Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / СТИМУЛИРОВАНИЕ / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ КОНТРАКТЫ / СОГЛАШЕНИЯ О ЗАЩИТЕ И ПООЩРЕНИИ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ / НАЛОГОВЫЕ РАСХОДЫ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рукина С.Н., Такмазян А.С., Самойлова К.Н., Герасимова К.А.

Цель. Исследование теоретических и практических аспектов функционирования бюджета развития, способствующего активизации инвестиционных процессов в российских регионах. Структура/методология/подход. Для обоснования необходимости формирования бюджета развития показана роль инвестиций в восстановлении экономического роста; проанализированы источники финансирования инвестиций в основной капитал и формы государственной поддержки инвестиционных проектов с акцентом на налоговой форме; сформулировано определение бюджета развития; определены виды его доходов и направления расходов с учетом налоговых расходов; обоснованы предложения по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания. Результаты. Полноценное функционирование бюджета развития как самостоятельного денежного фонда, имеющего собственные доходы и целевые расходы, взаимосвязанные с налоговыми расходами, невозможно без законодательного его закрепления, а также упрощения механизмов предоставления налоговых инструментов, стимулирующих инвестиционные процессы, сохранения стабильности налогового законодательства, расширения налоговой самостоятельности субфедеральных властей. Практические последствия. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами государственной власти и управления для совершенствования бюджетного и налогового законодательства, связанного с инвестиционными процессами. Оригинальность/значение. Научное значение состоит в приращении знаний в теории бюджетных и налоговых отношений. Практическое значение состоит в комплексном подходе к рассмотрению бюджета развития и его компонентов с учетом совершенствования правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE REGIONAL DEVELOPMENT BUDGET IN THE CONTEXT OF ECONOMIC GROWTH RECOVERY

The study of theoretical and practical aspects of the functioning of the development budget, which contributes to the activation of investment processes in the Russian regions. To substantiate the need to form a development budget The role of investments in restoring economic growth is shown; sources of financing of investments in fixed assets and forms of state support for investment projects with an emphasis on the tax form are analyzed; the definition of the development budget is formulated; the types of its income and expenditure directions are determined, taking into account tax expenditures; proposals for improving budget and tax legislation are substantiated. The methodological basis of the study was made up of general scientific methods of cognition. The full functioning of the development budget as an independent monetary fund that has its own revenues and target expenditures that are interrelated with tax expenditures is impossible without its legislative consolidation, as well as simplification of the mechanisms for providing tax instruments that stimulate investment processes, maintaining the stability of tax legislation, and expanding the tax independence of sub-federal authorities. The results of the study can be used by public authorities and management to improve budget and tax legislation related to investment processes. Scientific value consists in the increment of knowledge in the theory of budget and tax relations. The practical value lies in an integrated approach to the consideration of the development budget and its components, taking into account the improvement of the legal framework.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

Рукина С.Н.,

к.э.н., доцент кафедры финансов, РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: ya. svetlana-41@yandex. ru Такмазян А.С.,

к.э.н., доцент кафедры финансов,

РГЭУ (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: aida. takmazyan@yandex.ru

Самойлова К.Н.,

к.э.н., доцент кафедры финансов,

РГЭУ (РИНХ)

г. Ростов-на-Дону, Россия

E-mail: karina.samoylova2015@mail.ru

Герасимова К.А.,

старший преподаватель кафедры финансов, РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: h_kristina@bk.ru

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ВОССТАНОВЛЕНИЯ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

JEL classification: H25, H61, H71

Аннотация

Цель. Исследование теоретических и практических аспектов функционирования бюджета развития, способствующего активизации инвестиционных процессов в российских регионах.

Структура/методология/подход. Для обоснования необходимости формирования бюджета развития показана роль инвестиций в восстановлении экономического роста; проанализированы источники финансирования инвестиций в основной капитал и формы государственной поддержки инвестиционных проектов с акцентом на налоговой форме; сформулировано определение бюджета развития; определены виды его доходов и направлениярасхо-дов с учетом налоговых расходов; обоснованы предложения по совершенствованию бюджетного и налогового законодательства. Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания.

Результаты. Полноценное функционирование бюджета развития как самостоятельного денежного фонда, имеющего собственные доходы и целевые расходы, взаимосвязанные с налоговыми расходами, невозможно без законодательного его закрепления, а также упрощения механизмов предоставления налоговых инструментов, стимулирующих инвестиционные процессы, сохранения стабильности налогового законодательства, расширения налоговой самостоятельности субфедеральных властей.

Практические последствия. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами государственной власти и управления для совершенствования бюджетного и налогового законодательства, связанного с инвестиционными процессами.

Оригинальность/значение. Научное значение состоит в приращении знаний в теории бюджетных и налоговых отношений. Практическое значение состоит в комплексном подходе к рассмотрению бюджета развития и его компонентов с учетом совершенствования правовой базы.

Ключевые слова: инвестиции, стимулирование, формы государственной поддержки, налоговые льготы, специальные инвестиционные контракты, соглашения о защите и поощрении капиталовложений, налоговые расходы, экономический рост.

S.N. Rukina, A.S. Takmazyan, K.N. Samoilova, K.A. Gerasimova

FORMATION OF THE REGIONAL DEVELOPMENT BUDGET IN THE CONTEXT OF ECONOMIC GROWTH RECOVERY

Annotation

The study of theoretical andpractical aspects of the functioning of the development budget, which contributes to the activation of investment processes in the Russian regions.

To substantiate the need to form a development budget The role of investments in restoring economic growth is shown; sources of financing of investments in fixed assets and forms of state support for investment projects with an emphasis on the tax form are analyzed;

the definition of the development budget is formulated; the types of its income and expenditure directions are determined, taking into account tax expenditures; proposals for improving budget and tax legislation are substantiated. The methodological basis of the study was made up of general scientific methods of cognition.

The full functioning of the development budget as an independent monetary fund that has its own revenues and target expenditures that are interrelated with tax expenditures is impossible without its legislative consolidation, as well as simplification of the mechanisms for providing tax instruments that stimulate investment processes, maintaining the stability of tax legislation, and expanding the tax independence of sub-federal authorities.

The results of the study can be used by public authorities and management to improve budget and tax legislation related to investment processes.

Scientific value consists in the increment of knowledge in the theory of budget and tax relations. The practical value lies in an integrated approach to the consideration of the development budget and its components, taking into account the improvement of the legal framework.

Keywords: investments, incentives, forms of state support, tax incentives, special investment contracts, agreements on the protection and promotion of capital investments, tax expenditures, economic growth.

Введение

Как известно, экономический рост напрямую определяет уровень социально-экономического развития государства и благосостояние его граждан. Реализация потенциала экономического развития невозможна без учета организации пространственного характера. Для достижения ежегодных темпов роста на уровне среднемировых (не менее 3,0-3,5% в год) необходимо устранить диспропорции в экономическом и социальном развитии регионов и повысить вклад промышленных федеральных округов в экономический рост. Понимаем, что создать равные условия экономического и социального развития во всех 85 субъектах РФ практически невозможно, но сблизить уровни их развития, обеспечить равные права граждан

на приобретение качественных товаров и услуг, повышая тем самым показатели благосостояния в стране, вполне реально. Предположим, основываясь на теории Парето, что развитие регионов на 80% зависит от позитивной макроэкономической динамики и на 20% - от сложившейся структуры их экономик и особенностей регионального развития. Факторами, направленными на выравнивание параметров социально-экономического развития в регионах могут выступать инвестиции и доходы проживающего на их территории населения.

В условиях постковидного периода повышение объема и качества инвестиций рассматривается в качестве ключевого фактора восстановления экономического роста, занятости населения и достижения траектории долгосрочного развития, намеченной Президентом РФ в Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1], Послании Федеральному Собранию РФ от 22.04.2021 г. [2]

Проведем анализ данных Росстата, характеризующих структуру источников финансирования инвестиций в основной капитал в разрезе федеральных округов (табл. 1).

Из приведенных в таблице 1 данных видно, что в 2014-2019 гг. наибольшую долю в структуре источников финансирования инвестиций занимали собственные средства организаций (прибыль, амортизация), причем их доля стабильно росла во всех федеральных округах, особенно в Поволжском, Уральском и Сибирском. Бюджетные инвестиции решают в большей степени вопросы развития инфраструктуры в тех направлениях, где усилий бизнеса недостаточно либо мотивы для коммерческой реализации инвестиционных проектов непонятны. Бюджетные инвестиции предоставляются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Как следует из анализа таблицы 1, в структуре бюджетных инвестиций в основной капитал преобладают средства федерального бюджета. Они распределены крайне неравномерно среди федеральных округов, несмотря на реализацию с 2019 г. национальных проектов, вошедших в состав государственных программ РФ.

Таблица 1 - Структура инвестиций в основной капитал по федеральным округам РФ

в 2014-2019 гг. [3, с. 549-571], %

Федеральные округа Собственные средства Кредиты банков Средства федерального бюджета Средства бюд субъектов жетов РФ Прочие

2014 г. 2016 г. 2019 г. 2014 г. 2016 г. 2019 г. 2014 г. 2016 г. 2019 г. 2014 г. 2016 г. 2019 г. 2014 г. 2016 г. 2019 г.

ЦФО 44,6 49,4 50,5 10,7 10,0 14,4 12,4 9,8 6,1 п,з 12,4 12,6 21,0 18,4 19,4

СЗФО 43,6 51,9 53,3 7,2 3,6 5,0 13,5 12,8 10,2 6,3 5,0 5,3 29,4 26,7 26,2

ЮФО 32,5 38,5 41,4 17,1 7,6 9,3 6,8 22,0 24,8 3,2 3,9 5,8 40,4 28,0 18,7

СКФО 30,8 35,8 34,8 9,8 7,3 11,0 25,1 27,7 29,8 9,6 8,8 10,7 24,7 20,4 13,7

ПФО 52,9 57,7 62,8 13,4 13,5 9Д 6,3 7,5 6,9 5,4 4,8 6,7 22,0 16,5 14,5

УФО 52,1 54,1 65,5 8,3 17,8 12,8 2,9 2,0 1,5 4Д 2,0 3,6 32,6 24,1 16,6

СФО 46,5 54,8 62,6 8,4 5,9 5,3 7Д 7,9 6,1 4,3 3,5 4,6 33,7 27,9 21,4

ДФО 40,6 44,2 48,8 9,6 6,1 9,3 15,3 10,8 7Д 7,5 6,0 3,5 27,0 32,9 31,3

Основная доля инвестиций, финансируемых из федерального бюджета, приходилась в 2019 г. на Северо-Кавказский и Южный федеральные округа - 54,67%. В то время как в Уральском федеральном округе этот показатель составил всего лишь 1,5%, а в Центральном и Сибирском федеральных округах - по 6,1%. Если же рассматривать долю инвестиций, финансируемую за счет средств бюджетов субъектов РФ, то она незначительная и превысила 10% в 2019 г. только в Северо-Кавказском и Центральном федеральных округах.

Согласимся с мнением Л.С. Невьян-цевой, что «в регионах по-разному реализуются проекты национального уровня. Например, в Республике Татарстан реализуются проекты по 12 направлениям, что соответствует структуре программ федерального уровня. В Томской области приоритетным выступает национальный проект «Наука». В Брянской области приоритетными определены шесть проектов федерального уровня: образование, наука, здравоохранение, сельское хозяйство, демография, строительство и дорожное хозяйство. Российские регионы могут проявлять самостоятельность в разработке региональных национальных проектов, учитывая условия хозяйствования, уровень ресурсного потенциала и развития тех или иных отраслей» [4, с. 23].

Таким образом, можно отметить ограниченное влияние внутри региональных факторов на позитивную экономическую динамику, поэтому в современной ситуации необходим поиск новых инструментов и решений, направленных на активизацию инвестиционных процессов в российских регионах. Таким инструментом, на наш взгляд, может стать бюджет развития региона, который активизирует инвестиционные процессы в постпандемический период, обеспечит формирование благоприятной среды для частных инвесторов, позволит достичь национальных целей развития.

Материалы и методы

В исследовании используются статистические данные Росстата, официальная информация правительства Ростовской области, публикации отечественных ученых, ресурсы интернета. Изучение законодательства Ростовской области позволило сгруппировать формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, выделив в качестве значимой для бизнеса и исследования встроенные инструменты стимулирования инвестиций, а также проанализировать их взаимосвязь с налоговыми расходами, компонентами бюджета развития региона. Методологическая основа исследования базируется на системном подходе, статистическом и сравнительном анализе.

Результаты

Инвестиционная политика остается приоритетом для каждого субъекта Российской Федерации, поэтому они заинтересованы в поступлении инвестиций. Созданные условия для их привлечения позволят расширить производство, развивать востребованные отрасли экономики, повысить занятость населения, увеличить количество объектов социально-культурной сферы, что в конечном итоге обеспечит выход на траекторию устойчивого развития [5].

К настоящему времени в Ростовской области сформирована законодательная основа поддержки инвестиционной деятельности, отслеживается ее динамика и тенденции развития, обеспечиваются условия для формирования инвестиционной инфраструктуры. Регулирование и сопровождение инвестиционных проектов субфедеральной властью позволило создать имидж Ростовской области как инвестиционного привлекательного региона (рис. 1).

За пять лет объем инвестиций в регионе составил 1475,7 млрд руб. Однако ежегодные объемы инвестиций имели разнонаправленные тенденции: рост в 2015 г., 2017 г., 2019 г. по отношению к предыдущему году и снижение в 2016 г. и 2918 г.

млрд руб.

нарастающим итогом ежегодные объемы

1475,7

1192,7

927,8

309,4

603,9 294,5

323,9

264,9

283,0

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Рисунок 1 - Динамика инвестиций в основной капитал в Ростовской области в 2015-2019 гг. [6, с. 623]

В соответствии с региональным законодательством организации, реализующие инвестиционные проекты на территории Ростовской области, могут воспользоваться разнообразными формами государственной поддержки. В 2020 г. региональные меры поддержки донского бизнеса составили более 10 млрд руб. С их помощью предприятия модернизируют производства, обновляют основные фонды и тем самым вносят вклад в региональный портфель инвестиций, состоящий из 597 проектов с плановым объемом инвестиций свыше 590 млрд руб. В период до 2025 г. планируется ввод в эксплуатацию свыше 570 проектов на сумму 445 млрд руб. Реализуются крупные инвестиционные проекты в сферах промышленности, транспортной инфраструктуры, зеленой энергетики, агропромышленного комплекса по глубокой переработке сельхозпродукции [7].

К основным формам государственной поддержки организаций-инвесторов в Ростовской области можно отнести налоговые льготы; субсидии на возмещение части затрат по созданию объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры (инженерные субсидии); заключение специального инвестиционного контракта

(СПИК). Анализ положений областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» показал его стимулирующее значение для роста инвестиций в экономику [8].

Предоставляемые инвесторам льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организации учитывают два условия:

1) срок окупаемости инвестиционного проекта - не более пяти лет;

2) объем инвестиций в зависимости от конкретного муниципального образования - от 0,5 млн руб. в засушливых восточных муниципальных районах Ростовской области до 3 млн руб. в Таганроге и Ростове-на-Дону.

Налоговые льготы предоставляются в виде понижения ставки налога на прибыль организаций до 13,5%, зачисляемого в региональный бюджет, инвестиционного налогового вычета (ИНВ), понижения ставки налога на имущество организаций до 1,1% или полного освобождения от его уплаты. На наш взгляд, такая практика «ограничивает налоговую самостоятельность региональной власти, что проявляется в отсутствии права вводить собственные налоги,

повышать ставки налогов сверх установленного Налоговым кодексом РФ уровня, отменять федеральные налоговые льготы по региональным налогам» [9, с. 25].

С 2018 г. законодательные органы субъектов РФ получили право введения ИНВ по налогу на прибыль организаций, которым Законодательное собрание Ростовской области воспользовалось в 2020 г. Налоговый кодекс РФ (ст. 286.1, 270) установил «рамочные условия» применения ИНВ, сумма которого может составлять до 100% стоимости приобретения или модернизации основных средств, относящихся к 3-10 амортизационным группам (за исключением зданий, сооружений, передаточных устройств) и имеющих срок полезного использования от 3 до 20 лет [10]. Механизм применения этого инструмента непосредственно устанавливается законодательством субъекта РФ. Изучение положений Налогового кодекса РФ и законов субъектов РФ показывает, что он сложен в применении, требует стабильных финансовых результатов деятельности организаций в течение 10-летнего периода его использования, соответственно, отсутствия фактора неопределенности, поэтому не востребован субъектами хозяйствования [11, с. 134-135].

В Ростовской области право использовать ИНВ получили организации приоритетных для региона видов деятельности, организации - участники национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», организации, осуществляющие пожертвования государственным и муниципальным учреждениям культуры (клубного типа, музеям) [8].

«Инженерные» субсидии предоставляются при реализации инвестиционных проектов с объемом инвестиций не менее 100,0 млн руб. по следующим четырем направлениям: промышленное производство, агропромышленный комплекс, комплекс, строительство объектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. Размер субсидий составляет от 50 до 95% понесенных затрат в зависимости от объема капвложений, направления затрат и видов деятельности инвестора. При усло-

вии введения в эксплуатацию объекта капитального строительства, являющегося частью инвестиционного проекта на момент подачи заявки, инвестор получит «инженерную» субсидию.

С 2015 г. начали применяться специальные инвестиционные контракты (СПИК) с целью активизировать инвестиционную деятельность в высокотехнологичных промышленных производствах. СПИК представляет собой соглашение между инвестором, который обязуется создать либо модернизировать и освоить производство промышленной продукции, и Правительством публично-правового образования (Российской Федерации, субъектов РФ или муниципального образования), которые обязуются в течение срока действия контракта (не более 10 лет) обеспечить стабильные условия ведения хозяйственной деятельности и применения налогового законодательства в части налоговых льгот по налогам на прибыль и имущество организаций. СПИК заключается по результатам проведения конкурсного отбора при минимальном объеме инвестиций 750 млн руб. без НДС. Учитывая ограничительные условия заключения СПИК, требуется гибкий диалог власти и бизнеса [12, с. 13-14].

Результаты стимулирования инвестиционной деятельности в Ростовской области подтверждаются следующими показателями. В 2018 г. 50 крупных инвесторов в рамках реализации 75 инвестиционных проектов воспользовались региональными налоговыми льготами; в 2019 г. эти показатели составили 50 и 70 соответственно. По количеству заключенных СПИК Ростовская область занимает 5-е место в стране и 1-е место в ЮФО. За два года подписано четыре контракта, которые принесут более 5,6 млрд руб. инвестиций и обеспечат создание сотен рабочих мест. Часть СПИК связана с ветроэнергетикой.

За I полугодие 2020 г. объем налоговых льгот, предоставленных 43 инвесторам по 53 инвестиционным договорам, составил 656,4 млн руб., из них 475,4 млн руб. в виде льгот по налогу на имущество организаций (72,4%), 181,0 млн руб. в виде льгот по налогу на прибыль организаций (27,6%).

Среднемесячный уровень зарплаты организаций, получающих поддержку из областного бюджета, в первом полугодии 2020 г. составил 47 183,57 руб., просроченная задолженность по зарплате у них отсутствовала. В анализируемом периоде организации - получатели инвестиционной поддержки перечислили в консолидированный бюджет Ростовской области 4,5 млрд руб. налоговых платежей [7].

В современных условиях субфедеральные органы разрабатывают правовую конструкцию нового инвестиционного инструмента - соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), рассматриваемого в качестве ключевого механизма перезапуска инвестиционного цикла, основы будущего экономического роста и реализации национальных целей развития. Принятый ФЗ «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» предусматривает «стабилизационную» оговорку, позволяющую оставить на весь срок реализации инвестиционного проекта ставки налогов: на прибыль организаций, на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых, транспортного, земельного, а также требования нормативно-правовых актов, применяемых при реализации соответствующих проектов. При этом в отношении инвестора не применяются новые налоги и сборы, сохраняются регуля-торные нормы ЦБР. Данные соглашения и «стабилизационные» оговорки должны быть публичными и неизменными на срок от 6 до 20 лет [13].

Содержательная характеристика инструментов стимулирования инвестиционных процессов позволила обосновать целесообразность составления бюджета развития в качестве самостоятельного денежного фонда в составе консолидированного бюджета субъекта РФ.

Обсуждение

В бюджетном законодательстве на сегодняшний день отсутствует понятие «бюджет развития». Основываясь на определении бюджета, содержащегося в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, можно сформулировать следующее: «Бюджет развития - это

форма образования и расходования денежных средств на финансирование капитальных затрат производственного инфраструктурного значения (строительство и модернизация реального сектора экономики, строительство и ремонт образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, спортивных и культурных объектов, автомобильных дороги так далее). На практике речь идет только о расходовании средств из бюджета развития региона. Так, в Ростовской области бюджет развития запланирован на 2021 г. в сумме 47,9 млрд руб., что составляет 19% от совокупных доходов консолидированного бюджета региона. По сравнению с бюджетом 2020 г. его объем увеличился на 2,2 млрд руб. За счет бюджетных средств (бюджета развития) будет спроектировано, построено и отремонтировано около 320 объектов областной и муниципальной собственности, включая автомобильные дороги [14, с. 52]. Таким образом, бюджет развития имеет большое значение для социально-экономического и инвестиционного развития региона, в том числе реализации национальных проектов.

Нам представляется необходимым определить источники его формирования, поскольку расходная часть сложилась на практике, но возможны ее корректировки с учетом налоговых расходов. Предлагаем два варианта формирования доходов бюджета развития. В первом варианте доходы включают только поступления от налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в доходы бюджета субъекта РФ в соответствии с положениями гл. 8 Бюджетного кодекса РФ: акцизы на нефтепродукты и транспортный налог, являющиеся источниками дорожного фонда и имеющие целевой характер использования; 10-15% от поступления налога на прибыль организаций, НДФЛ, специальных налоговых режимов, доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности и др. Следовательно, наличие собственных налоговых и неналоговых доходов предполагает самостоятельное и ответственное использование средств регионального бюджета развития. Во втором варианте формирования бюджета развития его

доходы включают не только собственные налоговые и неналоговые доходы, но и межбюджетные трансферты из федерального бюджета (субсидии), что весьма актуально в условиях реализации национальных проектов. Регионы получают дополнительные инвестиционные ресурсы через межбюджетные трансферты. В условиях коронавирусного кризиса за счет предоставления российским регионам межбюджетных трансфертов в объеме 3,1 трлн руб. был обеспечен рост капитальных вложений в консолидированных бюджетах субъектов РФ более чем на 10%. На наш взгляд, такая практика снижает самостоятельность субфедеральных властей, поскольку они реализуют федеральные программы и проекты, а также мероприятия по развитию инфраструктуры для их функционирования, на которые приходится основной объем субсидий из федерального бюджета. Поэтому необходимо перестраивать межбюджетные отношения в направлении создания механизмов восстановительного роста экономики на основе стимулирования инвестиционных процессов.

Безусловно, в расходах бюджета развития следует отразить объемы налоговых расходов, которые соответствуют сумме стимулирующих налоговых льгот, предоставленных субфедеральной властью инвесторам. Оценка результативности налоговых расходов, их вклада в изменение значения показателя достижения целей государственной программы, которую проводят финансовые органы субъектов РФ по методике, разработанной Министерством финансов РФ, может привести к отмене неэффективных налоговых льгот. На наш взгляд, такое положение минимизирует действия регионов по управлению инвестиционным процессом.

Заключение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устойчивый экономический рост, повышение занятости населения, его реальных доходов и сбережений, стабильные поступления в региональные бюджеты могут быть обеспечены за счет активизации инвестиционных процессов в российских регионах. В современных условиях повышение объемов инвестиций в регионах связано с

реализацией государственных программ РФ и национальных проектов, региональных проектов. Не вызывает сомнения, что бюджетные расходы являются важным элементом стимулирования частных инвестиций, так как они демонстрируют направления государственной социально-экономической политики и формируют инфраструктурные условия для реализации коммерческих проектов. Учитывая особенности социально-экономического развития, каждый субъект РФ предлагает инвесторам разнообразные формы инвестиционной поддержки, характеризующие его инвестиционный профиль, в том числе в налоговой форме. Финансовым документом системного управления инвестициями может стать бюджет развития региона, главная задача которого заключается в создании привлекательной среды для частных инвестиций, обеспечивающей баланс интересов бизнеса и государства для восстановления экономики, обеспечение ее устойчивости и притока инвестиций.

Нам представляется, что в сложившихся условиях необходимо сохранить стабильность налогового законодательства, упростить механизмы предоставления налоговых инструментов, не ограничивать налоговую самостоятельность субфедеральных властей, для которых формирование позитивной экономической динамики, восстановление занятости населения, укрепление финансового и инвестиционного потенциалов приобретает первоочередное значение.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Указ Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21.07.2020г. Электронный ресурс. [Режим доступа] //

on.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202007210012

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22.04.2021г. Электронный ресурс. [Режим доступа]. http://www.kremlin.ru/events/presi-dent/news/65418 (дата обращения 23.04.2021).

3. Регионы России: Социально-экономические показатели, 2020: Стат. сб./Росстат.-М., 2020. - 1242с.

4. Невьянцева Л.С. Роль национальных проектов в реализации стратегических приоритетов субфедеральной инвестиционной политики//Менеджмент в России и за рубежом. 2020. № 4.-С.20-28.

5. Шабыкова Н.Э., Малдаева А.Н. Инвестиции и их роль в экономике региона// Вестник Бурятского гос. университета. 2017. №7. - С.116-121. Doi:10.18101/2304-4416-2018-4-116-121.

6. Ростовская область в цифрах: Стат. сб. Ростовстат. - Ростов-на-Дону, 2020. -735с.

7. Пояснительная информация к вопросу «О развитии инвестиционного потенциала Ростовской области на период до 2025г. и ходе реализации инвестиционной программы региона в 2020 году»//http:www.donland.ru/result-report.

8. Областной закон «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» от 10.05.2012 г. №843-3с (в актуальной редакции). Электронный ресурс. [Режим до-ступа]:https://www.donland.ru/documents/21 59/ (дата обращения: 15.05.2020).

9. Самойлова К.Н., Рукина С.Н., Герасимова К.А., Такмазян А.С. Формирование системы управления налоговыми расходами в регионе//Финансовые исследования. 2020. № 2(67).- С.19-28.

10. ФЗ «Налоговый кодекс Российской Федерации, часть 2» от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в актуальной редакции). Электронный ресурс. - [Режим доступа] : http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_ 28165/ (дата обращения 3.03.2020).

11. Рукина С.Н., Герасимова К.А., Такмазян А.С., Самойлова К.Н. Налоговая поддержка частных инвестиций в образова-нии//Вестник университета (ГУУ). 2019. № 11. - С132-139.

12. Иванов В В., Львова Н А., Покровская Н.В., Андриянов А.Ю. Региональные детерминанты стимулирования инвестиционной активности бизнеса в Российской Федерации// Финансы. 2020. №11. -С.9-15.

13. Федеральный закон "О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации" от 01.04.2020 N 69-ФЗ (последняя редакция). Электронный ресурс. - [Режим доступа]. http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_349045/

14. Федотова Л.В. Новые режимы -новый бюджет // Бюджет. - 2021. - № 2. -С. 50-53.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Presidential Decree «On National Development Goals of the Russian Federation for the period up to 2030» dated 21.07.2020. Electronic resource. [Access mode].// http://publi-cati on.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202007210012

2. Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly of the Russian Federation dated 22.04.2021. Electronic resource. [Access mode]. // http://www. kremlin.ru/events/president/news/65418 (accessed 23.04.2021).

3. Regions of Russia: Socio-economic indicators, 2020: Stat. sat./Rosstat. - M., 2020. - 1242c.

4. Nevyantseva L. S. The role of national projects in the implementation of strategic priorities of the sub-federal investment pol-icy//Management in Russia and abroad. 2020. No. 4. - p. 20-28.

5. Shabykova N. E., Maldaeva A. N. Investments and their role in the regional econ-omy// Bulletin of the Buryat State. university. 2017. No. 7. - p. 116-121. Doi: 10.18101/2304-4416-2018-4-116-121.

6. Rostov region in numbers: Stat. sb. Rostovstat. - Rostov-on-Don, 2020. - 735c.

7. Explanatory information to the question «On the development of the investment potential of the Rostov region for the period up to 2025. and the implementation of the region's investment program in 2020» //http:www.don-land.ru/result-report.

8. Regional Law" On Regional Taxes and Certain taxation issues in the Rostov Region " dated 10.05.2012 No. 843-3c (as amended). Electronic resource. [Access Mode]:https://www.donland.ru/docu-ments/2159/ (accessed 15.05.2020).

9. Samoilova K.N., Rukina S.N., Gerasi-mova K.A., Takmazyan A.S. Formation of the tax expenditure management system in the region. 2020. No. 2 (67). - p. 19-28.

10. Federal Law "Tax Code of the Russian Federation, part 2" of 05.08.2000 No. 117-FZ (in the current version). Electronic resource. - [Access Mode] : http://www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (accessed 3.03.2020).

11. Rukina S.N., Gerasimova K.A., Takmazyan A.S., Samoilova K.N. Tax support of private investments in education//Bulletin of the University (GUU). 2019. № 11. -C.132-139.

12. Ivanov V.V., Lvova N.A., Pokrovskaya N.V., Andriyanov A.Yu. Regional determinants of stimulating business investment activity in the Russian Federation. 2020. No. 11. - p. 9-15.

13. Federal Law" On Protection and Promotion of Capital Investments in the Russian Federation " of 01.04.2020 N 69-FZ (latest version). Electronic resource. - [Access mode]. http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_349045 /

14. Fedotova L. V. New regimes - new budget//Budget. 2021. No. 2. - p. 50-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.