Совершенствование механизма противодействия налоговым
правонарушениям
Кузьменко Владимир Викторович, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики и учета ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет», [email protected]
Афанасов Николай Николаевич аспирант кафедры менеджмента НОУ ВПО «Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт»,
Аннотация: В статье рассмотрена необходимость совершенствования налоговой политики страны в направлении соблюдения сбалансированности интересов экономических агентов, а также обоснованы перспективы сокращения внелегального сегмента экономики посредством рационального сочетания фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой системы страны.
Ключевые слова: контроль, налоговая дисциплина, институты, экономические отношения, фискальное регулирование, теневая экономика.
The summary: In article necessity of perfection of a tax policy of the country for a direction of observance of equation of interests of economic agents is considered, and also prospects of reduction of an extralegal segment of economy by means of a rational combination fiscal and воспроизводственных tools of tax system of the country are proved.
Keywords: control, tax discipline, institutes, economic relations, fiscal regulation, shadow economy.
Эффективность реализации государственной экономической политики определяется многими факторами, среди которых важнейшее место занимает
организация финансового контроля. Его основной функциональной задачей выступает проверка обоснованности формирования запасов денежных средств. Немаловажную роль здесь играют фискальные инструменты налоговой системы страны, которые обеспечивают изъятие части доходов у хозяйствующих субъектов и граждан, а также их перемещение в бюджет и внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством.
Необходимо отметить, что проблема совершенствования финансового контроля сопряжена с реформированием институтов налоговых отношений в направлении стимулирования предпринимательской активности. Только в этих условиях возможно достижение высоких темпов экономического роста. Следовательно, государственная налоговая политика должна обладать также и надежно функционирующими воспроизводственными инструментами, которые должны опираться на существующие принципы налогообложения.
Наибольшее распространение получило структурирование принципов налогообложения на социально-политическую, экономическую, финансовую и управленческую группы. В первой из них большинство исследователей выделяют критерии платежеспособности и эквивалентности, во второй - достаточности и эластичности, в третьей - выбора надлежащего источника и эффективности, в четвертой - удобства, необременительности и определенности. По нашему мнению, именно эта совокупность принципов определяет характер и уровень налоговой дисциплины в национальной экономике.
Существующее многообразие факторов функционирования налоговых систем не позволяет детально изучить влияние каждого из них на поведение налогоплательщиков. Вместе с тем, возможен приближенный их анализ с позиций рассмотрения наиболее распространенных моделей налогообложения и оценки характера воздействия на экономических агентов.
Модель эквивалентного обмена основана на принципе экономической выгоды. При этом предполагается равноценный обмен между налогоплательщиками, реализующими собственный свободный выбор, и государством, предоставляющим гарантии. Здесь устанавливается связь между предлагае-
мой органами власти номенклатурой услуг, ее ценовыми параметрами, а также порядком и сроками осуществления платежей.В данной модели достигается оптимальное согласование экономических интересов взаимодействующих сторон, а налоги трактуются как эквивалентные платежи. Это обусловлено тем, что правительство не может принимать решения о государственных расходах произвольным образом. Оно должно учитывать суверенный выбор индивидов в условиях генерируемого количества и качества социальных благ.
Модель осуществления принудительных взносов основана на принципе платежеспособности. В этом случае налоговые изъятия рассматриваются в качестве некоторого одностороннего действия по отчуждению имущества граждан в пользу государства, которое имеет право расходовать аккумулированные средства по своему усмотрению и в соответствии с собственными оценками степени целесообразности. Как отмечает М.Г. Завельский: «здесь отсутствует связь между услугами, которые оказывает государство налогоплательщикам, и объемом произведенных взносов» [2].Таким образом, анализируя взаимоотношения экономических агентов в системе налоговых отношений, на наш взгляд, наиболее адекватным будет использование неоинституциональной теории.
Особенность институционального понимания роли государства при осуществлении им своих функций, в том числе и контрольной, предполагает наличие и соблюдение определенных моральных и правовых норм или «правил игры» [3]. Данная институциональная среда создает рамки, в которых осуществляются взаимодействия между экономическими агентами в рыночной экономике [4]. В налоговой сфере государство выступает в роли создателя формальных правил, которые представляют закрепленные законодательно или инструктивно нормы и правила, регламентирующие деятельность физических и юридических лиц. Также необходимо учитывать, как отмечает В.Л. Тамбовцев, и «наличие неформальных институтов, представляющих собой различные традиции, стереотипы поведения, сформированные культурой и прочее» [5]. Поэтому специфической особенностью налоговых отношений
является их двойственность, которая проявляется в следующем. С одной стороны, государство позволяет агентам экономических отношений функционировать в едином правовом поле, которое регламентировано контрольным воздействием государства, и подчиняться существующим правилам и нормам, а с другой - хозяйствующие субъекты, действуя в конкурентной среде стремятся максимизировать свою выгоду, в том числе за счет оптимизации налоговых платежей.
В этой связи можно говорить о том, что современная российская экономика не идентифицируется известной двухсекторной моделью, состоящей из легального и внелегального видов бизнеса. Они сосуществуют практически во всех сферах воспроизводственного комплекса и взаимодополняются в том или ином соотношении. Кроме того, внелегальная составляющая структурируется на неофициальную, фиктивную и криминальную части. Расширение каждой из них оказывает негативное воздействие на эффективность функционирования социально-экономической системы в целом, в том числе выражается в снижении размеров налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
Организации, осуществляющие легальную деятельность, также не всегда соблюдают налоговую дисциплину. Основные причины этого можно структурировать в группы налогового и иного характера Первая идентифицируется комплексом взаимосвязанных проблем, требующих разрешения в части оптимизации налогового бремени, совершенствования законодательной базы и качества деятельности соответствующих надзорных ведомств, а также повышения уровня налоговой культуры населения. При проведении политики снижения налоговой нагрузки на бизнес необходимо учитывать эффект неизбежного сокращения в краткосрочной перспективе бюджетных поступлений. В качестве ресурсной компенсации в этом случае может стать дополнительная мобилизация налоговых резервов во внелегальном сегменте экономики. Эффективным средством реализации вышеуказанного является
скоординированная деятельность налоговых инспекций, структур таможенного контроля и органов внутренних дел (рисунок 1).
Рисунок 1 - Основные группы причин уклонения от уплаты налогов и
сборов
Анализируя причины уклонения от уплаты налогов и сборов, следует учитывать то, что в рыночной экономике, удовлетворяющей требованиям эффективности и социальной справедливости, реальная налоговая система не может состоять из конечного числа платежей, она также не может быть построена на предположениях о предпочтениях граждан в части выбора социально значимых продуктов. Кроме того, деятельность государства в общественных интересах охватывает не только те услуги, которые могут быть предоставлены на условиях эквивалентного обмена. Таким образом рассматриваемая модель обеспечивает высокий уровень налоговой дисциплины среди субъектов рынка, но является трудно воспроизводимой в реальной социальноэкономической системе.
Мы согласны с мнением Е.В. Басалаевой о том, что в наибольшей мере подвержены неправовым манипуляциям налоги на бизнес, а в наименьшей -имущественные, так как сокрытие объектов недвижимости практически невозможно. Самые крупные внелегальные доходы в последние годы установлены на операциях с автомобилями, нефтью и продуктами её переработки, цветными металлами, древесиной, товарами народного потребления, электроэнергией, спиртом и ликероводочными изделиями, сельхозпродукцией, денежными средствами и ценными бумагами, а также во внешнеэкономической деятельности [1].
Налоговый потенциал внелегального сегмента территориального воспроизводственного комплекса формируют размеры задолженности организаций по налогам и сборам Rz, параметры соответствующих доначислений Dph с учетом пени и штрафов, а также суммы уменьшенных платежей иур по результатам выездных проверок. Первые два показателя максимизируют вероятность перемещения экономической деятельности в неформальную или иную противоправную сферу в случае усиления налогового бремени и снижения качества соответствующего контроля. Размеры третьего параметра минимизируют итоговый результат в условиях организации клиентооориен-тированного характера работы налоговых органов. В качестве базы отсчета целесообразно принять суммарные поступления Sp по налогам и сборам на конец года. Тогда искомый налоговый потенциал Рф неофициальной, фиктивной и криминальной составляющих экономики региона можно выразить следующей зависимостью:
Rz + Dph — и
Рпф =~-------Г---21 '100 . (1)
Ьр
Методика диагностики налогового потенциала внелегального сегмента территориального воспроизводственного комплекса может быть реализована в три этапа, предполагающих: во-первых, подготовку базы исходных данных; во-вторых, определение суммы налоговой задолженности, размеров доначислений по результатам контрольной работы, уменьшенных платежей по ито-
гам выездных проверок и общих поступлений по налогам и сборам за отчетный период; в-третьих, проведение расчетов вероятности перемещения хозяйственной или иной деятельности в неформальную сферу.
Апробация предложенного методического подхода проведена с использованием данных Управления федеральной налоговой службы РФ по Ставропольскому краю (таблица 1).
Таблица 1 - Динамика характеристик налогового потенциала
внелегального сегмента экономики Ставропольского края, млн. руб.
Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Задолженность по налогам и сборам 4116,7 7163,7 4647,8 5066,3 4879,2
Доначислено по выездным проверкам: налоги пени штрафы 1466.0 443,5 347.0 3940,7 770,5 1076,3 2799,7 610,0 702,8 1647,5 370.1 445.2 621.4 154.5 311,9
Доначислено по результатам контрольной работы 3950,6 7844,2 5543,0 3860,1 1334,9
Сумма уменьшенных платежей по результатам выездных налоговых проверок 99,5 1031,8 40,0 45,7 11,4
Общие поступления по налогам и сборам 19993,9 24674,3 32718,1 31319,4 37503,7
Налоговый потенциал внелегального сегмента экономики, % 39,9 56,6 31,0 28,4 16,5
Полученные результаты свидетельствуют о наличии после 2007 г. позитивных изменений в динамике налогового потенциала внелегального сегмента экономики Ставропольского края: произошло снижение соответствующего показателя до 16,5 %. Это стало следствием совокупного влияния двух важнейших факторов, первый из которых обусловлен совершенствованием организации контрольной деятельности, а второй - либерализацией налогового законодательства. С октября 2008 г. стало возможным для организаций уплачивать НДС равными долями в течении квартала, налог на прибыль - исходя из фактических её размеров, а не согласно данным предыдущего периода. Кроме того, было объявлено о снижении с 01 января 2009 г. ставки вышеуказанного налога до 20% за счет части, поступающей в федеральный бюджет. Был также расширен перечень расходов, подлежащих вычету из налогооблагаемой базы, введены дополнительные льготы по НДФЛ.
Таким образом, модернизация фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой политики позволила существенно снизить вероятность нарушений налоговой дисциплины хозяйствующими субъектами, что соответственно, повысило степень устойчивости социально-экономической системы в целом. Дальнейшее повышение ее уровня в стратегической перспективе возможно лишь при осуществлении активного согласования экономических интересов субъектов налоговой системы государства.
Понимание гражданами высокой степени важности для государства и общества уплаты налогов, знание соответствующих прав и обязанностей должно являться частью политической и правовой культуры населения. В этой связи востребованными могут стать социальная реклама, агитиционно-разъяснительная работа с помощью средств массовой информации, преподавание специальных учебных курсов в образовательных учреждениях. Кроме того, контрольные органы должны внедрить в практику своей деятельности клиентоориентированый характер построения взаимоотношений с налого-плательщиками.Достижение поставленных целей возможно за счет более тесной интеграции во взаимодействии налогоплательщиков с органами государственной власти, с одной стороны, и оптимизации взаимоотношений между различными контролирующими службами, с другой.
Весьма эффективным может стать использование современных инфо-телекоммуникационных технологий и определенная модернизация нормативно-правовой базы. Это позволит эффективно объединить усилия структурных подразделений Федеральной налоговой службы России (ФНС России), Федеральной таможенной службы России (ФТС России) и Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ (ФСЭНП МВД РФ) для решения задач, прежде всего, по предупреждению устранения нарушений налоговой дисциплины. Это имеет особую степень важности, так как применение специальных санкций и наложение штрафов неизбежно ведут к снижению финансово-экономического потенциала и размеров прибыли
хозяйствующих субъектов [4]. Последнее выражается в сокращении налогооблагаемой базы и уменьшении бюджетных поступлений.
Портальное решение межведомственной информационнотехнологической системы должно объединить специальные тематические базы данных налогоплательщиков, сформированные органами налогового и таможенного контроля, а также подразделениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ (рисунок 2).
Хозяйствующие субъекты и граждане
V
Портальное решение
инфраструктура
Сбор, обработка и хранение данных об объектах и субъектах налогообложения
Л
—\ N------/
Электронный
документооборот
А V
Органы Федеральной налоговой службы России
V
А V
Органы Федеральной таможенной службы России
[рнМедИаТорыжшшш 1
V V
л
Подразделение Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ
Рисунок 2 - Информационно-технологическая инфраструктура в организации предупреждения и устранения налоговых правонарушений
Их использование не может быть общедоступным по причине конфиденциальности определенной категории сведений: о размерах имущества, динамике активов, составе контрагентов предприятия и т.п. Кроме того, организация электронного документооборота способна обеспечить высокую оперативность принятия решений и взаимодействия контролирующих организаций.
Особую роль в разрешении возникающих налоговых споров должна сыграть медиация. Её внедрение в практику будет способствовать снижению количества обжалуемых решений, повышению доверия налогоплательщиков к органам государственного контроля, формированию толерантных форм взаимодействия конфликтующих сторон.
Построенные на принципах добровольности, конфиденциальности, беспристрастности, сотрудничества и равноправия механизмы медиации помогут сформировать необходимую налоговую культуру населения. Осуществляя посреднические функции и обладая достаточными знаниями действующего законодательства, подобного рода специалисты будут формировать среду законопослушных граждан. Последние в их лице увидят квалифицированных аудиторов, заинтересованных, с одной стороны, в исполнении всеми субъектами своих налоговых обязательств, а с другой - в обеспечении экономически безопасного функционирования предпринимательских структур и комфортных условий жизни населения.
Библиографический список:
1. Басалаева Е.В. О координации и гармонизации налоговых отношений / Е.В. Басалаева // Финансы, 2009. № 2.
2. Завельский М.Г. Хозяйственное развитие и теневая экономика / М.Г. Завельский // Экономическая наука современной России. № 4. 2009.
3. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / Под общей ред. А. А. Аузана. - М.: ИНФРА-М, 2005.
4. Кузьменко В.В., Кузьменко И.П. Анализ и проблемы формирования оборотных средств перерабатывающих предприятий / Кузьменко В.В., Кузьменко И.П. // Достижения науки и техники АПК, 2001. № 12.
5. Нуреев Р.М. Трансформация экономических институтов в постсоветской России / Р.М. Нуреев. - М.: МОНФ. 2000.
6. Тамбовцев В.Л. Экономическая теория контрольно-надзорной деятельности государства / В.Л. Тамбовцев // Вопросы экономики. № 4. 2004.