Научная статья на тему 'СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ'

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шарипова Д.Р.

Статья посвящена вопросам совершенствования механизма финансирования в сфере здравоохранения. Определены основные направления развития системы финансирования здравоохранения в Республике Башкортостан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE FINANCIAL MECHANISM OF HEALTH

The article is devoted to improving the financial mechanism in the field of public health. The main directions of development of the health financing system in the Republic of Bashkortostan.

Текст научной работы на тему «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ»

интеграции общества / Д. Ю. Каримова, Б. Н. Каримов // Туризм. Право и экономика: федеральный научно-практический журнал. - 2012. - №1 (40). -С. 5-7.

4. Кузнецов С. А. Социальный туризм как феномен социального государства // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2012. - № 4(25)

5. РСТ и ТПП РФ подготовили предложения по развитию внутреннего и въездного туризма / Российский союз туриндустрии [Электронный ресурс]. URL: http://www.rostourunion.ru/ (Дата обращения: 24.03.2016).

6. Федеральное агентство по туризму РФ. Электронный ресурс: http://www.russiatourism.ru/. (Дата обращения: 24.03.2016).

7. Ханин Г. И. В России начался экономический кризис и, скорее всего, он будет долгим...// TERRA ECONOMICUS. - 2013. - Том 11. - № 2. С. 11-15.

8. Хасбулатова Б. М. Влияние мирового экономического кризиса на развитие туризма в России // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 7.

Шарипова Д.Р. магистрант 2 курса факультет «Государственное и муниципальное управление» ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан»

Россия, г. Уфа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ В

СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Статья посвящена вопросам совершенствования механизма финансирования в сфере здравоохранения. Определены основные направления развития системы финансирования здравоохранения в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: здравоохранение, финансирование, обязательное медицинское страхование.

Sharipova D. R. undergraduate

2nd year faculty "State and municipal management"

SEI HE "Bashkir Academy Public Service and Administration the Head of the Republic of Bashkortostan "

Russia, Ufa

IMPROVEMENT OF THE FINANCIAL MECHANISM

OF HEALTH

The article is devoted to improving the financial mechanism in the field of public health. The main directions of development of the health financing system in the Republic of Bashkortostan.

Keywords: healthcare , finance, compulsory health insurance.

Статьей 41 Конституции РФ закреплено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая предоставляется населению бесплатно в государственных лечебных учреждениях. В связи с этим основной целью реформирования здравоохранения должно стать улучшение здоровья населения на основе обеспечения общедоступности и качества медицинской помощи путем создания материально-технических, правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, соответствующих уровню потребности населения, современному уровню развития медицинских знаний, а также ресурсам, которыми располагают государство и граждане. В свою очередь улучшение качества и общедоступности медицинской помощи населению должно производиться на основе повышения структурной эффективности системы здравоохранения и возрождения профилактической направленности в здравоохранении.

Главным направлением преобразований в здравоохранении должны стать реформы, направленные на повышение эффективности и результативности организации и предоставления медицинской помощи, с тем чтобы вложенные в систему здравоохранения затраты давали максимально ощутимый результат. Поэтому, дальнейшее реформирование отрасли должно ориентироваться на реализацию следующих приоритетных направлений:

- сбалансированность государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи с их финансовым обеспечением;

- усиление контроля за ростом платных медицинских услуг;

- совершенствование обязательного медицинского страхования;

- развитие системы добровольного медицинского страхования как дополнительного источника финансирования системы.

В целях совершенствования системы финансового обеспечения отечественного здравоохранения предлагается некоторые мероприятия по каждому из вышеперечисленных направлений реформирования системы финансирования отрасли в отдельности:

1. сбалансированность государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи с их финансовым обеспечением. Здесь необходима конкретизация и законодательное закрепление государственных гарантий в отношении видов, объемов, порядка и условий предоставления бесплатной медицинской помощи, включая определение набора медицинских услуг, лекарственных средств, входящих в Программу государственных гарантий. Объем гарантий должен учитывать имеющие финансовые ресурсы. Важно решить вопрос об определении места ведомственных медицинских учреждений в условиях реформирования финансового обеспечения здравоохранения. В настоящее время наличие ведомственных учреждений здравоохранения приводит зачастую к увеличению неэффективных расходов на здравоохранение.

2. усиление контроля за ростом платных медицинских услуг. В целях усиления контроля за участием населения в финансировании системы здравоохранения срочно необходимо вмешательство органов государственной власти в процесс использования рыночных механизмов, в противном случае в ближайшем будущем возникает опасность того, что малообеспеченные группы населения не будут иметь равного доступа к качественной медицинской помощи. А также не нужно допускать дальнейшей коммерциализации здравоохранения, которая в свою очередь может допустить распространение самолечения населением.

3. совершенствование обязательного медицинского страхования должно сопровождаться следующим:

- осуществить разработку и внедрение критериев качества медицинской помощи, профилактика и оплаты медицинских услуг с учетом состояния здоровья населения, так как, принцип финансирования медучреждений «деньги идут за пациентом» может провоцировать медицинские организации увеличивать время пребывания больных в стационаре, увеличивать число посещений в амбулаторно-поликлинические учреждения;

- рассмотрение возможности расширения круга страхователей, уплачивающих страховые взносы на страхование неработающего населения.

- необходимо учитывать демографические особенности и показатели заболеваемости в регионе.

4. развитие системы добровольного медицинского страхования как дополнительного и существенного источника финансирования отрасли.

В рамках данного направления необходимо следующее:

- развитие ДМС как дополнения к бесплатной медицине, а не дублирование ее;

- рассмотрение возможности в дальнейшем законодательно не ограничивать круг медицинских услуг, которые могут включаться в программы ДМС;

- использование информационных баз данных для планирования и контроля объемов медицинской помощи.

Говоря об основных направлениях развития системы финансирования здравоохранения в Республике Башкортостан делаем вывод о необходимости проведения широкомасштабных мероприятий, направленных на преодоление структурных диспропорций и повышение эффективности использования ресурсов здравоохранения. Основными подходами к развитию системы здравоохранения Республики Башкортостан должны заключаются в следующем:

- продуманный перенос части объемов оказания медицинской помощи из сектора стационарной помощи в сектор амбулаторно-поликлинический;

- повышение приоритетности первичной медико-санитарной

помощи;

- увеличение объемов медицинских услуг, оказываемых в дневных стационарах;

- организация централизованных медицинских служб, способных эффективно использовать дорогостоящую медицинскую технику и кадровый потенциал;

- дальнейшее развитие системы управления и формирования кадрового потенциала с помощью рационального планирования подготовки и трудоустройства кадров, использования современных образовательных технологий;

- усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения здорового образа жизни, повышение мотивации к сохранению здоровья.

Таким образом, совершенствование системы финансирования здравоохранения должно проводиться в комплексе с развитием системы управления отраслью в республике. Необходимо четкое разграничение полномочий между органами государственной власти с определением роли и места органов управления здравоохранением на каждом уровне. В ряду главных механизмов должно предусматриваться следующее:

- внедрение эффективной системы анализа и стратегического подхода к планированию и осуществлению изменений;

- обеспечение на территории республики единого подхода к техническому и информационному обеспечению отрасли;

- совершенствование нормативно-правовой базы реформирования здравоохранения;

- развитие системы управления качеством медицинской помощи.

Набор этих механизмов позволил бы значительно повлиять на

повышение эффективности деятельности, как отдельных медицинских организаций, так и системы здравоохранения республики в целом.

Для дальнейшего развития материально-технической базы республиканского здравоохранения необходимо продолжить:

- строительство и реконструкцию имеющейся базы учреждений здравоохранения, оснащение их современной медицинской техникой;

- дальнейшее развитие единого информационного пространства здравоохранения путем интеграции информационных систем всех субъектов здравоохранения, обязательного медицинского страхования и социальной защиты населения в единую информационно-аналитическую систему.

Важной задачей является обеспечение соответствующего качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, поступающих в медицинские учреждения и аптечную сеть Республики Башкортостан, и снижение уровня некачественных и суррогатных лекарственных средств, расходных материалов и изделий медицинского значения. Дополнительное лекарственное обеспечение существенно повышает доступность к

современным эффективным лекарствам при оказании амбулаторной медицинской помощи отдельным категориям граждан, а также снижает потребность населения в необоснованной дорогостоящей стационарной медицинской помощи как источнике получения бесплатных лекарственных средств.

В целях рационального использования финансовых средств государственных учреждений здравоохранения необходимо ужесточить контроль за конкурсными процедурами по поставке медикаментов и расходных материалов. Это позволит отобрать надежных поставщиков, гарантировать качество медикаментов и существенно снизить цены на лекарственные средства.

Также в целях совершенствования системы здравоохранения республики можно предложить следующее:

1. Решением проблемы повышения качества медицинских помощи и ответственности врачей за ошибки в их профессиональной деятельности, может стать введение практики ограничений на их оплату, а также перенос ответственности за врачебные недочеты на самих врачей, а не на лечебное учреждение, как это принято сегодня. Вопросы качества и адекватности, предоставляемых в отрасли услуг должны контролировать независимые эксперты привлеченные извне.

2. Выявление на ранних стадиях и предупреждение серьезных заболеваний позволит сэкономить огромные объемы денежных средств, которые могут быть перенаправлены для решения других наиболее острых проблем отрасли здравоохранения. Для этих целей необходимо оказать бесплатное комплексное обследование населения. Например, после сорока лет, гражданин может записаться на такое обследование, в результате которого будет проверена сердечно-сосудистая система, проведут исследование на предмет наличия онкологических заболеваний, женщины могут пройти бесплатное гинекологическое обследование.

3. Также в целях оптимизации затрат на здравоохранение необходимо стимулирование населения к ведению здорового образа жизни, а также формирование в сознании людей принципа ответственности за свое здоровье. Этого можно добиться, например, разработав специальные программы поощрения.

4. В целях увеличения источников финансирования отрасли необходимо изменить порядок взимания взносов, который будет учитывать не только уровень заработной платы, но и другие доходы, такие, как получаемые дивиденды, доходы от ценных бумаг или предпринимательской деятельности. Если установить хотя бы минимальный процент взноса от этих доходов, то объемы поступающих средств на финансирование медицинских услуг существенно увеличатся, что позволит в свою очередь использовать поступившие ресурсы для решения наиболее проблемных вопросов, которых в отечественном здравоохранении не так уж и мало.

5. Серьезной проблемой отечественного здравоохранения является стремительный рост участия населения в формальной и неформальной оплате медицинских услуг. Необходимо укоренения мнения о том, что между врачом и пациентом не должно быть никаких финансовых отношений. Если в ближайшее время не принять жестких мер в решении данной проблемы, то самое бедное население республики вообще перестанет обращаться в лечебные учреждения, вследствие невозможности оплаты медицинских услуг. В этой связи необходимо законодательное введение запрета на оплату бесплатно гарантированных видов медицинской помощи. Это возможно осуществить в комплексе с улучшением финансирования и организации медицинской помощи, а также повышении престижности и оплаты труда медицинского персонала.

6. В целях усиления контроля за ценами на медицинские услуги необходимо разработать систему сдерживания цен, например, с помощью законов установить практику переговоров между страховыми компаниями и врачебными ассоциациями с участием органов власти. Это позволит удерживать цены на приемлемом уровне, учитывая, конечно же, уровень инфляции. Усиление контроля за ростом цен на медикаменты также можно осуществлять посредством установления материальной ответственности врачей за выписку лекарств, стоимость которых превышает законодательно установленные бюджетные ограничения.

Таким образом, используя предложенные меры государство могло бы оптимизировать затраты на систему здравоохранения и совершенствовать механизм финансирования данной отрасли.

Использованные источники:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Издательство «Омега-Л», 2011. - 220 с.

2. Фомина Е.А., Ковальская Ю.В. Территориальные финансы: управление расходами бюджета: учебное пособие, - Уфа: РИО БАГСУ, 2011.

3. Фомина Е.А., Ковальская Ю.В. Оценка кредитоспособности муниципальных образований: монография, - Уфа: БАГСУ, 2013.- 214 с.

4. Фомина Е.А., Ходковская Ю.В. Программный бюджет: развитие методологии // Финансы Башкортостана. 2016. №1

5. Фомина Е.А., Ковальская Ю.В. Риск-анализ доходов и расходов Республики Башкортостан // Финансы Башкортостана. 2014.№1, С.49-53

6. Фомина Е.А., Ковальская Ю.В. Риск-анализ территориальных бюджетов: монография - Уфа : БАГСУ, 2014. - 232 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.