Научная статья на тему 'Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности атомной энергетики России'

Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности атомной энергетики России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
502
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АТОМНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / «РОСАТОМ» / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ / «ROSATOM» / RUSSIA’S ENERGY STRATEGY / COMPETITIVENESS / NUCLEAR ENERGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мороз А. И.

В данной статье рассматриваются вопросы перспектив развития одной из перспективных отраслей народного хозяйства России -атомной энергетики. В статье освещается современный этап реформирования и реструктуризации российской атомной промышленности и энергетики, проводится анализ ожидаемых стратегических, структурных, социальных, рыночных и технологических изменений в российской атомной энергетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мороз А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISM FOR ENSURING COMPETITIVENESS OF NUCLEAR ENERGY IN RUSSIA

This paper discusses the prospects for the development of one of the most promising sectors of the economy of Russia nuclear energy. The article highlights the current stage of the reform and restructuring of the Russian atomic industry, the analysis of the expected strategic, structural, social, market and technological developments in the Russian nuclear industry.

Текст научной работы на тему «Совершенствование механизма обеспечения конкурентоспособности атомной энергетики России»

2. Отладка механизмов прохождения службы с учетом разграничения юридического статуса профессиональных чиновников и «политических назначенцев». Установление для руководителей в органах исполнительной власти ограничивающих квот на включение в круг своих подчиненных «политических назначенцев» дает полезный эффект. Присутствие в окружении начальника карьерных чиновников, меньше зависимых от воли этого начальника, уменьшает возможность его коррупционного поведения.

3. Принятие Этического кодекса государственного служащего позволит формировать на государственной службе моральную обстановку, в которой уменьшается вероятность коррупционных действий.

4. Усиление роли законов в действиях чиновников неизбежно способствует ограничению коррупции. Для этого могут понадобиться, в частности, следующие меры:

разграничение компетенций и защита компетенции чиновников;

уменьшение сферы действия личного усмотрения;

установление жесткого порядка взаимодействия чиновников и граждан, при котором гражданам всегда и полностью известны их права и обязанности чиновников;

введение в ряде важных случаев уголовных мер ответственности для чиновников за факт нарушения закона (не только при наличии доказуемого злого умысла);

ужесточение контроля над государственными служащими и ответственности за отклонения от предписанного законами поведения.

5. Повышение престижа государственной службы. Необходимо избавляться от распространения вредного мифа - «воруют все», создающего дополнительный благоприятный фон для распространения коррупции.

Полезно введение профессиональных конкурсов на низовом уровне и корпоративных наград за честность и профессионализм на среднем и высшем уровнях бюрократии. Здесь могут быть полезны как государственные усилия, так и активность негосудар-

ственных организаций.

Победить коррупцию можно только с привлечением институтов гражданского общества, поскольку именно оно более всего заинтересовано в такой победе. Это тем более необходимо в условиях серьезного отчуждения общества от власти. Привлекая общественные организации к полноценному сотрудничеству при решении проблемы подобного масштаба, государство получает шанс повысить доверие граждан, а значит, шанс на достижение поставленных целей.

Без привлечения общественности нельзя обуздать низовую коррупцию, поскольку на нижних уровнях управления коррупция малочувствительна к властным импульсам, идущим сверху, но может быть потеснена только при напоре снизу, усилиями граждан и институтов гражданского общества.

Поэтому, реализуя программу борьбы с коррупцией, власть должна эффективно привлекать к этому широкие общественные круги, в первую очередь - предпринимательские, и независимые средства массовой информации.

Особое внимание должно быть уделено воспитанию правового и гражданского сознания и получению навыков поведения в демократическом правовом обществе, в том числе - навыков антикоррупционного поведения.

В этих условиях дальнейшее усиление административного давления на бизнес, расширение полномочий ведомств, контролирующих хозяйственную деятельность, способно существенно замедлить экономический рост.

Требуется оказание избирательных регулирующих воздействий на административные и хозяйствующие субъекты. Кроме того, важно обратить внимание на индикативную функцию коррупции, состоящую в демонстрации несовершенства отдельных механизмов государственного регулирования экономики.

Решение этих задач можно осуществить только на основе всестороннего анализа влияния коррупции на экономику и экономическую безопасность экономических систем, исследования её в качестве угрозы экономической безопасности современной России.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ

Мороз А.И., соискатель Московской академии экономики и права

В данной статье рассматриваются вопросы перспектив развития одной из перспективных отраслей народного хозяйства России -атомной энергетики. В статье освещается современный этап реформирования и реструктуризации российской атомной промышленности и энергетики, проводится анализ ожидаемых стратегических, структурных, социальных, рыночных и технологических изменений в российской атомной энергетике.

Ключевые слова: конкурентоспособность, атомная энергетика, «Росатом», Энергетическая стратегия России.

IMPROVING THE MECHANISM FOR ENSURING COMPETITIVENESS OF NUCLEAR ENERGY IN RUSSIA

Moroz A., Competitor of the Moscow Academy of Economics and Law

This paper discusses the prospects for the development of one of the most promising sectors of the economy of Russia - nuclear energy. The article highlights the current stage of the reform and restructuring of the Russian atomic industry, the analysis of the expected strategic, structural, social, market and technological developments in the Russian nuclear industry.

Keywords: competitiveness, nuclear energy, «Rosatom», Russia’s Energy Strategy.

Атомная энергетика России является ключевым элементом системы трансформации национальной энергетики, крайне необходимым для развития отечественной экономики, предотвращения ухудшения экологической ситуации, обеспечения равномерного регионов, укрепления энергетической безопасности на национальном, региональном и глобальном уровнях.

После недавних аварийных ситуаций на японских АЭС российский атомный энергопромышленный комплекс (АЭПК) в отличие от многих других стран мира продемонстрировал стратегическую устойчивость, фундаментальную технологическую надежность,

правильность используемых основообразующих научно-технических концепций и принятых организационных решений, стабильную и безопасную работу всех объектов и систем, эффективность управления, чем подтвердил статус России как великой державы, стоящей на передовых рубежах мировой энергетики.

Подтверждая верность избранному курсу развития атомной промышленности, нынешний Президент РФ В.В. Путин заявил, что трагические события в Японии не повлияют на российские планы развития собственной ядерной энергетики: «Мы не планируем менять наши планы»1.

1 Путин В.В. в ходе рабочей поездки в Томскую область ответил на вопросы журналистов. 14.03.2011 иЯЬ: Ы1Ь://правительство. рф/ docs/14442.

Таблица 1. Прирост энергопотребления в мировой экономике в 2010 г.

Страна Нефть Газ Уголь АЭС ГЭС виэ Всего

Всего в мире 3,1 7,4 7,6 2,0 5,3 15,5 5,6

Китай 10,4 21,8 10,1 5,3 17,1 74,5 11,2

США 2,0 5,6 5,7 1,0 —6,0 16,3 3,7

Евросоюз —1,1 7,4 3,8 2,5 12,1 12,7 3,2

Россия 9,2 6,3 2,1 4,1 —4,4 0,1 5,5

Индия 2,9 21,5 10,8 37,3 4,9 9,2 9,2

Япония 1,5 8,1 13,7 1,7 17,0 1,5 5,9

Г ермания 1,1 4,2 6,7 4,2 2,8 10,0 3,9

Канада 5,4 —0,6 0,4 0,3 —0,8 0,7 1,3

Южная Корея 2,5 26,5 10,8 0,0 32,9 13,6 7,7

Бразилия 9,3 33,8 6,0 12,0 1,3 26,6 8,5

Процессы глобализации, влияния мирового финансово-экономического кризиса, реалии развития мировой энергетики после Фукусимы показали, что ранее сформированные энергетические стратегии развитых и новых индустриальных стран переместились в точку выбора энергетического будущего. Значимость этого коренного, качественного энергетического перелома для судеб государств и их экономических систем пока еще не осознана большинством руководителей стран и корпораций2.

Необходимо отметить, что мировое потребление первичной энергии устойчиво растет. За последние 20 лет оно выросло на 45 % и в обозримой перспективе прогнозируется аналогичный рост.

В 2010 г. мировое потребление энергии выросло на 5,6 % по сравнению с 2009 г., и это максимальные ежегодные темпы роста с 1973 г. (табл. 1).

Такие высокие темпы напрямую связаны с ростом мировой экономики (4,9% в 2010г.), постепенно выходящей из глобального финансово-экономического кризиса.

Атомная энергетика в последние десятилетия являлась опорой энергетического развития многих стран мира и с учетом хронического энергетического дефицита динамично развивающихся стран наблюдался ярко выраженный атомный ренессанс, несмотря на глобальный финансово-экономический кризис (рис. 1).

После аварии на АЭС «Фукусима-1» Япония отменила свой план производства 50% всей электроэнергии на АЭС к 2030 г., а вместо этого будет развивать возобновляемую энергетику и экономить энергию. В июне 2011 г. только 17 японских АЭС из 54 находились в эксплуатации. Мощность этих АЭС составляет 15,49 МВт (э) или 35 % от общей установленной мощности в 44,4 МВт (э).

Германия приняла решение о прекращении эксплуатации всех 17 АЭС на территории Германии к 2022 г. Восемь наиболее старых реакторов, которые были отключены сразу после аварии на АЭС «Фукусима-1», больше не будут вводиться в эксплуатацию. Шесть АЭС, построенные по современным стандартам, доработают до 2021г., три самых новых АЭС —до 2022 г.

От атомной энергетики отказалась Швейцария. Национальный совет (нижняя палата парламента) Швейцарии поддержал решение правительства о планомерном выводе из эксплуатации всех атомных электростанций. Четыре швейцарские АЭС с пятью ядерными

реакторами будут закрыты к 2034 г.

Жители Италии в ходе референдума решили отказаться от строительства в стране АЭС. Сейчас в Италии нет действующих атомных электростанций. После аварии на Чернобыльской АЭС итальянцы проголосовали против развития в стране атомной энергетики, в 1990 г. был остановлен последний ядерный реактор.

В то же время ряд развитых стран (США, Великобритания, Франция, Швеция), стран Восточной Европы (Болгария, Венгрия, Польша, Чехия), стран СНГ (Армения, Белоруссия, Казахстан, Украина,), азиатских стран (Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Индия, Иран, Китай, Ю. Корея, Тайвань, Турция) подтвердили свои планы развития атомной энергетики, хотя и с условием ужесточения параметров обеспечения безопасной работы. Во многих из перечисленных стран АЭС строятся, расширяются или будут построены АЭПК России на основании российских атомно-энергетических технологий.

При этом мировая экономика демонстрирует устойчивый макроэкономический тренд роста цен на нефть и газ в 2000—2011 гг.

Международное энергетическое агентство (МЭА), в свою очередь, повысило прогноз спроса на природный газ к 2025 г.: вырастет на 1,8 трлн м3 — до 5,1 трлн м3, а доля газа в глобальном потреблении энергоносителей увеличится с 21 до 25%.

Согласно МЭА, спрос на природный (в том числе сжиженный) газ будет расти по мере увеличения производства электроэнергии: за счет уменьшения использования угля и — в меньшей степени — вероятного снижения доли атомной энергетики. Значительную часть роста спроса на газ обеспечит Китай. Сегодня потребление в стране сопоставимо с показателем Германии, а к 2035 г. сравняется со спросом Евросоюза. В Индии спрос за 25 лет увеличится в четыре раза, на Ближнем Востоке — в два.

В то же время доля АЭС в мировой энергетике в 2010 г. составляла 5,2% от общего энергобаланса. Сегодня атомные электростанции позволяют экономить сжигание 626,2 млн т н.э. в год.

Это превосходит объемы добычи газа в США (556,8 млн т н.э.) или в России (530,1 млн т н. э.) и примерно равно полученному в 2010г. рекордному годовому приросту использования энергоресурсов в мире.

Отказ от использования или снижение доли АЭС обойдется

Рис. 1. Количество эксплуатируемых промышленных реакторов в мировой энергетике (по состоянию на январь 2012 г.)

решившимся на это странам в круглую сумму, ведь выбытие энергогенерирующих мощностей АЭС требует как серьезного переустройства всей национальной энергетической инфраструктуры (топливопоставка, генерация, транспортировка и распределение) и связанных с ней сегментов международно интегрированных энергосетей и организационно-хозяйственной трансформации энергорынков, так и изменения энерго-экономической модели функционирования национальной экономики и бизнес-моделей их национальных энергетических корпораций и товаропроизводителей

— потребителей электроэнергии.

Такому процессу сопутствуют потребности в масштабных финансовых вливаниях из бюджетов этих стран в инфраструктурные объекты, дополнительные преференции новым энергопроизводителям, увеличение тарифно-ценовой нагрузки на потребителей электроэнергии (включая население) и вытекающее отсюда соответствующее снижение конкурентоспособности национальных товаропроизводителей.

Все это обостряется в условиях влияния (завершающегося) финансово-экономического кризиса и может быть компенсировано лишь через несколько лет, а до этого приведет к увеличению импорта энергоресурсов из-за рубежа.

Так, в Японии, согласно подсчетам министерства экономики, торговли и промышленности, полный отказ от ядерного топлива будет ежегодно вымывать из бюджета не менее 40 млрд долл. Они пойдут на закупки газа и нефтепродуктов для ТЭС.

Это только непосредственный ущерб без учета фактора мультипликации инфраструктурных затрат и снижения деловой активности экспортных производителей и покупательной способности населения.

Вывод из эксплуатации АЭС Германии потребует сжигания дополнительных 32 млн т н.э. или 35,2 млрд м3 природного газа, что с учетом четко выраженного тренда на возрастание мировых цен на нефть и газ и расходов на их транспортировку усугубляет трудности, стоящие как перед самой Германией, так и всей экономикой ЕС.

А ведь ЕС во многом опирается на германские возможности поддерживать сползающие к экономическому коллапсу экономики целого ряда менее успешных европейских стран.

Кроме того, изменение энергобаланса и структуры энергомощностей приведет к существенному увеличению экологического ущерба.

Так, на газовых теплоэлектростанциях (ТЭС) суммарные годовые выбросы вредных веществ, в которые входят сернистый газ, окислы азота, окислы углерода, углеводороды, альдегиды и золо-вая пыль, на 1 ГВт установленной мощности составляют около 13 тыс. т в год. На угольных ТЭС показатель и вовсе запредельный — 165 тыс. т. Выбросы на исправной АЭС полностью отсутствуют.

Следует отметить, что угольная электростанция дает больший удельный выброс радиоактивных веществ, чем АЭС. Дело в том, что в угле всегда содержатся природные радиоактивные вещества, которые при сжигании практически полностью попадают во внешнюю среду. Из-за этого радиоактивные выбросы ТЭС в 5—10 раз больше, чем АЭС.

Так, угольная ТЭС мощностью 2,5 ГВт, работающая на угле, ежегодно выбрасывает до 0,1 Кг долгоживущих радиоактивных продуктов в виде аэрозольных частиц урана и газообразных продуктов распада радона.

Вместе с ростом доли альтернативной и малой энергетики прогнозируется также все увеличивающийся дефицит так называемых «технологичных» металлов (родий, молибден, платина, литий, редкоземельные металлы) в отличие от урана — основного сырья АЭС.

Так, например, теллур, индий, галлий, селен незаменимы для солнечной энергетики. Для большинства секторов возобновляемой, альтернативной и малой энергетики имеется целый список критически важных металлов, которые невозможно полноценно заменить каким-либо другим без серьезных ухудшений конечного продукта (оборудования). Это уже привело по ряду позиций к росту цен в геометрической прогрессии. После того как Китай ввел ограничения на экспорт редкоземельных и редких металлов, цены на них выросли в пять раз. Лидером роста стал европий, который нужен для ветряных турбин.

Высокая затратность, низкая эффективность, сложная прогно-

зируемость и управляемость процессами потребления альтернативных источников энергии вынуждают компании и государства продолжать делать основную ставку на традиционные энергоносители.

В этих условиях именно атомная энергетика является своего рода «палочкой-выручалочкой», решая энергетические и экологические проблемы новых индустриальных стран, куда были перенесены наиболее энергозатратные и экологически вредные производства из развитых стран.

Идущие в Западной Европе климатические изменения, несмотря на общепризнанный (хотя и не бесспорный) тренд глобального потепления, в перспективе связаны с увеличением абсолютного энергопотребления, даже при снижении относительного энергопотребления вследствие мер повышения энергоэффективности и энергосбережения. Причиной является целый ряд факторов, таких как похолодание Гольфстрима, крайняя неравномерность погодных условий, нарастание природных катастроф, нехватка пресной воды и удорожание сельскохозяйственного производства.

Отказ от атомной энергетики не только формирует нехватку электроэнергии, но и значительно удорожает ее за счет получения электроэнергии из традиционных (газ, уголь, нефть) и альтернативных (биотопливо, ветропарки, солнечная энергия) источников, которые генерируют более дорогие энергоресурсы, чем АЭС.

В результате странам Европы необходимо крайне серьезным образом перестраивать энергетическую и коммунальную инфраструктуру. Одновременно усиливается зависимость от российской нефти и газа, которую в ЕС так упорно хотят избежать.

Таким образом, тщательно камуфлируемая (странами, заинтересованными в преуменьшении значения энергетического импорта) доминанта энергетических факторов определила атомный ренессанс, наблюдавшийся в последние годы по всему миру, и в первую очередь масштабные атомные программы стран Азии и Востока.

В этих условиях наметившийся антиатомный тренд энергетического развития ряда европейских стран неминуемо влечет снижение конкурентоспособности их производителей.

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 г., производство электроэнергии на АЭС должно увеличиться в 2,5 раза по сравнению с уровнем 2005 г. При этом доля атомной энергии в структуре энергопроизводства России должна возрасти до 19,6-19,8%, а общая установочная мощность должна составить 5262 ГВт.

Для достижения целей стратегии необходимо до 2030 г. ввести в эксплуатацию 29-39 ГВт дополнительных и замещающих мощностей, что потребует строительства от 20 до 40 энергоблоков в зависимости от установленной мощности и типа реактора.

Увеличение реакторного парка приведет к еще большему дефициту урана. В настоящее время к активам российского уранового холдинга Атомредметзо-лото (АРЗМ) принадлежат как российские месторождения (Приаргунское, Далур и Хиагда), так и доли урановых месторождений Казахстана (СП Заречное и СП Акбас-тау).

В 2010 г. Россия и Намибия подписали Меморандум о взаимопонимании между правительствами двух стран о намерении развивать сотрудничество в области геологоразведки и добычи урана на территории Намибии.

Страны рассмотрят возможности создания совместных предприятий, в том числе по добыче и переработке урановых руд; в настоящее время уже ведутся геологоразведочные работы.

В ноябре 2010 г. Россия заключила соглашение с Австралией о поставках ядерных материалов для переработки и использования на российских АЭС. Также в 2010 г. завершилась передача российскому урановому холдингу контрольного пакета (51,4%) акций Uranium One — канадской уранодобывающей компании, среди активов которой уже разрабатываемые месторождения Казахстана (Uranium One принадлежат 70% в проектах Акдала и Южный Ин-кай, 50% в Каратау, 30% в Харасан-1).

Помимо этого, среди реализуемых проектов АРМЗ — геологоразведочные проекты и работы по освоению минерально-сырьевой базы стран ближнего и дальнего зарубежья, включая Армению и Монголию. Однако всех этих усилий может быть недостаточно, чтобы покрыть растущую потребность России в уране. Россия стре-

2 Логинов Е.Л. Атомный энергопромышленный комплекс в мировой энергетике: стратегические тренды в посткризисный период//

Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 28. С. 2-5.

мится создать полную инфраструктуру «управления жизненным циклом атомных электростанций на основе создания единых государственных систем обращения с ОЯТ и РАО и развития технологии вывода из эксплуатации остановленных атомных энергоблоков».

Накопленный в советский и постсоветский период потенциал АЭПК России — даже в условиях имевшей место некоторой степени ситуационной неопределенности в период катастрофической ситуации на Фукусиме — позволил не только избежать сомнений российского руководства в его надежности и атомно-аварийной истерии у определенных групп населения нашей страны, но и подтвердил правильность вектора российской стратегии в новом тысячелетии на развитие атомной энергетики в России, а также экспорта российских атомных технологий в страны СНГ, Восточной Европы, Азии и Африки.

При этом фактически любой масштабный экспорт из России сырья, энергоносителей или энергоемкой продукции является в реальности замаскированным экспортом электроэнергии, но с перераспределением или изъятием в рамках существующих тарифно-ценовых, транспортных и налогово-таможенных механизмов получаемой прибыли от энергетических компаний (в том числе от АЭПК России) в пользу искусственно выделенных сверх-прибыльных различных групп производственных потребителей электроэнергии.

Кроме того, ГК «Росатом» объединяет весь атомно-энергетический цикл (от добычи урана до энергогенерации и атомного машиностроения), а это позволило во все сложные годы интеграции

России в мировую экономику обеспечить стабильность энергоснабжения российских потребителей (несмотря на любые зарубежные макроманипуляции ценами на энергоносители, энергетическими фьючерсами, деривативами на энергетические задолженности, будущие доходы и инвестпрограммы), а также снизить разрушительное влияние на энергопотребителей России глобальных финансово-экономических кризисов с наблюдающимся в мировой энергетике обрушением как виртуальных финансово-энергетических пирамид, так и реальных энергетических или энергосвязанных производств.

Контроль со стороны государства и эффективное государственно-отраслевое, а затем и государственно-корпоративное управление позволили избежать общероссийских и локальных коллапсов

— типа Калифорнийского кризиса — национальных энергетических рынков России.

Таким образом, сложившаяся в энергетике ситуация сейчас и в перспективе определяет необходимость продолжения реализуемого в последние годы взаимосвязанного комплекса организационных, технологических, экономических трансформаций в АЭПК России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходима разработка перспективных моделей управления (в гражданской и специальной сферах) и бизнес-моделей, обладающих коренным отличием — возможностью выхода на лидирующие позиции в мире с нацеленностью на реализацию имеющихся у России реальных и потенциальных преимуществ национального АЭПК, а также совершенствования механизмов государственного и корпоративного управления в этой сфере.

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОДСТВА КОРМОВ

Гусев А.Ю., к.э .н., доцент, Рязанский государственный агротехнический университет им. профессора П.А. Костычева

В современных условиях сложилась диспропорция между региональной структурой животноводства и уровнем развития кормовой базы. Многие сельскохозяйственные предприятия молочного направления потеряли свою кормовую базу, из-за чего вынуждены закупать корма у посредников, что существенно увеличивает себестоимость молока. Поэтому возникает задача создания прочной и надёжной кормовой базы для отрасли в целом, а так же для отдельного сельскохозяйственного предприятия, производящего молоко. В этих условиях неоценимую помощь может оказать компьютеризация технологии производства кормов.

Ключевые слова: корма, севооборот, переваримый протеин, молочный комплекс, оптимизация, структура угодий, себестоимость.

THE COMPUTERIZATION OF FEED PRODUCTION TECHNOLOGY

Gusev A., Ph.D in Economics, assistant professor Kosticherv Ryazan State Agrotechnical University

Under present conditions there was a disproportion between the regional structure and the level of livestock forage. Many dairy farms have lost their food supply, causing forced to buy feed from intermediaries, which significantly increases the cost of milk. This raises the problem of creating a stable and secure food supply for the industry as a whole, as well as for a single agricultural enterprise producing milk. In these circumstances, help can be invaluable computerization offeed production technology.

Keywords: feed, crop rotation, digestible protein, dairy complex, optimizing the structure of land, cost of production.

Сокращение объемов производства молочной продукции как в целом по Российской Федерации, так и в Рязанской области объясняется рядом причин, к которым следует отнести, в частности, ухудшение материально-технического обеспечения, низкая заинтересованность сельских товаропроизводителей в результатах своего труда и особенно низкое качество кормления сельскохозяйственных животных.

Молочное животноводство остается технологически отсталой отраслью. Молочные фермы слабо механизированы, преобладает стойловое содержание скота с высокой скученностью.

Многие специалисты основную причину низких показателей в отрасли молочного животноводства в стране видят в слабой кормовой базе, в частности, наиболее остро проявляются недостатки в низком качестве производимых кормов. За период с 1990 по 2010 годы производство грубых и сочных кормов в стране снизилось в 4 раза, и составляет в настоящее время 18,2 млн. т кормовых единиц в год. Все корма отличаются низким содержанием переваримого протеина. Для создания прочной и надёжной кормовой базы следует расширять посевы бобовых и зернобобовых культур, многолетних и однолетних трав, оптимизировать севообороты, наиболее эффективно использовать природные сенокосы и пастбища.

Россия богата природными кормовыми угодьями - это дешевый источник кормов, богатый всеми питательными элементами, необходимыми сельскохозяйственным животным. С другой сторо-

ны - кормовые экосистемы (пастбища, сенокосы) играют решающую роль в рациональном природопользовании, это один из компонентов биосферы, который выполняет природоохранные и продукционные функции в агрохолдингах и существенно влияет на экологическое состояние территории. К примеру, потерю гумуса на пашне в течение 1 года, экосистемы из многолетних луговых трав возмещают полностью за период в 2 - 3 года.

Современный уровень аграрного производства отличается тем, что вкладываются большие финансовые, материальные и трудовые ресурсы в производство зерна, получение высокобелковых и высокоэнергетических кормов на пашне, причём более 60 % зерна идёт на фураж. В результате высоки затраты и низка конкурентоспособность производства молока. В современных условиях актуальной является проблема улучшения природных кормовых угодий, повышения их продуктивности.

Перспективная роль в развитии кормопроизводства принадлежит улучшенным продуктивным пастбищам. Затраты на корма при пастбищном содержании сокращаются более чем в 2 раза, уменьшаются затраты ГСМ в 6 - 7 раз, затраты труда и другие статьи затрат. В результате себестоимость производимых на пастбищах кормов снижается в 2 - 3 раза в сравнении со стойловым содержанием, улучшаются обменные процессы и воспроизводительные функции животных.

Следует признать, что в современных условиях сложилась дис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.