Научная статья на тему 'Совершенствование фискальных инструментов противодействия налоговым правонарушениям'

Совершенствование фискальных инструментов противодействия налоговым правонарушениям Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ДИСЦИПЛИНА / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕРЫ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / УКЛОНЕНИЕ / TAX CONTROL / BUDGETARY SYSTEM / OFFENSES / DISCIPLINE / ADMINISTRATIVE MEASURES / THE TAX BEARER / EVASION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Янаков Д. О.

В статье рассмотрены вопросы повышения уровня налоговых доходов, поступающих в бюджетную систему страны, на основе оптимизации контрольной деятельности фискальных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of fiscal instruments to counter tax offenses

In article questions of increase of level of the tax incomes arriving in budgetary system of the country, on the basis of optimization of control activity of fiscal bodies are considered.

Текст научной работы на тему «Совершенствование фискальных инструментов противодействия налоговым правонарушениям»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИСКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НАЛОГОВЫМ ПРАВОНАРУШЕНИЯМ

ЯНАКОВ Д.О.,

аспирант,

Северо-Кавказский федеральный университет, e-mail.: nalogi@ncstu.ru

В статье рассмотрены вопросы повышения уровня налоговых доходов, поступающих в бюджетную систему страны, на основе оптимизации контрольной деятельности фискальных органов.

Ключевые слова: налоговый контроль; бюджетная система; правонарушения; дисциплина; административные меры; налогоплательщик; уклонение.

In article questions of increase of level of the tax incomes arriving in budgetary system of the country, on the basis of optimization of control activity of fiscal bodies are considered.

Keywords: Tax control; budgetary system; offenses; discipline; administrative measures; the tax bearer; evasion.

Коды классификатора JEL: H26.

Эффективность реализации государственной экономической политики определяется многими факторами, среди которых важнейшее место занимает организация финансового контроля. Его основной функциональной задачей выступает проверка обоснованности формирования запасов денежных средств. Немаловажную роль здесь играют фискальные инструменты налоговой системы страны, которые обеспечивают изъятие части доходов у хозяйствующих субъектов и граждан, а также их перемещение в бюджет и внебюджетные фонды в соответствии с действующим законодательством.

Необходимо отметить, что проблема совершенствования финансового контроля сопряжена с реформированием налоговых отношений в направлении стимулирования предпринимательской активности. Только в этих условиях возможно достижение высоких темпов экономического роста. Следовательно, государственная налоговая политика должна обладать также и надежно функционирующими воспроизводственными инструментами.

Современная практика организации налоговой системы в большей степени была ориентирована на реализацию финансовой функции. Возникшие кризисные проявления на глобальном и макроэкономическом уровнях инициировали переориентацию ее характера в воспроизводственном направлении. Получило распространение динамичное сочетание дискреционных и встроенных налоговых стабилизаторов, положительно влияющих на экономический рост.

Устойчивое функционирование хозяйственного комплекса и углубление общественного благосостояния невозможны без укрепления налоговой дисциплины. Опыт последних лет свидетельствует о перспективности стимулирующих воздействий на процесс противодействия соответствующим правонарушениям. Меры экономического и социальнопсихологического характера нередко оказываются более эффективными, чем административно-правовые.

Практика контрольной работы налоговых органов показывает, что суммы скрываемых от налогообложения доходов и иных объектов за последние два года увеличились более чем в 3 раза [2]. В этой связи возникает потребность в выработке и наиболее эффективном применении системы экономических, политических, организационных, правовых и других средств обеспечения налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Одним из важных условий обеспечения пополняемости бюджетов является соблюдение хозяйствующими субъектами налоговой и платежной дисциплины.

Основными причинами уклонения от уплаты налогов являются: слабость правовой базы, низкие доходы весьма значительных слоев населения, мощный налоговый прессинг, менталитет населения (включающий отсутствие должного самоконтроля). Прямым следствием этого является низкий уровень налоговой дисциплины.

Для решения этой проблемы, прежде всего, необходимо обеспечить доверие к действиям правительства, что подтверждается словами Л.Я. Маршавиной: «Доверие - ключ к успеху экономических реформ» [1]. Эффект доверия так или иначе побуждает агентов рынка более корректно и дисциплинированно вести себя по отношению к запросам государства (прежде всего в части уплаты налогов). Публикуя планы всех расходов, правительство тем самым сообщает хозяйствующим субъектам, что благосостояние государства зависит от их участия и надеется на то, что каждый налогоплательщик осознает свою ответственность и необходимость соблюдения закона.

© Д.О. Янаков, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3

144

Д.О. ЯНАКОВ

Работа налоговых органов, направленная на укрепление налоговой дисциплины, а следовательно, и на сокращение уклонения от уплаты налогов, основана на применении различных мер, которые условно можно разделить на три группы: административные, экономические и социально-психологические.

Административные меры - меры, которые сокращают возможности для уклонения от уплаты налогов. Применение административных мер означает организацию сбора налогов таким образом, чтобы сократить до минимума возможность уклонения. В практике работы налоговых органов наиболее распространенными мерами являются следующие:

1. Удержание налогов налоговыми агентами. Введение там, где это возможно, порядка удержания налога у источника выплаты, позволяет сократить уклонение от уплаты налогов получателем дохода. Например, существовавший порядок удержания налога на доходы физических лиц с выигрышей в лотерею, организаторами лотерей позволял собирать налог с этого вида доходов в полном объеме. После изменения этого порядка, налог стал уплачиваться получателями дохода, что привело к резкому росту уклонения от его уплаты.

2. Введение порядка предоставления информации налоговым органам от источников дохода и контрагентов по сделкам. В наибольшей степени это относится к сделкам с недвижимостью, доходам от капитала, так как эти виды доходов можно обложить налогом только при наличии дополнительной информации от источников дохода и регистрирующих органов.

3. Упрощение элементов налога: унификация налоговой базы, сокращение льгот, вычетов и скидок, которые можно завысить и фальсифицировать. Например, существование нулевой ставки по НДС провоцирует рост налоговых правонарушений, связанных с незаконным возвратом налога из бюджета. Введение в состав затрат резерва на покрытие убытков по сомнительным долгам дает предприятиям возможность сокрытия налога на прибыль путем отсрочки платежей по контрактам и т.д.

Экономические меры - это меры, которые сокращают выгоду от уклонения от уплаты налогов [3]. Чтобы сократить масштабы уклонения, необходимо сократить «рентабельность» этого явления путем повышения коэффициента риск/выгода. Этот коэффициент формируют четыре показателя:

■ размер дохода;

■ величина ставок налога;

■ вероятность раскрытия нарушений;

■ размер штрафов за нарушение.

Из перечисленных показателей прямо влияет на масштабы уклонения от уплаты налогов вероятность раскрытия нарушений. Низкая раскрываемость налоговых правонарушений и информированность об этом налогоплательщиков приводит, по признанию работников налоговых органов, к лавинообразному росту нарушений налогового законодательства. В развитых странах считается, если у общественности складывается впечатление, что относительно многие обманывают государство при уплате налогов, то исчезает мотивация быть законопослушным. Именно поэтому налоговые администрации данных стран считают главной целью налогового контроля неотвратимость наказания и всячески популяризируют успешные действия налоговых органов по раскрытию налоговых преступлений, особенно среди известных налогоплательщиков. Повысить уровень риска можно либо расширив круг проверяемых налогоплательщиков, либо повысив эффективность контрольной работы.

Остальные показатели не оказывают прямого воздействия на уклонение от уплаты налогов. Так, хотя с ростом дохода увеличиваются и выгоды от уклонения, но возрастает и риск раскрытия нарушения, ибо крупные налогоплательщики находятся под более пристальным контролем, к тому же для формирования делового имиджа им важно демонстрировать законопослушность.

Снижение ставок налогов также оказывает неоднозначное влияние на выгодность уклонения. Во-первых, в условиях непрерывного роста расходов бюджета снижение ставок всех налогов невозможно. Поэтому, чтобы сохранить уровень налоговых доходов при сокращении ставок отдельных налогов, необходимо или повышать ставки других, или расширять налоговую базу, а это не приведет к общему снижению выгод от уклонения. Во-вторых, так как штрафные санкции исчисляются в процентах от доначисленных налогов, то снижение ставок приводит к пропорциональному снижению штрафов и, следовательно, выгоды остаются на неизменном уровне.

Увеличение штрафных санкций может положительно повлиять на динамику уклонения только при полном взыскании наложенных штрафов и высокой степени риска раскрытия налоговых нарушений. Кроме того, высокие размеры штрафных санкций могут стимулировать коррупцию в налоговых органах, так как «договориться» с налоговым инспектором будет гораздо дешевле, чем уплатить штраф или участвовать в судебном разбирательстве.

В этой связи, особую роль в реализации досудебных процедур разрешения налоговых споров должна сыграть медиация. Ее внедрение в практику будет способствовать снижению количества обжалуемых решений, повышению доверия налогоплательщиков к органам государственного контроля, формированию толерантных форм взаимодействия конфликтующих сторон.

Построенные на принципах добровольности, конфиденциальности, беспристрастности, сотрудничества и равноправия механизмы медиации помогут сформировать необходимую налоговую культуру населения. Осуществляя посреднические функции и обладая достаточными знаниями действующего законодательства, подобного рода специалисты будут формировать среду законопослушных граждан. Последние в их лице увидят квалифицированных аудиторов, заинтересованных, с одной стороны, в исполнении всеми субъектами своих налоговых обязательств, а с другой, в обеспечении экономически безопасного функционирования предпринимательских структур и комфортных условий жизни населения.

Для выбора мер, которые будут наиболее эффективными в борьбе с уклонением от уплаты налогов, необходима исходная информация о масштабах, динамике и специфике уклонения от уплаты налогов в различных группах плательщиков.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИСКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ.

145

Все это определяет необходимость не только теоретического анализа уклонения от уплаты налогов, но и разработки методов количественной оценки сбора, обработки и анализа информации, а также классификации неплательщиков налогов.

К первой группе относятся налогоплательщики, систематически и умышленно нарушающие налоговое законодательство в расчете на то, что налоговые органы не смогут это выявить. При обнаружении нарушений они без конфликта погашают задолженность перед бюджетом. Как правило, к ним относятся банки, солидные фирмы (в том числе иностранные), которые заботятся о своей репутации и избегают огласки допущенных правонарушений.

Вторая группа - в общем, законопослушные налогоплательщики, которые, однако, не согласны с существующим «губительным» налоговым законодательством и постоянно конфликтуют по этому поводу. В связи с доначислениями на них, осуществленными налоговыми органами, они обращаются в вышестоящие налоговые органы, арбитраж. Это, в основном, государственные предприятия и «бедные» акционерные общества, возникшие на базе бывших министерств, и прочие подобные организации.

Третья группа - это организации, существующие только формально. На их счетах нет средств, а в отчетности, поступающей в налоговые органы, декларируется отсутствие предпринимательской деятельности и, соответственно, объектов налогообложения. Зачастую их руководители создают новые организации, не рассчитываясь по долгам старых.

Четвертую группу составляют так называемые фирмы-однодневки, работающие в интересах третьих лиц. Как правило, по ним проходит лишь несколько крупных операций, после чего фирмы прекращают свое существование. Учитывая, что чаще всего такие фирмы оформляются на утерянные паспорта, найти фактических преступников практически невозможно.

Существующая практика разрешения налоговых споров свидетельствует о недостаточной эффективности взаимодействия контролирующих учреждений различной ведомственной принадлежности, так как не всегда удается доказать правоту требований государственных органов. В частности, на территории Ставропольского края ежегодно удовлетворяется в пользу налоговых инспекций лишь около 70% судебных исков. В оставшейся доле случаев не удается доказать факты нарушений действующего законодательства, хотя бюджетная система недополучает существенную долю доходов.

Использование современных инфотелекоммуникационных технологий и определенная модернизация нормативноправовой базы позволяют эффективно объединить усилия структурных подразделений Федеральной налоговой службы России (ФНС России), Федеральной таможенной службы России (ФТС России) и Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ (ФСЭНП МВД РФ) для решения задач, прежде всего, по предупреждению устранения нарушений налоговой дисциплины. Это имеет особую степень значимости, так как применение специальных санкций и наложение штрафов неизбежно ведет к снижению финансово-экономического потенциала и размеров прибыли хозяйствующих субъектов. Последнее выражается в сокращении налогооблагаемой базы и уменьшении бюджетных поступлений.

Портальное решение межведомственной информационно-технологической системы должно объединить специальные тематические базы данных налогоплательщиков, сформированные органами налогового и таможенного контроля, а также подразделениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ. Их использование не может быть общедоступным по причине конфиденциальности определенной категории сведений: о размерах имущества, динамике активов, составе контрагентов предприятия и т.п. Кроме того, организация электронного документооборота способна обеспечить высокую оперативность принятия решений и взаимодействие контролирующих организаций.

Укрепление налоговой дисциплины подразумевает комплекс мероприятий не только внутри страны. Международные отношения характеризуются обращением между странами огромных финансовых средств, которые часто выводятся из-под налогообложения незаконным путем, что подрывает экономическую безопасность страны. Этому способствуют слабая взаимная координация компетентных органов стран, зачастую нежелание их тесно сотрудничать, недостаточная проработанность актов международного сотрудничества по отношению к национальному законодательству, а также коллизии в самом законодательстве страны и др.

Сотрудничество государств должно осуществляться при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм, в первую очередь, общепризнанных принципов международного права. Достижение высокого уровня налоговой дисциплины позволит свести налоговый контроль к проведению профилактических мероприятий по предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маршавина Л.Я. Российская налоговая система: проблемы и критерии эффективности // Финансы. Деньги. Инвестиции.

2009. № 2. С. 3-11.

2. Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. Методы оценки теневого и неформального секторов экономики. М.: Финансы и статистика, 2008. 144 с.

3. Фокин В.М. Налоговое регулирование / Под ред. С.Г. Пепеляева. М.: «Статут», 2010. 76 с.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.