Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 1 ■ Январь
DOI: 10.18454/IRJ.2016.43.077 Драгунова Л.В.1, Худышкина Е.Н.2
1ORCID: 0000-0002-9897-5716 , Кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, денежного обращения и кредита Финансово-экономического института Тюменского государственного университета, 20RCID:0000-0001-7786-5625,Старший преподаватель кафедры специальных дисциплин Тюменского филиала
Сибирского университета потребительской кооперации РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ
Аннотация
В статье показаны роль и место сельскохозяйственных и потребительских кооперативов в экономике региона. Рассмотрены основные критерии повышения конкурентоспособности кооперации, а также построен профиль логистических процессов в системе потребительской кооперации.
Ключевые слова: региональная экономика, потребительская кооперация, сельскохозяйственные кооперативы, социальное предпринимательство, логистическая интеграция.
Dragunona L.V.1, Khudyshkina E.N.2
10RCID: 0000-0002-9897-5716, Candidate of Economic Sciences, Tyumen state university, 20RCID:0000-0001-7786-5625, Senior lecturer of special disciplines of the Tyumen branch of the Siberian university of consumer cooperation
DEVELOPMENT OF SOCIALLY ORIENTED INTEGRATION PROCESSES FOR INCREASE OF COMPETITIVENESS OF AGRICULTURAL AND CONSUMER COOPERATIVES
Abstract
The role and place of agricultural and consumer cooperatives in region economy are shown in article. The main criteria of increase of competitiveness of cooperation are considered, and also the profile of logistic processes in system of consumer cooperation is constructed.
Keywords: regional economy, consumer cooperation, agricultural cooperatives, social business, logistic integration.
В условиях рыночной экономики основными требованиями функционирования организаций потребительской кооперации являются не только безубыточность хозяйственной деятельности, получение прибыли, но и удовлетворение экономических и социальных интересов пайщиков, членов трудового коллектива, осуществление социальной миссии.
Выполнение социальных задач потребительской кооперации невозможно без соответствующего уровня конкурентоспособности, которая влияет на экономическую безопасность всей системы кооперативного движения.
Социальное предпринимательство кооперации направлено на решение или смягчение социальных проблем обслуживаемого населения и пайщиков. Ее деятельность характеризуется социальной направленностью, самоокупаемостью, финансовой устойчивостью и предпринимательским подходом, оказывающим долгосрочное позитивное влияние на потребительский рынок.
Определяя положение кооперации на региональном рынке, оценивая роль ее социальной миссии, можно определить более эффективные пути оптимизации хозяйственной деятельности.
Исторически, и уже традиционно, миссия потребкооперации заключается в развитии социальной инфраструктуры сельских районов, в обеспечении социальной роли потребительского рынка за счет удовлетворения потребностей покупателей, пайщиков, в обеспечении занятости населения, вовлекаемого в кооперативную деятельность, в укреплении продовольственной безопасности региона и страны. Развитие деятельности кооперации включает систему первоочередных мероприятий, позволяющих упрочнить позиции кооперативов на рынке товаров и услуг, а так же в социальной сфере.
Оптимизируя территориальную систему кооперативов Тюменской области и их взаимодействия, преследуется цель их объединения или укрупнения в тех случаях, когда необходимо сохранить ресурсный потенциал, значительно повысить экономическую эффективность и экономическую безопасность субъектов [6]. Применение интеграционных механизмов, указывает на целесообразность формирования и развития логистического процесса в территориальной системе кооперации.
Современный теоретический и практический опыт, а так же собственный положительный опыт региональной кооперативной деятельности в организации материальных, финансовых, информационных логистических потоков, является фундаментом новых преобразований.
Выполнение миссии потребительской кооперацией и осуществление каких-либо преобразований в условиях повышенной конкурентной борьбы, может осуществляться только при наличии финансовой устойчивости.
Анализ показателей финансовой устойчивости и платежеспособности Тюменского Облпотребсоюза по четырехлетнему горизонту наблюдения показал следующий тренд (рис.1).
37
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 1 ■ Январь
т-------------1-------------1-------------1
2012 год 2013 год 2014 год Рис. 1 - Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности Тюменского Облпотребсоюза
Результаты обобщенной оценки указывают, что коэффициенты текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами соответствуют нормативным значениям и сохраняются в положительной динамике. Сложившаяся тенденция является оптимальной для проведения ряда преобразований в укреплении социального предпринимательства, конкурентоспособности и развитии логистических процессов Облпотребсоюза. Сохраняющаяся высокая доля кредиторской задолженности снижает финансовую устойчивость, замедляет процессы развития и заметно влияет на значение коэффициента банкротства по всему четырехлетнему периоду наблюдения. Платежная дисциплина Облпотребсоюза имеет ряд недостатков, которые, прежде всего, связаны с неурегулированными финансовыми потоками. Изменить ситуацию в части повышения финансовой устойчивости поможет внедряемая система логистики, которая несет в себе оптимизацию материальных и финансовых потоков. Весомым фактором в необходимости внедрения системы логистики в Облпотребсоюзе, является увеличение доли убыточных субъектов с 8% до 15 % за четырехлетний горизонт наблюдения. Убыточными стали районные потребительские союзы, которые объединяют в себе десятки отдельных организаций розничной торговли, общественного питания. Причиной убыточности Райпотребсоюзов признано отсутствие оптимальных потоков товарных запасов и финансовых ресурсов.
Поднять и укрепить конкурентоспособность Облпотребсоюза, по нашему мнению, можно через повышение роли их социальной миссии в сельских районах Тюменской области, поскольку на 66 единиц кооперативов, объединенных в областной потребительский союз, приходится более четырехсот магазинов, пекарен, пунктов общественного питания. Удовлетворяя потребительские запросы на селе, можно охватить до 22% населения Тюменской области (по данным Росстата на 01.01.2015 г., это более 700 тыс.чел.).
Учитывая 120-летний практический опыт функционирования потребительской кооперации в России, активизация бренда кооперативного движения, как организационной формы, осуществляющего обеспечение населения (торговля, производство, заготовительная деятельность, общественное питание и др.) актуально и в современных экономических условиях.
Результаты анализа финансовых показателей Тюменского Облпотребсоюза, показали их устойчивое положение на рынке: численность субъектов сохраняется, материально-техническая база удовлетворительная, финансовая устойчивость стабильная более чем у половины членов союза, численность магазинов и пекарен увеличилась. Факторами риска областных кооператоров за последние четыре года являются: замедление совокупного объема хозяйственной деятельности на 0,2%, сокращение удельного веса продукции собственного производства на 5%, сокращение товарных запасов на 7%, снижение прибыли на 44%, наличие убыточных организации (15% от общего количества).
Мониторинг функционирования кооперативов показал, что преобразования в хозяйственной и финансовой сфере, являются необходимым условием дальнейшего существования их на региональном рынке.
Укрепление и сохранение конкурентоспособности субъектов, по нашему мнению, должно опираться на социальные факторы осуществления деятельности и на развитие логистических процессов.
Необходимость формирования системы логистики в деятельности кооперативов Тюменской области, обуславливается следующими факторами:
1) низкая эффективность цепей поставок сырья для производства и потребительских товаров приводит к низкой конкурентоспособности кооперативов;
2) несоответствие потоков закупок, поставок товаров и сырья с фактическими продажами;
3) отсутствие возможности качественного планирования закупок, поставок, доставки, по причине нестабильности договорных отношений с поставщиками;
4) низкая эффективность материальных и финансовых потоков;
5) наличие высоких затрат на обработку грузов и их хранение по причине, отсутствия соответствующих площадей.
38
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 1 ■ Январь
Логистические процессы в системе кооперации на уровне торгового посредничества могут реализовываться через материальные, финансовые, информационные потоки, как внутри областного потребительского союза, так и при взаимодействии кооперативов с внешней средой.
Система логистики может быть представлена многообразием процессов и операций. Она состоит в последовательности процессов закупки, транспортировки, складирования, хранения и реализации товаров.
Модель логистики областных кооператоров предполагает конкретизацию поведения каждого субъекта в логистической цепи. Обобщенная модель системы логистики схематично представлена на рис. 2.
<D
К
К
<D
X
РЭ
Й
О,
с
<D
О
X
m
s
н
й
о,
и
с
О
Рынок сбыта
т Управление распределением товарных запасов Прогнозирование спроса 1 Мониторинг рынка 1
Оперативное планирование 1 1
А Управление материальными потоками
Непроизводственное 1 Производственное
t Управление потребностью в товарных запасах Планирование снаб запас > жения товарными ами /
эынок снабжения
хг
й
X
X
Си
о
о
ЬЙ
те
й
ьй
о
щ
X
о
X
и
о
Ч
Рис. 2 - Логистическая система союза кооперативных организаций
Имеющееся и функционирующее складское хозяйство Облпотребсоюза, удовлетворительная материальнотехническая база, создают возможность создания логистической службы, функции которой могут быть следующими:
1) служба закупок осуществляет поиск поставщиков, формирует рациональные материальные и финансовые потоки, оценивает рыночную конъюнктуру, разрабатывает наиболее выгодные схемы расчетов, выбирает оптимальные модели закупок, проводит юридическую экспертизу закупок и оценивает их эффективность;
2) транспортная служба производит расчет количественной потребности в транспортных средствах, разрабатывает схемы дорожных карт, выбирает внешних перевозчиков, осуществляет диспетчеризацию транспортных потоков;
3) служба продаж осуществляет постоянную связь с потребителями, анализирует запросы покупателей, оценивает конъюнктуру спроса, моделирует оптимальные условия поставок, разрабатывает политику сервиса, отслеживает платежную дисциплину, оценивает эффективность поставок;
4) служба складского хозяйства осуществляет организацию погрузочных и разгрузочных работ, моделирует оптимальные схемы материальных потоков, управляет объемами товарных запасов, подготовка сырья к производственному потреблению.
Таким образом, логистическая система как механизм достижения конкурентного преимущества, имеет стратегическую значимость и оказывает влияние на их экономические показатели и развитие социального предпринимательства.
Внедряемые механизмы логистики позволят интегрированным субъектам контролировать складское хозяйство, отслеживать оборачиваемость запасов, не допускать затоваривания и дефицита товарных запасов, сокращать транспортные расходы и время доставки, снижать расходы на закупку товаров. Следовательно, логистическая интеграция в кооперации, объединяющая логистические процессы и ресурсы организаций с целью повышения их эффективности, является ключевым фактором успеха в конкурентной борьбе.
Основными преимуществами потребительской кооперации, влияющими на укрепление ее конкурентоспособности, являются:
охват регионального рынка (более четырехсот магазинов, пунктов общественного питания, пекарен и др.);
осуществление универсальных видов и направлений работы (торговля, производство, общественное питание, заготовительная деятельность);
наличие нескольких тысяч пайщиков, являющихся потенциальными покупателями;
сформированные организованные информационные потоки; наличие практического опыта в организации отдельных логистических операций и др.
Традиционным и основным направлением функционирования кооператоров является торговля. Предлагаемая логистическая интеграция позволит оптимизировать торговлю в следующих аспектах:
39
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 1 ■ Январь
1) создать систему сетевой розничной торговли, использующую единство бренда торговой сети, производимых товаров (хлеб, хлебобулочные изделия и т.д.) и др.;
2) сформировать механизмы финансового обеспечения через оптимизацию финансовых потоков, взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления для получения преференций на программной основе при выполнении социальной миссии кооперации;
3) разработать эффективные механизмы маркетинга, путем проведения соответствующих исследований, формирования общей маркетинговой политики, моделирования схем дисконтов, развития электронной торговли.
Следует отметить, что осуществляя социальное предпринимательство, возможна низкая экономическая эффективность отдельных субъектов, поскольку потребительская активность в различных районах области неравнозначна. Однако, «нормальный» уровень экономической эффективности, обеспечивающий поддержание конкурентоспособности и социальной значимости, может быть достигнут за счет оптимизации торговой сети, сокращения издержек при единых закупках, использования системы логистики, оказания дополнительных услуг населению.
Логистическая интеграция позволит получить экономический и социальный эффект в производственных направлениях кооперативов.
Повысить результативность производства возможно за счет:
1) организации оптовой закупки сырья;
2) информационного обеспечения о производственных инновациях, о рецептуре производимой продукции;
3) формирования единых стандартов качества производимой продукции;
4) ориентирования производства на конечного потребителя;
5) создания уникальных брендов производственных кооперативов и их продукции.
Социально значимым направлением функционирования кооперации, является организация общественного питания и оказание бытовых услуг. Поскольку в сельских районах области недостаточный уровень развития бытовой инфраструктуры и организации пунктов общепита, при выраженной потребности в данных услугах, то данная ниша потребительского рынка может быть охвачена кооперативным сообществом.
Заготовки и закупки являются уникальным конкурентным преимуществом всей системы потребительской кооперации. Современные экономические условия складываются под воздействием многих внешних факторов, влияющих на продуктовую безопасность региона. По этой причине, интеграция потребительских, сельскохозяйственных кооперативов, фермеров области, позволит активизировать их участие на рынке с наименьшими посредниками и довести до покупателя продукцию местных производителей в короткие сроки по оптимальной цене.
В цепях формирования инфраструктуры обслуживания населения в Тюменской области создана система сельскохозяйственной потребительской кооперации, включающая 114 сельскохозяйственных кооперативов (заготовительных, обслуживающих и др.). К основным видам заготавливаемой продукции в области относятся молоко, мясо, овощи, дикорастущие растения.
Формируемая модель логистики охватывает значительную численность сельскохозяйственных кооперативов. Динамика уровня развития кооперации Тюменской области представлена на рис.3.
40
35
30
25
20
15
10
5
0
37,2 36,4 36,4
2012 год 2013 год 2014 год
выручка от реализации на один сельскохозяйственный кооператив, млн.руб.
выручка от реализации на один потребительский кооператив, млн.руб.
Рис. 3 - Результаты деятельности кооперативов Тюменской области
Процесс импортозамещения, проводимый в стране и регионе, может повысить значимость интеграции потребительских и сельскохозяйственных кооперативов в решении ряда социальных задач: занятость населения в сельской местности; обеспечение населения качественной продукцией по оптимальным ценам; поддержка местных сельхозпроизводителей и др. Только за 2014 год Облпотребсоюзом было закуплено основных видов сырья, для последующей реализации потребителям на общую сумму 250,3 млн. руб.
40
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 1 ■ Январь
Меры по повышению экономической и территориальной доступности товаров и услуг для населения региона реализуются в рамках программного мероприятия «Субвенции по поддержке труднодоступных территорий» государственной программы Тюменской области «Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей» до 2020 года [5].
Как было отмечено, что реализация указанных преобразований, направленных на повышение конкурентоспособности кооперативов, возможна при наличии стабильной финансовой устойчивости [2]. Неотъемлемым условием ее укрепления, является выполнение следующих задач:
1) определение соотношения потребности и источников формирования финансовых ресурсов;
2) наличие гибкости в оптимизации денежных потоков;
3) эффективное распределение ресурсов по приоритетным направлениям хозяйственной деятельности;
4) обеспечение высокого профессионального уровня специалистов по управлению потоками ресурсов;
5) формирование оптимальной структуры источников финансирования по критериям их доступности и стоимости;
6) соблюдение платежной дисциплины, обеспечивающей платежеспособность;
7) оценка возможных коммерческих и финансовых рисков;
8) разработка альтернативных вариантов источников финансирования и направлений их использования;
9) использование инновационного программного обеспечения по учету, анализу и контролю финансовых ресурсов.
К программным мероприятиям, укрепляющим конкурентоспособность и повышающим социальную значимость кооперации, можно так же отнести:
1) участие в совместных целевых программах федерального, регионального и муниципального уровней (организация питания школьников, обеспечение товарами и продукцией собственного производства социально незащищенных групп населения и др.);
2) расширение сети пунктов бытового обслуживания, предприятий общественного питания на селе, учитывающих местные и демографические условия (плотность населения, парикмахерские услуги, семейные и корпоративные мероприятия, заявки на ремонт бытовой техники, пошив и ремонт одежды и др.);
3) сохранение выездной торговли и бытового обслуживания в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах области;
4) взаимодействие с органами социального обеспечения и со службами занятости по выполнению государственного и муниципального заказа (обслуживание ветеранов, инвалидов, привлечение безработного населения на сезонные и временные работы и др.);
5) осуществление постоянного мониторинга потребностей покупателей в соответствии с их платежеспособным спросом.
Совокупный социальный и экономический эффект от логистической интеграции в кооперации, очевиден, поскольку предлагаемые механизмы совершенствования работы и программные мероприятия повысят не только ее объективную социальную значимость, но и значительно будут способствовать укреплению конкурентоспособности. Это связано с тем, что логистические процессы позволяют обеспечивать поставку нужного товара (продукции, услуги), в нужное время, в нужное место с минимальными затратами и цивилизованными способами удовлетворить потребителя.
Логистическая интеграция сельскохозяйственных и потребительских кооперативов - оптимальный и неизбежный путь развития отрасли, так как, она является залогом успеха не только в укреплении финансовой устойчивости и конкурентоспособности, но и в борьбе за постоянного покупателя, а это, возможно, социально значимый и главный ресурс[5].
Литература
1. ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» от 19.06.1992 г. (в ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ).
2. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 год [Электронный ресурс] http:www.upload/docs/useful_docs/koncepciya.docx.
3. Постановление Тюменской областной думы № 312 от 24.05.2012 г. Тюменская областная дума. «О развитии потребительской кооперации в Тюменской области» [Электорнный ресурс] http://law.admtyumen.ru
4. «О выполнении постановления Тюменской областной Думы от 24.05.2012 № 312 «О рекомендациях «круглого стола» по теме: «О развитии потребительской кооперации в Тюменской области» от 01.06.2015 г. [Электорнный ресурс] http://www.duma72.ru
5. Постановление Правительства Тюменской области от 22.12.2014 года № 669-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей» до 2020 года [Электорнный ресурс]http://docs.cntd.ru
6. Драгунова Л.В., Худышкина Е.Н. Обеспечение экономической безопасности организаций потребительской кооперации в современных условиях развивающейся экономика//Экономика и предпринимательство.-2015.-№3(56).-С.817-821
References
1. Federal Law "About Consumer Cooperation (Consumer Societies, Their Unions) in the Russian Federation" of 19.06.1992 (in an edition of 02.07.2013 N 185-FZ).
2. The concept of development of consumer cooperation of the Russian Federation to 2015 [An electronic resource] http:www.upload/docs/useful_docs/koncepciya.docx.
3. The resolution of the Tyumen region duma No. 312 of 24.05.2012. Tyumen region duma. "About development of consumer cooperation in the Tyumen region" [the Elektornny resource] http://law.admtyumen.ru
41
Международный научно-исследовательский журнал ■ № 1 (43) ■ Часть 1 ■ Январь
4. "About implementation of the resolution of the Tyumen region duma of 24.05.2012 No. 312 "About recommendations of "a round table" about a subject: "About development of consumer cooperation in the Tyumen region" of 01.06.2015 [the Elektornny resource] http://www .duma72.ru
5. The resolution of the government of the Tyumen region of 22.12.2014 No. 669-p "About the statement of a state program of the Tyumen region "Development of the consumer market and consumer protection" till 2020 [the Elektornny resource] http://docs.cntd. ru
6. Dragunona L.V., Khudyshkina E.N. Providing of economic security of organizations of consumer co-operation is in the modern terms of developing economy //Economy and Entrepreneurship.-2015.-№3 (56).- S.817-821
DOI: 10.18454/IRJ.2016.43.027 Иванов С.О.
Старший преподаватель, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова ПРОБЛЕМЫ И ПРИНЦИПЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ РИСКА
Аннотация
В статье рассматривается важный этап оценки риска - идентификация рисков, и его роль в риск-менеджменте. Описаны проблемы идентификации рисков и подходы к их преодолению. Формулируются руководящие принципы идентификации риска.
Ключевые слова: риск-менеджмент, оценка риска, идентификация риска.
Ivanov S.O.
Senior lecturer, Chuvash State University PROBLEMS AND PRINCIPLES OF RISK IDENTIFICATION
Abstract
The article considers the important stage of risk assessment - risk identification. The problems of risk identification and approaches to overcome them are described. The guidelines of risk identification are formulated.
Keywords: risk management, risk assessment, risk identification.
Идентификация (выявление) рисков критически важный этап в управлении рисками. Риск, который не был идентифицирован на этой стадии, не будет включен в дальнейший анализ [4]. Так же, риск, идентифицированный поверхностно, может быть приятным несущественным, неактуальным, что приведет к погрешностям оценивания рисков и ошибкам их обработки. Рассмотрим основные проблемы процесса идентификации риска, и выделим принципы, позволяющие преодолеть их.
Согласно международному стандарту ISO/IEC 31000 [4] деятельность по управлению риском состоит из следующих этапов: установка контекста, идентификации риска, анализ риска, и оценивание риска, обработка риска. Этапы идентификации, анализа и оценивании риска сильно взаимозависимы и взаимосвязаны, и составляют единый непрерывный процесс - оценки риска. Из чего следует, что один метод оценки риска не может обеспечить одинаковые условия и результативность на разных этапах. Для чего рекомендуется использовать различные вспомогательные методы [4]. Достоинства и недостатки различных методов на разных этапах описаны в международном стандарте ISO/IEC 31010 [5]. Важность идентификации риска заключается в том, что он определяет полноту и адекватность процесса оценки риска.
Первая и основная проблема, возникающая при идентификации риска, состоит в том, что отсутствует единое понятие риска [1, 2]. «Различия в определениях риска зависят от контекста потерь, их оценки и измерения» [2]. Наличие нескольких, противоречивых, определений понятия «риск» затрудняет описание и дальнейшую обработку выявленного риска.
ISO/IEC 31000 определяет риск как «влияние неопределенности на цели организации» [4]. Данное определение хорошо подходит для оценки значения риска, но не для его идентификации. Большими возможностями, с точки зрения идентификации и анализа рисков, обладает определение риска как цепочки воздействия угроз на активы [3] (рис.1). Пути распространения воздействий от угроз к активам являются рисками. Каждый элемент (фактор) этой цепочки добавляет новые грани в определении риска, позволяя более точно описать и оценить риск. Так же появляется возможность отследить и проанализировать цепные (косвенные) воздействия, и соответствующие риски.
Рис. 1 - Цепочка воздействия угроз на активы
42