Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДА БЕЛГОРОДА'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДА БЕЛГОРОДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
16
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА / BUDGET / LOCAL BUDGET / THE REVENUE PART OF THE LOCAL BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шмелёва А.Ю.

В статье рассматривается понятие местного бюджета и его роль в системе местного самоуправления. В качестве исследования был проведен анализ источников доходных поступлений в бюджет города Белгорода, рассмотрена их структура и сформулированы основные проблемы. В связи с наличием перечня выявленных проблем были рассмотрены и предложены рекомендации по совершенствованию механизмов формирования доходной части бюджета города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE MECHANISMS OF FORMATION OF THE PROFITABLE PART OF THE BELGOROD CITY BUDGET

The article discusses the concept of local budget and its role in the system of local self-government. As a study, an analysis of the sources of revenue revenues to the budget of the city of Belgorod was conducted, their structure was considered and the main problems were formulated. In connection with the presence of a list of identified problems, recommendations for improving the mechanisms for generating the revenue part of the city budget were considered and proposed.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДА БЕЛГОРОДА»

УДК-33

Шмелёва А.Ю. студент 3 курса

Институт экономики и управления, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» Белгородский государственный национальный исследовательский университет научный руководитель: Заливанский Б.В.

доцент Россия, г. Белгород СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ГОРОДА БЕЛГОРОДА Аннотация. В статье рассматривается понятие местного бюджета и его роль в системе местного самоуправления. В качестве исследования был проведен анализ источников доходных поступлений в бюджет города Белгорода, рассмотрена их структура и сформулированы основные проблемы. В связи с наличием перечня выявленных проблем были рассмотрены и предложены рекомендации по совершенствованию механизмов формирования доходной части бюджета города.

Ключевые понятия. Бюджет, местный бюджет, доходная часть местного бюджета.

Shmeleva A. Yu. student

3 course, Institute of Economics and Management, direction of preparation "State and municipal management"

Belgorod State National research university Russia, Belgorod

Scientific supervisor: Zalivansky B. V. associate рrofessor IMPROVEMENT OF THE MECHANISMS OF FORMATION OF THE PROFITABLE PART OF THE BELGOROD CITY BUDGET Annotation. The article discusses the concept of local budget and its role in the system of local self-government. As a study, an analysis of the sources of revenue revenues to the budget of the city of Belgorod was conducted, their structure was considered and the main problems were formulated. In connection with the presence of a list of identified problems, recommendations for improving the mechanisms for generating the revenue part of the city budget were considered and proposed.

Key concepts. The budget, the local budget, the revenue part of the local budget.

Бюджет муниципалитетов играет огромную роль в социально -экономическом развитии муниципальных образований, в свою очередь он влияет и на качество жизни местного населения в целом. Эффективность деятельности органов местного самоуправления зависит от имеющихся у них

в распоряжении необходимого количества финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения, а также выполнения иных функции, которые прописаны в законодательстве и возложены на них обществом.

Перед местными властями стоит острая проблема - ограниченность бюджета в денежных ресурсах. На сегодняшний день остается актуальной проблема финансовой несамостоятельности органов местного самоуправления, в следствии этого появляется необходимость в поиске новых и совершенствовании старых механизмов формирования собственных доходов местных бюджетов.

Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления416.

0.Н. Пинчукова и Т.А. Шенаева рассматривают местный бюджет как один из важнейших инструментов воздействия на развитие экономики и социальной сферы, с помощью которого государство способно изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, осуществлять преобразования в социальной сфере417. Еще одно определение данного понятия в своей статье дают О. В. Петрушина и М. С. Свиридова, определяя его, как форму перераспределительных отношений, связанной с обособлением части национального дохода, в виде фонда жизнеобеспечения конкретной территории, благодаря которой осуществляется финансирование важнейших отраслей социальной, коммунальной и других сфер деятельности городов, районов, сел418.

Многие авторы разделяют основные доходные источники, которыми располагают органы местного самоуправления на 4 категории: налоги, неналоговые поступления, доходы от собственной хозяйственной

419

деятельности и муниципальный кредит419.

Обратимся к анализу доходной части бюджета г. Белгорода.

Доходную часть бюджета города Белгорода составляют:

1. Налоговые доходы:

- налог на доходы физических лиц;

- налог на имущество физических лиц;

- земельный налог;

- акцизы;

- доходы от субъектов малого предпринимательства;

- госпошлина;

416 Бюджетный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Версия Проф» Разд. «Законодательство».

417 Пинчукова О. Н., Шенаева Т. А. Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации // Инновационная наука. 2018. № 3. С. 41.

418 Петрушина О. В., Свиридова М. С. К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований // Молодой ученый. 2017. № 32. С. 56.

419 Николаева Е. Ф., Авдюков Ф. В. Финансы муниципального образования // Системные технологии. 2017. № 24. С. 66.

- прочие налоговые доходы;

2. Неналоговые доходы:

- доходы от использования имущества и земли, находящегося в муниципальной собственности;

- доходы от продажи этого имущества и земли;

-доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

- плата за негативное воздействие на окружающую среду;

- штрафы за нарушение Законодательства;

- средства самообложения граждан;

3. Безвозмездные поступления:

- межбюджетные трансферты в виде дотаций, субвенций, субсидий;

- безвозмездные поступления от граждан и организаций420.

Таблица 1

Сравнительный анализ доходов местного бюджета г. Белгорода за

2016-2018 гг., тыс. руб421.

Показатель Факт

2016 год 2017 год 2018 год

Доходы - всего, в т.ч.: 9 073 620 9 823 535 9 691 874

налоговые и неналоговые доходы 4 051 532 4 470 647 4 693 374

субсидии и субвенции из вышестоящих 5 022 088 5 352 888 4 998 500

бюджетов

Анализ фактических долей видов доходов по данным за 2018 год позволяет говорить от том, что бюджету не хватает собственных доходов для осуществления ряда полномочий и функций, и поэтому велика доля межбюджетных трансфертов. Можно отметить тот факт, что наблюдается зависимость местного бюджета от регионального.

Бюджет города Белгорода является дефицитным (по данным на 2018 год он составил 333 675 тыс. рублей). Данный показатель не является критическим, поэтому можно сказать, что межбюджетные трансферты играют огромную роль в формировании доходной части местного бюджета, сохраняя

420 Об утверждении положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе «Город Белгород» : Решение Совета депутатов города Белгорода от 4 декабря 2007 года № 583 (в ред. от 24.07.2014) // Справочно-правовая система «Электронный фонд правовой и нормативно -технической документации». Разд. «Региональное законодательство».

421 Открытый бюджет г. Белгорода : Сайт органов местного самоуправления г. Белгорода. URL : http://www.beladm.ru/deyatelnost/ekonomika/predprinimatelstvo/open-money/ (дата обращения: 20.04.2019).

при этом его сбалансированность.

Наблюдается снижение доходов в общей сумме в 2018 году (по сравнению с 2017 годом данный показатель составил 1,4 %), в основном лишь за счёт сокращения трансфертов. Также можно заметить положительную тенденцию к увеличению собственных доходов в бюджете по годам, что свидетельствует об эффективности налоговой политики города.

Таблица 2

Динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета городского

округа в 2016-2018 г.г., млн. рубА11.

Показатель Факт

2016 год 2017 год 2018 год

Налоговые доходы 3,032 3,293 3,575

Неналоговые доходы 1,019 1,177 1,118

В структуре налоговых и неналоговых доходов на 2018 год 76,2% занимают налоговые поступления, в свою очередь неналоговые только 23,8%.

Таблица 3

Структура доходов и расходов бюджета г. Белгорода в динамике _(2016-2018 гг.), тыс. руб423_

Показатель Факт

2016 2017 2018

Налоговые доходы:

налог на совокупный доход 363 376 365 788 336 062

налог на доходы физических лиц 1 162 010 1 260 980 1 412 246

налог на имущество физических лиц 188 579 273 679 349 126

земельный налог 1 182 903 1 229 513 1 283 907

прочие налоговые доходы 135 492 163 321 193 957

Неналоговые доходы:

доходы получаемые в виде арендной 550 438 704 042 640 118

422 Открытый бюджет г. Белгорода : Сайт органов местного самоуправления г. Белгорода. URL : http://www.beladm.ru/deyatelnost/ekonomika/predprinimatelstvo/open-money/ (дата обращения: 20.04.2019).

423 Открытый бюджет г. Белгорода : Сайт органов местного самоуправления г. Белгорода.иЯЬ : http://www.beladm.ru/deyatelnost/ekonomika/predprinimatelstvo/open-money/ (дата обращения: 20.04.2019).

платы за земельные участки

доходы от сдачи в аренду имущества 74 096 62 079 59 625

доходы от реализации имущества 136 975 95 076 76 534

доходы от продажи земельных участков 81 567 91 468 80 312

прочие неналоговые доходы 176 096 224 701 261 487

В 2018 году наибольший объём среди налоговых доходов занимает налог на доходы физических лиц (30%), затем по значимости следуют земельный налог (27%) и налог на имущество физических лиц (8%).

Следует отметить, что доля неналоговых доходов в общей структуре значительно меньше. Большая часть неналоговых доходов приходится на доходы от использования муниципального имущества (16 %), и в то же время она является по своей сути незначительной в общей доле. Динамика неналоговых доходов по использованию муниципального имущества показывает их уменьшение по сравнению с предыдущими годами. Данные отчета свидетельствуют о наличие существующих препятствий в эффективной реализации полномочий органов муниципальной власти в отношении собственного имущества.

Таблица 4

Параметры исполнения бюджета городского округа «Город _Белгород» за 2018 год424_

Наименование План, тыс. руб. Факт, тыс. руб. Откл., тыс. руб. % исполнения

1 Доходы 9 870 848 9 691 874 - 178 974 98,2

2 Расходы 10 183 840 10 025 549 - 158 291 98,5

3 Дефицит/ профицит бюджета - 312 992 - 333 675

По данным Отчета об исполнении бюджета города Белгорода за 2018 год процент отклонения от запланированных показателей составил лишь -178 974 тыс. руб., в итоге исполнение бюджета составило 98,2 %425. По сравнению с предыдущими годами данные показатели являются положительными, что позволяет сделать вывод о рациональном и эффективном планировании бюджета города.

424 Открытый бюджет г. Белгорода : Сайт органов местного самоуправления г. Белгорода. URL http://www.beladm.ru/deyatelnost/ekonomika/predprinimatelstvo/open-money/ (дата обращения: 20.04.2019).

425 Открытый бюджет г. Белгорода : Сайт органов местного самоуправления г. Белгорода. URL http://www.beladm.ru/deyatelnost/ekonomika/predprinimatelstvo/open-money/ (дата обращения: 20.04.2019).

И всё же, исходя из анализа доходных статей бюджета города Белгорода и данных администрации города, можно выделить несколько проблем:

- городской бюджет является дефицитным;

- доходная часть бюджета зависит межбюджетных трансфертов, что влияет на самостоятельность местного бюджета;

- неэффективное использование муниципального имущества;

- не в полной мере использован потенциал местных налогов.

Стоит отметить, что органы местного самоуправления должны стремиться к тому, чтобы основным источником формирования местного бюджета были именно собственные доходы. Собственные доходы включают в себя только те экономические ресурсы, которыми располагает муниципальное образование на законных основаниях в границах своей территории и собственных компетенций. Для устранения зависимости местных бюджетов от внешних субъектов и финансов, необходимо постоянно совершенствовать систему внутренних ресурсов муниципального образования (налоговых и неналоговых поступлений).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве механизма пополнения доходной части местного бюджета муниципальных образований многие авторы рассматривают увеличение налоговых поступлений в городской бюджет.

Налог на доходы физических лиц занимает значительный объем в налоговой структуре местных бюджетов. На данный момент 85 % НДФЛ зачисляется в бюджет Белгородской области и только 15 % в бюджет города. Было бы целесообразно изменить порядок распределения НДФЛ между местными бюджетами и бюджетами вышестоящего уровня, то есть увеличить долю налога на доходы физических лиц в бюджете муниципального образования.

Что касается административной составляющей налогового процесса, то здесь стоит сказать о ужесточении контроля за уплатой отдельных видов налогов. Давно известно, что увеличение налоговой базы зависит не только от роста числа поступаемых налогов, но и от правовой дисциплины плательщиков. Существуют разные практики уклона от налогов, которые используют в своей деятельности различного рода организации, индивидуальные предприниматели и другие субъекты рынка.

В связи с этим перед органами местного самоуправления стоит задача в повышении уровня собираемости местных налогов, принятии мер по ликвидации теневой деятельности и совершенствовании процедур налогового администрирования.

В данном случае мы не можем говорить о полном разрешении проблемы финансового обеспечения муниципального образования, так как есть и другая проблема - сильная правовая ограниченность местных бюджетов в налоговой сфере. И все же за муниципальной властью города Белгорода остается важная задача по оптимизации и мобилизации налоговых источников доходов.

При такой ситуации оптимальными способами решения наполняемости местных бюджетов может осуществляться по средством увеличения

поступлений по статьям неналоговых доходов.

Муниципальная собственность - это основной внутренний потенциальный источник финансов муниципальных образований, от того как его использует муниципальная власть зависит общее экономическое положение соответствующей территории.

С целью повышения эффективности управления муниципальной собственностью в городе, следует предпринять следующие меры: провести инвентаризацию собственности, в том числе по организациям, доли уставного капитала которых принадлежат муниципалитетам, разработать и принять положение о раскрытии информации о собственности муниципального образования, в том числе по отдельным объектам собственности, а также порядок оценки рыночной стоимости объектов, находящихся в собственности муниципального образования, независимыми организациями426.

Статьей 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации в качестве неналогового дохода местных бюджетов устанавливается часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, которая остается после уплаты налогов и иных обязательных платежей427.

Муниципальные предприятия - это важный элемент имущественного комплекса муниципального образования. Основная же цель создания таких предприятий заключается в получении части дохода муниципальными властями от их деятельности с целью пополнения местного бюджета и создание нормальных жизненных условий для населения на территории муниципального образования. Соответственно муниципальное учреждение как создается, так и финансируется полностью или частично органами местного самоуправления.

На сегодняшний день можно заметить такую тенденцию, как сокращение количества муниципальных унитарных предприятий в муниципалитетах. Данный фактор был связан, во-первых, с законодательными изменениями, которые касаются вопросов конкуренции на рынке, во-вторых, существует проблема нехватки финансирования муниципальных предприятий и как следствие их неэффективность.

Основной задачей органов местного самоуправления в данном направлении должно стать развитие муниципальных предприятий на территории города, а также совершенствование планирования их деятельности, что во многом способствует увеличению поступлений установленного процента от прибыли в местный бюджет.

Остается актуальной практика участия муниципальных образований в реализации федеральных и региональных программ. Данный механизм - это возможность получения дополнительных средств муниципалитетами на

426 Серкина Я. И., Ковалева М.И. Совершенствование технологий управления муниципальной собственностью в городском округе «Город Белгород» // Управление в XXI веке сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. 2015. С. 233.

427 Бюджетный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Версия Проф» Разд. «Законодательство».

развитие своей инфраструктуры.

Посредством целевых программ осуществляется финансирование наиболее важных мероприятий по реализации приоритетных, крупномасштабных проектов со сроком реализации не менее 3 лет. Условия для вхождения в федеральные и областные целевые программы не являются универсальными и прописываются в каждой конкретной программе. Механизм реализации федеральных целевых программ не предполагает прямого участия муниципалитетов. Включение в федеральные программы осуществляется через включение мероприятий и объектов в соответствующие

428

программы регионов428.

Ещё одним из механизмов формирования доходов местных бюджетов можно назвать стимулирование инвестиционной активности. Данный процесс может поспособствовать тому, что все инвестиции которые привлекаются в различные проекты и объекты социальной инфраструктуры на территории города увеличат рост как налоговых поступлений, так и неналоговых. Инвестиционная политика в данном случае должна быть направлена на улучшение инвестиционного климата в городе, должны внедряться новые и более усовершенствованные технологии управления муниципальными инвестициями, которые предполагают систему оценки реализуемых и планируемых инвестиционных проектов. Также необходимо обеспечить открытый доступ к информации о таких проектах, проводить соответствующие мероприятия для потенциальных инвестор.

На сегодняшний день существуют и другие механизмы формирования доходной части местных бюджетов. В условиях повышенной уязвимости экономики страны, повышение устойчивости и сбалансированности ее бюджетной системы - основная задача государства. Решение данного вопроса не может быть в полной мере реализовано без такой важной составляющей, как местные бюджеты. Поиск решений по укрепления финансовой основы местного самоуправления - стратегически важная цель муниципальной власти. Без совместного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления данная проблема не может быть решена коренным образом.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Информ. банк «Версия Проф» Разд. «Законодательство».

2. О бюджете городского округа "Город Белгород" на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов [Электронный ресурс] : решение Белгородского городского Совета от 25 декабря 2017 года № 589 (с изменениями на 25 декабря 2018 года) // Электронный фонд правовой и нормативно-технической

428 Гордин В. И., Самарин Н. В. Аналитическое исследование доходных источников местного бюджета, возможных резервов и механизмов их пополнения // Вестник АКСОР. 2013. № 3 (27). С. 125.

документации.

3. Об утверждении положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городском округе «Город Белгород» [Электронный ресурс] : Решение Совета депутатов города Белгорода от 4 декабря 2007 года № 583 (в ред. от 24.07.2014) // Справочно-правовая система «Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации». Разд. «Региональное законодательство».

4. Гордин В. И., Самарин Н. В. Аналитическое исследование доходных источников местного бюджета, возможных резервов и механизмов их пополнения // Вестник АКСОР. - 2013. - № 3 (27). - С. 120-125.

5. Петрушина О. В., Свиридова М. С. К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований // Молодой ученый. - 2017. - № 32. - С. 55-58.

6. Николаева Е. Ф., Авдюков Ф.В. Финансы муниципального образования // Системные технологии. - 2017. - № 24. - С. 64-68.

7. Пинчукова О. Н., Шенаева Т. А. Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации // Инновационная наука. - 2018. -№ 3. - С. 40-42.

8. Серкина Я. И., Ковалева М.И. Совершенствование технологий управления муниципальной собственностью в городском округе «Город Белгород» // Управление в XXI веке сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 230-235.

9. Открытый бюджет г. Белгорода [Электронный ресурс] : Сайт органов местного самоуправления г. Белгорода. URL : http://www.beladm.ru/deyatelnost/ekonomika/predprinimatelstvo/open-money/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.