Научная статья на тему 'Модернизация налоговой политики в контексте согласования интересов экономических агентов'

Модернизация налоговой политики в контексте согласования интересов экономических агентов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ДИСЦИПЛИНА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / УКЛОНЕНИЕ / ПОТЕНЦИАЛ / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / FISCAL DISCIPLINE / ECONOMIC INTEREST / SHADOW-ECONOMY / EVASION / POTENTIAL VIOLATIONS OF LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янаков Д. О.

В статье рассмотрены организационно-экономические механизмы модернизации фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой политики, направленной на повышение уровня налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов и рост устойчивости развития социальноэкономической системы в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Янаков Д. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of tax policy in the context of the economic agents interests harmonization

In the article the organizational-economic mechanisms of modernization of the fiscal and macroeconomic tax policy instruments aimed at raising the level of tax discipline of economic entities and increase of stability of development of the socio-economic system as a whole.

Текст научной работы на тему «Модернизация налоговой политики в контексте согласования интересов экономических агентов»

МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ

ЯНАКОВ Д.О.,

аспирант,

Северо-Кавказский государственный технический университет,

e-mail.: nalogi@ncstu.ru

В статье рассмотрены организационно-экономические механизмы модернизации фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой политики, направленной на повышение уровня налоговой дисциплины хозяйствующих субъектов и рост устойчивости развития социального

экономической системы в целом.

I—

О

Ключевые слова: налоговая дисциплина; экономический интерес; теневая экономика; уклонение; потенциал; правонарушения.

со

In the article the organizational-economic mechanisms of modernization of the fiscal and macro- ^

economic tax policy instruments aimed at raising the level of tax discipline of economic entities and increase of stability of development of the socio-economic system as a whole.

Keyworld: fiscal discipline; economic interest; shadow-economy; evasion; potential violations of law.

Коды классификатора JEL: H21, O17.

о £

о

CM

О

Эффективность реализации государственной экономической политики определяется многими факторами, среди которых важнейшее место занимает организация финансового контроля. Его основной функциональной задачей ^ выступает проверка обоснованности формирования запасов денежных средств. Немаловажную роль здесь играют фискальные инструменты налоговой системы страны, которые обеспечивают изъятие части доходов у хозяйствую- ^ щих субъектов и граждан, а также их перемещение в бюджет и внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством.

Необходимо отметить, что проблема совершенствования финансового контроля сопряжена с реформированием налоговых отношений в направлении стимулирования предпринимательской активности. Только в этих условиях ^ возможно достижение высоких темпов экономического роста [5]. Следовательно, государственная налоговая поли- О тика должна обладать также и надежно функционирующими воспроизводственными инструментами.

Устойчивое функционирование хозяйственного комплекса и углубление общественного благосостояния ^ невозможны без укрепления налоговой дисциплины. Опыт последних лет свидетельствует о перспективности £ стимулирующих воздействий на процесс противодействия соответствующим правонарушениям [2]. Меры экономического и социально-психологического характера нередко оказываются более эффективными, чем административно-правовые. В этой связи необходим поиск рационального сочетания фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой системы страны.

Современная российская экономика не идентифицируется известной двухсекторной моделью, состоящей из легального и внелегального видов бизнеса. Они сосуществуют практически во всех сферах воспроизводственного комплекса и взаимодополняются в том или ином соотношении. Кроме того, внелегальная составляющая структурируется на неофициальную, фиктивную и криминальную части. Расширение каждой из них оказывает негативное воздействие на эффективность функционирования социально-экономической системы в целом, в том числе выражается в снижении размеров налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.

В среде осуществляющих легальную деятельность организаций также имеют место случаи нарушения налоговой дисциплины. Основные причины этого можно структурировать в группы налогового и иного характера.

Первая идентифицируется комплексом взаимосвязанных проблем, требующих разрешения в части оптимизации налогового бремени, совершенствования законодательной базы и качества деятельности соответствующих надзорных ведомств, а также повышения уровня налоговой культуры населения. При проведении политики снижения налоговой нагрузки на бизнес необходимо учитывать эффект неизбежного сокращения в краткосрочной перспективе бюджетных поступлений. В качестве ресурсной компенсации в этом случае может стать дополнительная

© Д.О. Янаков, 2012

мобилизация налоговых резервов во внелегальном сегменте экономики. Эффективным средством реализации вышеуказанного является скоординированная деятельность налоговых инспекций, структур таможенного контроля и органов внутренних дел.

Данные официальной статистики РФ свидетельствуют о том, что в наибольшей мере подвержены неправовым манипуляциям налоги на бизнес, а в наименьшей - имущественные, так как сокрытие объектов недвижимости практически невозможно [4]. Самые крупные внелегальные доходы в последние годы установлены на операциях с автомобилями, нефтью и продуктами ее переработки, цветными металлами, древесиной, товарами народного потребления, электроэнергией, спиртом и ликероводочными изделиями, сельхозпродукцией, денежными средствами и ценными бумагами, а также во внешнеэкономической деятельности [1]. В этой связи целесообразно совершенствование законодательной базы в направлении смещения акцентов на защищенные от злоупотреблений объекты налогообложения: движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организаций в качестве основных средств; земельные участки; находящиеся в собственности физических лиц жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Понимание гражданами высокой степени важности для государства и общества уплаты налогов, знание соответствующих прав и обязанностей является частью политической и правовой культуры населения [6]. В этой связи Е востребованными могут стать социальная реклама, агитационно-разъяснительная работа с помощью средств мас-^ совой информации, преподавание специальных учебных курсов в образовательных учреждениях. Кроме того, кон> трольные органы должны внедрить в практику своей деятельности клиентоориентированый характер построения

О

сг 2

взаимоотношении с налогоплательщиками.

О Налоговый потенциал внелегального сегмента территориального воспроизводственного комплекса формиру-

0 ют размеры задолженности организаций по налогам и сборам R/ параметры соответствующих доначислений Dph м с учетом пени и штрафов, а также суммы уменьшенных платежей Uvp по результатам выездных проверок. Первые два показателя максимизируют вероятность перемещения экономической деятельности в неформальную или иную с75 противоправную сферу в случае усиления налогового бремени и снижения качества соответствующего контроля.

Размеры третьего параметра минимизируют итоговый результат в условиях организации клиентооориентированно--ф- го характера работы налоговых органов. В качестве базы отсчета целесообразно принять суммарные поступления Sp по налогам и сборам на конец года. Тогда искомый налоговый потенциал Pnfk неофициальной, фиктивной и крими-0 нальной составляющей экономики региона можно выразить следующей зависимостью:

м ^ +□ _и

-^*100 (1)

Методика диагностики налогового потенциала внелегального сегмента территориального воспроизводственного комплекса может быть реализована в три этапа, предполагающих: во-первых, подготовку базы исходных данных; во-вторых, определение суммы налоговой задолженности, размеров доначислении по результатам контрольной работы, уменьшенных платежей по итогам выездных проверок и общих поступлений по налогам и сборам за отчетный период; в-третьих, проведение расчетов вероятности перемещения хозяйственной или иной деятельности в неформальную сферу.

Апробация предложенного методического подхода проведена с использованием данных Управления федеральной налоговой службы РФ по Ставропольскому краю (табл. 1).

Полученные результаты свидетельствуют о наличии после 2007 г. позитивных изменений в динамике налогового потенциала внелегального сегмента экономики Ставропольского края: произошло снижение соответствующего

л

С показателя до 16,5 %.

Таблица 1

Динамика характеристик налогового потенциала внелегального сегмента экономики Ставропольского края, млн. руб.

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Задолженность по налогам и сборам 4 116,7 7 163,7 4 647,8 5 066,3 4 879,2

Доначислено по выездным проверкам: налоги пени штрафы 1 466,0 443,5 347,0 3 940,7 770,5 1 076,3 2 799,7 610,0 702,8 1 647,5 370.1 445.2 621.4 154.5 311,9

Доначислено по результатам контрольной работы 3 950,6 7 844,2 5 543,0 3 860,1 1 334,9

Сумма уменьшенных платежей по результатам выездных налоговых проверок 99,5 1 031,8 40,0 45,7 11,4

Общие поступления по налогам и сборам 19 993,9 24 674,3 32 718,1 31 319,4 37 503,7

Налоговый потенциал внелегального сегмента, % 39,9 56,6 31,0 28,4 16,5

Это стало следствием совокупного влияния двух важнейших факторов, первый из которых обусловлен совершенствованием организации контрольной деятельности, а второй - либерализацией налогового законодательства.

МОДЕРНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В КОНТЕКСТЕ СОГЛАСОВАНИЯ.

19

С октября 2008 г. стало возможным для организаций уплачивать НДС равными долями в течение квартала, налог на прибыль - исходя из фактических ее размеров, а не согласно данным предыдущего периода. Кроме того, было объявлено о снижении с 01 января 2009 г. ставки вышеуказанного налога до 20 % за счет части, поступающей в федеральный бюджет. Был также расширен перечень расходов, подлежащих вычету из налогооблагаемой базы, введены дополнительные льготы по НДФЛ.

Таким образом, модернизация фискальных и воспроизводственных инструментов налоговой политики позволила существенно снизить вероятность нарушений налоговой дисциплины хозяйствующими субъектами, что соответственно повысило степень устойчивости социально-экономической системы в целом.

Практика реформирования деятельности фискальных органов показала эффективность адаптивного управления финансовыми отношениями и формирования налогового потенциала с учетом специфики кризисных условий, в том числе, на основе модернизации структур налоговых органов и внедрения современных информационных технологий работы с налогоплательщиками [3].

Информационное и организационное взаимодействие налоговой службы с другими органами государственной власти оказывается особенно значимым и в связи с тем, что ФНС России не наделена целым рядом полномочий, необходимых для обеспечения эффективного принуждения организаций и граждан к уплате налогов (рис. 1).

Рис. 1. Информационно-технологическая инфраструктура в организации предупреждения и устранения налоговых правонарушений

Использование современных инфокоммуникационных технологий с одновременной модернизацией нормативно-правовой базы позволяет эффективно объединить усилия структурных подразделений Федеральной налоговой службы России (ФНС России), Федеральной таможенной службы России (ФТС России) и Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ (ФСЭНП МВД РФ) для решения задач, прежде всего, по предупреждению устранения нарушений налоговой дисциплины. Это имеет особую степень важности, так как применение специальных санкций и наложение штрафов неизбежно ведет к снижению финансово-экономического потенциала и размеров прибыли хозяйствующих субъектов [7]. Последнее выражается в сокращении налогооблагаемой базы и уменьшении бюджетных поступлений.

Портальное решение межведомственной информационно-технологической системы должно объединить специальные тематические базы данных налогоплательщиков, сформированные органами налогового и таможенного контроля, а также подразделениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ. Их использование не может быть общедоступным по причине конфиденциальности определенной категории сведений: о размерах имущества, динамике активов, составе контрагентов предприятия и т. п. Кроме того, организация электронного документооборота способна обеспечить высокую оперативность принятия решений и взаимодействия контроли рующих организаций.

Особую роль в реализации досудебных процедур разрешения налоговых споров должна сыграть медиация. Ее внедрение в практику будет способствовать снижению количества обжалуемых решений, повышению доверия налогоплательщиков к органам государственного контроля, формированию толерантных форм взаимодействия конфликтующих сторон.

см

I—

О

о

Т

о £

о см

со 3

о

О

О о

с

а а

то

то >

m

О O z

0

1 о

С

со

>

м о

л Q О —t сг

2

ЛИТЕРАТУРА

1. Андрюшин С.А. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля // Финансы. 2009. № 4. С. 59-63.

2. Басалаева Е.В. О координации и гармонизации налоговых отношений // Финансы. 2009. № 2. С. 54-62.

3. Горелов А.А. Формы и методы, используемые налоговыми органами при осуществлении мероприятий налогового контроля // Административное и муниципальное право. 2009. № 5. С. 55-59.

4. Завельский М.Г. Хозяйственное развитие и теневая экономика // Экономическая наука современной России. 2009. № 4. С. 18-25.

5. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория / Под общей ред. А.А. Аузана. М.: ИНФРА-М, 2005.

6. Кузьменко В.В. Институциональные направления противодействия налоговым правонарушениям: Сборник научных статей / Финансовый университет при Правительстве РФ. М.: Цифровичок, 2010.

7. Молодых В.А. Правовые и организационные аспекты совершенствования налогового контроля в Российской Федерации // Материалы II Всероссийской научной конференции «Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста» / СевКавГТУ. Ставрополь: ООО «Мир Данных», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.