Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА / ЭКОНОМИКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / ПРАВО / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / МЕХАНИЗМ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПАРТНЕРСТВО / МЕТОДЫ / ОЦЕНКА / ДОХОДЫ / НАСЕЛЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕЗУЛЬТАТОВ / НОРМАТИВЫ / ДОКУМЕНТЫ / ТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирпанев Вадим Петрович, Черкашин Евгений Юрьевич, Желудкова Татьяна Владимировна

В работе исследованы проблемы государственно-частного партнерства в потребительской кооперации, вопросы разработки алгоритма организационно-экономического механизма, позволяющего получить экономическую выгоду в расширении ассортимента закупки у населения продукции, на основе модернизации правовых основ регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Раскрыты процессы социально-экономического характера, рассмотрены факторы, влияющие на построения экономико-правовых взаимоотношений государства и потребкооперации, действующих на сельских территориях. В данном исследовании мы уделили внимание не только взаимосвязи таких процессов, но и результативности деятельности потребительской кооперации. В частности, при рассмотрении опросов взаимодействия потребительской кооперации и населения выделены в доминирующую позицию пайщики, являющиеся основой создания потребсоюза и приоритетными потребителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кирпанев Вадим Петрович, Черкашин Евгений Юрьевич, Желудкова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE MECHANISM OF STATE REGULATION OF ECONOMIC AND LEGAL ISSUES OF CONSUMER COOPERATION

The paper studies the problems of public-private partnership in consumer cooperation, the development of an algorithm for an organizational and economic mechanism that allows obtaining economic benefits in expanding the range of products purchased from the population, based on the modernization of the legal framework for regulating the activities of business entities. The processes of a socio-economic nature are revealed, the factors influencing the construction of economic and legal relations between the state and consumer cooperation operating in rural areas are considered. In this study, we paid attention not only to the relationship of such processes, but also to the effectiveness of consumer cooperation. In particular, when considering surveys of interaction between consumer cooperatives and the population, shareholders were singled out as the dominant position, being the basis for creating a consumer union and priority consumers.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»

opyt-kso-chto-ta koe-na-samom-dele-ustojchivoe-razvitie (Дата обращения: 20.06.2022).

8. Чайка Ф. Blackstone vs BlackRock: как альтернативные инвестиции стали лидерами // финверсна - URL; https://www.finversia.ru/publication/ blackstone-vs-blackrock kak-altei nativnye-investitsü-sta]i-liderami-10369ü (дата обращения: 16.06.2022).

9. Шахназаряп Г. Стратегия "60/40" разочаровала фонды. Из-за низкой доходности облигаций // РБК И н е ест и ц и и - U R L: ht tps: //q u ote. rbc. г u/n е ws/a rt i с I е/ 6048dbaf9a79474f161 e04f0 (дата обращения: 10.06.2022).

10. СПАРК. Интерфакс // Информационная группа Интерфакс - URL: https://spark-interfax.ru/ (дата обращения: 10.06.2022).

11. Gobal-fnstitutional-investor-survey-2Q20 "How will ESG performance shape your future?" // EY -URL: https://assets.ey.com/content/darn/ey-sites/ey-com/en_gl/topks/assurance/assLjrance-pdfs/ey global-institutional-investor-survey-2020.pdf (дата обращения: 15.06.2022).

12. Institutional investors still lack clear ESG investment policies, analysis reveals // Founds Europe - URL: https://www.funds-europe.com/news/ i nstitutiona I- investors-still-lack-clear-esg-investment-policies-analysts-reveals (дата обращения: 15.06.2022).

13. Laugel E. and RoncalliT.: "The green risk premium and the performance (s) of ESG investing" // Amundi Shifts ^Narratives. 2022. №15.

IMPROVING THE MECHANISM OF STATE REGULATION OF ECONOMIC AND LEGAL ISSUES OF CONSUMER COOPERATION

Kirpanev Vadim Petrovich, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Economics and Management, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk

Cherkashin Evgeniy Yurievich, PhD of Judicial sciences, Associate Professor, Department of State and Legal Sciences, Stavropol institute of Cooperation (branch), Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Stavropol Zheludkova Tatiana Vladimirovna, PhD of Physical-mat. sciences, Department of Economics and Management, Nevinnomyssk State Humanitarian and Technical Institute, Nevinnomyssk

The paper studies the problems of public-private partnership in consumer cooperation, the development of an algorithm for an organizational and economic mechanism that allows obtaining economic benefits in expanding the range of products purchased from the population, based on the modernization of the legal framework for regulating the activities of business entities. The processes of a socio-economic nature are revealed, the factors influencing the construction of economic and legal relations between the state and consumer cooperation operating in rural areas are considered. In this study, we paid attention not only to the relationship of such processes, but also to the effectiveness of consumer cooperation, fn particular, when considering surveys of interaction between consumer cooperatives and the population, shareholders were singled out as the dominant position, being the basis for creating a consumer union and priority consumers.

Keywords: structure; economics; consumer cooperation; law;jurisprudence; mechanism; state regulation; partnership; methods; assessment; income; population; effectiveness of results; standards; documents; territory.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.5

УДК 336 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА

ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ ПО ТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

В работе исследованы проблемы государственно-частного партнерства в потребительской кооперации, вопросы разработки алгоритма организацион-но-экономического механизма, позволяющего получить экономическую выгоду в расширении ассортимента закупки у населения продукции, на основе модернизации правовых основ регулирования деятельности хозяйствующих субъектов. Раскрыты процессы социально-экономического характера, рассмотрены факторы, влияющие на построения экономико-правовых взаимоотношений государства и потребкооперации, действующих на сельских территориях. В данном исследовании мы уделили внимание не только взаимосвязи таких процессов, но и результативности деятельности потребительской кооперации В частности, при рассмотрении опросов взаимодействия потребительской кооперации и населения выделены в доминирующую позицию пайщики, являющиеся основой создания потребсоюза и приоритетными по греби тел ям и.

Ключевые слова: структура; экономика; потребительская кооперация; право; юриспруденция; механизм; государственное регулирование; партнерство;

ВАК РФ 5.2.3/08,00.05

© Кирпанев В.П., 2022 & Черкашин ЕЮ., 2022 ß Желудкова Т.В., 2022

методы; оценка; доходы; население; эффективность результатов; нормативы; документы; территория

Введение

В настоящее время на территории Российской Федерации действующие хозяйствующие субъекты потребительской кооперации несколько утратили свои позиции, по сравнению с показателями предыдущих периодов [1 ].

Нас заинтересовали вопросы правового статуса потребительской кооперации в корреляции с государственным регулированием бизнес- процессов, для чего потребовалось исследовать их взаимосвязь и взаимодействие.

Цель, которую мы поставили при этом исследовании, заключается в разработке организационно-экономического механизма в области государственно-частного партнерства хозяйствующих субъектов потребкооперации на основе экономико-правового регулирования процессов ее развития.

Проблема в том, что законодательно-нормативная база уже разработана и действует на территории Российской Федерации, но еще не позволяет потребительской кооперации осуществлять свою деятельность с наибольшей эффективностью, обеспечивать территориальные потребности и выходить на рынки территориальные, федеральные и зарубежных стран. Если рассматривать потребительскую кооперацию, действующую в пределах своей территории, то мы не можем говорить об эффективной работе. Так как, население, территориально относящееся к тому или иному кооперативному союзу в пределах своих доходов и потребности, не в силах скупить произведенную населением продукцию. Да и речь о расширении базы сбыта местной продукции в этом случае не может вестись, так как население, являясь производителем, не потребит всю произведенную продукцию.

Так, например в Федеральном законе "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" статья 2 вводит ограничение на использование в наименовании юр идич еского лица слов"потребител ьское общество" "союз потребительских обществ"[2].

Настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации", а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов "потребительское общество", "союз потребительских обществ" не допускается.

В этом случае действуют другие законы, например, федеральный закон, принятый 08.12.1 995 № 193-Ф3, в нынешней редакции от 06,12.2021 "О сельскохозяйственной кооперации". Хотя они идентичны в трактовках, так как союз потребительских обществ может иметь земли сельскохозяйственного назначения и заниматься производством пищевой продукции из выращенного сырья на своих площадях. В принципе потребительские общества не ограничены в этом роде деятельности.

Однако по сегодняшний день не решается проблема поддержки такой деятельности, как прием от населения (в первую очередь от пайщиков), избытков произведенной продукции на личном подво-

си си О си

-О 0-

9 к ь-X ш О

5-Ё

37

КИРПАНЕВ Вадим Петрович, кандидат экономических наук, доцент, кафедра Экономики и управления, Невинно-мысский государственный гума ни гарно- тех ни че с кий институт, Невинномысск

ЧЕРКАШИН Евгений Юрьевич, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры Государственно-правовых наук, Ставропольский институт кооперации (филиал), Белгородский университет кооперации, экономики и права, Ставрополь

ЖЕЛУДКОВ А Татьяна Владимировна, кандидат физико-ма тема тических наук, кафедра Экономики и управления, Невинномыс-ский государственный гуманитарно- технический институт, Невинномысск

рье. Нет просто рынка сбыта, и недостаточно перерабатывающих площадей, которые могли не только заниматься сбором и хранением продукции, но и ее переработкой и реализацией, что в свою очередь могло бы способствовать развитиюудаленных населенных пунктов, относящихся к сельским поселениям. Причин тому много, мы выделим лишь основные:

- незначительные объемы производства продукции населением, которые с экономической точки зрения не выгодно принимать и перерабатывать, так как большинство производителей пищевой продукции интересуют объемы от 1 тонны и выше;

- отсутствие условий хранения продукции;

- нет производственной базы (мини цехов) по переработке продукции.

Есть мнение, что на современном этапе развития производственных отношений в России потребительский кооператив можно рассматривать как системное средство для оздоровления бизнеса, защиты предпринимательской деятельности от недобросовестного вмешательства третьих лиц и государственных органов.

Мы солидарны с таким мнением, но хотелось бы отметить, что в свое время производственная база потребительской кооперации была "разрушена", не будем вдаваться в подробности, как и кем, так как не владеем данными по сути этого вопроса.

Факт прекращения деятельности такой производственной базы очевиден, например, ряд консервных заводов на территории Ставропольского края вообще прекратили свое существование (Ипатовский консервный завод и др.). Необходим новый механизм не восстановления, а механизм создания, строительства нового производственного комплекса. Предлагаем разработать законодательно-нормативную базу по модернизации потребительской кооперации, которая заключается в разработке проектной документации, позволяющей решить алгоритм взаимоотношений государства, потребительской кооперации и населения.

Дело в том, что на сегодняшний день утверждение о том, что потребительская кооперация служит новым "порывом" в бизнес »процессах не совсем верно, так как именно потребительская кооперация выполняет прежде всего социальную функцию сельских территорий. Кроме того, продолжая свою деятельность она обеспечивает логистическую цепь взаимовыгодных условий снабжения населения продуктами домашней кухни.

Мнение о том, что сейчас новая кооперация, то есть кооперация ресурсов физических, юридических лиц индивидуальных предпринимателей, которая основана на новых принципах управления и организации труда, обладающая инновационным потенциалом, несколько неверны. Потребительская кооперация всегда обладала инновационным потенциалом, поэтому не совсем ясно, о какой новой кооперации идет речь.

Даже взять, к примеру конец восьмидесятых годов прошлого столетия, когда дефицит продукции вынуждал торговлю вводить талонную систему на продажу товаров. В то время инновационная деятельность потребительской кооперации не тол ько осуществляла торговую де-ятельность, но и во многом способствовала сохранению социальной стабильности на товарных рынках.

Были разработаны новые виды продукции, организован их выпуск и т.д. Чиновничий бюрократизм и всевозможные "барьеры" нетолько "тормозили" деятельность, но иногда приводили к полной ликвидации хозяйствующих субъектов.

На наш взгляд, построение алгоритма взаимодействия законодательно-нормативной базы и экономики потребительской кооперации должно сопровождаться детальным анализом на основе достоверных данных. Обоснованная оценочная динамика состояния потребительской кооперации даст возможность разработки более надежного прогноза развития,

Основная часть

Мы, апеллируя данными официальной статистики, приходим к выводу о негативном положении дел в части развития производственной базы как в общем, так и по сети хозяйствующих субъектов потребительской кооперации, в частности.

Сокращение организаций и предприятий в муниципальных районах Ставропольского края очевидна, судя по данным официальной статистики, это сокращение продолжается и в настоящее время. Попробуем разобраться в динамике такого уменьшения численности хозяйствующих субъектов,тем более что в муниципальных образованиях доминируют территории сельских населенных пунктов.

В муниципальных образованиях Ставропольского края по состоянию на 01.04.2022 года числилось 341 77 единиц хозяйствующих субъектов с образованием юридическоголица, плюс к этому 77604 единиц были зарегистрированы без образования юридического лица, из которых индивидуальными предпринима-

телями числятся 7104, а 5884 единиц составляют крестьянско-фермерскиехозяйства. Вопрос состоит в том, достаточно ли на территориальной экономической площадке действующих хозяйствующих субъектов в системе торговли и предоставлении услуг населению. Если рассматривать с позиции средней численности работающих на одном хозяйствующем субъекте, то производственные предприятия занимают лидирующую позицию, минимальную численность занятых показывают торговые предприятия.

Система экономических взаимоотношений Государства и бизнеса должна обеспечивать сбалансированность развития как производства, так и торговли. В данном контексте, мы говорим об экономико-правовом регулировании со стороны государства, в части системы налогообложения производства и реализации продукции.

Предлагаем в налогообложении ввести ограничения на взимание платежей по использованию территориальной, местной, сырьевой продукции, реализуемой населению, законодательно закрепить в части реализуемой местной продукции через систему хозяйствующих субъектов потребительской кооперации пайщикам без учета налога на добавленную стоимость.

Развитие потребительской кооперации посредством только торговых "точек" невозможно, необходима логическая цепь; произ-водство-переработка-реализация, В этом варианте рассмотрения проблемы,сбор и заготовка местного сырьевого ресурса от населения должны быть продолжены переработкой и реализацией, что позволит расширить сеть предприятий потребительской кооперации.

Отметим, что по позициям структурного состояния дел показатели предыдущего года подтверждают снижение численности, так как в 2021 году на территории Ставропольского края со статусом юридического лица было 37375 единиц, а без образования юрлица -79712 единиц, в том числе индивидуальных предпринимателей - 72540, а КФХ - 6493 еди-ниц.

В 2019 году по Ставропольскому краю числилось хозяйствующих субъектов с образованием юридического лица - 44438 единиц, без образования юрлица - 8966, индивидуальных предпринимателей - 82063, а крестьянско-фермерски х хозя й ств - 6919единиц.

Среднестатистический показатель занятых на одном хозяйствующем субъекте в Ставропольском крае составляет всего лишь 10 человек.

В связи с таким рассмотрением вопроса сокращения, приходим к выводу, что ежегодно ч ислен ность хозя й ствующих субъектов сн и-жается на 10%, что вызывает массу вопросов, особенно влияние факторов на закрытие и ликвидацию предприятий. Ведь если посмотреть на структуру закрытия, то с 2019 года по сегодняшний 2022 год ликвидированы почти 4,5 тыс. предприятий без образования юридического лица, крестьянско-фермерских 1035 единиц закрылись, поэтому о развитии бизнеса в Ставропольском крае пока речи не может быть.

Необходимо разобраться с вопросами причин закрытия, провести детальный анализ и дать соответствующую оценки происходящего. Тем более, что индивидуальные предприниматели в общей картине сокращения лидируют, за рассматриваемый период более 11000 единиц были ликвидированы. С позиции 2019 года, когда их насчитывалось 82063 единиц, численность сократились до 71041 единицы.

Если взять факторы уровневого характера (федеральные, территориальные, местные), то приходим к выводу, что доминирует группа факторов общегосударственного масштаба, так как и по Российской Федерации складывается аналогичная ситуация (судя по официальным данным сокращение ежегодное составляет 8%). Исходя из этого можно сказать, что общая государственнаятенденция ликвидации хозяйствующих субъектов отразилась и на территории субъектов. В связи с чем, можно говорить об общем факторе влияния на развитие та кого рода событи й, и л и ш ь 2% зан и ма ют фа к-торы территориального характера, то есть предприятия закрыты по другим, внутрирегиональным причинам.

Конечно, сразу возникает вопрос по количеству закрытых предприятий потребительской кооперации, но здесь, исходя из логики мышления, можно выделить сферу деятельности торговых организаций в пределах населенных пунктов сельских поселений, исключив индивидуальных предпринимателей.

Сокращение хозяйствующих субъектов в сельских поселениях более негативно сказывается на всей инфраструктуре социальной и экономической стороны вопроса, чем в крупных городах. Прежде всего отметим, что в таких населенных пунктах при закрытии единственного хозяйствующего субъекта прекращает работу вся инфраструктура социальной направленности (школы, аптеки и т.д.).

В результате такого исследования мы приходим к выводу, что необходим новый меха-

си си О си

-О 0-

9 к

У-

X ш О

со

Ё

39

низм, уравновешивающий развитие экономической структуры.

Что касается потребительской кооперации, то, на наш взгляд, необходимо создание базы производственного и сбытового характера, на основе уже наработанного опыта в потребительской кооперации. К примеру, в 90-е годы прошлого столетия на базе сельских потребительских обществ, в пределахтерритории села, был и создан ы сел ьскохозяйствен н ы е заготп ромы, которые, в связи с известными событиями, происходившими в государстве,так и не смогли развернуть свою деятельность в полном объеме. Они лишь частично выполняли свои функции в основном по заготовки продукции, но не ее переработке.

В настоящее время требуется реанимировать их деятельность, чтобы цель, намеченная в то время, была достигнута сегодня. Для их реанимации необходимо создать законодательно-нормативную базу, которую предлагаем вводить комплексно, так как отдельно принятые законодательно-нормативные акты не дадут необходимого результата.

Под "базой" понимается свод законов и нормативов, касающихся потребительской кооперации и направленных, прежде всего, на выделение целевыхфинансовых ресурсов. Сырьевая база по производству пищевой продукции в сельской местности на территории Ставропольского края имеется, что подтверждается официал ьн ыми дан н ыми госуда рствен н ых ор га нов статистики. Надо рассчитывать еще на тот ресурс, который не попадает под базу данных, фиксируемую органами статистики, а таких не мало, Например, поличным подсобным хозяйством, где население выращивает не только фрукты и овощи, но и животноводческую продукцию..

Например, в 2019 году выращено всего скота и птицы на территории Ставропольского края 558,6 тыс. тонн, из них населением - 91,7, что составляет 16,4%. Для сравнения кресть-янско-фермерские хозяйства по аналогичному только 24,1 тыс. тонн, что доказывает о сохранении, как и в предыдущие периоды доминирующей роли личных подсобных хозяйств населения.

Такое негативное положение дел требует изменения в механизме взаимодействия, государственного регулирования в процессах деятельности как бизнеса в общем, так и потребительской кооперации, в частности.

Результаты

Механизм деятельности потребительского общества позволяет взаимоувязать интересы

производителя и потребителя. Во все времена своей деятельности она способствовала развитию не только сельской местности, но и города, логистическая цепь товародвижения была непосредственно связана с потребительской кооперацией. Обеспечение населения определенной территорией продукцией, переработанной на предприятиях потребительской кооперации выгодно экономически и целесообразно с социальной стороны.

Потребительская кооперация позволяет сочетать интересы и потребителя, и производителя, т.к. может предполагать изготовление или услугу под заказ и для себя, в соответствии с возможностями предоплаты. Само название говорит о себе, так как потребитель - основа деятельности потребительской кооперации.

Однако надо заметить, что потребительская кооперация и потребляет продукцию, которую сама же производит. Так, например, сеть общественного питания потребительского кооператива, развернутая в пределах сельских населенных пунктов, использует в основном продукцию, закупленную у населения. Предварительный анализ такого рода потребления говорит о сегодняшнем разбалансированнос-ти в таком механизме.

Закупка у населения производится не в ассортименте^ выборочно.Во-первых, из-за экономической выгоды, во-вторых, из-за сложности логической цепи товародвижения.

Здесь необходим механизм поддержки государственного характера нетолько экономически, но и социально. В пределах сданной продукции населением освобождать ее от налогообложения до момента реализации конечному потребителю.

Для такого вида деятельности требуется транспортная логистика, минимальные объемы закупок у населения можно компенсировать за счет ассортимента производимой продукции.

В уже упомянутом выше законе о потребительской кооперации, а конкретнее в статье 3, где обозначены основы взаимодействия государства и системы потребительской кооперации, довольно определенно сказано о самостоятельности хозяйствующих субъектов потребительской кооперации. Здесь же говорится об их взаимоотношениях на основе обоюдных соглашений государственных органов и потребительских союзов, В рамках таких соглашений их взаимодействие должно быть направлено на разработку и внедрение не только прогрессирующих технологий, но и механизма охвата каждого населенного пункта по местной продукции.

Бесспорно, что в центре внимания потребкооперации - его пайщик, то есть участник процессов и потребитель. В связи с чем, удовлетворение его потребностей приводит к стабильности в социальной сфере.

В такой среде простой человек может чувствовать себя более социально защищенным. Раскручивая небольшую модель потребительской кооперации по спирали, можно построить достаточно мощную структуру с устойчивой экономикой, положительной идеологией, гармоничным социумом. Использование возможностей потребительской кооперации сокраща-етзатраты на бытовые нужды у пайщиков.

Потребительское общество может организовывать кроме сбора, хранения и переработке местного сырьевого ресурса у населения еще и туристический и санаторный кластер, бытовой сервис (телефонную связь, услуги прачечной, и т.д.), за счет паевых взносов или целевых вложений пайщиков.

В том и другом случае эта деятельность для потребительского кооператива не является коммерческой, что позволяет, наряду с эффектом от консолидации платежей и пользования оптовыми ценами и скидками, в ряде случаев снижать себестоимость продукции и услуг за счет оптимизации налогообложения участвующих в системе потребительской кооперации предприятий, повысить тем самым их конкурентоспособность на рынке товаров и услуг.

В результате исследования приходим к некоторым выводам. Удалось установить причины отсутствия взаимодействия государства и потребительской кооперация, а вместе с тем и "торможение" процессов взаимодействия в части обеспечения товародвижения по завершенному циклу - от момента закупки местной продукции у населения, в требуемом ассортименте, до ее реализации конечному потребителю.

Для устранения таких причин мы предлагаем следующее:

-совершенствованиесистемы налогообложения для территориальной экономики потребительской кооперации, в части освобождения от налоговых платежей самого технологического процесса, связанного с местной продукцией, до момента окупаемости бизнес-процесса;

- в части освобождения от налога на добавленную стоимость при реализации местной продукции, пайщиков потребительского общества;

- в учете основных средств вести отдельный учет имущества, участвующего в произ-

водственно-торговом обороте местной продукции, для вывода из системы общего налогообложения при его модернизации;

- при определении справедливой стоимости ввести в законодательную базу дополнения по ее методике.

Что касается первого предложения, то потребуется введения учетной системы в субъектах потребительской кооперации отдельного реестра по регистрации технологического процесса в использовании местной продукции, Механизм на сегодняшний день достаточно сложен, так как требует дополнительного исследования -отмомента мониторинга объемов территориального ресурса для потребительской кооперации до разработки законодательной базе в части технологического процесса.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для этого потребуется: первое - оценка местного сырьевого ресурса в той части, которая еще не используется в настоящее время; второе - разработка бизнес-плана по использованию такого ресурса; третье - дополнение и изменения в законодательно-правовую базу.

Второе предложение потребует разработку социальной пластиковой карты пайщика, в целях учета реализуемой местной продукции ими. Такой механизм возможен посредством вовлечения в процесс финансовых структур, а именно банковской системы, поуже имеющимся в практике аналогам работы с клиентами в области пластиковых карт.

В учете основных средств справедл ивая стоимость отражает рыночную стоимость данного актива, которая конкретизирует балансовую ее стоимость. Тем более, что такая цена может быть подучена при реализации актива на рынке. Для этого потребуется методика достоверной оценки рыночной стоимости такого актива. В ином случае искажения ведут к последствиям нарушений в части налогообложения, выдачи кредитов и отражения результатов деятельности самого предприятия,

В части статьей 39, 40 Приказа Минфина России от28.12.2015 N 217н (ред, от 11.07.2016) "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации", необходимо дополнить приложением по методике определения справедливой стоимости имущества.

си си О си

-о 0-

9 к

У-

X ш О

со

Ё

41

В связи с этим следующие предложения, что касаемо потребительского общества, предусматривают совершенствование механизма использования основных средств при его участии в производственно-торговом обороте местной продукции.

Таким образом можно говорить о целом комплексе мероприятий, которые потребуют дополнительных исследований, особенно в части механизмов их реализации, что в свою очередь предполагает создание рабочих групп как по исследованиям, так и по внедрению.

Примечание:

1. Управление Федеральной службы государственной статистики по Северо-Кавказскому федеральному округу https://stavstat.gks.ru/ (Дата обращения 21.01.2022).

2. Закон РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" от 19.06.1992 № 3085-1 (последняя редакция).

3. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-Ф3 (ред. от 06.12.2021) "О сельскохозяйственной ко-опера ции".

4. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ(ред. от 01.05.2022).

5. Приказ Минфина России от 17.09.2020 № 204н "Об утвержден и и Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 "Основные средства" и ФСБУ 26/2020 "Капитальные вложения" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2020 N 60399).

6. ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650®) "О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)" (вместе с "Методическими рекомендациями "Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)", утв. СК России, ФНС России).

7. Приказ Минфина России от 23.12.2015 N 217н (ред. от 11.07.2016) "О введении Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.201 б N40940).

ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELING IN PRICING OF SHIPBUILDING PRODUCTION

Mamedova Ley/a Eldargyzy, PhD of Economics, Associate Professor

Gogolukhina Maria Eugenie ma, PhD of Economics, Associate Professor

Zhinkina Tatiana Nikolaevna, Associate Professor

Saint-Petersburg State Marine Technical University, Saint-Petersburg

The purpose of the study is to analyze the results of the economic activity of the enterprise, the parameters that affect the price and pricing using mathematical modeling and the use of exponential dependence. To obtain a reliable forecast of profitability ratios for making managerial decisions, the dependences of the following values over time with an interval of two to twelve months were identified: the relationship between the law of price change and total revenue, costs, current and total profit; a model for determining the expediency of price changes is proposed. The data obtained using the developed model make it possible to visualize the change in predicted values at various stages of the product life cycle, determine the points at which there is no current profit, and reasonably choose the time when it is advisable to bring the product to the market or stop its sale.

Keywords; pricing; shipbuilding; economic and mathematical modeling; price; shipbuilding yard.

DOI 10.24923/2222-243X.2022-44.6

ЭКОНОМИЮ MA ТЕМА ТИЧЕСКОЕМОДЕЛИРОВАНИЕ В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Цель исследования - проанализировать результаты экономической деятельности предприятия, параметры, влияющие на цену и ценообразование с применением математического моделирования и использованием экспоненциальной зависимости. Для получения достоверного прогноза коэффициентов рентабельности деятельности для принятия управленческих решений были выявлены зависимости следующих величин во времени с интервалом от двух до двенадцати месяцев: взаимосвязь закона изменения цены и совокупной выручки, издержек, текущей и совокупной прибыли; предложена модель определения целесообразности изменения цены. Данные, полученные с использованием разработанной модели, позволяют наглядно представить изменение прогнозируемых величин на различных этапах жизненного цикла товара, определить точки, в которых текущая прибыль отсутствует, обоснованно выб-

УДК 338.51

ВАК РФ 5.2.3/08.00.05

© Мамедова Л.Э., 2022 © Готлюхина М.Е., 2022 © Жинкина Т.Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.