на земельные участки и объекты недвижимого имущества) основан на применении мер правового воздействия на правообладателей объектов недвижимого имущества. Так, самовольный захват земель государственной собственности в действующей правовой практике рассматривается как фактор неосновательного обогащения. Данный институт регулируется гл. 60 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ). Согласно ст. 1102 ГК РФ «лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевший), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество» [18]. Такое обязательство называют кондикционными.

Возникновение кондикционных обязательств предполагает наличие ряда условий, которые должны присутствовать в совокупности: обогащение приобретателя произошло за счет потерпевшего; отсутствуют правовые основания приобретения или сбережения имущества. Применительно к теме исследования это могут быть случаи самовольного захвата земельного участка, использование объекта недвижимости по истечении срока договора аренды, неисполнение решения суда об освобождении земельного участка и т. д. Неосновательным обогащением в таких случаях будет являться арендная плата - сбереженная приобретателем денежная сумма, которую необходимо было выплачивать [19]. Следует отметить, что срок исковой давности по кондикционным обязательствам определен общим правилом гражданского права [20] и составляет три года. Соответственно, период взыскания составляет последние три года незаконного использования.

Истцом по спорам, связанным с неосновательным обогащением, выступает правообладатель земельного участка. На нем лежит бремя доказывания (элементы представлены на рис. 3).

Рис. 3. Бремя доказывания истцом неосновательного обогащения ответчика

Кондикционные обязательства являются следствием принципа платности использования земли в Российской Федерации [21]. Согласно Земельному кодексу РФ, существует две формы платы за землю: арендная плата и земельный налог, уклонение от оплаты одной из форм влечет наложение ответственности.

При неуплате земельного налога виновное лицо обязано будет заплатить штраф, само налоговое обязательство и начисленную пеню за каждый день просрочки налогового платежа. Также в числе мер воздействия у налоговых органов есть иные способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов [1]:

- залог имущества;

- поручительство;

- приостановление операций по счетам в банке;

- наложение ареста на имущество;

- банковская гарантия.

Помимо налоговой ответственности в зависимости от ущерба возможно наложение административной [22] или же уголовной ответственности [23].

Выводы

Существующая в Российской Федерации система межведомственного информационного взаимодействия при администрировании налогов на недвижимое имущество не отвечает требованиям полноты сведений, корректности идентификации объектов и субъектов налогообложения.

В рамках работ по инвентаризации земель г. Новосибирска были выявлены проблемы в работе с системой, рассчитана доля отсутствия/несоответствия каких-либо данных от общего числа сведений.

Авторами предложены мероприятия по совершенствованию механизмов информационного взаимодействия при администрировании налогов на недвижимое имущество, в частности, переход на технологию распределенного реестра, который позволит обеспечить уникальную идентификацию и корректность сведений о субъектах прав и налогообложения, полноту и актуальность сведений об объектах недвижимого имущества, адресную и координатную идентификацию всех объектов недвижимого имущества, взаимное соответствие и неизменность характеристик субъектов и объектов налогообложения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.10.2019) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.09.2019) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

3. Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС «Налог-3») [Электронный ресурс] : приказ ФНС России

от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@. - Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

4. О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 28.12.2013 № 443-Ф3 (ред. от 02.08.2019). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Об установлении порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, и порядка уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости [Электронный ресурс] : приказ Минэкономразвития России от 23.12.2015 № 968 (ред. от 19.07.2019) (Зарегистрировано в Минюсте России 28.04.2016 № 41955). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О вводе федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния в эксплуатацию [Электронный ресурс] : приказ ФНС России от 28.09.2018 № ММВ-7-6/560@. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантП-люс».

8. Мишустин М. В. Информационно -технологические основы администрирования имущественных налогов. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 359 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. О некоторых результатах выявления реестровых ошибок, препятствующих государственной регистрации прав / И. Т. Антипов, К. М. Антонович, Г. Г. Асташенков, В. В. Вы-легжанина, И. А. Гиниятов // Вестник СГУГиТ. - 2018. - Т. 24, № 2. - С. 143-152.

10. Дорош М. П. Технологический процесс методики повышения качества данных в Едином государственном реестре недвижимости // Вестник СГУГиТ. - 2017. - Т. 22, № 3. -С. 161-170.

11. Дорош М. П. Результаты работ по повышению качества данных в Едином государственном реестре недвижимости на территории Новосибирской области // Вестник СГУГиТ. -2017. - Т. 22, № 2. - С. 181-192.

12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Карпик А. П., Жарников В. Б. О концепциях и закономерностях развития землеустройства, кадастра и мониторинга земель // Вестник СГУГиТ. - 2019. - Т. 24, № 3. -С. 141-157.

14. Дудинова О. С. Основные подходы к формированию сведений о едином недвижимом комплексе в учетно-регистрационной системе объектов недвижимости // Вестник СГУГиТ. - 2017. - Т. 22, № 2. - С. 193-200.

15. Закономерности развития кадастровой системы государства / Т. Н. Жигулина, В. А. Ме-рецкий, Д. А. Воробьев, А. О. Киселева // Вестник СГУГиТ. - 2018. - Т. 23, № 4. - С. 190-202.

16. Памятка по технологиям распределенных реестров: перспективы применения в управлении в сфере образования и культуры [Электронный ресурс] // Методика для обучения/консультирования сотрудников региональных и муниципальных органов власти в сфере образования и культуры. - Режим доступа: https://xn--j1ahol.xn--p1ai/rukovodstva-i-rekomendatsii/%D0%9C%D0%BE%D0%oB4%D1%83%D0%BB%D1%8C0/o2011.pdf.

17. Аврунев Е. И., Дорош М. П. Разработка информационной модели для повышения достоверности кадастровой информации // Вестник СГУГиТ. - 2018. - Т. 23, № 1. -С.156-166.

18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019, с изм. от 03.07.2019) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

19. Решение Бердского городского суда № 2-792/2018 2-792/2018 ~ М-435/2018 М-435/2018 от 8 мая 2018 г. по делу № 2-792/2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //sudact.ru/regular/doc/ppLzCUUWm96P/.

20. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 18.07.2019) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «Консуль-тантПлюс».

21. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

22. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 12.11.2019) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

23. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019) [Электронный ресурс]. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Получено 17.09.2019

© Д. Н. Ветошкин, Е. С. Стегниенко, А. В. Чернов, 2019

IMPROVEMENT OF INFORMATION INTERACTION IN THE PROCESS OF REAL ESTATE TAX ADMINISTRATION

Dmitry N. Vetoshkin

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Rector's Adviser, e-mail: dmitry.vetoshkin@gmail.com

Elena S. Stegnienko

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Senior Lecturer, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (952)937-72-57, e-mail: es.st@inbox.ru

Alexander V. Chernov

Siberian State University of Geosystems and Technologies, 10, Plakhotnogo St., Novosibirsk, 630108, Russia, Senior Lecturer, Department of Cadastre and Territorial Planning, phone: (913)743-09-79, e-mail: avch-1011@mail.ru

The article analyzes the existing model of interagency data exchange in the field of real property taxation in the Russian Federation. The main conclusions, concerning incomplete and incorrect of real property taxation, are based on the results of the land inventory project implemented in Novosibirsk city in 2018-2019.

As the results of research and measures improving the mechanisms of information exchange are considered.

Key words: personal property tax, land tax, unified state real estate register, administration of taxes, interagency information interaction, distributed ledger technology, unjust enrichment.

REFERENCES

1. The Tax code of the Russian Federation (part one) of July 31, 1998 No. 146-FZ (as amended on 29.10.2019). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

2. The Tax Code of the Russian Federation (part two) of Augyst 05, 2000 No. 117-FZ (as amended on 29.09.2019). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

3. Order of the Federal Tax Service of Russia of March 14, 2016 No. MMV-7-12/134@. On approval of the Regulation on the automated information system of the Federal Tax Service (AIS "Tax-3"). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

4. Federal Law of December 28, 2013 No. 443-FZ (as amended on 02.08.2019). On the federal information address system and on amendments to the Federal Law "On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation". Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

5. Order of the Ministry of Economic Development of Russia of December 23, 2015 No. 968 (as amended on 19.07.2019) (Registered in the Ministry of Justice of Russia on 28.04.2016 No. 41955). On the establishment of the procedure for providing information contained in the Unified State Register of Real Estate, and the procedure for notifying applicants about the progress of the provision of services for providing information contained in the Unified State Register of Real Estate. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

6. Order of the Federal Tax Service of Russia of September 28, 2018 No. MMV-7-6/560@. On the introduction of the federal state information system for maintaining the Unified State Register of Civil Status Records into operation. Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

7. Town-planning code of the Russian Federation of December 29, 2004 No. 190-FZ (as amended on 02.08.2019). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

8. Mishustin, M. V. (2007). Informatsionno-tekhnologicheskie osnovy administrirovaniya imushchestvennykh nalogov [Information and technological foundations of property tax administration] . Moscow: UNITY-DANA Publ., 359 p. [in Russian].

9. Antipov, I. T., Antonovich, K. M., Astashenkov, G. G., Vylegzhanina, V. V., & Giniyatov, I. A. (2018). On some results of identifying registry errors that impede state registration of rights. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 24(2), 143-152 [in Russian].

10. Dorosh, M. P. (2017). Technological process of improving data quality in the Unified State Register of Real Estate. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 22(3), 161-170 [in Russian].

11. Dorosh, M. P. (2017). Results of work to improve the quality of data in the Unified State Register of Real Estate in the Novosibirsk Region. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 22(2), 181192 [in Russian].

12. The Budget Code of the Russian Federation of July 31, 1998 No. 145-FZ (as amended on November 4, 2019; as amended on 12.11.2019). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

13. Karpik, A. P., & Zharnikov, V. B. (2019). On concepts and patterns of development of land management, cadastre and land monitoring. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 24(3), 141-157 [in Russian].

14. Dudinova, O. S. (2017). Basic approaches to the formation of information about a single real estate complex in the accounting and registration system of real estate. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 22(2), 193-200 [in Russian].

15. Zhigulina, T. N., Meretsky, V. A., Vorobyov, D. A., & Kiseleva, A. O. (2018). Patterns of the development of the cadastral system of the state. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 23(4), 190-202 [in Russian].

16. Memo on the technology of distributed ledgers: prospects for use in management in the field of education and culture. (n. d.). In Methodology for training/advising employees of regional and municipal

authorities in the field of education and culture. Retrieved from https://xn--j1ahol.xn--p1ai/rukovodstva-i-rekomendatsii/%D0%9C%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BB0/oD10/o8C°/o2011.pdf.

17. Avrunev, E. I., & Dorosh, M. P. (2018). Development of an information model to improve the reliability of cadastral information. Vestnik SGUGiT [Vestnik SSUGT], 23(1), 156-166 [in Russian].

18. Civil Code of the Russian Federation (Part Two) of January 26, 1996 No. 14-FZ (as amended on 18.03.2019, as amended on 03.07.2019). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

19. Decision of the Berdsk City Court No. 2-792/2018 2-792/2018 ~ M-435/2018 M-435/2018 of May 8, 2018 in case No. 2-792/2018. Retrieved from www.sudact.ru/regular/doc/ ppLzCUUWm96P.

20. Civil Code of the Russian Federation (Part One) of November 30, 1994 No. 51-FZ (as amended on 18.07.2019). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

21. The Land Code of the Russian Federation of October 25, 2001 No. 136-FZ (as amended on August 2, 2019). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

22. Code of the Russian Federation on Administrative Offenses of December 30, 2001 No. 195-FZ (as amended on 12.11.2019). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

23. The Criminal Code of the Russian Federation of June 13, 1996 No. 63-FZ (as amended on 04.11.2019). Retrieved from ConsultantPlus online database [in Russian].

Received 17.09.2019

© D. N. Vetoshkin, E. S. Stegnienko, A. V. Chernov, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.