Научная статья на тему 'Развитие мировой ядерной энергетики и cоздание в Иркутской области международного центра по обогащению урана'

Развитие мировой ядерной энергетики и cоздание в Иркутской области международного центра по обогащению урана Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
328
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯДЕРНАЯ ЭНЕРГЕТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ПО ОБОГАЩЕНИЮ УРАНА / NUCLEAR POWER INDUSTRY / INTERNATIONAL CENTRE OF URANIUM ENRICHMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Суходолов Александр Петрович, Суходолов Яков Александрович

Развитие мировой атомной энергетики связано с надежным обеспечением отрасли урановым сырьем и обогащением урана. В Иркутской области имеются все предпосылки для создания международного центра по обогащению урана. Эти аспекты рассмотрены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD NUCLEAR POWER INDUSTRY'S DEVELOPMENT AND ESTABLISHING AN INTERNATIONAL CENTER FOR URANIUM ENRICHMENT IN IRKUTSK REGION

The development of world nuclear power industry is associated with the industry's secure supply of uranium raw materials and uranium enrichment. In Irkutsk region there are all prerequisites for establishing an international center for uranium enrichment. These aspects are discussed in this article.

Текст научной работы на тему «Развитие мировой ядерной энергетики и cоздание в Иркутской области международного центра по обогащению урана»

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 339.9 A.n. СУХОДОЛОВ

ББК 64.5 доктор экономических наук, профессор, г. Иркутск

e-mail: [email protected]

Я.А. СУХОДОЛОВ

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ МИРОВОЙ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И СОЗДАНИЕ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ЦЕНТРА ПО ОБОГАЩЕНИЮ УРАНА

Развитие мировой атомной энергетики связано с надежным обеспечением отрасли урановым сырьем и обогащением урана. В Иркутской области имеются все предпосылки для создания международного центра по обогащению урана. Эти аспекты рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова: ядерная энергетика, международный центр по обогащению урана.

Развитие атомной энергетики в мире.

В настоящее время примерно в 30 странах мира работает около 450 коммерческих ядерных реакторов. Их суммарная генерирующая мощность оценивается в 375-400 ГВт (примерно 16% мировой выработки электроэнергии). По оценкам экспертов, к 2025 г. энергомощность всех ядерных реакторов может вырасти до 500 ГВт и более, а их доля в общей выработке электроэнергии превысит 30%.

В табл. 1 показано, как изменялось число ядерных энергоблоков АЭС в мире, а также прогнозируемое их количество.

Таблица 1

Рост количества ядерных энергоблоков

Если все АЭС мира заменить на тепловые электростанции, работающие на органическом топливе, то выбросы в атмосферу парниковых газов (в основном С02) превысят 600 млн т в год. Это стало бы гигантским «вкладом» в проблему глобального потепления.

Наиболее развита ядерная энергетика в США (свыше 100 ядерных энергоблоков, или 28%), Франции (16%), Японии (15%), Великобритании (10%) и России (8%) (табл. 2).

Таблица 2

Распределение ядерных энергоблоков

АЭС в мире

Год Количество энергоблоков

1954 1

1960 4

1970 116

1980 135

1990 328

2001 438

2004 442

2015 600

по странам мира

Страна Доля, %

США 28,4

Франция 16,1

Япония 14,5

Великобритания 9,6

Россия 8,2

Германия 5,2

Южная Корея 4,4

Канада 3,8

Украина 3,6

Швеция 3,0

Китай 0,8

Прочие страны 2,7

© А.П. Суходолов, ЯА. Суходолов, 2009

Четыре государства значительную часть (более половины) своих потребностей в электроэнергии удовлетворяют за счет АЭС: Франция (77%), Литва (74%), Бельгия (58%) и Словакия (53%) (табл. 3).

Таблица 3

Доля АЭС в производстве электроэнергии

в некоторых странах мира

Страна Доля, %

Франция 77,0

Литва 74,0

Бельгия 58,0

Словакия 53,0

Украина 47,0

Швеция 46,0

Болгария 45,0

Южная Корея 43,0

Венгрия 42,0

Швейцария 39,0

Словения 37,0

Япония 35,0

Армения 33,0

Германия 31,0

Финляндия 30,0

Испания 28,0

Великобритания 22,0

США 20,0

Чехия 19,0

Россия 15,0

Румыния 11,0

Бразилия 4,0

Индия 3,7

Китай 1,4

По данным МАГАТЭ, в ближайшие 15 лет в мире будет введено в эксплуатацию как минимум 60 атомных энергоблоков (в том числе в Индии и Южной Корее по 10 блоков, в Китае — 6). Сейчас в процессе строительства находится 27 реакторов, большинство из них (18) будет располагаться в странах Азии.

После аварии на Чернобыльской АЭС доверие к атомной энергетике пошатнулось. Высказывались идеи отказа от АЭС. В ряде стран были свернуты программы строительства новых энергоблоков. Но постепенно ситуация изменилась: с одной стороны, подорожало углеводородное топливо, а с другой — мировое сообщество поставило цель сократить выбросы в атмосферу парниковых газов. В этих условиях вновь возник интерес к ядерной энергетике. Стало увеличиваться производство электроэнергии на АЭС. А некоторые страны (например, Финляндия)

считают, что развитие ядерной энергетики является для них единственной возможностью выполнить условия Киотского протокола и обеспечить растущую экономику достаточным количеством электроэнергии.

Совершенно очевидно, что энергопотребление в мире будет расти одновременно с увеличением численности населения. По оценкам экспертов ООН, в 2000 г. население планеты составляло 6 млрд чел., к 2025 г. оно достигнет 8 млрд чел. и к 2100 г. стабилизируется на уровне 10-12 млрд чел.

Ожидаемое удвоение населения Земли, в основном за счет развивающихся стран, и их приобщение к индустриальной экономике могут утроить современную потребность в электрической энергии (до 6 000 ГВт). При этом атомная энергетика сможет взять на себя значительную часть (до 4 000 ГВт) ее прироста. Этому будет способствовать истощение природных месторождений газа и нефти, а также необходимость остановки глобального потепления, вынуждающая развитые страны мира срочно искать альтернативу существующим ТЭС.

Таким образом, ожидается рост мировой потребности в ядерном топливе, производство которого невозможно без обогащения урана.

Мировые запасы урана. Долгосрочные перспективы развития мировой атомной энергетики связаны с наличием экономически эффективных запасов урана. Рассмотрим, каковы эти запасы.

Месторождения урана открыты более чем в 40 странах мира. Суммарные запасы урана в них оцениваются в 30-40 млн т. При этом экономически эффективные запасы с себестоимостью добычи уранового концентрата до 80 дол. за 1 кг составляют примерно 3,8 млн т, 130 дол. за 1 кг — около 5 млн т1. В настоящее время именно эти наиболее экономически эффективные запасы существующих месторождений являются основным источником добываемого в мире природного урана.

Дополнительная геологоразведка, а также перевод части известных, но экономически нерентабельных запасов в категорию рентабельных в связи с ростом цен на уран увеличивают объем экономически эффективных запасов. (Например, переучет извес-

10% и менее. Это будет связано в основном с исчерпанием складских запасов. Начиная с 2020-х гг. мировой атомной энергетике будет требоваться все больше природного урана, доля которого вырастет до 90-95%. С учетом прогнозируемого роста мощностей АЭС годовая добыча природного урана в мире в 2030-50-х гг. должна достигнуть 70-80 тыс. т. Потребуются мощности для его обогащения.

Создание на базе Ангарского электролизного химического комбината Международного центра по обогащению урана. На базе производственных мощностей АЭХК планируется создание Международного центра по обогащению урана (МЦОУ), что обеспечит доступ иностранных партнеров к производственным мощностям по обогащению урана.

Цель создания Центра — уменьшить угрозу распространения ядерного оружия путем предоставления третьим странам возможности получать обогащенный топливный уран для АЭС без их доступа к «критическим» (с точки зрения режима нераспространения ядерного оружия) технологиям. При этом у потребителей появится возможность приобретать топливо, не создавая своих мощностей по обогащению урана.

Государство, пожелавшее построить у себя АЭС, сможет обратиться в МЦОУ с заявкой на поставку уранового топлива, которое будет производиться либо из урановой руды страны-заказчика, либо из руды сторонних государств. Это открывает всем странам доступ к мирному атому, не допуская распространения ядерных технологий и материалов, которые могут быть использованы для создания ядерного оружия.

Основными задачами организации МЦОУ в Ангарске являются развитие международного сотрудничества в сфере атомной энергетики; более полная загрузка мощностей АЭХК (заказы МЦОУ на услуги по обогащению урана будут размещаться на АЭХК); обеспечение открытости информации (работа МЦОУ будет осуществляться под контролем МАГАТЭ).

В январе 2006 г. на заседании Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества в Санкт-Петербурге Президент России В.В. Путин выступил с ини-

циативой создания системы международных центров по предоставлению услуг ядерного топливного цикла. Такие центры, действующие под контролем МАГАТЭ, должны обеспечить третьим странам доступ к мирной атомной энергии и исключить нарушение режима нераспространения.

Данная инициатива ориентирована на страны, которые развивают атомную энергетику и готовы приобретать топливо на мировом рынке. Им гарантируется недискриминационный (равный) доступ к продукции и услугам ядерного топливного цикла, включая обогащение урана и химическую переработку отработавшего ядерного топлива.

Инициатива Президента России осуществляется в рамках предложений международного сообщества относительно гарантированных поставок продукции и услуг ядерного топливного цикла, рекомендаций экспертов МАГАТЭ по многостороннему участию в ядерном топливном цикле.

В июле 2006 г. идея развития глобальной инфраструктуры атомной энергетики обсуждалась на саммите «большой восьмерки». В частности, президентами России В.В. Путиным и США Дж. Бушем была достигнута договоренность о создании сети международных центров по обогащению урана. Серьезным политическим мотивом, ускорившим реализацию идеи, стало желание Ирана иметь собственный полный урановый цикл. При этом организация сети центров рассматривалась в первую очередь как политический механизм укрепления режима нераспространения.

План первоочередных мероприятий по созданию МЦОУ утвержден Президентом России 14 июля 2006 г. И уже в сентябре того же года на юбилейной 50-й сессии Генеральной конференции МАГАТЭ сделано заявление Росатома о создании МЦОУ в Ангарске на площадке АЭХК. Генеральному директору МАГАТЭ М. Эльбарадею передано официальное приглашение на участие МАГАТЭ в деятельности МЦОУ.

В декабре 2006 г. принято решение Правительства России об исключении АЭХК, на производственной базе которого намечено создание МЦОУ, из перечня закрытых (особо режимных) объектов, поскольку для полноценного функционирования будущего

центра необходимо обеспечить присутствие иностранных партнеров.

Вскоре Государственная дума приняла закон «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Документ нацелен на реформирование гражданской части Росатома и создание холдинга «Атомэнергопром», деятельность которого должна привести к повышению конкурентоспособности отечественных организаций атомного энергопромышленного комплекса на международных рынках.

Таким образом, к 2007 г. были созданы все юридические условия для начала работы МЦОУ в Ангарске. Россия готова заключать контракты со странами, желающими воспользоваться услугами Международного центра по обогащению урана. Об этом в конце 2006 г. в Вене на специальном форуме в рамках 50-й сессии ГК МАГАТЭ заявил глава Федерального агентства Росатома С.В. Кириенко.

В январе 2007 г. Постоянное представительство Российской Федерации при международных организациях в Вене направило ноту в секретариат МАГАТЭ о включении Ангарского комбината в список предприятий, в отношении которых возможно применение гарантий Агентства. Российские специалисты совместно со специалистами МАГАТЭ приступили к разработке процедур контроля ядерного материала на таком сложном комплексе, как Ангарский комбинат.

Участникам проекта создания МЦОУ гарантированно предоставляются услуги по обогащению урана на коммерчески привлекательных условиях. Одним из первых свою заинтересованность в участии в проекте выразил Казахстан, имеющий 17% мировых запасов природного урана (второе место в мире). В свою очередь, в России сосредоточено почти 45% мировых мощностей по обогащению урана. Все это делает обе страны стратегическими партнерами в области атомной энергетики. Интеграция России и Казахстана в данной сфере деятельности существенно повысит их позиции на мировом рынке ядерных материалов. В октябре

2006 г. на встрече президентов двух стран достигнута договоренность о поддержании Республикой Казахстан российской инициативы. Итогом встречи стало принятие соответствующего межправительственного соглашения.

Кроме Казахстана, интерес к проекту проявили еще семь стран, которые намерены развивать атомную энергетику и получать энергетический уран, не овладевая при этом дорогостоящей технологией его обогащения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Любая страна, развивающая свою атомную энергетику и выполняющая обязательства Договора о нераспространении ядерного оружия, может стать участником проекта и акционером МЦОУ и получать свою долю доходов от его деятельности. Об этом говорится в уставных документах Центра и проектах межправительственного соглашения.

Кроме того, потенциально заинтересованы в участии в проекте создания МЦОУ государства, обладающие развитой уранодобы-вающей промышленностью, но не имеющие обогатительных мощностей. Следовательно, участниками проекта, кроме Казахстана, могут стать Австралия, Армения, Вьетнам, Индонезия, Иран, Таиланд, Турция, Узбекистан, Украина, ЮАР, Япония и др. Например, Армения полностью отвечает требованиям, предъявляемым к странам — участницам проекта. На ее территории есть АЭС и намечено строительство новых энергоблоков. При этом Армения, обладая запасами природного урана, не планирует создания собственных мощностей по его обогащению.

Таким образом, участие в проекте создания МЦОУ обеспечивает безопасный доступ стран к обогащенному урану, но не к технологиям его производства и устраняет препятствия для стран, развивающих свою атомную энергетику. Главным условием создания Центра стало получение экономической выгоды каждым участником проекта.

Федеральное агентство по атомной энергии рассматривало четыре возможные промышленные площадки для размещения МЦОУ — в Иркутской, Свердловской, Томской областях и в Красноярском крае (в этих субъектах Федерации имеются предприятия по обогащению урана). Выбор пал на Иркутскую область, где расположен Ангарский

электролизный химический комбинат. Его промышленная площадка имеет неоспоримые преимущества.

Во-первых, АЭХК в настоящее время сравнительно небольшое по мощности российское предприятие по обогащению урана с 50-летним опытом работы по данному профилю, в том числе на мировом рынке. На предприятии задействованы высококвалифицированные кадры и имеются свободные площади для расширения производства (на 2009 г. у АЭХК находятся в распоряжении четыре производственных корпуса, два из которых законсервированы с 1990-хгг.: раньше в этих цехах стояло газодиффузионное оборудование, теперь их можно использовать для установки нового современного оборудования и расширения производства).

Во-вторых, последние десятилетия деятельность АЭХК была направлена на развитие именно гражданского сектора ядерной отрасли (производство урана энергетического качества, т.е. повышение в природном уране содержания изотопа 235и до 5%).

В-третьих, здесь сравнительно недавно проведена коренная модернизация производства (предприятие с устаревшей и очень затратной газодиффузионной технологии разделения изотопов урана перешло на новую, более эффективную газоцентрифужную).

В-четвертых, в городе нет оборонных предприятий, а АЭХК решением Правительства РФ исключен из перечня особо режимных объектов. Это позволяет открыть создаваемый Центр для оказания услуг по обогащению урана странам — участницам проекта и обеспечить присутствие на комбинате международных инспекторов.

Создание на базе АЭХК Международного центра по обогащению урана будет способствовать развитию в регионе высокотехнологичного производства, увеличит объем реализации продукции за счет привлечения дополнительных зарубежных заказов. На первом этапе это обеспечит более полную загрузку имеющихся на АЭХК производственных мощностей. На следующих этапах, по мере увеличения количества заказов,

возможно создание дополнительных мощностей. По прогнозам Росатома, до 2015 г. производство продукции может быть увеличено с 2 до 4 млн ЕРР2.

По мнению экспертов, расширение производства привлечет в регион инвестиции (порядка 2,5 млрд дол.), создаст в Ангарске новые рабочие места (дополнительно потребуется 700-1 000 высококвалифицированных специалистов). Увеличится заработная плата. Налоговые платежи вырастут в 2-3 раза, соответственно, станет больше и доходная база консолидированного бюджета Иркутской области. Развитие инновационной деятельности потребует расширения подготовки соответствующих кадров, что обеспечит заказами высшие и средние учебные заведения региона.

Примечания

1 Помимо традиционной классификации урановых месторождений (степень геологической изученности, количественная оценка ресурсов и др.) МАГАТЭ использует показатель рентабельности их отработки при существующих способах добычи. Данный показатель учитывает прямые затраты на добычу, транспортировку и получение уранового концентрата, а также затраты, связанные с проведением геологоразведочных работ для продолжения деятельности добывающего предприятия, с обеспечением экологической безопасности в период эксплуатации месторождения и после его истощения. Иногда (где это необходимо) учитываются затраты на строительство новых горнодобывающих мощностей.

В зависимости от себестоимости добычи 1 кг уранового концентрата выделяется три категории урановых руд: до 40 дол. за 1 кг; до 80 дол. за 1 кг; до 130 дол. за 1 кг. В настоящее время рентабельной является отработка руд с себестоимостью добычи до 80 дол. за 1 кг.

2 ЕРР — единица работы разделения — общепринятая единица эффективности обогащения урана. Показывает, какую энергию нужно затратить для превращения природного урана в 1 кг энергетического (низкообогащенного) урана при стандартных условиях. Количество ЕРР зависит от энергозатратности обогатительных технологий и оборудования. Сейчас средняя стоимость 1 ЕРР в мире колеблется от 70 до 120 дол. В нашей стране благодаря современным центрифужным технологиям стоимость ЕРР составляет примерно 40 дол., что обеспечивает российской атомной промышленности высокую конкурентоспособность и позволит ей занять передовые рубежи на мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.