Научная статья на тему 'Совершенствование механизма взаимодействия между федеральными и региональными органами государственной власти'

Совершенствование механизма взаимодействия между федеральными и региональными органами государственной власти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
834
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ондар Евгения Михайловна

Правовой механизм взаимодействия органов публичной власти представляет собой совокупность федеральных и региональных законодательных и правовых норм, государсвтенных институтов, а также структур и учреждений федерального и регионального и муниципльного уровней. Создание органов местного самоуправления не должно привести к ослаблению государственной власти. Поэтому нужно установить принципы взаимоотноешний органов местного самоуправления с органими госуадсрвтенной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Ондар Евгения Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of the interaction between government bodies and local authorities

Juridical interaction of public authorities is a combination of federal and regional legislative and law norms, states institutions as well as structures and organizations of federal, regional and municipal levels.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма взаимодействия между федеральными и региональными органами государственной власти»

30. Федеральный закон от 30.04.1999 № 81-ФЗ «Кодекс торгового мореплавания Российской

Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1999. № 18. Ст. 2207.

31. См.: Деревянко Л.А. Указ. соч. С. 25.

32. См.: Дубовик О.Л. Указ. соч. С. 137.

33. См.: Крассов О.И. Экологическое право. М., 2001. С. 400 - 407.

34. Экологическое право: Курс лекций и практикум / Под ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Издательство

"Экзамен", 2003. С. 242.

35. См.: Голинченков А.К. Эколого-правовой словарь// Экологическое право, 2003 № 3-6; 2004, №1-6;

2005, № 1-4. ИПБ Консультант Плюс.

36. См.: Абрамов В.Г. Указ. соч. С. 67.

Е.К. Ондар

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

Правовой механизм взаимодействия органов публичной власти представляет собой совокупность федеральных и региональных законодательных и правовых норм, государсвтенных институтов, а также структур и учреждений федерального и регионального и муниципльного уровней. Создание органов местного самоуправления не должно привести к ослаблению государственной власти. Поэтому нужно установить принципы взаимоотноешний органов местного самоуправления с органими госуадсрвтенной власти.

Ondar E.K.

Improvement of the interaction between government bodies and local authorities

Juridical interaction of public authorities is a combination of federal and régional législative and law norms, states institutions as well as structures and organizations of federal, regional and municipal levels.

Решение проблем обеспечения согласованных действий органов публичной власти является актуальным практически для всех государств мира. Взаимодействие особенно важно при многоуровневой системе организации государственного устройства, которая существует в Российской Федерации, являющейся, согласно Конституции Российской Федерации [1], демократическим федеративным правовым государством. После достаточно продолжительного периода поиска эффективных управленческих решений Россия вступила в период относительно стабильного общественного развития. К настоящему времени в стране сформированы и функционируют государственные институты, образующие социально-экономическую, политическую и правовую систему Российского государства. Однако дальнейшее развитие государства невозможно без совершенствования форм и методов государственного управления, улучшения взаимодействия между органами публичной власти на всех уровнях. При территориально-национальном, экономическом и природно-климатическом многообразии России именно федерализм определяет универсальный подход к решению имеющихся проблем.

Политико-правовой механизм взаимодействия органов публичной власти представляет собой совокупность федеральных и региональных законодательных и правовых норм, государственных институтов, а также

структур и учреждений федерального, регионального и муниципального уровней, которые задействованы в обеспечении этих норм через властные ресурсы государства в рамках федеративных отношений в политике, экономике, социальной сфере, в области демографии и этнической культуры, деятельности в современном информационном пространстве. Политико-правовой механизм обеспечивается на основе единства системы государственной власти через иерархию правовых источников (конституционные законы, федеральные законы, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Федерации), согласованное функционирование на принципах демократии и федерализма органов государственной власти различного уровня между собой и органов государственной власти и муниципального уровня народовластия.

Политико-правовой механизм взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти Российской Федерации в современных условиях означает совместные эффективные действия государственных властных структур всех уровней, направленные на улучшение форм и видов сотрудничества как между собой, так и между государственной и муниципальной властью. Совершенствование федеративных отношений через разграничение означает передачу компетенции вниз (субсидиарность) и повышение ответственности органов власти за исполнение своих собственных и делегированных полномочий. Совершенствование системы местного самоуправления в рамках проходящей в стране реформы представляет собой наиболее сложную и сегодня трудноразрешимую задачу взаимодействия властей.

Таким образом, политико-правовой механизм призван способствовать устойчивому демократическому развитию Российского государства, прогрессу в обеспечении демократии прав и свобод гражданина, достижению достойного уровня жизни населения России. Это особенно важно, если учитывать существование в стране многоуровневой системы организации государственного устройства Российской Федерации, являющейся, согласно Конституции РФ (1993), демократическим федеративным правовым государством. После продолжительного периода поиска эффективных управленческих решений в 1990-е гг. Россия вступила в период относительно стабильного государственного строительства и общественного развития. В стране сформированы и функционируют государственные институты власти, образующие социально-экономическую, политическую и правовую систему Российского государства. Однако дальнейшее развитие федеративного государства невозможно без совершенствования политико-правовых форм управления и методов взаимодействия между органами власти на всех уровнях.

Сложившиеся к концу 1990-х гг. в России федеративные отношения и система взаимодействия органов публичной власти различного уровня в ряде случаев стали входить в противоречие с некоторыми положениями Конституции РФ и принципами единой системы федеральных и региональных органов государственной власти. Разрешение возникающих

противоречий может происходить лишь с учетом принципов построения и функционирования федеративного государства, обеспечения широкой вариантности полномочий при четком разграничении определенных Конституцией РФ и федеральными законами предметов ведения и полномочий между Федерацией и ее субъектами. В условиях происходящей в стране административной реформы широко обсуждаются проблемы совершенствования политико-правовых механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти. При этом в структуру властного управления и взаимодействия включаются на всех уровнях органы, не являющиеся конституционными органами государственной власти, такие как, например, Государственный Совет Российской Федерации, Общественная палата, административные федеральные округа и ряд консультативных органов в субъектах Российской Федерации и органов муниципального народовластия. Это обстоятельство привносит дополнительный политический фактор в систему политико-правового взаимодействия.

Как показывает отечественный и зарубежный опыт, эффективность всех уровней взаимодействия власти в государстве во многом зависит от того, насколько обоснованно разграничены функции, предметы ведения и полномочия и, одновременно, насколько конструктивно организовано согласование интересов и политико-правовое взаимодействие между ветвями и уровнями власти.

Баланс разграничения полномочий и совершенствование взаимодействия особенно важен для федеративного государства, которое отличается от унитарного прежде всего неизмеримо большим политическим значением и объемом предметов совместной деятельности органов власти разных уровней. При множестве установленных Конституцией и федеральным законодательством сфер деятельности, где предусмотрено взаимодействие органов власти разных уровней, практически отсутствуют установленные законом типовые процедуры осуществления и юридического оформления результатов таких взаимодействий, определяющих предмет договоренности, ответственность сторон и юридическую силу (инструменты) совместно принятых решений. Отсутствие же таких механизмов приводит к установлению малоэффективных и юридически безупречных отношений, не позволяет своевременно решать острейшие социально-экономические проблемы, создает питательную почву для бюрократизма и коррупции и, в конечном счете, крайне негативно сказывается на политическом климате в стране.

На первом этапе становления новых федеративных отношений в отсутствие должной правовой базы не были достаточно четко разграничены полномочия между федеральным, региональным и местным уровнями власти. В этих условиях взаимодействие строилось во многом на личных отношениях, при этом нередко требование о соблюдении Конституции РФ и федеральных законов рассматривалось как второстепенное по отношению к субъективно понимаемой целесообразности.

Существенные изменения в направлении упорядочения процесса разграничения полномочий произошли с принятием и практической реализацией Федерального закона «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 24 июня 1999г. №119-ФЗ) [2].

Современный этап начинает свой отсчет с принятия Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (от 4 июля 2003г. №95-ФЗ) [3] и новой редакции Федерального закона о местном самоуправлении в РФ (Федеральный закон от 6 октября 2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») [4], направленных на регулирование проблемы разграничения предметов ведения и полномочий между уровнями власти. Главными задачами, которые решаются на этом этапе, являются: ликвидация сложившейся деформации механизма взаимодействия, укрепление основ федерализма и модернизация всей системы государственного управления.

1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание. М.: 1993.

2. Федеральный закон от 24 июня 1999г. №119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 6 октября 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»// СЗ РФ. 1999.№26.Ст.3176.

3. Федеральный закон от 4 июля 2003г. №95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 2003. 15 июля.

4. Федеральный закон от 6 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»// СЗ РФ. 2003. №40, Ст.3822.

ОНДАР Н.А.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье рассматриваются вопросы обеспечения соответствия Конституции Республики Тыва Конституции Российской Федерации, дается анализ соотношения Конституций РФ и конституций, уставов субъектов РФ, отмечается, что конституционный процесс в субъектах РФ, в частности в Республике Тыва, формировался в условиях современных трансформационных процессов.

Ondar N. A.

Correspondence in the Tuvan Constitution and in the Constitution of the Russian Federation The article considers the topical problems of correspondence in Tuvan and Russian Constitutions and gives the analysis of the constitutions and the regulations in different regions in the Russian Federation. It also shows how the constitutional process was formed in modern transformation conditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.