3. LUKOIL recognized an impairment loss on foreign exploration and production assets in the amount of RUB 39 billion. [Electronic resource] / News // Information agency AK&M. - Access mode: https://www.akm.ru/news/lukoyl_priznal_ ubytok_ot_obestseneniya_aktivov_segmen ta_razvedki_i_dobychi_za_rubezhom_v_s umme_39_ml/.
4. Zolina S.A., Kopytin I.A., Rezni-kova O.B. Shale revolution in the USA as the main driver of the restructuring of the world oil market // Outlines of global transformations: politics, economics, law. -
DOI
УДК 336.225.6
2019. - Vol. 12. - No. 6. - Pp. 71-93. -DOI 10.23932/2542-0240-2019-12-6-4.
5. Pukhov S.G. Gone in the red: how the lockdown affected the global economy and what to expect in the short term [Electronic resource] / Higher School of Economics // Higher School of Economics Research News. - 2020. - Access mode: https://www.hse.ru/news/expertise/387592 873.html.
6. Sharkova A.V., Zelenin V.A. The process of regulation of income repatriation by Russian oil and gas companies // Economic systems. - 2020. - Vol. 13. -No. 1. - Pp. 122-126.
Мартынова И.С., Артеменко Г.А.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РОСТА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация
Статья посвящена совершенствованию методов сбора налоговых доходов, выявлению ключевых проблем, которые могут замедлять процесс организации эффективного налогообложения на примере Ростовской области. На основе проведенной оценки налогового потенциала региона выявлены наиболее существенные проблемы и предложены рекомендации, направленные на совершенствование механизма обеспечения увеличения налоговых доходов бюджета Ростовской области.
Ключевые слова
Проблемы, совершенствование, механизм, процедуры, система, связи, отношения.
JEL: Н71
Martynova I.S., Artemenko G.A.
IMPROVING THE MECHANISM FOR ENSURING THE GROWTH OF TAX REVENUES TO THE BUDGET OF THE ROSTOV REGION
Annotation
The article is devoted to improving the methods of collecting tax revenues, identifying key problems that can slow down the process of organizing effective taxation on the example of the Rostov region. Based on the assessment of the tax potential of the region, the most significant problems have been identified and recommendations have been proposed aimed at improving the mechanism for ensuring an increase in tax revenues of the budget of the Rostov region.
Keywords
Problems, improvement, mechanism, procedures, system, communications, relations.
Введение. На каждом уровне управления бюджетная система будет восприимчива к различным изменениям, происходящим в экономике мирового, федерального и регионального масштабов. В рамках планирования бюджетного законодательства на перспективу непременно нужно обращать внимание на различные прогнозные риски, основные направления развития экономической системы и внедрение адекватных мер, способствующих снижению отрицательного воздействия на все основные показатели каждого региона. Если все эти действия организуются на систематической основе, то качество жизни населения сохраняется и будет в перспективе увеличиваться. Сформиро-
ванный точный прогноз может способствовать росту эффективности использования бюджетных средств, снижая до минимума отрицательное влияние недополученных денежных ресурсов.
Анализ ситуации. Для того чтобы сформировать точный и комплексный прогноз, важно принимать во внимание различные факторы, так как они могут влиять на общее количество поступлений средств в виде налоговых доходов [1].
Все средства, поступающие от уплаты налогов, должны быть распределены между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации. В целом распределение данных средств по различным категориям будет представлено в таблице 1.
Таблица 1 - Распределение налоговых поступлений от уплаты налогов в бюджетной системе РФ, млрд рублей14
Период/ Налоговые поступления Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги Специальный налоговый режим Всего
2018 БС 19082,9 1148,4 256 654,6 21141,9
ФБ 11638 0 0 104,5 11742,5
РБ 7444 1034,2 46,9 386,9 8912
МБ 809,4 114,2 209,1 163 1295,7
2019 БС 20331,3 1095,8 263 813,2 22503,3
ФБ 12229,4 0 0 150,7 12380,1
РБ 8101,8 1095,8 50,6 476,6 9724,8
МБ 886,1 116,4 212,4 185,9 1400,8
2020 БС 18754,6 1098,6 266,5 617,9 20737,6
ФБ 10672,3 0 0 31,6 10703,9
РБ 8082,2 1098,6 266,5 586,3 10033,6
МБ 948,9 200,5 214,1 179,5 1543
Примечание: БС - бюджетная система. ФБ - федеральный бюджет. РБ - региональный бюджет. МБ - местный бюджет.
14 Составлено по данным формы 1-НМ.
Анализируя представленные данные, нужно отметить, что в большинстве своём федеральные налоги направляются именно в бюджет федерального уровня, и на этот показатель приходится более 80 % от всех поступивших обязательных платежей. Также стоит отметить, что основной объём региональных налогов направляется именно в бюджетную систему субъекта, но часть из них всё же распределяется на муниципальный уровень, и в итоге они формируют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. Также важно отметить, что объём местных налогов распределяется между бюджетом региона и муниципального образования в соотношении 1 к 6, что говорит о возможности направлять ресурсы от уплаты данных обязательных платежей в систему развития муниципального образования.
Аналогичным образом необходимо проанализировать набор поступающих средств от уплаты различных видов налогов на территории Ростовской об-
ласти за период с 2018 по 2020 год (табл. 2).
Анализируя результаты расчётов, нужно сделать вывод о том, что основной объём уплаченных федеральных налогов направляется в региональный бюджет за все 5 рассматриваемых периодов времени. Также часть денежных средств, которая составляет приблизительно 10 %, направляется в бюджеты муниципальных образований. Стоит отметить, что в отношении региональных налогов ситуация складывается таким образом, что они направляются полностью в бюджет субъекта Российской Федерации, это же касается и налогов, уплачиваемых в рамках муниципальных образований. Денежные средства, которые получены от уплаты налогов в связи с использованием налогоплательщиками специальных налоговых режимов, направляются в большей степени в бюджет субъекта, а оставшаяся часть будет направлена в бюджет муниципального образования.
Таблица 2 - Распределение налоговых поступлений от уплаты налогов в Ростовской области, млрд рублей15
Период/Налоговые поступления Федеральные налоги Региональные налоги Местные налоги Специальный налоговый режим Всего
2018 БС 196,61 21,4 8,3 14,4 240,71
ФБ 82 0 0 0 82
РБ 114,6 21,4 0 11,23 147,23
МБ 19,2 0 8,3 3,17 30,67
2019 БС 180,3 19,8 7,9 15,9 223,9
ФБ 66,6 0 0 0 66,6
РБ 113,7 19,8 0 15,9 149,4
МБ 20,24 0 7,9 3,28 31,42
2020 БС 202 18,8 7,91 15,7 244,41
ФБ 81 0 0 0 81
РБ 121 18,8 7,91 15,7 163,41
МБ 21,7 3,92 7,91 2,89 36,42
15 Составлено по данным формы 1-НМ.
Практика показывает, что одним из ключевых факторов, который воздействует максимально на динамику и объём всех налоговых поступлений в бюджетную систему государства, считается налоговый потенциал региона. Налоговый потенциал региона представляет собой некую максимальную величину поступлений от уплаты налогов, которые можно собирать на территории каждого субъекта, направляя в бюджеты любого уровня, учитывая все основные налоговые ставки и другие элементы. Налоговый потенциал и механизм его установления на уровне региона связаны между собой, а также взаимодействуют с производственными возможностями каждого хозяйствующего субъекта. Процедура оценивания налогового потенциала региона строится таким образом, чтобы анализировать общий уровень социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. Если у населения имеются высокие реальные доходы и большой уровень занятости, то налоговые поступления в бюджет возрастут. Регионы, у которых имеется слаборазвитая экономическая система, обладают невысоким налоговым потенциалом, и доходы бюджета, таким образом, обладают минимальным показателем. По итогам 2020 года среди субъектов Российской Федерации, у которых имеется низкий налоговый потенциал, выделяются регионы Северо-
Кавказского федерального округа, Алтай, Республика Тыва и некоторые другие. Статистика показывает, что в этих регионах общая доля налоговых доходов в составе всех основных получаемых средств бюджета может меняться от 27 до 33% [2].
Практика показывает, что существует довольно много способов оценки налогового потенциала региона. Достаточно простой в практическом использовании будет оценка этого потенциала с помощью использования значений валового регионального продукта, применяя для этого следующую формулу:
НЩ = РС*ВРЩ (1)
где НП - налоговые потенциал субъекта РФ; РС - средняя налоговая ставка; ВРП - валовый региональный продукт.
Данный подход имеет несколько основных достоинств. Во-первых, с его помощью можно охватывать общий объём налогооблагаемых ресурсов каждой территории. Во-вторых, в рамках расчётов возможен учет всех основных доходов резидентов и нерезидентов, включая все суммы, потраченные ими на территории каждого региона Российской Федерации.
В представленной ниже таблице отражена информация о динамике валового регионального продукта, а также налоговый потенциал Ростовской области (табл. 3).
Таблица 3 - Оценка налогового потенциала Ростовской области [3]
Показатель 2016 2017 2018 2019 2020
ВРП в текущих ценах, млрд рублей 1283,7 1352,3 1548,2 1637,7 1558,8
ВРП, % к прошлому году в постоянных ценах 124,9 127,9 130,5 132,8 130,1
Средняя налоговая ставка, % 16,45% 16,73% 18,67% 20,40% 19,80%
Налоговый потенциал региона, млрд рублей 211,17 226,24 289,05 334,09 308,64
Налоговые поступления, млрд рублей 193,05 199,49 240,71 223,9 244,41
Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что на основании ежегодного увеличения размера валового регионального продукта происходил рост средней налоговой ставки. Кроме этого, рост среднего показателя налоговой ставки связан с тем, что не так давно была увеличена ставка по уплате налога на добавленную стоимость и внедрена прогрессивная шкала по налогу на доходы физических лиц. Более того, отмечается увеличение налоговых поступлений от хозяйствующих субъектов в регион. Скорее всего, подобный рост связан также с тем, что цены на многие товары, работы и услуги в последнее время увеличились. Итоговый уровень налогового потенциала региона также увеличился практически на 100 млрд рублей. С целью увеличения налогового потенциала рекомендуется наращивать уровень инвестиционной привлекательности Ростовской области, вкладывая средства в реальный сектор экономики, а также продолжать заниматься развитием сельскохозяйственной и добывающей промышленности как наиболее приоритетных направлений деятельности.
Следующей существенной проблемой, которая влияет на поступление средств в бюджет от уплаты налогов каждого уровня, будут не собранные вовремя средства или же сложности в составе налогового администрирования. По данным на 1 января 2021 года, общая задолженность перед консолидированным бюджетом Российской Федерации без учёта различных страховых взносов, направляемых в фонды обязательного страхования, равна 1621,6 млрд рублей [4].
В Ростовской области также существуют факты неуплаты налогов, которые формируют задолженность и недоимку. В частности, по налогу на прибыль организаций в Ростовскую область не было направлено в среднем от 10 до 16 % начисленных ресурсов для уплаты налогов за период с 2016 по 2020 год.
Представленные показатели являются достаточно существенными и ухудшают состояние функционирования рыночной экономики региона. Кроме этого, недоимка имеется в 2016 году при уплате акцизов и НДС по товарам, произведённым на территории Российской Федерации.
В случае с другими налогами, наоборот, наблюдается переплата, тем самым удаётся ликвидировать частично бюджетный дефицит. Разрыв между доходами и расходами в таком случае сокращается, и имеется реальная возможность повышать степень обеспеченности собственными доходами, снижая общую зависимость от получения межбюджетных трансфертов. Органы власти в Ростовской области на основе комплексной поддержки федерального центра должны в обязательном порядке не допускать систематического роста налогового долга и сокращать его всеми законными способами. Важнейшей задачей экономического развития Ростовской области в сфере налоговой политики является систематическое повышение собираемости налогов и сборов [4].
Ещё одним фактором, который может оказывать воздействие на общее количество поступлений сборов и налогов в регионы Российской Федерации, в частности в Ростовскую область, будет высокий объём дополнительных налоговых льгот. Их активно принимают на уровне каждого субъекта Российской Федерации. Данные Министерства финансов говорят о том, что сегодня в России используется более чем 3500 различных федеральных и региональных налоговых льгот. В суммарном выражении это количество льгот составляет примерно 4 триллиона рублей. В условиях подобной сложившейся ситуации эффективность проведения мониторинга и управления будет постепенно уменьшаться. В этом случае увеличивается реальная необходимость производить инвентаризацию всех налоговых льгот. Данные мероприятия
должны быть построены на чётко сформированном подходе, который позволит соблюдать баланс в рамках увеличения налогов и способствовать расширению инвестиционной привлекательности каждой территории. Более того, в этот баланс необходимо обязательно включать стабильность наполнения доходами любого бюджета. Органы власти в Ростовской области имеют полное право внедрять новые налоговые преференции выше тех, которые обозначены в составе Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на имущество и транспортному налогу. Согласно оценке Федеральной налоговой службы России, в 2020 году в бюджеты большинства регионов Российской Федерации суммарно не поступило более чем 350 млрд рублей в связи с тем, что существуют новые региональные преференции, связанные с налогом на имущество организаций. Кроме этого, около 12,7 млрд рублей не поступило от использования льгот по транспортному налогу. Суммарная скорость прироста объёма региональных льгот по установленному налогу на имущество организаций равна 60 % в 2020 году по сравнению с 2018 годом [5].
Выводы. Стоит отметить, что все льготы, которые предоставляются плательщикам транспортного налога в Ростовской области, имеют незначительную долю в доходах бюджета Ростовской области. Но набор преференций по уплате налога на имущество организаций существенно выше, и это вызывает дополнительный объём недополученных денежных средств. Следует обязательно понимать тот факт, что размер налоговых льгот, которые не будут получены бюджетом Ростовской области, превышает установленные нормативные суммы, поскольку на территории всей России используются дополнительные налоговые льготы.
В процессе решения вопроса, связанного с назначением дополнительных
видов и категорий налоговых льгот, необходимо обеспечивать комплексный баланс между размером различных поступлений средств от уплаты налогов в регионе и объёмом бремени, возложенного на любого налогоплательщика. Если предоставлять огромное количество льгот или налоговых вычетов в Ростовской области, то качество фискальной функции будет снижено.
Среди факторов, которые оказывают воздействие на построение налоговых доходов бюджетов в регионах, выделяются особенности создания бюджетного федерализма. Институт бюджетного федерализма выступает в качестве базовой концепции совершенствования межбюджетных связей. Согласно итогам 2020 года, количество регионов, имеющих большой дефицит консолидированного бюджета, составило 38 субъектов. При этом Ростовская область входит в состав данной группы регионов. Объём бюджетного дефицита всех 85 субъектов Российской Федерации за этот период времени составил порядка 240 млрд рублей. Данный бюджетный дефицит имеется вне зависимости от того, что налоговые доходы были распределены на вторичном уровне при помощи межбюджетных трансфертов и правительство оказывало комплексную поддержку наиболее пострадавшим отраслям и регионам в результате пандемии коронавирусной инфекции [5].
Полагаем, что именно не уменьшение доли отчислений по налогу на прибыль в бюджеты субъектов Российской Федерации, а комплексное их направление в полноценном объёме на региональный уровень является важнейшей мерой улучшения межбюджетной государственной политики для дальнейшего устранения всех проблем. Кроме того, при увеличении централизации всех неравномерно поступающих налоговых платежей, среди которых выделяется налог на прибыль организаций, это будет фактором снижения раз-
личий между регионами в экономическом плане. Подобное положение дел имеет высокий уровень справедливости даже тогда, когда средства, сформированные на основе дополнительных отчислений в бюджет Ростовской области или федерального центра, полностью можно перераспределять на нижестоящий бюджетный уровень в рамках специальных трансфертов.
Дополнительными сложностями и проблемами, которые вызывают недостаток эффективного использования бюджетных средств в регионе, являются следующие моменты.
1. Высокая централизация налоговых полномочий. Всё это говорит о том, что существует факт очерёдности установления региональной налоговой базы на уровне Федерации и имеется свой порядок исчисления местных и региональных налогов. Вместе с этим присутствуют свои выделенные максимальные лимиты по налоговым ставкам на региональном уровне.
2. Присутствие негласных пропорций по зачислению налогов по различным уровням бюджетов. Стоит отметить, что доля зачисления налогов, которые собраны на региональном уровне, при их направлении в федеральный бюджет возрастает. В свою очередь, доля зачислений их в бюджеты регионов уменьшается существенно.
3. Вырастает объём собственных полномочий регионов и тех функций, которые передаются с федерального уровня, что приводит к неминуемому росту основного объёма доходов.
Все эти моменты говорят о том, что необходимо внедрять новые комплексные технологии, способствующие совершенствованию бюджетного федерализма в России. Важно минимизировать факторы, которые отрицательно влияют на процесс создания доходов бюджетов регионов Российской Федерации, в частности Ростовской области.
На базе обозначенных сложностей и проблем необходимо предложить не-
сколько ключевых мероприятий, способствующих росту налоговых доходов, зачисляемых в бюджет региона.
Первой выявленной проблемой была сложность, связанная с отсутствием качественного налогового потенциала Ростовской области. Для того чтобы решить задачу, которая связана с ростом доходного потенциала Ростовской области на основе установления резервов роста по налоговым доходам бюджета, нужно применять набор основополагающих действий, которые позволяют обеспечивать дополнительный объём поступлений. Среди этих мероприятий выделяются: активное увеличение инвестиционной привлекательности Ростовской области; комплексная поддержка развития малого бизнеса; уменьшение количества административных барьеров; расширение практики использования специальных налоговых режимов в отношении налогоплательщиков. Общее увеличение привлекательности Ростовской области для инвестирования средств и развития бизнеса даст возможность наращивать налоговую базу в совокупности. Всё это в итоге может приводить к увеличению поступлений средств от уплаты налогов.
Второй выявленной проблемой выступает несовершенство института налогового администрирования, а также недостаток средств от поступающих налогов. Учитывая данную проблему, стоит выделить ряд следующих основополагающих мероприятий, способствующих повышению эффективности налогового администрирования в Ростовской области.
1. Комплексное уменьшение сроков направления уведомления плательщику налогов о существующей задолженности и разнообразных периодов выполнения требований, касающихся уплаты таких налогов.
2. Предупреждение или пресечение вероятных фактов совершения коррупционных правонарушений среди сотрудников налоговых структур на осно-
ве комплексного ужесточения различных санкций и образования итоговой уголовной ответственности за действия данного уровня.
3. Внедрение единой базы данных для органов государственного и муниципального управления, которая позволит координировать деятельность специализированных ведомств, тем самым обмен данными с налоговыми органами будет обеспечен на высоком уровне.
4. Использование в ходе расчёта различных налоговых санкций коэффициентов поправочного уровня. Их нужно менять каждый год в зависимости от сформированного уровня инфляции и социально-экономического положения региона.
5. Использование возможности доначислять дополнительные налоговые санкции в ходе проведения повторных налоговых проверок.
6. Распространение среди граждан общей нетерпимости к факту уклонения от уплаты налогов и других обязательных платежей.
Одной из существующих мер, позволяющих усиливать контроль за уплатой транспортного налога, выступает проведение комплексной проверки оплаты в ходе прохождения автомобилем технического осмотра. Но данная обязанность возлагается именно на каждого водителя. Использование обязательства, которое связано с предъявлением справки об отсутствии долгов в ходе прохождения техосмотра, регистрации или перерегистрации в органах ГИБДД, на наш взгляд, считается одним из важных способов увеличения сбора транспортного налога. Более того, по нашему мнению, уменьшить число долгов по данному налогу позволит организация каждый месяц рейдов инспекторов от Федеральной налоговой службы вместе с органами ГИБДД и службой судебных приставов по всем лицам, которые уклоняются от уплаты налогов.
Есть возможность дополнительно организовать комплексный мониторинг информационных данных обо всех транспортных средствах, подпадающих под механизм уплаты налогов, регулярно актуализируя реестр.
Представляется возможным отметить, что нужно произвести дополнительную диверсификацию налоговых ставок в Ростовской области. В частности, применяется классификация легковых автомобилей, которая отмечена в Налоговом кодексе России. Регион не применяет права расширить перечень данных налоговых ставок. Предполагается, что с целью увеличения поступления средств от уплаты налога можно выделить ещё одну группу налоговых ставок с учётом мощности автомобиля. Следовательно, градация шкалы будет иметь следующую структуру.
1. До 100 лошадиных сил.
2. От 100 до 120 лошадиных сил.
3. Более 120 лошадиных сил и до 150 лошадиных сил.
4. От 150 до 200 лошадиных сил.
5. Более 200 лошадиных сил и до 250 лошадиных сил.
Дополнительно дифференциацию налоговых ставок нужно производить с учётом социально-экономического положения Ростовской области, так как после 250 лошадиных сил используется повышенная налоговая ставка, сочетающаяся с налогом на роскошь. Перспективное поведение дифференциации будет способствовать увеличению эффективности прогрессивной шкалы по транспортному налогу в Ростовской области.
Несколькими альтернативными направлениями улучшения транспортного налога, на наш взгляд, являются следующие позиции.
1. Интеграция транспортного налога в стоимость топлива и итоговая замена его на экологический сбор.
2. Постепенный переход к расчёту транспортного налога на основе пробега автомобиля.
3. Внедрение механизма определения налоговой базы по транспортному налогу в соответствии с объёмом двигателя и применение дополнительных коэффициентов, которые зависят от возраста автомобиля и установленного экологического класса.
Для увеличения эффективности администрирования налога на имущество организаций в Ростовской области важно особенное внимание уделять комплексной налоговой дисциплине. Кроме того, важно улучшать нормы по ответственности тех организаций, которые стараются скрывать своё имущественное положение и средства от проведения государственной регистрации. Данная проблема имеется не только в Ростовской области, но и на территории всей России. Подобные действия замедляют социально-экономическое развитие региона и всей страны. Постепенное ужесточение дисциплины в этом аспекте будет приводить к ликвидации основополагающих проблем [6].
Заключение. Завершая, следует сделать вывод о том, что любые налоговые поступления выступают в качестве базового источника для создания бюджета во многих регионах Российской Федерации, в частности в Ростовской области. Но присутствует несколько ключевых проблем, которые приводят к дефициту использования ресурсов, и не создаётся полноценный централизованной денежный фонд региона. Все эти элементы приводят к созданию дефицита в консолидированном бюджете регионов Российской Федерации. По итогам исследования выделен ряд основных проблем в этой системе: налоговый потенциал регионов существенным образом отличается; есть определённые проблемы в системе администрирования налоговых доходов региона; выделение достаточно большого объёма налоговых льгот и полное отсутствие качественного механизма их возмещения в том случае, когда ресурсы не поступили; меж-
бюджетные трансферты поступают неравномерно; имеются проблемы в сфере организации налогового федерализма и института межбюджетных контактов. Полагаем, что ещё одной фундаментальной проблемой выступает дефицит налоговой базы для того, что препятствует тому, чтобы бюджет Ростовской области и других регионов мог себя самостоятельно обеспечивать доходами. Дотационным регионам в этом случае очень сложно развивать свою инвестиционную деятельность и повышать привлекательность. Решать эти проблемы нужно с помощью улучшения механизма взимания и распределения налогов и на базе развития института налогового администрирования.
Библиографический список
1. Лихолетова Н.В., Кожен-ко Я.В. Анализ общеэкономической ситуации Ростовской области в условиях глобальной пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 // Вестник Донского государственного аграрного университета. - 2020. - № 4-2. - С. 93.
2. Магомедова Р.М. Влияние изменения налогового законодательства по региональным налогам на их фискальную роль // Финансовые инструменты регулирования социально-экономического развития регионов. -2020. - С. 103.
3. Мандрощенко О.В. Развитие налогообложения малого и среднего бизнеса на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. - 2019. - Т. 17. - №. 11. - С. 20762085.
4. Мартиросян Н.Н., Горский А.А. Функции бюджетной системы // Социально-гуманитарные проблемы образования и профессиональной самореализации (Социальный инженер - 2019). -2019. - С. 216.
5. Оробинская И.В., Улезько О.В., Маслова И.Н. Налоговая политика регионального уровня: состояние и тен-
денции // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. -
2019. - Т. 12. - №. 2. - С. 156.
6. Рождественская Е.С. Анализ эффективности применения мультире-жимной системы налогообложения организацией на региональном уровне // Анализ факторов пространственного развития территории: национальные и международные стратегические приоритеты. - 2020. - С. 124.
7. Региональная практика управления налоговыми доходами / Рукина С.Н. и др. // Вестник университета. -
2020. - №. 6. - С. 112.
Bibliographic list
1. Likholetova N.V., Kozhenko Ya.V. Analysis of the general economic situation of the Rostov region in the context of the global pandemic of coronavirus infection COVID-19 // Bulletin of the Don State Agrarian University. - 2020. - No. 4-2. -Pp. 93.
2. Magomedova R.M. Influence of changes in tax legislation on regional taxes on their fiscal role // Financial instruments
DOI
УДК 338
of regulation of socio-economic development of regions. - 2020. - Pp. 103.
3. Mandroshchenko O.V. Development of taxation of small and medium-sized businesses at the regional level // Regional economy: theory and practice. -2019. - Vol. 17. - No. 11. - Pp. 20762085.
4. Martirosyan N.N., Gorsky A.A. Functions of the budget system // Socio-humanitarian problems of education and professional self-realization (Social Engineer - 2019). - 2019. - Pp. 216.
5. Orobinskaya I.V., Ulezko O.V., Maslova I.N. Tax policy at the regional level: state and trends // Bulletin of the Voronezh State Agrarian University. - 2019. -Vol. 12. - No. 2. - P. 156.
6. Rozhdestvenskaya E.S. Analysis of the effectiveness of the application of a multimode taxation system by an organization at the regional level // Analysis of factors of spatial development of the territory: national and international strategic priorities. - 2020. - Pp. 124.
7. Regional practice of tax revenue management / Rukina S.N. et al. // Bulletin of the University. - 2020. - No. 6. -Pp.112.
Кожевникова М.К., Крупкин А.В., Маврина И.Н.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация
В статье анализируются вопросы, связанные с применением технологий информационного моделирования в России, рассмотрены достоинства внедрения BIM-технологий в строительную отрасль Российской Федерации. Приведена модель примера пилотного проекта и сформулированы основные преимущества применения технологий информационного моделирования, существующих в системе управления строительными инвестиционными проектами для инвесторов, застройщиков, заказчиков, проектных и строительных организаций.
Ключевые слова
BIM-технологии, информационное моделирование, экономический эффект от внедрения.