Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к развитию заготовительной деятельности потребительской кооперации Воронежского региона'

Концептуальные подходы к развитию заготовительной деятельности потребительской кооперации Воронежского региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
444
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / REGIONAL BUDGET / НАСЕЛЕНИЕ РЕГИОНА / REGION POPULATION / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ / CONSUMER COOPERATION / ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROCUREMENT / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ACTIVITY DEVELOPMENT STRATEGY / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сыроижко В.В., Голикова Г.В.

Цель статьи поиск путей повышения эффективности деятельности организаций потребительской кооперации, призванных участвовать в реализации общегосударственных задач, связанных с ростом уровня жизни населения, решением проблем продовольственной безопасности страны и реализацией социальной миссии на селе. Объект исследования система потребительской кооперации, предмет исследования политика, проводимая в области регулирования заготовительной деятельности. Методологическая и теоретическая основа положения, концепции, мнения и выводы, изложенные в трудах отечественных ученых по проблемам развития системы потребительской кооперации. Методологическая база работы наблюдение, сравнение, обобщение, а также статистического, системного виды анализа и научная абстракция. Представлена программа развития системы потребительской кооперации, реализация которой позволит улучшить ситуацию в заготовительной деятельности, поднять ее на качественно новый уровень. Это предполагает совершенствование организационнои социально-экономических отношений в рамках системы, модернизацию заготовительной деятельности и в целом потребительской кооперации, а также оптимизацию структуры управления. Программа развития для каждой отрасли конкретизирована стратегиями отдельных субъектов, каждый из которых преследует свои выгоды. Рассмотрены виды стратегии экономического развития: рост на существующих товарных рынках, разработка новых товаров, расширение рынка, диверсификация, стратегия вертикальной и горизонтальной интеграции. Определено, что система стратегического рыночного управления заготовительной деятельностью тесным образом связана с ускорением принятия управленческих решений. Сделаны выводы о том, что основные программные положения должны включать: перевод организаций заготовительной отрасли на интенсивный путь развития, поиск безубыточных форм работы предприятий, обеспечение взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий, проведение гибкой политики закупочных цен, а также отношений с перерабатывающими цехами и предприятиями, создание единой логистической системы потребительской кооперации, разработку инструментов кредитования и страхования рисков. Авторы считают, что важность реализации данных положений определяется необходимостью государственной поддержки потребительской кооперации в целом и заготовительной деятельности в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conceptual approaches to consumer cooperation procurement activity development of the Voronezh region

Importance The article aims at searching for the ways to strengthen the operating efficiency of consumer cooperation organizations that serve to fulfil national tasks related to increasing the population’s living standard, solving the issues of the country's food security, and performing social mission in rural areas. Objectives The target of the research is the system of consumer cooperation. The scope of the research includes the policy implementation in the sphere of field of procurement regulation. Methods The methodological and theoretical framework encompasses regulations, concepts, opinions and conclusions presented in the works of national scientists on consumer cooperation system development. Observation, comparison, synthesis, statistical and system analyses and scientific abstraction served as a methodological procedure of the study. We present a program for consumer cooperation system development. Its implementation will improve the situation in procurement and take it to a new qualitative level. This implies improving institutional and socio-economic relationships within the system, modernizing procurement activities and the entire consumer cooperation, as well as optimizing management structure. The development program for each sector includes strategies of individual entities. Each entity seeks for its particular benefits. We have considered strategies of economic development: growth on existing product markets, new product development, market expansion and diversification, strategy of vertical and horizontal integration. The paper states that strategic market management of procurement activities is closely linked to accelerating management decision-making. Results We believe that the key policy provisions should include the transfer of procurement sector organizations to intensive path of development, search for non-deficient forms of operation, ensuring interaction of agricultural producers and processing enterprises. In addition, the key policy provisions should include flexible pricing policy, as well as relations with processing plants and enterprises, establishing a single logistics system of consumer cooperation, developing instruments of lending and risk insurance. Conclusions and Relevance We conclude that the need for State support to consumer cooperation in general and procurement in particular stresses the importance of implementing these provisions.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к развитию заготовительной деятельности потребительской кооперации Воронежского региона»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

УДК 338.4:631.1

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ЗАГОТОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ВОРОНЕЖСКОГО РЕГИОНА

В.В. СЫРОИЖКО, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, аудита и финансов E-mail: valentma_syroizhko@mail.ru Воронежский институт кооперации (филиал) Белгородского университета кооперации, экономики и права

Г.В. ГОЛИКОВА, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления организациями E-mail: ggalina123@yandex.ru Воронежский государственный университет

Цель статьи - поиск путей повышения эффективности деятельности организаций потребительской кооперации, призванных участвовать в реализации общегосударственных задач, связанных с ростом уровня жизни населения, решением проблем продовольственной безопасности страны и реализацией социальной миссии на селе.

Объект исследования - система потребительской кооперации, предмет исследования - политика, проводимая в области регулирования заготовительной деятельности.

Методологическая и теоретическая основа - положения, концепции, мнения и выводы, изложенные в трудах отечественных ученых по проблемам развития системы потребительской кооперации. Методологическая база работы - наблюдение, сравнение, обобщение, а также статистического, системного виды анализа и научная абстракция.

Представлена программа развития системы

потребительской кооперации, реализация которой позволит улучшить ситуацию в заготовительной деятельности, поднять ее на качественно новый уровень. Это предполагает совершенствование организационно- и социально-экономических отношений в рамках системы, модернизацию заготовительной деятельности и в целом потребительской кооперации, а также оптимизацию структуры управления. Программа развития для каждой отрасли конкретизирована стратегиями отдельных субъектов, каждый из которых преследует свои выгоды. Рассмотрены виды стратегии экономического развития: рост на существующих товарных рынках, разработка новых товаров, расширение рынка, диверсификация, стратегия вертикальной и горизонтальной интеграции. Определено, что система стратегического рыночного управления заготовительной деятельностью тесным образом связана с ускорением принятия управленческих решений.

Сделаны выводы о том, что основные программные положения должны включать: перевод организаций заготовительной отрасли на интенсивный путь развития, поиск безубыточных форм работы предприятий, обеспечение взаимодействия сельскохозяйственных товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий, проведение гибкой политики закупочных цен, а также отношений с перерабатывающими цехами и предприятиями, создание единой логистической системы потребительской кооперации, разработку инструментов кредитования и страхования рисков. Авторы считают, что важность реализации данных положений определяется необходимостью государственной поддержки потребительской кооперации в целом и заготовительной деятельности в частности.

Ключевые слова: региональный бюджет, население региона, потребительская кооперация, заготовительная деятельность, стратегия развития, экономический рост

Основными субъектами заготовительной деятельности в Воронежской области являются магазины. Вся закупаемая продукция сосредоточивается в каждом крупном магазине, торгующем продовольственной группой товаров. Потенциал области по закупкам сельскохозяйственной продукции достаточно высокий. Закупки - это реальный вклад в борьбу с бедностью, прямое участие потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности страны.

Различным аспектам деятельности потребительской кооперации посвящены работы многих ученых:

- проблемы и перспективы развития заготовительной деятельности в потребительской кооперации анализировали Р.И. Бунеева, В.Н. Иванов, С.М. Имяреков, О.И. Клименко, Л.Е. Котельникова [1, 3, 5, 6, 8];

- тенденции и направления развития потребительской кооперации в России и Беларуси освещали М.Л. Васильева, Л.И. Ильина, Н.В. Ружанская, Е.Н. Кузнецов, Н.Г. Миценко, М. Салова [2, 3, 9, 11, 15];

- бизнес-планирование в потребительском кооперативе изучали Л.А. Мещерякова, Е.Н. Лапина1;

- перспективы, принципы и методы оценки деятельности кооперативных организаций

1 Мещерякова Л.А., Лапина Е.Н. Особенности бизнес-планирования в сельскохозяйственном потребительском кооперативе // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 8. С. 51-57.

рассматривали В.В. Сыроижко, М.А. Воронова, И.И. Кульнева, НИ. Щеблыкина2;

- стратегии развития заготовок определяли И.В. Роздольская, Л.И. Шумская [14];

- развитие экономиче ского потенциала организаций потребительской кооперации исследовала Е.А. Хрючкина3;

- роль и ответственность потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности оценивали В. Романенко, А.В. Ткач, Ю.А. Романова, В.Г. Федоров, А.М. Фридман [14, 18, 19, 20] и др.

Стратегия развития закупочной деятельности должна разрабатываться в сответствии с общей концепцией развития потребительской кооперации.

При разработке программы развития заготовительной деятельности для системы Воронежского облпотребсоюза целесообразно исходить из следующих положений:

- главным условием динамичного и стабильного развития потребительской кооперации является удовлетворение интересов основных вовлеченных групп потребителей товаров и услуг в социально-экономические и организационно-экономические отношения системы;

- работники потребительской кооперации и пайщики являются движущей силой и социальной основой системы потребительской кооперации [13].

В программе также необходимо учитывать интересы основных субъектов:

- интересы потребителей товаров и услуг потребительской кооперации - это получение доступных и качественных товаров и услуг;

2 Сыроижко В.В., Воронова М.А., Кульнева И.И. Перспективы развития заготовительной деятельности в системе потребительской кооперации Воронежской области // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 4. С. 265-272.

Сыроижко В.В. Экономическое моделирование и рейтинговая оценка деятельности кооперативных организаций Воронежской области // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 170-173.

Сыроижко В.В., Воронова М.А., Кульнева И.И. Использование экономико-математических методов анализа в оценке деятельности кооперативных организаций // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 142-145.

Сыроижко В.В., Воронова М.А., Щеблыкина Н.И. Оценка наличия ресурсов сырья для заготовительной деятельности кооперативных организаций. Воронеж: Научная книга, 2014. 167 с.

3 Хрючкина Е.А. Направления развития экономического по-

тенциала организаций потребительской кооперации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 2. С. 195-200.

СУЩЕСТВУЮЩИЕ РЫНКИ

НОВЫЕ РЫНКИ

ИНТЕГРАЦИЯ

V. Стратегия вертикальной и горизонтальной интеграции

I. Рост на существующих товарных рынках: II. Разработка новых товаров:

- увеличение доли рынка; - добавление новых функций;

- интенсификация потребления (увеличение - расширение товарного ассортимента

частоты использования,увеличение на новых рынках

используемого количества);

- поддержание торговой марки

III. Расширение рынка: IV. Диверсификация:

- географическое расширение; - родственная;

- выход на новые сегменты - неродственная

Рис. 1. Стратегии экономического роста предприятий потребительской кооперации

- интересы работников потребительской кооперации - это обеспечение достойного уровня жизни, условий труда, социального и пенсионного обеспечения, вознаграждения труда сообразно вложению собственных сил и средств;

- интересы пайщиков - это доступ к товарам и услугам потребительской кооперации на льготных условиях, целесообразность вложения средств в развитие потребительской кооперации4.

Достижение прибыльного роста в заготовительной деятельности предполагает выполнение следующих правил управления:

- необходимо преуспевать в основном виде деятельности;

- целесообразно отзывать ресурсы из отраслей, в которых нет перспектив для будущего роста;

- требуется развивать навыки стратегического анализа, в особенности способность определять формирующиеся тенденции и субкатегории;

- необходимо разрабатывать варианты для будущих предложений (находить варианты роста внутри системы благодаря методам креативного мышления);

4 Сыроижко В.В. Основные принципы рыночного саморегулирования организации // Предпринимательство. 2008. № 5. С. 61-69.

- нужно развивать и использовать основные активы и компетенции5.

Программа развития для каждой отрасли потребительской кооперации представлена стратегиями отдельных субъектов, каждый из которых преследует свои выгоды. В потребительской кооперации в зависимости от целей и отраслевой принадлежности экономических субъектов можно выделить некоторые виды стратегии экономического роста6, на основе которых затем формируется программа развития (рис. 1).

Исходя из существующих рынков в заготовительной деятельности, по нашему мнению, целесообразно реализовывать стратегии увеличения доли рынка и увеличения используемого количества. Это определяется возможностями расширения личных подворий, восстановлением и развитием инфраструктуры перерабатывающих цехов, углуб-

5 Сыроижко В.В., Голикова Г.В. К вопросу об инновационном направлении развития рынка РТИ в Воронежской области // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 3. С. 120-124.

6Мещерякова Л.А., ЛапинаЕ.Н. Особенности бизнес-планирования в сельскохозяйственном потребительском кооперативе // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 8.

С. 51-57.

лением интеграционного взаимодействия с другими экономическими субъектами как по вертикали, так и по горизонтали. На существующих рынках заготовительной деятельности вполне могут получить реализацию стратегии расширения товарного ассортимента на новых рынках и разработка новых товаров для того же рынка. Это может быть как колбасная продукция и мясные полуфабрикаты, так и производство подсолнечного масла, расфасовка семян подсолнечника, производство кондитерских изделий, возрождение народных промыслов и др.

На новых рынках вполне могут быть реализованы предложенные в табл. 1 стратегии в рамках развития интеграционных процессов как на уровне различных кооперативных структур, так и в рамках создания интегрированных корпораций, сфера влияния которых может выходить далеко за рамки одного региона. Стратегии вертикальной и горизонтальной интеграции, расширения рынка и диверсификации могут быть реализованы в рамках более крупной стратегии товарно-рыночного инвестирования. Данная стратегия определяет конкурентные возможности заготовительной деятельности, укрепление занятых позиций, минимизацию инвестиций при повышении их эффективности. Она преполагает функциональную, эмоциональную и социальную выгоду: хорошая цена, лучшее качество продукта, широта товарного ассортимента, инновационные предложения7.

При реализации данной стратегии необходимо учитывать стратегические компетенции - определенные направления деятельности, в которых данная отрасль наиболее сильна, а также стратегические активы - ресурсы, превосходящие ресурсы конкурента. В число активов и компетенций могут быть включены здания, офисы, склады, а также ресурсы управления и компетентность управленческих кадров.

Система стратегического рыночного управления заготовительной деятельностью тесным образом связана с ускорением принятия управленческих решений (рис. 2).

Потребительская кооперация - это система с большим экономическим и кадровым потенциалом, способностью тесно взаимодействовать с сельскохозяйственными производителями, обладающая

7 Мещерякова Л.А. Влияние санаторно-курортного комплекса Кавказских Минеральных Вод на экономическое и социальное развитие региона // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 4. С. 29-35.

гибким механизмом перераспределения средств и ресурсов, способная выдержать конкуренцию, эффективно обслуживать пайщиков и всех сельских жителей8. В настоящее время прежние связи потребительской кооперации и сельскохозяйственных предприятий должны перейти к новым отношениям, основанным на взаимовыгодном сотрудничестве и партнерстве, товарно-денежном обмене. Учитывая, что развитие аграрного сектора объективно можно проанализировать только в долгосрочном периоде, необходимо искать внутренние резервы для сохранения и развития сельскохозяйственного производства, а также пополнения доходов сельского населения.

Значительные продовольственные ресурсы в настоящее время находятся в частном секторе, в том числе в личных подсобных хозяйствах граждан, это и обусловливает активизацию заготовительной деятельности предприятий потребительской кооперации, которые традиционно занимаются закупкой сельскохозяйственной продукции в частном секторе [10].

Потребительская кооперация более чем за вековую историю своего развития накопила огромный потенциал в работе с населением. Рыночные отношения требуют новых подходов в осуществлении более эффективной работы заготовительных организаций потребительской кооперации, что определяет необходимость разработки Программы развития заготовительной деятельности. По нашему мнению, Программа развития заготовительной деятельности региона должна опираться на Концепцию развития потребительской кооперации Российской Федерации до 2015 г. Данная Концепция предлагает опираться на опережающую наступательную стратегию. Согласно Концепции главной целью развития заготовительной деятельности является «наращивание объемов закупок при гарантированном сбыте»9. Необходимым условием достижения данной цели выступает вовлечение «личных подсобных и фермерских хозяйств и иных малых форм производителей сельскохозяйственной продукции в единый процесс спланированного и организованного производства сельскохозяйственной

8 Сыроижко В.В., ВороноваМ.А., Щеблыкина Н.И. Оценка наличия ресурсов сырья для заготовительной деятельности кооперативных организаций. Воронеж: Научная книга, 2014. 167 с.

9 Сыроижко В.В., Воронова М.А., Кульнева И.И. Использование экономико-математических методов анализа в оценке деятельности кооперативных организаций // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 1. С. 142-145.

Рис. 2. Составные элементы стратегического анализа для разработки программы развития заготовок

с позиций принятия управленческих решений

продукции и ее дальнейшей сдачи заготовительным предприятиям потребительской кооперации»10. В общем виде Программа развития заготовительной деятельности потребительской кооперации Воронежской области представлена на рис. 3.

Программа представляет собой многоступенчатый процесс. В ее разработке предполагается участие различных субъектов, проведение большого объема предварительной аналитической работы, разработка сбалансированной системы показателей, оценка рисков, разработка внутренних нормативных актов, функциональных стратегий и др. В основе предлагаемой Программы лежит стратегия товарно-рыночного инвестирования.

Основные программные направления, по мнению авторов, должны включать:

- перевод организаций заготовительной отрасли на интенсивный путь развития, под которым понимается способ увеличения объемов заготовок за счет повышения производительности труда, внед-

10 Сыроижко В.В. Экономическое моделирование и рейтинговая оценка деятельности кооперативных организаций Воронежской области // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 170-173.

рения эффективных технологий, которые находятся в активах потребительской кооперации;

- поиск безубыточных форм работы предприятий, а также наращивание объемов закупок качественной сельскохозяйственной продукции при наименьших затратах живого и овеществленного труда на единицу продукции;

- реализацию установки, что заготовительная деятельность является источником для обеспечения эффективной работы собственной промышленности и оказания услуг основному контингенту пайщиков, проживающих в сельской местности;

- обеспечение взаимодействия сельскохозяйственного производства, заготовок и перерабатывающих предприятий как фактора повышения эффективности деятельности потребительской кооперации в целом;

- проведение гибкой политики как с точки зрения закупочных цен, так и с точки зрения отношений с перерабатывающими цехами и предприятиями.

- гибкое планирование объемов закупаемых у населения даров природы, так как это зависит от условий года.

Рис. 3. Программа развития заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации

предприятия системы, но и другие организационно-экономические структуры с целью обеспечения конкурентоспособности российского продовольственного рынка в условиях работы в ВТО. Кроме того, в условиях работы в ВТО и отказа от прямого субсидирования сельскохозяйственного производства целесообразно создание в рамках потребительской кооперации единой производственно-торговой сети. Для позиционирования торговой сети системы целесообразно объявить конкурс в рамках системы и с превлечением сторонних организаций на разработку единого бренда, в котором бы отражалась деятельность системы;

- разработку инструментов кредитования и страхования рисков в системе потребительской кооперации.

Реализация данных направлений во многом определяется необходимос-

- создание единой логистической системы потребительской кооперации, где бы четко было определено место заготовительной деятельности;

- разработку внутренних нормативных актов, определяющих порядок закупок сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и фермерских хозяйствах сопряженных с государственными законодательно-правовыми нормами;

- организацию как универсальных, так и специализированных оптово-распределительных баз и магазинов;

- персональную ответственность руководителей за организацию всех видов деятельности потребительской кооперации, в том числе и заготовительной деятельности;

- формирование интегрированных корпоративных структур, которые могут объединять не только

тью государственной поддержки потребительской кооперации в целом и заготовительной деятельности в частности. Особенно это связано с нормативно-правовым регулированием. Малые формы хозяйствования, к которым относятся личные подворья и небольшие предприятия системы потребительской кооперации, не могут выдержать конкуренции со стороны крупных агропромышленных холдингов. Общий процесс интегрирования различных организационно-правовых форм в единую систему агробизнеса на основе кластерных принципов находится еще лишь на начальной стадии, поэтому установление льгот по региональным и местным налогам, разработка правил предоставления государственной поддержки из регионального бюджета, предоставление государственных гарантий заготовительным предприятиям являются необходимыми условиями

их успешного развития. Реализация Программы развития заготовительной деятельности региона также предполагает определенные формы финансово-кредитной (субсидии на уплату процентов по кредитам, выделение кредитов производителям для личных подворий) и организационно-консультационной поддержки предприятий потребительской кооперации. Совместная работа государственных органов и органов управления системы потребительской кооперации позволят вывести эту систему на новый виток развития, максимально адаптировать ее к рыночным условиям при сохранении социальной направляющей ее функционирования.

Список литературы

1. Бунеева Р.И. Развитие заготовительной деятельности потребительской кооперации как некоммерческой организации в условиях экономического кризиса // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2009. № 4. С. 70-73.

2. ВасильеваМ.Л. Потребкооперация: «грезы» о новом качестве. Анализ жизненного цикла организаций потребительской кооперации // Российское предпринимательство. 2008. № 11-2. С. 67-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Иванов В.Н. Тенденции и направления развития потребительской кооперации Республики Беларусь // Потребительская кооперация. 2014. № 3. С.24-30.

4. ИльинаЛ.И., Ружанская Н.В. Роль государственной поддержки в развитии потребительской кооперации Республики Коми // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2014. № 3. С. 3-10.

5. Имяреков С.М. Заготовительная деятельность потребительской кооперации Республики Мордовия: проблемы и перспективы развития: монография. Саранск: Красный Октябрь, 2006. 246 с.

6. Клименко О.И., ДмитриеваЮ.В., ЗубовД.С. Заготовительная деятельность потребительской кооперации: теория, практика, резервы повышения эффективности. Белгород: Кооперативное образование, 2006. 229 с.

7. Козырева Н.Н., Козырев Д.А. Роль потребительской кооперации в экономической составляющей устойчивого развития // Потребительская кооперация. 2013. № 1. С. 3-9.

8. КотельниковаЛ.Е. Заготовительная деятельность потребительской кооперации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 3. С. 48-51.

9. Кузнецов Е.Н. Развитие системы потребительской кооперации на современном этапе // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2010. № 5. С. 3-4.

10.Матузенко Е.В., Шиленко С.И. Фермерское предпринимательство Белгородчины: практика функционирования и направления развития // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 293.

11. Миценко Н.Г. Формирование конкурентоспособности интегрированных систем потребительской кооперации Украины // Потребительская кооперация. 2014. № 1. С. 20-26.

12.НаумчикА.А., Ракицкая О.Л., Степаненко Д.А. Тенденции освоения ресурсного потенциала заготовительной отраслью потребительской кооперации Республики Беларусь // Потребительская кооперация. 2013.№ 2. С. 11-28.

13. Роздольская И.В., Шумская Л.И. Стратегия развития заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации. Белгород: Кооперативное образование, 2001. 190 с.

14. Романченко В. Продовольственная миссия потребительской кооперации // АПК: Экономика, управление. 2007. № 6. С. 25-29.

15. Салова М. Становление и развитие потребительской кооперации в России // Международный сельскохозяйственный журнал. 2012. № 3. С. 14-17.

16. СимоноваН.Н. Сущность и значение системы заготовительной деятельности потребительской кооперации в современных условиях // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2012. № 1. С. 91-95.

17. Ткач А.В., Жуков А.С. Заготовительная деятельность потребительской кооперации на селе // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2013. № 2. С. 38-41.

18. Ткач А.В., Романова Ю.А. Основные направления участия потребительской кооперации в реализации национальных проектов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2007. № 11. С. 7-9.

19. Федоров В.Г., Димитриева Л.Н., Федорова Н.В. Заготовительная деятельность и пищевая промышленность потребительской кооперации в реализации доктрины производственной безопасности: монография. Чебоксары: РИО ЧКИ РУК, 2010. 147 с.

20. Фридман А.М. Социальная роль и ответственность потребительской кооперации за обеспе-

чение ресурсосбережения в стране // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2011. № 1. С. 3-7.

21. Черкасова О.В. Стратегические механизмы

формирования системы продовольственного обеспечения населения региона (на примере регионов севера РФ) // Экономика сельского хозяйства. 2010. № 3. С. 534.

Regional economics: theory and practice Development strategy

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

CONCEPTUAL APPROACHES TO CONSUMER COOPERATION PROCUREMENT ACTIVITY DEVELOPMENT OF THE VORONEZH REGION

Valentina V. SYROIZHKO, Galina V. GOLIKOVA

Abstract

Importance The article aims at searching for the ways to strengthen the operating efficiency of consumer cooperation organizations that serve to fulfil national tasks related to increasing the population's living standard, solving the issues of the country's food security, and performing social mission in rural areas. Objectives The target of the research is the system of consumer cooperation. The scope of the research includes the policy implementation in the sphere of field of procurement regulation. Methods The methodological and theoretical framework encompasses regulations, concepts, opinions and conclusions presented in the works of national scientists on consumer cooperation system development. Observation, comparison, synthesis, statistical and system analyses and scientific abstraction served as a methodological procedure of the study. We present a program for consumer cooperation system development. Its implementation will improve the situation in procurement and take it to a new qualitative level. This implies improving institutional and socioeconomic relationships within the system, modernizing procurement activities and the entire consumer cooperation, as well as optimizing management structure. The development program for each sector includes strategies of individual entities. Each entity seeks for its particular benefits. We have considered strategies of economic development: growth on existing product markets, new product development, market expansion and diversification, strategy of vertical and horizontal integration. The paper states that strategic market management of procurement activities is closely linked to accelerating management decision-making. Results We believe that the key policy provisions

should include the transfer of procurement sector organizations to intensive path of development, search for non-deficient forms of operation, ensuring interaction of agricultural producers and processing enterprises. In addition, the key policy provisions should include flexible pricing policy, as well as relations with processing plants and enterprises, establishing a single logistics system of consumer cooperation, developing instruments of lending and risk insurance. Conclusions and Relevance We conclude that the need for State support to consumer cooperation in general and procurement in particular stresses the importance of implementing these provisions.

Keywords: regional budget, region population, consumer cooperation, procurement, activity development strategy, economic growth

References

1. Buneeva R.I. Razvitie zagotovitel'noi deya-tel'nosti potrebitel'skoi kooperatsii kak nekom-mercheskoi organizatsii v usloviyakh ekonomiches-kogo krizisa [Developing procurement activities of consumer cooperation as a non-profit organization in the conditions of economic crisis]. RISK: Resursy, Infor-matsiya, Snabzhenie, Konkurentsiya = RISC: Resources, Information, Supplies, Competition, 2009, no. 4, pp.70-73.

2. Vasil'eva M.L. Potrebkooperatsiya: "grezy" o novom kachestve. Analiz zhiznennogo tsikla organizat-sii potrebitel'skoi kooperatsii [Consumer cooperation: "dreams" about new quality. The analysis of life cycle of consumer cooperation organizations]. Rossiiskoe predprinimatel 'stvo = Russian Journal of Entrepreneur-ship, 2008, no.11-2, pp. 67-70.

3. Ivanov V.N. Tendentsii i napravleniya raz-vitiya potrebitel'skoi kooperatsii respubliki Belarus' [Trends and areas of development of consumer cooperation of the Republic of Belarus]. Potrebitel 'skaya kooperatsiya = Consumer cooperation, 2014, no. 3, pp. 24-30.

4. Il'ina L.I., Ruzhanskaya N.V. Rol' gosudarstven-noi podderzhki v razvitii potrebitel'skoi kooperatsii Respubliki Komi [The role of State support in the development of consumer cooperation of the Republic of Komi]. Fundamental 'nye iprikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki = Fundamental and applied research of cooperative sector of economy, 2014, no. 3, pp. 3-10.

5. Imyarekov S.M. Zagotovitel'naya deyatel'nost' potrebitel'skoi kooperatsii Respubliki Mordoviya: problemy i perspektivy razvitiya: monografiya [Procurement activities of consumer cooperation of the Republic of Mordovia: problems and growth prospects: a monograph]. Saransk, Krasnyi Oktyabr' Publ., 2006, 246 p.

6. Klimenko O.I., Dmitrieva Yu.V., Zubov D.S.

Zagotovitel 'naya deyatel 'nost 'potrebitel 'skoi kooperatsii: teoriya, praktika, rezervypovysheniya effektivnosti [Procurement activities of consumer cooperation: theory, practice, reserveas of efficiency enhancement]. Belgorod, Kooperativnoe obrazovanie Publ., 2006, 229 p.

7. Kozyreva N.N., Kozyrev D.A. Rol' potrebitel'skoi kooperatsii v ekonomicheskoi sostavlyayushchei ustoi-chivogo razvitiya [The role of consumer cooperatives in the economic component of sustainable development]. Potrebitel'skaya kooperatsiya = Consumer cooperation, 2013, no. 1, pp. 3-9.

8. Kotel'nikova L.E. Zagotovitel'naya deyatel'nost' potrebitel'skoi kooperatsii [Procurement activities of consumer cooperatives]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh pred-priyatii = Economics of agricultural and processing enterprises, 2009, no. 3, pp. 48-51.

9. Kuznetsov E.N. Razvitie sistemy potrebitel'skoi kooperatsii na sovremennom etape [Developing the system of consumer cooperation at the present stage]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki = Fundamental and applied research of cooperative sector of economy, 2010, no. 5, pp. 3-4.

10. Matuzenko E.V., Shilenko S.I. Fermerskoe predprinimatel'stvo Belgorodchiny: praktika funkt-sionirovaniya i napravleniya razvitiya [Farming busi-

ness of the Belgorod region: practice of functioning and development areas]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2014, no. 1, pp. 293.

11. Mitsenko N.G. Formirovanie konkurent-osposobnosti integrirovannykh sistem potrebitel'skoi kooperatsii Ukrainy [Building the competitiveness of integrated systems of Ukraine's consumer cooperation]. Potrebitel'skaya kooperatsiya = Consumer cooperation, 2014, no. 1, pp. 20-26.

12. Naumchik A.A., Rakitskaya O.L., Stepanenko D.A. Tendentsii osvoeniya resursnogo potentsiala zagotovitel'noi otrasl'yu potrebitel'skoi kooperatsii respubliki Belarus' [Trends in developing resource potential of consumer cooperation procurement of the Republic of Belarus]. Potrebitel'skaya kooperatsiya = Consumer cooperation, 2013, no. 2, pp. 11-28.

13. Rozdol'skaya I.V., Shumskaya L.I. Strategiya razvitiya zagotovitel'noi deyatel'nosti organizatsii potrebitel'skoi kooperatsii [Development strategy of procurement activities of consumer cooperation organizations]. Belgorod, Kooperativnoe obrazovanie Publ., 2001, 190 p.

14. Romanchenko V. Prodovol'stvennaya missiya potrebitel'skoi kooperatsii [The food mission of consumer cooperation]. APK: Ekonomika, upravlenie = Agribusiness: economy, management, 2007, no. 6, pp. 25-29.

15. Salova M. Stanovlenie i razvitie potrebitel'skoi kooperatsii v Rossii [The formation and development of consumer cooperatives in Russia]. Mezhdunarodnyi sel 'skokhozyaistvennyi zhurnal = International agricultural journal, 2012, no. 3, pp. 14-17.

16. Simonova N.N. Sushchnost' i znachenie sistemy zagotovitel'noi deyatel'nosti potrebitel'skoi kooperatsii v sovremennykh usloviyakh [The essence and significance of the system of procurement activities of consumer cooperation in today's conditions]. Fundamental 'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki = Fundamental and applied research of cooperative sector of economy, 2012, no. 1, pp. 91-95.

17. Tkach A.V., Zhukov A.S. Zagotovitel'naya deyatel'nost' potrebitel'skoi kooperatsii na sele [Procurement activities of rural consumer cooperation]. Ekonomika sel 'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economics of agricultural and processing enterprises, 2013, no. 2, pp. 38-41.

18. Tkach A.V., Romanova Yu.A. Osnovnye napravleniya uchastiya potrebitel'skoi kooperatsii v realizatsii natsional'nykh proektov [The main areas of

consumer cooperation involvement in national projects implementation]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatii = Economics of agricultural and processing enterprises, 2007, no. 11, pp. 7-9.

19. Fedorov V.G., Dimitrieva L.N., Fedorova N.V.

Zagotovitel 'naya deyatel 'nost' i pishchevaya promysh-lennost' potrebitel 'skoi kooperatsii v realizatsii doktriny proizvodstvennoi bezopasnosti: monografiya [Procurement activities and food industry of consumer cooperation in implementing production safety doctrine: a monogrtaph]. Cheboksary, Printing and Publication Office of ChCI RUC Publ., 2010, 147 p.

20. Fridman A.M. Sotsial'naya rol' i otvetstven-nost' potrebitel'skoi kooperatsii za obespechenie resur-sosberezheniya v strane [Social role and responsibility of consumer cooperation for ensuring resource conservation in the country]. Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki = Fundamental and applied research of cooperative sector of economy, 2011, no. 1, pp. 3-7.

21. Cherkasova O.V. Strategicheskie mekha-nizmy formirovaniya sistemy prodovol'stvennogo obespecheniya naseleniya regiona (na primere regionov severa RF) [Strategic mechanisms of building a system of food supply for population of a region (the case of Northern regions of Russia)]. Ekonomika sel 'skogo khozyaistva = Agricultural economics, 2010, no. 3, p. 534.

Valentina V. SYROIZHKO

Voronezh Cooperative Institute, Branch of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law, Voronezh, Russian Federation valentina_syroizhko@mail.ru

Galina V. GOLIKOVA

Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation ggalina123@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.