Научная статья на тему 'Совершенствование механизма взаимодействия участников системы обслуживания в сфере жилищно-коммунального хозяйства'

Совершенствование механизма взаимодействия участников системы обслуживания в сфере жилищно-коммунального хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБСЛУЖИВАНИЯ / SYSTEM MAINTENANCE / ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ СЕТИ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / CENTRALIZED NETWORK (OF ENGINEERING AND TECHNICAL SUPPORT) / УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / MANAGEMENT COMPANY / ДОМОХОЗЯЙСТВО / HOUSEHOLD / ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / EXECUTIVE BODY AT MUNICIPALITY / КОММУНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / COMMUNAL RESOURCES / ОБСЛУЖИВАНИЕ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА / MAINTENANCE OF HOUSING STOCK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Екатерина Юрьевна

Постоянный рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства вызывает недовольство со стороны домохозяйств. Процесс предоставления коммунальных услуг предполагает наличие нескольких участников: ресурсоснабжающих организаций, централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, обслуживающих организаций, управляющей компании, домохозяйства и органа исполнительной власти муниципального образования. Одной из причин роста тарифов является отсутствие согласованной работы участников процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг домохозяйствам. В статье предлагается рассмотрение взаимодействия участников указанного процесса в виде системы, в которой каждый из них выполняет строго определенные функции при отсутствии их дублирования. В результате анализа данной системы, в статье представлены меры по совершенствованию взаимодействия участников системы обслуживания в сфере жилищно-коммунального хозяйства: обоснованный выбор способа управления домом, разделение функций управления и обслуживания жилого дома, расчеты за услуги непосредственно с поставщиками, контроль взаимодействия участников со стороны органа местного самоуправления, предоставление потребителю полной информации о деятельности управляющей компании, совершенствование способов поставки коммунальных услуг, мероприятия по энергосбережению. Изучение взаимодействия участников сферы жилищно-коммунального хозяйства с позиции системного подхода, способствует обоснованному выбору наиболее рационального механизма взаимодействия участников в цепочке «поставки жилищно-коммунальных услуг — домохозяйства» в целях снижения издержек на поставляемые услуги. Реализация на практике предложенных мер позволит повысить эффективность взаимодействия участников системы обслуживания за счет четкого разделения их функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the Level of Cooperation: Providers of Housing and of Communal Services

The article presents a series of measures aimed at improving the level of cooperation between the providers of housing and communal services. These measures would entail, inter alia, selecting home control methods, separating building management from maintenance, issuing direct payments to providers for services rendered, and controlling the interaction between consumers and local government (municipal) authorities. Management companies, in the critique's view, should offer their consumers the full spectrum of information on management activities, methods for enhancing the provision of public services and energy conservation measures. At this stage, the review claims that sound interaction between the essential service providers would enable consumers to make rational judgments regarding the acquisition of household services. If successful, it notes, these moves might even diminish the cost of service supply. The document speculates that the proposed measures would improve the relationship between various service providers, achieving this end via a clear separation of their functions. Subsequently, the study states that presently there are multiple public service providers including resource-supplying organizations, centralized networks (for engineering and technical support) and executive authorities (at municipal level). The essay then shifts its focus to deal with tariff-related issues. These, it indicates, are constantly growing, dissatisfying household owners as well as providers of communal services. Moreover, it opines that lack of coordinated work among the service providers and the relevant municipal authorities has been a major cause behind the tariff increases. The blueprint, in conclusion, has investigated the interaction between the service providers, calling it a process in which each participant plays a singular role. This process, it adds, is part of a well-defined system, functioning, in part, to minimize or avoid unnecessary duplication.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма взаимодействия участников системы обслуживания в сфере жилищно-коммунального хозяйства»

со

о

I-<

0.

с

о <

о;

Совершенствование механизма взаимодействия участников системы обслуживания в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Improving the Level of Cooperation: Providers of Housing and of Communal Services

УДК 338.465

Королева Екатерина Юрьевна

аспирант Смоленского гуманитарного университета

214014, г Смоленск, ул. Герцена, д. 2

Koroleva Ekaterina Yur'evna

Smolensk Humanitarian University Gertsena Str. 2, Smolensk, 214014, Russian Federation

Постоянный рост тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства вызывает недовольство со стороны домохозяйств. Процесс предоставления коммунальных услуг предполагает наличие нескольких участников: ресурсоснабжающих организаций, централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, обслуживающих организаций, управляющей компании, домохозяйства и органа исполнительной власти муниципального образования. Одной из причин роста тарифов является отсутствие согласованной работы участников процесса предоставления жилищно-коммунальных услуг домохозяйствам. В статье предлагается рассмотрение взаимодействия участников указанного процесса в виде системы, в которой каждый из них выполняет строго определенные функции при отсутствии их дублирования. В результате анализа данной системы в статье представлены меры по совершенствованию взаимодействия участников системы обслуживания в сфере жилищно-коммунального хозяйства: обоснованный выбор способа управления домом, разделение функций управления и обслуживания жилого дома, расчеты за услуги непосредственно с поставщиками, контроль взаимодействия участников со стороны органа местного самоуправления, предоставление потребителю полной информации о деятельности управляющей компании, совершенствование способов поставки коммунальных услуг, мероприятия по энергосбережению. Изучение взаимодействия участников сферы жилищно-коммунального хозяйства с позиции системного подхода способствует обоснованному выбору наиболее рационального механизма взаимодействия участников в цепочке «поставки жилищно-коммунальных услуг — домохозяйства» в целях снижения издержек на поставляемые услуги. Реализация на практике предложенных мер позволит повысить эффективность взаимодействия участников системы обслуживания за счет четкого разделения их функций.

The article presents a series of measures aimed at improving the level of cooperation between the providers of housing and communal services. These measures would entail, inter alia, selecting home control methods, separating building management from maintenance, issuing direct payments to providers for services rendered, and controlling the interaction between consumers and local government (municipal) authorities. Management

companies, in the critique's view, should offer their consumers the full spectrum of information on management activities, methods for enhancing the provision of public services and energy conservation measures. At this stage, the review claims that sound interaction between the essential service providers would enable consumers to make rational judgments regarding the acquisition of household services. If successful, it notes, these moves might even diminish the cost of service supply. The document speculates that the proposed measures would improve the relationship between various service providers, achieving this end via a clear separation of their functions. Subsequently, the study states that presently there are multiple public service providers including resource-supplying organizations, centralized networks (for engineering and technical support) and executive authorities (at municipal level). The essay then shifts its focus to deal with tariff-related issues. These, it indicates, are constantly growing, dissatisfying household owners as well as providers of communal services. Moreover, it opines that lack of coordinated work among the service providers and the relevant municipal authorities has been a major cause behind the tariff increases. The blueprint, in conclusion, has investigated the interaction between the service providers, calling it a process in which each participant plays a singular role. This process, it adds, is part of a well-defined system, functioning, in part, to minimize or avoid unnecessary duplication.

Ключевые слова: система обслуживания, централизованные сети инженерно-технического обеспечения, управляющая компания, домохозяйство, орган исполнительной власти муниципального образования, коммунальные ресурсы, обслуживание жилищного фонда

Keywords: system maintenance, centralized network (of engineering and technical support), management company, household, executive body at municipality, communal resources, maintenance of housing stock

В регионах России ежегодно происходит рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), обусловленный такими факторами, как отсутствие системного подхода к регулированию функционирования жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), отсутствие стимулов к снижению издержек, монополизм на рынке коммунальных услуг, несовершенство законодательной базы и др.

Одной из причин существования указанной проблемы является порядок формирования конечной стоимости коммунального ресурса для потребителя. В результате движения коммунального ресурса по цепочке «производитель — потребитель услуг» его конечная стоимость прирастает на величину дополнительных затрат и маржи участвующих в этом процессе посредников (ресурсоснабжающей организации, сетевой организации, управляющей компании и/или товарищества собственников жилья). Установление

наилучшего способа взаимодействия всех участников этой цепочки позволит добиться снижения конечной стоимости потребляемого домохозяйствами коммунального ресурса. Для поиска путей решения указанной проблемы обратимся к опыту организации управления сферой услуг ЖКХ зарубежных стран.

В странах Западной Европы сложилась особая практика управления жилищным фондом, существенно отличающаяся от российской. В Германии в сфере ЖКХ действуют коммунальные жилищные предприятия, которые осуществляют строительство жилых домов, последующее управление и обслуживание жилищного фонда, а также продажу застроенных земельных участков. Эксплуатационные расходы на обслуживание дома распределяются между съемщиками квартир согласно размеру жилой площади, количеству проживающих в квартире человек, жилым единицам и объемам потребления коммунального ресурса. При этом неоплаченные потребителем расходы по эксплуатации жилищного фонда несет сам собственник.

Во Франции и Финляндии для управления многоквартирным домом создаются общества собственников жилья. Предоставление всех необходимых коммунальных услуг обеспечивает коммуна, управляемая муниципальным советом [1, с. 19]. При такой схеме взаимодействия объекты жилищного фонда после завершения строительства передаются муниципалитету, который организует специальные коммунальные службы для эксплуатации жилищного фонда. Кроме того, муниципальный совет заключает договоры концессии с поставщиками газа и электроэнергии.

В Финляндии всеми коммунальными системами управляет мэр города. Здесь существует централизованное отопление, как наиболее дешевый способ теплоснабжения жилых домов. Кроме того, муниципалитет имеет право брать кредит на финансирование расходов на предоставление ЖКУ. Исполнители работ по обслуживанию жилищного фонда в 80% случаев отбираются муниципалитетом на конкурсной основе. [2, с. 88]. Фирмы, занимающиеся электро-, газо- и водоснабжением, канализацией, сбором и переработкой мусора и вообще всех промышленных отходов, работают по контракту с муниципалитетами.

Существуют различные типы контрактов. Одни предусматривают только эксплуатацию указанных систем, другие — ответственность за ремонт, строительство новых объектов (строительство инфраструктуры ЖКХ для новых городских районов). Заказы и на эксплуатацию, и на строительство распределяются через тендеры, которые проводятся муниципалитетами. На каждом этапе строительства и эксплуатации фирму регулярно контролирует муниципалитет. На уровне правительства страны устанавливаются стандарты на то, чем должны быть обеспечены жилые дома, например, на качество воды. В каждом контракте между муниципалитетом и эксплуатационной компанией определяются конкретные условия работы системы. В нем же определяются будущие тарифы на производимые услуги [3, с. 67].

Фирмы, предоставляющие коммунальные услуги, также работают по контракту с муниципалитетом. На долю оплаты коммунальных услуг приходится 20% дохода населения. В домах с приватизированными квартирами создаются общества владельцев квартир, которые заключают договоры об обслуживании дома с представителями частного бизнеса, а с муниципалитетом — договоры на поставку коммунальных ресурсов.

В Польше управление жилыми домами осущест- ^ вляют ТСЖ, которые оплачивают все коммунальные ^ услуги. Однако при этом договоры на обслуживание < дома заключаются каждым потребителем напрямую Ц с обслуживающей фирмой. Тарифы на коммуналь- о ные услуги утверждаются органами государственной к власти, но их величина может отличаться в разных ^ домах в зависимости от технических и эксплуатаци- 2 онных характеристик каждого дома. При определении тарифа учитывается довольно широкий список ^ критериев: конструкция здания, материал оконных и ^ дверных проемов, крыша, возраст здания и многое х другое [4, с. 46]. з

В панельных домах действуют жилищные коопе- ^ ративы, однако данный способ управления практи- < чески не позволяет привлечь необходимое количе- 1 ство денежных средств для капитального ремонта. В Польше в отношении должников по оплате услуг ЖКХ применяется процедура эксмиссии, т. е. принудительного выселения [Там же, с. 45]. Расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг составляют в Польше 2/3, а в Венгрии и Словакии — 4/5 дохода домохозяйств [5, с. 48]. В этих странах нуждающимся выдаются целевые дотации на оплату ЖКУ в виде ежемесячного пособия на жилье. Таким образом, мы видим, что в зарубежных странах сложились разные способы управления сферой услуг ЖКХ, связанные со спецификой функционирования данной сферы в каждой из стран.

Российскими учеными предложены некоторые способы решения проблем функционирования сферы ЖКХ. Исследованиям проблем повышения эффективности функционирования сферы ЖКХ в условиях становления рыночных отношений посвящены труды таких ученых, как М. Н. Кондратьева [5], Н. В. Прова-ленова [6], М. Б. Рыбальченко [7], Д. Г. Высокинский [8], А. А. Офицеров [9], Е. В. Абрамова [10]. Зарубежный опыт управления сферой ЖКХ анализируется в работах А. С.Плеханова (страны Центральной и Восточной Европы) [4], В.Г.Игнатова и В. И.Бутова (роль органов местного самоуправления в сфере ЖКХ) [11], Т. Б. Кутаковой (создание кондоминиумов) [10].

Для повышения эффективности работы системы обслуживания в сегменте ЖКУ сферы ЖКХ целесообразно рассматривать взаимодействие ее участников с позиции системного подхода. Оно направлено на обеспечение домохозяйств ЖКУ и образует систему, в которой каждый из элементов выполняет определенные функции, а за счет взаимодействия элементов становится возможным достижение цели функционирования системы. Основными участниками цепочки поставки ЖКУ потребителю являются:

1. ресурсоснабжающие организации (производители коммунальных ресурсов);

2. централизованные сети инженерно-технического обеспечения (предназначены для доставки коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам);

3. организации, предоставляющие потребителю ЖКУ (осуществляют обслуживание жилищного фонда);

4. управляющая компания (организация) или ТСЖ (осуществляет управление жилищным фондом и организует его обслуживание);

5. домохозяйства — потребители ЖКУ (собственники, наниматели и арендаторы жилых помещений);

6. муниципальные органы, регулирующие функционирование ЖКХ (оказывают регулирующее воздействие на деятельность частных организаций, а

также осуществляют управление муниципальным

жилищным фондом).

Взаимное влияние элементов друг на друга приводит к появлению системного эффекта, который заключается в возникновении нового качества. При этом четкое определение необходимого и достаточного количества элементов системы, выполняемых ими функций и порядка взаимодействия открывает возможность достижения «эффекта синергии», при котором совокупная эффективность функционирования системы превышает сумму эффективностей или потенциалов ее отдельных элементов.

Для выяснения роли каждого из участников в цепочке «поставщик ЖКУ — домохозяйства» рассмотрим ее функционирование с точки зрения системного подхода. При этом сегмент ЖКУ сферы ЖКХ будем считать простой системой, в которой отсутствуют иерархические уровни, а имеются только горизонтальные связи между ее элементами.

Для целей анализа определим, что «элемент» — это некоторый объект, обладающий рядом важных свойств и реализующий в системе определенную функцию, а «структура» — совокупность образующих систему элементов и связей между ними.

Структуру системы участников сегмента ЖКУ сферы ЖКХ можно представить следующим образом. Учитывая, что целью функционирования системы является обеспечение домохозяйств ЖКУ, домохозяйства будут выступать конечными потребителями услуг. Производители коммунальных ресурсов поставляют их домо-хозяйствам через централизованные сети инженерно-технического обеспечения, а обслуживающие организации оказывают свои услуги либо непосредственно, либо через посредника.

Управляющая компания либо ТСЖ заключает договоры на оказание услуг домохозяйствам, организует и контролирует данный процесс. Однако для муниципального жилищного фонда необходима деятельность управляющей компании, которая решает вопросы обеспечения услугами его жителей и выступает при этом в качестве неизбежного посредника между поставщиками и потребителями.

Администрация муниципального образования в современных условиях оказывает регулирующее воздействие на деятельность организаций по обеспечению домохозяйств ЖКУ.

Роль исполнительного органа местного самоуправления сводится к утверждению величины тарифа на единицу потребляемого коммунального ресурса, контролю технического состояния и обеспечению своевременной модернизации централизованных систем инженерно-технического обеспечения. При этом контроль качества ЖКУ оценивают сами потребители.

Управляющие компании испытывают регулирующее воздействие со стороны администрации муниципального образования в том случае, если оно осуществляет управление муниципальным жилищным фондом.

Таким образом, описание взаимодействия участников сегмента ЖКУ с точки зрения системного подхода дает четкое представление о функциях каждого участника в составе системы.

На основе проведенного выше исследования дадим рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия участников системы обслуживания в сегменте ЖКУ сферы ЖКХ.

Для решения существующих в ЖКХ проблем мы предлагаем комплекс следующих мер.

1. Осуществление обоснованного выбора способа управления жилым домом. Для каждого типа объекта управления, которым в данном случае является жилой дом, следует выбрать наиболее эффективный способ управления, который позволит в большей степени удовлетворить потребности домохозяйств и при этом снизить затраты на услуги. Для частных односемейных домов наиболее эффективно самоуправление, когда потребители самостоятельно выбирают для себя набор ЖКУ, их объемы, периодичность получения и сами заключают договоры с поставщиками услуг.

ТСЖ как форма управления подойдет для многоквартирных домов малой этажности при условии, что все квартиры находятся в частной собственности жильцов. При малом количестве квартир в доме жильцы имеют возможность принять единое решение о выборе поставщиков коммунальных услуг и обслуживающих организаций.

Для многоквартирных домов большой этажности наиболее оптимальным вариантом будет привлечение управляющей компании для осуществления услуг управления. Чаще всего в таких домах существует как частная, так и муниципальная формы собственности на квартиры. При этом в случае преобладания частной формы собственности управляющую компанию могут выбрать сами жильцы, а в случае преобладания муниципальной формы собственности управляющую компанию выбирает администрация муниципального образования путем проведения конкурса на оказание услуг управления муниципальным имуществом.

2. Разделение функций управления и обслуживания жилого дома. Управляющей компании или ТСЖ следует сосредоточить усилия на осуществлении функций управления обслуживаемым жилищным фондом, что и должно явиться целью их создания. Следует заметить, что в данном случае термин «управление», применяемый к управляющей компании, трактуется слишком широко. Из всех самостоятельных функций менеджмента управляющая компания осуществляет лишь организацию и координацию деятельности участников в цепочке «производитель — потребитель».

Для осуществления функций содержания имущества и обслуживания многоквартирного дома следует привлекать специализированные фирмы, работающие в условиях конкурентного рынка, что позволяет им для привлечения потребителей снижать тарифы и повышать качество оказываемых услуг. Кроме того, управляющая компания или ТСЖ имеет возможность объявить конкурс на выбор соответствующей обслуживающей фирмы.

Следует отметить, что в настоящее время домохозяйства, заключающие договор на управление с конкретной управляющей компанией или ТСЖ, получают от них и услуги по содержанию жилого дома. Данный вид услуг управляющая компания или ТСЖ оказывают самостоятельно. На существующем этапе развития рыночных отношений в сфере ЖКХ данный факт вполне оправдан, так как еще не появились специализированные фирмы, способные осуществлять обслуживание жилищного фонда.

Управляющая компания или ТСЖ, выполняя функции организации и координации деятельности участников процесса обслуживания домохозяйств, имеют возможность одновременно управлять несколькими многоквартирными домами. Однако для обслуживания этих домов на последующих этапах возможно привлечение специализированных фирм с учетом мнения

жильцов о качестве услуг. При этом разные дома могут обслуживаться различными фирмами.

Таким образом, управляющей компании и ТСЖ следует осуществлять только функции организации и координации, главным образом решая юридические вопросы, такие как заключение договоров от имени жильцов на поставку коммунальных услуг, договоров на обслуживание дома, договоров на выполнение ремонтных работ и т. п.

3. Осуществление расчетов за услуги непосредственно с поставщиками. Для предотвращения роста тарифов на коммунальные услуги расчеты за их получение предпочтительно осуществлять непосредственно с поставщиками, без участия в этом процессе управляющей компании или ТСЖ. Ввиду значительного удельного веса стоимости коммунальных услуг в составе затрат домохозяйств на обслуживание дома участие управляющей компании и ТСЖ в расчетах может привести к росту тарифов с учетом затрат на управление, которые несут управляющая компания и ТСЖ.

Согласно постановлению правительства РФ «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг», у потребителей есть возможность выбрать способ оплаты коммунальных услуг самостоятельно. При этом они могут оплачивать данные услуги управляющей компании или ТСЖ, которые в данном случае выступают в роли исполнителя, либо непосредственно ресурсоснаб-жающей организации.

Оплату обслуживания жилищного фонда со стороны коммерческих фирм можно осуществлять различными способами: непосредственно фирме, когда второй стороной договора являются потребители, или через управляющую компанию или ТСЖ, когда такие фирмы привлекаются в качестве подрядчиков по договору с управляющей компанией или ТСЖ.

Лучше выделить отдельно тариф на управление, который будут уплачивать домохозяйства управляющей компании или ТСЖ. При этом, несмотря на то что в структуре затрат домохозяйства появляется отдельно тариф на управление, совокупные затраты на получение ЖКУ будут снижены за счет конкуренции обслуживающих фирм.

4. Наделение органа местного самоуправления полномочиями по контролю взаимодействия участников системы обслуживания в сфере ЖКХ. Орган исполнительной власти муниципального образования следует наделить большими полномочиями в сфере регулирования функционирования ЖКХ, такими как контроль результатов деятельности управляющих компаний; оценка качества услуг, оказываемых до-мохозяйствам; разрешение споров между домо-хозяйствами и управляющими компаниями в административном порядке. Выполнение указанных функций позволит осуществлять регулирующее воздействие на процесс функционирования участников системы обслуживания в сфере ЖКХ и обеспечивать их согласованное взаимодействие.

5. Получение потребителями полной информации о деятельности управляющей компании или ТСЖ. Необходимо обеспечить информирование потребителей о результатах деятельности управляющей компании или ТСЖ. Для этого следует составлять периодические отчеты, в которых должны быть отражены направления расходования денежных средств потребителей. Кроме того, для осуществления наиболее эффективного взаимодействия

домохозяйств с управляющей компанией или ТСЖ g следует в доступной форме размещать информа- ^ цию о выполняемых функциях, об ответственных < лицах, о контактных телефонах и т. п. Деятельность Ц управляющих структур должна быть наиболее от- о крытой для домохозяйств, получающих услуги при к содействии управляющей компании или ТСЖ. По- ^ требители должны иметь возможность получения 5 ответов на свои индивидуальные запросы о состоянии их лицевого счета; о перечне и структуре ^ затрат, включенных в величину тарифа, и т. п. g 6. Совершенствование способов поставки комму- х

ш

нальных услуг домохозяиствам. К коммунальным 3 услугам относятся теплоснабжение, водоснабже- ^ ние, газоснабжение и электроснабжение (соответ- < ственно ресурсами будут являться тепло, горячая 1 и холодная вода, канализация, газ и электрическая энергия).

Коммунальные услуги составляют значительный удельный вес в составе всего комплекса услуг, получаемых домохозяйствами. Значительна и величина тарифа на данные виды услуг, которая формируется с учетом затрат на поставку коммунальных ресурсов. На величину затрат, в свою очередь, оказывает влияние выбранный способ поставки данного вида ресурсов домохозяйствам.

Существуют два способа поставки тепла и горячей воды домохозяйствам — через центральный тепловой пункт или от индивидуальных котельных. Следует отметить, что в каждом конкретном городе исполнительным органом местного самоуправления формируется единая схема теплоснабжения, в рамках которой происходит распределение тепловой нагрузки с учетом потребностей в тепловой энергии промышленных объектов, организаций и домохо-зяйств. С учетом того, что потребность в тепловой энергии достаточно велика, ее целесообразно вырабатывать на центральной теплоэлектростанции (ТЭС) в больших объемах и распределять через центральный тепловой пункт. При этом за счет эффекта масштаба возможно снижение себестоимости 1 Гкал теплоэнергии. Однако с учетом того, что при транспортировке тепловой энергии на большие расстояния имеют место ее потери в тепловой сети, и это приводит к увеличению объема передаваемой тепловой энергии, а следовательно, и к росту тарифа. В подобных случаях становится экономически эффективным строительство индивидуальных котельных. Однако при этом затраты на потери тепловой энергии в теплосети, как правило, превышают тариф на приобретение тепловой энергии с индивидуальной котельной. Подобная ситуация возникает и при подключении к тепловой сети, когда затраты на подключение превышают затраты на строительство индивидуального теплового пункта. Таким образом, поставку тепловой энергии домохозяйствам можно осуществлять как с центрального теплового пункта, так и с индивидуальной котельной, выбирая наименее затратный способ.

Поставку холодной воды и водоотведение (канализация) в общем случае осуществляют через единую сеть, обслуживаемую МУП «Водоканал». Здесь также присутствует эффект масштаба за счет поставки большого количества воды с единого пункта сбора. Потери воды при транспортировке происходят в малых количествах, что практически не оказывает влияния на величину тарифа. Однако неудовлетворительное состояние труб может существенно сказаться на качестве поставляемой воды.

Газоснабжение и электроснабжение также осуществляются через единые сети, что уменьшает стоимость единицы ресурса за счет эффекта масштаба. 7. Мероприятия по энергосбережению. Для снижения затрат на потребление коммунальных ресурсов целесообразно применение в домохозяйствах энергосберегающих технологий, которые позволят сократить объемы потребления тепловой, электрической энергии и газа, а следовательно, снизить расходы домохозяйств на коммунальные платежи. В качестве ресурсосберегающих можно предложить следующие мероприятия.

A) Для домохозяйства:

• Применение индивидуальных и общедомовых приборов учета для расчета объемов потребления энергетических ресурсов домохозяйствами.

• Регулирование потребления энергоресурсов (возможно в случае применения системы индивидуального отопления).

• Повышение эффективности использования потребленных энергоресурсов посредством архитектурно-планировочных решений, применения современных материалов и технологий при строительстве, реконструкции (модернизации) в соответствии с новыми требованиями строительных норм и правил.

• Пропаганда энергосбережения и просвещение населения в данном направлении.

• Реализация на практике перечня мероприятий для многоквартирного дома для повышения эффективности использования энергетических ресурсов, согласно приказу № 394 Министерства регионального развития РФ от 02.09.2010 г

• Установка общедомовых приборов учета для учета расхода коммунального ресурса на домовые нужды.

• Понижение энергоемкости источников ресурсов и повышение их эффективности.

Б) Для ресурсоснабжающей организации:

• Поддержка создания и работы независимых энергоисточников в целях формирования конкурентной среды.

• Развитие нетрадиционной и «малой» энергетики.

• Децентрализация теплоснабжения в увязке с газификацией населенных пунктов.

• Реконструкция тепловых пунктов с применением энергоэффективного тепломеханического оборудования (например, пластинчатых водонагревателей).

• Внедрение аппаратуры контроля и диагностики состояния внутренней поверхности оборудования и систем тепло- и водоснабжения.

• Оптимизация процессов горения в котлах и внедрение оптимальных графиков регулирования с использованием средств автоматизации и контроля.

B) Для сетевой организации:

• Очистка тепломеханического оборудования и систем отопления.

• Проведение режимно-наладочных работ в тепловых сетях и системах отопления и горячего водоснабжения зданий.

• Максимально возможное приближение потребителя к производителю энергии.

• Новые технологии передачи и преобразования энергии.

• Оптимизация схем транспортировки в системах теплоснабжения городов.

• Своевременный контроль и управление процессом транспортировки.

• Замена наиболее изношенных участков тепловых сетей на современные теплопроводы, в том числе с пенополиуретановой изоляцией.

С точки зрения системного подхода, меры совершенствования взаимодействия участников системы обслуживания в сегменте ЖКУ сферы ЖКХ, направленные на решение перечисленных выше проблем, будут восприняты системой по-разному в зависимости от способа реализации. Такие меры, как обоснованный выбор способа управления жилым домом, разделение функций управления и обслуживания, расчет за коммунальные услуги непосредственно с поставщиками, получение потребителями полной информации о деятельности управляющей компании, наделение органа местного самоуправления полномочиями по контролю взаимодействия участников системы обслуживания в сфере ЖКХ будут восприняты системой положительно, так как они направлены на совершенствование организованности системы и не связаны с дополнительными финансовыми затратами на их реализацию.

Если для реализации предложенных мер потребуется увеличение тарифа на ЖКУ, в системе возникнет уравновешивающая обратная связь, когда изменение состояния системы вызовет движение в противоположном направлении для восстановления равновесия. К подобному результату могут привести предлагаемые меры по повышению эффективности теплоснабжения на начальных этапах реализации, так как они требуют значительных финансовых вложений.

Реализация предложенных мер повысит эффективность функционирования системы в целом. В качестве таких мер можно выделить совершенствование способов поставки коммунальных ресурсов домохозяй-ствам (строительство мини-котельных) и мероприятия по энергосбережению, реализуемые всеми участниками цепочки поставки коммунального ресурса.

Реализация указанных мер, способных привести систему к новому состоянию, приведет к возникновению в системе точки бифуркации. В данном случае в качестве исходов возможны две аттракции. Если предложенные меры будут приняты системой положительно, с усилением обратной связи, то эффективность взаимодействия ее элементов повысится (положительная аттракция). Если предложенные меры на начальных этапах реализации встретят сопротивление внутри системы, то существовавшие между элементами взаимосвязи разрушатся (отрицательная аттракция). Однако даже в случае отрицательного исхода система не сможет разрушиться полностью, так как потребность домохозяйств в коммунальных ресурсах будет сохраняться в течение всего периода их существования.

Таким образом, для успешной реализации мер по повышению эффективности взаимодействия участников процесса поставки коммунальных ресурсов домохозяйствам следует искать внешние источники финансирования. В случае реализации указанных мер за счет финансовых средств самих участников системы неизбежно произойдет повышение тарифа на коммунальные услуги, что будет воспринято системой отрицательно и приведет к прямо противоположному результату.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение взаимодействия участников сегмента ЖКУ в сфере ЖКХ с позиции системного подхода способствует обоснованному выбору наиболее рационального механизма взаимодействия участников в цепочке «поставки жилищно-коммунальных услуг — домохозяйства» в целях снижения издержек на поставляемые

услуги. Реализация на практике предложенных мер позволит повысить эффективность взаимодействия участников системы обслуживания в сфере ЖКХ за счет четкого разделения их функций. Кроме того, необходимо активное участие самих потребителей в реализации мероприятий по энергосбережению, а также в вопросах выбора способа управления домом.

Литература

1. Великанов Н. А. Французский опыт ЖКХ // ЖКХ. 2008. № 5. С. 10-15.

2. Иванченко Е. Н. Финляндия: муниципальный сектор // ЖКХ. 2009. № 7. С. 14-19.

3. Местное самоуправление в зарубежных странах. Информационные обзоры. М., 1994-2000. С. 2-42.

4. Плеханов А. С. Опыт стран ЦВЕ по управлению коммунальным хозяйством // Вопросы экономики. 2009. № 7. С. 42-50.

5. Кондратьева М. Н. Методологические основы управления жилищно-коммунального хозяйства в условиях реформы местного самоуправления. Автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. Нижний Новгород, 2009. 52 с.

6. Проваленова Н. В. Формирование конкурентной среды в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг малых муниципальных образований: Дисс. ... канд. экон. наук. Нижний Новгород, 2006. 187 с.

7. Рыбальченко М. Б. Инновационные механизмы управления эксплуатацией жилищного фонда в условиях реформирования ЖКХ: Автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М.,

2008. 24 с.

8. Высокинский Д. Г. Механизм совершенствования организационно-экономической деятельности управляющей компании в сфере ЖКХ: Дисс. ... канд. экон. наук. Екатеринбург, 2010. 212 с.

9. Офицеров А. А. Модели и методы повышения эффективности функционирования системы ЖКХ крупных городов: Дисс. ... канд. экон. наук. Самара, 2009. 159 с.

10. Абрамова Е. В. Совершенствование механизма формирования финансовых ресурсов предприятий ЖКХ в условиях трансформационной экономики: Дисс. ... д-ра экон. наук. Волгоград, 2005. 200 с.

11. Игнатов В. Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и его реформирования. Ростов н/Д: СКАГС, 2004. 144 с.

12. Кирсанов С. А. Управление жилищным фондом: как это делается в Финляндии // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2000. № 10. С. 8-12.

13. О'КоннорДж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем / Джозеф О'Коннор и Иан Макдермотт. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 256 с.

References

1. Velikanov N. A. Frantsuzskiy opyt ZhKKh [French experience in the sphere of housing and public utilities]. ZhKKh [Housing and public utilities], 2008, no. 5, pp. 10-15.

2. Ivanchenko E. N. Finlyandiya: munitsipal'nyy sektor [Finland: The municipal sector]. ZhKKh [Housing and public utilities],

2009, no. 7, pp. 14-19.

3. Mestnoe samoupravlenie v zarubezhnykh stranakh. Infor- m matsionnye obzory [Local government in foreign countries. hInformation reviews]. Moscow, Legal Literature Publ., 1994, < pp. 2-42. |

4. Plekhanov A. S. Opyt stran TsVE po upravleniyu kommunal'nym i= khozyaystvom [Experience of CEE countries to manage < community services]. Voprosy ekonomiki, 2009, no. 7, ^ pp. 42-50. i

5. Kondrat'eva M. N. Metodologicheskie osnovy upravleniya ^ zhilishchno-kommunal'nogo khozyaystva v usloviyakh re- o formy mestnogo samoupravleniya. Dokt. ekon. nauk diss. 5 Avtoref. [Methodological foundations of the housing and q communal sector management under conditions of local o government reform. Dr. econ. sci. diss. Synopsis]. Nizhniy UJ Novgorod, 2009. 52 p. 3

6. Provalenova N. V. Formirovanie konkurentnoy sredy v sfere jr predostavleniya zhilishchno-kommunal'nykh uslug malykh < munitsipal'nykh obrazovaniy. Kand. ekon. nauk diss. [For- 1 ming a competitive environment in the sphere of municipal services provision in small municipalities. Cand. econ. sci. diss.]. Nizhniy Novgorod, 2006. 187 p.

7. Rybal'chenko M. B. Innovatsionnye mekhanizmy upravleniya ekspluatatsiey zhilishchnogo fonda v usloviyakh reformiro-vaniya ZhKKh. Kand. ekon. nauk. diss. Avtoref. [Innovative mechanisms for managing the operation of the housing fund under conditions of housing and public utilities reforming. Cand. econ. sci. diss. Synopsis]. Moscow, 2008. 24 p.

8. Vysokinskiy D. G. Mekhanizm sovershenstvovaniya organi-zatsionno-ekonomicheskoy deyatel'nosti upravlyayushchey kompanii vsfere ZhKKh. Kand. ekon. nauk diss. [Mechanism for improving the organizational and economic activities of the managing company in the sphere of housing and public utilities. Cand. econ. sci. diss.]. Ekaterinburg, 2010. 212 p.

9. Ofitserov A. A. Modeli i metody povysheniya effektivnosti funktsionirovaniya sistemy ZhKKh krupnykh gorodov. Kand. ekon. nauk diss. [Models and methods to improve the efficiency of housing and public utilities functioning in large cities. Cand. econ. sci. diss.]. Samara, 2009. 159 p.

10. Abramova E. V. Sovershenstvovanie mekhanizma formiro-vaniya finansovykh resursovpredpriyatiy ZhKKh v usloviyakh transformatsionnoy ekonomiki. Dokt. ekon. nauk diss. [Improvement of the mechanism of financial resources formation of housing and communal services enterprises under transformation economy. Dr. econ. sci. diss.]. Volgograd, 2005. 200 p.

11. Ignatov V. G., Butov V. I. Zarubezhnyy opyt mestnogo samoupravleniya i ego reformirovaniya [Foreign experience of local government and its reforming]. Rostov-na-Donu, North-Caucasian Acad. of Public Administration Publ., 2004. 144 p.

12. Kirsanov S. A. Upravlenie zhilishchnym fondom: kak eto delaetsya v Finlyandii [Housing management: The way it is done in Finland]. Vestnik Administratsii Sankt-Peterburga, 2000, no. 10, pp. 8-12.

13. O'Connor J., McDermott I. The art of systems thinking: Essential skills for creativity and problem solving. San Francisco, Thorsons Publ., 1997. 288 p. (Russ. ed.: O'Konnor Dzh., Makdermott I. Iskusstvo sistemnogo mysh-leniya: Neobkhodimye znaniya o sistemakh i tvorcheskom podkhode k resheniyu problem. Moscow, Alpina Business Books Publ., 2006, 256 p.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.