Научная статья на тему 'О некоторых особенностях формирования финансовой базы местного самоуправления в России и за рубежом'

О некоторых особенностях формирования финансовой базы местного самоуправления в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
372
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бюджет / трансферты / межбюджетные отношения / США / budget / transfers / interbudgetary relations / USA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. Ю. Десятниченко, О. Ю. Десятниченко

В статье исследуются проблемы низкой финансовой самостоятельности местных бюджетов в Российской Федерации, их высокой зависимости от межбюджетных трансфертов. Сравнение с опытом ряда зарубежных стран, таких как США и Германия подтверждает необходимость расширения собственной финансовой базы местных бюджетов в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SOME FEATURES FORMED FINANCIAL BASE OF LOCAL GOVERNMENT IN RUSSIA AND ABROAD

The article studies the problems of low financial independence of local budgets in the Russian Federation, their high dependence on interbudgetary transfers. Comparison with the experience of a number of foreign countries such as the US and Germany confirms the need to expand our own financial base of local budgets in Russia

Текст научной работы на тему «О некоторых особенностях формирования финансовой базы местного самоуправления в России и за рубежом»

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ БАЗЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Д.Ю. Десятниченко, канд. экон. наук, доцент О.Ю. Десятниченко, канд. экон. наук, доцент

Северо-Западный институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10014

Аннотация. В статье исследуются проблемы низкой финансовой самостоятельности местных бюджетов в Российской Федерации, их высокой зависимости от межбюджетных трансфертов. Сравнение с опытом ряда зарубежных стран, таких как США и Германия подтверждает необходимость расширения собственной финансовой базы местных бюджетов в России.

Ключевые слова: бюджет, трансферты, межбюджетные отношения, США.

Необходимым условием эффективного развития местного самоуправления является обеспечение его деятельности соответствующими материальными и финансовыми ресурсами [1, 2]. О реальном местном самоуправлении можно говорить лишь тогда, когда оно обеспечено соответствующими финансово-экономическими ресурсами для выполнения своих полномочий.

Практика осуществления местного самоуправления в Российской Федерации и зарубежных стран показывает, что местное самоуправление будет реальным только в том случае, если муниципальные образования обладают необходимыми финансовыми и материальными ресурсами для принятия самостоятельных решений по достижению стоящих перед ними целей удовлетворения потребностей жителей [3]. Поэтому любое государство пытается укрепить финансово-экономическую основу местного

Основная проблема, с которой в настоящее время сталкиваются руководители муниципальных образований, - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды [4-6]. В связи с этим возникает необходимость выделения основных источников доходов, которыми располагают органы местного самоуправления.

Если брать динамику исполнения доходов местных бюджетов (Рис. 1), то по итогам 2017 года налоговые доходы составили 1 122,9 млрд. рублей (29,2%), неналоговые доходы - 269,9 млрд. рублей (7,0%), безвозмездные поступления, в основе которого лежат межбюджетные трансферты из бюджетов других уровней с учетом субвенций - 2452,9 млрд. рублей (63,8%). Таким образом, в наибольшей степени доходы местных бюджетов зависят от межбюджетных трансфертов, а именно от субвенций со стороны вышестоящих бюджетов.

4 000,0 2 000,0 0,0

2 314,02 452,9

1 053,6 122,9 277 5 269,9

Налоговые Неналоговые Межбюджетные доходы доходы трансферы

2016 2017

Рис. 1. Динамика исполнения доходов местных бюджетов (млрд руб.) [7]

Система местных налогов, а это налог на имущество физических лиц и земельный налог, не могут обеспечить финансовую самостоятельность муниципальных образований, поскольку доходы от них не становятся определяющими при формировании доходов местных бюджетом. Помимо местных налогов доходы местных бюджетов формируются и федеральными и региональными налогами, и сборами, а также налогами, предусмотренными специальными налоговыми режимами.

Во все муниципальные образования идут земельный налог и налог на имущество физических лиц (кроме городов федерального значения). Также в муниципальные районы, городские округа, в том числе с внутригородским делением идут доходы от ЕНВД и патентной системы налогообложения с нормативом 100% зачислений. Поступления НДФЛ и единого сельскохозяйственного налога зависят от формы местного образования, так для бюджета городских поселений норматив зачислений составляет 10%, для муниципальных районов в зависимости от территории, на которой взимается налог, для бюджетов городских округов и для бюджетов городских округов с внутригородским делением- 15%; для сельских поселений - 2%

Если говорить о статистике, то основным налогом, который поступает в местные бюджеты, является НДФЛ. На втором месте поступления от земельного налога, на третьем месте - доходы от налогов на совокупный доход.

Если брать зарубежный опыт, то, например, в соответствии с Основным законом ФРГ общины (муниципальные образования) в Германии получают 15% поступлений от подоходного налога, вносимого их жителями. В рамках выравнивания финансовых возможностей отдельных общин, местным властям передается часть доходов от налоговых поступлений Федерации и земель.

В Соединённых Штата Америки другая ситуация. Бюджетная система данной страны делится на три уровня. Структура доходов бюджетов различных уровней отличается друг от друга. 78% текущих поступлений в местные бюджеты и бюджеты

штатов являются собственными источниками финансирования. Их темпы прироста почти на 50% определяют темпы прироста общих доходов местных бюджетов и субъектов государства. Если в основе налоговых поступлений в федеральный бюджет США лежат прямые налоги, то важнейшим доходным источником бюджетов штатов - косвенные налоги.

Личный подоходный налог в настоящее время входит в налоговую систему 44 штатов. Ставки налога варьируют от 1,4% до 12% [7]. В общем, шкалы личного подоходного налога, взимаемого правительствами штатов, имеют прогрессивный характер. Соответственно, растущие личные доходы, получаемые на территории конкретных штатов, облагаются по более высоким ставкам.

В Российской Федерации аналогично с зарубежным опытом определенное место занимают для обеспечения расходных обязательств неналоговые доходы, так как они в меньшей степени связаны с изменениями федерального и регионального законодательства и в большей степени показывают эффективность работы органов местного самоуправления с муниципальной собственностью.

В структуре неналоговых доходов основное место занимают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. В 2016 году поступления неналоговых доходов составили 277,5 млрд. рублей, что ниже уровня 2015 года на 0,6% или 1,6 млрд. рублей, в том числе, сократились доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, а 1,5% (или на 2,4 млрд. рублей), доходы от продажи материальных и нематериальных активов - на 8,6% (или на 5,3 млрд. рублей).

Таким образом, налоговые и неналоговые источники доходов МСУ - в той или иной степени средства, которые оно собирает с населения и предприятий. С этой точки зрения их размеры ограничены налогоспособностью населения и предприятий. Вторая группа напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципаль-

ных служб грамотно и рачительно ими распорядиться.

В этих экономических условиях возрастает роль и значение межбюджетных трансфертов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые предоставляются в форме дотаций (средства, которые направляются бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов), субсидий (средства, которые предоставляются бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах для выполнения целевых расходов), субвенций (бюджетные средства, которые передаются бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицам, при этом главным усло-

вием является условие долевого софинан-сирования расходов) и иных межбюджетных трансфертов.

На Рис. 2 отражена динамика межбюджетных трансфертов, которые предоставляются местным бюджетам [7]. По итогам 2017 года произошел рост объема межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям на 9,3% или на 93,4 млрд. рублей. В общем объеме поступивших межбюджетных трансфертов наибольшую долю составляют субвенции (54,6%, 1340,9 млрд. рублей), затем следуют субсидии (24,3%, 594,7 млрд. рублей), дотации (14,0%, 342,3 млрд. рублей), замыкает список межбюджетные трансферты (7,1%, 173,6 млрд. рублей). По итогам 2017 года произошел рост по всем межбюджетным трансфертам.

1500

1000

500

1293,1 1340,9

Дотация

Субвенция Иные межбюджетные Субсидия

отношения

2016 2017

Рис. 2. Динамика межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам (млрд руб.)

0

Таким образом, можно утверждать, что на сегодняшний момент муниципальные образования выполняют важную социально-экономическую функцию, а именно занимается благоустройством территорий. Основой муниципальных финансов является местный бюджет, которому присущи все те принципы организации, что и бюджетам других уровней, но ввиду близости местных органов самоуправления к населению, особое значение приобретают принципы гласности и самостоятельности. Вся бюджетная деятельность муниципальных образований носит открытый характер.

Основной проблемой финансирования муниципальных образований является не-

хватка ресурсов по обеспечению возложенных на них полномочий. Все отражается в качестве предоставляемых муниципальными образованиями услуг. Основными доходами муниципалов являются налоговые, неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления (субсидия, субвенция и межбюджетные трансферты). Если брать статистику по итогам 2017 года в Российской Федерации доходы местных бюджетов в наибольшей степени зависят от межбюджетных трансфертов, а именно от предоставляемых субвенций. Все это свидетельствует о существенной зависимости муниципальных образований от вышестоящих бюджетов.

Библиографический список

1. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Шматко А.Д. О проекте стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации (анализ проблемой ситуации и целеполагания). // Управленческое консультирование. - 2017. №12 (108). С. 120-129.

2. Десятниченко Д.Ю., Десятниченко О.Ю., Шматко А.Д. О проекте стратегии развития санаторно-курортного комплекса Российской Федерации (анализ задач и направлений их решения). // Управленческое консультирование. - 2018. №1 (109). С. 84-91.

3. Куклина Е.А., Старикова О.В. Устойчивое развитее регионов России и региональная безопасность в контексте New Normal. // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2016. Т. 15. №3. С. 401-419.

4. Десятниченко О.Ю. Управление процессом организации инвестирования инноваций. Диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05 / Санкт-Петербургский университет управления и экономики. Санкт-Петербург, 2013.

5. Чеберко Е.Ф., Смирнов С.А. Формирование инновационных бизнес-моделей предприятий туристической отрасли в условиях системного кризиса. // Управленческое консультирование. - 2016. №4 (88). С. 186-198.

6. Чеберко Е.Ф., Колмыков А.Г. Механизмы реализации государственной инновационной плотики. // Проблемы современной экономики. - 2011. №4 (40). С 7-10

7. Исполнение местных бюджетов в Российской Федерации// официальный сайт Министерство финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.minfin.ru/common/upload/library/2017/06/main/Rezultaty_provedeniya_monitorin ga_mestnykh_budzhetov_za_2016_god-versiya_28.06.2017.pdf

ABOUT SOME FEATURES FORMED FINANCIAL BASE OF LOCAL GOVERNMENT

IN RUSSIA AND ABROAD

D.Yu. Desyatnichenko, candidate of economic sciences, associate professor O.Yu. Desyatnichenko, candidate of economic sciences, associate professor North-West institute of management (branch) of the Russian Academy of national economy and public administration under the President of the Russian Federation (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article studies the problems of low financial independence of local budgets in the Russian Federation, their high dependence on interbudgetary transfers. Comparison with the experience of a number of foreign countries such as the US and Germany confirms the need to expand our own financial base of local budgets in Russia

Keywords: budget, transfers, interbudgetary relations, USA.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.