Научная статья на тему 'МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И АНАЛИЗ'

МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
428
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ / РАСХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дяченко М.А.

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты местных бюджетов, их роль и значение в финансовой системе России, а также проведен анализ доходных и расходных статей местных бюджетов муниципальных образований России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И АНАЛИЗ»

УДК 332.1

Дяченко М.А.

магистрант кафедры финансов, денежного обращения и кредита Тюменский государственный университет (Россия, г. Тюмень)

МЕСТНЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И АНАЛИЗ

Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические аспекты местных бюджетов, их роль и значение в финансовой системе России, а также проведен анализ доходных и расходных статей местных бюджетов муниципальных образований России.

Ключевые слова: местный бюджет, расходы местного бюджета, расходы местного бюджета, муниципальные образования.

В настоящее время муниципальные образования посредством деятельности органов местного самоуправления, исполняющих функции власти и хозяйствования, а также общественную функцию, находятся в прямой взаимосвязи с жизнью каждого местного жителя.

Муниципальные образования - ключевое звено в обеспечении благосостояния жителей и оказания для них общественных услуг, кроме того на муниципальные образования возлагается задача формирования институтов, способствующих увеличению темпов экономического роста, обеспечения их устойчивости, повышения конкурентоспособности территорий, регионов и страны в целом. От политического, экономического, социального состояния муниципальных образований напрямую зависит настоящее и будущее регионов и государства в целом [6, с. 40].

Финансовую основу муниципальных образований составляют местные бюджеты. Каждое муниципальное образование имеет свой собственный бюджет. В бюджетной структуре Российской Федерации насчитывается 1783 бюджета муниципальных районов, 567 бюджетов городских округов, 19 бюджетов внутригородских районов, 3 бюджета городских округов с внутригородским делением, 267 бюджетов

215

внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, 1583 бюджета городских поселений, 18046 бюджет сельских поселений [4].

Бюджетный кодекс Российской Федерации дефиницирует местный (муниципальный) бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления [1].

Вместе с тем местный бюджет сочетает в себе элементы экономического, правового и социального характера. Как экономическая категория местный бюджет выражает систему объективно существующих финансовых отношений, имеющих особое экономическое значение и возникающих в процессе использования фонда денежных средств.

Как правовая категория местный бюджет - это документ, который принимает форму нормативно - правового акта, на основании которого формируются и расходуются денежные средства на выполнение задач и функций органов местного самоуправления.

Местный бюджет как социальная категория обеспечивает выполнение основных социальных статей Конституции Российской Федерации с помощью использования денежных средств в интересах населения.

Местный бюджет обладает рядом специфических черт: во-первых, органы местного самоуправления выступают обязательными участниками, во-вторых, представлен в основном перераспределительными отношениями, то есть связанными с дальнейшим распределением первичных доходов, сформированных в результате первичного перераспределения ВВП, в-третьих, формируется и используется только в фондовой форме [3, с. 150].

Доходы местных бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах [5].

Доходы местных бюджетов включают в себя налоговые и неналоговые доходы, образующие в совокупности собственные доходы, а также безвозмездные поступления.

Налоговые доходы формируются за счет поступлений от местных налогов, а также за счет отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, которые регламентируются законодательно. Неналоговые доходы включают в себя доходы от использования, продажи имущества, доходов от платных услуг, оказываемых муниципальными казенными учреждениями, части прибыли муниципальных унитарных предприятий и другие.

В 2017 году общий объем поступивших в местные бюджеты доходов составил 3 845,7 млрд. рублей, что выше уровня 2016 года на 5,5% или 200,6 млрд. рублей [4].

Собственные доходы бюджетов увеличились в 2017 году по сравнению с предыдущим годом на 152,8 млрд. рублей или на 6,5% в связи с ростом налоговых доходов (на 6,6%) и объемов межбюджетных трансфертов (без учета субвенций) из бюджетов других уровней бюджетной системы (на 8,9%) и составили 2 504,8 млрд. рублей.

Распределение собственных доходов по видам муниципальных образований в 2017 году характеризуется следующей структурой:

- в бюджеты городских округов (включая бюджеты городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения (далее - городских округов) поступило 1 281,5 млрд. рублей (51,2%);

- в бюджеты муниципальных районов - 859,3 млрд. рублей (34,3%);

- в бюджеты городских поселений - 165,5 млрд. рублей (6,6%);

- в бюджеты сельских поселений - 198,5 млрд. рублей (7,9%).

При этом в сравнении с 2016 годом в объеме собственных доходов муниципальных образований доля собственных доходов городских округов возросла на 0,3%, городских поселений на 0,1%, сократились доли муниципальных районов на 0,3%, сельских поселений на 0,2 процента.

24,4 млрд. руб.

■ Городские округа

■ Муниципальные районы

■ Городские поселения

■ Сельские поселения

■ Внутригородские муниципальные образования

Рис. 1. Распределение собственных доходов местных бюджетов по видам муниципальных образований

Рост собственных доходов местных бюджетов в целом произошел за счет увеличения собственных доходов городских округов и муниципальных районов на 7,2% и 5,7% соответственно( или на 84,5 и 46,7 млрд. рублей).

На рост собственных доходов городских округов значительное влияние оказало увеличение поступлений по налоговым доходам на 7,3% (или на 44,2 млрд. рублей), объемов субсидий на 14,1%( или на 37,6 млрд. рублей), дотаций на 6,8% (или на 6,3 млрд. рублей), а также иных межбюджетных трансфертов на 18,8%( или на 10,1 млрд. рублей).

Основными причинами роста собственных доходов муниципальных районов являются увеличение налоговых доходов на 5,2% (или на 15,9 млрд. рублей) и рост объемов субсидий на 9,7% (или на 19,6 млрд. рублей), дотаций на 7,0% (или на 11,5 млрд. рублей).

Рост собственных доходов в местных бюджетах по сравнению с 2016 годом произошел в 68 субъектах Российской Федерации, в 17 субъектах Российской Федерации отмечается их снижение.

В общем объеме поступивших в 2017 году собственных доходов местных бюджетов налоговые и неналоговые доходы составляют 55,6% (1 392,8 млрд. рублей), межбюджетные трансферты( без учета субвенций) и другие безвозмездные поступления

- 44,4% (1 112,0 млрд. рублей). В 2016 году указанные доли составили соответственно 56,6 % и 43,4 процента.

Налоговые доходы местных бюджетов исполнены в 2017 году в сумме 1122,9 млрд. рублей, с ростом к первоначальному плану поступлений на 6,5% или 69,3 млрд. рублей

Бюджетообразующим налогом для местных бюджетов является налог на доходы физических лиц, поступивший в местные бюджете в объеме 701,2 млрд. рублей, с ростом к 2016 году на 6,2% (или на 40,7 млрд. рублей). При этом доля указанного налога в налоговых доходах местных бюджетов в 2017 году составила 62,4 процента.

В 2017 году поступления неналоговых доходов составили 269,9 млрд. рублей, что ниже уровня 2016 года на 2,8% или 7,6 млрд. рублей, в том числе, сократились доходы от платежей при пользовании природными ресурсами на 35,6% (или на 4,1 млрд. рублей ), доходы от продажи материальных и нематериальных активов - на 7,5% (или на 4,2 млрд. рублей), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности - 0,6% (или на 0,8 млрд. рублей).

При этом выросли доходы от административных платежей и сборов на 29,1%( или на 0,1 млрд. рублей), а также другие неналоговые доходы (включая штрафы, санкции, возмещение ущерба и пр.) на 5,6% (или на 1,7 млрд. рублей).

Доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, составляют основную долю (57,5%) неналоговых доходов муниципальных образований. Доля данного вида дохода в общей сумме неналоговых доходов городских округов составляет 58,1%, муниципальных районов - 51,1%, городских поселений - 67,3%, сельских поселений - 38,0 процента.

Наряду с налоговыми и неналоговыми доходами значительную часть доходов местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций, субсидий , субвенций и иных межбюджетных трансфертов.

В общем объеме доходов местных бюджетов в 2017 году доля межбюджетных трансфертов без учета возврата остатков (включая субвенции) составляет 63,7% или

2 451,5 млрд. рублей (в 2016 году данный показатель составлял 63,4% или 2 309,3 млрд. рублей).

В структуре межбюджетных трансфертов доля средств, передаваемых с целью финансового обеспечения исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в форме субвенций из региональных бюджетов, уменьшилась - с 56,0% в 2016 году до 54,7% в 2017 году. Общий объем субвенций в 2017 году увеличился по отношению к 2016 году на 3,7% (или 47,8 млрд. рублей) и составил 1 340,9 млрд. рублей

Основной объем субвенций (50,2%) в 2017 году был предоставлен бюджетам муниципальных районов (673,6 млрд. рублей), в бюджеты городских округов поступило 664,0 млрд. рублей или 49,5% от общего объема субвенций. Такое распределение связано с преимущественным делегированием государственных полномочий на уровень муниципальных районов и городских округов. Субвенции бюджетам городских поселений составили 0,6 млрд. рублей и бюджетам сельских поселений - 2,7 млрд. рублей или 0,04% и 0,20% соответственно [4].

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации [5].

К расходным обязательствам местных бюджетов относят расходные обязательства: возникающие в ходе реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; связанные с осуществлением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий; обусловленные выполнением органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления иного муниципального образования; возникающие в ходе решения вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения данного муниципального образования, а также не исключенных из компетенции органов местного самоуправления данного

муниципального образования и не отнесенных компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления других муниципальных образований.

К вопросам местного значения межмуниципального характера относят: содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами; организация оказания транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района; организация оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях; опека и попечительство; организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; формирование и содержание муниципального архива.

Состав расходных обязательств, связанных с решением вопросов местного значения включает в себя: расходные обязательства по содержанию органов местного самоуправления муниципального образования, обеспечению муниципальных выборов и местных референдумов; расходные обязательства по охране общественного порядка, обеспечению деятельности муниципальной !полиции и муниципальной пожарной охраны, защите муниципальных образований от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера; расходные обязательства по оплате муниципальных социальных услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями (в частности, муниципальными учреждениями общего образования, муниципальными лечебно-профилактическими учреждениями, муниципальными учреждениями социального обслуживания пожилых людей и инвалидов и другие) и иными некоммерческими организациями; расходные обязательства по предоставлению субсидий субъектам хозяйствования - производителям товаров, работ и услуг (за исключением муниципальных учреждений), в том числе для муниципальных нужд (в частности, организациям ЖКХ, общественного транспорта, дорожного хозяйства и другие);расходные обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов другим местным бюджетам, а также бюджетам субъектов Российской Федерации (в случаях, предусмотренных законодательством); расходные обязательства по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности; расходные обязательства по обслуживанию муниципального долга [2, с. 115].

Общий объем расходов местных бюджетов в 2017 году составил 3 882,2 млрд. рублей, что на 6,2% (или на 227,1 млрд. рублей) больше, чем в 2016 году.

Расходы на решение вопросов местного значения увеличились по сравнению с 2016 годом на 7,6% или 179,3 млрд. рублей и составили 2 541,3 млрд. рублей.

В целом по Российской Федерации расходы на решение вопросов местного значения составляют 64,0% в общей сумме расходов местных бюджетов (в городских и сельских поселениях это значение достигло уровня 99,6% и 98,7% соответственно, в связи с тем, что на поселенческий уровень передавался незначительный объем государственный полномочий). Относительно 2016 года доля расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения увеличилась на 0,6|процента.

Расходы на осуществление государственных полномочий (переданных и не переданных) в 2017 году составили 35,7% от всех расходов.

По отношению к 2016 году структура основных расходов местных бюджетов 2017 года изменилась. Снизилась доля расходов на ЖКХ (-0,4 п.п.), образование (-0,3 п.п.), социальную политику (-0,4 п.п.), межбюджетные трансферты (-0,2 п.п.), обслуживание долга (-0,1 п.п.) при увеличении доли физической культуры и спорта (+0,4 п.п.), культуры и СМИ (+0,5 п.п.) и прочих расходов (+0,8 п.п.).

■ Управление

■ ЖКХ

■ Образование

■ Культура, СМИ

■ Здравоохранение

■ Социальная политика

■ Физическая культура и спорт

■ Межбюджетные трансферты

■ Обслуживание муниципального долга

■ Прочие расходы

Рис.2. Отраслевая структура расходов местных бюджетов в 2017 году

В 2017 году в целом по Российской Федерации местные бюджеты исполнены с дефицитом. Объем расходов превысил объем поступивших доходов местных бюджетов

на 36,5 млрд. рублей при запланированном дефиците 168,6 млрд. рублей (в 2016 году расходы местных бюджетов превысили доходы на 10,0 млрд. рублей).

При этом в 60 субъектах Российской Федерации дефицит местных бюджетов составил 45,5 млрд. рублей, в том числе местных бюджетов Нижегородской области -

4.0 млрд. рублей, Новосибирской области - 3,3 млрд. рублей, Сахалинской области -

3.1 млрд. рублей, Самарской области - 2,6 млрд. рублей, Амурской области - 2,4 млрд. рублей.

В 25 субъектах Российской Федерации местные бюджеты исполнены с профицитом в общем объеме 9,0 млрд. рублей, в том числе местных бюджетов Свердловской области - 1,9 млрд. рублей, Московской области - 1,2 млрд. рублей, Алтайском крае - 0,9 млрд. рублей, Тюменской области - 0,8 млрд. рублей, Республике Саха (Якутия) - 0,6 млрд. рублей [4].

Таким образом, местные бюджеты муниципальных образований являются фундаментом финансовой системы России и занимают важное место в социально-экономическом развитии страны в целом. Местный бюджет способствует реализации региональной и национальной политики. От состояния местных бюджетов напрямую зависит благополучие как отдельного жителя, так и всего государства, поэтому перед органами местного самоуправления стоит задача, заключающаяся в создании стабильных доходных источников местных бюджетов и в их дальнейшем эффективном использовании [6, с. 42].

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 № 145-ФЗ (ред. от 15.04.2019) [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс [официальный сайт]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения 18.05.2019).

2. Государственные и муниципальные финансы в схемах, графиках и таблицах с комментариями: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Яруллин Р.Р. -Уфа: Аэтерна, 2018. - 208 с.

3. Игонина Л.Л. Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. Л.Л. Игониной. М. : - Издательство Юрайт, 2017. - 480 с.

4. Министерство финансов Российской Федерации, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://www.mLnfin.ru/ru/ (дата обращения: 11.05.19).

5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 № 131 - ФЗ (ред. от 01.05.2019) [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс [официальный сайт]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_L AW_44571/ (дата обращения: 15.05.19).

6. Пинчукова О.Н., Шенаева Т.А. Роль и значение местных бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации // Инновационная наука. 2018. № 3. С. 4042.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.